Социальный проект «Летние профориентационные практики старшеклассников»
В статье показана организация летних профориентационных ознакомительных практик старшекласников ГБОУ Гимназии №441 , Санкт-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots.proekt_prof_praktiki_gbou_441.docx | 45.76 КБ |
pasport_proekta_profpraktiki.docx | 37.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный проект
«Летние профориентационные практики старшеклассников»
Рымкус А.А., - учитель физики Гимназии № 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Творческой группой учителей 441гимназии в 2016-17 и 2018-19 учебных годах был подготовлен проект «Ознакомительные профориентационные практики старшеклассников». Паспорт этого проекта подробно представлен в Приложении.
Участие в профориентационных практиках позволяет познакомить с школьников, закончивших 9-10-й класс с некоторыми современными профессиями, а также со спецификой обучения в различных ВУЗах нашего города.
Основные идеи проекта:
- создание информационной среды для осознанного выбора старшеклассниками своей будущей профессии.
- знакомство с направлениями подготовки и общими профессионально-образовательными областями, в рамках которых осуществляется образование в ВУЗах – партнерах проекта.
В ходе освоения проекта необходимо было решить следующие задачи:
- Познакомить школьников с направлениями подготовки специалистов, с содержанием и уровнем качества образования, получаемого в этих ВУЗах.
- Рассказать о перспективах работы в данных профессиях, о востребованности этих специалистов в науке, на производстве и на рынке труда.
- Познакомить с технологиями обучения, посетить различные учебные и лабораторные аудитории в различных ВУЗах.
- Предоставить возможность самооценки школьных знаний при выполнении небольших учебно-практических работах, приближенных к реальным студенческим.
- По возможности познакомить со студентами этих вузов, показать внеучебную студенческую жизнь.
Для разработки и реализации проекта нам необходимо было решить несколько организационных задач, в которых были задействованы не только учителя гимназии, но и наши социальные партнеры по профориентационной работе. Такими партнерами для нас являются Отделы довузовской подготовки и некоторые кафедры ЛЭТИ , ВОЕНМЕХа, Аграрного университета, РГПУ им. А.И. Герцена, кафедра интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере Университета ИТМО, отдел работы со школами ГУП Водоканал, Санкт-Петербургский Центр Разработок Dell ЕМС, районная библиотека. В этом году список партнеров будет расширен заключением договоров еще с несколькими вузами и организациями.
Для успешной организации практик в начале учебного года производится анкетирование, цель которой - выявить интересующее учащихся направления и места прохождения практики. После обработки полученной информации составляется план прохождения практик, оформляются локальные акты и заключаются договоры с социальными партнерами. В апреле информация о прохождении практики учениками 10 классов включается в повестку родительских собраний. В мае проводятся организационные собрания участников практик.
Распределение на практику было добровольным, соответствовало интересам и личным планам учащихся. А те, кто отказался проходить профориентационную практику, традиционно занимались подготовкой школьных помещений к проведению ЕГЭ и к новому учебному году.
В результате прохождения летней профориентационной ознакомительной практики учащиеся должны были :
- «примерить» на себя роль студента данного вуза, соотнести свои желания и реальные возможности:
- получить первоначальные знания о профессиях, требующих знания в предметных областях, соответствующих профилю обучения,
- принять участие в посильных научно-исследовательских работах, проводимых на базе вузовских лабораторий или НИИ,
- принять участие в мероприятиях организуемых для них в период практики, в которых можно продемонстрировать свои знания, эрудицию и смекалку,
- закрепить умения сбора и анализа информации,
- овладеть основами информационной культуры и навыками общения в студенческой среде.
Наиболее интересно и качественно летняя ознакомительная практика старшеклассников организована центром Абитуриент» ЛЭТИ. Подобные практики (летние и осенние) проводится уже более 10 лет подряд и заслуживают только отличных отзывов. Подробно познакомиться с программой можно на сайте ЛЭТИ в разделе «Поступающим» или по ссылке: https://etu.ru/ru/abiturientam/
Практика предназначена для десятиклассников, проявляющих интерес к техническому, экономическому или гуманитарному образованию, желающих познакомиться со спецификой обучения на факультетах университета и планирующих в будущем году поступать на один из этих факультетов.
На первом организационном собрании всех участников практики разделяют на потоки и группы. Каждый участник получает свой «маршрутный лист», в котором четко прописано расписание и темы занятий, даны телефоны кураторов. А далее ему предоставляется возможность «почувствовать себя студентом» - посидеть в лекционных аудиториях, поработать в лабораториях или принять участие в деловых играх, побродить по коридорам старейшего ВУЗА.
- Программа летней практики ЛЭТИ в 2018 году была такова:
- Занятия на кафедрах факультетов: радиотехники и телекоммуникаций (ФРТ), электроники (ФЭЛ), компьютерных технологий и информатики (ФКТИ), электротехники и автоматики (ФЭА), информационно-измерительных и биотехнических систем (ФИБС), экономики и менеджмента (ФЭМ) и гуманитарного факультета (ГФ).
- Экскурсии, популярные лекции и знакомство с лабораторными работами на кафедрах, мастер-классы, деловые игры.
- Игра-квест Electro-Race.
- Знакомство с правилами приема в университет.
- Встреча с молодыми учеными университета, представителями студенческого профкома и клуба студентов.
- Подведение итогов практики, награждение победителей игры Electro-Race, мастер-классов, деловых игр.
Неделя практики завершилась торжественной церемонией закрытия, на которой лучшим участникам вручили дипломы, грамоты и памятные призы. Все участники получили удостоверение о прохождении Летней профориентационной ознакомительной практики в СПбГЭТУ «ЛЭТИ», которые позволяет получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в данный ВУЗ.
Для тех ребят, кто серьезно занимается информатикой и готов с этим связать свою жизнь, впервые была организована практика в ИТМО и экскурсия в Санкт-Петербургский Центр Разработок Dell ЕМС.
Практики в ИТМО проходили на Кафедре «Применение информационных технологий в гуманитарной сфере». Программа практики удачно сочетала теоретический материал и практические занятия:
- Лекция « Исследование особенностей влияния социальных сообществ на пользователей». Практические занятия: Построение индивидуального социального графа
- Лекция : «Введение в курс базы данных». Практические занятия: Разработка базы данных в СУБД»
- Лекция : «Основы построения IP сетей». Практические занятия: Проектирование IP сетей.
А работа в Коворкин-центре ФАБЛАБ ИТМО предоставила уникальную возможность ребятам попробовать свои силы в новейших 3D технологиях. Была выполнена практическая работа: разработка собственной модели, составление своей программы, работа на 3D принтере – печать этой модели.
В ходе экскурсии в Санкт-Петербургский Центр Разработок Dell ЕМС 10-классники не только познакомились с атмосферой и условиями работы серьезной фирмы, но и получили представление о следующем:
- Профессии инженера-программиста
- Тестировании программного обеспечения
- Системах хранения и обработки данных
- Базовых бизнес-процессах в IT
- Финансовой деятельности IT компаний
И самое главное: что нужно знать для этой работы, где такие знания можно получить и что учиться придется всю жизнь…
Учителя биологии нашей гимназии много лет поддерживают творческие связи с Санкт-Петербургским государственным аграрным университетом. В 2017 и 2018 летняя практика проходила на кафедре экологии и физиологии растений факультета агротехнологий, почвоведения и экологии и кафедре водных биоресурсов и аквакультуры факультета зооинженерии и биотехнологий. В лаборатории аквакультуры ребята познакомились с технологией размножения и выращивания сомов, а также гидропоники. На кафедре экологии и физиологии растений учащиеся прошли лабораторный практикум по микробиологии и бактериологии. За время практики были освоены методики приготовления питательных сред, приготовления и окраски микробиологических препаратов.
Ребята познакомились с многообразием микроорганизмов и их практическим значением. Проделали практические работы, освоили метод хроматографии и провели собственное исследование в лабораториях микробиологии.
В настоящее время несколько учащихся продолжают вести исследовательскую работу в лабораториях кафедры микробиологии.
К сожалению, самой неинтересной и неэффективной оказалась практика наших десятиклассников в районной библиотеке. Возможно, что в этом случае разошлись представления детей, считающих себя знатоками литературы, с реальными задачами этой профессии и востребованностью гуманитариев на рынке труда. Но и «неудачный результат – тоже результат»
При работе над проектом «Ознакомительные профориентационные практики старшеклассников» очень важно было проанализировать рефлексию учащихся, принимавших участие в проекте. Поэтому в начале проекта и по окончанию практик обязательно проводится анкетирование учащихся, собираются и анализируются отчеты (или отзывы).
На основании проведенного анализа и статистики поступаемости выпускников 441 гимназии за 2 последних года, можно сделать выводы, что цель нашего проекта на данном этапе была достигнута. В результате работы над проектом была создана методика организации профориентационных практик, разработаны необходимые нормативные и методические материалы.
Был достигнут конечный результат проекта: создание условий для профессионального самоопределения учащихся, повышение интереса обучающихся к получению высшего образования по инженерным специальностям, а также к специальностям, связанным с изучением биологии.
Список используемой литературы:
1.Литовченко О.В., Теплякова А.С. Возможности подготовки школьников к выбору профессии /В кн. Подготовка к выбору профессии инженера вчера, сегодня, завтра: история и прогностика // Сб. статей Третьей Межрегиональной научно- практической конференции (25.03.2015 — Санкт-Петербург) «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников»/Под ред. Козловой А. Г.,. СПб. 2015. — 272с
2.Седов В.А., Седова Н.В. Возможности социального партнерства в самоопределении школьников// Сб. статей Пятой Международной очно-заочной научно-практической конференции (30.03.2017 – Санкт-Петербург) «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников»/Под ред. Козловой А.Г., -СПб.: Лингвистический центр «Тайкун», 2017. – 346 c.
Электронные ресурсы:
1.Информационно-аналитические материалы, содержащие описание и анализ лучших практик профориентационной работы с молодежью субъектов российской федерации.
Приложение
Паспорт социального проекта
« Летние профориентационные практики старшеклассников»
Гимназия № 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Авторы проекта: Исполнители : | Рымкус А.А – учитель физики, Деларова Е.В, Фадеева Е.А.- учителя биологии Классные руководители, учителя гимназии № 441 |
По содержанию | методический |
По назначению | Социальный |
По преобладающему виду деятельности | Информационный, практико-ориентированный |
Целевая аудитория | Учащиеся 9-11 классов |
Цель проекта | Разработка методики работы, направленной на осуществление осознанного выбора выпускниками будущей профессии и соответствующего учебного заведения. |
Основная идея проекта | Знакомство с направлениями подготовки и общими профессионально-образовательными областями, в рамках которых осуществляется образование в ВУЗах – партнерах проекта. |
Задачи проекта | Провести анкетирование учащихся 9 -11 классов с целью определения интересов учащихся к профессиям и к получению высшего образования. |
Провести знакомство с различными профессиями, их востребованностью на рынке труда, перспективами профессионального и карьерного роста. | |
Организовать совместную работу с представителями технических и экономических ВУЗов с целью получения информации о тех специальностях и профессиях, которые готовит их высшее учебное заведение. | |
Создать базу профориентационных практик для учащихся 9и 10 классов Провести ознакомительные профориентационные практики с целью знакомства с профессиями и направлениями подготовки в ВУЗах. | |
Составить индивидуальный образовательный маршрута выпускника, карту «своих ВУЗОВ. | |
Помочь выпускникам в профессиональном самоопределении. | |
Основные механизмы реализации проекта |
|
Планируемы результаты |
|
Критерии и показатели достижения результата |
|
Циклограмма проекта | По месяцам: Сентябрь: отчеты учащихся о прохождении проф практик, анализ результативности прошедших практик. Октябрь: Составление «Календаря абитуриента» и графика проведения « Дней открытых дверей» на сайте гимназии. Ноябрь-январь: Участие в районных и предметных олимпиадах и др. конкурсах, проводимых ВУЗами. Декабрь: работа в Межмузейном проекте «Профессии, которые мы выбираем Декабрь –февраль-март: Посещение «Дней открытых дверей» в ВУЗАх . Участие в предметных олимпиадах и др. конкурсах, проводимых ВУЗами Март- апрель: Согласование материалов и документов на прохождение профориентационных практик. Апрель: включение вопросов о проф.практике в повестку родительских собраний в 9- 10 кл Май-июнь: Организация и проведение профориентационных практик. |
Материалы для портфолио |
|
Конечный продукт | Создание условий профессионального самоопределения учащихся, повышение интереса обучающихся к получению высшего образования по специальностям Вузов-партнеров. |
Кейс проекта | Методическая разработка «Организация ознакомительных профориентационных практик старшеклассников» |
Перспективы дальнейшего развития | Расширение сети социальных партнеров. Выход за рамки школы, распространение опыта работы, реализация проекта. |
Предварительный просмотр:
Паспорт социального проекта для учащихся старших классов
« Ознакомительные профориентационные практики старшеклассников : профессии, которые мы выбираем. »
ГБОУ Гимназия №441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Разработчик проекта : Рымкус Анна Анатольевна – учитель физики
Название раздела | Содержание раздела | Исполнители и Ресурсы (партнеры проекта) |
Название проекта | « Ознакомительные профориентационные практики старшеклассников : профессии, которые мы выбираем» | |
Руководитель проекта | Рымкус А.А – председатель МО учителей ЕНЦ ГБОУ гимназии № 441 | Учителя-предметники, работающие в профильных классах, социальный педагог, педагог-психолог |
Целевая аудитория | Учащиеся 9-11 классов | |
Описание проблемы | Проблема профессионального самоопределения старшеклассников | |
Цель проекта | Создание условий для осознанного выбора будущей профессии и соответствующего учебного заведения. | |
Основная идея проекта | Знакомство с направлениями подготовки и общими профессионально-образовательными областями, в рамках которых осуществляется образование в ВУЗах – партнерах проекта. | |
Задачи проекта |
| Классные руководители 9-10 кл, социальный педагог |
| Специалисты Центра занятости | |
| Представители из числа сотрудников ВУЗОВ, родителей, выпускников | |
| ||
| ||
| ||
Основные механизмы реализации проекта |
| В течение всего учебного года ЛЭТИ ВОЕНМЕХ Аграрный университет ГУП Водоканал РГПУ им Герцена ИТМО Санкт-Петербургский Центр Разработок Dell ЕМС библиотеки |
Планируемы результаты |
| |
Критерии и показатели достижения результата |
| |
Циклограмма проекта | По месяцам:
| |
Материалы для портфолио |
| |
Конечный продукт | Социальная технология-совокупность приёмов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе планирования и развития, решения разного рода социальных проблем. Технология одной из форм профориентационной работы | |
Кейс проекта | Социальный проект для старшеклассников | |
Перспективы дальнейшего развития |
| |