Методическая копилка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буклет "Формы дисграфии и их проявления" | 72.06 КБ |
Анализ дисграфических и дизорфографических ошибок | 13.93 КБ |
Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
1.Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Представляет собой отражение на письме неправильного звукопроизношения. Ребенок пишет так, как говорит.
Например: рыба-лыба, шапка-сапка или фапка.
2.Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания или акустическаядисграфия.
В основе данного вида лежит несформированность умений осуществлять различные виды языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Проявления – замены букв, соответствующих фонетически близким звукам:
-свистящих и шипящих: споры-шпоры, басня-башня, сумел-шумел;
-звонких и глухих: гусь-кусь, зуб-суб, жук-зук;
-аффрикаты и их компоненты, входящие в состав: печка-петька, цветок-светок, щётка-счетка;
-неправильное обозначение мягкости согласных на письме из-за недифференцированности твердых и мягких согласных звуков: письмо-писмо, мяч-мач, весла-восла;
-замены гласных в ударном положении: лес-лис, туча-точа, дома-тума.
3. Дисграфия на почве различных форм нарушения языкового анализа и синтеза.
В основе данного вида лежит несформированность умений осуществлять различные виды языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Проявления – искажения структуры слов и предложений на письме. Наиболее распространены искажения звукобуквенной структуры слов:
-пропуски согласных при их стечении в слове: диктант – дикат;
-пропуски гласных: собака-сбака;
-перестановки букв: тропа-прота, окно-кано;
-добавления букв: таскали-тасакали;
-пропуски, добавления, перестановки слогов: комната-кота, стакан-ката.
Трудности деления предложений на слова проявляются слитным написанием слов, особенно предлогов с другими словами: идет дождь-идедошь, в доме-вдоме;
-раздельным написанием слов: Белая берёза растет у окна – Белабезаратет ока;
-раздельным написанием приставки и корня слова: наступила – на ступила, пришла – при шла.
4. Аграмматическаядисграфия.
Обусловлена недоразвитием грамматического строя устной речи: морфологических, синтаксических обобщений.
Проявляется на письме в аграмматизмах на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компанентом лексико-грамматического недоразвития.
Дети затрудняются в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между предложениями.
Аграмматизмы на письме проявляются:
-в искажении морфологической структуры слова, заменой префиксов, суффиксов: захлестнула – нахлестнула, козлята –козлёнки, котята – котенки;
-в изменениях падежных окончаний: много стульев – много стулов, много деревьев – много деревов;
-в нарушении предложно-падежных конструкций: на столе – на столом, в кухне – в кухня;
-в изменении падежа местоимений: около него – около ним;
-в нарушении согласования: пять деревьев – пять деревы, белый дом – бела дом;
-в нарушении синтаксического оформления: трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушения порядка слов в предложении.
5. Оптическая дисграфия.
Связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.
Проявляется заменами и искажениями букв на письме:
-смешения букв, состоящих из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов: в-д, н-п, т-г, ш-т;
-букв, включающих одинаковые элементы, но отличающихся дополнительными элементами: ш-щ, п-т, х-ж, б-д;
-зеркальным написанием букв: с-е, э-е,З-Е.
Формы дисграфии
и их проявления
Предварительный просмотр:
Анализ ошибок письма
Форма дисграфии | Виды ошибок | Кол-во ошибок | Примеры ошибочного письма |
Артикуляторно-акустическая | Свистящие-шипящие (с-ш, з-ж) | ||
Звонких и глухих (б-п, в-ф, г-к) | |||
Аффрикаты и их компоненты (ч-тˊ, ч-щ, ч-ш) | |||
Неправильное обозначение мягкости согласных | |||
Замены гласных в ударном положении (бант-бонт) | |||
Языкового анализа и синтеза | Пропуски согласных при их стечении | ||
Пропуски гласных | |||
Перестановки букв | |||
Добавления букв | |||
Пропуски, добавления, перестановки слогов | |||
Слитное написание слов в предложении | |||
Слитное написание предлогов со словами | |||
Слитное написание слов | |||
Раздельное написание приставки и корня слова | |||
Аграмматическая | Пропуски членов предложения | ||
Нарушение порядка слов в предложении | |||
Замена префиксов, суффиксов | |||
Нарушение согласования | |||
Оптическая | Различное расположение в пространстве элементов букв: в-д, н-п, т-г, ш-т | ||
отличающиеся дополнительными элементами букв: ш-щ, п-т, х-ж, б-д | |||
зеркальное написание букв: с-е, э-е, З-Е. | |||
Орфографические ошибки | Правописание ЖИ – ШИ | ||
Правописание ЧА – ЩА | |||
Правописание звонких и глухих согласных | |||
Правописание безударных гласных | |||
Прописная буква *в начале предложения *в именах, в кличках животных | |||
Правописание разделительного ъ знака | |||
Правописание не произносимых согласных | |||
Правописание словарных слов | |||
Правописание о-ё после шипящих | |||