#Кубановедение
Материалы для уроков, классных часов, мероприятий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Путевой лист путешественника
1.Контурная карта
Путевой лист путешественника
1.Контурная карта
2. Заметки путешественника:
А) Республика _________________
Б) Столица – город _________________
В) Государственные языки - ______________________________________________
Г) Символ Майкопа – памятник ___________________
3. Флаг
2. Заметки путешественника:
А) Республика _________________
Б) Столица – город _________________
В) Государственные языки - __________________________________________________
Г) Символ Майкопа – памятник ___________________
3. Флаг
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Красная книга Кубани.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с Красной книгой, растениями и животными, которые занесены в неё.
Начать составление Красной книги Кубани. Развивать любознательность.
Воспитывать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
физическая карта Краснодарского края; презентация «Растения и животные, занесённые в Красную книгу»; доклады детей.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Работа по пройденному материалу.
Учитель: - На прошлом уроке мы с вами говорили о заповедниках и заказниках Краснодарского края.
- Вспомним, какие заповедники и заказники созданы в нашем крае?
- С какой целью они создаются?
(ответы детей с показом на карте).
Ученик: О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты
И мы живём, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты -
Поля, леса, луга, моря и реки.
III. Основная часть.
- Что же ещё делается людьми для охраны природы помимо создания заказников и заповедников?
Учитель: В 1948г. в небольшом городке Фонтенбло (недалеко от Парижа) на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов МСОП.
Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.
Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составляла мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.
- Как вы думаете, почему именно Красной книгой?
Учитель: В нашей стране Красная книга была учреждена в 1974 году. Она стала научной основой для разработки мер по сохранению отдельных видов животных и растений. Исчезновение тех или иных видов растений и животных не проходит бесследно. В экосистемах нарушаются пищевые связи, энергообмен и т.п. Необдуманное воздействие человека на природу привело на Кубани к тому, что список редких и исчезающих видов на территории краснодарского края по растениям составляет 157 видов, а по животным - 100. Более 50 видов растений и животных нашего края занесены в Красные книги бывшего СССР, РСФСР, Украины.
- Для чего же нужна Красная книга?
Учитель: Составление первого варианта книги заняло 14 лет. Позднее она ещё переиздавалась.
- Как вы думаете, почему она переиздавалась?
Учитель: Красная книга - это документ временного действия, потому что условия обитания животных и растений меняются и всё новые и новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем усилия, предпринимаемые человеком, дают хорошие результаты. Многие животные и растения спасены. Животные и растения включены в Красную книгу не навечно, а с надеждой на то, что вследствие принятых охранных мер, они перестанут нуждаться в защите.
А сейчас подведём итог, что же мы узнали о Красной книге:
- Почему книга названа Красной?
- Что входит в Красную книгу?
- Почему Красная книга это документ временного пользования?
Учитель: Да, ребятки, уничтожаются или становятся редкими те или иные виды растений. А ведь растения выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Растения — это дом и пища для животных.
- Нужны ли людям растения? Зачем?
Учитель: Очень много растений становятся редкими из-за того, что люди рвут безжалостно для букетов. Эти растения уже не дадут семян, плодов, а значит, у них не будет потомства. Нередко мы вырываем цветы вместе с корнем, напрасно загубив растение. Нужно помнить, что составлять буке! можно только из тех цветов, которые вырастил человек. И когда вы собираете букеты, ходить нужно по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения.
Сейчас мы, с вами посмотрим иллюстрации растений из Красной книги (комментирует учитель и ученики, которые готовили доклад).
Ученик: Подснежник Воронова и подснежник кавказский очень похожи. Многолетние луковичные растения с зелёным пятном в верхней части лепестка. Цветут в феврале, апреле. Размножаются семенами. Много уничтожаются на букеты, при выпасах скота, подснежник Воронова как лекарственное сырьё.
Ученик: Цикламен кавказский. Травянистое многолетнее растение, имеет клубень до 4 см. в диаметре, от которого отходят округлые листья, сверху бело - пятнистые, карминно - красные. Цветки красно - фиолетовые, реже розовые или почти белые. Цветёт в феврале - марте. Размножаются вегетативно и семенами. В нашем крае растет во всех районах, но численность быстро сокращается, т.к. массово уничтожается на зимние и ранне-весенние букеты, клубни - на лекарственное сырьё .
Ученик: Мускари голубой - многолетнее луковичное растение. Кисть голубая. Цветёт в мае - июне. Размножается семенами или луковицами. Имеет приятный запах. Уничтожается выпасом скота и сбором растений на букеты.
Учитель: Видите ребятки, какие красивые растения уничтожаются.
- Почему же в наши дни сокращается численность многих растений?
- Как вы должны себя вести, находясь на природе?
- Учитель: В Красную книгу края занесены и некоторые животные. Животные играют огромную роль в природе: без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.
- Как вы думаете, почему?
Учитель: Необходимы животные и людям. - Для чего нужны людям животные?
Учитель: Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных, занесённых в Красную книгу Краснодарского края.
Ученик: Рысь кавказская - животное средних размеров с относительно коротким туловищем и высокими ногами. Длина туловища самцов достигает 110 см., самок - 90см. Хвост короткий. Мех грубый, низкий, рыжего цвета с ярким рисунком из чёрных пятен и полосок. По бокам большой округлой головы удлинённые волосы образуют своеобразные бакенбарды. Обитает в глухих лесах, но в горах встречается и на безлесных склонах, среди скал и осыпей, до 2500 м. над уровнем моря. Охотится в сумерках и ночью, питается мышевидными грызунами, зайцами, нападает на косуль. Рождается от 2 до 5 котят. Численность сокращается из-за преследования человеком, из-за сокращения территорий, пригодных для жизни животных.
Ученик: Зубр. Кавказский подвид зубра исчез, и в настоящее время ведется создание вольных стад гибридной формы - зубробизонов. Крупное животное с длиной тела до 3,5 м. и высотой в холке до 2 м. Передняя часть тела выше за счёт спинного горба. На шее и груди бурая шерсть в виде гривы, а подбородок оканчивается бородой. Из органов чувств особо развиты обоняние и слух. Живёт небольшими группами, объядиняясь в стада по 20 - 30 животных только зимой. Старые самцы держатся отдельно. Новорождённый телёнок весит 23 кг., а взрослое животное 700 - 900 кг. Телёнок питается молоком до 5 месяцев, но с 3-х недельного возраста начинает пощипывать травку. В рацион зубров входит более 525 растений (злаки бобовые, хвощи, папоротники, различные группы древесно -кустарниковых растений). Зимой преобладает ежевика и овсяница. Круглогодично поедает веточный корм. За сутки зубр съедает до 40 кг. корма. Количество зубров в крае постепенно увеличивается.
Ученик: Пеганка - очень крупная утка, весом до 1,5 кг. Очень пёстрая: голова и шея чёрные, область лопаток рыжая. Кончики перьев хвоста чёрные. Передняя часть груди каштановая, брюшко чёрное, остальные перья белые. Лапы и клюв красно-розовые, Откладывает 8-15 яиц. Кормится водными моллюсками и беспозвоночными. Предпочитает солоноватые водоёмы. Гнездится в брошенных норах лисиц и енотовидных собак. Погибает при освоении земель под рисовые плантации.
Ученик: Розовый пеликан - крупная птица с размахом крыла до 3 м. и массой тела 8 - 11 кг. Оперение бледно - розовое. Крылья черные с белыми стержнями. Вокруг глаз желтое кольцо без перьев. На голове хохолок из перьев. Все пальцы на коротких и сильных ногах соединены перепонками. Длина клюва до 60 см. Питается рыбой. Гнездо строит в недоступном месте среди камыша. Гнездо сооружает из веток, сучьев, палок, сухой травы. Насиживает не более 3 яиц. Зимуют пеликаны в Индии, Иране, Египте, Турции, Болгарии.
Численность очень быстро сокращается из-за выжигания тростника, распространения рисосеяния, применения ядохимикатов, браконьерства.
IV. Итог урока
Учитель: В Красную книгу занесены не только растения, звери и птицы, но и насекомые, и многие другие животные. Но об этом мы поговорим в следующий раз. А сейчас подведём итог урока.
- Для чего нужна Красная книга?
- Почему те или иные виды растений и животных попадают на страницы
Красной книги?
Учитель: Молодцы, всё поняли. А сейчас мы будем разгадывать кроссворд.
V. Самостоятельная работа
(Детям раздаются кроссворды)
1. Из отряда парнокопытных. Самое крупное животное в крае. ( Зубр)
2. Питается рыбой. Гнездится в труднодоступных местах, Оперение в основном бледно - розовое. (Пеликан)
3. Хищник из семейства кошачьих. Охотится в сумерках и ночью. Обитает в основном в глухих лесах. (Рысь)
4. Цветёт в феврале - марте. Цветки красно - фиолетовые, розовые или почти белые. (Цикламен)
5. Очень пёстрой окраски. Гнездится в брошенных норах лисиц и енотовидных собак. Откладывает 8-15 яиц. (Пеганка)
6. Цветёт в мае - июне. Голубые цветы с приятным запахом.
( Мускари)
- Какое слово получилось? ( Береги)
- Что нужно беречь? ( Природу)
VI. Домашнее задание
Подготовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 села Беноково
муниципального образования Мостовский район Краснодарского края
Конспект урока по кубановедению:
" Нет в мире краше Родины нашей "
Подготовила:
классный руководитель 4 класса
Малкова Ольга Александровна
2014
Цель:
-привитие любви к родному краю
-расширение кругозора учащихся;
-развитие эстетического вкуса, любознательности;
-воспитание чувства патриотизма, чувства коллективизма и товарищества.
Класс разделен на две команды.
Ведущий: Ребята, сегодня мы будем путешествовать. Хотите узнать куда? Тогда послушайте стихотворение:
Даль степей сквозная,
Гор размах орлиный –
Сторона родная,
Край наш тополиный!
Ты весной чудесен,
Летом щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен –
Край наш … (Краснодарский)
Ведущий :Давайте решим на чём мы отправимся в путешествие. (На поезде)
А станции у нас будут необычные.
Итак, отправляемся в путь!
1 станция “СИМВОЛЫ КУБАНИ”
1-4) Назовите символы Краснодарского края. (Герб, гимн, флаг)
1-2) Из каких цветов состоит флаг? (Cиний, малиновый, зелёный)
3-4) Что изображено на гербе Мостовского района?
1-4) С каких слов начинается гимн Кубани? (Ты, Кубань, ты, наша родина, Вековой наш богатырь!)
2 станция “РАСТЕНИЯ КУБАНИ ”
1. Только тронь
Одёрнешь ладонь
Обжигает трава
Как огонь. (Крапива)
2. Круглый, зрелый, загорелый
Попался на зубок
Расколоться он не смог
А попал под молоток
Хрустнул раз – и треснул бок. (Орех)
3. Над ним не кружит пчёлка
Она с ним не дружна
Пахучая метёлка
Солениям нужна. (Укроп)
4. Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка
Сердечко золотое
Что это такое? (Ромашка)
5. Растёт она в земле,
Известна в целом мире.
Частенько на столе.
Красуется в мундире. (Картофель)
6. Колосится в поле рожь
Там, во ржи, его найдёшь
Ярко – синий и пушистый
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
7. Какой гриб является для человека ядовитым, а для животных лекарством? (Мухомор)
3 станция “ЖИВОТНЫЕ КУБАНИ ”
О | Л | К | Я | М | О | Х | И |
А | Е | Н | Ь | О | Р | Ё | Л |
С | К | В | О | Р | Б | У | З |
О | Щ | З | Д | Е | Р | ы | C |
Й | У | К | А | Ц | Б | Г | Ь |
Ч | К | У | З | Н | Е | Ч | И |
Е | Р | Е | П | А | В | О | К |
З | А | Я | Ц | Х | А | Л | К |
Отгадайте загадки и найдите отгадки в табличке.
1. На шесте дворец
Во дворце певец
А зовут его … (Скворец)
2. Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом такая злюка!
Конечно это… (Щука)
3. Серый брат из – за угла хват. (Волк)
4. Зимой белый, летом серый. (Заяц)
5. В небе высоко кружу
С высоты огромной этой
Даже мышь я разгляжу. (Орёл)
6. Этот случай очень редкий
На голове растут две ветки. (Олень)
7. Меньше тигра, больше кошки
Над ушами кисти – рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь. (Рысь)
8. На себе ношу я дом, от зверей я прячусь в нём. (Черепаха)
9. Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (Хомяк)
4 станция “ВОДОЁМЫ КУБАНИ ”
1-2) Краснодарский край омывается водами двух самых тёплых
морей России. Назови эти моря.
1-2) Какая река впадает в Азовское море вблизи Темрюка?
3-4) Найдите в табличке названия рек и морей Краснодарского края.
К | Е | С | Я | П | Б | А |
У | Ч | О | Ч | Ш | Е | З |
Б | Ё | С | Е | А | Й | О |
А | Р | ы | Л | Д | С | В |
Н | Н | К | Б | А | У | С |
Ь | О | А | А | О | Г | К |
В | Ф | Р | С | Н | Л | О |
Э | Д | Ц | Ш | Ю | Ф | Е |
(Кубань, Чёрное, Сосыка, Челбас, Пшада, Бейсуг, Азовское)
5 станция “ГОРОДА КУБАНИ ”
1-2) Как можно назвать Краснодарский край?
1-2) Назови главный город Кубани.
1-2) Назовите главный поселок Мостовского района.
1-2) Назови свою малую родину.
Команды по очереди называют города Краснодарского края.
3-4) Расположи в алфавитном порядке населенные пункты Мостовского района:
Псебай, Хамкетинская , Беноково, Андрюки, Соленое, Губская, Мостовской, Баракаевская.
6 станция “ПОСЛОВИЦЫ КУБАНИ ”
Продолжи пословицы:
- Гусь свинье… (не товарищ)
- После драки… ( кулаками не машут)
- Один в поле …. ( не воин)
- Бесплатный сыр бывает только … ( в мышеловке)
- Баба с возу … ( кобыле легче)
- Без труда не вытащишь и … ( рыбку из пруда)
- Любишь кататься, люби и …(саночки возить)
- Чем дальше в лес, тем ... ( больше дров)
7 станция “Достопримечательности Кубани ”
Команды должны создать коллаж «Нет в мире краше Родины нашей»
(Дети заранее подготовили вырезки и рисунки о Кубани)
8 станция «Итоги»
Ведущий: Итак, мы закончили наше увлекательное путешествие.
Подведение итогов.
Вручение подарков.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С Т А Н Ц И Я «З А Г А Д О Ч Н А Я»
ПЛОХО ЖИТЬ, КОЛИ С СОСЕДОМ НЕ ДРУЖИТЬ
С Т А Н Ц И Я «Г Е О Г Р А Ф И Ч Е С К А Я»
С Т А Н Ц И Я «П О И С К О В А Я»
ГЕРБ ГОРОДА М АЙКОПА
С Т А Н Ц И Я «Д Р У Ж Б А »
М Е Ч Е Т Ь
ГОРОДСКОЙ ПАРК
С Т А Д И О Н «ДРУЖБА»
СТАНЦИЯ «ЗАМЕТКИ ПУТЕШЕСТВЕННИКА » Самостоятельная работа: А) Республика _________________ Б) Столица – город _________________ В) Государственный язык - ____________________ Г) Символ Майкопа – памятник _______________ Флаг
САМОПРОВЕРКА А) Республика Адыгея Б) Столица – город Майкоп В) Государственные языки – адыгейский и русский Г) Символ Майкопа – памятник Дружбы Флаг
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1) Учебник « Кубановедение » стр. 55-56, устно ответить на вопросы 2) Рабочая тетрадь стр. 22 № 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания 1 . В конце 18 века Россия воевала с Турцией за выход к берегам Чёрного моря. 2 . За подвиги в сражениях царица Екатерина даровала казакам грамоту на владение кубанскими землями. 3. Первый отряд казаков под командованием полковника Саввы Белого высадился в августе 1792 года на берегу Тамани. 4. Второй отряд во главе с атаманом Захарием Чепегой , двигаясь посуху подошёл к Ейскому укреплению. 5. По дороге к ним присоединился последний отряд во главе с войсковым судьёй Антоном Головатым . 6. Казаками– переселенцами были основаны большинство современных городов и станиц края.
Казак без веры – не казак!
КРАСНЫЙ УГОЛ В ИЗБЕ КАЗАКА
СВЯТО-НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ В Г.АРМАВИРЕ
СВЯТО-ПОКРОВСКИЙ ХРАМ СТ.КАНЕВСКАЯ
ХРАМ БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ В СТ. КАЛИНИНСКОЙ (построен без единого гвоздя)
Храм Рождества Пресвятой Богородицы поселка Мостовской
СВЯТО – ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ
СОБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В Г. КРАСНОДАРЕ
ГОЛОС ХРАМА БЛАГОВЕСТ НАБАТ ПЕРЕБОР ТРЕЗВОН ПЕРЕЗВОН
Ключевые слова по теме: Казаки – люди православные Православные храмы Походная Свято – Т роицкая церковь Собор Александра Невского Голос храма
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока Символика Краснодарского края: гербы городов и районов
С.И. Ожегов ГЕРБ - эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.
Сочи Краснодар Темрюк
Краснодар
СОЧИ
Темрюк
Вставь пропущенные цифры или слова В Краснодарском крае … районов и …. г ородских округов В …. с имволично отражаются исторические события, особенности природы и занятия жителей. 3. Символ власти у казачьих атаманов – это ……
Вставь пропущенные цифры или слова В Краснодарском крае 37 районов и 7 г ородских округов В гербах с имволично отражаются исторические события, особенности природы и занятия жителей. 3. Символ власти у казачьих атаманов – это бунчук .
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11имени Н.А.Свистунова
села Беноково муниципального образования Мостовский район
ЕДИНЫЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
«Поселку Мостовскому 120 лет: помним, гордимся, наследуем!»
Подготовила:
классный руководитель 2 класса
Малкова Ольга Александровна
Цели
1 Воспитание чувства хозяина родной земли.
2 Привитие чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
3 Воспитание добрых чувств к Отечеству и ее защитникам.
4.Расширение наблюдательности и кругозора учащихся.
Ход занятия
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Учитель
- Ребята, что такое Родина? С чего она начинается?
Дети читают стихи о Родине.
Этот край чудесный
Там, где синь небес
Золотое поле
И зеленый лес
Ручеек звенящий
И весенний гром.
Это- запах хлеба.
Это – отчий дом.
Родина – родная
Наша сторона.
Ты на всей планете
Лучшая страна.
«Родина»
В.Нестеренко «Кубань».
Степные просторы,
Высокие горы,
Два ласковых моря –
Все это Кубань.
Родная станица,
Открытые лица,
Густая пшеница –
Все это Кубань.
И хутор, и город,
Живут без раздоров,
Имеют свой говор –
Все это Кубань,
Не смотрят здесь хмуро,
Не ходят понуро.
Своею культурой
Гордится Кубань.
Народ – православный.
А путь его – славный.
Здесь мыслят о главном
И любят Кубань.
Веселые вина,
С цветами долина
И строй тополиный –
Все это Кубань.
Быт улочек старых
И новь Краснодара,
И щедрость базаров –
Все это Кубань.
А песня, что плачет!
А дух наш казачий!
Как много ты значишь
Для всех нас, Кубань!
Учитель
-Сегодня мы отправимся в путешествие по нашему родному поселку
Мостовскому, которому исполнилось 120 лет.
1 часть. Учитель рассказывает об истории поселка.(1-4)
Официальной истории поселка нет. Но есть воспоминания старейших жителей поселка, упоминание в «Кубанском календаре» за 1910, 1912 годы. На месте, где намечалось возведение нового населенного пункта, была степь, богатая кормовыми травами, лекарственными и медоносными растениями. По берегам реки Лабы рос могучий лес. В степи и лесах водилось много дичи.
На основании указа царя от 15 февраля 1894 года заселение долины между реками Лаба и Ходзь производилась отставными нижними чинами бывшей Кавказской армии, принимавшей участие в покорении Западного Кавказа. Земельные наделы в три десятины имели право получать солдаты, прослужившие на царской службе от 17 до 25 лет. Окружающие станицы (Переправная, Губская, Баговская, Баракаевская и другие) были уже заселены казаками. Иногородние, то есть солдаты станиц, поселились вначале в селе Беноково. Зажиточные беноковцы, главным образом лавочники, узнав о разрешении заселения долины, осмотрели места вокруг и обнаружили мост через Лабу, построенный Захаром Антоновым. Они стали хлопотать перед атаманом Майкопского отдела, чтобы он разрешил выделить участок под поселение рядом с мостом. Название села предлагали разные - Казанское, Воздвиженское и другие. Атаман Майкопского отдела предложил из-за ровного места и наличия моста через Лабу поселение назвать Мостовье.
Началось его заселение, как это ни удивительно, с кузницы, которую предприимчивый кузнец построил на перекрестке всех дорог, ведущих из аула Ходзь и горных станиц. И располагалась она на месте бывшей оптовой базы, за рынком.
Некоторые жители Беноково стали ломать свои хаты и переносить их в Мостовое, первое время переселенцы жили в землянках и шалашах. Село было разбито на сотни: с юга на север было 8 сотен - улиц, с запада на восток - 14. Основная часть села называлась Черноморской, а которая располагалась ближе к Лабе - Прицепиловка или Лягушовка. Большинство жителей строили двухкомнатные хаты с открытыми коридорами и соломенными крышами. Зажиточные мостовчане возводили лавки с красным товаром, имели вальцовые мельницы, лесопилки для распиловки древесины, маслобойни для переработки подсолнечника. В 1900 году за счет налогов с населения построили две школы - из жженого и белого кирпича. В 1904 году один из лесовладельцев подарил селу лесоматериалы, собрали по одному рублю налога с каждого жителя и построили деревянную церковь в центре парка.
Прошло 15 лет после начала заселения села. Вот как описывается село Мостовое в одном из исторических источников: «Село Мостовое Майкопского отдела расположено в долине реки Лаба, на левом берегу Лаба в этом месте многоводна и стремится несколькими потоками. Через них в более мощных и опасных переездах наведены пять мостов, отсюда село и получило название Мостового. Главное занятие жителей - земледелие. Население 4436 душ, в том числе на хуторах в 2-5 верстах (Бугаевом, Булавиновом, Никитином) около 400 душ. Рождений - 246, Браков - 36, смертей - 108".
Война. Страшное слово. И страшное, незабываемое время, которое не обошло и мостовчан. Весть о нападении Германии на Советский Союз черной птицей облетела село и всколыхнула мостовчан. Многие жители ушли на защиту Родины. Оставшиеся трудились для достижения победы, обеспечивая фронт продуктами питания, укрепляли обороноспособность. В августе 1942 года немецко-фашистские захватчики заняли село. С первых же дней они начали зверскую расправу над мирными советскими гражданами, арестовывали жителей по первому доносу предателей или подозрению. В течение пяти месяцев оккупации фашисты уничтожили много активистов, партийных и советских работников. Только за три дня они расстреляли 120 эвакуированных еврейских семей вместе с детьми. После разгрома немцев под Сталинградом они начали отступать из села и горных станиц. Отступая, немцы подожгли мастерские МТС, взорвали и сожгли больницу, здания почты, райисполкома, склады «Заготзерно», загадили кинотеатр, уничтожили внутренние части двух кирпичных зданий школы, взорвали железнодорожный мост через реку Лабу. Огромный ущерб нанесли селу фашисты. И сразу после освобождения мостовчане приступили к восстановлению нарушенного народного хозяйства. Были отремонтированы школьные здания, универмаг, мастерские МТС. Мостовчане трудились на полях, выращивали урожай и обеспечивали страну продовольствием, всеми силами приближали долгожданную победу.
Война закончилась, а жизнь в селе продолжалась с удвоенной энергией, постепенно стали возвращаться в село победители. Уставшие от войны, они с радостью приступили к мирному, созидательному трудуНо не только одним развивающимся производством жили мостовчане. В селе был создан настоящий культурный центр досуга населения. В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов в селе были средняя школа и вечерняя школа рабочей молодежи, зимний и летний кинотеатр, Дом культуры, ухоженный парк. Книжный фонд сельской библиотеки составлял около 15 тысяч экземпляров. Село было электрифицировано и радиофицировано. Население получало в полном объеме медицинское обслуживание, работали два детских сада, детские ясли, три парикмахерских, дом приезжих, баня, торговое обслуживание обеспечивали многочисленные предприятия, более десяти магазинов, столовая общепита. 10 января 1961 года началось регулярное сообщение на местных авиалиниях по маршруту Мостовое - Краснодар. Самолеты в день совершали до трех рейсов, за 50-60 минут можно было долететь до краевого центра. По селу начали прокладывать тротуары и асфальтировать улицы.
С развитием промышленности и экономики, повышением благоустройства и увеличением численности населения меняется облик населенного пункта. Все это позволило повысить административно-территориальный статус села и с 10 октября 1961 года оно было преобразовано в рабочий поселок Мостовской. С февраля 1975 года образован Мостовской район, и наш поселок стал районным центром.
2 часть Заочное путеществие по поселку Мостовскому. (Презентация «Мостовскому 120 лет» слайд 5-25 ).
3 часть Творческая работа учащихся.
Дети создают коллаж «Наша гордость – Мостовской » из заранее подготовленных фотографий с достопримечательностями поселка. На колосках пишут пожелания поселку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Карта краснодарского края
Герб Мостовского района
1 остановка Площадь мира
Администрация поселка Мостовского
Школа искусств
2 остановка Парк Победы
3 остановка Святые места
4 остановка Культурно – досуговые места
Детская площадка в парке Победы
База отдыха «Хуторок»
База отдыха « Аква-Вита »
Предварительный просмотр:
Викторина по кубановедению для учащихся 1-х классов
- Подчеркни название края, в котором мы живем:
- Красноярский
- Ставропольский
- Краснодарский
- Жители Кубани называют этот город столицей.
Это город - __________________________________
- Обведи герб Краснодарского края.
- Прочитай отрывок и определи, из какого он произведения:
Ты, Кубань, ты наша Родина,
Вековой наш богатырь!
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь.
_______________________________________________________
- Какие цвета составляют флаг Краснодарского края?___________________________________________________
- Напиши названия населенных пунктов Краснодарского края, начинающиеся на следующие буквы (количество баллов зависит от количества названных населенных пунктов):
К____________________________________________________________
Т____________________________________________________________
- Назови моря, омывающие Краснодарский край.
_______________________________________________________
- Как называлось жилище казака? _______________________________________________________
- Установи последовательность выполнения работ в казачьем хозяйстве: соедини число с соответствующим действием.
- сеять зерно
- выпекать хлеб
- собирать пшеницу
- молоть зерно на мельнице
10. О какой машине идет речь в стихотворении кубанского поэта В. Нестеренко «Необычная расческа»?
Колхозное поле
Сегодня с причёской –
Его расчесали
Железной расчёской.
- Расчёской? Неужто?
Какая она?
А папа ответил:
- Смотри, борона!
____________________________________________________________
11. Напиши название домашнего животного, которое было помощником казаку и на военной службе и на работе в поле.
____________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Викторина по кубановедению для учащихся 2-х классов
- Как назывался город Краснодар?
________________________________________________________
- Рассмотри гербы.
__________________________ ________________________
Определи, какой из них является гербом города Краснодара, а какой гербом Краснодарского края. Подпиши.
- Какие цвета составляют флаг Краснодарского края? Что обозначает каждый цвет?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В гимне Краснодарского края есть слова «Вековой наш богатырь». О чем идет речь?
_______________________________________________________________
- Назови город – герой, находящийся на территории Краснодарского края. __________________________________________________________
- В каком году был основан административный центр Краснодарского края - город Краснодар? __________________________________________
- Каких птиц на Кубани называют так:
Пивень - ______________________
Горобец - ______________________
Зозуля - _______________________
- Отгадай загадку и напиши ответ:
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. _______________________
Кубань всегда славилась мастерами, которые изготавливали посуду из этого материала. Как назывался этот мастер?
________________________________________________________
- Кубань – житница России. Большая часть населения работает в сельском хозяйстве. Подчеркни профессии, которые относятся к сельскохозяйственным: ткач, агроном, металлург, геолог, комбайнёр, археолог, учитель, овощевод.
- Какое из перечисленных ниже животных не включено в Красную книгу Кубани (подчеркни):
- Зубр
- Черноморская афалина
- Черный аист
- Кабан
- Назови известные тебе фамилии кубанских поэтов и писателей (количество баллов зависит от количества названных фамилий): _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Викторина по кубановедению для учащихся 3-х классов
1. Напиши год образования Краснодарского края. ____________________________
2. Прочитай описание герба:
«Он представляет собой щит, обрамленный зеленой полосой со звездами, по количеству станиц, окружавших, как верные слуги. Щит разделен на 4 части. В первой и третьей – двуглавый орел, расположенный на крепости, что символизирует покровительство государства казакам. Во второй и четвертой – знамена, говорящие о заслугах казаков в войне с Турцией. В середине – красный щит с вензелем царицы Екатерины II. Сверху щит венчает золотая корона в виде городской стены. С двух сторон его поддерживают два казака.»
О каком гербе идет речь? ______________________________________________
3. Допиши слова первого четверостишья гимна Краснодарского края:
Ты, Кубань, ты наша Родина,
Вековой наш богатырь!
______________________________________________
______________________________________________
4. Назови столицу Республики Адыгеи._______________________________________
5. Перечисли города – морские порты Краснодарского края:
6. Что из ниже перечисленного не относится к хозяйственным постройкам жилища казака (подчеркни):
- Амбар
- Погреб
- Колодец
- Скрыня
- Летняя печь
- Сарай
Обоснуй ответ: ________________________________________________________
_____________________________________________________________________
- Прочитай старинные кубанские фамилии: Мельник, Горобец, Колесник, Зозуля.
Подумай, от каких слов образованы данные фамилии. Распредели фамилии на 2 группы:
_________________________ __________________________
_________________________ __________________________
Обоснуй свой выбор: ___________________________________________________
_____________________________________________________________________
- На Кубани издавна развиты ремесла и народные промыслы. Соедини стрелками название материала и название ремесла, в котором использовался данный материал:
Лоза кузнечное дело
Нитки лозоплетение
Глина вышивка
Железо гончарное дело
- Назови самое большое животное, занесенное в Красную книгу Кубани и обитающее в Кавказском биосферном заповеднике. _________________________
- Кто из кубанских поэтов является автором стихотворения «Зайка - пешеход»? _____________________________________________________________________
- Напиши, чем известна во всем мире фамилия семьи Степановых?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Викторина по кубановедению для учащихся 4-х классов
- Кто является губернатором Краснодарского края?
_____________________________________________________________________
- Объясни, что обозначают на гербе Краснодарского края знамена лазоревого цвета?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитай отрывок и определи, из какого он произведения:
О тебе здесь вспоминаючи,
Песни дружно мы поем
Про твои станицы вольные,
Про родной отцовский дом.
_____________________________________________________________________
- Кубанские земли казакам даровала (подчеркни):
- Екатерина I
- Екатерина II
- Елизавета
- Подчеркни название города, который был основан древними греками:
- Лабинск
- Тихорецк
- Анапа
Напиши, как называли древние греки этот город? ___________________________
- Подчеркните название почв, характерных для Черноморского побережья:
- Каштановые
- Черноземы
- Темно-серые лесные
- Горно-лесные
- Когда Кубань была полностью освобождена от фашистских захватчиков?
_____________________________________________________________________
- Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад. Прочитай пословицы, записанные в кубанских станицах. Запиши общерусский вариант для каждой из них:
Нэ всэ золото, шо блэстыть. ____________________________________________
Очи боятся, а руки роблять. ____________________________________________
Не бачить сова, яка сама. ____________________________________________
- Как называется заповедник, находящийся на территории Краснодарского края:
- Тебердинский
- Северокавказский
- Кавказский биосферный заповедник
- Соедини стрелками название производства и название населенного пункта, где развито данное производство:
Виноградарство Красноармейский район
Производство риса Новороссийск
Цементная промышленность Тамань
- Кто из наших земляков стал покорителем космоса (количество баллов зависит от количества фамилий)?__________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Кубанские казачьи стихи-загадки
Голове не будет страха,
если есть на ней … /папаха/
Что удобней для ноги:
туфли или… /сапоги/
В модных джинсах не поскачешь,
а, скорей всего, заплачешь.
Как папаха голове,
надо хлопцам…/галифе/
Кому - плащ, кому - тужурка,
казаку – казачья…. /бурка/
Ну, а если командир,
полагается … /мундир/
Между делом, тары-бары,
Носит батько … /шаровары/
А, чтоб сделать ловкий шаг,
полагается… /кушак/
В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра.
Казаку в бою - сестра.
/шашка, сабля/
Чуть поменьше, ловкий брат,
послужить отчизне рад.
Как бы враг не угрожал,
под рукой всегда… /кинжал/
Перекрестятся старушки,
Когда грянет выстрел... /пушки/
Пули, очередь огня, -
Страх наводят на меня.
Точно дождь свинцовый льёт -
это строчит… /пулемёт/
Если кто-то снайпер ловкий,
то ему нужны… /винтовки/,
А кому-то в аккурат -
Настоящий… /автомат/
Если пушкам места нет,
пригодится…/пистолет/
Он в разведке и в дозоре,
и на суше и на море,
Злым врагам пощады нет –
наготове… /пистолет/
Кто в бою надёжный друг,
знает своё дело?
С казаками на врагов
наступает смело?
Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый…
/конь/
Есть, не скрою, у меня
И загадки про коня.
Величава и красива
у коня бывает… /грива/
Чтобы очень не трясло,
надо к лошади … /седло/
Если будет та сердита –
то пускает в ход… /копыта/
Кони взрослые готовы
поменять свои… /подковы/
Без подковы конь хромает,
это каждый понимает.
Но не каждый молодец
будет в кузнице… /кузнец/
Лошадь - нежное созданье!
Любит ласку и вниманье.
В зиму надо потеплей
приготовить… /стойло/ ей.
Ест лошадка много… /сена/
Любит травку пожевать.
А какое, непременно,
нужно ей зерно давать?
Отвечаем на вопросы:
ест ячмень, овёс и… /просо/
Кто не любит лошадей,
тот разбойник и… /злодей/
Состязаются два брата,
у кого красивей… /хата/
Чьи жирнее петухи
да у двори… /лопухи/
Чия жинка лучше варэ,
чья бандура лучше .../грае/
Кто спивае, кто танцуе,
скилько кто кого… /целуе/
Вымыл руки и лицо,
вылил воду за крыльцо
И повесил на крючок
вышиванный… /рушничок-полотенце/
У кубанских казаков
много братьев… /кунаков/
И родни из разных стран,
но всех ближе… /атаман/
Нет вкусней родно водицы.
Пей водицу из… /криницы - колодца/
У невесты с женихом
гости плачут за столом –
Пропустили только
и опять им… /горько/
А потом, потом, потом,
не сидится за столом.
Старый дид да пятачок
не танцуе… /казачок/
Поднимают ноги пыль -
То пошла плясать … /кадриль/
Руки – крылья, сбоку – финка.
Закружила всех…/ лезгинка/
И, упившись под конец,
все танцуют… /ползунец/
А усевшись пид забором
Вси зпевают дружным… / хором/
«Любо, братцы, любо,
любо, братцы жить…
/С нашим атаманом
нам не о чем тужить/
Загадки для сценария «Казачьему роду нема переводу».
Предварительный просмотр:
Введение.
Кубанская природа,
родные нам места.
Живёт здесь сто народов,
а может, больше ста.
Кубанец я, ты тоже.
Мы вместе, мы дружны.
Мы делать всё, что можем,
для Родины должны!
Одно из самых дорогих для человека понятий – Родина. Любому из нас дорога и малая родина – край, район, где мы родились и выросли. Земля детства, её природа, история.
Тема моего проекта «Памятные места Мостовского района». Выбор данной темы совсем не случаен. Все началось с нашего школьного музея. Когда наш экскурсовод, Овчаренко Валентина Ивановна, рассказывала нам о Великой Отечественной войне, я обратила внимание на фотографии с памятниками. Некоторые из них мне знакомы. Валентина Ивановна сказала, что их можно встретить в каждом населенном пункте. Это говорит о том, что война коснулась даже самого маленького уголочка нашей Родины. Я захотела больше узнать о событиях тех лет, посетить разные памятные места нашего района и рассказать о них в своем проекте. Эта тема важна для меня еще и потому, что мой прадедушка тоже был участником Великой Отечественной войны.
Мне интересно было узнать:
- Что означает слово памятник, обелиск?
- Какие памятники есть на территории нашего района?
- Кому они поставлены?
Материалы школьного музея, сельской библиотеки, ресурсы интернета и рассказы местных жителей помогли мне в работе над этой темой.
Этот проект мы выполняли вместе с моей мамой, которая является моим классным руководителем.
Цели и задачи:
- Целью данной работы является воссоздание истории памятников.
Достижение этой цели возможно путем решения следующих задач:
1. Сбор информации.
2. Посещение школьного историко-краеведческого музея.
3. Посещение памятников в селе Беноково, станице Губской, станице Андрюки, поселке Мостовском.
4. Оформление проектной работы.
Содержание
Памятник – сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, литературных и кинематографических персонажей и др.
Обелиск — это памятник, который представляет из себя тонкую каменную стрелу с наконечником, наподобие пирамиды.
С помощью интернета мы узнали, что на территории нашего района находятся: 8 памятных знаков; 25 братских могил; 5 мемориальных комплексов;8 могил одиночного захоронения; 2 памятника истории времен русско-турецкой войны XVIII в.; 1 памятное место. Некоторые из них мы решили посетить.
Первым я бы хотела рассказать об обелиске Славы, который находится в нашем селе Беноково. Информацию об этом памятнике, я нашла в школьном музее МБОУ СОШ № 11 села Беноково и сельской библиотеке. Вот, что мне удалось узнать. (Приложение 1)
Из нашего села ушло на фронт – 637 человек. Не вернулось – 314 человек. Два жителя нашего села Перегудов А.Я и Кутинов И.А. удостоены звания героя советского союза.
В 1968 году под руководством председателя колхоза Котлярова в парке был воздвигнут памятник (обелиск) и все остатки захороненных в братской могиле, были перезахоронены. И с 1968 года в селе стало традиционным 9-го мая факельное шествие 8-10 классов, возложение венков и гирлянды славы.
9 мая 1997 года к нашему обелиску была прикреплена плита с именем Николая Свистунова. В 1993 году Коля Свистунов закончил нашу школу. В 1994 г. 30 ноября был призван в армию, служил в Ростовской области, в отряде специального назначения. 11 июля 1996 года при выполнении боевого задания Коля погиб. Посмертно был награжден орденом «Мужества». С 2013 года наша школа носит имя Н.А.Свистунова. (Приложение 2)
Ещё один памятник истории , который мы с мамой посетили, находится в станице Губской. Из рассказов местной жительницы, Биденко Любовь Панфиловны, мы узнали, что в центре станицы находится братская могила, в которой похоронен 21 человек, среди которых, три летчика, погибшие в годы Великой Отечественной войны. (Приложение 3)
23 июня 1943 года экипаж тяжелого бомбардировщика, получив очередное задание, вылетел с места своей дислокации, из города Майкопа. Внезапно их атаковали. Не долетев до места назначения, тяжелый бомбардировщик загорелся. Ни одному летчику не удалось спастись.
Чередниченко Н.И. – командир корабля
Давлетшин М.С. – пилот
Ефименко В.С. – штурман
Мажоров И.В. – бортмеханик
Голобородько Д.В. –воздушный стрелок
На месте падения самолета установлен памятник погибшим летчикам.
Находясь в гостях у своей прабабушки, я узнала об истории братской могилы в станице Андрюки. На этом месте в годы Великой Отечественной войны по приказу немецкого коменданта после долгих пыток был расстрелян мальчик Ф.Г.Дубинин. (Приложение 4)
Прабабушка рассказывает: « Когда немцы находились в станице, у одного из них пропали дорогие часы. Они решили, что их украл русский мальчик. Немцы привели его в парк и долго пытали, после чего расстреляли. Позже выяснилось,что эти часы взял друг немца. Так погиб мальчик-комсомолец Федор Дубинин».
Также я узнала, что на этом месте 22 ноября 1942 года был казнен попавший в плен партизан, фамилию которого так и не удалось установить.
Самое главное памятное место в нашем районе, которое мы часто посещаем – это парк Победы в поселке Мостовском. (Приложение 5)
Мама рассказала , что в 2011 году в центральном сквере была открыта Аллея "Славы героев".Она увековечила память о местных жителях - 12 Героях Советского Союза (два из них жители села Беноково), 11 Героях Социалистического Труда и 2 полных кавалерах ордена Славы.
Также в парке находится братская могила. В память о погибших горит вечный огонь.
Заключение.
При написании своей работы я узнала много нового и интересного о героическом прошлом своего района, но самое главное поняла, что, нет, не оружия противостояли противнику, а люди беззаветно преданные своей Родине. Имена героев тех лет остались не только высеченными на граните, они навечно остались в памяти людей.
В нашем районе очень много памятных мест. Мы узнали историю только четырех. Я бы хотела продолжить эту работу, посетить другие памятные места и к 70-летию Великой Победы выпустить альбом памятных мест Мостовского района.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Посещение школьного историко-краеведческого музея села Беноково
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Обелиск Славы села Беноково
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Братская могила станицы Андрюки
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Парк Победы поселка Мостовского
Предварительный просмотр:
Согласовано
заместитель директора по УВР
_____________ О.В. Троицкая
«31» августа 2018 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11имени Николая Алексеевича Свистунова села Беноково
муниципального образования Мостовский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по кубановедению
Класс 1
Учитель Малкова Ольга Александровна
Количество часов: всего 33 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы по кубановедению Гикаловой Л. М., Малковой О.А., Афанасьевой Л.Ю., Фроловой А.А. , утвержденной решением педагогического совета протокол № 1 от 31.08.2018г.
№ урока п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Оборудование урока | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | ||||||
По плану | По факту | ||||||
Введение | 1 | ||||||
1 | Мой родной край | 1 | 5.09 | Карта Краснодарского края | Знать, что такое общество и какова его роль в жизни человека; Знать о роли семьи в жизни человека; Уметь оценивать правильность поведения в быту в отсутствие взрослых; | Личностные: проявлять интерес к изучаемой теме; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей роль семьи в жизни человека и взаимоотношениях в семье; Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем; Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; совместно договариваться о правилах общения; Познавательные: знать о том, что самое дорогое у человека – его семья; основа благополучия – взаимопомощь членов семьи; | |
Я и моя семья | 7 | ||||||
2 | Будем знакомы! Кто я? Какой Я? | 1 | 12.09 | раб.тетрадь | |||
3 | Любимые занятия | 1 | 19.09 | раб.тетрадь | |||
4 | Моя семья | 1 | 26.09 | раб. Тетрадь, фото | |||
5 | Обязанности и увлечения в нашей семье | 1 | 3.10 | раб.тетрадь | |||
6 | Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. | 1 | 10.10 | раб.тетрадь | |||
7 | Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. | 1 | 17.10 | раб.тетрадь | |||
8 | Творческий проект «Будем жить одной семьей» | 1 | 24.10 | раб.тетрадь | |||
Я и моя школа | 6 | Знать основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении традиции своей школы улицы, расположенные вблизи школы и дома | |||||
9 | Наша школа. Правила поведения в школе | 1 | 7.11 | экспонаты музея | |||
10 | Знакомство со школой. Традиции нашей школы. | 1 | 14.11 | сюжетные картинки | |||
11 | Знакомство со школой. Традиции нашей школы. | 1 | 21.11 | экспонаты музея | |||
12 | Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня | 1 | 28.11 | сюжетные картинки | |||
13 | Мои одноклассники. Правила школьной дружбы | 1 | 5.12 | игры | |||
14 | Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи» | 1 | 12.12 | ||||
Я и мои родные места | 8 | Знатьосновные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.), основные достопримечательности родного города профессии жителей своего города (села, станицы и др.) | Личностные: развивать интерес к изучаемому материалу; проявлять самостоятельность и настойчивость в достижении цели; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить; Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану; Способность к мобилизации сил и энергии; к преодолению препятствий; Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать свое мнение и позицию; договариваться и приходить к общему мнению; Познавательные:знатьинфраструктуру сельского окружения, уметь самостоятельно ориентироваться в этой обстановке; объяснять роль различных профессий в нашей жизни; соблюдать правила уличного движения; иметь представление о хозяйстве человека и его роли в развитии этого хозяйства; | ||||
15 | Главный город Краснодарского края | 1 | 19.12 | Плакат ПДД | |||
16 | Достопримечательности | 1 | 26.12 | ||||
17 | Достопримечательности | 1 | 16.01.18 | Фото | |||
18 | Мой адрес. Улица на которой я живу. | 1 | 23.01 | презентация | |||
19 | Правила поведения а общественных местах, на улице ,в транспорте | 1 | 30.01 | ||||
20 | Правила поведения а общественных местах, на улице,в транспорте | 1 | 6.02 | ||||
21 | Труд жителей моего населенного пункта. Труд моих родных. | 1 | 20.02 | презентация | |||
22 | Исследовательский проект «Какой я житель» | 1 | 27.02 | ||||
Я и природа вокруг меня | 7 | Знатьосновных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение) Знать что такое любовь к ближнему, Какой должна быть семья. Значение слова "благословение". Понятие слова "традиция". Что такое воскресная школа. Что такое духовные святыни. Святые места Кубани. | |||||
23 | Растения и животные вокруг меня. Что где растет, кто где живет. | 1 | 6.03 | презентация | |||
24 | Растения и животные вокруг меня. Что где растет, кто где живет. | 1 | 13.03 | презентация | |||
25 | Забота о комнатных растениях и домашних животных. | 1 | 20.03 | презентация | |||
26 | Забота о комнатных растениях и домашних животных. | 1 | 3.04 | презентация | |||
27 | Красота природы моей местности. Поэты, писатели, художники о красоте родного края | 1 | 10.04 | презентация | |||
28 | Творческая мастерская «Милый сердцу уголок» | 1 | 17.04 | ||||
29 | Творческая мастерская «Милый сердцу уголок» | 1 | 24.04 | ||||
Духовные истоки Кубани | 4 | ||||||
30 | Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. | 1 | 01.05 | презентация | |||
31 | Традиции казачьей семьи | 1 | 08.05 | презентация | |||
32 | Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. | 1 | 15.05 | презентация | |||
33 | Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины. | 1 | 22.05 | презентация | |||
Итого: | 33 |