Самообразование педагога дошкольного образовательного учреждения
На современном этапе развитие образовательного учреждения, совершенствование качества образования и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Неоспоримо, что уровень подготовки должен постоянно повышаться: прохождение курсовой подготовки, участие в семинарах, практикумах, конкурсах. Но вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима. В системе подготовки педагога важное значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды. Индивидуальный стиль работы предполагает развитие авторского мышления, проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ №50
г. Невинномысска
__________Н.А.Харитонова
План
работы по самообразованию
воспитателя
МБДОУ № 50 города Невинномысска
Гребеник Зоряны Михайловны
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет) в театрализованной деятельности».
Цель: создать условия для речевого развития детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
- систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности;
- проанализировать передовой педагогический опыт по данной проблеме;
- создать психологически комфортный микроклимат для формирования уверенности и социальных навыков поведения у младших дошкольников в сотрудничестве всех звеньев воспитательно-образовательного процесса (педагог – дети – родители);
- обогатить и разнообразить театральный материал (видовое многообразие театров, театрализованные игры, уголок ряженья и т.д.) в соответствии с возрастными особенностями младших дошкольников (3 – 4 лет);
- способствовать формированию психофизических функций: речевых и неречевых компонентов при непосредственном и опосредствованном общении (мимика, жесты, «контакт глаз»).
Актуальность темы.
С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста. Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в преодолении трудностей, которые свойственны развитию личности.
Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Однако существует неповторимая возможность выразить внутренний образ, созданный ребенком, через внешнее представление. Эту важную функцию выполняет в детском саду театр.
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Л.В. Артемова указывает, что «Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи».
Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Создание условий для речевого развития дошкольников в театральной деятельности способно сформировать в ребенке основы гармонично развитой личности.
План работы на год
Раздел 1. Изучение нормативной и методической литературы
- Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2009.
- Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1991.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001
- Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: «Школьная пресса», 2001
- Улашенко Н. Б. Организация театрализованной деятельности. Младшая группа. – Волгоград: «Корифей», 2008
- Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М.: «Владос», 2003
Раздел 2. Методическая работа по самообразованию
- Изучить Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» об Образовании и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (сентябрь 2015)
- Изучить программно-методическое обеспечение по данной проблеме (сентябрь 2015).
- Изучить условия для речевого развития детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет) в театрализованной деятельности (сентябрь 2015 г.).
- Изготовить различные виды театров, создать уголок ряженья, разработать театрализованные игры (октябрь – декабрь 2015).
- Принять участие в конкурсе «Лучший центр грамотности» (октябрь – ноябрь 2015)
- Оформить отчёт по теме самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет) в театрализованной деятельности» (май 2016).
Раздел 3. Работа с детьми
- Использовать в работе театрализованные игры и разнообразные театры для развития речи детей младшего дошкольного (в течение года в плане воспитательной-образовательной работы с детьми)
- Планировать и осуществлять индивидуальную работу с детьми (в плане воспитательно-образовательной работы с детьми)
- Организовать проектную деятельность на тему: «В гостях у сказки «Колобок» (ноябрь 2015 г.)
- Организовать театрализацию сказки «Теремок» для родителей (март 2016 г.)
Раздел 4. Работа с родителями.
- Оформить консультацию в родительском уголке на тему: «Развитие детей в театрализованной деятельности» (октябрь 2015 г.).
- Оформить консультацию в родительском уголке на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду» (январь 2016г.)
- Организовывать индивидуальные консультации и беседы (в течение года).
- Организовать показ кукольного театра «Колобок на новый лад» совместно с родителями (октябрь 2015г.)
- Оформить выставку «Театр – ты целый мир!» (ноябрь 2015г.)
- Организовать презентацию проектной деятельности на тему: «В гостях у сказки «Колобок» (ноябрь 2015 г.)
- Организовать совместное изготовление атрибутов, костюмов для оснащения театрального уголка в Центре грамотности (октябрь – ноябрь 2015 г.)
- Организовать участие родителей в смотре-конкурсе ДОУ «Герои любимых сказок» (февраль 2016 г.)
Практический выход.
- Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности» (октябрь 2015 г.).
- Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду» (январь 2016г.)
- Видеоматериал совместного с родителями показа кукольного театра «Колобок на новый лад» (октябрь 2015 г.)
- Выставка театров «Театр – ты целый мир!» (ноябрь 2015 г.)
- Презентация проектной деятельности на тему «В гостях у сказки «Колобок» (ноябрь 2015 г.)
- Выставка композиций и поделок «Герои любимых сказок» (февраль 2016 г.)
- Сценарий театрализации сказки «Теремок» для родителей (март 2016 г.)
Воспитатель ________________ З.М. Гребеник
Предварительный просмотр:
Отчет
по самообразованию воспитателя МБДОУ №50 г. Невинномысска
Гребеник Зоряны Михайловны
Тема самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет) в театрализованной деятельности».
Цель самообразования: создать условия для речевого развития детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Самообразование по этой теме для меня очень важно. С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста. Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в преодолении трудностей, которые свойственны развитию личности.
Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Однако существует неповторимая возможность выразить внутренний образ, созданный ребенком, через внешнее представление. Эту важную функцию выполняет в детском саду театр.
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.
Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Создание условий для речевого развития дошкольников в театральной деятельности способно сформировать в ребенке основы гармонично развитой личности.
Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2009.
- Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1991.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001
- Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: «Школьная пресса», 2001
- Улашенко Н. Б. Организация театрализованной деятельности. Младшая группа. – Волгоград: «Корифей», 2008
- Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М.: «Владос», 2003
В результате изучения литературы мною были сделаны следующие выводы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
При изучении указанного источника мною особенно выделен следующий пункт ФГОС ДО, поскольку он всецело определяет цель моего самобразования:
3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 2009.
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений содержит игры и упражнения на развитие пластики и мимики, элементы логоритмики и артикуляционной гимнастики в системе театрализованной деятельности. Представлены разработки праздников, игр и сказок.
Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1991.
В книге раскрывается методика организации и проведения в детском саду игр-драматизаций, а также настольного, теневого и пальчикового театра.
Книгой могут пользоваться не только воспитатели, но и родители.
Театрализованные игры. Что это? Чем хороши театрализованные игры?
Как развивать и воспитывать детей в игре? На эти вопросы автор практические ответы и советы по организации театральной деятельности.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений, - М.: ТЦ«Сфера», 2001
Пособие представляет собой программу и методические рекомендации к проведению занятий по театрализованной деятельности в детском саду в целях речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребенка. Учебно-методическое пособие содержит также тематический план работы и краткие сценарии занятий в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагога, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду, - М.: «Школьная пресса», 2001
Театр - один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т.д.
Представленные в книге разработки занятий, театрализованные игры помогут взрослым - родителям, воспитателям - учить детей жить в этом мире, строить свои отношения с людьми.
Улашенко Н.Б. Организация театрализованной деятельности. Младшая группа, Волгоград, «Корифей», 2008
Данное пособие содержит практический материал по организации театрализованной деятельности в младшей группе детского сада.
Представленные автором разработки праздничных мероприятий помогают раскрыть певческие, танцевальные, артистические способности дошкольников. Различные игровые приемы, драматизация активизируют творческую самостоятельность детей, развивают образные представления, побуждают малышей к высказыванию своих чувств, впечатлений. Пособие адресовано воспитателям ДОУ, музыкальным работникам, педагогам дополнительного образования, родителям.
Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, - М.: Владос, 2003 г
Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное - раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Кроме игр и упражнений в пособии содержатся методические рекомендации по всем видам деятельности, авторские сценарии для детского театра.
В результате изучения условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 лет) в театральной деятельности (сентябрь 2015 года) можно отметить следующее:
- в групповом помещении обустроен уголок театрализованной деятельности таким образом, что дети имеют доступ к любой игрушке и возможность выбирать материал для развития своих замыслов;
- изготовлена театральная настольная ширма, а также разнообразные виды театров: настольный («Колобок»), конусный («Колобок»), теневой («Кот, лиса и петух»), пальчиковый («Теремок», «Колобок»), театр на пластиковых стаканчиках («Под грибом»), театр на лопаточках («Заюшкина избушка»); прищепковый театр («Репка», «Волк и семеро козлят»), театр на дисках «Три поросенка»); театр масок («Колобок», «Курочка Ряба»);
- приобретены наборы кукол би-ба-бо для театрализации сказок («Три медведя», «Лисичка-сестричка и волк»), поросенок Филя;
- изготовлены дидактические игры для речевого развития и представлений о народных сказках:
«В гостях у сказок». Цель: способствовать речевому развитию дошкольников. Задачи: развивать образное восприятие, умение узнавать и называть героев сказок, развивать внимание, память, мышление.
«Помоги сказкам». Цель: способствовать речевому развитию дошкольников. Задачи: развивать образное восприятие, умение узнавать и называть героев сказок, развивать внимание, память, мышление, закреплять умение выстраивать последовательность событий и рассказывать сказку.
Составлена картотека:
- театральных игр («Под дождиком», «Капельки», «Идем по лесу», «Летящие листья», «Радость и грусть», «Кто как ходит»)
- игр и упражнений на развитие речевого дыхания («Мыльные пузыри», «Игра со свечой», «»Ветерок и флажок», «Снежинка на ладошке», «»Паутинка»);
- игр на расширение диапазона голоса («Самолет», «Паровоз», «Гром»)
- артикуляционная гимнастика;
- скороговорки, альбомы загадок.
Благодаря сотрудничеству с родителями, 28 октября 2015 года творческий группой родителей совместно с педагогом был организован показ кукольного театра «Колобок на новый лад» (Состав труппы: Бызова Е.А., Вардонян Н.Д., Гребеник З.М.)
26 ноября 2015 года мной была организована презентация проектной деятельности на тему «В гостях у сказки «Колобок»» для родителей воспитанников нашего дошкольного учреждения. В результате просмотра участники презентации отметили, что дети активно отгадывали загадки, использовали глаголы, описательные качественные прилагательные, что свидетельствует о расширении глагольного словаря и словаря признаков. Некоторые из дошкольников составили описательные рассказы героев сказки. Главным сюрпризом для родителей стала наша первая театрализация традиционной сказки «Колобок». Эти аспекты позволили сделать вывод о том, что проведенные в ходе проекта мероприятия способствовали формированию основ для речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
1 ноября 2015 года мной была подготовлена и опубликована консультация для родителей на тему: «Развитие детей в театрализованной деятельности». Web адрес http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/11/01/konsultatsiya-dlya-roditeley-razvitie-detey-v
В ходе нее было отмечено, что совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне. В процессе занятий театральной деятельностью активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, память, формируется отношение к окружающему миру.
Занимаясь с детьми театром, взрослые делают их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.
Мною была организована выставка театров «Театр – ты целый мир!» (30.11.2015) Выставка разнообразных видов театров была представлена родителям группы и получила высокую оценку родительской аудитории (фотоотчет прилагается).
26 октября 2015 года мной была подготовлена и опубликована консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду». Web адрес: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/10/26/konsultatsiya-dlya-roditeley-teatralizovannaya
В ходе нее было отмечено, что важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс автоматизации звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
24 февраля 2016 года коллективном нашей группы (воспитатель, дети и родители) была представлена выставка к смотру-конкурсу «Герои любимых сказок». Дошкольники совместно с педагогом и родителями выполнили неповторимые сказочные композиции, которые были отмечены членами жюри, как уникальные (2 место – «Золотая рыбка» - совместная работы Заречнюк Веры с мамой», 3 место – «Смелый ежик» - совместная работы Павловой Арины с мамой).
18 мая 2016 года наши ребята представили театральную постановку сказки «Теремок» для родителей группы. Следует отметить, что все дошкольники были эмоционально положительно настроены, уместно включались в музыкальное песенное сопровождение театрального сюжета сказки. Герои не только эмоционально выражали свои реплики, но и с интересом обыгрывали сюжетную линию (чаепитие и т.д.) Родители тепло приветствовали второй театральный «аншлаг» малышей.
Таким образом, можно отметить, что в ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Проведенная работа по самообразованию в 2015 – 2016 году стала для меня ценным опытом не только в речевом, но и в эмоциональном общении с детьми. Возможность сказки «воплотиться в жизнь» нашей группы способствовала сближению коллектива педагога, детей и родителей. Изучение данной проблемы способствовало систематизации собственных знаний, необходимых для осуществления современной педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Тема самообразования настолько актуальна в дошкольном возрасте, что требует дальнейшего углубления при реализации на следующей возрастной ступени.
Воспитатель МБДОУ №50 З.М. Гребеник
г. Невинномысск «20» мая 2016 г.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ №50
г. Невинномысска
__________Н.А.Харитонова
План
работы по самообразованию
воспитателя
МБДОУ № 50 города Невинномысска
Гребеник Зоряны Михайловны
Тема: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) в театрализованной деятельности».
Цель: создать условия для речевого развития детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
- систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности;
- проанализировать передовой педагогический опыт по данной проблеме;
- создать психологически комфортный микроклимат для формирования уверенности и социальных навыков поведения у средних дошкольников в сотрудничестве всех звеньев воспитательно-образовательного процесса (педагог – дети – родители);
- обогатить и разнообразить театральный материал (видовое многообразие театров, театрализованные игры, уголок ряженья и т.д.) в соответствии с возрастными особенностями детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет);
- способствовать формированию психофизических функций: речевых и неречевых компонентов при непосредственном и опосредствованном общении (мимика, жесты, «контакт глаз»).
Актуальность темы.
Театр - одно из любимейших зрелищ дошкольников. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Ребята видят знакомые и близкие им игрушки: зайку, мишку, собачку, бабочку, деда и других героев, которые оживают, двигаются, разговаривают. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в особый сказочный мир.
Условность кукольного спектакля близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы героев, выполняют их поручения, дают советы. Театр доставляет детям большую радость.
Сюжеты театральных представлений берутся для дошкольников не только сказочные, но из окружающей жизни, природного мира - такого понятного, доступного ребёнку с самого раннего возраста. Содержание обогащает малышей реальными событиями из жизни знакомых персонажей, знакомит с новыми.
Театр имеет большое значение для развития речи детей. Любой спектакль расширяет кругозор и надолго остаётся в памяти у детей. Дети делятся своими впечатлениями с товарищами, рассказывают родителям о театре. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи, умению выражать свои чувства.
Благодаря театрализованной деятельности у детей всех возрастов происходит правильное формирование и закрепление произношения звуков: как гласных, так и согласных; совершенствуется отчётливое произношение слов и словосочетаний. В театральной деятельности дети учатся выделять результат своей работы, передают голосом различные состояния: страх, жадность, удивление, ласку, идёт поиск средств выразительности интонации, мимики, жестов. Театр играет огромную роль в развитии интонационной выразительности и естественности речи детей.
Благодаря театру у детей развивается память, мышление, внимание, активизируется словарь. Речь становится более насыщенной и обогащенной прилагательными, наречиями, совершенствуется монологическая и диалогическая речь. Дети благодаря театру легко пользуются прямой и косвенной речью, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Подражая интонационной выразительности речи взрослого, ребёнок сам выразительно передаёт содержание произведения, поддерживает диалог, старается точно отобразить события, а в дальнейшем усваивается литературный язык, что так необходимо в школе.
Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта.
Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребята добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.
Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Создание условий для речевого развития дошкольников в театральной деятельности: разнообразие тематики литературных произведений, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
План работы на год
Раздел 1. Изучение нормативной и методической литературы
- Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2009.
- Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1991.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001
- Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: «Школьная пресса», 2001
- Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М.: «Владос», 2003
Раздел 2. Методическая работа по самообразованию
- Изучить Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (сентябрь 2016 г.).
- Изучить программно-методическое обеспечение по данной проблеме (сентябрь 2016 г.).
- Изучить условия для речевого развития детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) в театрализованной деятельности (сентябрь 2016 г.).
- Изготовить различные виды театров, создать уголок ряженья, разработать театрализованные игры (октябрь – ноябрь 2016 г.).
- Подготовить консультацию для педагогов по теме: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой через театрализованную деятельность» (ноябрь 2016 г.)
- Принять участие в смотре-конкурсе «Лучший центр театрализованной деятельности» и «Лучший центр книги» (октябрь – декабрь 2016 г.)
- Оформить отчёт по теме самообразования: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) в театрализованной деятельности» (май 2017 г.).
Раздел 3. Работа с детьми
- Использовать в работе театрализованные игры и разнообразные театры для развития речи детей среднего дошкольного (в течение года в плане воспитательной-образовательной работы с детьми)
- Планировать и осуществлять индивидуальную работу с детьми (в плане воспитательно-образовательной работы с детьми)
- Организовать проектную деятельность на тему: «В мире сказок В.Г. Сутеева (ноябрь 2016 г.)
Раздел 4. Работа с родителями.
- Оформить консультацию в родительском уголке на тему: «Значение театрализованной игры для всестороннего развития дошкольников» (сентябрь 2016 г.).
- Оформить консультацию в родительском уголке на тему: «Роль театрализованной деятельности в эмоциональном развитии ребенка» (ноябрь 2016 г.)
- Оформить консультацию в родительском уголке на тему: Тема: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей» (март 2017 г.)
- Организовывать индивидуальные консультации и беседы (в течение года).
- Организовать показ кукольного театра «Под грибом» (по мотивам сказки В.Г. Сутеева) совместно с родителями (октябрь 2016г.)
- Оформить выставку «Театр наш друг и помощник!» (сентябрь 2016г.)
- Организовать презентацию проектной деятельности на тему: «В мире сказок В.Г. Сутеева» по сказке В.Г. Сутеева «Под грибом» (декабрь 2016г.)
- Организовать совместное изготовление атрибутов, костюмов для оснащения «Центра театрализованной деятельности» и пополнение «Центра книги» (октябрь – ноябрь 2015г.)
- Организовать участие родителей в смотре-конкурсе ДОУ совместных поделок и композиций на тему: «Моя любимая сказка» (февраль 2017 г.)
Практический выход.
- Консультация для родителей «Значение театрализованной игры для всестороннего развития дошкольников» (сентябрь 2016 г.).
- Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в эмоциональном развитии ребенка» (ноябрь 2016 г.)
- Консультация в родительском уголке на тему: Тема: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей» (март 2017 г.)
- Консультация для педагогов на тему: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой через театрализованную деятельность» (ноябрь 2016 г.)
- Фотоматериал и сценарий совместного с родителями показа кукольного театра «Под грибом» (по мотивам сказки В.Г. Сутеева) (октябрь 2016 г.)
- Выставка театров «Театр наш друг и помощник!» (сентябрь 2016 г.)
- Фотоотчет об участии в смотре-конкурсе «Лучший центр театрализованной деятельности» и «Центр книги» (декабрь 2016 г.)
- Презентация проектной деятельности на тему: «В мире сказок В.Г. Сутеева» по сказке В.Г. Сутеева «Под грибом» (декабрь 2016 г.)
- Фотоотчет об участии в смотре-конкурсе совместных композиций и поделок на тему: «Моя любимая сказка» (февраль 2017г.)
Воспитатель ________________ З.М. Гребеник
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №50 «Светофорик»
города Невинномысска
Консультация для родителей
на тему: «Значение театрализованной игры
для всестороннего развития дошкольников»
Автор: воспитатель МБДОУ №50
г. Невинномысска
Гребеник З.М.
Дата проведения: 25.09.2016
Консультация для родителей
Тема: «Значение театрализованной игры для всестороннего развития дошкольников».
Цель: Формировать представления родителей о значимости театральной деятельности в жизни ребенка.
Литература:
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991.
2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения-М.: ТЦ Сфера, 2001 г.
Уважаемые родители!
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, но своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной является игра для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Многие авторы (Сорокина Н.Ф., Менджерицкая Д.В., Ануфриева Г.В. и др.) утверждают, что сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном развитии детей. Во избежание этого необходимо влияние взрослых на развитие музыкально - театрализованных игр. Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к театрализованной игре, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представление о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе.
Наблюдение за театрализованной деятельностью детей показало несоответствия уровня развития театрализованной игры их возрастным возможностям и вживило трудности у взрослых по руководству театрализованными играми, поэтому целью моей работы стало создание условий для развития театрализованной деятельности.
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.
Основой театрального занятия является театрализованная игра.
Театрализованная игра - важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.
Театрализованная игра - это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные). Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Дошкольники, как правило, бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.
Предлагаем следующую классификацию режиссерских игр (по Л.В. Артемовой):
- Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
- Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
- Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.
- Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.
- Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Предлагаем определить несколько видов игр-драматизаций дошкольников (по Л.В. Артемовой):
- Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
- Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
- Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
В традиционной педагогике игры - драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.
Рассматривая вопрос о театрализованной игре, необходимо раскрыть классификацию данного вида деятельности в дошкольном детстве.
Авторы Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова предлагают следующую классификацию театрализованных игр:
игры в кукольный театр:
- настольный театр
- театр на руке
- напольные куклы
- стендовый театр
- верховые куклы
- театр живой куклы
игры-драматизации:
- инсценирование потешек
- инсценирование небольших
- инсценирование песен, сказок
- инсценирование небольших литературных текстов
- творчество детей
игры-спектакли:
- драматический спектакль
- музыкально-драматический спектакль
- детская опера
- спектакль на хореографической основе
- спектакль ритмопластики
- пантомима
- мюзикл
театрализованное действие:
- праздники
- развлечения
- театрализованные шоу
Данная классификация театрализованных игр позволяет разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить театрализованные знания и умения.
Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.
Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.
В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.
Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д.) Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.
В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече-двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.
От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.
Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
- в процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
- происходит развитие различных анализаторов;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
- совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.-;
- развивается эмоционально-волевая сфера;
- происходит коррекция поведения;
- развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №50 «Светофорик»
города Невинномысска
Консультация для родителей
на тему: «Роль театрализованной деятельности в эмоциональном развитии ребенка»
Автор: воспитатель МБДОУ №50
г. Невинномысска
Гребеник З.М.
Дата проведения: 24.11.2016
Тема: «Роль театрализованной деятельности в эмоциональном развитии ребенка»
Цель: систематизировать представления родителей о роли театральной деятельности в эмоциональном развитии ребенка.
Литература:
1. Л.А.Абрамян, Т.В.Антонов, Л.В.Артемов и др. «Игра дошкольника». Под ред. С.Л. Новоселовой – М. Просвещение, 1989 г.
2. Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». – М., «Владос», 2001г.
Интернет-ресурс:
http://dohcolonoc.ru/cons/4763-emotsionalnoe-razvitie-detej-v-teatralizovannoj-deyatelnosti.html
Уважаемые родители!
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность.
Это приводит к тому, что у многих детей возникают страхи, срывы, наблюдается заторможенность или наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).
С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Основные направления развития эмоций в театрализованной игре.
Театрализованная игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. И это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта.
На существование особого, эмоционального плана театрализованной игры обращают внимание многие психологи. Они подчеркивают, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе театрализованных действий происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.
Так, эмоциональные проявления в поведении детей ярко обнаруживаются в момент принятия той или иной роли, развертывания собственно игровых действий, развития сюжета, на бытовую или сказочную тему.
Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определенного содержания. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития театрализованных навыков и умений. Исходя из конкретного предметного содержания, которое является непосредственным источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения ребенка в театрализованной деятельности:
- развитие эмоционального отношения ребенка к театрализации как деятельности в целом, в отличие от отношения к другим деятельностям неигрового типа;
- развитие эмоций, возникающих в ходе передачи игрового и сказочного образа;
- развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе театрализованной деятельности (инсценировки, кукольные спектакли и т.д.).
Эмоциональное отношение ребенка к театрализованной игре.
Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.
У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к театральной игре в целом и к действиям с одной или несколькими куклами или предметами. Они играют в течение длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.
Важно отметить, что многие эмоционально окрашенные действия начинают сопровождаться речью: восклицанием, обращением за помощью к взрослому.
У эмоционально пассивных детей соответственно все выше перечисленное отсутствует совсем, либо слабо выражено. В данном случае большое значение отводится действиям педагога. Ему необходимо использовать в работе с такими детьми показ и словесные указания для освоения новых способов элементарных игровых действий с одними и теми же предметами, нацеливать детей на создание игровых ситуаций, естественно вытекающих из предметных действий и являющихся как бы их продолжением. Побуждать ребенка к активной речи, стараясь вызвать переживания, центром которых становятся действия с куклами и другими образными игрушками.
Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами.
Эмоциональное отношение ребенка к игровому персонажу важно не только для развития театрализованной игры, но и для его воспитания. Практика показывает, что дети чаще всего эмоционально выражают в своих играх действия положительных персонажей, и неохотно передают образ отрицательных героев. Для того, чтобы этого не происходило важны умения взрослого: а) неторопливо вести игру, объясняя действия отдельных персонажей; б) максимально полно развертывать общение и взаимодействие персонажей; в) постоянно обращаться к партнеру в соответствии с его ролью. И как итог игры – исправление персонажа из плохого в хорошего. Соблюдение данных условий, как правило, приводит к пробуждению у ребенка живого интереса к театрализованной игре, воображения, игрового творчества.
В старшем возрасте эмоциональные оттенки театрализованной игры начинают выражаться в движениях ребенка, его мимике. Особую выразительность приобретает сопровождающая игру речь: восклицания, высказывания, реплики, диалоги и т.д.
Для обогащения эмоционального опыта используются различные средства: рассматривание иллюстраций; чтение художественных произведений; введение в игру специальных наборов театров и образных игрушек с ярко выраженным эмоциональным содержанием.
Развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процесс театрализованной игры.
Для того, чтобы дети могли совместно разыгрывать театрализованные игры необходимо учитывать ряд причин: а) может ли ребенок видеть, слышать, понимать другого и откликаться на его предложения; б) может ли взаимодействовать на речевом уровне и на уровне игровых действий; в) свободен ли от эмоциональных стереотипов поведения отрицательного характера и т.д.
Особо следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживают тесную связь с уровнем развития театрализованной игры.
Для формирования нравственной ориентации на сверстника необходимо, чтобы педагог (родитель) умел ставить и решать в процессе игры наиболее конкретные задачи: а) подбирать содержание совместных театрализованных игр, которое способствовало бы развитию разных сторон эмоционального опыта ребенка; б) обозначать моменты обязательных контактов между сверстниками, разных по степени сложности; в) идти в театрализованных действиях от простого к сложному, от создания элементарных стереотипов для стимулирования эмоций к неизвестным ранее более сложным ситуациям, требующим определенного эмоционального отношения
Умелое руководство театрализованной деятельность будет способствовать эмоциональному раскрепощению и развитию дошкольников.