Главные вкладки
Селитринникова Анна Александровна
Формирование базовых навыков патриотического воспитания посредством художественного творчества.
Тема моего выступления. Формирование базовых навыков патриотического воспитания посредством художественного творчества.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей высоких патриотических чувств (чувства верности родине, готовности к выполнению своего гражданского долга по защите интересов родной страны).
Высказывание Владимира Владимировича Путина. «От того, как мы воспитаем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и преумножить себя саму. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но, в тоже время, сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке». Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей” К традиционным ценностям относятся, в частности, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, служение Отечеству, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с молодежью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений, средств массовой информации и коммуникаций, международного сотрудничества. Ее целями являются в т. ч. передача традиционных ценностей от поколения к поколению, формирование образа России как хранителя и защитника традиционных ценностей. Исходя из этого, важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является воспитание патриотизма у подрастающего поколения.
Цель патриотического воспитания в моих объединениях - создание условий, способствующих патриотическому, духовному и творческому развитию личности юного гражданина России. Чтобы сформировать патриотические чувства и развивать личность ребенка через художественное творчество необходимо реализовать следующие задачи:
1. Формировать у детей систему знаний о своей Родине, любви к родному краю.
2. Развивать любовь и уважение к национальным традициям, обычаям.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к своей малой родине.
4. Воспитывать гордость за подвиги старших поколений.
5. Включать детей в практическую работу, при выполнении творческих заданий для участия в выставочно-конкурсной деятельности.
Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемый и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности обучающихся.
На своих занятиях я не только знакомлю детей с изобразительным и декоративно-прикладным творчеством, но и с историей своей страны, своего края. Это происходит при знакомстве с творчеством художников, народно-прикладным творчеством, во время посещения зала этнографии в Центре детского творчества дети узнают много нового о Курском крае. Обучающиеся получают очень ценные знания об истории курского костюма, промыслах, обычаях, которые в дальнейшем применяют при изготовлении народной куклы. Когда учащиеся осваивают новый материал по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, лучшем показателем освоения этого материала является выставочно-конкурсная деятельность.
С детьми мы часто принимаем участие в разных выставках. Есть темы «любимые» - это пейзажи о родном крае, космос, портрет мамы и т.д... Из опыта своей работы я могу сказать, что детям легко работать на фантастические темы или то что они могут увидеть, например, пейзаж, портрет. При работе на патриотическую тему у детей часто возникают трудности, так как им тяжело это прочувствовать, представить, понять, ведь они живут в другое время. Участие в выставочно-конкурсной деятельности по тематике «Патриотическое воспитание», это и интернациональные войны, в которых принимала участие Российская Федерация, Защитники Руси во времена Александра Невского, Великая Отечественная война, СВО которая происходит сейчас, помогают воспитывать личностные качества будущего гражданина и патриота России. Чтобы с мотивировать детей работать на тему патриотизма, надо погрузить их в это время, показать весь ужас войны или наоборот, что и в это время есть любовь, настоящая дружба, поддержка близких людей. Тогда выполненная работа будет правдива, эмоциональна и иметь большой шанс на призовое место. Вместе с детьми мы ходим на патриотические мероприятия, которые проходят в Центре детского творчества, их проводит массовый отдел, школа полезного действия, педагоги организаторы. Эти занятия помогают «погрузить» детей, и настроить на работу. Из своего опыта могу сказать, что сильное впечатление на обучающихся оказывают рассказы людей, их переживания, документальные фильмы, которые показывают, как жилось людям в то время. Инсталляции, которые видят дети в нашем учреждении и за его приделами (ТВ, Интернет, видеобзоры, ролики и т.д.) так же помогают глубже прочувствовать тему.
Чтобы конкурсная работа действительно заняла достойное место и была оценена жюри, нужно соблюдать определенные критерии.
1. Индивидуальный подход. Сюжет работы, материалы выбираются от возраста и возможностей обучающегося. Давайте рассмотрим для примера две работы. Если мы посмотрим на первую работу, то видим, что ребенок изобразил портрет солдата, сюжет очень простой (5 лет). На второй работе сложная сюжетная композиция, соответствующая возрасту ребенка (15 лет). Повторять работу с интернета или другого источника нельзя, так как это чужая идея.
2. Обязательно выполняются предварительные наброски и эскизы. Если вы уже знаете, что будете рисовать то обязательно выполните наброски, найдите нужную позу, движение. Это хорошо сделать в графике (уголь, простой карандаш).
3. Выбор композиции. Работа над композицией не отделима от выполнения набросков. Одно плавно переходит в другое. Композиция - это одно из самых важных условий. Ведь если ваша работа будет прекрасно выполнена и тема будет очень актуальна, но в работе не будет целостной композиции, шансы на призовое место уменьшаются. Если рисунок выполнить сразу на лист, то достичь желаемого результата у вас возможно и не получится. Посмотрев на выполненный рисунок, вы возможно захотите что-то убрать или добавить. Один и тот же сюжет можно выполнить в разных форматах (горизонталь, вертикаль)
4. Материалы. Материал нужно выбирать от умения ребенка. Если ребенок никогда не работал углем, или сангиной то не стоит выставочную работу выполнять в этом материале. Так же на выбор материала влияет что вы хотите изобразить, если это плакат, то как правило для него подойдут краски с более ярким цветом гуашь, если в работе вы хотите показать живописность и приглушенные цвета, то для этого лучше взять акварель, пастель.
5. Последовательность выполнения. Последовательность ведения работы очень важно соблюдать ведь от этого зависит качество работы. Очень часто дети начинают выполнять работу с самого интересного и мелкого это может быть бант, сумочка и т.д. а если работа выполняется красками, то это все размазывается или зарисовывается. Рекомендую напомнить ребенку последовательность в работе. Первое правило от большого к маленькому. Сначала нужно работать с большим пространством (земля, небо, стена и т.д.). Затем работаем над тем что по меньше и только в конце идет проработка деталей. Если выполняется объёмная работа, то здесь тоже такие же правила.
6. Оформление работы. Оформление работы тоже очень важный пункт. Рама или паспарту для работы — это как одежда для человека, очень важно чтобы она подходила и подчёркивала достоинства работы. Не рекомендую использовать для работы старую раму меньшего или большего размера. Если вы используете старую раму, то обязательно её нужно обновить, подкрасить. Рекомендую подготовить раму заранее, как только вы определитесь с размером работы. Рисунки оформляются в паспарту или легкие рамки.
7. Название работы. Название должно подчеркнуть достоинство работы, заинтересовать жюри, обратить внимание на работу.
Наша результативность: Традиционно участвуем в конкурсах, посвященных 23 февраля и 9 Мая. Конкурс рисунка «Время быть вместе», среди обучающихся Центра детского творчества, посвященный Дню народного единства (работы отправляются для солдат СВО). 1 место – 17чел., 2 место – 16чел., 3 место – 10чел. «Новогодний фестиваль-конкурс «Новогодние чудеса» среди творческих объединений Центра детского творчества (работы отправляются для солдат СВО). 1 место – 23чел., 2 место – 17чел., 3 место – 42чел. Работы детей моих объединений, выполненные на патриотическую тему, являются победителями международных выставок.
Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть обучения подрастающего поколения, как будущего страны. Поэтому конкурсно-выставочная деятельность по тематике «Патриотическое воспитание» помогает сформировать личностные ценности у детей, сохранять и укреплять народные традиции, любовь к своей Родины. Спасибо за внимание.