Материалы для подготовки к ЕГЭ

Крупнова Ольга Павловна

Далее представлены материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе в виде теоретического материала и тестовых работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проверочная работа в формате ЕГЭ 10 класс

A1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) позвонИм

2) рвалА

3) грАжданство

4) давнИшний

A2.  В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.

2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.

4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.

A3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) лягте (на пол)

2) их работа

3) горячие супы

4) шестистами учениками

A4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о богатстве языка,

1) в аудитории началась дискуссия.

2) у меня возник интерес к этой проблеме.

3) требуются конкретные примеры.

4) мы имели в виду главным образом его словарный запас.

A5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.

3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.

4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

A6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.

2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.

3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.

4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.

Прочитайте текст и выполните задания A7 – A12.

(1)… (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)… промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.

A7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Ненадёжность первых паровых машин и их размеры вызывали у моряков довольно скептическое отношение.

2) Ещё в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех, что происходили за сто лет до этого.

3) Наряду с артиллерией появились и другие виды морского оружия.

4) Впервые паровые машины приняли участие в боевых действиях во время Крымской войны.

A8. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в ПЯТОМ предложении?

1) Однако

2) Даже

3) Несмотря на это,

4) Следовательно,

A9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) стали машины (предложение 5)

2) корабли в упор палили (предложение 2)

3) вывести из строя (предложение 3)

4) матросы старались завладеть (предложение 4)

A10. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

1) сложное бессоюзное

2) сложноподчинённое

3) простое с однородными членами

4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

A11. Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени.

1) 5

2) 2

3) 6

4) 4

A12. Укажите значение слова КОРРЕКТИВА (КОРРЕКТИВЫ) в пятом (5) предложении.

1) вежливость

2) соотношение

3) ошибка

4) поправка


А1  - 3

А2  - 2

А3  - 4

А4  - 4

А5  - 1

А6  - 2

А7  - 2

А8  - 1

А9  - 3

А10  - 2

А11  - 2

А12  - 4



Предварительный просмотр:

Проверочная работа А9 (грамматическая основа) 10 класс

A 9 № 1. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

(1)… (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)… промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6) Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.
1) стали машины (предложение 5)
2) корабли в упор палили (предложение 2)
3) вывести из строя (предложение 3)
4) матросы старались завладеть (предложение 4)

A 9 № 2. Какие(-ое) слова (слово) являются(-ется) одной из грамматических основ второго (2) предложения текста?

(1)... (2)Так, к началу XIX века на Земле проживал один миллиард человек, а к концу XX века — уже шесть миллиардов человек. (3)Такой быстрый рост населения за короткий исторический период называется демографическим взрывом. (4)Но рассчитана ли биосфера Земли на подобные взрывы? (5)Учёные установили, что наша планета рассчитана только на 200 миллионов человек. (6)... человек превысил свою долю в биосфере в несколько раз.

1) проживал человек
2) проживал один миллиард человек
3) миллиард человек
4) проживал

A 9 № 3. Какие слова являются грамматической основой в предложении 1?

(1)Каждый народ за века своего существования выработал свою речевую культуру. (2)Поэтому то, что свойственно речевой культуре одного народа, может быть совсем не свойственно речевой культуре другого народа. (3)Так, например, у каждого народа обязательно есть представления о правильности речи, её эталоне. (4)В каждой речевой культуре есть правила вежливости, хотя сами эти правила могут различаться. (5)... можно говорить о русской, английской, китайской и других речевых культурах как общечеловеческом феномене.

1) народ выработал
2) выработал культуру
3) за века существования выработал
4) каждый народ выработал

A 9 № 4. Какие слова являются грамматической основой в предложении 3?

(1)... (2)Например, в Голландии, Бельгии городское население составляет 90%% всего населения. (3)Фактически эти страны превратились в города-государства. (4)К этому близки и другие крупные индустриальные страны. (5)Не исключение и наша страна: за последние десять лет процесс урбанизации достиг высокого уровня. (6)... можно сказать, что городская среда становится главной средой обитания человечества.

1) страны превратились
2) города-государства превратились
3) страны превратились фактически
4) эти страны превратились

A 9 № 5. Какие слова являются грамматической основой в предложении 4?

(1)... (2)Один тянется с востока на запад и начинается, условно говоря, у Зондских островов, а заканчивается на Панамском перешейке. (3)Второй пояс — тихоокеанский — охватывает Японию и идёт через горы Калифорнии, Перу, Чили и далее — к Огненной земле, в Антарктиду. (4)Случайны ли эти пояса? (5)Нет. (6)...

1) пояса случайны
2) пояса
3) эти пояса
4) случайны эти пояса

A 9 № 6. Какое(-ие) слово(-а) является грамматической основой в предложении 3?

(1)... (2)В прежней публицистике адресат — это чаще всего однородная масса. (3)Сегодня «адресат» — это люди с разными интересами, информационными запросами и взглядами. (4)Отсюда тактика учёта особенностей адресата становится значительно разнообразней во всех жанрах публицистики. (5)В частности, при сообщении новостей автор, с одной стороны, стремится учитывать информационные запросы своей аудитории и соответствовать им, с другой — в надежде быть правильно понятым он учитывает степень осведомлённости читателей, направленность их информационных интересов, стремится привлечь интерес к сообщению. (6)...

1) это люди с разными запросами
2) адресат — это люди
3) сегодня это люди
4) это люди

A 9 № 7. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей второго (2) предложения текста?

(1)... (2)Если температура хотя бы чуть-чуть выше абсолютного нуля, на поверхности стыка атомы металла постепенно перемещаются из одной детали в другую. (3)Такая диффузия в конце концов приводит к холодной сварке. (4)На Земле этому процессу мешает плёнка окиси, возникающая под действием кислорода воздуха и паров воды. (5)В космическом вакууме окисная плёнка не образуется. (6)... приходится принимать специальные меры, чтобы не «схватились» контактирующие детали, которые не нужно сваривать.

1) выше нуля
2) температура чуть-чуть выше
3) температура выше
4) атомы постепенно перемещаются

A 9 № 8. Какое сочетание слов не является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

(1)... (2)А вот, например, человек и морская свинка утратили эту способность в ходе эволюции. (3)Так что людям необходимо получать вместе с пищей по 50—100 мг витамина С в сутки. (4)«Аскорбинка» участвует во всех видах обмена веществ, обеспечивая нормальную эластичность и проницаемость капилляров, способствуя укреплению костной ткани зубов. (5) При недостатке витамина С у человека развивается цинга: дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить, так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не образуются волокна соединительной ткани. (6)... цинга часто поражала мореплавателей, долгое время лишённых свежих овощей и фруктов.

1) людям необходимо получать (предложение 3)
2) дёсны становятся слабыми [и] начинают кровоточить (предложение 5)
3) не образуются волокна (предложение 5)
4) цинга поражала (предложение 6)

A 9 № 9. Какие слова являются грамматической основой в предложении 5?

(1)... (2)В силу этой причины вопросы культуры речи, соблюдение этических и речевых норм становятся в сфере рекламы особенно важными. (3)Элементарные орфографические ошибки, чрезмерное использование иностранных слов, не соответствующие русскому менталитету жесты, мимика, стереотипы речевого поведения — всё это вызывает раздражение, недовольство, нервозность у тех, кто слушает рекламу. (4)Безусловно, техника создания рекламы в России испытывает сильное западное влияние. (5)Но при этом авторы рекламных сообщений должны учитывать запросы потенциального адресата-россиянина: национально обусловленную систему ценностей, менталитет, культурно-исторический опыт и др. (6)... начинающих рекламистов необходимо обучать созданию позитивных рекламных образов и формированию посредством рекламы конструктивных жизненных установок.

1) учитывать систему ценностей, менталитет, культурно-исторический опыт
2) должны учитывать
3) учитывать запросы
4) авторы должны учитывать

A 9 № 10. Какое слово или сочетание слов не является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

(1)... (2)Металлы, керамика, строительный камень состоят из кристаллических зёрен, сцепленных между собой. (3)И от того, насколько велика сила сцепления, зависит прочность материала. (4)Очень важную роль здесь играют размеры зёрен: крупнозернистый материал непрочен, легко разрушается по границам кристаллов; мелкозернистая структура прочнее — мелкие кристаллы плотнее прилегают друг к другу и сцепляются с большей силой: (5)Одними из первых много веков назад это поняли кузнецы. (6)... тогда они ничего не знали о структуре металла, но заметили, что изделие становится более прочным, если его обработать молотом.

1) велика сила (предложение 3)
2) размеры играют (предложение 4)
3) изделие становится более прочным (предложение 6)
4) обработать (предложение 6)

A 9 № 11. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

(1)... (2)Однако первый такой календарь был создан только в 45 году до нашей эры римским астрономом Созигеном и введён в действие Юлием Цезарем. (3)В этом календаре (его называют юлианским календарём, или старым стилем) продолжительность года составляла 365 суток, то есть он короче тропического года. (4)Чтобы приблизить среднюю продолжительность календарного года к длительности тропического, каждые четыре года к февралю добавлялся день. (5)В Древнем Риме он назывался «биссектум» — «второй шестой», откуда и пошло наше выражение «високосный год». (6)... средняя продолжительность года по юлианскому календарю даже несколько увеличилась по сравнению с тропическим.

1) календарь был (предложение 2)
2) он короче (предложение 3)
3) каждые четыре года добавлялся (предложение 4)
4) «биссектум» назывался (предложение 5)


Пояснение. A 9 № 1

Грамматическая основа в предложении 2: «корабли палили».

 Грамматические основы в предложении 3: в первом придаточном грамматической основой будет слово «хватало», во втором - сочетание «вывести из строя». Главное предложение является двусоставным, его грамматическая основа «бой мог заканчиваться».

 Грамматические основы в предложении 4: «матросы высаживались» в главном предложении и «которые старались завладеть» в придаточном предложении.

 Грамматические основы в предложении 5: «революция внесла коррективы» и «машины стали нововведением».

 Правильный ответ указан под номером 3.

Пояснение. A 9 № 2.

Грамматическую основу предложения образуют его главные члены — подлежащее и сказуемое.

 Грамматическая основа в предложении 2: «проживал один миллиард человек».

 Правильный ответ указан под номером 2.

Пояснение.  A 9 № 3.

Это грамматическая основа «народ выработал».

 Правильный ответ указан под номером 1.

Пояснение. A 9 № 4.

Грамматической основой предложения являются его главные члены — подлежащее и сказуемое. В предложении 3 грамматическая основа «страны превратились».

 Правильный ответ указан под номером 1.

Пояснение. A 9 № 5.

Это грамматическая основа «пояса случайны», где существительное «пояса» выступает в качестве подлежащего, а краткое прилагательное «случайны» — в качестве сказуемого (для проверки рассмотрим это предложение в прошедшем времени: «Случайны ли были эти пояса?» Вспомогательный глагол «быть» вместе с кратким прилагательным «случайны» образуют составное именное сказуемое).

 Правильный ответ указан под номером 1.

Пояснение. A 9 № 6.

Это грамматическая основа «адресат — это люди».

 Правильный ответ указан под номером 2.

Пояснение. A 9 № 7.

Это грамматическая основа «температура выше».

 Правильный ответ указан под номером 3.

Пояснение. A 9 № 8.

Не являются грамматической основой слова «людям необходимо получать» (предложение 3).

 Правильный ответ указан под номером 1.

Пояснение. A 9 № 9

Это грамматическая основа «авторы должны учитывать».

Правильный ответ указан под номером 4.

Пояснение. A 9 № 10.

Не является грамматической основой «размеры играют» (предложение 4), т. к. сказуемое выражено фразеологизмом «играют роль».

 Правильный ответ указан под номером 2.

Пояснение. A 9 № 11.

Это грамматическая основа «он короче» (предложение 3).

 Правильный ответ указан под номером 2.



Предварительный просмотр:

Глагол

  1. Общее грамматическое значение
  1. Часть речи - глагол
  2. Отвечает на вопрос – что делать? что сделать?
  3. Обозначает – действие предмета, состояние природы (морозит, вечереет), состояние человека (спать, радоваться), движение (ползти, идти), трудовые процессы (строить, рисовать), процесс речи и мысли (думать, говорить), проявление цвета (белеть, желтеть), процесс издания звуков(чирикать, каркать)
  1. Морфологические признаки
  1. Начальная форма – неопределённая форма глагола = инфинитив (что делать? что сделать?)
  2. Постоянные признаки

а) вид

б) переходность

в) возвратность

г) спряжение

совершенный

(что

сделать?)        

Несовер-

шенный

  (что делать?)    

переходный

(вопрос от глагола к существительному в В.п. без предлога)     

непере-

ходный

возвратный

(есть суффикс

 –СЯ (-СЬ)

невозврат-

ный

(нет суф-

фикса

–СЯ (-СЬ)

             

 I спря-

жение

(-ут –ют)        

II спряжение

(-ат  -ят)

разно-

спряга-

емые

на –УТЬ,

-ОТЬ,

-АТЬ,

-ЕТЬ …

Не на

 –ить, не

исключенье,

значит

первое

спряженье

                                               Ко второму же спряженью                                                           Отнесём мы, без сомненья,

Все глаголы, что на –ИТЬ,

Исключая брить, стелить.

И ещё: смотреть, обидеть,

слышать, видеть,

ненавидеть, гнать,

 держать, дышать, вертеть,

и зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на –Е- спрягать нельзя!

бежать,

хотеть,

есть

(кушать),

у   п   о   т   р   е   б   л   е   н   о           в            ф   о   р   м   е:

изъявительного наклонения

сослагательного

 наклонения

 (условного)

повелительного

наклонения

настоящего времени

прошедшего времени

будущего времени

(при условии)

бы (б)

(повеление, приказ, просьба)

пусть, пускай, да,

давайте

Что делает?

Что сделает?

мн. число

Что будет делать?

Что сделает?

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

ж.р.

м.р.

ср.р.

ж.р.

м.р.

ср.р.

1 лицо

я, мы

2 лицо

ты, вы

3 лицо

он, она,

оно, они

  1. Синтаксические признаки  (каким членом предложения является в предложении)

***********************************************************************************************************************

  • НЕ с глаголами пишу раздельно кроме тех случаев, когда слово без НЕ  не употребляется.
  • Видовые пары: сов. вид + несов. вид (что делать? + что сделать?)
  • -ТЬСЯ ( в инфинитиве), -ТСЯ (в глаголах 3-его лица)
  • Запомни и употребляй в речи: ЛЯГ, ЛЯГТЕ, ПОЛОЖИ, ПОЛОЖИТЕ, КЛАДИ, КЛАДИТЕ,

      ПОЕЗЖАЙ, ПОЕЗЖАЙТЕ, БРЕЙСЯ, БРЕЙТЕСЬ

  • Безличные глаголы обозначают  состояние природы, состояние физического лица. При них нет и не может быть действующего лица. (Вечереет, не спится, знобит, не здоровится
  • и др.)

Имя существительное

I. Общее грамматическое значение

  1. Часть речи – имя существительное
  2. Отвечает на вопрос – кто?  что?
  3. Обозначает – предмет или отвлечённое понятие

II. Морфологические признаки

  1. Начальная форма – именительный падеж единственного числа

                                2.  Постоянные признаки

одуш. или  неодуш.

нариц. или собст.

род

склонение

Кто?

Что?

группа предметов

одним словом

один

предмет из ряда подобных

м.р.

он, мой

ж.р.

она, моя

ср.р.

оно, моё

общий

род

( и  м..р. и ж .р.)

неизме-

няемые

(несклоняемые)

1 скл.

2 скл.

3 скл.

разно-

скло-

няемые

В.п.=Р.п.

В.п.=И.п.

м. р.= животные и лица мужского пола;

ср.р.=  неодуш.

м.р. и ж.р.

[а], [я]

м.р. [],

ср.р.                                [о],[е]

ж.р.

[]

10 сущ. на –МЯ:

время, имя, темя, бремя,семя, племя, стремя, вымя, знамя, пламя и + путь

(в косв. падежах +суффикс –ЕН)

у   п   о   т   р   е   б   л   е   н   о           в            ф   о   р   м   е:

… числа

… падежа

ед. ч.

мн. ч.

только

ед. ч.

только

мн. ч.

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.

один

много

(нельзя считать)

Кто?

Что?

Кого?

Чего?

Кому?

Чему?

Кого?

Что?

Кем?

Чем?

О ком?

О чём?

Беднота, детвора, молодёжь, молоко, чай, мёд, варенье, баранина, тоска, горе, дружба, Азия, баловство, упрямство, коварство, Байкал, Европа, и др.

Сливки, щи, чернила, каникулы, сутки, именины, брюки, ножницы, лыжи, консервы, будни и др.

    III. Синтаксические признаки        (каким членом предложения является в предложении)      

        **************************************************************************************

  • НЕ  с существительными пишу    р а з д е л ь н о , если есть противопоставление с союзом   а.

  •                             Пишу окончание   [И], если существительное

I скл. в форме Р.п.                      

.            III  скл.                        

I скл. в форме Р.п

на  -МЯ                     

на  -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ     

                                         В остальных случаях пишу  окончание  [Е]

  • Приём олицетворения – изображение неживых существ как живых
  • Запомни и употребляй в речи: надеть туфлю, снять тапку, один помидор, чистое полотенце, моя фамилия , мой день рождения, сливовым повидлом, новая простыня.                                 

Точной и образной речи учитесь у художников слова – писателей и поэтов.

Имя прилагательное

I. Общее грамматическое значение

1. Часть речи – имя прилагательное

2. Отвечает на вопрос – какой? чей7

3. Обозначает –  признак предмета

II. Морфологические признаки

  1. Начальная форма – именительный падеж единственного числа мужского рода
  2. Разряды прилагательных

Качественные

Относительные

Притяжательные

          Какой?

          Какой?

Чей?

к а ч е с т в о   п р е д м е т а

(признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени)

(образует антонимические пары)

п р и з н а к

п р е д м е т а   п о

о т н о ш е н и ю  к

д р у г о м у

п р е д м е т у

П р и з н а к  п о

п р и н а д л е ж н о с т и   п р е д м е т а    к

 к а к о м у –л и б о  л и ц у  и л и

 ж и в о т н о м у

Полные

Какой? Какая? Какое?

Какие?

Обозначает постоянный признак

Краткие

Каков?

Какова?

Каково?

 Каковы?

Обозначает

 временный признак

 

Степени     сравнения

сравнительная

превосходная

простая форма

составная форма

простая форма

составная форма

а) с помощью

суффиксов

-ЕЕ (ЕЙ),

-Е, -ШЕ

б) приставка

ПО-

начальная форма прилагательного

+

слова

БОЛЕЕ, МЕНЕЕ

с помощью

суффиксов

-ЕЙШ, -АЙШ

а) начальная форма прилагательного + слова

НАИБОЛЕЕ,

НАИМЕНЕЕ,

САМЫЙ

б) сравнительная степень  + слова

ВСЕХ, ВСЕГО

в) приставка

НАИ-

у   п   о   т   р   е   б   л   е   н   о           в            ф   о   р   м   е:

единственного числа

множественного числа

ед.ч.

мн.ч.

ед.ч.

мн.ч.

ед.ч.

мн.ч.

ж.р.

м.р.

ср.р.

по

родам

по родам

по

родам

. . .    п а д е ж а     (И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п)

         … падежа

… падежа

III. Синтаксические признаки

в     п   р   е   д   л   о   ж   е   н   и   и       я   в   л   я   е   т   с   я:

сказуемым

сказуемым

или

определением

определением

определением

сказуемым

определением

определением

  • Правописание падежных окончаний прилагательных проверяется с помощью вопроса, кроме форм на –ЫЙ (-ИЙ)
  • Прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис.
  • В конце кратких прилагательных на шипящий никогда не пишется Ь (горяч, колюч, хорош)
  • Довольно часто относительные и притяжательные прилагательные употребляются  в речи в переносном значении: дают качественную характеристику предмету /золотая (отн.) цепочка - золотая (кач.) осень/
  • Имена прилагательные  РАД, ДОЛЖЕН, НАДОБЕН (НУЖЕН), ГОРАЗД, ЛЮБ   употребляются только в краткой форме.
  • В притяжательных прилагательных на –ИЙ  в именительном падеже НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ,  - ИЙ-  - суффикс,  а «настоящее» окончание появляется в косвенных падежах единственного числа и во всех прилагательных множественного числа /лисий[ ],  лись[его],  лись[и],  лись[ими]/

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Средства связи предложений в тексте 10 класс

Слайд 2

Л ексические средства связи 1 Слова одной тематической группы Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели. 2 Лексические повторы, употребление однокор . слов Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными. 3 Синонимы ( в том числе контекстуальные) Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.

Слайд 3

4 Антонимы (в том числе контекстуальные) Недруг поддакивает. Друг спорит. 5 Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п. Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи. Л ексические средства связи

Слайд 4

Лексические средства связи: Лексический повтор – повторение одного и того же слова. Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Однокоренные слова. Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым , но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости . ( В.Белов ) Синонимы. В лесу мы видели лося . Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. Антонимы. У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше. Описательные обороты. Построили шоссе . Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. ( Ф.Абрамов )

Слайд 5

Морфологические средства связи 1 Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно. 2 Использование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения. 3 Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи . Везде здесь было тихо и спокойно. 4 Единство временных форм глаголов-сказуемых Ночь наступила неожиданно. Стало темно . На небе загорелись звезды. 5 Использование степеней сравнения прилагательных и наречий Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя.

Слайд 6

Синтаксические средства связи 1 Синтаксический параллелизм, (одинаковый порядок слов) Юность — время надежд. Зрелость — пора свершений. 2 Парцелляция (деление) конструкций, оформление какой-либо части П в виде самостоятельного неполного предложения Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. 3 Использование неполных предложений — Знаете, о чем мы спорили? — О литературе, музыке, живописи. 4 Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов Во-первых , необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых , нужно начать действовать. Можно ли забыть землю, на которой ты вырос? 5 Использование прямого и обратного порядка слов Я приду вечером. Приду я , чтобы наконец увидеть тебя.

Слайд 7

Спишите. Вставьте подходящие по смыслу средства связи предложений в тексте. Обоснуйте свой выбор. В Университете Константинополя Кирилл преподавал недолго. (...) этот философ, который был знатоком греческого, еврейского, арабского, латинского и славянского языков, был направлен в Болгарию с просветительской миссией. (...) оказалось, что просвещать славян невозможно без книг на их родном языке. (...) Кирилл начал составлять славянскую азбуку .

Слайд 8

Прочитайте текст. Какие средства связи предложений используются в данном тексте? Я живу в маленьком доме на дюнах. Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от того, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки. Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. Должно быть, ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали кажется, что кто-то их поднимает и осторожно следит за тобой. Море не замерзло. Снег лежит до самой кромки воды. На нем видны следы зайцев. Когда на море подымается волна, то слышен не шум прибоя, а хрустенье льда и шорох оседающего снега. Балтика зимой пустынна и угрюма .

Слайд 9

Прочитайте текст и выполните задания A7 – A12 (1)… (2)Раньше, в условиях дефицита, вся их продукция покупалась мгновенно и можно было не думать о конкурентах, рекламе, упаковке товара. (3)Сегодня российские производители должны объединиться, выработать единую маркетинговую политику и начать конкурентную борьбу за потребителя. (4)Ещё недавно россияне выбирали импортные продукты, радуя западных производителей. (5)А сегодня России, кажется, начинает надоедать импорт: по данным опросов, почти восемьдесят процентов жителей России предпочитают отечественные продукты, принимая во внимание и цену, и качество товара. (6)... конкурентная борьба за потребителя на российском рынке продуктов питания только начинается.

Слайд 10

A7 Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте ? 1) Во второй половине XVIII в. в Петербурге и Москве имелись специальные кондитерские, где изготовлялись пирожные, конфеты, марципан и шоколадный напиток. 2 ) В начале XX века резко возрастают объёмы кондитерского производства, становится более разнообразным ассортимент изделий: появляются карамель, конфеты, шоколад, мармелад . 3) Российские предприятия пищевой промышленности находятся сейчас в трудном положении . 4) Россияне, сравнивая качество иностранных и российских продуктов питания, явно предпочитают отечественную продукцию.

Слайд 11

A8. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в ШЕСТОМ предложении текста? 1) Прежде всего 2) Кроме того, 3) Именно 4) Как видим,

Слайд 12

A9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? 1) можно было не думать (предложение 2) 2) производители должны объединиться (предложение 3) 3) выбирали продукты (предложение 4) 4) импорт начинает (предложение 5)

Слайд 13

A10. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста. 1) простое с однородными членами 2) сложноподчинённое 3) сложносочинённое 4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

Слайд 14

A11. Укажите верную морфологическую характеристику слова ПРИНИМАЯ (предложение 5). 1) прилагательное 2) деепричастие 3) наречие 4) причастие

Слайд 15

A12. Укажите значение слова ИМПОРТ в пятом (5) предложении. 1) ввозимые из-за границы товары, изделия 2) вывоз товаров из страны в целях их продажи 3) общее количество товаров, вывезенных какой-либо страной 4) организация, занимающаяся ввозом в какую-либо страну товаров из-за границы

Слайд 16

(1)... (2)Подчеркнём, что эта красота непосредственно связана с игрой цветов на их поверхности. (3) Это проявление свойств фотонного кристалла, поэтому опал можно по праву назвать природным фотонным кристаллом. (4)... при этом следует оговориться, что кристалл этот далёк от идеального. (5) В природных фотонных кристаллах обычно оказывается множество дефектов – лишние кварцевые сферы или пустоты, которые придают переливам цветов даже бόльшую насыщенность, но в то же время делают их непригодными для применения в технике.(6) Поэтому для нужд современной оптики необходимо научиться создавать искусственные опалы, позаимствовав общую идею у природы.

Слайд 17

A7 Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте ? 1 ) В последние годы учёные справились с одной из сложнейших задач – созданием искусственного опала. 2) Попробуем отыскать фотонные кристаллы в живой природе. 3) Из всех драгоценных камней именно опал вызывает наибольшие трудности при описании. 4) С древних времён люди восхищались красотой опалов.

Слайд 18

A8. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в ЧЕТВЁРТОМ предложении текста? 1) Потому что 2) Правда, 3) Иными словами, 4) Следовательно,

Слайд 19

A9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? 1) это можно (предложение 3) 2) опал можно назвать (предложение 3) 3) следует оговориться (предложение 4) 4) сферы (или) пустоты придают (предложение

Слайд 20

A10Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста. 1) сложноподчинённое 2) сложносочинённое 3) сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями 4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

Слайд 21

A11. Укажите верную морфологическую характеристику слова МНОЖЕСТВО (предложение 5). 1) наречие 2) числительное 3) краткое прилагательное 4) существительное

Слайд 22

A12. Укажите значение слова ИДЕАЛЬНЫЙ в четвёртом (4) предложении. 1) возвышенный 2) совершенный 3) высший 4) абстрактный

Слайд 24

Грамматические средства связи: Местоимения . 1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 1 ) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. ( В.Астафьев ) Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал ( Л.Н.Толстой «Война и мир»). Союзы (преимущественно сочинительные) Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» ( Л.Н.Толстой ) Частицы Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом , общество было довольно гадко. ( А.Пушкин ). Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. ( А.Пушкин ) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени. Неполные предложения и эллипсис , отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин , раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный , всё лицо закроешь ( И.Шмелёв ) Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. ( Д.Лихачёв )

Слайд 25

Грамматические средства связи: Личные местоимения. 1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. ( Л.Леонов ) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.( А.Чехов ) Указательные местоимения (такой, тот, этот) 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. ( В.Астафьев ) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. ( Б.Зайцев ) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти». Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал ( Л.Н.Толстой «Война и мир»). Союзы (преимущественно сочинительные) Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. ( А.Алексеев ). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» ( Л.Н.Толстой ) Частицы Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом , общество было довольно гадко. ( А.Пушкин ). Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. ( А.Пушкин ) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени. Неполные предложения и эллипсис , отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин , раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный , всё лицо закроешь ( И.Шмелёв ) Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. ( Д.Лихачёв )

Слайд 26

Грамматические средства связи: Личные местоимения. 1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. ( Л.Леонов ) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.( А.Чехов ) Указательные местоимения (такой, тот, этот) 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. ( В.Астафьев ) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. ( Б.Зайцев ) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти». Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал ( Л.Н.Толстой «Война и мир»). Союзы (преимущественно сочинительные) Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. ( А.Алексеев ). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» ( Л.Н.Толстой ) Частицы Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом , общество было довольно гадко. ( А.Пушкин ). Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. ( А.Пушкин ) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени. Неполные предложения и эллипсис , отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин , раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный , всё лицо закроешь ( И.Шмелёв ) Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. ( Д.Лихачёв )



Предварительный просмотр:

Вариант 1. Задание В1 на знание способов словообразования

1.          Способ образования слова ПРИСЛОНИТЬСЯ

  1. суффиксальный
  2. бессуффиксный
  3. приставочный
  4. приставочно-суффиксальный

2.          Способ образования слова ОБНОВЛЕНИЕ

  1. суффиксальный
  2. бессуффиксный
  3. приставочный
  4. приставочно-суффиксальный

3.          Способ образования слова ДРОЖЬ

  1. суффиксальный
  2. бессуффиксный
  3. приставочный
  4. приставочно-суффиксальный

4.          Способ образования слова МЕДЛЕННО

  1. суффиксальный
  2. бессуффиксный
  3. приставочный
  4. приставочно-суффиксальный

5.          Способ образования слова ПОДРУЖИТЬСЯ

  1. суффиксальный
  2. бессуффиксный
  3. приставочный
  4. приставочно-суффиксальный

Задание В1 на знание способов словообразования

6.          Способ образования слова РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

  1. суффиксальный
  2. бессуффиксный
  3. приставочный
  4. приставочно-суффиксальный

7.          Способ образования слова УЖИНАТЬ

  1. суффиксальный
  2. бессуффиксный
  3. приставочный
  4. приставочно-суффиксальный

8.          Способ образования слова БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ

  1. суффиксальный
  2. бессуффиксный
  3. приставочный
  4. приставочно-суффиксальный

9.          Способ образования слова БЕЗДУШНЫЙ

  1. суффиксальный
  2. бессуффиксный
  3. приставочный
  4. приставочно-суффиксальный

10.          Способ образования слова РАССКАЗ

  1. суффиксальный
  2. бессуффиксный
  3. приставочный
  4. приставочно-суффиксальный

Ключ

1 а

2 а

3 b

4 a

5 d

6 a

7 a

8 c

9 d

10 b

 Ключ ко 2 варианту

1d

2 c

3

4 a

5 c

6 a

7 d

8 d

9 c

10 c


Вариант 2.  Задание В1 на знание способов словообразования

  1.  Способ образования слова ПРИСМОТРЕТЬСЯ
  1. сложение основ
  2. бессуффиксный
  3. приставочный
  4. приставочно-суффиксальный

  1.  Способ образования слова КОНЬКОБЕЖЕЦ

  1. сложение корней
  2. бессуффиксный
  3. сложение с суффиксацией
  4. приставочно-суффиксальный

  1.  Способ образования слова ВБЕЖАВ

  1. суффиксальный
  2. переход из одной части речи в другую
  3. приставочный
  4. приставочно-суффиксальный

  1. Способ образования слова ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ

  1. суффиксальный
  2. сложение основ
  3. приставочный
  4. сложение целых слов

  1.  Способ образования слова ПЕШЕХОД

  1. суффиксальный
  2. бессуффиксный
  3. сложение корней
  4. приставочно-суффиксальный

  1. Способ образования слова НЕДОСТАТОЧНО

  1. суффиксальный
  2. сложение
  3. приставочный
  4. приставочно-суффиксальный

  1. Способ образования слова ПО-ФРАНЦУЗСКИ

  1. суффиксальный
  2. бессуффиксный
  3. сложение с усечением суффикса
  4. приставочно-суффиксальный

  1.  Способ образования слова ПРИВОЛЬЕ

  1. переход из одной части речи в другую
  2. бессуффиксный
  3. приставочный
  4. приставочно-суффиксальный

  1.  Способ образования слова ПЛАЩ-ПАЛАТКА

  1. сложение основ
  2. бессуффиксный
  3. сложение слов
  4. приставочно-суффиксальный

  1. Способ образования слова ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ

  1. суффиксальный
  2. сложение корней
  3. сложение с суффиксацией
  4. приставочно-суффиксальный

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 25. Сочинение. Пиши то, что от тебя ожидают, если хочешь получить то, что ожидаешь ты

Слайд 2

Выполняя задание 25, не нужно: оригинальничать , самовыражаться любой ценой; стремиться поразить мир глубинами мудрости, знаний, интеллекта; вступать в острую полемику с миром взрослых, общественными устоями; оспаривать общепринятые нравственно-этические ценности; пытаться самоутвердиться, критикуя автора исходного текста, его позицию, мнение, точку зрения; демонстрировать недавно приобретённые и, возможно, ещё пока слабоосвоенные приёмы, придающие работе шик, индивидуальность, нестандартность; писать многостраничное исследование современного состояния нашего общества, его культурных, духовных, нравственных, экологических и других проблем.

Слайд 3

Дельные советы. Как писать сочинение? 1. Продумай содержание работы: внимательно, вдумчиво несколько раз прочитай предложенный текст; определи главную (основную, основополагающую) идею, кратко сформулируй её, запиши свою формулировку; продумай комментарий к проблеме; определи позицию автора, сформулируй его отношение к проблеме; продумай свою позицию, сформулируй своё мнение, отразив при этом отношение к изложенной выше позиции автора (полное согласие, поддержка, неполное согласие, несогласие, возражение); подбери и сформулируй не менее двух ссылок на примеры из художественной литературы, публицистики, общественно-культурной жизни общества, истории и т.п.

Слайд 4

2. Определи основные компоненты содержания, предусмотренные К1—К12 В твою задачу не входит поразить экспертов оригинальностью композиции. Ведь сейчас ты пишешь вовсе не детективный роман, в котором чем всё запутаннее, тем лучше. Работа должна быть чёткой, ясной, последовательной, логичной. Желательно, чтобы членение на абзацы соответствовало частям работы, а части легко соотносились с "критериями оценивания" К1—К4. Поскольку критерии предусматривают использование как минимум двух аргументов при изложении своей точки зрения на проблему, то каждый из них целесообразно выделить в отдельный абзац. Не забудь про вступление и заключение. По одному абзацу отведи и для одного, и для другого.

Слайд 5

В чём полезно потренироваться? 1. Писать вступления и заключения. Обязательно напиши их штук по 10—15, а если ощущение лёгкости задачи не появится, то ещё больше: по 20—25. Существует масса приёмов, позволяющих эффектно начать и закончить работу. Главное, чтобы вступление и заключение были связаны с основной частью работы, а не уводили в сторону от её доминирующей идеи. Второе, на что нужно обратить внимание, это объём. И вступление, и заключение должны быть достаточно краткими, лаконичными. Только тогда они будут работать на тебя, а не против тебя.

Слайд 6

Полезно потренироваться в формулировании проблемы В учебных целях очень полезно составить список, содержащий перечень формулировок различных проблем. Это отличная тренировка. Занявшись этой работой, вы скоро увидите, что список не бесконечен, поскольку проблемы начнут повторяться.

Слайд 7

Какая формулировка не содержит проблемного компонента содержания - проблема трагизма и величия судьбы защитника Отечества, -проблема мужества и стойкости человека на войне, -проблема исторической памяти народа и др. подобные . ФИПИ: ЕГЭ —2011 "Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов ( под. ред. И.П.Цыбулько , М. "Национальное образование, 2010); " Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ 2011. ( Русский язык. И.П.Цыбулько и др. М., "АСТ, 2010")


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык. Сочинение на ЕГЭ (формулировки, аргументы, комментарии) А. Г. Нарушевич

Слайд 2

Что такое проблема? Как правильно сформулировать? Проблема - теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Это вопрос, волнующий человека в определенной ситуации, многих людей, всё человечество.

Слайд 3

Категории проблем: Философские затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления: в чем смысл жизни? Что такое свобода? Как связаны язык и мышление? Социальные касаются устройства и жизни общества: можно ли избежать социальной несправедливости? Что такое мнимый и подлинный патриотизм? Политические связаны с деятельностью власти или общественных групп: в чём опасность политики национализма? Нужна ли обществу цензура?

Слайд 4

Категории проблем: Экологические отражают взаимодействие человека и окружающей среды: имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природы? Как уберечь нашу планету от экологической катастрофы? Нравственные (этические) связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек: что такое совесть(порядочность, интеллигентность, вежливость)? Следует ли помогать ближнему? Всегда ли нужно прислушиваться к мнению старших?

Слайд 5

Как выявить проблему текста? Как научиться не завидовать? Верить пословице: «И на нашей улице будет праздник». Верить метафоре, предложенной М. Пришвиным: хороший грибник не боится народа в лесу. Он знает: его гриб от него не уйдет. Если зависть очень сильна, то разрешают себе посплетничать. Но лучше не злословить, а наоборот приблизиться к счастливчику, искренне порадоваться успеху – и он откроет вам секрет успеха, в чем-то поможет. Есть ещё накопительное средство от зависти: накапливайте свои успехи, почаще радуйтесь им. Вы не хуже других, и каждая человеческая судьба содержит уникальный набор компонентов счастья. У каждого свой узор счастливой мозаики. В. Харченко

Слайд 6

Проблемы в тексте Ю. Осичнюка Проблема духовности человека Проблема формирования духовной личности Проблема утраты духовности в современном обществе (утрата духовных ориентиров)

Слайд 7

Основная мысль текста Основная мысль текста - это ответ на некоторый вопрос, над которым размышлял автор. На какой вопрос отвечает автор своим текстом? Этот вопрос и есть проблема !

Слайд 8

Запомни: Если по критерию К1 (формулировка проблем исходного текста) эксперт ставит 0 баллов, то по критериям К2, К3, К4 работа также будет оценена 0 баллов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 7

Слайд 2

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. Б) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама . В) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе. Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. Д) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д. С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном». ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Слайд 3

1. Управление. 1) Глаголы с разным управлением в качестве однородных членов предложения: Слова с разным управлением могут использоваться в качестве однородных членов, если каждое из них имеет свои зависимые слова, употреблённые в нужном падеже. Например: Она ждала его и звонила ему весь вечер. Она ждала (кого?) его ( В.п .) и звонила (кому?) ему ( Д.п .) весь вечер. Часто построить такие предложения правильно помогают местоимения: Дети редко прислушиваются к советам взрослых и следуют им. Дети редко прислушиваются (к чему?) к советам ( Д.п . с предлогом к ) взрослых и следуют (чему?) им ( Д.п .).

Слайд 4

2) Разное управление у глаголов и существительных: интересоваться искусством (Т.п.) — интерес к искусству ( Д.п .) любить литературу ( В.п .) — любовь к литературе ( Д.п .) ненавидеть беспорядок ( В.п .) — ненависть к беспорядку ( Д.п .) уважать коллег ( В.п .) — уважение к коллегам ( Д.п .) доверять другу ( Д.п .) — доверие к друзьям ( Д.п .) сочувствовать слабому ( Д.п .) — сочувствие к слабому ( Д.п . с предлогом)

Слайд 5

3) Разное управление у слов со сходным значением: беспокоиться о чём-либо ( П.п .) — тревожиться за что-либо ( В.п .) оплатить что-либо ( В.п .) — з аплатить за что-либо ( В.п . с предлогом за ) уплатить за проезд ( В.п . с предлогом за ) — оплатить проезд ( В.п .) уделить внимание чему-либо ( Д.п .) — обратить внимание на что-либо ( В.п . с предлогом на ) сообщать кому-либо ( Д.п .) — информировать кого-либо ( В.п .) упрекать в чём-либо ( П.п . с предлогом в ) — осуждать за что-либо ( В.п . с предлогом за ) отзыв о чём-либо ( П.п . с предлогом о ) — рецензия на что-либо ( В.п . с предлогом на ) вера во что-либо ( В.п . с предлогом в (во) ) — уверенность в чём-либо ( В.п . с предлогом в) свойственный чему-либо ( Д.п .) — характерный для чего-либо ( Р.п . с предлогом для )

Слайд 6

4) Разное управление у глаголов с отрицанием и без него: замечать реакцию ( В.п .) — не заметить реакции ( Р.п .) Он замечал (что?) реакцию зала на его слова. — От волнения он не замечал (чего?) реакции зала на его слова.

Слайд 7

5) Употребление названий произведений литературы и искусства. В «Войне и мире» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея. В кинофильме «Война и мир» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея. После слов — родовых обозначений, например, сказка, роман, повесть, рассказ, картина, кинофильм и других подобных, называющих жанр произведения литературы или искусства, имя собственное ставится в именительном падеже. Если такие слова в предложении отсутствуют, то названия произведений литературы и искусства используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения.

Слайд 8

2. Конструкции с предлогами 1) предложное управление: благодаря, согласно, вопреки, наперекор, подобно + Д.п . существительного, например: вопреки указанию, правилам, мнению близких , согласно приказу ... по (в значении «после чего-либо») + П.п . существительного, например: по приезде , по возвращении , по завершении эксперимента ... в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством + Р.п . существительного, например: в продолжение разговора , в течение недели .. .

Слайд 9

2) использование предлогов в беспредложных конструкциях: Статья послужила толчком мыслям. Ошибочно: к мыслям Заказчик выставил рекламацию заводу-изготовителю. Ошибочно: к заводу-изготовителю

Слайд 10

3) предлоги при однородных членах предложения: Мне нужно на вокзал, на почту и в магазин. Занятия проходят на стадионе, в парке и в зале. Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

Слайд 11

4) предлоги в, на — с, из: В Камергерском переулке, магазин в Камергерском на улице, магазин на Тверской Из Ростова, из театра, из магазина, из парка, из ссылки, из цирка, из клуба, из консерватории, из ресторана, из школы, из класса, из аэропорта, из порта, из института, из университета, из библиотеки, из больницы с юга, с площади, с бульвара, с почты, с рынка, с лекции, с представления, с концерта, со станции, с вокзала

Слайд 12

3. Употребление полной формы прилагательных вместо краткой 1) в роли сказуемого выступают краткие формы прилагательных: Сестра больна уже неделю. Ошибочно: Сестра больная уже неделю. Эта фотография дорога нам. Ошибочно: Эта фотография дорогая нам. 2) полные и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения : Сестра была красива и грустна. Ошибочно: Сестра была красива и грустная.

Слайд 13

4. Предложения, придаточная часть которых начинается с союзного слова кто Относительное местоимение кто в функции союзного слова употребляется только с глаголами в единственном числе, например: Кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, у того отличный шанс поступить в самые престижные вузы. Кто не опоздает, будет участвовать в конкурсе. Подлежащее и сказуемое в главной части должны быть в форме либо единственного, либо множественного числа. Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот. Например: Те, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы. Все, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.

Слайд 14

5. Нарушения в предложениях с причастными оборотами 1) согласования причастия с определяемым словом: Травы, (какие?) использующиеся для изготовления лекарства, собираются в Китае. Он задал зрителям ряд вопросов, (каких?) волнующих всех. Протест Катерины, (какой?) отстаивающей свои права, показан в этой постановке по-новому. 2) смешение страдательных и действительных причастий: Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений. Ошибочно: Задание, выполняющееся нами.

Слайд 15

5. Нарушения в предложениях с причастными оборотами 3) совмещение конструкций а) с причастным оборотом и б) с который : Дождь, ливший с утра и помешавший нашей прогулке, закончился после обеда. Дождь, который лил с утра и помешал нашей прогулке, закончился после обеда. Ошибочно: Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда.

Слайд 16

6. Предложения с союзным словом который Это сложноподчинённые предложения с придаточным определительным. 1) Ошибочно делать разрыв между определяемым словом и придаточным предложением со словом который : Ошибочно: Я хочу сдать ЕГЭ по русскому, математике, и истории, которым я раньше не занимался серьёзно. Правильно: Я хочу сдать ЕГЭ по математике, истории и русскому языку, которым я раньше серьёзно не занимался . Ошибочно: Посмотри подарок на день рождения моей мамы, который сестра сделала сама. Правильно: Посмотри подарок, который моя сестра сделала сама на день рождения моей мамы . 2) ошибочное управление словом который: Ошибочно: Вчера выпал снег, по которому мы все обрадовались. Правильно: Вчера выпал снег, которому мы все обрадовались. И: Вчера выпал снег, по которому мы все соскучились .

Слайд 17

7. Ошибочная передача косвенной речи Ошибочно: Петька сказал, что я еще не готов к экзамену. (Петька сказал: «Я еще не готов к экзамену».) Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются. Правильно: Петька сказал, что он еще не готов к экзамену. Ошибочно: Петька сказал, что ждал маму, которая должна приехать. (Петька сказал: «Я жду маму, которая должна приехать».) Правильно: Петька сказал, что ждал маму, которая должна была приехать.

Слайд 18

8. Предложения с двойными союзами 1) неправильное расположение союзов в предложении: Как…, так и… Не только…, но и… Если не…, то… Не столько…, сколько… Не то чтобы…, а… Ошибочно: Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы. (Нарушение логики, союз употреблен неправильно) Правильно: Экзамены сдали не только девятые, но и одиннадцатые классы.

Слайд 19

8. Предложения с двойными союзами 2) ошибочное удвоение союза чем : нежели чем: Ошибочно: Он талантливее, нежели чем его брат. (Союз чем простой) Правильно: Он талантливее, чем его брат. 3) нарушение структуры союза не так…, чем вместо не так…, как : Ошибочно: Моя сумка не так красива, чем у подруги. (Допущено искажение вида союза так, как ) Правильно : Моя сумка не так красива, как у подруги. Или: Моя сумка менее красива, чем у подруги. Ошибочно: Он выступил не так удачно, чем его друзья. (Допущено искажение вида союза так, как) Правильно : Он выступил не так удачно, как его друзья. Или: Он выступил менее удачно, чем его друзья.

Слайд 20

9. Предложения с однородными членами 1) использование разных частей речи в качестве однородных членов предложения: Ошибочно: Прошу тишины и выслушать меня. (Ошибочное использование разных частей речи в качестве однородных членов предложения) Правильно: Прошу тишины и внимания. Ошибочно: Он любит футбол и стрелять. Правильно: Он любит играть в футбол и стрелять. Или: Он любит футбол и стрельбу. 2) использование полных и кратких форм прилагательных: Ошибочно: Деревья высокие и стройны. Правильно: Деревья высокие и стройные. Или: Деревья высоки и стройны.