Проект по самообразованию
Мой проект по самообразованию .
Тема " Агрессивность у детей дошкольного возраста"
Актуальность проблемы: Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
В связи с актуальностью проблемы, целью самообразования является изучение социально-педагогической деятельности, литературы по профилактике и коррекции проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_proekt_drozhzhina_agressivnost.docx | 29.29 КБ |
logoped_perspektivnyy_plan_samoobrazovanie_drozhzhina_2022.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ЯГОДКА»
« ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»
Дрожжина Екатерина Олеговна
______________________________________________
Ф.И.О. педагога
Социальный педагог
______________________________________________
должность
Общий стаж | Пед.стаж | Пед.стаж в данном МДОУ | Категория | Дата последней аттестации | Дата предполагаемой аттестации |
7 лет | 1 год | 1 год | - | - | 01.10.2014 |
ТЕМА: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
2013-2015
учебный год
Этап работы над темой: ____Подготовительный___________
Дата начала работы над темой: ____Сентябрь 2013 год_________
Предполагаемая дата окончания работы: _____Май 2015_год_________
«Управление образования города Лабытнанги"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ЯГОДКА»
ПРОЕКТ
_«Агрессивность у детей дошкольного возраста»
тема проекта
2013-2015 учебный год
сроки реализации проекта
Ф.И.О. автора: Дрожжина Екатерина Олеговна__
2013 год
Проект самообразования
«Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Актуальность проблемы: Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные меры.
Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
В связи с актуальностью проблемы, целью самообразования является изучение социально-педагогической деятельности, литературы по профилактике и коррекции проблемы.
Задачи самообразования:
1. Выявить особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте.
2. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии.
3. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к агрессивному поведению.
4. Ознакомится с видами коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста;
5. Разработать рекомендации родителям по предупреждению агрессивного поведения.
6. Создать игротеку
Направления самообразования:
- изучение основополагающих теорий и понятий;
- изучение обновленной литературы по изучаемой проблеме;
- ознакомление с экспериментальными работами по проблеме профилактики дошкольной агрессии;
- ознакомление с опытом работы других специалистов по исследуемой проблеме;
В изучении данной проблемы я использовала следующие методы:
- изучение и анализ научной, популяционной литературы, Интернет источников;
- лекции, доклады, посвященные изучаемой проблеме;
- ознакомление с опытом работы других педагогов;
- анализ результатов.
Перспективы самообразовательной деятельности:
- ориентирование в новой литературе;
- умение разбираться в изучаемой проблеме;
- изучение возможностей профилактики и коррекции;
- ознакомление с основными формами агрессивного поведения детей дошкольного возраста;
План самообразования по проблеме агрессивности детей дошкольного возраста (2013-2015 учебный год)
№ | Этапы | Планируемые мероприятия/работы по самообразованию | Сроки |
1. | ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Изучение литературы, телевидение, газеты, журналы, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.). Интернет, видео, аудио информация на различных носителях. | Составление списка литературы по темам 1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2. Совершенствование своих знания в области классической и современной психологии и педагогики, социальной педагогики; 3. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни; 4. Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры посредством изучения методологической, педагогической, психологической литературы касающейся изучаемой проблематики. 5. Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов; 6.Изучение статей пропагандирующих здоровый образ жизни; 7. Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме; | Сентябрь 2013 В течении года |
2. | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями, Мастер-классы, Мероприятия по обмену опытом, Составление собственного литературного блока в газете « Ягодная полянка» | 1. Ознакомление с материалами семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег (воспитателей, социальных педагогов, психологов своей организации и др. учреждений) по изучаемой теме для непосредственного получения практической информации; 2. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, обсуждение основных интересующих проблем, самоанализ своих знаний на основе сравнения со знаниями коллег; 3. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой проблеме. 4. Изучение современных психологических методик, способов коррекции; 5. Общение с коллегами педагогами в школе, районе, городе и в Интернете, изучение их взглядов и подходов к проблеме, ознакомление с их практической деятельностью; 6. Создание собственной мультимедиа базы различными роликами, фильмами, социальной рекламой, презентациями, буклетами и т.д. 7. Создание картотеки игр. | 1.В течение 2013 – 2015 уч. года 2.В течение года 3.Январь 4.Февраль 5.В течение года 6.В течение 2014-2015 уч. года |
3. | САМООТЧЕТ: 1) Подготовка отчета-презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему; 2) Подготовка консультации для педагогов ДОУ по изучаемой теме; 3) Составление рекомендаций для родителей (буклет) 2) Демонстрация картотеки игр; 3) Запись на компакт-диски составленной библиотеки и мультимедиатеки, презентации, медиа базы (как возможность быстрого обращения к необходимым материалам и хранению). | Май 2015 |
Список литературы:
1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6.
2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 2001.
3. Божович Л.А. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности – М., Воронеж, Филинъ, 1995
4. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993. - №3.
5. Габрунер М., Соколовская В. Эмоционально-личностный тест «Сказка» // Обруч. – 2003. №2. – с. 14-19.
6. Запорожец А.В. Избранные произведения – М., Психология и педагогика, 1986
7. Подластый И.П. Педагогика – М., ВЛАДОС, 1999
8. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб. 1996.
9. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб. Питер, 2003. – 510 с.
10. Кукса В. Агрессивный ребенок. http://baby.com.ua
11. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб. 1997.
12. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6.
13. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991.
14. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994.
15. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.
16. Нагимова С. Н. Причины агрессивного поведения детей // Современные наукоемкие технологии. – 2007. - № 6. – С.10-12.
17. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка – М, ИНФРА-М, 1992
18. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с.
19. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников. – М., 2001.
20. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.
21. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 1997.
22. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2.
23. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб. 1999.
24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. псообие: В 2 кн. - М., 2003. – Кн.1.
25. Смолярчук И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. - № 5. – С. 173-180.
26. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. - №1.
27. Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск, 1996.
28. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.
29. Холод Н. И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей // Ярославский педагогический вестник, 2005. - № 4. – С.72-
30. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб, пособие для студ. высш, пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
31. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка в дошкольном возрасте (от рождения до семи лет) – СПб. Питер, 1998
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по самообразованию
на 2021-2022 учебный год
ФИО педагога (специалиста): Дрожжина Екатерина Олеговна
Группа (должность): учитель- логопед
Тема: « «Использование нетрадиционных технологий в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста»»
Цель: Цель – создание цикла коррекционно-логопедических занятий с использованием нетрадиционных технологий, обеспечивающих эффективную коррекцию звукопроизношения, фонематических процессов, формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Задачи:
1. - Изучить современные подходы к использованию нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе.
- Развивать все компоненты речевой системы ребенка с ТНР (коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи.
- Развитие мелкой моторики, мимики, воздушной струи.
- Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
- Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку.
- Развитие мотивации к логопедическим занятиям.
- Распространить опыт использования нетрадиционных методов в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.
Литература: (Указывается автор, название, издательство и год)
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия 2008 г.
- Богусловская, З. М, Развивающие игры для детей дошкольного возраста З. М. Богусловская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, - 1991.
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Хлоп-топ -2: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. _ М.: Издательство «Гном и Д», 2004.
- Ванюхина, Г. В. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников Г. В. Ванюхина. – М, 1983. Воротнина Л. М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. Л. М.
- Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О.М. Вершина. М.: Просвещение, 2003.
- Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. // Дефектология. 2009 г. №4
- Дерново Л. П. Обучение рассказыванию с элементами творчества детей с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. — М., 2008.
- Игры в логопедической работе с детьми // ред.-сост. В.И. Селеверстов. М.: Гном, 2007.
- Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009с
- Леонтьев А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2004. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/mpk-7.html
- Мещеряков В. Н. Как пересказывать произведения литературы, живописи, музыки: Методические приемы и образцы. - М.: Флинта: Наука, 2009 г.
- Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. - Ярославль Академия развития 1996г. Преодоление ОНР /Под ред. Волосовец М. 2009 г.
- Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. - Ульяновск, 2005.
- Сохин Ф. А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. — М., 2009.
- Ткаченко, Г. Н. Использование схем в составление описательных рассказов Н. Г. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 10. – С. 16 – 21.
- Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. РИЦ Владос. М., 2004.
№ | Вопросы для изучения | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
1. | «Использование нетрадиционных технологий в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста»» | октябрь | 1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия 2008 г. 2. Богусловская, З. М, Развивающие игры для детей дошкольного возраста З. М. Богусловская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, - 1991. 3. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Хлоп-топ -2: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. _ М.: Издательство «Гном и Д», 2004. | Изучение литературы по данному вопросу |
2. | Картотека разнообразных игр, направленных на развитие речи | ноябрь | Создание картотеки разнообразных игр, направленных на развитие речи | Картотека игр |
3. | Составление плана занятий с детьми направленных на коррекцию речи с использованием нетрадиционных техник. | декабрь | Конспекты занятий | План занятий |
4. | Нетрадиционные технологии в обучении связной речи детей | Январь | консультация | Консультация для воспитателей |
5. | Итоги проведенной работы | Май | отчет | В папке по самообразованию |