ПАМЯТКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ
Предалагаю вашему вниманию небольшие наработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_komfortnost.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
- обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 10 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности в учебно-воспитательном процессе:
- уважайте подростков;
- не навреди, ищите в детях хорошее;
- замечайте и отмечайте малейших успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
- ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;
- на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
- не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
- хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
- только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
- оценивайте поступок, а не личность;
- дайте воспитаннику ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем несмотря на его оплошность.
Желаем успешной профессиональной деятельности!
Психологическая служба
С.
ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа»
Комфортная среда
в общеобразовательном учреждении
"Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют".
Существует три структурные составляющие данного понятия.
Комфортность:
- Психологическая
- Интеллектуальная
- Физическая
Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности воспитанника, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
Источником психологической комфортности является:
- положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;
- доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.
Действия учителя по созданию здоровой психологической комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия "учитель-ученик" с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.
Как добиться психологической комфортности?
- используйте в своей работе просьбы, а не требования;
- используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
- используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;
- добейтесь четкой организации, а не жесткую дисциплину;
- не допускайте стрессобразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
- создайте "домашнюю" атмосферу;
- используйте методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).
Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.
Интеллектуальная комфортность - это удовлетворённость учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.
Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только 25 - 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам.
Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет учащихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления: брутальность, курение, демонстративный интерес к противоположному полу.
Как добиться интеллектуальной комфортности?
- используйте частую смену видов учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской (норма 4-7 видов деятельности за урок));
- используйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их не позже чем через 10-15 минут;
- используйте методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся.
Метод свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества.
Активный метод - ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик в роли исследователя.
Метод, направленный на самопознание и саморазвитие интеллекта, эмоций, общения, выражения, самооценки и взаимооценки;
- используйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за урок, через 15-20 мин урока по 1 минуте из 3х упражнений);
- наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);
- стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;
- поддерживайте у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;
- создавайте ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей учащихся;
- справедливо оценивайте ответы учащихся (используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставить оценку за каждый вид деятельности, суммируя его в конце урока; тогда понятие "двойка" просто исчезнет). Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться.
Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутри школьной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.
Как добиться физической комфортности в школе?
- организация горячего питания в школе;
- соблюдение питьевого режима;
- соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;