ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ОБ УГЛЕВОДОРОДАХ
Предварительный просмотр:
УРОК
Тема: Обобщение и систематизация знаний об углеводородах
10 класс
С использование технологии «творческая мастерская»
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ОБ УГЛЕВОДОРОДАХ
Урок обобщения знаний в форме творческой мастерской
Автор : Паутов А.М.
Урок разработан на основе технологии личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская), в соответствии с которой задачей учителя является полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. В основу урока, прошедшего в формате творческой мастерской. Легли следующие принципы:
- равенство всех участников, включая учителя: «Все способны строить свое знание самостоятельно, в совместном поиске»;
- ненасильственное привлечение к процессу деятельности, создание личностной мотивации;
- самооценка, самокоррекция, самовоспитание;
-важность самого процесса творческого поиска, а не его результатов;
- свобода выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата.
Любое занятие есть система, искусственно создаваемая преподавателем для достижения конкретной цели. Предложенный урок в форме творческой мастерской достигает своей цели.
Цели:
- обсудить основные изученные вопросы и понятия, добиться более глубокого понимания материала, умения устанавливать различия и сходство разных классов углеводородов , зависимость свойств веществ от их строения , применения – от свойств, видеть генетическую связь между изученными веществами, анализировать материал. Переходить от частного к общему;
- развивать память, воображение, мышление, познавательную активность, навыки самостоятельной работы, самоконтроля, самоанализа, развивать умение организовывать свою учебную деятельность, делать выбор в ней;
- воспитывать ответственность, самодисциплину, чувство долга, силу воли, уважение к товарищам. Формирование коллективизма.
Оборудование: листы бумаги, фломастеры, афиша, дидактические карточки – задания.
Х О Д У Р О К А
Организационный момент. «Любой конец зависит от начала!»
- Приветствие.
- Определение отсутствующих.
-Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания
Результаты работы в классе напрямую будут зависеть от самостоятельной работы учащихся дома. В первый момент проверятся только наличие выполнения домашнего задания. Качество проварится каждым по ходу урока: учащиеся должны будут добавить, уточнить, исправить свою работу, провести ее коррекцию, самооценку.
Творческая мастерская
1.Индукция.
Индукция – введение участников в проблемную ситуацию с целью создания личного отношения к предмету обсуждения, эмоционального настроя.
Цель мастерской (для учащихся) – создание эскиза краткого методического пособия по изучению углеводородов в сравнительном анализе.
Содержание пособия должно отражать следующие вопросы:
Классификация, общие формулы гомологических рядов, номенклатура.
Строение: тип гибридизации, природа химической связи, ее характер, взаимное влияние атомов.
Изомерия углеводородов, номенклатура изомеров.
Свойства углеводородов в зависимости от строения.
Получение углеводородов.
Применение на основе свойств.
Генетическая связь между углеводородами (с цепочками превращений).
Методика решения задач.
Учащиеся делятся на 4 группы (отделы редакционного совета). Получают задания (каждая по 2), сложность которых зависит от подготовленности учащихся.
2. Самоконструкция
Самоконструкция - индивидуальное выполнение задания с целью определения своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы.
Учащиеся должны выполнить следующую работу :
Подобрать теоретический материал (емко, кратно, информационно);
Составить схемы строения. Показать связи, тип гибридизации;
Проиллюстрировать способы получения уравнениями реакций;
Проиллюстрировать явление изомерии;
Провести сравнительный анализ сходства и различий;
Провести сравнительный анализ сходства и различий;
Осуществить переход от частного к общему;
Найти подтверждение в теории химического строения А.М.Бутлерова;
Подобрать задачи и предложить их решение.
Работу каждый ученик ярко и аккуратно оформляет на отдельном листе, разными цветами, с выделением главного.
3. Социоконструкция
Социоконструкция – выполнение задания группой, активное организованное общение, выработка групповой позиции по данной проблеме.
Группа обсуждает результаты работы каждого. Корректирует, добавляет что-либо, создает эскиз по своим вопросам. Главное требование к нему – он должен кратким, но информационным.
Учащиеся выбирают представителя, который будет защищать эскиз перед другими отделами, отстаивать его, но и соглашаться с замечаниями, если они обоснованы, вносит коррективы.
4. Социализация
Социализация – общее обсуждение проблемы, защита проекта каждой группой, актуализация готовности к пересмотру своих суждений и внесению изменений.
Каждая группа защищает свой эскиз, другие могут добавлять , исправлять, при необходимости вносятся изменения.
Возможна презентация занимательного материала.
5. Афиширование
Афиширование – творческое оформление результатов групповой деятельности при решении проблемы.
Учащиеся оформляют афишу, участники мастерской могут подойти, посмотреть, почитать, что-либо обсудить, задать вопросы.
6.Разрыв
Разрыв - внутренне осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому по данной проблеме, возникновение информационного запроса.
Проводится самостоятельная работа по составлению обобщающей сравнительной таблицы. Каждый участник мастерской выбирает сам, сколько гомологических рядов будет сравнивать и по скольким признакам (при затруднении можно подойти к афишам).
Признаки сравнения | Алканы | Алкены | Алкадиены | Алкины |
7. Рефлексия
Рефлексия – осознание собственной и коллективной деятельности, затруднений, путей их ликвидации.
Каждый участник анализирует свои затруднения, пытается наметить пути их ликвидации. В то же время каждый выражает мнение по поводу общей работы коллектива.
Домашнее задание: повторять материал, для закрепления материала и ликвидации затруднений выполнить тренировочные упражнения, для развития творческих способностей самостоятельно составить цепочку, осуществить превращения.