Семинар"Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов"
Описааны симптомы профессионального выгорания. Предоставлены занятия семинара и рекомендации педагогам по профилактике стресса выгорания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар
«Профилактика синдрома
профессионального выгорания педагогов»
Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.
выгорания обусловлен не столько «внешними факторами», но и внутренним миром определенного человека, прежде всего отсутствием психологической гибкости.
Синдром выгорания относится в том числе к феномену личностной деформации. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться. Особенно часто синдром выгорания развивается у педагогов.
Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Педагог почти не осознает его симптомы, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких педагогов.
Специфика педагогической работы отличается тем, что существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, а это требует от учителя значительного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряженностью делового общения.
Занимаясь изучением профессиональной дезадаптации педагогов, Л.С. Шафранова сформулировала характеристики труда воспитателей и учителей:
- постоянно присущее рабочим ситуациям ощущение новизны;
- специфика трудового процесса определяется не столько характером «предмета» труда, сколько особенностями самого процесса;
- необходимость постоянного саморазвития, так как иначе «возникает ощущение насилия над психикой, приводящее к подавленности и раздражительности»;
- эмоциональная насыщенность межличностных контактов;
- постоянное включение в деятельность волевых процессов.
Ресурсы преодоления «выгорания» могут быть рассмотрены в аспекте такой характеристики личности, как стрессоустойчивость. Сохранение или повышение стрессоустойчивости связано с поиском ресурсов, помогающих в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.
Симптомы профессионального «выгорания»
Выделяют 10 основных признаков эмоционального «выгорания» (психолог Е. Малер):
- истощение, усталость;
- бессонница;
- негативные установки;
- пренебрежение исполнением своих обязанностей;
- увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
- уменьшение аппетита или переедание;
- усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);
- усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
- чувство вины.
- переживание несправедливости.
Развитие синдрома носит поэтапный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Распространенной является модель синдрома «выгорания» - К. Маслач и С. Джексона (1981г.). Они выделяют три его основных составляющих: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и сокращенную профессиональную реализацию.
Чувство эмоционального истощения или изнеможения, невозможность работать с полной отдачей сил: по мере исчерпания эмоциональных ресурсов.
Возникает тенденция развивать отрицательное отношение к зависимым лицам (пациентам, клиентам, подчиненным, учащимся, детям). Это явление называется деперсонализация.
Развитие негативного отношения к себе и своей работе – потеря ощущения личных достижений.
Эмоциональная истощенность. Соблюдение дистанции при наступлении «выгорания» помогает охранить эмоциональное равновесие профессионала и уберечь его от излишних напряжений. Но незаметно такая «броня» становится настолько толстой, что ни одно чувство не проникает сквозь нее.
Эмоциональное «выгорание» начинает проявляться в нарушении сферы отношений: постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходиться работать: учеников, пациентов, воспитанников. Контакты с ними становятся более бездушными, обезличенными, формальными.
Возникающие негативные или жесткие установки по отношению к зависимым людям (ученикам, пациентам, детям) могут иметь поначалу скрытый характер и проявляться во внутреннем напряжении и сдерживаемой неприязни, но со временем прорываться во вспышках раздражения и провоцировать конфликтные ситуации.
Важное проявление «выгорания» - это постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности.
Эмоциональное истощение обнаруживает себя в переживаниях кризисного состояния, чувствах беспомощности, безнадежности, в особо тяжелых случаях
проявлениях возникают эмоциональные срывы вплоть до суицидальных побуждений. В физическом отношении люди чувствуют постоянно усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, у них падает работоспособность и проявляются различные симптомы физических недомоганий.
Возникает чувство «приглушенности», притупленности эмоций, когда специалист, эмоционально откликнуться на чужую боль, он начинает чувствовать себя неспособным помогать другим.
Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В худших случаях это может быть повышение зависимости от других, в других – повышение негативизма, циничности. Окружающие представляются в негативном свете, и очень часто человек начинает испытывать неприязнь по отношению к окружающим людям, о которых он раньше заботился или с которыми вместе работал.
При проявлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы. Подобное отношение к окружающим нарастает до тех пор, пока не обратиться на самого себя (начинает страдать от чувства вины).
Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений) – третий компонент «выгорания». У специалиста возникает ощущение, что он плохо работает, мало достиг в профессии, возникает чувство некомпетентности в своей профессии. Иногда это действительно так.
Анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию.
В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением проявляются первые симптомы «выгорания».
Фазы напряжения
Нервное (тревожное) напряжение является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании профессионального «выгорания». Тревожное напряжение включает несколько симптомов.
- Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств». Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».
- Симптом «неудовлетворенности собой» проявляется в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства; человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.
- Симптомы «загнанности в клетку» возникают не во всех случаях, хотя являются логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, приходит чувство безысходности. Если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая эмоциональное «выгорание», то человек переживает ощущение «загнанности в клетку».
- Симптом «тревоги и депрессии» - проявляется в связи с профессиональной деятельностью в особых обстоятельствах. Чувство неудовлетворенности деятельностью и сбой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте работы. Симптом «тревоги и депрессии» - это, пожалуй, крайняя точка в формировании тревожного напряжения при развитии эмоционального «выгорания».
Фазы ресистенции
Человек осознанно или бессознательно стремиться к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств.
Формирование защиты с участием эмоционального «выгорания» происходит на фоне следующих явлений:
- Симптомы «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» - несомненный признак «выгорания», когда человек перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Речь идет о выработанном со временем навыке - подключать к взаимодействию с коллегами эмоции умеренной интенсивности (легкую улыбку, приветливый взгляд, мягкий, спокойной тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости). Такой режим общения можно приветствовать, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма.
- Симптом «эмоционально – нравственной дезориентации» является неадекватным реагированием во взаимоотношениях с коллегами. При этом звучат суждения: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Такие люди не заслуживают доброго отношения», «Таким нельзя сочувствовать», «Почему я должен за всех волноваться». К сожалению, в жизни мы нередко сталкиваемся с проявлением эмоционально – нравственной дезориентации. Как правило, это вызывает возмущение, мы осуждаем попытки поделить нас на достойных и недостойных уважения.
- Симптом «расширения сферы экономии эмоций». Такое доказательство эмоционального «выгорания» имеет место в тех случаях, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной деятельности – дома, с друзьями и знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться, даже с близкими. Часто именно домашние становятся первой жертвой эмоционального «выгорания». На работе вы еще держитесь соответственно обязанностям, а дома замыкаетесь или, хуже того, готовы «послать» всех подальше, а то и просто «рычите» на супруга и детей. Можно сказать, что вы пресыщены человеческими контактами. Вы переживаете симптом «пресыщения» общением.
Фазы истощения
Эта фаза характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится атрибутом личности.
- Симптом «эмоционального дефицита» проявляется в том случае, когда человек не в состоянии войти в положение, сочувствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом «эмоционального» дефицита.
- Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций – наиболее яркий симптом «выгорания».
- Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации». Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессиональной деятельности. В наиболее тяжелых случаях работник защищает свою позицию: «ненавижу…», «презираю…», «взять бы автомат и всех…». В таких случаях «выгорание» смыкается с неврозоподобными или психопатическими особенностями личности. Таким людям противопоказана профессиональная деятельность с людьми или детьми.
- Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно у педагогов даже сама мысль об учениках, о детях вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции,
- обострение хронических заболеваний и.д. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» - самостоятельно уже не справляется с нагрузками. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.
Следует отметить, что появление синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.
Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания
Жертвой выгорания может стать любой работник. Это связано с тем, что разнообразные стрессоры присутствуют или могут появиться на работе в каждой организации. Синдром выгорания развивается как следствие комбинаций организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов.
Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. «Выгорающий» педагог обычно не осознаёт его симптомы, поэтому первыми замечают изменения в его поведении его коллеги. Важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких педагогов.
Специфика педагогической работы отличается тем, что существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнетивной сложностью межличностного общения. Наиболее часто встречающиеся причины синдрома профессионального выгорания:
- монотонность работы, особенно если её смысл кажется сомнительным;
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
- строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения;
- напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм.
- нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда на поощряются, а подавляются эксперементирование и инноваций;
- работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
-неразрешённые личностные конфликты;
Существует мнение, что наиболее подвержены «выгоранию» люди с определёнными чертами личности.
Фрейденберг описывает «выгорающих», как мягких, гуманных, сочувствующих, увлекающихся, одновременно – неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных).
Е. Махер пополняет этот список «авторитаризмом» и низким уровнем эмпатии.
В ряде исследований обнаружено, что наиболее подвержены «выгоранию» «трудоголики» - те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей.
Статусно – ролевые факторы риска «выгорания» включает:
- ролевой конфликт;
- ролевую неопределённость;
- неудовлетворённость профессиональным и личностным ростом.
- низкий социальный статус;
- ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность;
- негативные установки, ущемляющие права и свободу личности.
Корпоративные (профессионально организационные) факторы риска «выгорания».
-несправедливость и неравенство взаимоотношений в организации;
-негативные или «холодные» отношения с коллегами.
-отсутствие свободы планирования;
- внутренние конфликты;
- дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки.
- отсутствие обратной связи от руководства.
Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать «выгорания». Его возникновение - это результат действия совокупности всех факторов, как на профессиональном, так и на личном уровне.
Взаимодействие факторов «выгорания» и ресурсов противодействия «выгоранию»
Ресурсы подобны иммунитету. Имея который можно избежать не только синдром выгорания, но и других негативных сторон профессии и современной жизни.
Внутренние (личностные) ресурсы
противодействия профессиональному «выгоранию»
К ресурсам относят: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности. Они дают человеку быть более адаптированным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворённым качеством своей жизни.
Четыре уровня личностных ресурсов противодействия «выгоранию»:
1. Физиологический уровень является базовым, к нему относится то, что биологически заложено. Это тип нервной системы (слабость, силу, устойчивость, и др.), пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.
2. Психологический уровень. (3 подгруппы)
Эмоционально-волевой – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявлениями чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний.
Когнетивное противодействие – понимание причин стресса, осмысление ситуации, психологическая компитентность, гибкость мышления, самооценка, поиск поддержки. Самоподкрепления.
Поведенческое противодействие – активность и гибкость поведения, перестройка поведения, активизация поведения и деятельности.
3. Социальный уровень: социальные роли позиции и установки, отношение к другим людям. Например на положительном полюсе – ролевая определённость, высокий статус, а на отрицательном -– ролевая неопределённость, низкий статус.
4. Духовный уровень. К этому уровню мы относим три психологических ресурса.
- Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. Надеяться – значит не отчаиваться и ждать и готовиться встретиться с тем, что может появиться на свет.
- Рациональная вера – убеждённость в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности.
Душевная сила - мужество. Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да».
Внешние (социальные) ресурсы
противодействия профессиональному «выгоранию».
К этим ресурсам относится сфера профессиональной деятельности, семейной жизни и «свободного времени».
Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, имеет круг надёжных друзей, стабильную и привлекательную работу, предоставляющую возможность для творчества, профессионального и личностного роста и имеют «отдушину» в виде хобби или какого – то увлечения, позволяющего почувствовать, что жизнь больше, чем работа. Человек, имеющий ограниченные внешние ресурсы для успешного противодействия факторам «выгорания», должен иметь сильные внутренние ресурсы. Замечено, что оптимистичные и жизнерадостные люди выгорают меньше. При вдумчивом и заботливом отношении к личностным ресурсам стрессоустойчивости процесс выгорания может быть не только приостановлен, но и преобразован в продуктивное и приносящее радость «горение без затухания».
Рефлексия: проводится за чашкой фиточая
Узнали ли вы какую-то новую информацию? Что вы получили от занятия? Где вы сможете использовать новые знания? Оправдались ли ваши ожидания?
Групповой тренинг:
Как жить полной жизнью и «не сгореть» на работе.
Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.
Задачи:
1.Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом практического выгорания»
2. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости , дружелюбия и доверия друг к другу.
3. Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.
Оборудование: музыкальный центр, диск с релаксационной музыкой «Природа»: «Раннее утро в лесу», «Концерт рано утром», «Утро в горах», «Звон монастыря в долине», «Маленький лесной ручей в мае», сбор трав для фиточая, аромолампа, аромомасла,
Предупреждение профессионального «выгорания» требует психологической иммунизации, то есть актуализации личностных ресурсов, которые и являются тем самым иммунитетом против «выгорания» и других проблем личности взрослого человека. Глубокая психопрофилактическая работа позволяет обучить человека психогигиеническим навыкам поведения, умению самостоятельно выстраивать вектор собственной жизни.
Занятие № 2
Задачи дня: создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.
«Испорченный телефон»
Цель: сплочение коллектива, снятие напряжения участников, сократить дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Инструкция: участники встают в колонну по одному, ведущий встаёт в конце колонны. Все участники повёрнуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестом показывает какой – либо предмет (надувной шар, часы, и пр.) первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передаёт третьему и так далее. Последний участник называет предмет.
Условия: всё делается молча, только жестами, но можно попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.
Рефлексия:
Как вы себя чувствуете? Что вы чувствовали во время выполнения упражнения? Что трудно было сделать для вас и как вы справились с этим? Что открыли для себя нового?
Характеристика человека по предъявляемой фотографии
Цель: развитие мыслительных процессов и выработка умения слушать и слышать свою интуицию.
Инструкция: выберите любую из предложенных фотографий, внимательно посмотрите на неё и составьте характеристику человека, которого вы видите на этой фотографии.
Рефлексия:
Впечатления от проделанной работы; возможные трудности, с которыми столкнулись во время выполнения задания; находки, которые сделали в ходе выполнения упражнения.
Письма – пожелания
Цель: развитие умения давать и принимать обратную связь.
Инструкция: ведущий раздаёт участникам группы по листу бумаги, который предлагает прикрепить на спины друг друга и просит написать пожелания тем, кому хочется.
Затем участники группы читают адресованные им письма – пожелания.
Рефлексия:
В обсуждении участники делятся впечатлениями о том, что они чувствуют сейчас, когда прочитали письмо – пожелание и тогда, когда писали пожелания другим участникам группы.
Овладение техникой интонирования и мимикой
Многократными исследованиями психологов подтверждён тот факт, что любая ин формация передаётся не только словом, но и через интонацию, жесты, позу, походку, мимику говорящего.
Цель: развитие простейших навыков общения, умение привлечь внимание окружающих средствами мимики, пантомимики, передача эмоциональных состояний.
Инструкция: А) сказать с разными интонациями в голосе слова: «Здравствуй», «До свидания» - громко, тихо; кратко, растянуто; заикаясь, убедительно, утвердительно; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно; нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно торжественно и т.д.
Б) войти как глубокая старушка, артистка балета, солдат и т.д.
В) улыбнуться как победитель; побеждённый; подхалим, начальнику, начальник подчинённому, мать младенцу;
Рефлексия:
Что может выразить походка (тон и сила голоса) человека: Его профессию? Его эмоции? Его возраст? Как реагирует на разные стили походка?
«Земляничная поляна»
Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испытываешь напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе, расслабляясь с помощью простых приёмов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, которое не наносит ущерб интересам другого человека. Затем он проводит упражнения на релаксацию.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения участников.
Инструкция: сядьте удобно на стул, закройте глаза. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну так, как если бы она была перед вами. Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что вы хотите делать. Или ничего не делайте, просто побудьте там».
Рефлексия:
Как вы себя чувствуете? Какие эмоции вы испытывали во время выполнения упражнения? Что вы открыли для себя нового?
« Пожелание по кругу»
Цель: дать возможность проговорить то, что не успели сказать или обсудить в ходе работы группы.
Инструкция: ситуация стресса может мобилизовать к продуктивной активности, но может вызвать в нас и различные негативные чувства, такие как обида, злость, ощущение отчаяния и другие. Самое главное – выговориться. Если
такой возможности нет, то можно изложить свои чувства и мысли на бумаге (написать или нарисовать что-то)
Рефлексия:
У вас есть возможность выразить, то, что вы не успели сказать раньше
Занятие № 3
«Нестандартное приветствие»
Цель: продолжить работу на сплочение коллектива, снятие напряжения участников, сокращение дистанции в общении; создание позитивного эмоционального единства группы.
Инструкция: группа сидит в кругу. Первый участник нежно, ласково прикасается к соседу и приветствует его. Второй передаёт приветствие третьему, и так всем участникам тренинга.
Рефлексия:
Что чувствовал участник, когда передавал или принимал приветствие соседа?
Золотой и чёрный стул
Цель: развитие умений открыто высказывать своё мнение и слушать мнение других участников группы о себе.
Инструкция: Ведущий предлагает участникам группы узнать мнение о них других участников. Высказываться друг о друге он рекомендует приблизительно в такой форме: «Мне не приятно, когда ты делаешь или говоришь то – то и то-то, у меня возникают такие чувства, и мне кажется, что это могло бы быть то – то и то – то. Следует избегать определений «хорошо», «плохо».
Один из участников по желанию выходит в центр круга и выбирает стул,
на котором будет сидеть, если он садится на золотой стул, то все говорят ему комплименты, а если садится на чёрный стул, то остальные по очереди
говорят на «Я высказывании» то, что не приятно им в этом человеке.
Рефлексия:
В обсуждении участники делятся впечатлениями, как изменились их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения? Какие чувства испытывали, когда слушали или высказывали своё мнение?
Найди и промолчи
Цель: развивать интуицию, умение концентрировать зрительное внимание, сдерживать эмоции.
Инструкция: Участники группы отворачиваются, закрывают глаза или выходят из комнаты. Ведущий ставит игрушку так, чтобы она была в поле зрения участников. Группа молча ищет игрушку. Нашедший молча и никоим образом не показывая виду, что он нашёл, садится на своё место. Чем меньше остаётся, ищущих, тем сложнее найти предмет.
Рефлексия:
В обсуждении участники делятся впечатлениями о том, что помогло найти предмет, о том, что чувствовали в тот момент, когда нашли предмет и как смогли скрыть это чувство? Что привлекло внимание в поведении остальных участников группы.
Кошка, которая гуляет …
Цель: отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогу в его повседневной жизни.
Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо это чувство. Следующая игра предлагается, как средство избавления от этого опасения.
Инструкция: Все встают в круг, оставляя побольше места в центре. Участникам предлагается поочерёдно пройти через круг, но не обычной походкой. Если человек затрудняется, предложите ему пройти, как шпион (крадучись, на цыпочках), как супермодель, как солдат, как воришка, как крутой, как и т.д.
Рефлексия:
Что может выразить походка человека: его эмоции? Его профессию? Как реагирует на разные стили поведения походка, мимика, жесты?
Антистрессовая релаксация
(Рекомендована Всемирной организацией здравоохранения)
Цель: Снятие психоэмоционального напряжения участников.
Инструкция: 1. Лягте (в крайнем случае – присядьте поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении. Одежда не должна стеснять ваших движений.
2. Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на 10 секунд держите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох – как прилив и отлив». Повторите эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохните около 20 секунд.
3. Волевым усилием сокращайте до 10 сек., потом расслабьтесь, отришитесь от всего, ни о чем не думайте.
4. Попробуйте, как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Попробуйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».
5. Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас, чувствуете что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть приоткрыт). Лежите спокойно, как тряпичная кукла, наслаждайтесь испытываемым ощущением секунд 30.
6. Сосчитайте до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы более расслабляются. Теперь ваши мышцы более
Хохлова Любовь Ивановна – 220-349-465
Мартьянова Елена Владимировна – 219-797-964
Бунеева В.Д. – 219-898-817
расслабляются. Теперь ваша единственная забота – насладиться состоянием расслабленности.
7. Наступает «пробуждение». Сосчитайте до 20. Говорите себе: «когда я досчитаю до 20, мои глаза откроются, и я буду чувствовать себя бодрым, При этом я осознаю, что ощущение напряжения исчезло».
Это упражнение рекомендуется выполнять 2-3 раза неделю. Поначалу оно занимает около четверти часа, но при достаточном овладении им расслабление достигается быстрее.
Рефлексия:
Как вы себя чувствуете? Что вы ощущали во время выполнения упражнения?
Сохраните позитивные эмоции на весь последующий день.
Упражнение «Что я почти забыл»
Цель: дать возможность проговорить то, что не успели сказать или обсудить в ходе работы группы.
Инструкция: прежде чем все мы расстанемся, я хотела бы дать возможность проговорить то, что вы не успели сказать или обсудить в ходе работы группы. Закройте на минутку глаза и сядьте удобнее. Представьте себе, что вы не успели сказать или обсудить в ходе работы группы. Закройте на минутку глаза и сядьте удобнее.. Представьте, что вы возвращаетесь домой и вспоминаете группу…В голове у вас проносятся лица участников и пережитые ситуации, и внезапно вы осознаете, что по какой-то причине не сделали и не высказали чего-то…Вы жалеете об этом … Что же осталось не высказанным, теперь откройте глаза.
Рефлексия.
У вас есть возможность выразить, то, что вы не успели сказать раньше.
На занятиях вы убедились, что не следует считать «выгорание» чем-то неизбежным. Нужно предпринимать определенные шаги по профилактике, которые могут предотвратить, ослабить и исключить его возникновение. Нужно пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолеть жизненные и рабочие стрессы. Если степень «выгорания» высока, наряду с приемами «самопомощи» целесообразно обратиться за поддержкой к специалистам-психологам.
Рефлексия тренинга
Что вы получили от тренинга?
Оправдались ли ваши ожидания?
Какое у вас настроение?
Литература:
- Бабич, О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ О.И Бабич – Волгоград: Учитель, 2009.- 116с.
- Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2005. - 184с.
- Митина Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция/ Л.М.Митина. – М.: 2003. – 312с.
- Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/ Т.И.Рогинская. Психологический журнал – М.: 2002. - №3 – с.85 -95.
- Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога/ Е.М. Семенова – М.: Издательство института психотерапии, 2002. - 211с.
- Рычкова В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога/ В.В. Рычкова – Чита: ЧИПКРО, 2005. – 75с.
Правила, принятые группой педагогов, участвующих в тренинге.
1. Не опаздывать.
2. Заботиться о конфидециальности жизни группы.
3.Стремиться быть активным участником того, что происходит.
4. Не отказываться от права сказать «нет», а так же от права самому решать, как себя вести. Как поступать в той или иной ситуации.
5. По возможности, быть искренним, сообщать достоверные сведения.
6. Иметь право получать поддержку, помощь со стороны группы.
7. Стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать.
8. Иметь право высказывать своё мнение по любому вопросу.
9. Высказываться только от своего имени и о том, что воспринято, прочувствовано, переживается, происходит здесь и сейчас.
10. Не говорить о присутствующих в третьем лице.
Рекомендации профилактики стресса и выгорания
1. Проявляйте заботу о своём настроении и положительном жизненном настроении, овладевайте навыками самовнушения «радости дня», радости выполняемой работы.
2. Радуйтесь любому своему достижению. «Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не одобряет сильнее, чем не успех». Даже после сокрушительного поражения боритесь с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о бывалых успехах.
3. Не откладывайте на долго важные дела, ибо стресс « незавершённого действия» будет истощать ваши ресурсы.
4. Важно научиться говорить «нет» и только после этого браться за большие объёмные работы.
5. Постоянно стремитесь завоевать любовь, но всё же не заводите дружбы с бешенной собакой.
- Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина. Стремитесь к ней и довольствуйтесь этим
План проведения:
1. Что означает термин «синдром профессионального выгорания»?
2. Симптомы «профессионального выгорания»
2.1 Эмоциональное выгорание.
2.2 Деперсонализация.
2.3 Тревога и депрессия.
3. Фазы развития «профессионального выгорания»
3.1 Фаза ресистенции
3.2 Фаза напряжения
3.3 Фаза истощения
4. Факторы, вызывающие синдром «профессионального выгорания».
4.1 Статусно - ролевые факторы
4.2 Корпоративные (профессиональные) факторы
5. Взаимодействие факторов «выгорания» и ресурсов противодействия «выгоранию»
5.1 Внутренние (личностные)
а) физиологические
б) психологические
в) духовные
5.2 Внешние (социальные)
6. Диагностическое исследование синдрома «профессионального выгорания»
у педагогов детского дома №3.
6.1 Тест «Уровень субъективного контроля»
6.2 Методика «Экспресс - оценки профессионального выгорания»
6.3 Анкета выявление на хроническую усталость