Мой педагогический опыт
Предлагаю Вашему вниманию готовый рабочий материал по изучению частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) в начальной школе. Материал содержит пояснительную записку, презентации в виде электронного справочника по вышеназванным частям речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasti_rechi_dlya_nsh.rar | 70.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Справочник по русскому языку или «правило пяти пальчиков»
Из опыта учителя начальных классов МОУ СОШ№ 7 г. Лобня МО
Коротковой Ларисы Вячеславны.
Методические рекомендации.
Учить правило наизусть – довольно скучное занятие. И не каждый ребёнок это любит делать. А в русском языке без правил не обойтись. Поэтому надо сделать так, чтобы разучивание правила превратилось в интересное занятие. Тем более что зазубренное правило не принесёт никакой пользы. Любое правило ребёнок должен прочувствовать и понять.
В своей работе над частями речи я использую общую схему правил. Сами дети назвали эти правила - «правило пяти пальчиков». Мы знакомимся с частью речи и выстраиваем знания о ней в определённом порядке, закрепляя полученные знания за пальчиком.
Например.
Загибаем первый пальчик и говорим:
имя существительное – это часть речи.
Загибаем второй пальчик:
обозначает предмет.
Загибаем третий:
отвечает на вопросы кто? ИЛИ что?
По мере знакомства с частью речи, пункты добавляются.
На первом этапе знакомства для лучшего запоминания вопросов, обозначений я использую домики-фланелеграфы с карточками, на которых написаны части речи, их вопросы, что они обозначают и слова-примеры.
Далее, мы заводим справочник по русскому языку (обычную тетрадь) и записываем в него все правила, сохраняя заведённую ранее схему. Таким образом, у ребёнка появляется «помощник», который помогает ему не только в начальной школе, но и дальше.
Конечно, сейчас выпущено много печатных справочников по русскому языку. И многие из них очень хорошие, но справочник, который дети сделали сами, принесёт намного больше пользы. Дети проговорили правило устно, а потом записали его, тем самым оно лучше отложилось в сознании ребёнка.
Данный справочник помогает детям в выполнении домашних заданий и на уроках.
Параллельно с созданием справочника, я делаю его электронную версию на компьютере в виде презентации. Это очень удобно, так как в любой момент мы можем повторить любое правило.
Этот метод я использую на практике более двадцати лет. Это доказывает, что дети легко осваивают и принимают материал, соавтором которого являются.
Имя существительное.
1. Это часть речи.
- 2. Обозначает предмет.
- 3. Отвечает на вопросы
- кто? что?
- заяц дерево
- 4. Изменяется по числам.
- ед.ч. мн.ч.
- стол столы
- 5. Бывают трёх родов.
- м.р. ж.р. ср.р.
- ( он, мой) (она, моя) (оно, моё)
- стул кукла ухо
- 6. Изменяется по падежам ( склоняется).
есть И.п. Кто?что? Кот страна
нет Р.п. Кого?чего? Кота страны
дать Д.п. Кому?чему? Коту стране
люблю В.п. Кого?что? Кота страну
доволен Т.п. Кем?чем? Котом страной
думаю П.п. О ком? О чём? О коте о стране
7. Делятся на три склонения ( по родовым окончаниям)
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Ж.р. М.р. М.р. Ср.р. Ж.р.
-а-я -й -о-е ь
Мечта дуб дочь
Земля воробей ухо тень
Илья дедушка поле
Литература.
- Учебник «Русский язык. 1 класс». А.В. Полякова. 2010 г.
- Учебник «Русский язык. 2 класс». А.В. Полякова. 2009 г.
- Учебник «Русский язык. 3 класс». А.В. Полякова. 2008 г.
- Учебник «Русский язык. 4 класс». А.В. Полякова. 2007 г.
- Мисаренко Г.Г. Технологизация обучения как путь повышения качества овладения учебным материалом: Научное издание. – Калуга: ИП Кошелев А. Б. (Издательство «Эйдос»). – 2007.
- Мисаренко Г. Г. На пути к стандартам нового поколения // КРО. – № 4. – 2008.
- Модернизация системы профессионального образования/ под редакцией С.Н. Кошмана, М.М. Мусарского, А.И. Рытова. -М.: АСОУ, 2006. -127с.
- Методическое пособие по русскому языку. А.В.Полякова. 2000 г.
- Энциклопедия «Русский язык» «Аванта-плюс»