Мои разработки.
Полезные материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sovremennye_formy_raboty_s_roditelyami_v_nachalnoy_shkole_tsapova_v.a.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос. Фрунзенский муниципального района Большеглушицкий Самарской области
Учитель начальных классов: Цапова В.А.
Доклад на тему: «Современные формы работы с родителями в начальной школе»
Актуальность. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. В настоящее время большинство педагогов отвергают еще не так давно популярный тезис о том, что школа призвана заниматься лишь обучением детей, а их воспитание должно проходить вне школьных стен – в семье, общественных организациях. Теперь приходится восстанавливать воспитательный потенциал учебных заведений, который был утерян за последнее десятилетие. Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.Семья и школа ставят перед собой общуюглавную задачу – воспитание всесторонне, гармонично развитого человека, способного успешно адаптироваться в сложной социальной среде и реализовать себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах.Потребность в здоровом образе жизни, развитый интеллект и широкий кругозор, интеллигентность в общении, эстетическое восприятие мира – вот конечный результат совместной воспитательной деятельности школы и семьи.Принципы и подходы, которые должны работать на конечный результат, реализуются в школе, но необходимо, чтобы вся жизнь школьника, воспитывающая и развивающая, строилась на едином основании и в стенах учебного заведения, и дома. Противоречия в воспитательных подходах семьи и школы пагубно отражаются на эффективности воспитательного процесса. Результат, на который рассчитывает школа и которого, естественно, должны желать и родители, может быть достигнут только совместными усилиями.
Анкетирование и беседы с родителями позволили мне составить следующий социальный портрет семей учащихся класса:Количество учащихся – 16 Вполных семьях воспитываются - 12 детей (75%); в неполных – 4 (25%); с одним ребенком – 1 семья (6,2%), с двумя – 11 (68%), с тремя – 4 (25%).По уровню образования можно выделить следующие группы родителей: с высшим образованием - 5 родителей (31%); со средним специальным образованием - 6 родителей (37%); со средним образованием - 5 человек
(31%) . По профессиональному статусу можно выделить следующие группы: руководители - 2 человека (12%); работники бюджетной сферы - 10человек (62%);рабочие – 2человека (12,5%); предприниматели – 1(6.2%).
Это определило следующие Цели совместной работы с родителями учащихся:
- изучить место школы в социальной среде;
- помочь родителям в повышении их педагогической культуры;
- подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене;
- развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе;
- способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях
Задачи:
- знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать им возможность стать активными участниками классных дел;
- проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей;
- создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива.
Посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Проведённое анкетирование позволило узнать, что одной из основных причин является однообразная форма проведения. Педагоги нашей школы пересмотрели отношение к родительским собраниям, разработали методические рекомендации и сценарии. И результат не замедлил ждать: интерес к собраниям возрос не только у родителей, но и у детей и учителей. Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива, и различные организационные вопросы. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут такие собрания.
Выбирая форму работы с родителями, не лишним будет учесть разные способы подачи информации. Взаимодействие между педагогами и родителями возможно, если обе стороны “говорят друг с другом на одном языке понятий и находятся на одном уровне позиций”.
Формы работы с семьёй | ||
Индивидуальные | Групповые | Коллективные |
посещение на дому | родительский лекторий | классные собрания |
приглашение в школу | тематические консультации | общешкольные собрания |
индивидуальные консультации | классные мероприятия | дни открытых дверей |
переписка | родительские вечера | концерты, выставки |
Лекция, как устное изложение материала, по своей форме достаточно близка многим. Несмотря на кажущуюся простоту проведения, при лекционной форме подачи материала желательно использовать приёмы, привлекающие внимание: наглядные пособия, ИКТ, примеры из практики.
Большой интерес вызывают бинарные лекции, которые готовят и проводят врач и педагог, психолог и педагог, педагог и учителя-предметники и т.д.Особенно большой эффективности можно достигнуть, привлекая к участию в работе всех родителей, сочетая лекцию с деловой игрой.Во время бинарной лекции у родителей есть возможность сравнивать позиции разных специалистов и определять своё отношение к обсуждаемой проблеме. В ходе деловой игры родители сами формулируют конечный итог, привнося в него собственное субъективное отношение. Главное правило игры – уметь с уважением выслушать собеседника, присоединиться к его мнению или корректно высказать альтернативное решение. Во время проведения таких собраний важную роль играет расположение родителей в аудитории. Как правило, они рассаживаются группами или сидят как обычно, за партами, высказывая своё мнение (когда работают парами или четвёрками). Учителю необходимо продумать место для каждого родителя с целью более эффективной работы, т.е. определяется ресурсное место каждого участника собрания.Темы собраний формулируются по результатам анкетирования родителей или их устным заявкам, по каким-либо конкретным ситуациям класса или школы и рекомендациям психолога.
В нашей работе традиционными стали собрания с использованием элементов социокультурного опыта в форме деловой игры.Такие собрания имеют следующую структуру: теория вопроса, решение проблемных ситуаций в группах или парах, анонимный анализ результатов диагностических исследований детей, практические советы для родителей по теме собрания, проведение анкетирования и тестирования родителей, разные формы рефлексии.Стратегической целью работы с родителями мы определяем формирование у родителей готовности осознавать себя воспитателем, носителем определённой культуры и социального опыта, который они обязаны передать детям. В ходе организации взаимодействия мы стараемся обучить родителей доступным им методикам, формам работы с детьми в семье.
Результативность данной работы:
- в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании
- в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формирование педагогической рефлексии родителей
- в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Педагог должен вести непрерывную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима.Замечено, что дети, которые отставали от одноклассников на раннем этапе обучения, часто догоняли их несколько позже. Все мы знаем, что хорошая успеваемость часто связана с генетическими познавательными способностями, личностными характеристиками ребенка, мотивацией к обучению. Однако роль семьи в жизни ученика занимает далеко не последнее место. После завершения эксперимента получилось, что по уровню влияния семьи на успешность ребенка, семьи разделились на группы:
Характеристика семей | Результат успеваемости |
1.Родители ценят успехи и ожидают от своих детей хорошей успеваемости независимо от их способностей | Достаточный |
2.Родители не ценят успех детей и не питают высоких надежд по поводу их успеваемости независимо от способностей | Низкий |
3.Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, поощряют напряженные занятия,ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка | Высокий |
Следовательно, родители могут положительно повлиять на успех в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.
После ознакомления родителей с данными результатами, мы совместно с психологической службой разработали основные направления сотрудничества:
- Классный руководитель и учитель-предметник должны давать задания, предусматривающие совместную работу ребенка и родителей
- Участие родителей в выставках, праздниках, днях здоровья, субботниках
- Совместная работа учителя и родителей
Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно ведется воспитание детей в семье. Рекомендации, советы учителя должны обязательно выполняться. Ставя под сомнение авторитет учителя, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям. В том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с педагогом.
Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Члены родительского комитета не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками учителя, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей. В моем классе члены родительского комитета участвуют в сборе и распространении лучшего опыта семьи. Они либо сами выступают с сообщениями, либо помогают подготовить выступления тем семьям, чей опыт может быть интересен для других.
Выводы. В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, школьные учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей.Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие в социальной среде.