Копилка мудрости
Я не знаю мудрости
Я не знаю мудрости годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей... Вас я не зову!
К.Бальмонт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vrednye_privychki.ppt | 2.96 МБ |
zhalobnaya_kniga_po_chehovu.docx | 13.09 КБ |
vneklassnoe_meropriyatie_po_solzhenitsynu.doc | 81 КБ |
pismo.docx | 10.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее комнате в Краснооктябрьской средней школе. Ключ от комнаты находится у директора школы, на самом же деле он не нужен, так как комната эта не запирается, чтобы каждый мог оставить запись в книге. Раскрывайте ее и читайте:
«Бойтесь перемен!»
«Избавьте нас от контрольных!»
«Ученье свет, а неученых-тьма»
«Ищи не в селе, ищи в себе»
«Старательно тайны свои береги:
Сболтнешь- и тебя одолеют враги»
«А мне все по фигу, что тут написано»
«А я знаю, кто это писал. Это писал Дима С.»
«Не дает списать подруга Нина, ах какая она скотина»
«Скорей бы замуж, надоело прихорашиваться»
«Баба Яга, я вас люблю! Кащей.»
«Я ухожу по-украински. Тьфу, на вас три раза»
«Я возмущена тем, что мне подложили свинью»
«Следи за базаром, маркетолог»
«А я знаю, кто это писал. Это писал Дима С.»
«Сегодня произошло чумовое событие…(зачеркнуто). Когда я пришла в школу, я обалдела…(зачеркнуто). Я просто тащусь... (далее все зачеркнуто, кроме подписи). Ученица 7 класса Иванова Даша»
«Как хочется есть, скорей бы закончились уроки»
«Французский лох. Да чтоб он…»
«А я знаю, кто это писал. Это писал Дима С.»
«А много будешь знать – быстро состаришься. Намек ясен?»
«Добродетелью украшайтесь»
«Ну, спасибо большое»
«Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. Директор школы»
«Люди, спасайте! Не у кого списать!»
«Сам думай, дурья башка»
«И пусть кто-нибудь посмеет сказать, что не бывает настоящей любви»
«Тю, дура!»
«Да ты заколебал уже, понял, идиот?»
«Я тебя целую
В твой холодный носик.
До свиданья, киска,
Твой любимый песик»
«Извините уж, друзья,
Что не критикую:
Без любимой книги жалоб
Просто я кукую»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа
347783, Ростовская область, Веселовский район, х. Красный Октябрь, ул. Школьная, 59 т. 6-37-04
Внеклассное мероприятие
«Пока горит свеча»
Работу выполнила
Котляренко Е.И.
учитель русского языка и литературы
МБОУ Краснооктябрьской СОШ
х. Красный Октябрь
2018 год
Цели и задачи: воспитание общечеловеческих ценностей, так необходимых сейчас;
- пробудить чувство сопереживания и ответственности за то, что происходит вокруг;
- развивать у учащихся интерес к творчеству А. И. Солженицына
Подготовительный этап занятия
1. Продумывается оформление доски, чтобы удачно расположить на ней предварительно подготовленные записи (тема, определение слова «тишина», темы для творческих работ, др.), «окно» (1/2 ватманского листа с заранее нарисованной оконной рамой), «дом», в окнах которого горят свечи, а также оставить место для афиширования работ.
2. Продумывается способ расстановки столов для учащихся (по количеству творческих групп).
Ход мероприятия
Читает подготовленный ученик:
В наших душах человечьих
Есть один простой секрет:
В нас горят и гаснут свечи
Излучая тонкий свет.
Три свечи свеча Надежды,
Веры и свеча Любви,
Три огня святых и грешных
Освещают изнутри.
Жизнь нетленна, жизнь прекрасна,
Но бывает в жизни так:
Почему то свечи гаснут,
Наступает полный мрак.
Ничего вокруг не видно
Страшно, холодно и в ней,
В этой темноте, так просто
За врагов принять друзей.
За любовь принять измену,
Слепо растоптать цветы,
И не вырваться из плена
Этой жуткой темноты…
Не пугайтесь истерично,
Не рубите сгоряча!
Нужно просто чиркнуть спичкой,
И опять горит свеча.
И опять душа согрета,
И опять светло вокруг,
Снова тонкий лучик света
Освещает жизни круг…
Друг мой! Жизнь под этим небом
Нужно пламенно прожить.
Кем бы ты на свете не был,
Не гаси огонь души.
( стихи Ю.Гарина Источник: https://www.chitalnya.ru/work/1441053/)
Ведущий: Притча-сценка «Четыре свечи»
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли…
Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
“Я СПОКОЙСТВИЕ.
К сожалению, люди не умеют меня сохранить.
Думаю, мне не остается ни чего другого, как погаснуть!”
И огонек этой свечи погас.
Вторая сказала:
“Я ВЕРА.
К сожалению, я никому не нужна.
Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше”.
Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу.
Очень опечалившись, третья свеча произнесла:
“Я ЛЮБОВЬ.
У меня нет больше сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают.
Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких”.
Долго не дожидаясь, и эта свеча угасла.
Вдруг в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись, он закричал:
“Что вы делаете!? Вы должны гореть – я боюсь темноты!”
Произнеся это, он заплакал.
Взволнованная четвертая свеча сказала:
“Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи:
Я - НАДЕЖДА”.
Ведущий: Многое в нашей жизни определяется домом и семьей: с детства мы впитываем атмосферу домашнего очага, семейные традиции. Именно в семье, в родном доме нам прививаются нравственные ценности, формируется особое видение мира. Формирование такого мировоззрения немыслимо без связи с Родиной, большой или малой, которую мы считаем домом.
Образ «Дома» встречается во многих художественных произведениях русской литературы. Встречаем мы его и в произведении А.И.Солженицына, человека необычной судьбы, самобытного писателя, юбилей которого мы будем отмечать в 2018 году (100 лет со дня рождения).
В рассказе «Матренин двор» дом является настоящим персонажем произведения.
Большое внимание уделено его внешнему виду. Он был сделан добротно, рассчитан на большую семью. Только вот от времени сгнила щепа, покосились ворота, посерели бревна. Калитка была на запоре, но ее легко можно было открыть, просто просунув руку. Двор не был крыт крышей. Но многое в доме находилось под одной вязью.
Хозяйничала в избе старая одинокая женщина 60 лет – Матрена Васильевна.
Внутренне убранство помещения ничем не отличалось от внешнего и еще больше указывало на бедность и нищету. В избе было темновато. Зеркало настолько тусклое, что в него просто невозможно было смотреться. На стене для красоты висели два ярких плаката: один - о торговле книгами, другой – об урожае. Радио в доме не было. Хозяйка не могла позволить себе такой роскоши.
Квартирант, учитель математики, жил с Матреной Васильевной в одной комнате. Делить они ее не стали. У печки стояла кровать хозяйки, а у окна – раскладушка Игнатьича. На окнах в избе красовались бесчисленные кадушки с фикусами – увлечение Матрены Васильевны. В деревне было электричество. Провели его и к дому старой женщины. Правда, чаще всего верхний свет не зажигали, а включали только настольную лампу, от которой расходилось тусклое свечение.
Может, кому-то изба Матрены не казалось такой уж пригодной для жилья, но она отлично защищала от осенней и зимней непогоды. Крыша не протекала от дождя. А тепло от печки выдувало не сразу, а только ближе к утру.
Кроме самой хозяйки и квартиранта в доме жили кошка, мыши и тараканы. Стены избы были когда-то обклеены зелеными обоями, причем, в несколько слоев. Во многих местах они уже давно отошли. Между ними и бревнами мыши проделали себе ходы и, нисколько не смущаясь и не боясь, бегали по стенам до самого потолка.
Тараканы водились только на кухне, в саму комнату они не переходили. Зато если ночью зажечь свет на кухне, они кишели везде: на скамье, полу, по стенам.
Почему же дом вдруг становится настоящим героем рассказа? Все дело в том, что однажды Матрена Васильевна распорядилась после своей смерти отдать дом в наследство приемной дочери Кире, которая в настоящий момент проживала с мужем в соседней деревне.
Но Фаддей распорядился снести избу раньше. И как не переживала старая женщина, не томилась предчувствиями, дело было сделано. Снесли на пол все горшки с фикусами, которые так любила Матрена Васильевна, что во время приключившегося пожара спасала не себя и избу, а их. Завесили полотенцем старое затертое зеркало. Убрали со стен яркие плакаты. И повезли сруб Кире. Такое жестокое обращение с домом принесло немало неприятностей, во время перевозки погибли три человека, в том числе и сама Матрена Васильевна.
Дом, как и его хозяйка, становится настоящей жертвой в угоде корысти и человеческому бессердечию.
Игра «Почемучка»
1. Почему в 1956 году рассказчик наугад возвращался «просто в Россию»?
(«ни в одной точке её меня не ждал и не знал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять».)
2. Почему Фаддей решил посетить учителя на дому? (просить за своего сына, который не хотел учиться).
3.Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?
(«жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет»)
4. Почему Матрёна решила воспитывать дочку Фаддея Киру? («гнила и старела когда-то шумная, а теперь пустынная изба – и старела в ней беспритульная Матрёна»)
5. Почему повесть называется «Матрёнин двор»?
Задание для групп
Соедините стрелкой начало и конец пословицы. (Работа в группах. Проверка.)
Всякий дом сирота.
Без хозяина дом — хозяином держится.
Горе тому, а хозяин дом.
Не дом хозяина красит, не бородой трясти,
Дом вести — кто непорядком живет в дому.
Можно ли назвать дом Матрены Васильевны счастливым?
Задание для групп
Создайте свою формулу «счастливого дома» (делают надписи на бумажных свечах, выставляют их в окна дома)
Как важно знать, что кто-то тебя любит,
Что кто-то ждет тебя в тиши ночной.
И свечку на окне зажечь не позабудет,
Чтоб в темноте нашел ты путь домой.
Источники
1.А.И.Солженицын «Матренин двор»
2.https://www.chitalnya.ru/work/1441053/
Предварительный просмотр:
Письмо из будущего
Здравствуй, мой прадед дорогой!
Тебя совсем не знаю,
Но вот пишу тебе письмо,
И слезы закипают.
Все, что я знаю о тебе,
Мне мама рассказала.
Она читала письма с фронта,
О нашей встрече я мечтала.
Сражался, знаю, храбро ты,
Надеясь на победу.
Вот, думал, немца победим,
В колхоз, к семье приеду.
Но не приехал, не пришел,
Не встретились с тобою.
Последнее твое письмо
Читаем всей семьей мы.
Как жаль, не встретились с тобой.
Как жаль, не дожил до победы.
Но знай, что память о тебе живет.
Горжусь я родненьким прадедом.