Экологическое воспитание обучающихся

Мартынова Наталья Валентиновна

текст для размещения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юные исследователи окружающей среды.

В современном сложном, многообразном и динамичном мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб и такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Сберечь её -  задача Человечества. Наиболее надёжным гарантом сохранения природы является уровень экологической культуры населения. Важнейшим механизмом формирования такой культуры выступает общее экологическое образование. Необходимо формировать у людей осознанную гордость за природные территории своей страны и начинать необходимо с детей. 

Процесс творчества развивает эстетический вкус у детей, приносит душевное равновесие, ощущение собственной ценности и значимости. Занятия проектной и научно-исследовательской деятельностью, ландшафтом, работа с природным материалом, бумагой развивают гармоничность.

В Самарском областном детском эколого-биологическом центре занимаются около 2000 учащихся общеобразовательных школ города и области.                                                                                                                                                                                Он предоставляет образовательные услуги по следующим направленностям: цветоводство, аранжировка и фитодизайн, ботаника, растениеводство, овощеводство, садоводство, зоология, экология, общая биология, микробиология. Работают кружки «Орнитология», «Юный кроликовод», «Коневодство», «Живой уголок», «Поведение и дрессировка мелких животных», «Аквариумистика», «Юный птицевод» и многие другие. Большое внимание уделяется и исследовательской работе, так как учебно-исследовательская деятельность обучающихся универсальна по отношению к предметному содержанию и эффективна, поскольку стимулирует практическую деятельность обучающихся и позволяет формировать весь набор компетенций: самоуправление (решение проблем), информационную (или технологическую), коммуникативную.                                   

В 2014 году при ГБОУ ДОД СОДЭБЦ открыта Областная детская микробиологическая лаборатория и с ней наша школа заключила договор о сотрудничестве по проведению опытно-экспериментальных исследований. Одними из первых исследователей в микробиологической лаборатории были воспитанники детского объединения «Мой край любимый» (рук-ль Мартынова Н.В.) и кружка  «Я - исследователь» (рук-ль Моисеева Н.Н.). 

В ноябре мы провели практическую часть следующих работ: «Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов», «Влияние синтетических моющих средств (СМС) на зеленые водные растения и здоровье человека. Очистка воды от СМС», «Обнаружение тяжелых металлов в почвах и водоемах», «Влияние курения на свойства слюны» и другие.                                                                                                                                                                 Среди ребят нашей школы много таких, кто бы хотел связать свою жизнь с исследованиями в области биологии и экологии. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы и самостоятельности; увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей малой родины, выявлению экологических проблем родного края; дает учащимся возможность реальной деятельности в обществе; помогает накоплению практического персонального опыта.  

   

 Отзывы юных исследователей:                                                                                                 Тригуб Снежана, кружок  «Я - исследователь».

В микробиологической лаборатории нас встретила добрая и всезнающая заведующая Осипова Ирина Анатольевна, которая провела с нами инструктаж и  пригласила приступить к исследованиям. В ходе выполнения работ нам помогали сотрудники лаборатории и учитель биологии ГБОУ СОШ с. Елховка Панова Т.М. Незаметно пролетело время, эксперименты были завершены. Перед отъездом с нами провели экскурсию в оранжерею (100кв.м), где мы познакомились с  уникальной коллекцией тропических и субтропических растений (215 видов).

                                                                                                                Назайкинская Анна, детское объединение «Мой край любимый».                                   Мне понравился живой уголок. Там много питомцев: кролики, крысы, шиншиллы, канарейки, попугаи, хомяки, черепахи. Очень интересно было побывать и в прекрасной оранжерее, я впервые увидела там тропические деревья и задумалась о будущем нашей природы. Как здорово, что у нас есть такие красивые места. Обязательно, еще не раз, приеду в детский эколого-биологический центр города Самара.

Кучина Валентина, детское  объединение «Мой край любимый».

Мне было интересно проводить опыты, так как это для меня было новым видом познания окружающего мира. Я впервые держала химическую пробирку в руках, исследовала воду нашей реки Кондурча до слива отходов и после. Все время я была в ожидании конечного результата опыта, который показал, что вода до слива отходов намного чище, чем после слива отходов – в ней содержится много примесей вредных для водных растений и здоровья человека.

  На этом наши исследования не заканчиваются, мы планируем продолжать их в течение всего учебного года. В марте 2015 года учащиеся нашей школы представят свои работы на окружной научно-практической конференции учащихся. Пожелаем им удачи!


Снежана Тригуб, 6Б класс, кружок  «Я - исследователь»;  

Кучина Валентина,  детское  объединение «Мой край любимый»,

Мартынова Н.В., педагог ДО



Предварительный просмотр:

«Экология в год Культуры»

«Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал мотылька –

и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

что прикоснуться к Красоте

можно только сердцем!»

                           П. Гвездослав

 

10 декабря, в читальном зале ГБОУ СОШ с. Елховка, в завершении уходящего 2014 года  -  года Культуры Отделением дополнительного образования детей и МБУ Межпоселенческой библиотекой было проведено интегрированное мероприятие «Экология в год Культуры», участниками которого стали учащиеся 4-х классов. Ребят ожидала приятная виртуальная встреча с художниками, писателями, поэтами и музыкантами, посвятившими свои произведения природе. Для них были организованы выставки: книги о природе, музыкальные произведения, пейзажи произведений, поделки из природного материала.                                                                                                        

Во время виртуальной встречи ребята много узнали нового. Например, что мудрые люди не только говорили о пользе познания окружающего мира, они также восхищались его красотой.  Высказывания их о природе, особенно о ее красоте и совершенстве, разнообразны. Так, Лев Толстой считал, что чувства восторга и умиления, которые охватывают нас при подобном созерцании, на самом деле говорят о некоем единстве, существующем между нами и всей природой. Просто воспоминание о нем скрывается в глубине времени.

Библиотекарь МБУ Варламова Надежда Валентиновна рассказала, что «В русской литературе тема природы тесно переплетается с культурой самобытности русского человека, его утонченностью и лиричности образа для которого характерна легкость смены настроения, словно смена погоды и времени года в природе. Природа и человек в художественной литературе, как и в русской прозе и в поэзии, неразрывно тянутся друг к другу, выражая образ загадочности и ранимости русской души».                                          Надежда Валентиновна прочитала стихи о природе.

Знакомя с пейзажами произведений, педагог дополнительного образования Наталья Валентиновна Мартынова продемонстрировала природу в разные времена года. Она показала, что природа удивительна по-своему: пробуждающаяся цветами весна, наполняющее благоуханием лето, нежная красками осень и грациозная волшебница-зима. Природа в каждое время года имеет свою палитру красок, настроение которых так восторженно передают в своих картинах известные русские художники XIX-XX веков:  Исаак Ильич Левитан, Петр Нилус, Джон Эткинсон Гримшоу и многие другие.

Воспитанники детского объединения «Путь к гармонии» (рук-ль Лукьянова Л.Б.) организовали выставку картин «Времена года».

По народным пословицам, поговоркам, приметам лучше узнать о природе, растениях и животных, природных явлениях и познакомиться с временами года.

В музыкальных произведениях известные композиторы -  Петр Чайковский, Антонио Вивальди, Астор Пьяццолла  прославляют "Времена года" -  звуки природы, шум весеннего леса, дождя, пение птиц и т.д.

Во время экскурсии в кабинет по экологии, где находятся экспонаты выставки детских творческих работ из природного материала, ребята с восхищением рассматривали великолепные поделки из соленого теста, пшена, риса, ватных палочек, даже из пуговиц и ниток, спила дерева березы, шишек сосны, ракушек и мха. Они загорелись желанием сделать подобные шедевры.

После знакомства ребят с особо охраняемыми памятниками природы Елховского района  агитбригада «SOS» (воспитанники ДО «Мой край любимый» Назайкинская Анна, Кучина Валентина, Вирченко Елизавета, Яхункина Дарья) подготовила выступление на призыв: «Сохраним богатства природы родного края!»

В завершении мероприятия, ребятам было предложено выполнить несколько заданий: завершить пословицу, написать призыв ко всем людям об охране природы, вспомнить какому писателю относятся высказывания и другое.

Наиболее эрудированными стали учащиеся 4А класса, классный руководитель Лебеднова Ирина Сергеевна. Молодцы, ребята!

Подводя итоги мероприятия «Экология в год Культуры», ребята высказали свое убеждение, что природа, окружающий мир и человек, вечные темы для рассуждений.

Наталья Мартынова,

методист ОДОД ГБОУ СОШ с. Елховка