ПАМЯТКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Преображенская Галина Анатольевна

Предалагаю вашему вниманию небольшие наработки 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_komfortnost.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

  • обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 10 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности в учебно-воспитательном процессе:

  • уважайте подростков;
  • не навреди, ищите в детях хорошее;
  • замечайте и отмечайте малейших успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
  • ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;
  • на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
  • не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
  • хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
  • только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
  • оценивайте поступок, а не личность;
  • дайте воспитаннику ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем несмотря на его оплошность.

Желаем успешной профессиональной деятельности!

Психологическая служба

С.

ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа»

Комфортная среда

в общеобразовательном учреждении

"Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют".

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность:

  • Психологическая
  • Интеллектуальная
  • Физическая

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности воспитанника, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Источником психологической комфортности является: 

  • положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;
  • доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

Действия учителя по созданию здоровой психологической комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия "учитель-ученик" с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.

Как добиться психологической комфортности? 

  • используйте в своей работе просьбы, а не требования;
  • используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
  • используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;
  • добейтесь четкой организации, а не жесткую дисциплину;
  • не допускайте стрессобразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
  • создайте "домашнюю" атмосферу;
  • используйте методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).

Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворённость учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только 25 - 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам.

Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет учащихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления: брутальность, курение, демонстративный интерес к противоположному полу.

Как добиться интеллектуальной комфортности? 

  • используйте частую смену видов учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской (норма 4-7 видов деятельности за урок));
  • используйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их не позже чем через 10-15 минут;
  • используйте методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся.

Метод свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества.

Активный метод - ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик в роли исследователя.

Метод, направленный на самопознание и саморазвитие интеллекта, эмоций, общения, выражения, самооценки и взаимооценки;

  • используйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за урок, через 15-20 мин урока по 1 минуте из 3х упражнений);
  • наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);
  • стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;
  • поддерживайте у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;
  • создавайте ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей учащихся;
  • справедливо оценивайте ответы учащихся (используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставить оценку за каждый вид деятельности, суммируя его в конце урока; тогда понятие "двойка" просто исчезнет). Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться.

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутри школьной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.

Как добиться физической комфортности в школе? 

  • организация горячего питания в школе;
  • соблюдение питьевого режима;
  • соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;