Методическая копилка
Здесь Вы найдёте полезную для себя информацию: организационные, методические и нормативные документы, учебные пособия, конспекты, дидактический материал, материалы к ВПР, презентации и многое-многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочие программы УМК "Начальная школа 21 века" | 220.61 КБ |
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. | 35.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному предмету « Литературное чтение»
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, авторы Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. Учебно – методический комплект допу-щен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2011.
Цель данной программы в области формирования системы знаний, умений: помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить его читательский опыт.
Задачи: • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения;
•отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения;
•формировать литературоведческие представления;
•расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Основные принципы построения курса «Литературное чтение»
- системности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника, а так же создание литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (библиотечные часы, самостоятельная работа в группах продлённого дня);
- эстетический – обуславливает требование к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;
- эмоциональности – учитывает воздействие художественного произведения на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам героев, способности воспринимать художественный мир автора;
- преемственности – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки и изобразительного искусства.
Данными принципами определяются следующие требования к содержанию и организации процесса обучения, направленного на литературное развитие школьников:
- создание на уроке возможностей для успешной работы каждого ученика в соответствии с его уровнем развития;
- доступность учебного материала, позволяющая содержанием произведения, художественными и выразительными средствами языка осуществлять нравственно-эстетическое воспитание школьников с учетом их возрастных особенностей и уровня сформированности учебных и читательских умений;
- последовательное изменение и усложнение курса, формирование необходимых читательских умений и навыков, обеспечивающих литературное развитие учащихся;
- постепенное обучение школьников нормам литературного произношения и выразительности речи;
- обеспечение готовности учащегося к дальнейшему литературному развитию на каждом возрастном этапе;
- создание возможностей для формирования у каждого ребёнка универсальных учебных действий, необходимых для успешного решения любых учебных и жизненных задач, развитие личности и интеллекта ребёнка;
- использование на уроках разнообразных методов и средств обучения для активизации деятельности учащегося.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении
прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.
Важнейшим условием литературного образования является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.
Общая характеристика курса
Курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
- дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
- сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
- работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учётом специфики его структуры и жанровых особенностей;
- одновременная работа над языком произведения и речью детей;
- сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
- различение художественных и научно-популярных произведений;
- формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произве-дения;освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Развитие навыка чтения. Развитие навыка чтения идет от формирования громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирование целостных (синтетических) приемов чтения слов (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение чтения молча.
Развитие литературоведческих представлений и понятий. Во 2-ом классе учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления школьников об авторах различных произведений.
Развитие речевых умений. Развивается один из основных видов речевой деятельности - говорение. Практическое знакомство с диалогом и монологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалогов о прочитанном). Формулирование высказываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений.
Развитие творческой деятельности. Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Вводятся такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребенок мог внести элементы своего творчества, выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого используете выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т. п.
Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация
произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской пози-ции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Чтение. Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.
Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.
Чтение: работа с информацией
Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.
Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.
Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, о людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, струк-турное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.
Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей- классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно- познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях.
Юмористическая и сатирическая книга. Очерки, воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Ориентировка в литературоведческих понятиях.
Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса- сказка, очерк, научно- популярное и научно- художественное произведения.
Тема, идея произведения; литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Библиографические сведения о книге.
Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрация, аннотация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Место учебного предмета в учебном плане.
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 540 ч.
На изучение литературного чтения в 1 классе отводится 132 часа в год (33 учебные недели по 4 часа в неделю). Из них 64 часа на I полугодие (48 ч литературного чтения + 16 ч литературного слушания); 68 часов - на II полугодие (51 ч литературное чтение + 17 ч литературное слушание)
На литературное чтение во 2, 3, 4 классах отводится 4 часа в неделю (136 часов в год).
.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность
знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормаль-ного человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются орга-низованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержа-ние предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью миро-вого сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толеран-тность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Литературное чтение»
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образова-ния, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный мета-предметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапре-дметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты должны отражать:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2)формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относится к людям иной национальной принадлежности;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать:
1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12)определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 классе
являются следующие умения:
Обучение грамоте:
Ученик научится:
-различать, сравнивать:
-звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
-звук, слог, слово;
-слово и предложение;
-кратко характеризовать:
-звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые /мягкие);
-решать учебные и практические задачи:
-выделять предложение и слово из речевого потока;
-проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырёх — пяти звуков;
-плавно читать по слогам слова, предложения, небольшие тексты;
-осознавать смысл прочитанного;
Ученик получит возможность научиться:
-различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;
-читать целыми словами и предложениями;
-самостоятельно читать небольшие по объёму художественные произведения;
-выделять в словах слоги в устной работе;
-правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
-переносить слова (в случаях однозначного деления слова на слоги);
-участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-соблюдать орфоэпические нормы.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
-понимать содержание прослушанных произведений;
- осознанно воспринимать и различать произведении фольклора (скороговорки, загадки, песня, сказки) и художественной литературы (рассказ, сказка, стихотворение);
-читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию;
-правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
-моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Ученик получит возможность научиться:
-понимать нравственной содержание прочитанного произведения;
-высказывать суждения о произведении и поступках героев; узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
-оформлять информацию о произведении или книге в виде' модели.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
-определять на практическом уровне и называть жанры и темы изучаемых произведений;
-использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
-различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
-сравнивать фольклорные и авторские сказки и выделять их особенности.
Ученик получит возможность научиться:
-сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословицы;
-находить в тексте произведения сравнения, обращения;
-находить в тексте и читать диалоги героев;
-определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
-читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
-моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам;
-придумывать истории с героями изученных произведений.
Ученик получит возможность научиться:
-иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
-инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
-создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы);
-пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
-понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений;
-находить в тексте информацию о героях, произведении или книги, заданную в явном виде;
-определять тему текста;
-работа с несложными таблицами, схемами, моделями;
-сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
- находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
- дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
- находить в тексте информацию о героях произведений.
2 класс
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
-читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 60 слов в минуту);
-читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
-читать выразительно приготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
-отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и поступках;
-определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
-понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;
-находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
-пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмами подготовки пересказов;
-группировать книги по жанрам, темам и авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
-понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;
-пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
-пользоваться первичными, изучающими и поисковыми видами чтения в зависимости от цели чтения;
-читать доступные периодические издания и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
-различать стихотворный и прозаический тексты;
-определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенные признаки;
-различать пословицы и загадки по темам;
-использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик может научиться:
-осознавать нравственные и этические ценности произведения;
-выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
-находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научиться:
-понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;
-инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
-моделировать «живые картины» к изученным произведения или отрывкам из произведений;
-рассказывать сказки с присказками;
-создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.
Ученик может научиться:
-делать иллюстрации к изученным произведениям;
-иллюстрировать словестно отдельные эпизоды произведений;
-выполнять проекты индивидуально и по группам по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
-инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научиться:
-находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;
-определять тему и главную мысль текста;
-работать с таблицами и схемами, используя информацию из них и моделей для характеристики произведения, книги, героев;
-дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
-самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
-находить информацию о книге в её аппарате;
-сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;
-высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.
-в тексте произведения, интерпретировать текст, давать оценку;
-составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели обложек; усваивать при помощи моделирования литературоведческие понятия.
3 класс
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;
-понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
- практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
-отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
-правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
-понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
- подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
-находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
-читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
-пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
-пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
-классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
-различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
- понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;
- работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг-сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;
-уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- различать стихотворный и прозаический тексты;
-определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);
-использовать в речи изученные литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).
Ученик может научиться:
- подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
- употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;
-находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
-понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;
- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
-рассказывать сказки от лица героя;
-рассказывать о героях произведения;
- создавать истории с героями произведений.
Ученик получит возможность научиться:
-иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
-выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;
- создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научит
- находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;
- работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;
-сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять.
Ученик может научиться:
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;
-находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
-сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.
4 класс
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».
Выпускник получит возможность научиться:
-воспринимать художественную литературу как вид искусства;
-осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
-осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
-определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
-доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
-на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
-писать отзыв о прочитанной книге;
-работать с тематическим каталогом;
-работать с детской периодикой. Без использования терминологии.
Раздел «Творческая деятельность»
Выпускник научится:
-читать по ролям литературное произведение;
-использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно--ледственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
-создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Выпускник получит возможность научиться:
-творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
-создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
-работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
-способам написания изложения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Выпускник научится:
-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три ущественных признака;
-отличать прозаический текст от поэтического;
-распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих
-понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
-определять позиции героев и автора художественного текста;
-создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства
-художественной выразительности (в том числе из текста).
Содержание курса
1 класс (132 ч)
Обучение грамоте.
Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные
произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора). Различать на слух произведения разных жанров. Сравнивать и группировать изученные произведения по теме, жанру, авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» (практическое освоение)
Осваивать литературоведческие понятии. Кратко характеризовать жанры.Использовать в речи и ори-ентироваться в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.
Формирование библиографической культуры
Знакомство с книгой и её аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены).
Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя.
Моделировать «живые картины» к изучаемым произведениям.
Интерпретировать текст произведения.
Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения.
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших
литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями.
Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
Круг чтения
Мир родной природы. А.Блок «Снег да снег», Л.Н.Толстой «Солнце и ветер»,В.В.Бианки «Синичкин календарь», И.С.Соколов-Микитов «Русский лес»
Рассказы о животных. Г.Скребицкий«Пушок»,«Как Никита играл в доктора». Е.Чарушин, «Всегда вместе». А. Шибаев, «Под грибом»В. Сутеев, «Как поросенок говорить научился». Л. Пантелеев, «Медвежата». Ю.Дмитриев, «Медвежата». Г.Снегирѐв, «Зайчата». Е.Чарушин «Сорока и заяц»,
Н.Сладков, «Лиса и заяц». Н.Сладков. А.Усачѐв «Грамотная мышка», В.Сутеев «Цыпленок и
Утенок»
Рассказы о детях. Н.Носов «Фантазѐры», «Если был бы я девчонкой»…Э.Успенский , Е.Ильина «Шум и Шумок», В.А.Осеева «Кто наказал его?», Е.Пермяк «Торопливый ножик».
Мир сказок. В. Сутеев «Палочка-выручалочка», Украинская народная сказка «Рукавичка», Русские народные сказки «Лисичка-сестричка и волк», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса, «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Терѐшечка»
Литературные (авторские) сказки. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…(отрывок), В.Сутеев «Мешок
яблок», В.В.Бианки «Лис и Мышонок», К.Чуковский «Муха-Цокотуха», Братья Гримм «Заяц и Ёж»
Проза. В.А.Осеевой для детей. В.Осеева «Кто хозяин?», «Просто старушка», «Три котенка». В. Сутеев, «Беспокойные соседки». А.Шибаев,«Про нос и язык». Е. Пермяк,
«Меня нет дома». Г. Остер
Произведения о мире. Ю.Коринец «Волшебное письмо»
2 класс (136ч.)
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Знакомство с текстами: учебным, художественным, научно-популярным.
Структура текста: абзацы, части.
Особенности текстов сказок, рассказов, стихотворений.
Форма текста: стихотворная и прозаическая.
Деление текста на части.
Главная (основная) мысль.
Иллюстрация к тексту: рассматривание иллюстрации и выбор соответствующего отрывка (абзаца или эпизода).
Восприятие и понимание содержания произведения, ответы на вопросы по содержанию.
Чтение произведений разных жанров (загадок, сказок, былин, стихотворений, рассказов), понимание их содержания, ответы на вопросы, формулирование вопросов по содержанию и кратких высказываний о произведении и героях.
Использование знаково-символических средств для получения информации о произведении: теме, жанре, авторе.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» (практическое освоение)
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора народная сказка, стихотворение, рассказ, история,быль, былина, бытовая сказка, сказка о
животных, волшебная сказка, присказка, зачин,небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение. Элементы книги:
обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Формирование библиографической культуры
Книга учебная, художественная.
Аппарат книги: титульный лист, оглавление (содержание), словарик.
Типы книг: книга-произведение, книга-сборник.
Выбор книг по теме, жанру и авторской принадлежности.
Детские журналы «Мурзилка», «Миша» и др.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произве-дения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д. Подготовка и проведениеуроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Круг чтения
Произведения о Родине. Савинов. «Родина», И. Никитин «Русь» (в сокращении)., С. Романовский. «Русь», «Слово о Русской земле», С. Прокофьев «Родина»
Произведения фольклора «Я с горы на гору шла…» Загадки народные
Былины. «Три поездки Ильи Муромца» ( в пересказе А. Нечаева)«Три поездки Ильи Муромца» (отрывок), «Как Илья из Мурома богатырем стал».
Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословицы.
Стихотворения о детях. А.Барто «Катя»
Проза.С. Баруздин. «Стихи о человеке и его словах», «Как Алешке учиться надоело», Н. Носов «Зап-латка», Г. Сапгир «Рабочие руки», Л. Толстой «Страшный зверь», М. Зощенко. «Самое главное»
В. Сутеев «Кто лучше?», «Снежный зайчик», А. Митта. «Шар в окошке», Е. Пермяк «Две пословицы»
Басни. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Русские народные сказки.«У страха глаза велики», «Снегурочка». Русская сказка «Дети Деда Моро-за». «Зимовье зверей» (в обработке Л. Толстого). «Белые перышки», «Хаврошечка».
Сказки зарубежных писателей. Братья Гримм «Маленькие человечки», . «Семеро храбрецов», «Бременские музыканты»Х. К.Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»
Поэзия. А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…», Г. Скребицкий. «Осень» (отрывок), Н. Сладков. «Эхо»
Произведения о природе С. Иванов «Каким бывает снег» , И. Соколов-Микитов. «Зима в лесу», Э. Шим. «Всем вам крышка» , К. Ушинский «Мороз не страшен», М. Пришвин «Деревья в лесу» И. Соколов-Микитов. «Узоры на снегу», И. Беляков. «О чем ты думаешь, снегирь?», Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…». Е.Трутнева. «Осень», Э.Шим «Храбрый опёнок» К. Бальмонт «Осень». М. Пришвин. «Золотой луг». З. Александрова. «Зима».К. Ушинский «Проказы старухи зимы, И. Суриков. «Детство» (отрывок), М. Пришвин. «Недосмотренные грибы», А. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…» . А. Чехов «Весной», Г. Скребицкий «Весна – художник», С. Маршак. «Весенняя песенка», Э. Шим «Весенняя песенка»
Рассказы о животных Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует», Л. Пантелеев «Две лягушки» В.Беспальков «Совушка»
Произведения о новогоднем празднике. С. Михалков «В снегу стояла ёлочка», С. Маршак. «Декабрь», С. Городецкий «Новогодние приметы», В. Одоевский «Мороз Иванович»
Произведения о детях и для детей. А. Гайдар. «Ёлка в тайге» (отрывок), Е. Пермяк «Случай с кошельком», С. Аксаков «Моя сестра»
Произведения о животных. Русская народная песня «Буренушка», В. Жуковский. «Птичка», К. Ушинский. «Кот Васька», М. Пришвин. «Старый гриб», К. Ушинский. «Лиса Патрикеевна», П. Комаров «Оленёнок», В. Бианки. «Ёж-спаситель», К. Ушинский «Плутишка кот», Э. Шим «Белка и Ворон»
Авторские сказки. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»
Сказки народов мира. Украинская сказка «Колосок», Английская сказка «Как Джек за счастьем ходил», Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» , Английская народная сказка «Сказка про трех поросят»,В. Даль. «Девочка Снегурочка»
Произведения о семье Л. Толстой «Лучше всех», С. Михалков «А что у вас?»
Произведения ко Дню Победы. С. Михалков «Быль для детей», С. Баруздин «Салют»
3 класс (136ч.)
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Восприятие литературного произведения. Изучение произведений одного и того же жанра и произ-ведений одного и того же автора, особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, характерис-тика персонажей; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя.
Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» (практическое освоение)
Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:
• литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;
• присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль; произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное).
• герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отношение автора;
• стихотворение, рифма, строка, строфа;
• средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.
Формирование библиографической культуры
Книга учебная, художественная.
Аппарат книги: титульный лист, оглавление (содержание), словарик.
Типы книг: книга-произведение, книга-сборник.
Выбор книг по теме, жанру и авторской принадлежности.
Детские журналы «Мурзилка», «Миша» и др.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии) загадок, небылиц, забавных
историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Творческая работа по сопоставлению литературных произведений с аналогичными произведениями изобразительного искусства, музыки. Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорогами сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литератур-ных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.
Круг чтения
Малые формы фольклора. Загадки. Пословицы. Скороговорки.
Русские народные сказки. «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр - Немудёр». О присказках
Былины. «Добрыня и змей» ,«Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула»
Басни. Эзоп. «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград». Эзоп «Ворон и лисица». И. Крылов «Ворона и лисица»
А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане…»,«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Стихи. «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
Поэзия. Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…»
А. Майков «Осень». И. Бунин «Листопад»
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»
Н. Некрасов «Крестьянские дети», «Славная осень», «Зеленый шум», «Мороз воевода»
К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок», «Зеленый шум»
И. Никитин «Русь», «Утро»
И. Суриков «Детство»
С. Дрожжин «Привет», «Зимний день»
Есенин. Стихи о Родине. Стихи о природе. «Бабушкины сказки»
Проза. А. П. Чехов «Белолобый», «Ванька», Н. Шер «О рассказах А. Чехова»
Ш. Перро «Подарки Феи»
И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре», «Зимняя сказка», «В мире сказок».
Сказки Г. Х. Андерсена и Бр. Гримм
Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш», «Умнее всех»
А. Куприн «Барбос и Жулька», «Синяя Звезда»
К. Паустовский «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга»
4 класс (136 ч.)
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведе-ний в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмо-циональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка
эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных про-изведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
На слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персона-жей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. Сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальных и фантастических.
Формирование библиографической культуры
Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллю-страция. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» (практическое освоение)
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество.
Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, по-весть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения. Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция;
Изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Писать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок. Писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку. Воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Круг чтения
Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Марья Моревна», «Иван-царевич и Серый волк»
Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»
Былина «Волх Всеславович».
Библейское предание «Блудный сын»
Басни. И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза», Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи», Крылов «Крестьянин в беде», А. Е. Измайлов «Кукушка», И. А. Крылов «Осел и соловей», Л. Е. Измайлов «Лестница», И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». С. В. Михалков «Слово о Крылове»
Баллада В. А. Жуковского «Светлана». Стихи В. А. Жуковского «Вечер», «Там небеса и воды Лены», «Загадки»
Волшебные сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица», В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудростях Марьи-царевны, кощеевой дочери», П. П. Ершов «Конек-Горбунок»
Произведения А. С. Пушкина. «Осень», «И. И. Пущину». И. И. Пущин «Заметки о Пушкине» (отрывок), «Зимняя дорога», «Песнь о Вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине», «Сказка о золотом петушке»
Поэзия. М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус», «Горные вершины…»,
«Утес» Стихи К. Д. Бальмонта. И. А. Бунина С. В. Михалкова «Школа», «Родина», Проза. В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «Пленница» Л. Н. Толстого «Акула», Быль Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», Басня Л. Н. Толстой «Мужик и Водяной» Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов М. А. Шолохов «Любимая Мать-Отчизна» Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел» А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок», «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» Произведения русских писателей о детях. Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец»,К. М. Станюкович «Максимка», Н. А. Заболоцкий «Детство» «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке» |
Произведения зарубежных писателей. В. Гюго «Козетта», Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди», «Девочка со спичками»
Мифы. Древнегреческий миф «Арион», «Дедал и Икар», Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи»
Книги Древней Руси. Отрывок из «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», Отрывок из «Повести временных лет», «Вещий Олег»
Произведения С. Я. Маршака «Словарь», «Загадки», «Зеленая застава», С. Я. Маршак пьеса-сказка
«Двенадцать месяцев»
Путешествия, приключения, фантастика. Н. П. Вагнер «Береза», «Фея фантаста»,Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»
Тематическое планирование
1 класс (40 ч)
№ п/п | Наименование раздела | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Читаем сказки, загадки, скоро-говорки. Пословицы, поговор-ки (6 ч.) | моделировать обложку сказки: определять жанр и те-му, указывать фамилию автора и заголовок, вписывать пропущенные буквы, определять основную мысль сказки; выражать свое отношение к произведению, ге-роям и их поступкам; выражать свое отношение к произведению, героям и их поступкам; читать вслух плавно по слогам и целыми словами, тренироваться в быстром чтении скороговорок; читать по ролям, клас-сифицировать книги с народными и литературными сказками; рассматривать 2 – 3 книги сказок; работать с таблицей. |
2 | Мир родной природы (10 ч.) | характеризовать особенности прослушанного худо-жественного произведения: определять жанр, соотно-сить природу и жизнь героя; показывать авторскую позицию через выразительное чтение; моделировать обложку: жанр и тема, фамилия автора и заглавие, определяют главную мысль; развивать внимание к ху-дожественному слову и понимать точку зрения (отно-шение) автора к русской природе; понимать значение березки для русского народа; рассказывать по группам о своей «небольшой родине». |
3 | Учимся уму – разуму (16 ч.) | показывать авторскую позицию через выразительное чтение; читать пословицу целыми словами, объяснять её смысл; сравнивать модели обложек разных авторов и жанров; воспринимать художественный текст: пер-вичное самостоятельное чтение, осмысление системы заданий к тексту произведения; выражать авторскую позицию и отношение к героям через выразительное чтение; оценивать нравственно-этическое поведение героев; аргументировать свое отношение к героям рассказа, выбирать слова для их характеристики; читать по ролям; понимать авторскую позицию и выражать ее через выразительное чтение |
4 | О наших друзьях – животных (8 ч.) | показывать толерантное отношение ко всему живому на Земле; находить точную информацию о героях сказ-ки; сопоставлять иллюстрации с эпизодами, подбирать пословицу к сказке, объясняют её смысл; называть животных и их детёнышей; читать выразительно по образцу, передавать настроение и чувства автора; зау-чивать наизусть |
2 класс (136 ч)
№ п/п | Наименование раздела | Характеристика деятельности |
1 | О нашей Родине (5 ч.) | правильно называть стихотворение; выражать свое отношение к произведению, героям, автору; различать жанры произведений о Родине; самостоятельно рабо-тать с отрывком из стихотворения: читать, модели-ровать обложку. |
2 | Народная мудрость (устное народное творчество) (6 ч.) | различать жанры фольклора и выделять их особеннос-ти; читать вслух и про себя тексты, узнавать и назы-вать объекты окружающей среды; моделировать; задавать вопросы к тексту и отвечают на них; уметь выражать свое отношение к прочитанному произведе-нию; выделять признаки былины (былинного сказа); знать образы былинных героев. |
3 | О детях и для детей (13 ч.) | выделять в тексте пословицы о труде, использовать схемы, моделировать текст на части; определять главную мысль произведения;. |
4 | Мир сказок (14 ч.) | знать названия и авторов литературных произведений; работать с дополнительной литературой; ориентиро- ваться по содержанию учебника; находить концовку в произведении; объяснять авторские обороты; разли-чать жанры художественных произведений; анализи-ровать построение русской народной сказки; воспри-нимать на слух художественные произведения; разли-чать сказки народные и авторские; подтверждать своё мнение строчками из текста; делить текст на части; находить в произведении приметы волшебной сказки; выделять особенности волшебной сказки; самостоя-тельно читать книги |
5 | Уж небо осенью дышало…(6 ч.) | представлять картины природы; подтверждать своё мнение строчками из текста; соотносить иллюстрации с произведением; анализировать и выделять общее в произведениях различных поэтов; анализировать состояние души автора текста; подтверждать своё мнение строчками из текста; |
6 | Снежок порхает, кружится. (18 ч.) | уметь делить текст на части; определять главную мысль каждой части и произведения в целом; уметь выделять в тексте пословицы, использовать схемы, модели; передавать голосом чувства; составлять схе-матический план, формулировать и удерживать учеб-ную задачу; читать вслух и про себя тексты; ставить вопросы к тексту и отвечают на вопросы; уметь выра-жать свое отношение к прочитанному; различать авторскую и народную сказки. |
7 | Здравствуй, праздник ново-годний! (10 ч.) | уметь сочинять сказки или рассказы по заданной теме; самостоятельно проверять знания по изученной теме; пересказывать сказку или рассказ по готовому плану; объяснять поступки героев и свое отношение; переда-вать голосом чувства (удивление, восхищение, разоча-рование); определять настроение стихотворения, авторскую позицию; высказывать своё впечатление о произведении. |
8 | О братьях наших меньших (произведения о животных) (12 ч.) | различать сказки авторские и народные; реальное и волшебное в сказках; формировать умение классифи-цировать произведения по жанрам: сказки, рассказы, стихотворения (работа в группах) |
9 | Лис Миккель и другие (зарубежные сказки) (13 ч.) | находить и обосновывать повторы, осознавать прочи-танное; читать, учитывая заданный темп; пересказы-вать по составленному плану, выделять основную мысль, осознавать прочитанное. |
10 | Семья и я. (15 ч.) | воспитывать доброе отношение к семье, пожилым людям, младшим детям; сравнивать народные и автор-ские колыбельные песни. |
11 | Весна, весна красная. (24 ч.) | передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование);выразительно читать, осознавать прочитанное; совершенствовать умение пересказы-вать подробно и сжато по готовому плану; выражать при чтении вслух свое отношение к весенней природе; отрабатывать читательские умения; подмечать приме-ты и краски весны; делить текст на части; определять главную мысль каждой части и произведения в целом. |
3 класс (136 ч)
№ п/п | Наименование раздела | Характеристика деятельности |
1 | Устное народное творчество (20 ч.) | называть тему, форму, виды загадок; выразительно читать загадки; рассказывать самостоятельно прочи-танные сказки, загадки; объяснять значение послови-цы; выразительно читать пословицы; раскрывать смысл понятия «волшебные сказки»; называть их особенности: чудеса, превращения, повторы, борьба добра и зла; выразительно читать эпизоды о чудесах; рассказывать сказки, сравнивать бытовые и волшебные сказки; рассказывать наизусть присказки. |
2 | Басни (5 ч.) | раскрывать смысл понятия «басня»; выразительно читать каждую часть басни; сравнивать басни, выби-рать интонационный рисунок для чтения диалога; вы-разительно читать басню по ролям, находить в басне повествование и мораль, называть особенности басни |
3 | Произведения А.С. Пушкина (11 ч) | выборочно читать об эпизодических героях.; рассуж- дать об их роли в сказке; раскрывать смысл понятия «олицетворение»; находить в тексте олицетворения; выборочно работать со стихотворениями. |
4 | Стихи русских поэтов (25 ч.) | сравнивать их содержания (о чём говориться), какие использованы эпитеты, сравнения; сравнивать строфы: четверостишия и пятистишия.; выразительно читать стихотворения; определять темп и тон чтения; наблю-дать за употреблением автором знаков препинания; работать с иллюстрацией и соотносить её с текстом; делить стихотворение на части; выделять логические ударения и указывает паузы; выразительно читать стихотворение, читать наизусть фрагмент стихотворе-ния по выбору; сравнивать темы стихотворений, их интонационные рисунки; находить пейзаж в стихотворении |
5 | Произведения Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, А. П. Чехова (19 ч.) | сравнивать жанры произведений и выделять особен-ности; выделять описания отдельных эпизодов, опре-делять отношение автора; выразительно читать,делить прочитанный текст на композиционные части; состав-лять план словесный или модельный; кратко переска-зывать по плану; слушать большое поэтическое произ-ведение; понимать смысл услышанного; делить текст на части; выделять слова, показывающие отношение автора; выделять эпитеты, сравнения, олицетворения; выбирать нужный тон чтения (хвастливый и гордый); понимать особенность выбора темпа стихотворения (медленный). |
6 | Произведения зарубежных писателей. (11ч.) | выражать своё отношение к героям сказки; передавать сюжет сказки, находить её части; сравнивать сказки народов мира (видеть сходства и различия), а так же сказки отечественных и зарубежных писателей; характеризовать героев. |
7 | Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка А.Н. Куприна. К.Г. Паустовского,Л. Пантелеева, А.П. Гайдара (41ч.) | работать над содержанием рассказа, сюжетом; выпол-нять задания в тетради; находить редко употребляемые слова; озаглавливать части рассказа; характеризовать героев; делить текст на части, озаглавливать каждую часть; понимать значение слов «сюжет» и «компози-ция»; выделять в тексте повествование, описание, рассуждение; выбирать и заучивать наизусть отдель-ные абзацы; употреблять в речи понятия «сравнения», «эпитеты», «олицетворения» для характеристики героев; различать научно- познавательные и худо-жественные рассказы. |
8 | Слушание и работа с детскими книгами о природе и животных. (4ч.) | различать героев (главных и второстепенных), воссоз-давать их образ (внешний вид, поступки, отношение автора); выразительно читать эпизоды, смысловые части; сравнивать сюжеты и определять темы; модели-ровать обложку; выяснять главную мысль каждого рассказа. |
4 класс (136 ч)
№ п/п | Наименование раздела | Характеристика деятельности |
1 | Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни (10 ч) | определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; опреде- лять особенность волшебного мира в сказках; сравнивать содержание и прядок событий в сказках; определять в сказке волшебный мир, его хозяина; называть волшеб-ных помощников в сказке; сравнивать богатырей и ска- зочных героев; отвечать на вопросы строчками из были-ны; образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине; особенности героической песни: исто-рический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер |
2 | Басни. Русские баснописцы (6 ч) | оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечело-веческих норм, нравственных и этических ценностей; различать понятия: «басня», «мораль», «вступление», «рассказ»; особенности басни: мораль, ирония, аллегория; сравненивать басни; выразительно читать басни; особенности басни ирония, диалоги героев |
3 | Чудесный мир классики. Произведения В.А. Жуковско-го, А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтов А., П. Чехов. (21 ч.) | сравнивать сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна» со «Сказкой о мертвой царевне и семи бога-тырях» А.С.Пушкина; определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицатель- ных; формировать средствами литературных произве-дений целостного взгляда на мир в единстве и разно-образии природы, народов, культур и религий; извле-кать информацию, представленную в разных формах |
4 | Поэтическая тетрадь (26 ч) | определять тему, комментировать название; опреде-лять позицию автора, выразительно читать произведе-ние определить тему стихотворения, выделять эпите-ты, сравнения, олицетворение, логические ударения. определять различные средства выразительности; наблюдать за жизнью слова; объяснятьзначения неко-торых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; находить средства художественной выразительности в лирических текстах определение эмоционального характера текста |
5 | Литературные сказки. (16 ч) | анализировать содержание текста; высказывать свое отношение к героям; описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части; давать характеристику героям произве-дения; выразительно читать текст; пересказывать по плану; объяснять выделенные в тексте слова; ориенти-роваться в тексте; пересказывать текст по плану; объяс-нять поступки героев; находить в тексте описание; отвечать на вопросы по содержанию текста; выделять основную мысль дополнять слова учителя; цитировать произведение; зачитывать нужный фрагмент, называть главную мысль произведения; работать с иллюстраци-ей; анализировать музыкальные произведения |
6 | Страна детства (8 ч) | принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»; осмыслять содержание прочитанного текста (с помощью вопро-сов, пересказа, самостоятельно); размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; анализировать объекты с целью выде-ления признаков (существенных, несущественных); формировать умения формулировать свои эмоциональ-но-оценочные суждения |
7 | Природа и мы (12 ч) | анализировать стихотворения; находить рифму в про-изведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; ис-пользовать приобретенные знания и умения в практи-ческой деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале; осмыслять содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно; размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста |
8 | Родина (8 ч) | подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; опре-делять мотивы поведения героев путем выбора пра-вильного ответа из ряда предложений; оценивать со-бытия, героев произведения; определять тему и глав-ную мысль произведения; делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию; опре-делять эмоциональный характера текста: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений |
9 | Страна «Фантазия» (8 ч) | различать жанры произведений на основе сравнения персонажей; читать по ролям; находить рифму в про-изведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; ана-лизировать юмористические произведения; давать характеристику героям; определять эмоциональный характер текста; построение логической цепочки рассуждений; формулировать свои эмоционально-оценочные суждения |
Зарубежная литература (15 ч) | читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; давать характеристику героям; прогнозировать эмоциональный тон произве-дения по названию и иллюстрациям; различать эле-менты книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсце-нирование произведений зарубежной литературы; раз-мышлять над содержанием произведений; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонят-но и осознавать потребность в выяснении их смысла |
Приложение 1
к рабочей программе по учебному предмету
«Литературное чтение»
Материально-техническое обеспечение учебного предмета " Литературное чтение"
|
Предварительный просмотр:
Ф.И. ученика | Умение адекватно использовать речевые средства . | Умение строить монологическое высказывание | Умение владеть диалогической формой коммуникации | Умение работать в паре | Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Умение сопровождать высказывание аудиовизуальной поддержкой, средствами и инструментами ИКТ | Умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения. | ||||||||||||||
Адекватно использует речь для планирования и регуляции своей деятельности. Отвечает на все вопросы, соблюдает нормы речевого этикета. | Частично отвечает на вопросы, соблюдает нормы речевого этикета. | Не идет на контакт. | Адекватно использует речевые средства для эффективного построения монологического высказывания. Умеет точно выражать свои мысли. | Ситуативно выражает свои мысли. | Не умеет выражать свои мысли. | Участвует в диалоге. Точно выражает свои мысли, уверенно ведет диалог. | Ситуативно выражает свои мысли, участвует в диалоге по просьбе учителя. | Не умеет участвовать в диалоге. | Аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности. | Работает в паре, ситуативно учитывает позицию партнёра. | Не идет на контакт ( агрессивен или пассивен) | Умеет аргументировать своё предложение, убеждать, уступать, владеет адекватными выходами из конфликта, всегда предоставляет помощь. | Не всегда может договориться, сохранить доброжелательность, предоставляет помощь только близким знакомым. | Не может договориться, пассивен или агрессивен, не предоставляет помощь. | Осознанно сопровождает высказывание аудиовизуальной поддержкой, средствами и инструментами ИКТ. | Ситуативно сопровождает высказывание аудиовизуальной поддержкой, средствами и инструментами ИКТ. | Не умеет сопровождать высказывание аудиовизуальной поддержкой, средствами и инструментами ИКТ. | Понимает относительность мнений и подходов к решению проблемы. Понимает точку зрения другого человека | Не всегда понимает точку зрения другого человека | Не понимает точку зрения другого человека | |
МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД