Программа по инклюзивному обучению детей с ЗПР
Описание опыта частичной инклюзии детей с ЗПР в общеобразовательную школу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obuchenie_programma.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Межшкольный социальный проект по английскому языку
« Технология инклюзивного обучения учеников с ОВЗ»
Проект разработан педагогами:
Иглиной Е.А., учит.англ.языка
(специальная (коррекционная) школа № 561)
Рощиной С.Г., учит.англ.языка
(специальная (коррекционная) школа № 561)
Гверстонской А.П.
(специальная (коррекционная) школа № 561)
Пояснительная записка.
Современное гражданское общество невозможно без активного вовлечения всех своих членов в различные виды деятельности, уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения необходимых гарантий безопасности, свободы и равноправия.
Особенно актуально этот вопрос проявляется в деятельности по вовлечению людей, имеющих определённые недостатки (мы бы даже сказали – скорее особенности) в нашу социальную среду. Понятие «ребенок с ОВЗ» изначально ущербно, мы приписываем этим людям комплекс неполноценности, в который они сами начинают верить. Для них закрыты многие возможности в учёбе, развитии, занятиях спортом. Отношение рядовых людей к таким детям отличается предвзятостью и предрассудками. Причём в нашем обществе данное отношение культивируется ещё с детского возраста.
Перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения наших сограждан, имеющих некоторые особенности физического развития в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества.
Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в России института инклюзивного образования, нацеленного на:
- вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
- социализация детей в современном обществе;
- создание активной поведенческой установки у детей с ОВЗ на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
- умение превращать свои недостатки в достоинства;
- изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение детей с ограниченными возможностями в наше общество.
Однако при всей важности идеи инклюзивного образования надо понимать, что в существующих условиях оно вряд ли станет доступным для всех детей с ОВЗ. Зачастую такая группа учеников может обучаться только в специальных (коррекционных) учреждениях. Это связано с тем, что необходима соответствующая материально-техническая база учреждения для создания условий успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; необходимо специальное (коррекционное) обучение и постоянное повышение квалификации педагогов
Следует сказать, что существуют различные модели интеграции:
- комбинированная интеграция - интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса);
- частичная интеграция - интеграция, при которой дети, еще не способные на равных с нормально развивающимися сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1-2 человека;
- временная интеграция - интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития 1-2 в месяц объединяются с остальными детьми для проведения различных мероприятий воспитательного характера;
- полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы.
Цель данного проекта – временная интеграция детей с ОВЗ из специальной (коррекционной) школы № 561 для проведения мероприятий на английском языке с учениками общеобразовательной 633 школы. Данные мероприятия будут проходить не реже одного раза в месяц и будут включать в себя тот материал, который актуален и интересен для всех возрастных групп. В ходе проекта возможно увеличение количества интегрированных учеников. Мероприятия будут проходить на базе специальной (коррекционной) школы № 561 и общеобразовательной школы № 633 и будут включать в себя подготовку и проведение занятий обеими сторонами, таким образом, ученики с ОВЗ станут полноправными участниками проекта.
Ученики будут заниматься не только подготовкой к мероприятиям, но и будут проводить их самостоятельно, используя все самые современные средства обучения. Предполагается, что учащиеся будут самостоятельно искать нужный материал, разрабатывать и представлять свои презентации, выполнять творческие работы в рамках данного проекта.
Ожидаемые результаты проекта:
- развитие у всех учеников, участвующих в проекте, способностей ,необходимых для общения;
- принятие и уважение индивидуальных особенностей учеников c ОВЗ;
- воспитание уважения и толерантности к ученикам с ОВЗ;
- более высокие результаты обучения английскому языку у учеников с ОВЗ;
- формирование социальной сознательности;
- развитие самосознания и самооценки у учеников с ОВЗ;
- участие в различных социальных связях;
- формирование желания помочь другим и принять помощь, когда это необходимо;
- обучение работе с современным компьютерным оборудованием учеников с ОВЗ.
Список используемой литературы
- Павел Романов, Елена Ярская-Смирнова .Образовательная интеграция детей с ОВЗ// интернет ресурс- книга Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. http://paralife.narod.ru/1sociology/politika_invalidnosti_2006/03_obrazovatelnaa.htm.
- Зайцев Д.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru/ режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/398
- Иванова А.Е. Инвалидность населения // интернет ресурс Web-Атлас: «Окружающая среда и здоровье населения России»/ режим доступа http://www.
sci.aha.ru
- Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа http://school.msk.ort.ru
- Возможность инклюзивного (включённого) образования в интегративном классе общеобразовательной школы // режим доступа http://mamadirektor. livejournal.com
- Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных положений// интернет ресурс- Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья Dislife/ режим доступа http://www.dislife.ru