Методические рекомендации об особенностях преподавания иностранных языков в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2019 – 2020 учебном году
Методические рекомендации
об особенностях преподавания иностранных языков
в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2019 – 2020 учебном году
В 2019-2020 учебном году в общеобразовательных организациях Республики Крым реализуются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы), Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы) и Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (10-11 классы).
- Нормативно-правовая база
Преподавание иностранного языка в 2019 – 2020 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2 учебное издание – М.: Просвещение, 2010. – 232 с.
- Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы учебное издание – М.: Просвещение, 2010. – 145 с.
- Н. И. Быкова, М. Д. Поспелова. Английский язык. Рабочая программа. 2-4 классы, учебное издание – М.: Просвещение, 2010
- В. Г. Апальков. Английский язык. Рабочая программа. 5-9 классы, учебное издание – М.: Просвещение, 2010
- В. Г. Апальков. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы, учебное издание – М.: Просвещение, 2010
- Мильруд Р.П., Суворова Ж.А. Английский язык. Рабочая программа. 2-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением английского языка, учебное издание – М.: Просвещение, 2010
- Рабочие программы к УМК "Звездный английский" ("Starlight") для 5-9 классов, учебное издание – М.: Просвещение, 2010
- Ж. А. Суворова, Р. П. Мильруд. «Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы». Серия «Звёздный английский», учебное издание – М.: Просвещение, 2010
- Деловая документация учителя иностранного языка
Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык» является структурным компонентом основных образовательных программ начального общего, основного общего образования, среднего общего образования, которые, в свою очередь, являются локальным нормативным актом общеобразовательной организации.
Нормативными документами, на основе которых разрабатывается рабочая программа, являются:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС НОО, ООО, ФКГОС;
- СанПиН;
- Основная образовательная программа начального, основного, среднего общего образования образовательной организации;
- Положение о рабочих программах образовательной организации либо локальные акты образовательной организации, регламентирующие требования к разработке рабочих программ предметов (курсов).
Примерная основная образовательная программа нормативным документом не является, а представляет собой учебно-методическую документацию, определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Рабочие программы учебного предмета «Иностранный язык» разрабатываются на основе требований к результатам освоения ООП начального, основного, среднего общего образования, утвержденной образовательной организацией. В каждой образовательной организации могут существовать свои требования к составлению рабочих программ, но они должны быть закреплены локальным актом и не могут противоречить действующим требованиям ФГОС НОО, ООО, ФКГОС.
Рабочие программы по предмету «Второй иностранный язык» имеют такую же структуру, как и рабочие программы по первому иностранному языку, и должны содержать:
– планируемые результаты освоения предмета «Второй иностранный язык»;
– содержание предмета «Второй иностранный язык»;
– тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается каждым учителем самостоятельно на основе тематического планирования (возможно использование авторских программ) и примерных программ по иностранному языку.
Форму календарно-тематического плана образовательная организация определяет самостоятельно, используя наиболее оптимальные варианты, при этом должна обязательно прослеживаться специфика предмета «Иностранный язык», а именно: изучение четырёх видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо) и различных аспектов языка (лексика, грамматика, фонетика).
Рекомендуемая форма календарно-тематического плана (образец заполнения 4 класс тема «Семья»).
№ | дата по плану | Дата по факту | Тема урока/контроля | аудирование | чтение | говорение | письмо | лексика | грамматика |
1 | 15.09 | 15.09 | Моя семья | упр.5 стр.9 (с полным пониманием) | упр. 1,2 стр. 8 (ознакомительное и поисковое) | Обучение диалогической речи (диалог-расспрос) упр.4 стр 9 | Орфография (словарный диктант), упр.6 стр9 (пис.) | Uncle, aunt, cousin, kind, slim (минимум 5 новых слов на каждом уроке) | Предлоги места in, on, under, behind, Present Continuous (указываем всю грамматику, которая задействована на уроке) |
Рекомендуемая форма тематического плана (образец заполнения 4 класс тема «Семья»).
№ | Название модуля | Кол-во уроков | Кол-во контролей | Планируемые результаты |
1. | Моя семья Я и моя семья Моя дружная семья Распределение обязанностей в моей семье Выходной день моей семьи Увлечения моей семьи | 5 | 2 | Предметные: знать 25 новых лексических единиц (минимум за 5 уроков, но можно и больше); уметь использовать предлоги места in, on, under, behind, Present Continuous (указываем всю грамматику, которая задействована в рамках изучения модуля) Уметь рассказать (написать) о своей семье; уметь задавать и отвечать на вопросы о своей семье Метапредметные: уметь решать спорные ситуации о распределении обязанностей в семье, о способе и месте проведении выходного дня семьи, об отношении к увлечениям в семье. Личностные: уважительно относиться к членам семьи, к интересам членов семьи. |
На основании календарных планов учителя разрабатывают поурочные планы.
Поурочный план являются обязательным документом для учителя, регламентирующим деятельность учителя и обучаемых на уроке. Структура и содержание поурочного плана должно строго соответствовать «Положению о поурочном плане учителя» образовательной организации и «Инструкции по ведению деловой документации и образцов примерных локальных актов, используемых в общеобразовательных учреждениях Республики Крым» в новой редакции №2909 от 16.11.2017.
- Порядок ведения классного журнала и оценивания учебных достижений учащихся общеобразовательных учреждений
Все записи в журнале ведутся на русском языке, кроме разделов грамматики, которые трудно переводимы на русский язык.
На правой стороне страницы журнала записывается число (арабскими цифрами) и тема пройденного на уроке материала в соответствии с календарно-тематическим планированием учителя, составленным на основе нормативных документов Министерства образования РФ. Формулировка темы должна быть конкретной, отражающей проблему, рассматриваемую на уроке. Общую тему, над которой ведется работа, рекомендуется указывать один раз. При проведении сдвоенных уроков записываются темы каждого урока отдельно. В журнале указываются не только темы уроков, но и темы контрольных, самостоятельных работ.
В графе «Домашнее задание» записывается содержание задания, страницы, номера упражнений с отражением специфики организации домашней работы. Например: «Повторить.; составить план, таблицу, вопросы; выучить наизусть, ответить на вопросы и т. д.». Кроме того, в ряде случаев домашние задания носят творческий характер (сделать рисунки, написать эссе, сочинение, сказку и т. п.). Тогда в графе «Домашнее задание» пишется: творческое задание и указывается характер задания. Если задание носит индивидуальный характер, тогда в графе «Домашнее задание» можно записывать: индивидуальные задания. При записи тем «Повторение», «Домашнее чтение» и т. д. обязательно указывается конкретная тема.
Обязательному оцениванию подлежат учебные достижения учащихся по предметам инвариантной и вариативной составляющих рабочего учебного плана образовательной организации.
Отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку за то число, когда проводилась работа. Запрещается выставлять отметки задним числом. Отметки за письменные работы выставляются в сроки, оговоренные в «Положении о проверке тетрадей» (локальный школьный акт, принимается решением педагогического совета).
В каждой учебной четверти рекомендовано провести текущий контроль одного из четырех видов речевой деятельности (чтение – 1 четверть, аудирование – 2 четверть, говорение – 3 четверть, письмо - 4 четверть), а также модульный контроль. Длительность проведения периодического контроля – до 20 минут по одному из видов речевой деятельности на уроке, на контроль говорения отводится отдельный урок. Количество модульных контролей в течение четверти определено автором учебников.
В журнале делается такая запись:
15.09. | Школьные принадлежности. Чтение. | Упр.2 стр.3 выучить слова наизусть |
25.09. | Моя школа. Модульный контроль. | Упр.6 стр.8 отвечать на вопросы |
Два раза в год (в декабре и мае) осуществляется проверка всех четырёх видов речевой деятельности. Контроль каждого вида речевой деятельности проводится на отдельном уроке 20- 25 минут. Рекомендовано первую часть урока (20-25 минут) провести закрепление по теме, подготовку к контролю, во второй части урока (20-25 минут) осуществлять контроль. На контроль говорения отводится отдельный урок. Отметка по каждому виду речевой деятельности выставляется отдельно.
В журнале делается такая запись:
15.12
| 17.12 | 19.12.
| 23.12
| 25.12 | тетрадь | словарь | II четверть | 15.12 | Контроль чтения. Интернет |
|
17.12 | Контроль аудирования. Подростки и высокие технологии. |
| ||||||||
19.12 | Контроль говорения. Технологии в обыденной жизни. |
| ||||||||
23.12 | Контроль письма. Новинки в мире технологий. |
| ||||||||
25.12 | Современный мир технологий |
|
Материал для контроля по видам речевой деятельности рекомендовано брать за полугодие.
Напоминаем, что уровень владения иностранным языком учащихся 4-х классов общеобразовательных учреждений должен приравниваться уровню А1 – Общеевропейских Рекомендаций языкового образования; 9-х классов общеобразовательных учреждений – А2; 11-х классов - В1, для общеобразовательных школ с углубленным изучением иностранного языка - 4 класс – А2, 9 класс – В1, 11 класс – В2.
Для выполнения всех видов учебных работ по иностранному языку учащимся рекомендуется иметь тетради и словарь:
– с первого года обучения (2 класс) – 2 тетради (в линию, в косую), одна из которых может быть на печатной основе, словарь в клетку;
– для выполнения итоговых, контрольных работ - тетради для текущего, модульного и итогового контроля.
При проверке работ по иностранному языку в начальной школе (2-4 классы) учитель исправляет ошибки и пишет сверху правильный вариант слова, выражения и т.д. Тетради, в которых выполняются классные и домашние работы, проверяются после каждого урока у всех учащихся с выставлением отметок.
В 5-9 классах тетради проверяются один раз в неделю. В 10-11 классах в тетрадях проверяются наиболее значимые работы, но с таким расчетом, чтобы один раз в месяц проверялись работы всех учащихся.
Словари проверяются один раз в четверть. Учитель исправляет ошибки и ставит подпись и дату проверки.
Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований: записывать дату выполнения работы (число и месяц). Дата в тетрадях по иностранным языкам записывается, так как это принято в странах изучаемых языков. После даты на следующей строке необходимо указывать, где выполняется работа (классная или домашняя), указать номер упражнения, вид выполняемой работы. В обязательном порядке проводится работа над ошибками.
Monday, the first of October
Class work
Ex.5 p. 11
Учащиеся могут писать полупечатным шрифтом на начальном этапе обучения, затем постепенно переходят на удобный для каждого шрифт.
Тетради и словари подписываются на иностранном языке, который изучается.
English | Français | Deutsch |
Galina Sedova | Svetlana Ivanova | Anna Petrova |
Form 3 «B» | classe de 7ème «A» | Klasse 5 «B» |
School N 20 | école № 20 | Schule Nr. 20 |
Отметка за тетрадь выставляется в журнал один раз в месяц, за словарь - один раз в четверть. Отметка за тетрадь и словарь не влияют на четвертную оценку.
В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования при проведении учебных занятий по «Иностранному языку» осуществляется деление классов на две подгруппы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек. По решению образовательной организации при наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, но при наличии в группе не менее 8 человек.
Для реализации дополнительной (углубленной) подготовки обучающихся (со 2 по 11 класс) по иностранным языкам по согласованию с главным распорядителем средств бюджета может быть осуществлено деление классов на 3 группы с наполняемостью 8-10 человек.
Допускается организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения (т.е. начиная с 5 класса) в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации (части 2, 3, 5 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ).
Организовывая учебный процесс, следует отказаться от преобладания фронтальных форм обучения.
Среди наиболее эффективных технологий обучения иностранным языкам – «проектный метод» и «обучение сотрудничеству».
Особое внимание следует уделять внедрению образовательных технологий, направленных на сохранение здоровья детей.
- Особенности преподавания предмета «Иностранный язык» в соответствии с ФГОС НОО
Начальное общее образование
Согласно учебному плану, учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2 класса, на изучение иностранного языка в начальной школе отводится 2 учебных часа в неделю со 2 по 4 класс.
Предметные области | Учебные предметы Классы | Количество часов в неделю | |||||
|
|
| I | II | III | IV | Всего |
Филология | Обязательная часть |
| |||||
| Иностранный язык |
| - | 2 | 2 | 2 | 6 |
При формировании учебных планов для 1-4 классов специализированных школ с углублённым изучением иностранных языков при 5-дневной учебной неделе с целью увеличения объёма учебного времени для углублённого изучения предмета допускается перераспределение учебного времени обязательной части в объёме до 15%. Уменьшение объема учебного времени на изучение отдельных обязательных предметов учебного плана более чем на 50% не допускается.
Особенности преподавания предмета «Иностранный язык» в соответствии с ФГОС ООО
Основная школа (5-9 классы)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования выделяет предметную область «Иностранный язык» в которую включены: иностранный язык, второй иностранный язык.
На изучение учебного предмета «Иностранный язык» предусмотрено на базовом уровне 3 часа в неделю.
При изучении учебного предмета «Иностранный язык» на углубленном уровне количество учебных часов увеличивается на 2-4 часа в неделю.
При формировании учебных планов для 5-9 классов специализированных школ с углублённым изучением иностранных языков при 5-дневной учебной неделе с целью увеличения объёма учебного времени для углублённого изучения предмета допускается перераспределение учебного времени обязательной части в объёме до 15%. Уменьшение объема учебного времени на изучение отдельных обязательных предметов учебного плана более чем на 50% не допускается.
Предметные области | Учебные предметы Классы | Количество часов в неделю | |||||||
V | VI | VII | VIII | IX | Всего | ||||
| Обязательная часть |
| |||||||
Иностранный язык | Иностранный язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 | ||
| Второй иностранный язык |
|
|
|
|
|
| ||
Предмет «Второй иностранный язык» является обязательным предметом для всех обучающихся на уровне основного общего образования (в соответствии с ФГОС ООО, пункт 18.3.1). Это значит, что у обучающихся, начавших 1 сентября 2015 года обучение в 5 классе по ФГОС ООО, по окончании 9 класса должна быть запись в аттестате о результатах изучения этого предмета (с отметкой).
При введении второго иностранного языка в образовательной организации следует учитывать требования к результатам освоения предметной области «Иностранные языки» и некоторые факторы, влияющие на процесс изучения иностранных языков.
В современном обществе растет значение владения иностранными языками для профессионального роста личности и успешной социализации в полиязычном мире, вместе с этим расширяется и понимание цели изучения предметной области «Иностранные языки» в основной школе.
ФГОС ООО и проекты предметных концепций по предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» определяют цель изучения иностранных языков шире, чем только формирование коммуникативной иноязычной компетенции. Цели иноязычного образования стали более прагматичными по направленности и конкретными: общение в разных формах (устной/ письменной, непосредственное/ опосредованное, в том числе через Интернет), способность общаться на определенном уровне владения языком, возможность использовать иностранный язык как инструмент познания, самообразования в различных областях знания и саморазвития на протяжении всей жизни, что и зафиксировано в ФГОС ООО (пункт 11.3). Иностранный язык должен стать инструментом овладения другими предметными областями в сфере гуманитарных, математических, естественнонаучных и других дисциплин.
Результаты изучения предметной области «Иностранные языки» предусматривают достижение на втором иностранном языке того же уровня иноязычной коммуникативной компетенции, что и на первом иностранном языке, на изучение которого отводится по два часа в неделю во 2-4 классах и по 3 часа в неделю в 5-9 классах (итого 714 академических часов за 8 лет). Это допороговый уровень (уровень А2 в соответствии с Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком). («Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка», русский перевод издан МГЛУ в 2003 году ) http://www.anglikana.ru/images/docs/article091202.pdf
Все включенные в Федеральный перечень учебников линии УМК по второму иностранному языку (английскому, немецкому, французскому, итальянскому и испанскому), гарантирующие достижение заявленного во ФГОС ООО допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, рассчитаны на изучение второго иностранного языка с 5 по 9 класс по 2 часа в неделю. Это оптимальные организационные условия для изучения предмета «Второй иностранный язык».
Для обучающихся 5-11-х классов наиболее трудные предметы должны проводиться на 2-4-м уроках (СанПиН, пункт 10.8). Иностранный язык имеет по шкале трудности 9 баллов из 13 в 5 и 9 классе, 11 баллов в 6 классе, 10 баллов в 7 классе и 8 баллов в 8 классе (Приложение 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10).
Чтобы сделать изучение второго иностранного языка более эффективным, обязательный предмет можно дополнить курсом внеурочной деятельности, который, не должен подменяться дополнительными уроками второго иностранного языка, а может быть организован в любой, отличной от уроков, форме (театральные и художественные студии, литературные, творческие объединения, исследовательские клубы и др. и все это можно делать на иностранном языке.). Курс не обязательно должен быть связан с лексикой, грамматикой или страноведением. Желательно, чтобы курс внеурочной деятельности был интегрированным, где иностранный язык будет выступать не только как предмет изучения, но и как средство освоения значимого для обучающихся содержания из других предметных областей. Большинство обучающихся будут посещать занятия на иностранном языке (дополнительно во внеурочное время) из-за интересного содержания и необычных видов деятельности, которых нет на уроке.
В переходный период многие образовательные организации столкнулись с проблемой дефицита учителей второго иностранного языка. В таком случае второй иностранный язык могут преподавать учителя, в дипломе у которых указана квалификация «Математика и иностранный язык», «История и иностранный язык», «Начальная школа и иностранный язык» и др. Однако таким учителям, давно не преподававшим иностранный язык, необходимо пройти курс повышения квалификации по методике преподавания второго иностранного языка. Курсы можно пройти и дистанционно. (на сайте ГБОУ ДПО РК КРИППО в разделе «дистанционное обучение» можно ознакомиться с информацией).
Особенности преподавания «Иностранного языка»
в соответствии с требованиями ФК ГОС среднего общего образования
В 2019 – 2020 учебном году изучение предмета «Иностранный язык» в 10 - 11 классах общеобразовательных организаций Республики Крым продолжится в соответствии с требованиями Федерального базисного учебного плана, разработанного на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года.
Согласно базисному учебному (образовательному) плану на изучение иностранного языка в старшей школе отводится 3 учебных часа в неделю с 10 по 11 класс, всего 210 уроков.
Профильный уровень изучения иностранного языка представляет собой расширение и углубление базового уровня с учетом профильной ориентации школьников. Примерная программа по иностранному языку рассчитана на 420 учебных часов (6 часов в неделю).
Обучение иностранному языку в старшей школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в основной школе.
Наименование уровня, профиля | Предмет | Количество часов в неделю | ||
10 класс | 11 класс | |||
Базовый уровень | Иностранный язык | 3 | 3 | |
Профильный уровень | Филологический профиль | 1-й иностранный язык | 6 | 6 |
2-й иностранный язык | 2 | 2 |
Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на уровне среднего общего образования.
Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутри профильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.
Факультативные курсы, дополнительные и индивидуальные занятия предназначены для углубления и расширения общеобразовательных знаний, для развития разносторонних интересов и способностей обучающихся, проводятся по желанию обучающихся. Для их ведения необходимы утвержденная программа (не менее 34-35ч.), тематическое планирование.
- Организация внеурочной деятельности
Внеурочная работа по иностранному языку имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания иностранного языка, но также способствует расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. В единстве с обязательным курсом, она создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, образовательных и развивающих целей обучения.
Можно выделить основные подходы к моделированию внеурочной деятельности в обучении иностранному языку:
- тематические игровые вечера;
- кружки страноведения;
- недели иностранных языков;
- видеоклубы, центры языкового погружения;
- театральные постановки на иностранном языке и др.
При реализации образовательных программ начального общего и(или) основного общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования (5-9 классы) возможно изучение дополнительных иностранных языков при организации внеурочной деятельности на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Также в рамках внеурочной деятельности возможно изучение курсов, дополняющих и развивающих изучаемые иностранные языки (например, «Гид-переводчик», «Театр на иностранном языке», «История и культура Крыма на иностранном языке», «Страноведение» и другие).
Работа с одаренными учащимися, учащимися с повышенной мотивацией к изучению иностранных языков, может быть организована в рамках кружковой деятельности или факультатива, а также на базе учреждений дополнительного образования.
Учителями иностранного языка могут быть организованы следующие формы деятельности:
– работа по подготовке к олимпиадам разного уровня и предметным конкурсам, включая международные олимпиады, конкурсы и экзамены;
– работа по подготовке учащихся к научно-практическим конференциям;
– функционирование летней языковой школы;
– международные культурно-образовательные обмены.
При выборе форм организации деятельности учащихся, отборе содержания курса, разработке мониторинга его результативности необходимо использовать Методические рекомендации по внеурочной деятельности издательства «Просвещения».
6. Учебно-методическое обеспечение преподавания иностранного языка
В образовательном процессе общеобразовательными организациями могут быть использованы:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 №345;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699).
В 2019/2020 учебном году преподавание иностранных языков со 2 по 11 класс во всех образовательных учреждениях Республики Крым будет осуществляться по учебникам издательства «Просвещение»:
- Английский язык
класс | Автор |
2-4 | Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. и др. |
5-9 | Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. |
10-11 | Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. и др. |
УМК «Звёздный английский» (“Starlight”) для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением английского языка
класс | Автор |
2-4 | Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др. |
5-9 | Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др. |
10-11 | Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. |
Немецкий язык для общеобразовательных учреждений
класс | Автор |
2-11 | Бим И.Л. |
Немецкий язык для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением
класс | Автор |
2-4 | Захарова О.Л. «Вундеркинды», «Вундеркинды плюс» |
5-9 | Радченко О. А. «Вундеркинды», «Вундеркинды плюс» для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением |
Французский язык для общеобразовательных учреждений
класс | Автор |
2-4 | Кулигина А.С., Кирьянова М.Г. |
5-9 | Кулигина А.С., Щепилова А.В. |
10-11 | Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю., Лисенко М.Р. |
Французский язык общеобразовательных учреждений с углублённым изучением
класс | Автор |
2 | Касаткина Н.М., Белосельская Т.В. |
3 | Касаткина Н.М., Гусева А.В. |
4 | Береговская Э.М. |
5-7 | Кулигина А.С., Иохим О.В. |
8-9 | Григорьева Е.Я., Горбачёва Е.Ю. |
10-11 | Бубнова Г.И., Тарасова А.Н., Лонэ Э. |
Преподавание второго иностранного языка с 5 класса будет осуществляться по учебникам:
- Английский язык
класс | Автор |
5-11 | Афанасьева О.В., Михеева И.В. |
- Немецкий язык
класс | Автор |
5-9 | Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. |
10-11 | Бим И.Л., Садомова Л.В., Лытаева М.А. |
- Французский язык
класс | Автор |
5 | Береговская Э.М., Белосельская Т.В. |
6-9 | Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. |
10-11 | Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю., Лисенко М.Р. |
Все представленные УМК относятся к завершенным предметным линиям учебников, обеспечивающим преемственность изучения иностранных языков на соответствующем уровне общего образования. Каждый УМК имеет электронное приложение, методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета.
Предлагаемые комплекты УМК необходимо использовать творчески, с учетом индивидуальных способностей каждого ученика. Основными характеристиками комплектов являются: учет европейских стандартов в области изучения иностранных языков, развитие коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме.
Наряду с учебниками в образовательной деятельности могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями. Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699.
7. Рекомендации по изучению преподавания учебного предмета
«Иностранный язык» на основе анализа оценочных процедур
(НИКО, ВПР и ГИА)
В настоящее время в Российской Федерации создана разноаспектная система оценки качества образования, состоящая из следующих процедур:
- ОГЭ; ЕГЭ;
- национальные исследования оценки качества образования (НИКО);
- Всероссийские проверочные работы (ВПР);
- международные исследования (TIMSS, PISA и др.);
- исследования профессиональных компетенций учителей.
Полученные результаты Национального исследования качества образования по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому 5,8 классы), Всероссийских проверочных работ (в режиме апробации 7,11 классы) приобретают особое значение в преддверии введения обязательного ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам и приводят к выводу о необходимости коренной перестройки преподавания этого школьного предмета.
Задача учителя подготовить обучающихся не только к итоговой аттестации и другим оценочным процедурам, а организовать освоение в полном объеме образовательной программы, которая реализуется в образовательной организации, и на каждом этапе ее освоения проводить объективную оценку обучающихся, проводить соответствующую корректировку изучения учебного предмета, которая будет обеспечивать достижение максимально высоких результатов каждого ученика.
Результаты исследования показали, что задания на осмысленное чтение вслух и говорение являются наиболее сложными для обучающихся общеобразовательных учебных учреждений Республики Крым.
Другой проблемной зоной для большинства учащихся являются языковые навыки. В этой области рекомендуется шире использовать функциональный подход, отказавшись от простого заучивания грамматических правил и списков слов и отрабатывая языковые навыки на связных текстах. Кроме того, надо перенести акцент с выполнения репродуктивных заданий на задания продуктивные, что не только позволит повысить уровень языковых навыков, но и даст положительный эффект в области говорения и создания письменных текстов.
Сравнивая результаты НИКО, ВПР с результатами ЕГЭ и ОГЭ, можно сделать вывод о том, что в целом учителя научились работать с талантливыми и высокомотивированными обучающимися, в то время как со средними и слабыми, недостаточно мотивированными, не научились.
В связи с этим учителям иностранных языков следует:
- усилить работу со слабыми обучающимися за счет индивидуализации и дифференциации заданий;
- использовать результаты НИКО, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ для выяснения типичных ошибок учащихся и постоянно осуществлять профилактику возникновения подобных ошибок;
- разнообразить формы (групповые, индивидуальные, очные, заочные) консультаций для слабых детей;
- более интенсивно задействовать сферу дополнительного образования детей для ликвидации обнаруженных пробелов знаний;
- интенсивнее работать над формированием и развитием метапредметных навыков и умений;
- постоянно повышать свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, принимать участие в профессиональных конкурсах, в экспертизе ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадах разных уровней и типов, а также путем самообразования.
Результаты оценочных процедур, в части достижений, учащихся рекомендуем использовать для коррекции методов и форм обучения. Их анализ по иностранному языку показал, что основные тенденции, проявившиеся в последние годы, остаются актуальными, что позволяет сделать вывод о целесообразности вновь акцентировать внимание на определенных аспектах подготовки учащихся.
При подготовке к выполнению заданий разделов «Аудирование» и «Чтение» необходимо формировать различные стратегии аудирования и чтения и повышать эффективность их использования в соответствии с коммуникативной задачей. В частности, если стоит задача понимания основного содержания прослушанного или прочитанного текста, от обучающегося требуется умение выделять ключевые слова и не обращать внимания на те, от которых не зависит понимание основного содержания. К сожалению, до сих пор у части обучающихся не сформированы умения поискового и просмотрового чтения, необходимые для использования иностранного языка в реальных жизненных ситуациях; обучающиеся ориентированы на дословное восприятие текста в грамматико-переводной методической традиции.
Необходимо научить школьников умению выделять запрашиваемую информацию и игнорировать второстепенную.
Следует развивать языковую догадку; учить извлекать общий смысл слова из контекста, морфологической структуры слова, на основе аналогии с интернациональными словами.
На уроках следует уделять больше внимания отработке использования слов в коммуникативно-значимом контексте, т.е. в связном тексте. Выполнение грамматических упражнений на противопоставление двух обозначенных в задании форм недостаточно для формирования устойчивых грамматических навыков. Необходимо анализировать грамматические формы в прочитанных текстах, добиваться понимания того, какую информацию они несут, почему именно эти формы употреблены в данном контексте, а также предлагать связные тексты, в которых надо правильно использовать различные грамматические формы.
Важно в учебном процессе уделять большее внимание вопросам сочетаемости лексических единиц, приучать школьников запоминать слова в контексте.
Необходимо обращать внимание обучающихся на то, как грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы, учить видеть связь между лексикой и грамматикой.
Следует организовывать регулярную практику в выполнении письменных заданий разного объема, чтобы развить готовность написать работу в соответствии с объемом, указанным в экзаменационном задании. Необходимо научить школьников отбирать материал, необходимый для полного и точного выполнения задания в соответствии с поставленными коммуникативными задачами, а после написания работы проверять ее как с точки зрения содержания, так и с точки зрения формы. Важно научить обучающихся умению анализировать и редактировать собственные письменные работы.
Важно обратить внимание обучающихся на необходимость внимательного прочтения инструкций к выполнению задания и научить их извлекать из инструкций максимум информации. Инструкция к выполнению задания ориентирует на выполнение определенной коммуникативно-рецептивной задачи, например на определенный вид чтения: просмотровое, ознакомительное (понимание общего содержания текста); поисковое (понимание запрашиваемой информации); изучающее (полное понимание текста). Инструкции к заданиям раздела «Письмо» дают ясные ориентиры для выполнения коммуникативно-продуктивной задачи.
Следует обращать особое внимание обучающихся на необходимость четкого переноса ответов в бланк в соответствии с инструкцией, ориентируясь на образец написания букв и цифр.
Подготовка обучающихся к ЕГЭ не является самоцелью, это один из аспектов формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Задания КИМ ЕГЭ по иностранным языкам строятся на аутентичных текстах и имеют коммуникативный характер. Механическое выполнение заданий в формате ЕГЭ без анализа и обсуждения не принесет желанных результатов. На уроке следует не только выполнять эти задания, а объяснять и тренировать различные коммуникативные стратегии, развивать умения учащихся в разных видах речевой деятельности на основе разнообразных заданий, отводя время на анализ заданий в формате ЕГЭ и разбор вызвавших затруднения моментов.
В процессе обучения иностранным языкам важно уделять больше времени и внимания спонтанной речи. Необходимо создавать на уроках коммуникативные ситуации, в ходе которых учащиеся естественно осуществляют запрос информации (задают вопросы) и обмениваются ею. Следует формировать умения спонтанной речи на основе плана и других вербальных опор: ключевых слов и выражений, шире использовать визуальные опоры. Рекомендуется также время от времени делать аудиозапись ответов учащихся, а затем обсуждать их достоинства и недостатки, трудности и пути совершенствования спонтанной речи.
Контрольные измерительные материалы экзаменационной работы имеют аутентичный, практико-ориентированный, метапредметный и социокультурный характер. Следовательно, нужны серьезная практика в слушании и чтении аутентичных текстов различных жанров, знание правил построения письменных и устных высказываний в соответствии с нормами стран изучаемого языка. Требуется расширение культурного кругозора учащихся.
На основе анализа выполнения работ необходимо акцентировать внимание на определенных аспектах подготовки учащихся.
1. При подготовке к выполнению заданий разделов «Аудирование» и «Чтение» необходимо формировать различные стратегии аудирования и чтения и тренировать их использование в соответствии с коммуникативной задачей на уроках. Особого внимания заслуживают приемы аудирования с пониманием основного содержания и запрашиваемой информации и приемы просмотрового и поискового чтения.
2. Необходимо научить учащихся умению выделять запрашиваемую информацию и игнорировать второстепенную.
3. Следует развивать языковую догадку, учить извлекать общий смысл слова из контекста, не пугаться незнакомых слов и в целом формировать языковые компенсаторные умения.
4. На уроках иностранного языка необходимо уделять больше внимания варьированию приемов аудирования и чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также расширять типы и жанры текстов, предлагаемых для чтения и аудирования, включая тексты не только монологического и диалогического характера на бытовые темы, но и такие типы как: прогноз погоды, объявления, программы теле-и радиопередач, интервью, репортажи.
5. Необходимо обращать внимание учащихся на то, как грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы; учить видеть связь между лексикой и грамматикой.
6. Следует учить учащихся анализировать различия в значении и употреблении синонимов.
7. Учить учащихся умению анализировать и редактировать собственные письменные работы.
8. Обращать внимание учащихся на необходимость внимательного прочтения инструкций к выполнению задания и научить их извлекать из них максимум информации
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru).
В течение 2019/2020 учебного года на заседаниях методических объединений учителей иностранных языков рекомендуется в целях совершенствования преподавания учебного предмета «Иностранный язык» обсудить и сопоставить результаты оценочных процедур, проводимых по предмету, проанализировать связь с «проблемами» учителей в профессиональной предметной компетенции с «проблемами» обучающихся.
Выявленное в ходе исследований значительное отставание в формировании продуктивных умений по сравнению с рецептивными – тревожный сигнал о том, что многие учителя не понимают основ коммуникативно когнитивной методики или не применяют ее на практике.
В связи с этим, включить в план работы городских, районных методических объединений учителей иностранных языков на 2019/2020 учебный год следующие вопросы:
- анализ демоверсий НИКО, ВПР, ОГЭ. ЕГЭ и рекомендации по обучению видам речевой деятельности и аспектам языка;
- анализ типичных ошибок, допущенных обучающимися разных классов в НИКО, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, с показом способов профилактики таких ошибок;
- повышение профессиональной компетенции учителей иностранных языков как в области методической и психолого-педагогической, так и в области предметной компетенции, с тем чтобы обеспечить адресную модель повышения квалификации;
- изучение структуры и содержания профессионального стандарта педагога, развитие профессиональных компетенций педагогов;
- формирование и развитие личностных, метапредметных и предметных навыков и умений с учетом требований ФГОС;
- особенности преподавания второго иностранного языка;
- внедрение инновационных методов и технологий обучения в школьную практику;
В 2019/2020 учебном году учителям иностранных языков следует обратить внимание на решение следующих проблем:
- повышение профессиональной компетенции, в первую очередь, в области предметной компетенции (уровень практического владения языком);
- использование активных методов обучения с вовлечением всех учащихся в активный учебный процесс;
- реализация системно-деятельностного подхода в организации учебной деятельности обучающихся;
- использование тестовых технологий, материалов ОГЭ, ЕГЭ в проведении текущего и итогового контроля;
- использование информационно-коммуникационных технологий, электронно- образовательных курсов в преподавании иностранных языков;
- интегрирование основного и дополнительного образования детей для овладения разными способами и разными формами решения конкретно-практических, учебно- исследовательских и творческих задач.
Заведующая центром
филологического образования Л.М. Костецкая