Экологическое воспитание обучающихся
текст для размещения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_gazetuissledovateli.doc | 35.5 КБ |
statya_v_gazetu_ekologiya_v_god_kultury.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Юные исследователи окружающей среды.
В современном сложном, многообразном и динамичном мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб и такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Сберечь её - задача Человечества. Наиболее надёжным гарантом сохранения природы является уровень экологической культуры населения. Важнейшим механизмом формирования такой культуры выступает общее экологическое образование. Необходимо формировать у людей осознанную гордость за природные территории своей страны и начинать необходимо с детей.
Процесс творчества развивает эстетический вкус у детей, приносит душевное равновесие, ощущение собственной ценности и значимости. Занятия проектной и научно-исследовательской деятельностью, ландшафтом, работа с природным материалом, бумагой развивают гармоничность.
В Самарском областном детском эколого-биологическом центре занимаются около 2000 учащихся общеобразовательных школ города и области. Он предоставляет образовательные услуги по следующим направленностям: цветоводство, аранжировка и фитодизайн, ботаника, растениеводство, овощеводство, садоводство, зоология, экология, общая биология, микробиология. Работают кружки «Орнитология», «Юный кроликовод», «Коневодство», «Живой уголок», «Поведение и дрессировка мелких животных», «Аквариумистика», «Юный птицевод» и многие другие. Большое внимание уделяется и исследовательской работе, так как учебно-исследовательская деятельность обучающихся универсальна по отношению к предметному содержанию и эффективна, поскольку стимулирует практическую деятельность обучающихся и позволяет формировать весь набор компетенций: самоуправление (решение проблем), информационную (или технологическую), коммуникативную.
В 2014 году при ГБОУ ДОД СОДЭБЦ открыта Областная детская микробиологическая лаборатория и с ней наша школа заключила договор о сотрудничестве по проведению опытно-экспериментальных исследований. Одними из первых исследователей в микробиологической лаборатории были воспитанники детского объединения «Мой край любимый» (рук-ль Мартынова Н.В.) и кружка «Я - исследователь» (рук-ль Моисеева Н.Н.).
В ноябре мы провели практическую часть следующих работ: «Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов», «Влияние синтетических моющих средств (СМС) на зеленые водные растения и здоровье человека. Очистка воды от СМС», «Обнаружение тяжелых металлов в почвах и водоемах», «Влияние курения на свойства слюны» и другие. Среди ребят нашей школы много таких, кто бы хотел связать свою жизнь с исследованиями в области биологии и экологии. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы и самостоятельности; увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей малой родины, выявлению экологических проблем родного края; дает учащимся возможность реальной деятельности в обществе; помогает накоплению практического персонального опыта.
Отзывы юных исследователей: Тригуб Снежана, кружок «Я - исследователь».
В микробиологической лаборатории нас встретила добрая и всезнающая заведующая Осипова Ирина Анатольевна, которая провела с нами инструктаж и пригласила приступить к исследованиям. В ходе выполнения работ нам помогали сотрудники лаборатории и учитель биологии ГБОУ СОШ с. Елховка Панова Т.М. Незаметно пролетело время, эксперименты были завершены. Перед отъездом с нами провели экскурсию в оранжерею (100кв.м), где мы познакомились с уникальной коллекцией тропических и субтропических растений (215 видов).
Назайкинская Анна, детское объединение «Мой край любимый». Мне понравился живой уголок. Там много питомцев: кролики, крысы, шиншиллы, канарейки, попугаи, хомяки, черепахи. Очень интересно было побывать и в прекрасной оранжерее, я впервые увидела там тропические деревья и задумалась о будущем нашей природы. Как здорово, что у нас есть такие красивые места. Обязательно, еще не раз, приеду в детский эколого-биологический центр города Самара.
Кучина Валентина, детское объединение «Мой край любимый».
Мне было интересно проводить опыты, так как это для меня было новым видом познания окружающего мира. Я впервые держала химическую пробирку в руках, исследовала воду нашей реки Кондурча до слива отходов и после. Все время я была в ожидании конечного результата опыта, который показал, что вода до слива отходов намного чище, чем после слива отходов – в ней содержится много примесей вредных для водных растений и здоровья человека.
На этом наши исследования не заканчиваются, мы планируем продолжать их в течение всего учебного года. В марте 2015 года учащиеся нашей школы представят свои работы на окружной научно-практической конференции учащихся. Пожелаем им удачи!
Снежана Тригуб, 6Б класс, кружок «Я - исследователь»;
Кучина Валентина, детское объединение «Мой край любимый»,
Мартынова Н.В., педагог ДО
Предварительный просмотр:
«Экология в год Культуры»
«Я сорвал цветок – и он завял.
Я поймал мотылька –
и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
что прикоснуться к Красоте
можно только сердцем!»
П. Гвездослав
10 декабря, в читальном зале ГБОУ СОШ с. Елховка, в завершении уходящего 2014 года - года Культуры Отделением дополнительного образования детей и МБУ Межпоселенческой библиотекой было проведено интегрированное мероприятие «Экология в год Культуры», участниками которого стали учащиеся 4-х классов. Ребят ожидала приятная виртуальная встреча с художниками, писателями, поэтами и музыкантами, посвятившими свои произведения природе. Для них были организованы выставки: книги о природе, музыкальные произведения, пейзажи произведений, поделки из природного материала.
Во время виртуальной встречи ребята много узнали нового. Например, что мудрые люди не только говорили о пользе познания окружающего мира, они также восхищались его красотой. Высказывания их о природе, особенно о ее красоте и совершенстве, разнообразны. Так, Лев Толстой считал, что чувства восторга и умиления, которые охватывают нас при подобном созерцании, на самом деле говорят о некоем единстве, существующем между нами и всей природой. Просто воспоминание о нем скрывается в глубине времени.
Библиотекарь МБУ Варламова Надежда Валентиновна рассказала, что «В русской литературе тема природы тесно переплетается с культурой самобытности русского человека, его утонченностью и лиричности образа для которого характерна легкость смены настроения, словно смена погоды и времени года в природе. Природа и человек в художественной литературе, как и в русской прозе и в поэзии, неразрывно тянутся друг к другу, выражая образ загадочности и ранимости русской души». Надежда Валентиновна прочитала стихи о природе.
Знакомя с пейзажами произведений, педагог дополнительного образования Наталья Валентиновна Мартынова продемонстрировала природу в разные времена года. Она показала, что природа удивительна по-своему: пробуждающаяся цветами весна, наполняющее благоуханием лето, нежная красками осень и грациозная волшебница-зима. Природа в каждое время года имеет свою палитру красок, настроение которых так восторженно передают в своих картинах известные русские художники XIX-XX веков: Исаак Ильич Левитан, Петр Нилус, Джон Эткинсон Гримшоу и многие другие.
Воспитанники детского объединения «Путь к гармонии» (рук-ль Лукьянова Л.Б.) организовали выставку картин «Времена года».
По народным пословицам, поговоркам, приметам лучше узнать о природе, растениях и животных, природных явлениях и познакомиться с временами года.
В музыкальных произведениях известные композиторы - Петр Чайковский, Антонио Вивальди, Астор Пьяццолла прославляют "Времена года" - звуки природы, шум весеннего леса, дождя, пение птиц и т.д.
Во время экскурсии в кабинет по экологии, где находятся экспонаты выставки детских творческих работ из природного материала, ребята с восхищением рассматривали великолепные поделки из соленого теста, пшена, риса, ватных палочек, даже из пуговиц и ниток, спила дерева березы, шишек сосны, ракушек и мха. Они загорелись желанием сделать подобные шедевры.
После знакомства ребят с особо охраняемыми памятниками природы Елховского района агитбригада «SOS» (воспитанники ДО «Мой край любимый» Назайкинская Анна, Кучина Валентина, Вирченко Елизавета, Яхункина Дарья) подготовила выступление на призыв: «Сохраним богатства природы родного края!»
В завершении мероприятия, ребятам было предложено выполнить несколько заданий: завершить пословицу, написать призыв ко всем людям об охране природы, вспомнить какому писателю относятся высказывания и другое.
Наиболее эрудированными стали учащиеся 4А класса, классный руководитель Лебеднова Ирина Сергеевна. Молодцы, ребята!
Подводя итоги мероприятия «Экология в год Культуры», ребята высказали свое убеждение, что природа, окружающий мир и человек, вечные темы для рассуждений.
Наталья Мартынова,
методист ОДОД ГБОУ СОШ с. Елховка