Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста на прогулке

Харисова Татьяна Вячеславовна

Психолог А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx37.02 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра  «Доскажи слово».

Цели: развивать слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договари-
вает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг..                                Ре-ре-ре - стоит дом на го..

Ры-ры-ры - у мальчика ша..     Ри-ри ри - на ветках снеги..
Ро-ро-ро - у нас новое вед..                                 Ар-ар-ар - кипит наш само..

Ру-ру-ру -продолжаем мы иг..                         Ры-ры-ры - детей много у го..

Дидактическая игра «Так бывает или нет?».

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну»...

Дидактическая игра «Найди ошибку».

Цели: развивать слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Дидактическая игра «Какое время года?».

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

Дидактическая игра «Доскажи слово».

Цели: развивать у детей слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.

Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить его. Выигрывает тот, кто больше всех отгадает слов.

Дидактическая игра «Где что можно делать?»

 Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

- Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать.)

- Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая...

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое...

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая...

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный...

Дидактическая игра  «Закончи предложение».

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - …(горький).

Летом листья зелёные, а осенью…(жёлтые).

Дорога широкая, а тропинка…(узкая).

Дидактическая игра «У кого кто?»

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детёныша в единственном и множественном числе. Ребёнок, который правильно назовёт детёныша, получает фишку.

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с неопавшими  листьями.

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».

Цель: Описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребёнку описать растение или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

Дидактическая игра « Кто же я?»

Цель: указать названное растение.

Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовёт растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

Цели: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот, выходит из игры.

- Морковь (да), огурец (да), свекла (да), слива (нет) и т. д.

Дидактическая игра «Прятки».

Цели: найти дерево по описанию; отработать предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на.

Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

Что можно делать с цветами? (Рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать.)

Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега.)

Дидактическая игра «Дети и волк».

Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

Ход игры: Выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят:

Дети по лесу гуляли,                         Но вот сучья затрещали...

Землянику собирали.                         И глазища засверкали...

Много ягодок везде -                        Дети, дети, не зевайте,

И на кочках, и в траве.                        Волк за елью - убегайте!

Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.

Дидактическая игра «Кто (что) летает?»

Цель: закрепить знания о животных, насекомых и птицах.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

Дидактическая игра «Что это за насекомое?».

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка...

широкой  - река, дорога, лента, улица и т. д.

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели игры: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а "другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цели: уточнить знания о растениях сада и огорода; назвать их признаки, описывать и находить их по описанию.

Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

Дидактическая игра «Да или нет»

Цель: учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети
должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?                                         Туманы осенью плывут?

Осенью растут грибы?                                                  Ну а птицы гнезда вьют?

Тучки солнце закрывают?                                        А букашки прилетают?

Колючий ветер прилетает?    Звери норки закрывают?
Урожай весь собирают?                                       Солнце светит очень жарко?

Птичьи стаи улетают?                                                 Можно детям загорать?

Часто-часто льют дожди?                                      Ну а что же надо делать?

Достаем мы сапоги?                                                 Куртки, шапки надевать!

Дидактическая игра «Бывает -  не бывает» (с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом ... (не бывает).    Мороз летом ... (не бывает).

 Снег зимой ... (бывает).        Капель летом ... (не бывает).

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).

Цель: закреплять знания о многообразии растений.

Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клён, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши. (Клён, липа – деревья, сирень – кустарник.)

Дидактическая игра «Игра в загадки».

Цель: расширять словарь существительных в активном словаре.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребёнок выходит и сам загадывает загадки. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве».

Цель: учить детей классифицировать растения по определённому признаку.

Ход игры: Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдёт нужные листья». Дети начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая собирается возле дерева первой, которая соберёт больше листьев.

Дидактическая игра: «Какое что бывает?».

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

Ход игры: - Давайте расскажем, что бывает зелёным (огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, ёлка…); широкой (река, дорога, лента, улица…) и т.д.

Выигрывает тот, кто больше назавёт слов, за каждое правильно сказанное слово ребёнок получает фишку.

Дидактическая игра: «Подскажи словечко».

Цель: развивать  находчивость, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают её. Кто ошибается, тот отдаёт фант. Выигрывает тот, кто сохранит все фанты.

Воспитатель. У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки? (Цветные, непрозрачные.)

- Ворона каркает, а сорока? ( Сорока стрекочет.)

Дидактическая игра: «Помнишь ли ты эти стихи?»

Цель: развитие памяти, внимания, речевой активности.

Ход игры: педагог читает отрывки из стихотворений, знакомых детям. Дети должны произносить пропущенные слова.

Где обедал воробей?                           Вы не стойте слишком близко:

В зоопарке у …(зверей).                     Я (тигрёнок), а не (…).

Дидактическая игра: «Что это за птица?»

Цель: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; рписывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой – должны угадать, что это за птица. Можно использоваь загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.

Дидактическая игра: «Знаешь ли ты…»

Цель: обогащать словарный запас детей названиями животных; закрепить знание модулей.

Ход игры: Заранее можно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд – изображения зверей, АО второй – птиц, в третий – рыб, в четвёртый – насекомых. Играющие поочерёдно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладываютпри правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

Дидактическая игра: «Когда это бывает?»

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т.д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают её. На  слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный и полный ответ дети получают фишку.

Дидактическая игра: «Выдели слово».

Цели: развивать слуховое внимание; учить детей отчётливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук З (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок). Воспитатель должен  произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

Дидактическая игра: «Дерево, кустарник, цветок».

Цель: расширять кругозор детей.

Ход игры: Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок…»и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребёнка и считает до трёх, ребёнок должен быстро назвать то, на чём остановился ведущий. Причём названия не должны повторяться. Если ребёнок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Дидактическая игра: «У кого какой цвет?»

Цели: научить узнавать цвета, определять предметы по цвету.

Ход игры: Воспитатель показывает, например, зелёный квадрат из бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т.д.

Дидактическая игра: «Когда ты это делаешь?»

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и части суток.

Ход игры: Воспитатель вызывает одного ребёнка. Потом изображает какое-нибудь действие, например моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причёсывается и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребёнок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли  ведущего может быть один из детей.

Дидактическая игра: «Кто кем был (будет)?»

Цель: развитие речевой активности.

Ход игры: Ребёнок отвечает на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет)… яйцо, цыплёнок, мальчик, жёлудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т.д.?». Если дети придумывают несколько вариантов, например:  из яйца – цыплёнок, утёнок, птенчик, крокодильчик, то они получают дополнительные фанты. Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

Дидактическая игра: «Лето или осень».

Цели: закрепить знания признаков осени, дифференциация от признаков лета; воспитание ловкости.

Ход игры: Воспитатель и дети стоят в кругу.

- Если листики желтеют – это…(и бросает одному из детей. Ребёнок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

Дидактическая игра: «Брать – не брать».

Цели: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх. Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, чёрная смородина, брусника, малина.

Дидактическая игра: «Кто скорее соберёт?»

Цели: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры: Дети делятся на две команды: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи  овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя  команды начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

Дидактическая игра: «Будь внимательным».

Цели: развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса; дифференциация зимней и летней одежды.

Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю одежду, а затем зимнюю.

Дидактическая игра: «Кому что нужно?»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определённой профессии.

- Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажите, что ему нужно для работы. Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.

Дидактическая игра «Отгадай-ка!».

Цели: описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры: По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и дает по памяти описание любого предмета, а затем  передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.

Дидактическая игра «Где что лежит?».

Цели: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить.

Например: «Мама принесла хлеб и положила его в ... (хлебницу).

Маша насыпала сахар... Куда? (В сахарницу.)

Вова вымыл руки и положил мыло... Куда? (В мыльницу.)

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а перец - ... (горький).

Летом листья зеленые, а осенью - ... (желтые).

 Дорога широкая, а тропинка - ... (узкая).

Лед тонкий, а ствол - ... (толстый).

Дидактическая игра «Что умеют делать звери?».

Цели: расширять в сознании смысловое содержания слова;учить создавать самые разнообразные словесные сочетания.

Ход игры: Дети превращаются в  «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

- Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.

- Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

Дидактическая игра «Кто же я?».

Цель игры: указать названное растение.

Ход игры: Воспитатель быстро указывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

Дидактическая игра «Путешествие».

Цель: найти дорогу по названиям знакомых растений и других природных объектов.

Ход игры: Воспитатель выбирает одного-двух ведущих, которые по заметным ориентирам (деревья, кустарники, клумбы с определенными растениями) определяют дорогу, по которой должны пройти все дети к спрятанной игрушке.

Дидактическая игра «Придумай другое слово».

Цель: расширять словарный запас.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока; а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля  (картофельное пюре).

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?».

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному предмету, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая...

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое...

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая...

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный...

Солнце - летнее, зимнее, теплое...

Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?».

Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия процесса.

Ход игры: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

Метель - метет, вьюжит, пуржит.

Дождь - льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет...

Ворона - летает, каркает, сидит, ест, вьет, присаживается... и т. д.

Дидактическая игра «О чем я сказала?».

Цели: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.

Ход игры: Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые мы употребляем часто и много разных предметов называем этими словами.

Головка - голова человека, девочки, куклы, лука, чеснока.

Иголка - у шприца, у елки, сосны, швейная иголка, у ежика...

Нос - у человека, парохода, самолета, чайника... Ушко, ножка, ручка, молния, горлышко, крыло и т. д.

Дидактическая игра «О чем еще так говорят?».

Цели: закреплять и уточнять значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу.

Ход игры: Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:

Идет дождь: идет - снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет - девочка, радио...

Горький - перец, лекарство... и т. д.

Дидактическая игра «Что это значит?».

Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры: Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?

Свежий ветер - прохладный.

Свежая рыба - недавно выловленная, неиспортившаяся.

Свежая рубашка - чистая, выглаженная, выстиранная.

Свежая газета - новая, только что купленная.

Свежая краска - незасохшая.

Свежая голова - отдохнувшая.

 Глухой старик - тот, кто ничего не слышит.

Глухая ночь - тихая, безлюдная, темная.

 Глухой лай собак - отдаленный, плохо слышный.

Дидактическая игра «Кто чем питается?».

Цель: закрепить знания о домашних животных.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети говорят, чем это животное должны кормить его хозяева.

Дидактическая игра «Догони свою тень».

Цель: познакомить с понятием света и тени.

Ход игры:

Воспитатель. Кто отгадает загадку.

Я иду - она идет,

Я стою - она стоит,

Побегу - она бежит. (Тень.)

 В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это есть отражение, оно называется тенью (солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны). Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю  падает ваша тень. (Где еще есть тень? На что похожа?) Догони тень. Потанцуйте с тенью.

Дидактическая игра «Прятки».

Цель: найти дерево по описанию, одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на.

Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется  за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто спрятался за высоким деревом, низким,  толстым, тонким).

Дидактическая игра «Эхо».

Цель: учить внимательно слушать и повторять только после сигнала.

Ход игры: Воспитатель произносит звук или слово, дети должны правильно повторить за взрослым. Затем главная роль передается ребенку.

Дидактическая игра «Подбери нужное слово».

Цель: развивать умение подбирать слова по смыслу.

 Ход игры: Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подбирая соответствующие слова.

 B аквариуме плавают... (рыбки).

 «Снег тает, потому что...»

«Высоко на дубу сидит и каркает... (кто?)» (Ворона.)

 «На огороде вырос больной, зеленый... (огурец)» и т. д.

Дидактическая игра «Добрые слова».

Цель: развитие речевой активности.

Ход игры: Подчеркнуть, что есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят. Вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумать разные добрые слова  для  солнышка и березы.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Ход игры: Воспитатель называет слово, а дети должны одобрать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Заяц - зайчонок, зайчоночек, зайчишка...

 Бабушка - бабулечка, бабуля, бабуленька...

 Мама -мамусик, мамуля, мамуленька...

 Солнце - солнышко...

Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве».

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Ход игры: Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой.

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цели игры: узнавание растения по листу: назвать растение по листу и найти его в природе.

Ход игры : На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с листьями, имеющими разнообразную форму.

Дидактическая игра « Будь внимательным».

Цели: развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса; дифференциация зимней и летней одежды.

Ход игры: Воспитатель предупреждает детей, что они должны внимательно слушать стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Дети должны сначала назвать летнюю одежду, а затем зимнюю.

Дидактическая игра «Кто как передвигается?».

Цель: закреплять знания о способах передвижения насекомых.

Ход игры: Воспитатель стоит в кругу, в руках у него мяч. Он называет способ передвижения насекомого и бросает мяч одному из детей. Поймавший должен назвать насекомое, которое передвигается этим способом.

Например: прыгает – кузнечик; летает – бабочеа; ползает – гусеница; бегает – муравей и т.д.