СКАЗКА
Целью работы является изучение проблемы использования возможностей русской народной сказки как средства формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с НАРУШЕНИЯМИ В РЕЧИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Целью работы является изучение проблемы использования возможностей русской народной сказки как средства формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с НАРУШЕНИЯМИ В РЕЧИ.
Задачи работы :
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей русской народной сказки как средства формирования математических представлений у старших дошкольников.
2. Изучить особенности познавательных процессов, уровень сформированности математических представлений у детей поформированию элементарных математических представлений средствами русской народной сказки.
3. Изучить личностные особенности детей для составления индивидуально-дифференцированных образовательно-коррекционных программ по развитию их умственных способностей и формированию математических представлений средствами русских народных сказок.
4. Определить эффективность работы по применению русских народных сказок как средства формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Трудно представить мир ребёнка без сказки. «Детство» и «сказка» — понятия неотделимые. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память...
Историзм и народность - приоритет фольклорного жанра. В любом произведении высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры. Фольклор для детей не исключение из общего правила. Малые фольклорные формы - прибаутки, потешки, небылицы, сказки, подчиняясь общим закономерностям произведений народного эпоса, несут в себе этнические характеристики. Среди богатств народного эпоса сказки являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребёнка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общественные ценности.
Следует заметить, что именно поэтому они требуют аналитического подхода, научного осмысления и изучения их педагогической ценности.
Знакомя ребёнка со сказкой, взрослый должен задуматься: что же лежит в основе её содержания, с какой целью она создана автором (чему-то научить, удивить или позабавить)? благодаря каким ценным ориентациям эта сказка представляет интерес для современного ребёнка?
Вышеизложенное позволяет заметить, что для практической работы необходимы знания по фольклористике народной сказки и важно методически грамотно раскрыть детям богатство национальной культуры.
Изучению русского фольклора посвятили свои работы И. Никифоров, Н.П. Андреев, А.Н. Афанасьев и др. каждый из них по-разному трактовали сказку: одни стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. Попытку отличить сказку от других жанров фольклора предпринял К.С. Аксаков; он подчёркивал, что самое характерное для сказок - вымысел, причём сознательный.
Среди различных жанровых разновидностей сказки фольклористы выделяют три разновидности: бытовые (новеллистические), волшебные (чудесные) и сказки о животных. Бытовые (новеллистические) сказки посвящены житейской тематике, в основе их содержания - семейные или социально-бытовые отношения людей (животные не действуют, но если вводятся в контекст, то только в реальном виде, не обладая никакими качествами и признаками). Действие обычно происходит в избе, на огороде, в деревне, в поле, в лесу. Волшебные сказки (чудесные) изобилуют чудесами, различными превращениями и носят волшебно-приключенческий характер («Иван-царевич и серый волк», «Лягушка-царевна», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др.). Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра, потому что главные герои - звери и птицы - наделены человеческими чертами и действуют как люди.
Из сказанного можно сделать вывод, что задача педагога, знакомящего детей со сказками, с одной стороны, сохранить колорит народности в передаче сказочного образа, с другой - сохранить элементы занимательности. Конечно, учитывая конкретность восприятия детей, отсутствие житейского опыта, понимание каких-либо обобщённых отношений в социальном окружении.
Рассматривая роль сказки в развитии познавательных процессов и эмоционально-волевой регуляции поведения, которые страдают у детей с задержкой психического развития можно сказать, что сказка благотворно сказывается на развитии воображения, внимания (ребенок длительное время концентрирует свое внимание на сюжете сказки, быстро переключается с одного героя на другого, при этом удерживая в поле зрения весь сюжет сказки); мышления – приходит к умозаключениям, выводам, основанным на выявлении причинно-следственных связей между событиями в сказке; способствует развитию памяти – ребенок удерживает длительное время сюжет сказки и воспроизводит с завидной точностью детали этого сюжета; соотносит адекватность поведения героя сказки со сложившейся ситуацией и в то же время происходит оценка поведения героя, которая осуществляется относительно своего мировоззрения, что важно для регуляции поведения ребенка и т.д.
Включение в занятия сказок и сказочных игровых ситуаций, считаю, делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое настроение и способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Так, например, в ходе занятий-путешествий по сказкам происходит обогащение словаря, активизируется речь, расширяется кругозор, развивается интерес к предмету, повышается творческая фантазия и воспитываются нравственные качества, играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка математические знания. Сказочный сюжет вводит детей в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло.. Задачи со сказочным сюжетом помогают соотнести приобретённые знания с окружающей детей действительностью, позволяют решать различные жизненные проблем, сказки своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений, например, о числах и смысле производимых над ними действий и т.п.
Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а главное, учит детей мыслить логически.
Таким образом, использование малых форм фольклора помогает воспитателю в обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний. Русские народные сказки способствует формированию подвижности и гибкости психических процессов, развитию внимания, формирует волю детей. Правильно подобранные сказки, решающие разные задачи по формированию математических представлений и учитывающие подготовленность детей, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении дошкольников с разным уровнем возможностей.
Учитывая особенности детей с задержкой психического развития, можно сказать, что сказка является эффективным средством обучения. Она создает такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, приобретая
Особая роль сказки состоит в том, что она делает процесс обучения эмоциональным и действенным.
Таким образом, можно сказать, что сказка представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Считаю, что сказка или её элементы могут быть включены в любой раздел программы и её возможности можно использовать как для развития необходимых навыков поведения, развития ребенка с ЗПР в целом, так и для формирования собственно игрового поведения. Успехи в коррекционной работе достигаются при условии опоры на ведущую деятельность возраста, а народная сказка как средство обучения позволяет обеспечить ситуацию успеха в образовательной деятельности детей, имеющих задержку психического развития.
На занятиях по развитию математических представлений, в свободной деятельности детей, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями использую все многообразие средств (комплекты наглядного материала для занятий – демонстрационный и раздаточный материал; дидактические и игры и упражнения и другие виды игр, в том числе, развивающие, шишки, шахматы; занимательный математический материал – головоломки, геометрические мозаик и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки; отдельные дидактические средства – блоки Дьенеша (логические блоки), кубики с цифрами и знаками и др.; всевозможные наглядные пособия, моделирующие математические понятия; книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций и др.) и форм обучения, активно использую образовательно-воспитательные и коррекционные возможности произведений фольклорного жанра – русских народных сказок.
Мною разработан цикл занятий с использованием сказочных сюжетов, игровой сказочной мотивации для повышения мыслительной активности детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР, при формировании математических представлений .
В гостях у «Репки».
«Сегодня мы побываем в гостях у сказки «Репка», — сообщает педагог, - посмотрим сказку и поможем главным героям». Дети рассматривают иллюстрацию к сказке и одновременно отвечают на вопросы: который по счёту, кто первый, второй и т.д., кто последний, кто пришёл тянуть репку сначала, кто потом.
Заканчивая игру, педагог обобщает знания детей: «Вы молодцы, ребята! Вы не только вспомнили сказку и помогли героям, но и закрепили понятия «раньше», «позже», «перед», «за» ... (простейшие временные представления), познакомились с порядковым счётом».
В гостях у « Красной Шапочки».
Закрепление понятия «столько же», «сколько...». Педагог предлагает помочь Красной Шапочке накрыть стол, так как к ней придут в гости зайчик
мишка, лисичка. Дети отвечают на вопросы: сколько всего придёт гостей? Сколько надо поставить стульчиков? Сколько надо поставить чашек? В результате игры дети узнают, что стульчиков и чашек надо поставить столько же, сколько будет гостей.
Другой вариант: Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами —2. Сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?.
В гостях у « Золушки».
Злая мачеха закрыла Золушку на чердаке и на каждом этаже дома повесила по огромному замку, но дети должны помочь освободить бедную Золушку, но для этого им необходимо выполнить задания, записанные на замках.
В гостях у «Дюймовочки»
Дети помогают распуститься «волшебному» цветку, а для этого они решают примеры и, решив его, отгибают каждый лепесток. На цветке появляется Дюймовочка. Дети должны при помощи мерки узнать рост девочки и начертить отрезок. Чтобы спасти её от страшных жаб, дети должны определить закономерность расположения геометрических фигур и продолжить мостик.
Решая задачу, дети узнают, сколько зерна требуется мышке на зиму. А чтобы провести Дюймовочку по лабиринту крота, необходимо решить круговые примеры. Далее выполняя задание, дети помогают Дюймовочке добраться до страны эльфов.
В гостях у «Колобка»
На занятиях дети не только решают готовые задачи, но и стараются их составлять. Сначала дети ставят вопрос к данной задаче. Например:
Я колобок, коло
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
И от зайца ушёл,
И от волка ушёл,
От медведя ушёл,
А от лисы не успел уйти.
Работая над данным текстом, дети пытаются составить следующие вопросы и задания: «Сколько зверей встретил колобок? Помоги колобку посчитать, сколько раз он смог уйти? Кого он встретил первым? Последним?...».
В гостях у «Золотой рыбки»
Дети решают задачи с недостающими данными. «Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Пошёл старик к морю ловить рыбу. Раз закинул свой невод, пришёл невод с тиною морскою. Ещё раз закинул старик свой невод, пришёл невод ...рыбками морскими. И последний раз закинул он невод. Пришёл невод, а там ещё 4 морские рыбки. Сколько всего морских рыбок поймал старик? Сколько раз старик закинул свой невод?
В решении задач формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста использую сюжеты различных сказок: «Морозко», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Золотой ключик», «Иван Царевич и серый волк», «Конек-горбунек», «Царевна лягушка», «Илья Муромец и соловей разбойник» и т.д.
Разработанный мною цикл занятий с использованием сказочных сюжетов, игровой сказочной мотивации основывается на сборниках следующих авторов:
Будникова B.C. Сюжетные уроки. М., 2000
Есырева Л.А. Учить играя. СПб., 2000
Ефимов В.Ф. Сюжетные уроки математики. Ярославль, 1999
Захарова СИ. Математику учим в игре. М.,2001
Зак А.З. Путешествие в «Сообразилию» или как помочь ребенку стать смышленым. НПО «Перспектива».
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1998
Шаталова Е.В. Использование малых форм фольклора в обучении математике. М., 2003
и др.