Историко-краеведческий музей МБОУ СОШ 7
Материалы по истории поселка и музея
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_muzeya_na_2018-2019.docx | 27.27 КБ |
istoriko.docx | 20.86 КБ |
pamyat_pokoleniy_2018.docx | 1.98 МБ |
stranitsy_rodnoy_istorii.docx | 556.28 КБ |
mbou_sosh_no_7_predstavlenie_muzeya.docx | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
План работы музея на 2018-2019 учебный год.
Целью деятельности школьного музея является содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей.
Задачи школьного музея
- формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств;
- формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческим фактам;
- воспитание любви и уважения к прошлому своей страны;
- расширение исторического кругозора;
- сохранение и поддержание традиций образовательного учреждения;
- совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного обучения;
- воспитание познавательных интересов и способностей;
- овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.
Направления работы:
- Использование музейного материала для формирования позитивного отношения учащихся к активной социально-значимой деятельности через вовлечение их в активную деятельность музея.
- Проектно-исследовательская деятельность на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с ветеранами и их семьями.
- Организация экскурсий в музей.
- Организация работы с фондами музея (оформление книги учета).
- Участие в районных, городских мероприятиях исторической и краеведческой направленности и в смотре-конкурсе школьных музеев.
- Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, приуроченных к Дням Воинской Славы.
Поисково-исследовательская деятельность
В исследовательской работе школьного музея следует особо выделить методы социологического опроса и интервьюирование. Предмет и проблемы опроса обычно связаны с историческими эпохами и современностью. Интервьюирование характеризуется отличительными особенностями:
- во-первых, ученик получает возможность непосредственного общения с носителями исторического опыта (ветераны труда и войны, участники локальных конфликтов, бабушки, дедушки, знакомые и т.д.);
- во-вторых, интервью является средством получения данных о состоянии общественного мнения, уровне сознания, и поведении людей,
- в-третьих, важное достоинство этого метода – широта охвата разнообразных сфер социальной практики.
Тематика интервью имеет обычно конкретную проблему, связанную с программными установками курса истории России.
Экскурсионная деятельность
Экскурсия – это форма культурно-образовательной деятельности музея. Все экскурсии готовятся самими учащимися на основе материалов, имеющихся в школьном музее, либо собранных в ходе поисково-исследовательской деятельности.
На материале одной и той же экспозиции могут применяться сценарии работы с детьми разных возрастов и уровней развития (критерий доступности) или каждая экскурсия (ученический проект) адаптируется для определенной возрастной группы посетителей.
Образовательная деятельность
Основной функцией музея является – образовательная. Для ее реализации применяются
-интерактивные формы:
Принцип интерактивности (знание через руки) предполагает приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.
Основой музейно-педагогической деятельности является диалог (между памятником и посетителем, музейным сотрудником и аудиторией и т.д.). Это касается не только социальных контактов со значимыми для ребенка людьми. Посетители музея из пассивных зрителей становятся активными участниками происходящего, получая возможность пропустить через «линии внутреннего переживания», все, что предполагает им музей.
- ИКТ: обработка материалов, создание экспозиций, ведение архива, планируется создание сайта школьного музея.
Ожидаемые результаты
Для музея
- оптимизация деятельности музея в русле реализации программы воспитания и социализации;
- совершенствование содержания деятельности музеев;
- рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;
- укрепление материальной базы музея.
Для учащихся
Музейная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций:
- исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мысленный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками; умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль);
- менеджерские (умение ставить цель; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки исследования собственной деятельности; навыки саморегуляции в деятельности)
- коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования; устного опроса)
- презентационные (навыки монологической речи; умение уверенно держаться во время выступления; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы).
Направление работы I четверть | сентябрь | октябрь | ноябрь |
Работа с фондами музея | Систематизация основного и дополнительного материала | Систематизация основного и дополнительного материала | Систематизация основного и дополнительного материала |
Работа кружка «Активисты школьного музея» | Организация работы кружка «Активисты школьного музея» Составление плана работы. | Работа с участниками кружка. Экскурсия к дольмену. Подготовка материала для проведения экскурсий по теме: «Первобытные люди на территории Адыгеи» | Экскурсии к стоянкам первобытных людей на территории поселка. |
Работа с учащимися школы | Проведение экскурсий по экспозиции «Казачий быт» | Проведение экскурсий по теме «Основание поселка Каменномостского» | Проведение экскурсий по теме «Основание поселка Каменномостского» Проведение экскурсий по экспозиции «Казачий быт» |
Работа с ДШИ | Составление плана совместной работы | Проведение экскурсий по экспозиции «Казачий быт» | Подготовка совместного проекта «Реконструкция интерьера казачьей избы» |
Работа с общественностью | Составление плана работы. | Выявление места жительства старожилов поселка |
Направление работы 2 четверть | ноябрь | декабрь |
Работа с фондами музея | Систематизация основного и дополнительного материала | Систематизация основного и дополнительного материала |
Работа кружка «Активисты школьного музея» | Экскурсии к стоянкам первобытных людей на территории поселка. | Работа с участниками кружка. Подготовка материала для проведения экскурсий по теме: «Первые жители нашего поселка» |
Работа с учащимися школы | Проведение экскурсий по экспозиции «Казачий быт» | Проведение экскурсий по теме «Основание поселка Каменномостского» |
Работа с ДШИ | Подготовка совместного проекта «Реконструкция интерьера казачьей избы» | Проведение экскурсий по экспозиции «Казачий быт. Национальный казачий костюм» |
Работа с общественностью | Подбор и поиск материала по истории поселка. Беседы со старожилами посёлка | Подбор и поиск материала по истории поселка. Беседы со старожилами посёлка |
Направление работы 3 четверть | январь | февраль | март |
Работа с фондами музея | Систематизация основного и дополнительного материала | Систематизация основного и дополнительного материала | Систематизация основного и дополнительного материала. Проведение мероприятий по сохранению экспонатов. |
Работа кружка «Активисты школьного музея» | Подбор и подготовка материала к проведению экскурсий ко дню освобождения поселка от фашистских оккупантов 23 января 1943 года. Проведение экскурсий «Наш поселок во время оккупации» | Работа с участниками кружка. Подготовка материала для проведения экскурсий по теме: «Защитники Отечества». | Работа с участниками кружка. Подготовка материала для проведения экскурсий по теме: «Судьба женщины в истории нашего поселка». |
Работа с учащимися школы | Проведение экскурсий по экспозиции «Наш поселок во время войны» | Проведение экскурсий по теме «Наши земляки – защитники Отечества» | Проведение экскурсий по теме «Судьба женщины в истории нашего поселка». |
Работа с ДШИ | Подготовка совместного проекта «Национальный казачий костюм» | Подготовка совместного проекта «Национальный казачий костюм» | Презентация проекта «Национальный казачий костюм» |
Работа с общественностью |
Направление работы 4 четверть | Апрель | Май | |
Работа с фондами музея | Систематизация основного и дополнительного материала Проведение мероприятий по сохранению экспонатов. | Систематизация основного и дополнительного материала Проведение мероприятий по сохранению экспонатов. | |
Работа кружка «Активисты школьного музея» | Подбор и подготовка материала, посвященного Дню Победы. | Подбор и подготовка материала, посвященного Дню Победы. Проведение экскурсий по теме «Пионеры герои» | |
Работа с учащимися школы | Проведение экскурсий, посвященных Дню Победы. | Проведение экскурсий по теме «Пионеры герои» | |
Работа с ДШИ | Подготовка материала по теме «Юные герои нашей страны» для проведения конкурса рисунков «Память поколений» | Проведение конкурса рисунков «Память поколений» совместно с ДШИ. | |
Работа с общественностью | Приглашение ветеранов ВОВ. Детей войны. | Приглашение ветеранов ВОВ. Детей войны. | |
Предварительный просмотр:
Историко-краеведческий музей Каменномостской школы № 7
Наш школьный музей находится по адресу:
385750, Республика Адыгея, Майкопский район, п. Каменномостский, ул. Мира 23
На территории и в окрестностях нашего поселка есть не мало природных и исторических памятников это Хаджохская теснина, Казачий камень, Водопады Руфабго, Турецкий базар, Хаджохские дольмены и др. Каждый объект окутан множеством легенд и преданий, многие из них до сих пор не имеют научного объяснения.
Наш музей зарегистрирован Федеральным центром детско – юношеского туризма и краеведения как Историко – краеведческий музей Средней школы № 7 Майкопского района республики Адыгея протоколом № 1 от 8 февраля 1971 года и имеет свидетельство за № 4097.
В 2003году 8 февраля музею было выдано Министерством образования РФ, Федеральным центром детско – юношеского свидетельство № 18 о присвоении звания «Школьный музей» Историко – краеведческому музею Каменномостской школы № 7, Майкопского района, РА.
История возникновения музея
История школьного музея начинается с Ленинской комнаты, где собраны были материалы о жизни и деятельности В.И. Ленина. Но ученики школы, их родители и просто жители поселка стали приносить в музей предметы старины (полученные по наследству, найденные в лесу на огородах), старые фотографии, документы. И тогда было решено открыть музей.
Большую помощь в подготовке открытия музея оказали учителя школы: Комонова Н.И., Пиштек Б.И. и другие, учащиеся и их родители. В 1971 году музей был открыт, его руководителем стала Безусько Т.С., руководившая до этого работой Ленинской комнаты .
Татьяна Сергеевна совместно с учащимися, учителями, жителями поселка буквально по крупицам собирали те экспонаты и материалы, которые сегодня представлены в музее.
Первоначально музей располагался с одном из помещений трехэтажного корпуса школы, позже для него было выделено полдома (1905 г. постройки),находящегося на территории школы.
Экспозиции расположены в трех помещениях, есть запасники.
На сегодняшний день руководителем музея является
учитель истории и обществознания Петухова Анна Александровна
Совет музея состоит из учителей школы Нестеровой Елизаветы Никаноровны, Жуковой Людмилы Михайловны и Безусько Татьяны Сергеевны, руководившей музеем 45 лет.
Актив музея
Герасимова Альбина
Репникова Ксения
Петухова София
Петухова Ярослава
Таратухина Виктория
Гелерт Павел
Сердюков Вячеслав
В актив музея входят учащиеся разных классов, каждый из них имеет свои функции:
1 группа-обработка и систематизация документов из основного и вспомогательного фонда, исследовательская работа.
2 группа- связь с общественностью, сбор материалов, опрос жителей поселка, старожилов, участников Великой Отечественной войны. Взаимодействие с администрацией поселка, поселковыми библиотеками, архивами предприятий, школьной библиотекой.
3 группа-подготовка экспозиций и проведение экскурсий.
Учет музейных экспонатов ведётся по основному и вспомогательному фондам. Экспонаты хранятся в помещении музея. Подлинники хранятся в отдельных папках, витринах, шкафах.
На 01.03.2018 в инвентарной книге основного фонда зарегистрировано экспонатов 807единиц:
1.Экспонаты относящиеся к древнейшей истории нашего края: различные аммониты, каменные орудия труда первобытного человека, кости животных найденные на месте стоянок;
2.Экспонаты относящиеся к истории основания нашего поселка: предметы быта, посуда, одежда, оружие, предметы интерьера, документы, фотографии казаков и первых жителей нашего поселка.
3.Экспонаты относящиеся к новейшей истории нашей страны: элементы оружия времен первой мировой и Великой Отечественной войны, каски советских и немецких солдат, фляжки, котелки с именными надписями, гильзы разного калибра, солдатские книжки, письма, фотографии, а так же экспонаты послевоенного периода фотографии, документы, предметы быта, образцы изделий завода «Русские самоцветы».
В книге научно - вспомогательного фонда на 01.03.2018 г. зарегистрировано экспонатов – 438 единиц. Это копии фотографий, книги, периодические издания, макеты, копии экспонатов и т.д.
- Экспозиция Древнейшая история нашего края имеет богатую коллекцию аммонитов, окаменелых морских животных, осколки глиняной посуды, каменные орудия труда первых людей на территории Адыгеи.
- Экспозиция казачий быт представлена различными предметами быта первых переселенцев (коллекция самоваров, угольных утюгов), орудиями труда, одеждой, мебелью и т.д.
- Экспозиция «Наш поселок» история нашей школы рассказывает об истории возникновения школы, первых учителях и учениках, содержит богатый фотографический и документальный материал. Здесь же рассказывается об истории музея.
- Экспозиция «Наш поселок в годы ВОВ» содержит множество интересного материала о годах ВОВ, о жизни поселка в это нелегкое время, Рассказывает об оккупации поселка немецко – фашисткими войсками, о действиях партизанских отрядов, пионерах героях.
- Экспозиция «Наш поселок» история вещей и оружия содержит много ценных для исследователей экспонатов. Это первые фонари, счетная машинка, аппарат немого кино, патефон, элементы военного оружия.
Основные направления деятельности
- Поисково – краеведческое направление
- Экскурсионное
- Образовательное, культурно – просветительское
Поисково – краеведческая работа.
Ежегодно Совет музея предлагает активистам музея поисковое задание. Разрабатываются памятки с рекомендациями по его выполнению. В качестве актуальных заданий мы выделяем три направления: семья, школа, родной край. В этом году была проведена работа по следующим направлениям:
1. Акция, посвященная 75 годовщине освобождения Адыгеи от немецко – фашистких захватчиков «Вспомним всех поименно» (видеоролик)
2. Исследовательская работа «В памяти останутся их имена», посвященная пионерам – героям Майкопского района.
3. Исследовательская работа Страницы родной истории. Каменномостский в годы Великой отечественной войны»
4. Информационный журнал «Память поколений»
Экскурсионное направление
Тематика экскурсий разнообразна, чаще всего связана с определённым периодом.
Сентябрь - октябрь «Казачий быт», «Воспитание в семье казаков», «История одного экспоната»(новая экскурсия)
Ноябрь-декабрь «Основание поселка», «Национальный казачий костюм», «Древнейшая история нашего края», «Хранители тайн-дольмены» ( проект - новая экскурсия)
Январь - Февраль «Наши деды славные победы», «Освобождение поселка от немецко-фашисткой оккупации»
Март, апрель, май «Судьба женщины в истории поселка», «Наши земляки защитники Отечества»
Образовательная, культурно – просветительская
Мы стараемся интегрировать работу музея в учебно-воспитательный процесс. В музее проходят уроки по истории родного края, экспонаты приносятся на урок, используются на внеклассных мероприятиях. Учащиеся детской школы искусств (художественное отделение) посещают музей, делают зарисовки экспонатов.
Материалы музея используются учителями и учащимися для написания творческих работ на различные конкурсы, для подготовки различных мероприятий, посвящённых памятным датам в истории поселка района. Таких как «Поверка пионеров героев Адыгеи», линейки, посвященные освобождению Республики Адыгея от немецко – фашистских завоевателей, акциях «Вспомним всех поименно», «Георгиевская лента».
Связи с общественностью.
Активисты школьного музея проводят встречи с интересными людьми, ветеранами войны и тыла, политическими деятелями, писателями и т.д. Наш музей посещают не только учащиеся нашей школы, но и учащиеся школы искусств, профессионального училища, жители и гости поселка. Так же активистами и руководителем музея проводятся экскурсии по достопримечательностям поселка.
Наш музей существует уже более 45 лет в нем собран богатый материал по истории поселка, Республики, страны. За это время активисты музея разных лет участвовали в различных экспедициях, акциях, смотрах, конкурсах.
Посетите наш музей! У нас есть что показать, о чем рассказать. Мы вас ждем, двери музея открыты для всех.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Страницы родной истории - память поколений.
Поселок Каменномостский уникальное историко – географическое место Адыгеи. Трудно назвать такое же, где бы на сравнительно небольшом пространстве сосредотачивалось столь много памятников природы и культуры. Наш поселок имеет и довольно богатую историю, неразрывно связанную с историей России. Одной из страниц этой истории являются события Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
23 января 2015г. Школьная линейка, посвящённая освобождению поселка от немецко-фашистских войск.
Поселок Каменномостский в годы Великой Отечественной войны.
(тематическая экскурсия по школьному музею)
Встреча школьников со старожилами поселка в школьном музее.
1. Развитее поселка до войны.
До войны поселок бурно развивался. В 30 -40 гг. его называли станицей Каменномостской.. В 1929 г., в ходе коллективизации, в станице Каменномостской была создана первая животноводческая артель, позже преобразованная в промартель «Новая жизнь». В ней занимались выжигом извести, алебастра, и, в меньшей степени, сельским хозяйством. В 1930-х гг. на ее основе возникла артель «Авангард». Хозяйство заняло усадьбу раскулаченного жителя; там разместились хоздвор и кузница.
В 1930 г. закончилось строительство железной дороги до станицы; была устроена ж./д. станция. Поскольку глубокая балка ручья Хаджоха являлась препятствием, как для железной дороги, так и для другого транспорта, был построен мост через балку, а станцию назвали «Хаджох». На строительство моста каждый житель должен был привезти кубометр камня и кубометр песка. Перед станцией построили жилье для рабочих, у каждого стрелочного перевода была будка для стрелочника, где велось круглосуточное дежурство. Поезд приходил один раз в сутки.
У железнодорожного полотна были построены склады для готовой продукции артели. Все объекты (печи, мельницы, склады) связывала узкоколейка на конной тяге. Привод мельницы вращал паровой локомобиль. Сырье (камень, подлежащий обжигу и помолу) доставляли из рудника, расположенного в 5 км к востоку от ж./д. станции по узкоколейке. Вагонетки тянул мотовоз, изготовленный из трактора СТЗ.
Строители железной дороги в станице Каменномостская 1930 г.
На Даховской дороге перед скалой навес открыли карьер по добыче камня-известняка. Там же сложили печи для обжига и провели узкоколейку. Бурение взрывных скважин велось при помощи ручных буров.
В 30-е гг. в станице образовалась еще одна артель - «Пищепродукт» имени Сталина. К артели отошли фруктовые сады, отобранные у бывших хозяев. Был построен завод по переработке яблок. Пропаренные фрукты превращали в «тесто», которое заливали в бочки собственного производства (существовал бондарный цех). Культурные груши сушили на артельных сушках; дикорастущие массивы сдавались в аренду, собранный с них урожай сушился на месте. Для содержания гужевого скота артель имела пахотные земли и покосы.
С постройкой железной дороги начала развиваться лесообрабатывающая промышленность, были созданы организации «Сплав», «Райлесхоз», «Пищетара» и более мелкие, часто сезонные. Было установлено промышленное оборудование, с помощью которого вековые кряжи грузились на вагонетки, которые затем доставляли до железной дороги.
В т.н. «Букреевском» саду в 1936 г. была устроена турбаза, маршрут которой шел через приют Блокгауз, Гузерипль-Аспидный перевал и Красную поляну в г. Сочи. Проводились туристические группы, к которым прикреплялись подготовленные инструкторы, вьючные лошади.
В станице расширилась школа, работали клуб, изба читальня. Построили сельмаг, столовые, базар. Накануне войны по станице поставили столбы и в каждый дом провели радио.
2. Начало войны.
Войны не ждали . С Германией был заключен пакт о ненападении. Она была объявлена внезапно. 22 июня по радио сообщили о нападении Германии на Советский Союз. Жители поселка собрались в центре на митинг, тогда еще все были уверены, что немцам дадут отпор. Но каждый день с фронта приходили тревожные новости об отступлении советской армии.
Начался призыв в армию. На фронт ушли все кто мог держать в руках оружие. 430 мужчин, жителей поселка, погибли, защищая Родину от фашистских завоевателей.
Экспозиция в школьном музее «Наша школа 1941-1945 гг.»
Предприятия работали, как и прежде, но вместо, ушедших на фронт мужчин, там трудились женщины и подростки. При стансовете было организовано круглосуточное дежурство рабочих по охране важнейших объектов. На горе Батарее появилось подразделение военных, там они поставили наблюдательную вышку, но вскоре военные оттуда ушли. И с Батареи был проведен телефон, круглые сутки велось наблюдение за окрестностями, чтобы немцы не выбросили десант.
Осенью стало тревожно. Немецкие войска были под Москвой, подходили к Ростову. Когда взяли Ростов, в станице мобилизовали людей на «окопы».
В конце лета на станцию прибыл эшелон с эвакуированными евреями. Зимой привезли блокадных ленинградцев.
В декабре 1941 года пришили в станицу радостные вести: немцев разбили под Москвой и освободили Ростов. Актив станицы в основном коммунисты проводили по домам политмассовую работу. Улицы были разбиты на десятидворики. В заранее объявленный дом собирались по вечерам взрослые, приходил общественник и рассказывал новости с фронта.
Письма с фронта Уланского Н.И.
Но в начале 1942года немецкие войска пошли в наступление , был прорван фронт , снова взят Ростов и немцы ворвались на Кубань. Летом 1942года немецкие войска вплотную подошли к Майкопу.
3. Оккупация поселка Каменномостского (август 1942 – февраль 1943 гг.)
В августе 1942 года огненный вал войны докатился и до нашего района. До прихода немцев через п. Каменномостский прошла вырвавшаяся из окружения 40-я моторизированная бригада под командованием полковника Цепляева. Женщины и старики вышли на улицы, неся советским воинам продукты. Полковник Цепляев повел бригаду через лес, так как дороги контролировались немцами.
Экспозиция в школьном музее «Эхо войны» (экспонаты найдены в окрестностях поселка)
В августе 1942 г. через станицу прошли немецкие войска, наступавшие в горы, и далее, к морю. Затем на несколько дней станица Каменномостская оказалась в руках партизанской части, заблаговременно организованной еще до прихода немцев. Однако через несколько дней оккупанты повторно вошли в станицу, и партизаны были вынуждены с боем отступать. В ночь на 10 августа 1942 г.партизанский отряд № 3 отошел за р. Белую, взорвав за собою мост. Немцы рвались в горы к перевалу, они заняли станицу Даховская, Хамышки, стали подходить к Гузериплю. В сентябре через перевал пришла горно – стрелковая рота Ф.А. Шипа которая отбросила немцев от Гузерипля, а 10 сентября советские войска вошли в Хамышки. Дальше немцы не прошли.
Стенд в школьном музее. Ф.А. Шип.
Станица Даховская была превращена в мощный блокпост фашистов.
В станице Каменномостской расположились части немецкой армии, состоящие из румын, чехов, немцев.
10 августа 1942г. немецкие войска оккупировали станицу Каменномостскую. В помещении ж./д. вокзала расположилась полевая жандармерия немцев, производившая аресты советских граждан. Многие из них были подвергнуты пыткам, расстреляны или замучены.
Елец Л.Г. снабжал партизан Здание ж/д вокзала, где располагалась жандармерия и
взрывчаткой, был схвачен багажное отделение, где содержались арестованные.
фашистами, замучен в гестапо.
Взрослое население обязано было утром собираться на площади, где людей немцы распределяли на принудительные работы. Начал формироваться отряд полицаев из дезертиров и противников советской власти. Жизнь в станице управлялась комендантом, который руководил стансоветом.
В станице был объявлен комендантский час, было запрещено появляться на улице в ночное время суток.
Немецкие солдаты расположились в домах и хатах, которые стояли в границах старой станицы: железная дорога, балка Хаджоха, р. Белая. По насыпи железной дороги на треногах стояли пулеметы, в насыпи были построены блиндажи по кручам - дзоты, где дежурили немцы. Техника стояла по дворам, замаскированная под сараи.
4. Партизанское движение.
С первых дней оккупации борьбу с немцами вел партизанский отряд № 3, который был создан на базе Каменномостского взвода истребительного батальона (командир отряда Н.И. Михайлов).
Бойцы Каменномостского партизанского отряда № 3
Каменномостский истребительный батальон.
Всего в партизанском отряде № 3 воевало 33 человека. За время боевых операций отряд уничтожил 175, ранил более 200 и пленил 76 солдат и офицеров врага. Отряд имел связь с 23 погранполком (командир подполковник П.К. Козак). Благодаря отчаянным действиям партизан немцы боялись соваться в лес. Одним из самых храбрых партизан был житель п. Мезмая Брилев И.Г., немцы боялись его, считали очень опасным, и за его голову была назначена большая награда.
Брилев И.Г. Брилева А.Е.
Когда Брилев ушел в партизанский отряд, он оставил в станице Каменномостской свою жену в качестве связной партизанского отряда за рекой Белой у местного жителя – Шевченко, но тот выдал её немцам . Брилеву А.Е. забрали полицаи, пытали, а затем расстреляли.
Дом, где жила А.Е. Брилева.
Большую помощь партизанам оказывали подростки, они были связными, разведчиками (добывали важные сведения), снабжали партизан продуктами. Это Боря Горбачев, Федя Токарев и другие ребята. Многие из них погибли как настоящие герои.
Федя Токарев пионер Абадзехской школы № 3 и его дедушка И. Е. Артюхов были связными партизанского отряда № 3, были выданы немцам предателем и живыми закопаны в землю в станице Каменномостской.
Федя Токарев. Степа Пономарев
Степа Понамарев жил в станице Каменномостской, был связным в партизанском отряде, участвовал в операциях по освобождению пленных, предотвращал угон скота, раскрывал имена предателей. Был схвачен фашистами на пороге родного дома. После жестоких пыток в октябре 1942 года Степа был расстрелян.
Жители станицы постоянно держали связь с партизанами, снабжая их продуктами, укрывая раненых и больных у себя дома.
Галя Котова и Мария Орехова помогали партизанам отряда № 3 во время оккупации.
В начале января 1943 года наши войска начали наступление под Черниговской, а 23 – 27 -29 января 1943 года были освобождены от немецко – фашистких оккупантов были освобождены Даховская – Хаджох- Абадзехская. 30 января Тульская и Майкоп.
Перед отходом из станицы немцы спилили все телефонные столбы, взорвали все локомотивы, мосты через Шум, подорвали железнодорожный мост через Хаджох, генератор, подожгли все блиндажи, но дома населения не тронули.
Часть полицаев ушла с немцами, некоторые сдались партизанам сразу, другие продолжали скрываться в лесу.
23 января 1943 года партизанский отряд № 3 вошел в станицу Каменномосткую. Партизаны провели митинг у здания станичного совета и отправились дальше в г. Майкоп
.
Траурный митинг после освобождения от фашистов. (В апреле 1943г. в станице Каменномостской было проведено перезахоронение погибших)
5. Жизнь в станице Каменномостской после освобождения.
После освобождения жизнь в станице стала налаживаться. Рабочие стали выходить на свои предприятия. Строения, конюшни сохранились, но было пусто. Гужевой транспорт немцы угнали вместе с ездовым. У населения закончилось зерно, не было соли. Были только сухие фрукты. Станичники ходили по железной дороге на базар в г. Майкоп менять сухофрукты на зерно, так железная дорога стала «дорогой жизни».
Вскоре в артели «Авангард» восстановили мельницу, оборудовали ее для помола зерна. Начала работать почта. Весной в поселке появились машины: это военные заготавливали лес . На предприятиях появился гужевой транспорт (выловили лошадей бродивших бесхозно). Из предприятий были посланы группы молодежи, которые шли в горы, где собирали брошенный транспорт. В станице разместили рабочий батальон, состоящий из молодых ребят. Это были бойцы после ранений не пригодные к строевой службе. Стали возвращаться из госпиталей после ранений станичники.
Осенью 1943 года на станцию прибыл мотопоезд, который восстановил в течение 2-3 месяцев железнодорожный мост. Один раз в сутки на станцию приходил пассажирский поезд. Стали приходить товарные поезда.
Предприятия стали заготавливать лес. Бензопил и электропил тогда не было и лесорубы в основном женщины валили лес пилами и топорами. Лес спускали с гор по лоткам.
В 1944 году в станицу прибыла мощная лесозаготовительная организация ЗМС (Закавказский металлстрой). Было оборудовано два лагеря для заключенных один там, где сейчас турбаза «Горная», другой за р. Белой. Заключенные этих лагерей работали на заготовках леса. У железной дороги, где сейчас бывший Даховский лесозавод, находилась погрузочная площадка сплава. Здесь построили лесозавод с первой в поселке пилорамой. После ЗМС здесь же построили летний кинотеатр.
Восстановили школу и возобновили занятия. В школе работали преподаватели А.Н. Вечтомов, Л.А. Проскурякова, бывшие партизаны. Л.А. Проскурякова была директором .
Винзавод открыл торговлю вином «Винница».
В мае 1945 года в поселок пришли радостные новости война закончилась.
В поселок стали возвращаться с фронта станичники. Началась новая, мирная жизнь.
Материал подготовлен на основе документов собранных в школьном музее .