Консультативное направление. Для Вас, родители!
Для Родителей!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лексическая тема «Весна» Речевые игры и упражнения для дошкольников в детском саду и дома | 516.86 КБ |
Буклет для родителей. Автоматизация звуков | 52.44 КБ |
буклет Будущего первоклассника | 506.34 КБ |
буклет Рекомендации по теме "Осень" | 328.27 КБ |
буклет Корзинка советов | 441.66 КБ |
Зачем выполнять рекомендации логопеда | 108.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема
«Весна»
Речевые игры и упражнения
для дошкольников
в детском саду и дома
Учитель-логопед:
Павлова Е.А.
2 – 3 года
Дорогие взрослые, поиграйте с детьми дома в игры для развития речи
Так как именно весной часто болеем, будет актуальна игра
«В очереди к доктору Айболиту»
Возьмите несколько игрушек, попросите ребенка их рассадить в очередь к доктору Айболиту. Говорите, кто за кем будет: «Первый – медведь. У него болит зуб. За медведем лисичка – у неё болит лапка» и т.д. Игру можно закончить «лечением» больных зверей.
Игра «Узнай что звучит» Развитие слухового внимания.
Предложить ребенку послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья, ветер, дождик); Кто поет? (птички); Что гудит (машина); Кто кричит (ребенок) и т.д.
Игра «Пускание корабликов» Развитие речевого дыхания.
Таз с водой, два бумажных кораблика, ребенок вытягивает губы трубочкой и дует на кораблик (следить, чтобы ребенок не надувал щеки).
Игра «Поздоровайся» — как здоровается курочка? (Ко-ко-ко), гусь (Га-га-га), корова (Му-му-му) и т.д. Следить, чтобы ребенок произносил звукосочетания на одном выдохе.
Игра «Позови» Развитие силы голоса.
Попросите ребенка позвать, куклу, мишку и т.д.: «Миша, иди!» Следить, чтобы дети звали громко, но не кричали.
Игра «Взрослые и детки» Мама — мышка «Пи-пи-пи» (громко), мышонок — детка «Пи-пи-пи» (шепотом) и т.д.
Игра «Дует ветер» Сильный ветер, ребенок (гудит) — у — у -у (громко), слабый ветерок у — у — у (тихо).
Игра «Тучки и солнышко» Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие. Постучите пальчиками по столу, как будто капельки дождевые падают на землю. Вот пошел сильный дождь, и наши капельки стучат сильно и быстро. Вот дождик стал слабеть, стучим тихо, редко. Вот упала последняя капелька, стукните пальчиком один раз. Вот и солнышко выглянуло.
Динамическая пауза «Через лужи»
На полу раскладываются вырезанные из бумаги маленькие лужи, через которые нужно перепрыгнуть, большая лужа, через которую нужно пройти по пенькам.
Играя с ребенком, Вы создаете условия
для развития у него правильной речи. Успехов!
3 – 4 года
Игра «Узнай что звучит» Развитие слухового внимания.
Ребенок закрывает глаза или отворачивается, мама звенит колокольчиком,
переливает из стакана в стакан воду, шуршит бумагой, режет бумагу ножницами и т.д. — ребенок должен сказать, что сделала мама.
«Бабочка летает» развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ. Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
Дидактическое упражнение «Разбуди спящих зверей» Зимой спали ёж, медведь, змея, пчелы. Наступила весна, солнышко стало согревать землю, стало тепло. Пора просыпаться всем соням, всем кто спал зимой. Разбудите их, громко скажите: «Весна пришла!» «Вставать пора!». Они не услышали, скажите громче. Давайте похлопаем в ладоши, потопаем ногами. Наконец-то, разбудили.
«Что похоже на солнышко»
Цель: закреплять знания детей о солнце, его форме, цвете.
Ход: Ребенок называет предметы, похожие на солнышко (по форме, по цвету) и объясняют, почему. ( Например, мяч, потому что он круглый, как солнышко).
Речевая игра «Повтори за мной»
Цель игры: проговаривание слов.
Описание игры. Тает — оседает — темнеет — сходит
Пригревает — припекает — греет
Журчит — бурлит — бежит — звенит
Зеленеет — пробивается — растет
Набухают — лопаются — раскрываются
Прилетают — вьют — кричат и т.д.
«Достаем велосипеды. Насос»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.
Ход игры: Предложите малышу поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.
– весной все любят кататься на велосипеде. Но иногда колёса у велосипедов прокалываются и сдуваются. Давай возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работают насосы! Следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя.
Играя с ребенком, Вы создаете условия
для развития у него правильной речи. Успехов!
4 – 5 лет
Дидактическая игра «Назови весеннее слово»
Цель игры: расширение словаря по теме.
Описание игры. Взрослый просит назвать как можно больше весенних слов. Игру можно провести как соревнование.
— Сосулька, ручеек, капель, первоцветы, март, апрель, май...
«Весенняя поляна»
Цель: Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.
Ход: взрослый предлагает ребенку представить, что они находятся на весенней поляне, где все весеннее.
В: Я буду бросать мяч и называть слово, а ты лови мяч и повторяй это же слово, но ставь перед ним нужную форму слова «весенний».
Н – р: день - весенний день.
(солнце, погода, лес, трава, небо, цветы, месяцы, гроза)
«Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Ход: лист-листик, птица-птичка, дерево-деревце и т. д.
«Подбери действие»
Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы.
Ход: Птицы весной что делают? (прилетают, готовятся к гнездованию и т. д.) Деревья весной. Звери весной …. Листья весной что делают? …. Снег весной ….
«Большие и маленькие» У животных появились детеныши. Назовите их:
У лисицы – лисенок
У медведицы –
У волчицы –
У лосихи –
У ежихи –
У зайчихи –
У бельчихи–
«Змейка» Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Ход игры: Предложите малышу поиграть в змей. Игра проводится на ковре. – Давай поиграем в змей! Вылезли змейки весной из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!». Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.
Играя с ребенком, Вы создаете условия
для развития у него правильной речи. Успехов!
5 – 6 лет
1. Словарь и словообразование
Предметный словарь: весна, проталины, капель, лужи, ледоход, подснежник, оттепель, почки, первоцвет, скворечник, скворец, грач, половодье, наводнение, ручей, верба, рассада, гроза, грязь, паводок, луч, запруда, март, апрель, май, погода, настроение, веснушки.
Глагольный словарь: бежать, журчать, звенеть, цвести, пробиваться, петь, трещать, плыть, кружиться, сажать, проклевываться, лопаться, набухать, грохотать, таять, копать, светить, греть.
Словарь признаков: клейкий, зеленый, пушистый, холодный, прозрачный, звонкий, быстрый, нежный, белоснежный, хрупкий, душистый, удобный, весенний, тонкий, яркий, ароматный, грязный.
Словарь наречий: холодно, тепло,
солнечно, ярко, светло, красиво.
Антонимы: холодный - теплый, прозрачный - мутный, сильный - слабый, быстрый - медленный, ранняя - поздняя, светлый - темный, ранняя- затяжная.
Словообразование:
1) прилагательных от существительных
Поиграйте в игру «Какой день?»
Весна – весенний
Лето –
Зима –
Осень –
С дождем –
С ветром –
С солнцем –
С облаками –
В апреле –
В мае
2) приставочных глаголов (уплывает, отплывает);
3) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лужа— лужица);
4) прилагательных от наречий (дружно— дружная);
5) сложных слов (первоцвет, ледоход). Игра «Назови одним словом».
Цветок, распускающийся сразу после таяния снега. – Подснежник.
Место, где стаял снег и открылась земля. — Проталина
Теплая погода с таянием снега, льда. – Оттепель.
Первый цветок, появившийся ранней весной. – Первоцвет.
Падение капель оттаявшего снега. — Капель.
Подбор родственных слов: весна, луч.
Многозначность: луч.
2. Грамматический строй
Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и
прилагательных: листочек — клейкий.
Образование множественного числа существительных. Лужа -лужи.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один скворец, мой кораблик, много ручейков.
Прелложно-падежное управление.
(Винительный)— На что упал луч? (предлог «на»: луч упал на землю, на крышу).
- Повесим скворечник (предлог «на»:липу, на березу).
- На огороде (мы посадим огурцы, помидоры).
- Пришла весна (предлог «в», «на»: в лес, на поляну).
«Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Одна сосулька, две сосульки, пять сосулек.
(скворец, дерево., почка, листок, сугроб, ручей, проталина, подснежник, лужа, льдинка, грач)
3. Развитие психических функций
1. Загадки.
2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).
Игры на восприятие цвета, формы, размера:
— Весенние звуки (капель, крики птиц, ручей журчит).
— Запахи весны (цветы, мокрая зелень, трава).
Проблемные вопросы:
—Почему весна приходит после зимы, а не после осени?
— Почему так называют: веснушки, первоцвет, подснежник, ледоход,
скворечник, проталина, саженцы, капель.
Объясни значение выражений:
— лед тронулся;
— первая ласточка.
4. Связная речь
1. Загадки-описания.
2. Описательные рассказы.
3. Сравнительно-описательные рассказы.
4. Рассказы по темам:
- Весенние изменения в природе.
— Докажи, на картинке весна.
— Игры детей весной.
— Труд взрослых весной.
— Чем тебе нравится весна.
5. Развитие графических навыков
Рисование прямых и волнистых линий обведение пунктирных линий; составление контуров фигур из палочек; рисование по клеточкам.
6 – 7 лет
1. «Когда это бывает?» Спросите ребенка, какое сейчас время года. Попросите назвать признаки весны в живой и неживой природе.
Уточните временные представления ребенка (за зимой наступит весна, а за весной - лето). Проверьте, знает ли ребенок названия весенних ( и др.) месяцев.
Понаблюдайте с детьми за изменениями в природе, учите находить признаки ранней весны, называя их на основе личного наблюдения (день стал длиннее, а ночь короче; стало теплее; солнце ярко светит (слепит глаза), днем сильно припекает; вокруг стволов деревьев появились приствольные ямки; снег осел; дороги, тропинки стали черными; на крышах повисли сосульки, днем слышна звонкая капель, а ночью подмерзает; на дорогах - гололед; набухли на деревьях и кустах почки; на пригорках - проталины; кое-где начала пробиваться зелень. Обратите внимание на лучистое, слепящее солнце, высокое яркое небо, теплый ласковый ветерок.
Расскажите о пробуждении природы в лесу. Вспомните, какие животные пробуждаются от спячки, у кого появились малыши.
Расскажите о скором прилете грачей, дроздов, чаек, уток, гусей. Напомните о пользе, приносимой птицами.
Обратите внимание на изменения в одежде людей, правильно называйте предметы одежды и обуви.
2. «Что это такое?» Научите ребенка объяснять своими словами, что такое капель, оттепель, гололед, ледоход, проталины, таяние снега.
3. «Какой? Какая? Какие?» Учите ребенка подбирать эпитеты: солнце - ласковое, слепящее, лучистое;
ветер - свежий, весенний, теплый; небо - ясное, высокое, чистое;облака - легкие, пушистые, белоснежные.
Учите образовывать наречия от прилагательных:
день пасмурный и ветреный (днем пасмурно, ветрено); дождливый -, ненастный-, туманный-, ясный-, солнечный.
4. «Дружные слова» Подберите родственные слова. Объясните ребенку значение непонятных слов. Попытайтесь с помощью этих слов описать наблюдаемые объекты и явления.
весна - весенний, веснушки, по-весеннему, веснянки;
ветер - ветерок, ветрище, ветрено;
солнце – солнышко, солнечный, солнцезащитный;
Таять – тающий, таяние, подтаявший, растаявший;
Лед – льдинки, льдистый, ледоход, гололед…
5. «Кто что делает?» Расскажите о том, как изменились игры и развлечения детей (мастерят скворечники, строят запруды, пускают кораблики).
Расскажите о том, какие изменения произошли в жизни зверей (у медведя появились малыши, птицы прилетают из теплых стран).
6. Народная мудрость. Выучите народные приметы, научите ребенка их применять.
Апрель с водой - май с травой.
Увидел грача - весну встречай.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Знакомство с поговорками
Цель: Продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок.
Матушка весна – всем красна. В апреле земля преет. Февраль богат снегом, апрель водой. Весна и осень – на дню погод восемь.
7. Игры со звуками, буквами и словами
- Назвать первый звук в словах: разлив, почка, май, лужа, грязь. Как называются эти звуки? (Согласные твердые звуки.)
- Назвать последний звук в словах: сирень, грязь, капель. Как называются эти звуки? (Согласные мягкие звуки.)
- Какой последний звук слышится в словах: лужа, тепло, ручьи, льдины? Как называются эти звуки? (Гласные звуки.)
- Назвать пять слов, связанных со словом весна, в которых есть звук л’. (Ледоход, льдина, прилет, разлив, капель.)
- Назвать слова, относящиеся к весне, в которых есть звуки р, р’. (Трава, ручей, пробуждение, проталина, грязь, апрель.)
- Какого звука не хватает в словах …арт (м), …прель (а), …ай (м)?
- Заменить в словах кочка, куча, десна первый звук. Какие новые слова получатся? (Почка, туча, весна.)
Предварительный просмотр:
Звук Р - согласный, ротовой, дрожащий, переднеязычный, сонорный, Описание правильной артикуляции: • Губы находятся в положении следующего гласного. • Зубы сближены. • Кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует. • Посередине языка идёт воздушная струя, которая легко • Воздушная струя идёт через рот. • Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. | Скороговорки и стихи Егор, Егор, укажи свой двор! — А вот мой двор, голубой забор. Проворонила ворона вороненка Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор. Рано утром два барана Барабанят в барабаны Тигру скучно без игры И рычит он громко: — Р-р-р-ры! Потому что жить без игр Не желает больше тигр! С носорогом тигр дружил. Он травой его кормил. Носорог для друга тигра Затевал смешные игры. Розовые горы, розовое солнце, В розовых домишках Светятся оконца. Розовая роща, розовая речка, Розовая кошка играет у крылечка. Розовый кораблик у меня в руках. Розовые стекла на моих очках. Но вот очки я с носа снял, И мир вокруг обычным стал. Г. Османова. | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №3 Золотая рыбка» Дома играем – звук Р повторяем Учитель-логопед: Павлова Елена Анатольевна Телефон: 8 (910) 971 82 84 |
Памятка для родителей «Приемы автоматизации звуков в домашних условиях» Кнопочки Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и т.д.). Сколько кнопочек — столько повторов. Шарик Во время произнесения слов дети перекатывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки. Лабиринт По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки. Заборчик. Дети рисуют горизонтальные палочки с одновременным произнесением слогов, слов. | Дорожка. Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов. Узоры Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово. Пирамидка Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова. Кубик с цифрами Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение. Часики Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько покажет стрелка на часиках. Бусы Ребенок перебирает крупные бусины, желуди, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал. | Улиточка Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальцем по спирали — домику улиточки. Тихо - громко Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой — тихо. Пальчики здороваются Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно. Кулачки Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги, слова. Кулачки 2 Поставить ладони на стол, сжимать и разжимать пальцы, произнося слоги. Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал, пока не «стечет» песочек в часах (1 мин, 3 мин). |
Предварительный просмотр:
Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет.
После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из опыта, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:
1.Правильное звукопроизношение –
основа усвоения грамоты. Если ваш ребенок не выговаривает один или несколько звуков, срочно обратитесь к логопеду.
2.Представление о звуковой системе языка. Уметь различать звуки на слух (фонематический слух), уметь определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), уметь самому придумывать слово на заданный звук (фонематические представления).
Например, называйте поочередно каждый звук в слове, а затем предложите малышу найти местонахождение какого-нибудь звука; определите с ребенком звуки, которые повторяются в слове; какие звуки в слове разные и т.д.
3.Достаточно развитая связная речь. Разговаривать полными предложениями. Уметь четко и последовательно рассказывать о чем-либо, пересказывать увиденное или услышанное.
Если вам трудно что-то придумать, возьмите любую детскую книжку, прочитайте, разберите новые (сложные) слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?»), внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Учите с ребенком стихотворения наизусть.
Учиться пересказывать прочитанное лучше всего на русских народных сказках. Почему?
1. Сюжет их состоит из похожих эпизодов.
2. В них много повторяющихся диалогов, что облегчает запоминание и чтение.
3. Ребенок учится внимательному чтению. Каждая часть хоть и похожа на предыдущую, но все же имеет свои различия.
4. По сказке легко составлять вопросы и отвечать на них.
Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.
4.Увеличивайте словарный запас ребенка. Игра в слова (если научить ребенка) может скрасить долгий путь в автобусе или нежеланную прогулку. Играя с ребенком в эту игру, мама может помыть посуду и гладить белье (это не лучший, но все же выход). Можно попросить ребенка: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «какими словами можно описать лето, осень, зиму», «вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, холодный-горячий». Ребенок только что посмотрел мультик, а вы не видели, попросите пересказать сюжет. Иногда в речи 6-7-летних детей встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и повторив правильно, спокойным ровным тоном. Можно поиграть - намеренно исковеркать фразу («В лес грибы растет», «Дети гулять около
дома») и вместе с ребенком разобрать, как нужно произносить слова. Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.
5.Развитая мелкая моторика кистей рук. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п.
6.Ориентировка в собственном теле и окружающем пространстве. Знать где "правая” и "левая” сторона, уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т.д.
7.Развитый кругозор. Ориентироваться в днях недели, во временах года, уметь классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.).
Если ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом, обязательно читайте каждый день, но только вслух. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.
Просите ребенка печатать разные слова и предложения (в зависимости от уровня чтения), но не учите его писать письменные буквы. Этому научит учитель.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
Подготовила Учитель-логопед Павлова Е.А
Предварительный просмотр:
Говорят, скоро похолодает? Пускай вас не пугает прогноз погоды. Кладите в родительскую копилку игры и занятия, которые и в солнечный, и в пасмурный осенний день превратят вашу прогулку в увлекательное и веселое приключение. | «Даже в самый заунывный осенний дождь не стоит забывать, что небо на самом деле голубое! Нужно только немножко подождать…» Г.Ростов | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №3 Золотая рыбка» «Умная осень» Самые нужные игры Учитель-логопед: Павлова Елена Анатольевна Телефон: 8 (910) 971 82 84 |
10 игр осенью на прогулке
1. Осенние сокровища 2. Журнал натуралиста В сухую погоду собранные листья выложите на асфальт и Сравните их форму и размер, заодно вспомните с каких деревьев эти листья упали. |
5. Игры с лужами 6. Белогривые лошадки как птички едят семечки и пшено. |
10. Рисование на земле Счастливой и умной Вам осени! |
Предварительный просмотр:
"Всестороннее развитие
правильной речи"
Видимо каждую семью, где растет малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в целом, и речевое развитие в частности.
Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.
Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь. Очень важно, что именно, и в каком виде воспринимает слух ребенка в раннем и младшем возрасте, в наиболее благоприятные годы его жизни.
Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата - важный шаг на пути к правильной речи.
Артикуляционная гимнастика необходима для развития правильной речи.
Словарь
Сколько слов должен знать ваш ребенок?
Словарь каждого человека делится на пассивный и активный. Активный словарь охватывает слова, которые человек не только понимает, но и повседневно пользуется ими. Количество слов в активном словаре человека определяет богатство и культуру его языка. Пассивный словарь - это слова, которые человек понимает, но не всегда принимает. Пассивный словарь всегда больше активного.
Активный словарь малыша постоянно увеличивается, он составляет:
• до 1 года 6 месяцев - 10-15 слов;
• в конце 2 года - 300 слов;
• в конце 3 года - 1000 слов;
• в 4 года - 2 500 слов;
• в 5 лет - 3 500 слов;
• в 6 лет - 4 000 слов;
• в 7 лет - 4 500 слов.
У взрослого человека словарь насчитывает 6 - 8 тысяч слов.
Качественный состав словаря у детей разного возраста неодинаков. Из всех частей речи в активном словаре ребенка преобладают именительные 50%, глаголы - 30%. Другие части речи ребенок употребляет не часто. Ребенок в 5 лет очень любознательный, разговорчивый. Это способствует быстрому обогащению его активного словаря: быстро усваиваются прилагательные, числительные и другие части речи.
Однако и в среднем дошкольном возрасте есть свои трудности в усвоении слов. Дети мало употребляют наречий, многосложных
слов, слов для обозначения абстрактных понятий, обобщающих названий предметов, слов вежливости.
Активный словарь ребенка старшего дошкольного возраста приближается к словарю взрослого человека. Ребенок свободно пользуется всеми частями речи, правильно называет предметы,
явления, их признаки и свойства. Но и в языке старших дошкольников еще много неточно употребляемых слов.
Поэтому родители должны постоянно пополнять словарь ребенка новыми словами, постоянно уточнять, объяснять значения слов, активизировать пассивный словарь, добиваться замены диалектизмов словами литературного языка, обогащать детскую речь образными народными выражениями.
Таблица усвоения детьми звуков речи
Ребенок растет и развивается. Соответственно происходит развитие его речи. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй. Относительно развития каждого из компонентов ознакомились в разделе "Возрастные особенности речевого развития ребенка". Помните, что каждый ребенок - индивидуален, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашей речи, а у других отмечается нарушение произношения большинства звуков.
Предлагаю Вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков нашего языка.
ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ЗВУКИ РЕЧИ
От 1 до 2 лет А, В, Е, М, П, Б
От 2 до 3 лет В, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н
От 3 до 4 лет С, Ц
От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ
От 5 до 6 лет Л, Р
Возрастные особенности
речевого развития ребенка
Пятый год жизни.
Словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов. В своих высказываниях ребенок использует почти все части речи.
Ребенок продолжает усваивать обобщающие слова.
Происходит интенсивное развитие грамматического строя речи, но ребенок еще может допускать грамматические ошибки: не всегда верно использует падежные окончания, иногда неправильно согласовывает между собой слова.
Ребенок в этом возрасте начинает выражать личное мнение по поводу каких-то событий, рассуждает об окружающих предметах.
С помощью взрослых ребенок пересказывает сказки, повторяет небольшие стихотворения.
У большинства детей в этом возрасте улучшается звукопроизношение: правильно произносят свистящие звуки [с, з, ц], начинают произносить шипящие звуки [ш, ж, ч], но еще могут заменять их один-другом (например, шапка - "тяпка", желтый - "зовтий"). Звук р в этом возрасте дети еще могут заменять и, л или ль (например, рак - "йак", рыба - "либа", пирог - "пилиг").
Шестой год жизни.
К концу шестого года жизни активный словарь ребенка составляет от 2500 до 3000 слов. Высказывания ребенка становятся более полными и точными. В пятилетнем возрасте дети самостоятельно составляют рассказ, рассказывают сказку, говорит об овладении одним из самых тяжелых видов речи - монологической речью. В высказываниях ребенка появляются сложные предложения (Папа смотрел телевизор, а мы с мамой читали интересную книгу). В речи ребенка появляются слова, обозначающие качество предметов, материал из которого они сделаны (Бумажный самолет, деревянный стол). Ребенок использует синонимы и антонимы. Ребенок уже правильно согласовывает существительные с другими частями речи. В речи пятилетних детей появляются притяжательные прилагательные (собачья лапа, заячьи уши), сложные предлоги (из-за, из-под). В этом возрасте ребенок уже овладевает разной сложности слоговой структуры слов: не пропускает слоги, не переставляет их местами. Значительно улучшается звукопроизношение. Большинство детей уже правильно произносят шипящие звуки [ш, ж, ч] и звуки [р, рь.] Но у некоторых детей еще могут отмечаться замены тех или иных сложных звуков, или искажение их правильного произношения.
Нарушения речи у детей 6 - летнего возраста
Речь ребенка должна быть сформирована до пяти лет.
Но часто встречаются нарушения: заикание, неправильное произношение звуков. Дефекты звукопроизношения обязательно приводят к ошибкам при письме.
Бывает, что ребенок умеет произносить правильно изолированный звук (напр. [ш]), но в словах пропускает его или заменяет.
Проблемой является и заикание.
Поэтому, уважаемые родители, не перегружайте детей в букварный период. Будьте терпеливы, не нервничайте и не подгоняйте детей. Постоянно следите за правильностью речи детей.
Чрезвычайно важно своевременно помочь ребенку в исправлении речевых недостатков. Помощником в решении этой проблемы для ваших детей станет логопед.
Желаю удачи!
Предварительный просмотр:
Зачем логопед задаёт домашние задания?
Написали мне в тетради
Трудное заданье.
Папа с мамою сказали:
«Что за наказанье!».
Успех коррекционного обучения детей с речевым недоразвитием во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.
Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.
Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?
Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели во время проведения ежедневных «логопедических часов», во второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей.
Задания включают в себя основные разделы:
- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.
В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
- задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза.
- серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
- задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.
- задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.
- задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА?
- Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателями группы в четверг или пятницу в вечерние часы.
- Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).
Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно.
- Все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.
- Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.
- Папку с индивидуальной рабочей тетрадью с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник.
- Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.
- На протяжении всего учебного года проводятся консультации для родителей детей, посещающих группу. Во время консультации учитель – логопед покажет индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отметит его успехи, подчеркнёт особенности прохождения коррекционного процесса, обратит внимание на вызывающие затруднения задания и упражнения; подскажет, на что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания.
ПАМЯТКА (правила занятий с ребёнком дома). 1-Заниматься с ребёнком дома ежедневно. 2-Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке. 3-Время проведения занятий 10-15 минут. 4-Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение. 5-Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать. 6-Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка. 7-Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого. 8- Тетрадь с выполненным домашним заданием в понедельник ребёнок сдаёт воспитателю группы, а в пятницу получает новое задание. |
Уважаемые родители!
Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов!