Итоговое сочинение
Материал раздела познакомит учащихся с инструкцией по написанию сочинения, критериями проверки работы, планом написания, шаблонами возможных вступлений и заключений, а также списком основных произведений, необходимых для прочтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритм работы над сочинением | 15.08 КБ |
Классификация ошибок | 27.08 КБ |
Критерии оценивания итогового сочинения | 16.33 КБ |
Ответы на самые частые вопросы | 15.11 КБ |
Рекомендации к написанию сочинения | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм работы над сочинением
Шаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы.
Шаг второй. Выделяю в ней «опорное» слово или выражение, в котором мне видится главный смысл.
Шаг третий. Пытаюсь своими словами, коротко сформулировать тему.
Шаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
Шаг пятый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике как в твиттере. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения.
Шаг шестой. Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения
Шаг седьмой. Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне доказать свою правоту.
Шаг восьмой. Выстраиваю логическую последовательность своих доказательств.
Шаг девятый. Записываю их, составляю план.
Шаг десятый. Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
Шаг одиннадцатый. Возвращаюсь к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть моего сочинения
Шаг двенадцатый. Я проверяю написанное, переписываю в чистовик; проверяю пунктуацию и орфографию; ещё раз читаю, нахожу ошибки, исправляю их.
Предварительный просмотр:
Классификация ошибок
Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых при оценивании работы учащегося (по рекомендациям ФИПИ)
При оценивании работы учащегося ошибки делятся на:
Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначности.
Логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
№ | Вид ошибки | Примеры |
Г1 | Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий) | Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; скольконравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились. |
Г2 | Нарушение норм согласования | Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. |
Г3 | Нарушение норм управления | Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой. |
Г4 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого | Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. |
Г5 | Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. |
Г6 | Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство сопереживания. |
Г7 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
Г8 | Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. |
Г9 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
Г10 | Нарушение границ предложения | Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста. |
Г11 | Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Г12 | Пропуск члена предложения (эллипсис) | На собрании было принято (?) провести субботник. |
Г13 | Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится | Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. |
Грамматические ошибки (Г)
Речевые ошибки (Р)
№ | Вид ошибки | Примеры |
Р1 | Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. |
Р2 | Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов | Таким людям всегда удается объегорить других. |
Р3 | Неудачное употребление местоимений | Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; |
Р4 | Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов | По задумке автора, герой побеждает; |
Р5 | Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом | В таких случаях я взглядываю в словарь. |
Р6 | Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте | Были приняты эффектные меры; |
Р7 | Нарушение лексической сочетаемости | Автор использует художественные особенности. |
Р8 | Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Молодой юноша; очень прекрасный. |
Р9 | Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
Р10 | Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им. |
Р11 | Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
Р12 | Употребление лишних слов, лексическая избыточность | Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин. |
Логические ошибки (Л)
№ | Вид ошибки | Примеры |
Л1 | Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте | На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; |
Л2 | Нарушение причинно-следственных отношений | В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо. |
Л3 | Пропуск звена в объяснении, «логический скачок». | Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка. |
Л4 | Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению) | Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать? |
Л5 | Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица) | Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин. |
Л6 | Сопоставление логически несопоставимых понятий | Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. |
Композиционно-текстовые ошибки | ||
Л7 | Неудачный зачин | Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор… |
Л8 | Ошибки в основной части | а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. |
Л9 | Неудачная концовка | Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. |
Предварительный просмотр:
Критерии оценивания итогового сочинения
Критерий №1. «Соответствие теме»
Критерий №2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Критерий №3. «Композиция и логика рассуждения»
Критерий №4. «Качество письменной речи»
Критерий №5. «Грамотность»
Критерий №1. «Соответствие теме»
Критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.
Критерий №2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (худож. произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе.
Критерий №3. «Композиция и логика рассуждения»
Критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Критерий №4. «Качество письменной речи»
Критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения.
Критерий №5. «Грамотность»
Критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Подведение итогов
Критерии 1 и 2, «Соответствие теме» и «Аргументация», – главные.
Если по одному из них выпускник получил «незачет», работу дальше не проверяют, а школьник получает «незачет» за все сочинение.
То же происходит, когда количество слов в тексте меньше 250, включая служебные, или его признают списанным.
Чтобы получить «зачет» по сочинению, нужно набрать «зачеты» по первым двум и еще одному критерию.
Предварительный просмотр:
Ответы на самые частые вопросы
по итоговому сочинению
Когда будут известны названия тем?
За 15 минут до начала экзамена темы итогового сочинения будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (http://www.ege.edu.ru/, http://fipi.ru/).
Каков должен быть объем итогового сочинения?
Рекомендуемый объём не менее 300-350 слов. Работа объемом менее 250 слов не засчитывается. На работу отводится 3 часа 55 минут.
На чем писать итоговое сочинение?
Участники выполняют сочинение на выданных черно-белых бланках регистрации и бланке записи формата А4.
Как оценивается итоговое сочинение?
В школе работы оцениваются по системе «зачет» - «незачет».
Десятибалльная система оценивания используется для оценки сочинений при приеме в вузы, которые решили учитывать результаты сочинения как дополнительные индивидуальные достижения абитуриентов.
По желанию абитуриента вуз запрашивает из базы данных сочинение и оценивает его самостоятельно (возможно получить до 10 дополн. баллов к ЕГЭ).
Предварительный просмотр:
Рекомендации к написанию сочинения
Как написать итоговое сочинение на лучший балл?
- Хорошо обдумайте идею, то есть главный посыл работы.
- Составьте план.
Для примера возьмем тему «Какой поступок можно назвать бесчестным?».
Главная идея сочинения: «Бесчестный поступок – это тот, который нарушает нравственные нормы».
Тезисы можно сформулировать так:
1. Человек, совершивший бесчестный поступок, – эгоист.
2. Он пренебрегает общепринятой моралью.
3. Человек, который не может пожертвовать жизнью ради доброго имени, труслив и бесчестен.
Задумайтесь, как можно опровергнуть вашу точку зрения, и, по возможности , введите контраргументы.
Например, «Общественная мораль бывает жестокой и несправедливой».
Подкрепите тезисы примерами из литературы. Вы должны не только вспомнить название книги, где поднималась нужная тема, но и проанализировать ситуацию.
Выбирайте яркие эпизоды известных произведений. Не пересказывайте события, а давайте им оценку.
Можете вставить одну-две цитаты. Но не переборщите с чужими мыслями, ваша цель – изложить собственные.
Составив план, напишите сочинение на черновике.
Следуйте простой структуре:
1. Вступление (60-70 слов).
Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
2. «Мостик» к основной части (20-30 слов).
Укажите, что тема работы отражена во многих литературных произведениях.
3. Основная часть (200-250 слов).
Приведите один-два аргумента из литературы по такой схеме:
- укажите название произведения и автора («Тема поднимается в романе…»);
- вспомните конкретные ситуации, связанные с темой сочинения и подкрепляющие вашу идею;
- дайте оценку приведенным примерам;
- подведите промежуточные итоги;
- сделайте «мостик» к следующему аргументу («Тема также отражена в повести…»).
4. Вывод (60-70 слов).
Начните с вводной конструкции («Подводя итог…», «Так что же значит..?») и еще раз сформулируйте свою идею.