Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС нового поколения
Обобщение опыта по внеурочной деятельности младших школьников с ведением ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_kak.docx | 29.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность как
инновационная составляющая
ФГОС нового поколения
2012-2013
Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития у ребёнка интересов на основе свободного выбора, достижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи:
1.Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности.
2.Создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности.
3.Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности.
4.Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.
5.Создание условий для реализации приобретённых знаний, умений и навыков.
6.Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
С 2009 года наша школа участвует в эксперименте по введению ФГОС. Реализация стандартов второго поколения в школе ведётся по учебно-методическому комплексу «Школа 2100». Более 10 лет учителя школы работают по этой образовательной системе. Опыт работы по данному УМК – это «мостик» к переходу на новый стандарт. Формы внеурочной деятельности в нашей школе можно увидеть в следующей таблице.
Направление | ПРОГРАММЫ (РАБОЧИЕ) | Формы работы | Решаемые задачи |
Спортивно-оздоровитель ное | «Здоровьесбе регающие пятиминутки», «Здоровейка», Спортландия», «Моё здоровье» | Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры | Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья |
Художествен но-эстетическое | «В гостях у сказки», кукольный театр «Арлекино», «Умелые ручки», «Домисолька» | Занятия в музыкальном кружке, экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов, посещение выставок. | Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций |
Гражданско – патриотическое | «Моя малая Родина» | Беседы, экскурсии, просмотр фильмов, встречи с известными людьми. | Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества |
Проектная деятельность | Реализация через все направления внеурочной деятельности. | Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки | Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов |
Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются все необходимые условия: занятия в начальных классах проводятся в первую смену; имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание; медицинский кабинет.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем, актовым залом, библиотекой, стадионом. Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и реализуется различными формами организации, таких как экскурсии, кружки, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования, проекты.
В школе внеурочная деятельность проводится по следующим направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное. Здесь мы работаем по программе «Здоровейка», которая составлена и рассчитана на 4 года.
Цель – воспитывать культуру питания и этикет, умение правильно закалять свой организм, применяя здоровьесберегающие технологии.
Например, на занятиях «В гостях у Мойдодыра» дети инсценируют сказку Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр», самостоятельно придумывают костюмы, выбирают роли, рисуют героев сказки.
В нашем кабинете проведён Интернет. И дети имеют возможность выбора понравившихся сказок, которые с удовольствием инсценируют, а также сами находят дополнительный материал для конкурсов, бесед, спектаклей, викторин.
Для закаливания организма игры проводятся на свежем воздухе. Зимой катаемся на санках, лепим разные снежные фигуры, а весной и осенью занимаемся исследовательской деятельностью. Например, наблюдаем за первоцветами, знакомимся с лекарственными растениями. Результат этой деятельности – проекты учащихся. С проектами «Берегите первоцветы»,
«Лекарственные растения нашей местности» ребята выступали на школьной научно – практической конференции и заняли призовые места.
Во внеурочной деятельности хорошую помощь оказывают родители. Например, для проведения праздника «Урожай» они помогли детям сделать костюмы, поделки из овощей и приняли активное участие в конкурсе «Витаминный салат».
2.Художественно – эстетическое направление.
Здесь работа ведётся по программам: «Умелые ручки», «Домисолька», «В гостях у сказки», кукольный театр «Арлекино».
На этих занятиях ребята делают « Дымковскую игрушку», глину для этих занятий заготавливают родители, а ребята с удовольствием лепят из неё разные фигуры. В школе накоплена богатая коллекция глиняных игрушек. Начата работа по изготовлению мягкой игрушки, которую используют при постановке спектаклей. По теме «Мягкая игрушка» ведётся проектная деятельность.
На занятиях «Домисолька» ребята разучивают новые песни, участвуют в музыкальных конкурсах, знакомятся с композиторами, музыкальными инструментами, принимают активное участие в концертах школы и села.
3.Гражданско-патриотическое направление.
Мы работаем по программе « Моя малая Родина».
Во внеурочной деятельности уделяется большое внимание изучению родного края. Ребята знакомятся с историей села, собирают материал о тружениках села и ветеранах войны и труда. Дети ходят к ним, записывают их воспоминания, которые заносятся в летопись истории школы. Ребята участвуют в акциях: «Помощь ветерану», «Доброта», где оказывают посильную помощь: складывают дрова, убирают территорию. Традиционными стали участие в митинге « 9 Мая», в празднике « Военно-патриотической песни», конкурсе стихотворений, посвящённых Дню Победы.
По желанию ребята составляют «Древо семьи», изучая корни своей семьи, своего рода.
Таким образом, занятия по предметам школьного цикла имеют своё естественное продолжение в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. Внеклассные и внешкольные занятия учащихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем мире. Подобная деятельность способствует гармоничному воспитанию школьников, а также даёт возможность практически использовать знания в реальной жизни.
Но нужно остановиться и на проблемах, с которыми мы сталкиваемся во внеурочной деятельности. Среди основных факторов, способных повлиять на результаты введения ФГОС можно выделить следующие:
Фактор риска | Возможные пути разрешения |
отсутствие достаточного финансирования | привлечение средств из дополнительного фонда |
низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки | мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов |
отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов | привлечение специалистов дополнительного образования, специалистов районной музыкальной школы. |
Вся внеурочная деятельность соответствует требованиям ФГОС. Когда ученик делает, он осваивает нечто новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия, которые его утверждают в социуме.
Доклад
Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, ценностно- ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития у ребёнка интересов на основе свободного выбора, достижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи:
1. Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности.
2. Создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности.
3. Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности.
4. Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.
5. Создание условий для реализации приобретённых знаний, умений, навыков.
6. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов- ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.
С 2009 года наша школа участвует в эксперименте по введению ФГОС. Реализация стандартов второго поколения в школе ведётся по учебно-методическому комплексу «Школа 2100». Более 10 лет учителя школы работают по этой образовательной системе. Опыт работы по данному УМК - это «мостик» к переходу на новый стандарт.
Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются все необходимые условия: занятия в начальных классах проводятся в первую смену; имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание; медицинский кабинет.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарём, библиотекой, спортивной площадкой. Кабинеты оборудованы компьютерной техникой.
Содержание занятий сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и реализуются различными формами организации, таких как экскурсии, кружки, конкурсы, беседы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования, проекты.
В школе внеурочная деятельность проводится в соответствии с программами, составленными на 4 года обучения и ведётся по следующим направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное.
Работа ведётся по программе «Моё здоровье».
Цель: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения. На занятиях мы используем занимательные беседы, читаем и обсуждаем детские книги по теме занятия, например» Мойдодыр», «Федорино горе» Чуковского, проводим литературные викторины: например детям очень запомнилось сказочное путешествие в страну «Здравушка» цель которой была вспомнить произведения российских писателей, посвящённые сохранению здоровья и героев этих произведений, инсценируем ситуации, просматриваем видеофильмы.
Реализация данной программы реализуется разными путями, но обязательно при условии решения задач осознания ценности здоровья как: личной ценности; наследственной ценности; общественной ценности.
2. Художественно-эстетическое направление.
Педагогом реализуется программа «Арлекино», где ставится задача помочь детям реализовать свои познания и умения в творческом показе, в работе с миниатюрами. Театральные игры такие как «Весёлые гуси», «Заюшкина избушка», «Незнайкин и его друзья» и др. обучают учащихся также общению друг с другом, развивают сценическое искусство, что способствует развитию коллективного мышления и коллективного творчества.
Младшие школьники музыкальны, ритмичны, достаточно исполнительны и дисциплинированы, они с удовольствием участвуют в массовых игровых формах деятельности, коллективных мероприятиях, праздниках. Поэтому мы привлекаем к организации занятий во второй половине родителей, которые помогают нам организовать постановки кукольного мини - театра, музыкальные театрализованные представления. Свои творческие мини-проекты ребята показывают для жителей села на праздниках День Матери, 8 Марта, Новый год, День Защитника Отечества, а также родительских собраниях.
Одним из приоритетных направлений образовательной деятельности школы является организация исследовательской деятельности, которую мы рассматриваем как особый вид интеллектуально-творческой деятельности. Поэтому в рамках внеурочной деятельности школьников особое место занимает реализация программы «Умелые ручки», цель которой, воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно-прикладного искусства; формирование у учащихся систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, культуры, традиций.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребёнка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении самоутверждению в жизни;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.
Данная программа способствует развитию у детей исследовательского поведения, которое, на наш взгляд, выступает в качестве важнейшего источника личного развития и саморазвития.
На данном этапе реализации программы учащимися школы совместно с родителями, библиотекарем и педагогами был подготовлен и защищён проект «Мои любимые игры и игрушки» Эксперимент продолжался в течение года.
Идея эксперимента состояла в том, чтобы показать детям, что мир игрушки удивительно многообразный, что рядом живут сказка и реальность, современность и традиция. Что в игрушке отразился по-своему общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижение ремесла и народного творчества, техники и искусства. Каждый народ, создавая игрушки, передавал в них своё мироощущение. Собирая информацию, учащиеся знакомились с историей развития игрушечного промысла в России, а именно с национальным сувениром «русская матрёшка», узнали о том какими игрушками и в какие игры играли их мамы, бабушки, а тем более прабабушки. Чем отличается современная игрушка от игрушек прошлых лет. В ходе эксперимента показала и то, что игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны.
Идея была и в том, чтобы дети поняли, что игрушки сопутствуют нам с детства, учат нас общаться, заботится о близких, помогают узнавать окружающий мир, что игрушки нужны детям не только для игры, а также для украшения жилища, для праздников, для театра. На занятиях учила детей изготавливать игрушки из глины, соломы, солёного теста, меха, бумаги. Знакомила с технологией их изготовления. Формой представления результатов - проведение родительского собрания, где прошла защита проекта, где просматривались работы и выбирались лучшие.
В конце эксперимента каждый ученик открылся как неповторимая личность, каждый ученик сумел самовыразиться, проявил оригинальность и артистизм, получил от своей работы удовольствие. При создании проекта развивала у детей коммуникативные умения, самостоятельность, творческую активность, воспитывала коллективизм, развивала речь, воображение, фантазию.
Содержание программы «Умелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов техник искусства. Большое внимание уделяю творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется и познавательная активность.
В нашей школе в 4 классе введён предмет «Основы светской этики». Уже сейчас я решила приобщить детей к пониманию этого предмета, поэтому у меня родился замысел создание мини-проекта «Макет храма», где я дала первоначальное понятие о религиях разных народов. Обобщением этого материала стало занятие, где мы своими руками смастерили модель храма. К этому занятию детям было предложено задание найти как можно больше информации о храмах. С этого занятия учащиеся получили знания, что храм культурное здание для выполнения религиозных обрядов. Что строительство зданий началось в глубокой древности, и являются выдающимися памятниками национального зодчества и находятся под охраной государства.
Я считаю, что при работе над мини-проектами у детей вырабатываются навыки креативного мышления.
В начале учебного года я знакомлю родителей с планом работы, для того чтобы они подготовили нужный материал для занятий, поэтому родители являются первыми нашими помощниками. Тесная связь семьи и школы способствует воспитанию школьников. На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание учащихся не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к знаниям. А это является главным отличием от уроков технологии.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Они включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. В теоретической части беседуем с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение материала имеет логическую последовательность, которая неизбежно приводит детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработки изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Таким образом, ребенок, вовлеченный в разные виды деятельности, приобретают необходимый социальный опыт, развивают качества, помогающие успешному личностному развитию.
Вся внеурочная деятельность соответствует требованиям ФГОС. Когда ученик делает, он осваивает нечто новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия, которые его утверждают в социуме.
Мы работаем в режиме «Школа полного дня», и я считаю, что ШПД – необходимая форма для организации внеурочной деятельности учащихся. И это является реальным механизмом реализации ФГОС нового поколения в начальной школе.
Литература.
- Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. - Издательство Просвещение, Москва 2009 г.
- Бондаренко А.И. Проект как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. – Начальная школа плюс до и после, № 5, 2004.
- Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. – Начальная школа, № 10, 2006.
- Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
- Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. – М.: Просвещение, 1979.