Модель организации работы с одаренными детьми "Шаги к успеху"

Удовиченко Вера Владиславовна

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная методическая разработка

«Шаги к успеху»

модель организации работы с одаренными детьми

Удовиченко Веры Владиславовны,

учителя технологии МАОУСОШ№8 с углубленным изучением математики г.Старая Русса Новгородской области.

     В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Эта тенденция совпала с мировой, о чем свидетельствует постановление Совета Европы: «Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может.

       Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности  для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.

       Актуальность работы с одаренными детьми определяется еще несколькими обстоятельствами:

         В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.  

     Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одарённых детей очевидно не только в учебной среде, но и в обществе в целом. Проблема одарённости раскрывается в целом ряде научных исследований. Одарённый ребёнок, в отличие от одарённого взрослого – несформированная личность, будущее которого неопределённо и способности должны открыться. Поэтому необходимо разглядеть и раскрыть росток одарённости, не дать ему потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, так как их интеллектуальные и творческие достижения имеют не только личностный, а социальный смысл.  

     Годы кризиса в России негативно отразились на образовательном и интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

     В  этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования. Развитие одарённого ребёнка целесообразно рассматривать как развитие его внутреннего деятельного потенциала, способности быть автором, творцом, активным участником своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её осуществления, быть способным к выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности, стремиться выйти за её пределы.

     В тексте  национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" Д.Медведев вторым направлением  модернизации  развития школы 21 века обозначил развитие системы поддержки талантливых детей. «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей».  Работа с одарёнными детьми приобретает всё большую актуальность. Осознавая это, группа отечественных учёных сначала  разработала  рабочую концепцию одарённости, которая была положительно оценена на общероссийских конференциях психологов, а 3 апреля 2012 года Президент России утвердил Концепцию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. 

     Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

  •  Научно-методическая поддержка педагогов, работающих с данной  категорией детей.
  •  Психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных  детей.
  •  Обеспечение условий для творческого становления детей.
  •  Работа с родителями способных и одарённых детей, оказание им

           методической и практической помощи.

  •  Сотрудничество педагогов и родителей в  создании условий для развития  природных задатков дошкольников.

     Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный  потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере.

Теоретические аспекты изучения детской одаренности.

1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок».

     Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми 7.

     Одаренность - это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других:

- общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

- совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

- талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

     Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

     На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

     Большинство психологов рассматривает креативность (творческий потенциал) человека как один из важнейших и в известной мере независимый фактор одаренности. Американский психолог П. Торренс определил креативность как процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации. Этот процесс включает поиск и определение проблемы, выдвижение и проверку гипотез о путях ее решения, поиск и обоснование решений. Главную роль при этом играет дивергентное (идущее в разных направлениях) мышление, способное приводить к неожиданным выводам, в отличие от конвергентного, последовательного мышления, причем креативность обязательно предполагает интеллектуальное развитие человека выше среднего уровня, поскольку лишь такой уровень может обеспечить основу для творческой продуктивности. Кроме того, в многочисленных исследованиях была продемонстрирована важная роль мотивационно-личностных особенностей и условий социального окружения одаренных детей в реализации их потенциала. Согласно концепции Дж. Рензулли, развитие одаренности основано на взаимосвязи трех конструктов: интеллекта выше среднего уровня, креативности и приверженности к задаче.

     Тот или другой ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

     Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои модели, но к школьной либо социально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

     Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым 2. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

     Вторая особенность - непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

     В-третьих, большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

     Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия “одаренный ребенок” следует использовать понятие “признаки одаренности ребенка” (или понятие “ребенок с признаками одаренности”).

2. Признаки одаренности.

     Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий “хочу” и “могу”. Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

     Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.

3. Повышенная познавательная потребность, любознательность.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

     Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

     По критерию вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации. К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.

     Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности.

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность. В познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов. В художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. В коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.

Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

     Выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества.

Содержание модели  «Шаги к успеху»

по организации работы с одаренными детьми:

Цель: создание системы работы  педагога в урочной и внеурочной системах по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, создание условий для развития одаренности.

Задачи:

  • совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;
  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации;
  • банк данных «Одаренные дети», создание портфолио;
  • установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с   учреждениями дополнительного образования ( центров детского творчества, центром народных промыслов и ремесел «Берегиня», Старорусскойшколой искусств);
  • создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
  • расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, краевых олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах и т.п.

1 шаг: знакомство и выявление через урочную деятельность задатков – склонностей – способностей – одаренности у обучающихся:

  • Выявление одаренных обучающихся;
  • Индивидуальный подход в обучении (учет одаренности в том или ином направлении);
  • Дифференцированный подход в обучении (задания, карточки и т.п.);
  • Создание условий для раскрытия одаренности на уроке (творческая проектная деятельность).

2 шаг: девиз «Каждый ребенок талантлив, надо помочь ему его раскрыть» - вовлечение обучающихся (по желанию и по интересам) во внеурочную деятельность с целью:

  • Вовлечение во внеурочную деятельность по предмету (технология) «Декоративно-прикладное искусство. Роспись по дереву», «Декоративно-прикладное искусство. Волшебные узелки. Вязание крючком и на спицах», «Художественное творчество в дизайне»;
  • Вовлечение в кружковую деятельность «Мягкая игрушка»;
  • Вовлечение в научно-исследовательскую деятельность  (научно-исследовательские работы);
  • Вовлечение в творческую исследовательскую  деятельность (индивидуальные творческие проекты);
  • Рекомендации одаренным детям о посещении школ искусств, центров дополнительного образования с целью более полного раскрытия своей одаренности для получения начального профессионального образования);
  • Профориентация на ту или иную профессию (в зависимости от одаренности) – выставки, экскурсии, дополнительная литература и т.п;
  • Создание ситуации успеха (возможность раскрытия и проявления одаренности).

3 шаг: банк реализованных творческих и научных идей – мотивация: знакомство с вариантами творческих проектов, научно-исследовательских работ, изделий или их фотографии и т.п., ссылками на интернет источники и литературные источники, посещение различных выставок, мастер-классов народных умельцев и т.п.

4 шаг: проблема, поиск , исследование, самообразование – проблемно-поисковый.

5шаг: школа творчества, мастерские творчества – самостоятельная созидательная творческая и исследовательская  деятельность: непосредственное изготовление поделок и изделий; выполнение индивидуальных творческих проектов; научно-исследовательская деятельность

6шаг: результативность:

  • Участие в конкурсах и фестивалях декоративно-прикладного искусства;
  • Участие в тематических выставках поделок по декоративно-прикладному искусству, художественному и техническому творчеству;
  • Участие в социально значимых акциях (подарки ветерану, благотворительные марафоны и т.п.);
  • Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по общеобразовательным предметам (технологии);
  • Выполнение индивидуальных творческих проектов по технологии;
  • Выполнение научно-исследовательской работы по технологии;
  • Изготовление поделок, изделий и т.п. своими руками;
  • Выполнение презентаций для защиты собственных работ;
  • Презентация и защита собственных изделий, творческих проектов, научно-исследовательских работ, выставок;
  • Созданные собственные мини сайты или личные кабинеты, личные странички в сети Интернет (тематические сайты).

7 шаг: эффективность:

  • Грамоты и дипломы победителей или призеров конкурсов, фестивалей, олимпиад по технологии, декоративно-прикладным видам искусства, художественному и техническому творчеству и т.п.;
  • Грамоты и дипломы победителей или призеров конкурсов, фестивалей в рамках социально-значимых проектов и акций;
  • Благодарности за участие в социально значимых мероприятиях;
  • Статьи и отзывы в прессе, в Интернете;
  • Портфолио (накопление и систематизация грамот и дипломов за участие и победы в различных конкурсах, выставках, фестивалях и т.п., фото собственных изделий и работ, творческие проекты и научно-исследовательские работы, презентации и др. на электронных носителях).
  • Преемственность при выборе профессии (профориентация) – поступление в СУЗЫ и ВУЗЫ по окончании школы по профилю, соответствующему проявленной обучающимся одаренности.

         Говоря о развитии одаренности, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения. Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. История науки и особенно искусства дает массу примеров того, как отсутствие или потеря духовности  оборачивались потерей таланта. Нельзя забывать о том, что внедрение современных технологий обучения (в том числе дистанционных), создающих условия для выявления и развития задатков и способностей детей и молодёжи в образовательных учреждениях, должно сочетаться с  традиционными методами. Выявлению и развитию молодых талантов способствует тесное сотрудничество с Домом детского творчества, Старорусским Центром народных промыслов и ремесел «Берегиня». Творческие работы школьников, проявляющих интерес к исследовательской и творческой работе, предполагают  вариативность и индивидуальный подход.  Участие в конкурсах разного уровня активизирует творческую и интеллектуальную деятельность учащихся, помогает выявить детей, увлечённых декоративно-прикладным, техническим и художественным творчеством, а также способствует творческому росту самого учителя.         

Методическое обеспечение:  

  • в основе технология развивающего обучения И.П.Волкова для уроков технологии в внеурочной деятельности;
  • проектный метод обучения (Дьюи);
  • индивидуальное обучение;
  • дистанционное обучение.

Используемые рабочие программы:

  • рабочие программы по технологии 5-7 классы основе программы «Технология» и  примерного тематического планирования  соответствующего  ФГОС  (авторский коллектив А.Т.Тищенко,  Н.В.Синица, В.Д.Симоненко),  к учебникам «Технология» 5 -7 кл.,  Москва издательский центр «Вентана - Граф», 2012, 2013, 2014г.г.;
  • Рабочая программ кружка «Мягкая игрушка»;
  • рабочая программа внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное искусство. Роспись по дереву» 5-7 классы на основе авторской программы «декоративная роспись по дереву на уроках технологии» для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы блока «Рукоделие и ремесла» в разделе «Художественная обработка материалов»;
  • рабочие программы внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное искусство. Волшебные узелки. Вязание» 5-7 классы;
  • рабочая программа  внеурочной деятельности «Художественное творчество в дизайне» на основе «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество»: пособие для  учителей общеобразовательных  учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов.

Программа работы. Сроки реализации:

1 этап: диагностико-прогностический, методологический  (2013 – 2014 гг.)

Мониторинг одаренности.

Создание:

-        банка данных по одаренным детям;

-       банка творческих работ учащихся;

-        банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов.

2 этап:      деятельностный   (2014 - 2017 годы)

1.Рабочие  обучающие программы по внеурочной и кружковой деятельности.

2.  Выявление одаренных детей 5-6 классов.

3. Организация системы научно-исследовательской деятельности

учащихся.

4.  Внедрение метода проектов.

5. Переход на систему портфолио.

6.  Публикации работ  детского творчества.

7. Обобщение опыта работы по технологиям творческого и

интеллектуального развития.

3 этап:      констатирующий  (2018 - 2019 годы):

1.  Создание банка педагогического опыта по работе с одаренными.

2.Внедрение в практику работы  членов методического центра учителей технологии Старорусского муниципального района по направлению «Одаренные дети».

Используемые источники:

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.
  2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников [Текст] Н. С. Лейтес – М., 2001.
  3. Матюшкин А.М. Загадки одаренности [Текст] А. М. Матюшкин. – М.,1992г.
  4. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996.
  5. http://mvsosh7.ru/index.php/odari
  6. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/05/14/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-razvitiya-detskoy