Выступление на методическом объединении классных руководителей "ДАТЬ ДУШЕ ПИТАНИЕ ДУХОВНОЕ".
Учение – это лишь один из лепестков того цветка,
который называется воспитанием
в широком смысле этого понятия.
В воспитании нет главного и второстепенного,
как нет главного лепестка
среди многих лепестков,
создающих красоту цветка.
В. Сухомлинский
Я, как классный руководитель, ставлю перед собой: формирование зрелой, целостной личности, адаптированной к жизни в социуме. А для этого необходимо, чтобы каждый ребенок познал самого себя, особенности среды, тех условий, что его окружают, и сделал правильный выбор, определил цель и смысл своей жизни. И моя задача - создать ему условия для самореализации, условия для воспитания человека, который будет жить в согласии со своей совестью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_shmo_derevyannoy.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на школьном методическом объединении
классных руководителей.
Учителя начальных классов
Деревянной Ольги Владимировны.
ДАТЬ ДУШЕ ПИТАНИЕ ДУХОВНОЕ.
Учение – это лишь один из лепестков того цветка,
который называется воспитанием
в широком смысле этого понятия.
В воспитании нет главного и второстепенного,
как нет главного лепестка
среди многих лепестков,
создающих красоту цветка.
В. Сухомлинский
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Поэтому воспитание детей - насущная потребность нашего времени. Одна из основных задач: духовно- нравственное просвещение учащихся, привитие им этического иммунитета. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Ведь они не такие как мы, взрослые. Они тоньше, чище, искреннее. Душа ребенка тянется к любви. Согласитесь, уважаемые коллеги, что духовная среда нашего общества сегодня, к сожалению, не способствует нравственному воспитанию детей. Ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло, где добро. Им трудно понять и принять наш мир. Значит, им надо помочь. И я стараюсь сделать так, чтобы наша школа стала тем местом, где ребенок получает от нас импульс сердечного тепла и участия. Стараюсь создать все условия для радостной и творческой жизни своих ребят.
Все мы родом из детства. А детство и школа – во многом тождественные понятия. И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе. Школа – это место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.
Воспитание может казаться делом легким и понятным всем, кроме тех, кто им занимается. Нам доверено действительно ни много, ни мало - будущее нашей России. Сегодня у классного руководителя особая миссия: когда у молодого поколения теряются нравственные ориентиры, когда идеи вседозволенности все глубже проникают в сознание человека, «на каждом из нас лежит долг подвига – в меру своих сил способствовать тому, чтобы духовная судьба у России была».
Отсюда цель, которую я, как классный руководитель, ставлю перед собой: формирование зрелой, целостной личности, адаптированной к жизни в социуме. А для этого необходимо, чтобы каждый ребенок познал самого себя, особенности среды, тех условий, что его окружают, и сделал правильный выбор, определил цель и смысл своей жизни. И моя задача - создать ему условия для самореализации, условия для воспитания человека, который будет жить в согласии со своей совестью. Толстой в письме Р. Ролану писал: «… из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Важно, чтобы каждый ребенок понял, что он сам творец себя, своей удивительной души.
Познай самого себя - это интересно!
Сотвори самого себя - это необходимо!
Утверди себя - это возможно!
Прояви себя - это реально!- вот принципы жизнедеятельности моего класса.
С целью приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, традициям, формированию у них основных нравственных правил и идеалов, понятий добра и зла мною были проведены классные часы, направленные на воспитание у детей отзывчивости, ответственности, милосердия… Это диспуты «Сеющий неправду пожнет беду», «Современно ли чувство «любовь»?», «Разумное и нравственное всегда совпадают»; беседы «Добру откроются сердца», «Протянем руку помощи», «Береги честь смолоду»; практикум «Как помочь товарищу, если он попал в беду»; литературно-музыкальные композиции «В мире духовности», «Целую руки матери моей», «Люблю тебя, приют уединенный»; круглый стол «Три ступени, ведущие вниз»; акции «Спешу делать добро!», «Место встречи - театр»; «Свеча памяти»; операции «Ветеран живет рядом», «Февральский десант».
Воспитывая в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны, провожу уроки Мужества, приуроченные к знаменательным датам: «Здесь, под Москвой, был бой когда-то…», «Прикоснись к подвигу сердцем!», "Мы будем помнить”, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Учащиеся моего класса приняли активное участие в проекте "Книга Памяти”, где вместе со старшеклассниками пополнили школьную Книгу Памяти именами земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Совместная деятельность направлена на обеспечение каждому максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Для нас стало естественным помощь друг другу, разумное объединение возможностей.
В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…».
Почти все ребята моего класса уже несколько лет подряд занимаются исследовательской работой, связанной с историей своей малой Родины. Проявляя интерес к деятельности юных краеведов, стремясь передать юному поколению свои знания, опыт и творческое восприятие окружающей жизни, целенаправленно ведя работу по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся. Благодаря поисковой работе были собраны и оформлены материалы о названиях улиц поселения, о храмах, ветеранах нашего городского поселения, о детях войны, о тружениках и творческих людях села.
Если мы, классные руководители, хотим, чтобы ребенок завтра поднялся на ступеньку выше в своем духовном, интеллектуальном развитии, нам на эту ступеньку надо подняться уже сегодня.Так, совместными усилиями, нам удается привлечь мальчишек и девчонок, к различным видам искусства, духовно обогатить их жизнь, развивать их творческие способности, обеспечить их занятость после уроков, а это помогает отвлечь их от улицы.
Талант ребенка сегодня включает в себя не только исключительные способности к учебе, но и особую творческую чуткость, высокие человеческие качества, любознательность и заинтересованность во всех сферах жизни.
В нашей школе родилась новая традиция: ежегодное награждение общешкольной премией наиболее талантливых и целеустремленных учащихся.
Играя в шахматы, мы часами думаем над одним ходом, даже не на чемпионате. Обдумываем результаты каждого хода. Если бы с такой дотошностью и дальновидностью обдумывали мы свои слова и действия в отношении к детям, насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов, катастроф.
Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются родители и педагог. Роль классного руководителя остается неизменной.
Мой педагогический девиз: «Люби, твори, прощай!». Я твердо верю в силу воспитания, которая складывается из очень простых компонентов:
любви к детям, слова учителя, силы личного примера,
справедливости – основы доверия; способности прощать ребенка.
Учитель–ученик – единая духовная общность, а жизненный путь ребёнка – путь радости. Главное в моей работе – воспитание ученика как личности. И в это понятие я вкладываю духовное богатство, широкое мировоззрение, эрудицию, высокую нравственность, общительность, способность влиять на решения и деятельность коллектива.
Если семена добра посеяны в ребячьи души, то они обязательно дадут плоды. Плоды добрые, хорошие. Я хочу, чтобы мой цветок зацвёл всеми цветами радуги, а это зависит от того, насколько благодатна почва, на которой он будет расти.
Я не устаю повторять своим мальчишкам и девчонкам:
Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине.
Но только самым лучшим деревцем.
Будь кустиком, если не можешь быть деревом.
Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику.
Если не можешь быть кустиком.
Если ты не можешь быть китом,
Будь самым красивым окунем в озере!
Если ты не можешь быть капитаном,
Кто-то должен быть и матросом.
Для всех найдется работа на корабле жизни,
Только найди свое дело.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе,
Только найди свое дело
И старайся стать самым лучшим.