Проект по самообразованию

Дрожжина Екатерина Олеговна

Мой проект по самообразованию .

Тема " Агрессивность у детей дошкольного возраста"

Актуальность проблемы: Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, вы­двигают на первый план задачу изуче­ния психологических условий, вызываю­щих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности явля­ется в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего станов­ления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Те или иные формы агрессии ха­рактерны для большинства детей. Од­нако известно, что у определенной ка­тегории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняет­ся, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников. В итоге снижается продуктивный потенциал ре­бенка, сужаются возможности полно­ценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности су­щественно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тема­тике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, ос­таются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные под­ходы к определению сущности агрес­сивного поведения, его психологичес­ких механизмов. При всем многообра­зии трактовок этого явления, агрессив­ность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

В связи с актуальностью проблемы, целью самообразования является изучение социально-педагогической деятельности, литературы по профилактике и коррекции проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  «ЯГОДКА»

« ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

Дрожжина Екатерина Олеговна

______________________________________________

Ф.И.О. педагога

Социальный педагог

______________________________________________

должность

Общий стаж

Пед.стаж

Пед.стаж в данном МДОУ

Категория

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации

7 лет

1 год

1 год

-

-

01.10.2014

ТЕМА: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

2013-2015

учебный год

Этап работы над темой:                                       ____Подготовительный___________

Дата начала работы над темой:                           ____Сентябрь 2013 год_________

Предполагаемая дата окончания работы:          _____Май 2015_год_________

                   

        

 «Управление образования города Лабытнанги"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  «ЯГОДКА»

ПРОЕКТ

_«Агрессивность у детей дошкольного возраста»

тема проекта

2013-2015 учебный год

сроки реализации проекта

Ф.И.О. автора:  Дрожжина Екатерина Олеговна__

2013 год

Проект самообразования

«Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Актуальность проблемы: Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные  меры.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

В связи с актуальностью проблемы, целью самообразования является изучение социально-педагогической деятельности, литературы по профилактике и коррекции проблемы.

Задачи самообразования:

1. Выявить особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте.

2. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии.

3. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к агрессивному поведению.

4. Ознакомится с видами коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста;

5. Разработать рекомендации родителям по предупреждению агрессивного поведения.

6. Создать игротеку

Направления самообразования:

- изучение основополагающих теорий и понятий;

- изучение обновленной литературы по изучаемой проблеме;

- ознакомление с экспериментальными работами по проблеме профилактики дошкольной агрессии;

- ознакомление с опытом работы других специалистов по исследуемой проблеме;

В изучении данной проблемы я использовала следующие методы:

- изучение и анализ научной, популяционной литературы, Интернет источников;

- лекции, доклады, посвященные изучаемой проблеме;

- ознакомление с опытом работы других педагогов;

- анализ результатов.

Перспективы самообразовательной деятельности:

- ориентирование в новой литературе;

- умение разбираться в изучаемой проблеме;

- изучение возможностей профилактики и коррекции;

- ознакомление с основными формами агрессивного поведения детей дошкольного возраста;

План самообразования по проблеме агрессивности детей дошкольного возраста                     (2013-2015 учебный год)

 

Этапы

Планируемые мероприятия/работы по самообразованию

Сроки

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Изучение литературы,

телевидение,

газеты, журналы,

литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).

Интернет,

видео,

аудио информация на различных носителях.

Составление списка литературы по темам

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Совершенствование своих знания в области классической и современной психологии и педагогики, социальной педагогики;

3. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;

4. Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры посредством изучения методологической, педагогической, психологической литературы касающейся изучаемой проблематики.

5. Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов;

6.Изучение статей пропагандирующих здоровый образ жизни;

7. Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме;

     Сентябрь 2013

    В течении года

2.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Повышения квалификации через ознакомление с

семинарами и конференциями,

Мастер-классы,

Мероприятия по обмену опытом,

Составление собственного литературного блока в газете « Ягодная полянка»

1. Ознакомление с материалами семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег (воспитателей, социальных педагогов, психологов своей организации и др. учреждений) по изучаемой теме для непосредственного получения практической информации;

2. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, обсуждение основных интересующих проблем, самоанализ своих знаний на основе сравнения со знаниями коллег;

3. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой проблеме.

4. Изучение современных психологических методик, способов коррекции;

5. Общение с коллегами педагогами в школе, районе, городе и в Интернете, изучение их взглядов и подходов к проблеме, ознакомление с их практической деятельностью;

6. Создание собственной мультимедиа базы различными роликами, фильмами, социальной рекламой, презентациями, буклетами и т.д.

7. Создание картотеки игр.

1.В течение 2013 – 2015 уч. года

2.В течение года

3.Январь

4.Февраль

5.В течение года

6.В течение 2014-2015 уч. года

3.

САМООТЧЕТ:

1) Подготовка отчета-презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему;

2) Подготовка консультации для педагогов ДОУ по изучаемой теме;

3) Составление рекомендаций для родителей (буклет)

2) Демонстрация картотеки игр;

3) Запись на компакт-диски составленной библиотеки и мультимедиатеки, презентации, медиа базы (как возможность быстрого обращения к необходимым материалам и хранению).

          Май 2015

 

Список литературы:

1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6.

2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 2001.

3. Божович Л.А. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности – М., Воронеж, Филинъ, 1995

4. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности //   Общественные науки и современность. – 1993. - №3.

5. Габрунер М., Соколовская В. Эмоционально-личностный тест «Сказка» // Обруч. – 2003. №2. – с. 14-19.

6. Запорожец А.В. Избранные произведения – М., Психология и педагогика, 1986

7. Подластый И.П. Педагогика – М., ВЛАДОС, 1999

8. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб. 1996.

9. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб. Питер, 2003. – 510 с.

10. Кукса В. Агрессивный ребенок. http://baby.com.ua

11. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб. 1997.

12. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6.

13. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991.

14. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994.

15. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.

16. Нагимова С. Н. Причины агрессивного поведения детей // Современные наукоемкие технологии. – 2007. - № 6. – С.10-12.

17. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка – М, ИНФРА-М, 1992

18. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с.

19. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников. – М., 2001.

20. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.

21. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 1997.

22. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной   личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2.

23. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб. 1999.

24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. псообие: В 2 кн. - М., 2003. – Кн.1.

25. Смолярчук И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. - № 5. – С. 173-180.

26. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. - №1.

27. Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск, 1996.

28. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.

29. Холод Н. И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей // Ярославский педагогический вестник, 2005. - № 4. – С.72-

30. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб, пособие для студ. высш, пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

31. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка в дошкольном возрасте (от рождения до семи лет) – СПб. Питер, 1998



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по самообразованию

на 2021-2022 учебный год

ФИО педагога (специалиста): Дрожжина Екатерина Олеговна

Группа (должность):  учитель- логопед
Тема: « «Использование нетрадиционных технологий в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста»»
Цель: Цель – создание цикла коррекционно-логопедических занятий с использованием нетрадиционных технологий, обеспечивающих эффективную коррекцию звукопроизношения, фонематических процессов, формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Задачи:

1. - Изучить современные подходы к использованию нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе.

- Развивать все компоненты речевой системы ребенка с ТНР (коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи.

- Развитие мелкой моторики, мимики, воздушной струи.

- Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.

- Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку.

- Развитие мотивации к логопедическим занятиям.

- Распространить опыт использования нетрадиционных методов в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.

Литература: (Указывается автор, название, издательство и год)

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия 2008 г.
  2. Богусловская, З. М, Развивающие игры для детей дошкольного возраста  З. М. Богусловская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, - 1991.
  3. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Хлоп-топ -2: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. _ М.: Издательство «Гном и Д», 2004.
  4. Ванюхина, Г. В. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников Г. В. Ванюхина. – М, 1983. Воротнина Л. М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. Л. М.
  5. Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О.М. Вершина. М.: Просвещение, 2003.
  6. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. // Дефектология. 2009 г. №4
  7. Дерново Л. П. Обучение рассказыванию с элементами творчества детей с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. — М., 2008.
  8. Игры в логопедической работе с детьми // ред.-сост. В.И. Селеверстов. М.: Гном, 2007.
  9. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009с
  10. Леонтьев А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2004. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/mpk-7.html
  11. Мещеряков В. Н. Как пересказывать произведения литературы, живописи, музыки: Методические приемы и образцы. - М.: Флинта: Наука, 2009 г.
  12. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. - Ярославль Академия развития 1996г. Преодоление ОНР /Под ред. Волосовец М. 2009 г.
  13. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. - Ульяновск, 2005.
  14. Сохин Ф. А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. — М., 2009.
  15. Ткаченко, Г. Н. Использование схем в составление описательных рассказов Н. Г. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 10. – С. 16 – 21.
  16. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. РИЦ Владос. М., 2004.

Вопросы для изучения

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

1.

«Использование нетрадиционных технологий в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста»»

октябрь

1.        Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия 2008 г.

2.        Богусловская, З. М, Развивающие игры для детей дошкольного возраста  З. М. Богусловская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, - 1991.

3.        В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Хлоп-топ -2: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. _ М.: Издательство «Гном и Д», 2004.

Изучение литературы по данному вопросу

2.

Картотека разнообразных  игр, направленных на развитие речи

ноябрь

Создание картотеки разнообразных  игр, направленных на развитие речи

Картотека игр

3.

Составление плана занятий с детьми направленных на коррекцию речи с использованием нетрадиционных техник.

декабрь

Конспекты занятий

План занятий

4.

Нетрадиционные технологии в обучении связной речи детей 

Январь

консультация  

Консультация для воспитателей  

5.

Итоги проведенной работы

Май

отчет

В  папке по самообразованию