Инновационная деятельность в РИП

Сиразиева Альфия Вагизовна

Инновационная деятельность - это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_innovatsionnoy_deyatelnosti.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Инновационная деятельность в Институте психологии и образования КФУ

 в рамках Республиканской  инновационной  площадки (РИП)

«Разработка, апробация и внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора»

Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование образовательного учреждения

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мурзинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Контактные данные

422345 РТ Апастовский муниципальный район, село Эбалаково, ул.Школьная, д.1

https://edu.tatar.ru/apastovo/murzino/sch 

422340  РТ Апастовский муниципальный район, село Мурзино, ул.Вахитова, д.1

https://nsportal.ru/vagizovna-alfiya 

Тема инновационной разработки

Повышение эффективности уроков математики для мотивации и самореализации учащихся

Автор

Сиразиева Альфия Вагизовна –учитель математики

Краткое описание инновационной разработки

  Цель: обеспечение эффективной учебной деятельности школьников; обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися, разработка этапов достижения успешности в обучении.

Задачи:
   
1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по теме.
   2. Определить этапы работы по определению основных проблем отрицательной позиции школьников к учению и способов повышения эффективности уроков

 3. Выявить условия эффективности формирования положительных мотивов в процессе становления школьника как субъекта учебной деятельности с помощью решения системы учебных задач.
   4. Разработать систему учебных задач на уроках математики в основной школе, определить содержание диагностических методик и критерии оценки уровня сформированности положительных мотивов

 Актуальность. Пути повышения эффективности обучения ищут во всем мире. Отношение школьников к учебе зависит от мотивации. Мотив (от французского) - побудительная сила, (от латинского) - приводить в движение, толкать. Мотивация - совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.

В настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. С каждым классом мотивация падает. Причин множество. Снижение мотивации определяется перегруженностью программ, оторванностью изучения материала от жизни, от потребностей учащихся.

      Отношение учащихся к учебной деятельности зависит от мотивации, которая имеет определенную структуру. Изучение этой проблемы показывает, что мотивация формируется уже в первые дни и годы обучения. Обычно дети идут в школу с желанием учиться, однако часто первые замечания учителя приводят к нежеланию заниматься, к формированию отрицательной позиции к школе, так и к учению.

Зачастую, как показывает опыт, уровень мотивации на уроках математики оставляет желать лучшего, это конечно в первую очередь зависит от уровня сложности предмета и его учебной нагрузки.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Для формирования познавательных мотивов можно использовать следующие приемы:

  • планирование целей вместе с учеником;
  • связь теоретического материала с практикой;
  • разнообразные формы урока, в том числе и нетрадиционные; организация творческой, поисковой деятельности;
  • организация ситуации успеха каждого ученика (дифференцированное обучение – посильные задания каждому ученику).

Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс мною на уроках активно используются информационные технологии. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения.. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.

Использование яркой и красивой презентации при объяснение нового материала, особенно в 5-6 классах способствуют лучшему усвоению материала, и возникновению желания разобраться и хорошо усвоить данный материал. Кроме того, можно предложить учащимся самим составить презентацию, к уроку-закреплению. Это так же формирует интерес к математики. Хочу отметить, что применение интерактивной доски на уроках математики должно сочетаться с традиционными методами обучения. Учащиеся не должны утратить навыки работы с учебником, дополнительной литературой, наглядными пособиями. Учитель, применяющий на своих уроках информационные технологии, почувствует положительную динамику в мотивации учащихся, ведь благодаря этому решается одновременно ряд проблем:

- больше внимания уделяется потребности личности в саморазвитии;
- легко достигается уровневая дифференциация обучения; 
- отслеживаются ошибки, допущенные учеником, и повторно отрабатывается недостаточно усвоенный материал; 
- используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
- активизируется познавательная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время; 
Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы. Для этого необходим особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения.     Ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес”– это синоним учебной мотивации и он формируется через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. Интерес к изучению той или иной математической темы  зависит от убежденности учащегося в необходимости изучить данный вопрос.

Сегодня урок математики должен стать для школьника не только занятием по решению математических примеров и задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. А значит, современный ученик должен обладать регулятивными учебными действиями. Если учащийся видит в решаемой задаче возможность применить полученные знания на практике  (в повседневной жизни, при изучении других предметов и т. д.), то появляется и интерес к её решению.

Сведения о распространении инновационного опыта

 Благодарственное письмо К(П)ФУ за значительный вклад в развитие сферы образования и плодотворную деятельность, за активное сотрудничество с ФГАОУ ВО К(П)ФУ в области обучения и воспитания молодёжи, 2017 г.

Диплом Казанского (Приволжского) федерального университета за активное участие и выступление в Международной научно-образовательной конференции  «Актуальные проблемы  современной педагогической науки», 2016 г.

Диплом Казанского (Приволжского) федерального университета за активное участие в работе постоянно действующего теоретического семинара «Инновационные технологии обучения и воспитания», 2013год

Диплом Института психологии и образования К(П)ФУ  за активное участие в XII межрегиональной научно-практической конференции учащихся общеобразовательных школ. Гимназий, лицеев и студентов высших учебных заведений, посвященной Году экологии и общественных пространств в России и Республике Татарстан   и Году Н.И. Лобачевского в  Казанском федеральном университете.2017 г.

Сертификат участника V международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки»;

Сертификат участника Международной научно-практической конференции «Социально –устойчивая безопасная среда для детей; психология и педагогика ненасилия в семье и школе», ФГАОУ ВО К(П)ФУ

 Благодарственное письмо К(П)ФУ за значительный вклад в развитие сферы образования и плодотворную деятельность, за активное сотрудничество с ФГАОУ ВО К(П)ФУ в области обучения и воспитания молодёжи;

Диплом Института психологии и образования К(П)ФУ  за активное участие и выступление с НИР  в XII межрегиональной научно-практической конференции учащихся общеобразовательных школ. Гимназий, лицеев и студентов высших учебных заведений, посвященной Году экологии и общественных пространств в России и Республике Татарстан   и Году Н.И. Лобачевского в  Казанском федеральном университете;

- участник Международной научно – практической конференции «Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям» сертификат участника,  Министерство образования и науки Республики Татарстан,  Казанский (Приволжский) Федеральный Университет- Публикация на тему «Основные направления формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках математики» - сборник научных трудов «Современные технологии обучения и воспитания» в материалах Международной научно-практической конференции

МО и Н РФ, Международная академия наук,  К(П)ФУ;

 Публикация на тему «Формирование мотивации на уроках математики» - сборник научных трудов «Инновационные  технологии в образовании» в материалах Международной научно-образовательной  конференции,  МО и Н РФ, К(П)ФУ;

-открытый урок «Числа и вычисления» в рамках муниципального конкурса «Учитель математики -» на базе МБОУ «Апастовская СОШ» Апастовского муниципального района РТ;

мастер класс  занятия математического кружка на тему «Математика вокруг нас: рекурсия в природе» в рамках муниципального конкурса «Учитель математики» на базе МБОУ «Апастовская СОШ» Апастовского муниципального района РТ;

 публикация «Технологическая карта урока математики «Показательная функция. Показательные уравнения и неравенства» в социальной сети  работников образования https://nsportal.ru/vagizovna-alfiya 

- выступление на методологическом семинаре Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета по теме «Психология математических способностей школьников»

- выступление на августовском совещании районного методического объединения учителей математики Апастовского муниципального района  на тему «Поддержка одаренности обучающихся – залог формирования успешных выпускников» на базе МБОУ «Деушевскаяя СОШ»

- выступление  рамках  семинар-совещания ЗДУВР ОУ  Апастовского района «Организация учебно-воспитательной деятельности в условиях реализации задач полилингвального обучения» на базе МБОУ «Мурзинская СОШ».

- Благодарность К(П)ФУ за активное участие во Второй международной научно-технической  конференции «Наука будущего»,  Второго  научного молодёжного форума «Наука будущего –наука молодых» 

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки

2014 год

-  победитель школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике для учащихся 5, 6  классов;

- призёры Всероссийской интернет-олимпиады по дисциплине «Математика» 2 и 3 место (дипломы);

2015 год

- победители школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике для учащихся 6, 7 классов;

- призёры международной математической конкурс игры  «Кенгуру»;

-  победители и призёры III Всероссийской олимпиады по математике «Понятные числа»

1-3 места (дипломы);

-  2016 год

- победители и призёры Международной дистанционной олимпиады по математике «Инфоурок», 1-3 места (дипломы);

2017 год

-  участник региональной научно-практической конференции школьников «Поиск»

- победители и призёры школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике для учащихся 8,9  классов;

 Форма представления инновационной деятельности

Публикация работ в печатных изданиях и на интернет сайте

- публикация программы элективного курса «Осторожно, модуль»  в социальной сети  работников образования https://nsportal.ru/vagizovna-alfiya

Защита проекта 

«Разработка технологической карты урока» - проектная работа в рамках курсов повышения квалификации по программе «Обновление содержания и методики преподавания математики в условиях перехода на ФГОС общего образования», г Казань, 2015г.

 «Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ» в рамках научно-методического семинара  «Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ (теория и практика);

 выступление на методологическом семинаре  по теме «Психология математических способностей школьников» Диплом Института психологии и образования К(П)ФУ