Консультация.Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни
                               Д.Родович

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающие природе, их экологическая неграмотсность.
Сегодня экология - не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов.
В Современном мире экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые нравственные проблемы: развитие интереса к природе, наблюдательности, воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения к ней. 
XXI век прогнозировали как информационно-экологический. Это, по мнению Генерального деректора ЮНЕСКО Ф. Майора, "позволяет говорить о приоритетности экологического образования подрастающиего поколения".
Все сферы развития личности нерарзрывно связаны  с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у школьников основ экологической культуры.
Экологическое воспитание - предполагает системный подход к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью.
Экологическая культура - это особый вид культуры, которая характеризуется наличием знаний и умений по экологии, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.

Существует несколько значений понятия "экология":

  1. Экология - наука об отношении растительных животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
  2. Экология - наука о взаимодействии человека с природной, охрана окрудающей среды.

В дошкольном образовании до сих пор ведутся поиски эффективных технологий по экологическому воспитанию, однако единый подход к проблеме пока не найден. Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь междку причиной и следствием. Дети не могу применить знания в практической деятельности.
Решить эту проблему  я предлогаяю путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью.Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры.
О важности дидактической игры в экологическом воспитании  писали А.И. Грехова, В.А. Дрязгунов, В. Кирикэ, Л.П. Молодова, С.Н. Николаева и другие. Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов ребенка. А.В. Запорожец отмечал: «При переходе от раннего к школьному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединять их».
Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность воспитанников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания. Анализ специальной литературы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возроста и собственная практика позволили мне обратиться к данной проблеме.
Условиями возникновения и становления моего опыта по формированию у детей дошкольного возроста экологических знаний посредством дидактических игр явились следующие компоненты:

1. Мотивационный:

  • желание привить детям любовь к природе,
  • стремление обогатить знания детей по экологии,
  • стремление совершенствовать свои профессиональные умения и навыки.

2. Теоретический:

  • анализ знаний по ознакомлению с окружающим,
  • анализ программных задач в каждой возрастной группе,
  • творчиское использование знаний и результатов диагностики,
  • изучение новых образовательных технологий.

​3. Практический:

  • дифференцированный подход в обучении дошкольников,
  • разработка практического материала по теме.

Планируя  свою работу, я руководствуюсь следующими педагогическими идеями.

  • идея сотрудничества; ( ДЕТИ - ПЕДАГОГ - РОДИТЕЛИ)
  • идея гуманности обучения; (не насильственная методика, построенная на игре)
  • идея опережающего развития;
  • идея дифференцированного подхода в экологическом воспитании детей;
  • идея личностно
  • ориентированного взаимодействия с воспитанниками.

При проведении дидактических игр следует опираться на принципы: системности, развивающего обучения, доступности, опоры на ведущую деятельность детей. В работе эффективны разнообразные методы и приемы, такие как: создание проблемной ситуации, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, аплодисменты товарищей, фишки и так далее), активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом.
Работая по данной теме, определила для себя задачи:

  • учитель детей осознавать себя частью природы,
  • воспитывать уважительное отношение ко всем обитателям природы вне зависимости от личных симпатий и антипатий
  • учить детей понимать взаимосвязи взаимозависимости в природе
  • воспитывать у детей активную жизненную позицию
  • формировать у дошкольников азы экологической безопасности
  • формировать умение рационально использовать природные богатства 
  • формировать у детей эмоционально - положительное отношение к окружающему миру
  • подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира 

Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры я выделила следующие направления  в своей деятельности: взаимодействие с детьми, взаимодействие с семьями воспитаников.
В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры путешествия, игры предположения, игры загадки, игры бесседы, игры приключения.
Подбирая дидактические игры экологического содержания, я обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место  ироль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степерь участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям.
Дидактическим играм предъявляю следующие требования: якрость, эстетичность, многофункцианальность. В процеесе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку,  инициативу дошкольников, отмечаю доброжилательное отношение детей друг к другу,а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку», «путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Дидактические игры использую не только в свободной деятельности воспитанников, но и включаюв занятия:
  • по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей).
  • по математики (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания).
  • по ознакомлению с окружающим.
Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.Во время занятий необходимо осуществлять прямое обучение с использованием дидактических игр, познавательные задачи объединять с игровыми моментами (определение свойств, качеств предмета, классификация различных групп предметов). Дидактические игры экологического содержания уместны во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности воспитанников.  Уровень экологического развития обучающихся во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью нужно помещать информацию в уголки для родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы - наши друзья» и другие), проводить консультации на темы «Зачем детям знания по экологии?», «Поиграем вместе», «Игры на кухне», «Лекарственные растения» и так далее, проводить индивидуальные беседы с родителями по проблеме. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том числе и на экологические темы, нашли отклик в семьях воспитанников. К ним относятся викторины, КВН, игра «Счастливый случай» и другие. Уровень экологической культуры повышают совместные выходы с родителями и детьми в природу, посещение музеев, а также выставки поделок и рисунков («Что растет на грядках», «Умелые руки не знают скуки», «Осенние фантазии»).
Анкетирование родителей малышей, проведенные мной в ноябре 2005г., выявило, что у них существуют проблемы в вопросах экологической культуры. Полученные данные использовала для коррекции перспективного плана взаимодействия с семьями воспитаников.
Работа с детьми по программе А.А Леонтьева "Школа 2100", а также используя материалы книг Ф. Виноградовой "умественное воспитание у детей в процессе ознакомления детей с природой", А.К. Бондаренко "Дидактические игры", Н.В Лучинина "Детям о природе" и других, заметила, что у дошкольников возник интерес к окружающей природе.
Результаты диагностики по экологическому воспитанию, проводимые мной ежегодно, позволяют сделать вывод, что выбранные методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возроста,  посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов ( воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.
 
Список литературы
  1. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978. 
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию – перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего возраста. Санкт-Петербург, 2003. 
  3. Бондаренко А.К Дидактические игры // Дошкольное воспитание, №7,2005.
  4. Венгер Л.А Дидактические игры в детском саду.
  5. Леонтьев А.А Школа 2100
  6. Лучинин М.В Детям о природе. - М., 1989.