Урок русского языка в 3 классе по теме: " Правописание приставок и предлогов"
Урок русского языка по теме: "Правописание приставок и предлогов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_3.docx | 30.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 3 «Б» классе по теме
«Правописание предлогов и приставок"
Цели.
1. Научить распознавать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать.
2.. Продолжать работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности уч-ся;
3. Воспитывать интерес к предмету русского языка.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
2. Метапредметные:
регулятивные:
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
- высказывать свое предложение
коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
3. Предметные:
- развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;
- формировать понятия, что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.
Термины, понятия: приставка, предлог, части речи, существительное, глагол.
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, литературное чтение.
Формы работы и ресурсы:
фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа;
Ход урока
I.Сообщение темы и цели урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Мне бы хотелось начать наше занятие со слов из произведения Аркадия Гайдара «Чук и Гек»:
«Что такое счастье – это каждый понимает по-своему.
Но все люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю…»
- Что же такое счастье?
Нужно для счастья порою немного:
Шоферу – прямая дорога,
Летчику – ясное небо,
Пекарю – горы душистого хлеба,
Прохожему – больше улыбок,
Учителю – меньше ошибок.
- А что для счастья нужно ученикам?
- Попробуем сегодня на уроке подарить кусочек счастья друг другу.
Я желаю, чтобы каждый из вас был сегодня успешен на уроке.
- Чистописание.
(Написание буквы Оо с верхним и нижним соединением, на второй строчке
от-ото-по-об-со-под)
-Посмотрите внимательно на вторую строку. Что написано? (предлоги и приставки).
-Так приставки или предлоги?
Кто сможет поспорить с….? (включение уч-ся в активное восприятие речи одноклассников).
Где приставка? Где предлог?
Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!
3. Постановка темы урока:
- Кто из вас догадался какая тема нашего урока?
- Новая она для вас или вы уже знакомы с приставками и предлогами?
Какие цели мы сегодня поставим перед собой?
- Будем учиться различать: приставки и предлоги.
- Развивать умение: анализировать, сравнивать, делать выводы
4.Оформление тетрадей
– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. Записываем: Восемнадцатое декабря. Классная работа и чистописание.
II.Работа по теме урока.
1. Словарно-орфографическая работа.
На доске записаны словосочетания: (слайд)
(до)ехал (до)деревни
(по)бежал (по)дороге
(про)читал (про)завод
(под)полз (под)машину
(на)кричал (на)собаку
- Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1 Можно разделить на словарные слова и не словарные
2 На глаголы и существительные
3 На слова с приставками и слова с предлогами
Беседа:
- Назовите слова с приставками? ((до)ехал, (по)бежал, (про)читал , (про)читал, (под)полз, (на)кричал )
- Докажите, обоснуйте свой ответ. (Это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово)
-Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
- Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем пишется слитно)
- Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)
-Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами (до города, по дороге, про вокзал, под вагон, на собаку)
- Докажите, обоснуйте свой ответ (Это существительные, между предлогом существительным можно вставить вопрос или другое слово)
- Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении)
- Как пишутся предлоги с другими словами (Предлог с другими словами пишется отдельно)
- Ребята посмотрите внимательно на словосочетания. Какие ещё орфограммы «спрятались» в словах. (безударная гласная в корне слова; правописание приставок по, на, под, до, про; словарные слова )
-А как написать такие слова без ошибок? (гласную в приставке надо запомнить, а безударную гласную в корне надо проверить, подобрав однокоренное слово с ударением на эту гласную)
- Спишите словосочетания.
- Подчеркните предлоги и выделите приставку (Взаимопроверка по слайду)
III. Физминутка
IV. Продолжение работы по теме урока.
- Упр. 263
Составить предложения, озаглавить текст. Найти слова с предлогами и приставками.
Записать текст в домашней работе.
2.Работа в парах.
-У вас на столах лежат листочки с заданиями. Выполните работу.
Проверка (слайд)
2.Работа в группах. (у каждой группы одинаковые задания)
Решили лисы кролика (за)печь, _____________________________________________
А кролик из духовки прыг (за) печь. __________________________________________
Зависело б (от)мыла, _____________________________________________________
Веснушки я б (от)мыла.____________________________________________________
Сугробы снега вьюги (на)мели,______________________________________________
И грузовик, как баржа, (на)мели.____________________________________________
Мы (у)виделись (у)дачи, ________________________________________________
(По)желали всем (у)дачи._________________________________________________
Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.___________________________________________
Проверка заданий.
3.Дифференцированная индивидуальная работа.
-Выберите себе задание, с которым справитесь.
1 уровень
-Подчеркните предлоги. Выделите приставки.
- Лодка (от)плыла (от)берега.
- Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
- Солнце (за)шло (за)тучу.
- Всадник (с)лез (с)коня.
- (По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
- (До)лагеря мы(до)брались только ночью.
- Весной снег (с)брасывают (с)крыш.
2 уровень.
Найди слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.
На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.
3 уровень.
-Вставьте предлоги в предложения.
Воробей забился … крышу.
Ваза сделана … стекла.
Машина подъехала … дому.
Лось спрятался … деревом.
Грачи разгуливали … полю.
Сдать работы на проверку.
VI.Итог урока:
Составление кластера. Групповая работа.
1 группа – теоретики с термином ПРЕДЛОГ.
2 группа – теоретики с термином ПРИСТАВКА
3 группа – практики: распределяют слова на слова с приставками и слова с предлогами. (под стол, подъехал, на стол, надел, со стола, снимает, налетели, на мальчика, добежал, до речки)
- часть слова
- часть речи
- пишется отдельно
- пишется слитно
- служит для связи слов в предложении
- служит для образования новых слов
- дружат с глаголами
- не дружат с глаголами
Приставка
| Предлог 1.часть речи 2. пишется отдельно 3. служит для связи слов в предложении 4. не дружат с глаголами 5. можно вставить вопрос или другое слово. |
- VII.Рефлексия.
Возьмите в руки мордочки, которые лежат на ваших столах.
- Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
- урок понравился и вы довольны своей работой,
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
Что затруднило в новой теме?
-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.