Презентации для занятий с детьми
Что такое игра дошкольника через призму ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что такое игра по ФГОС | 69.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Общие положения ФГОС. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Уголки развития для сюжетно – ролевых игр . Целевые ориентиры дошкольного образования.
Общие положения ФГОС ФГОС – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, представляющий собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт был утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, в основе которых заложены принципы. Один из которых является реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Основным принципом ДО остается полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития. Стандарт направлен на решение множественных задач. Наиболее важной из которых является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму. Требований к структуре образовательной программы дошкольного образования более 10. Хотелось бы выделить 3 наиболее значимых : Программа направлена на Создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать 5 образовательных областей (Социально-коммуникативное развитие; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; Физическое). Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализоваться в различных видах деятельности (общении, игре). Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста: Предметно-пространственная развивающая образовательная среда; Характер взаимодействия со взрослыми; Характер взаимодействия с другими детьми; Система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах деятельности: В раннем возрасте (1 - 3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками; самообслуживание и действия с бытовыми предметами; восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; двигательная активность. Для детей дошкольного возраста (3-8 лет) – игровой вид деятельности, включая сюжетно-ролевую игру; коммуникативная деятельность; познавательно - исследовательская деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование; изобразительная, музыкальная и двигательная формы активности ребёнка.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения друг к другу и между детьми; Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности; Защита детей от всех форм физического и психического насилия; Поддержка родителей в воспитании детей; Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфики дошкольного возраста, предполагают: Обеспечение эмоционального благополучия; Поддержку индивидуальности и инициативы детей; Установление правил взаимодействия в разных ситуациях; Построение вариативного развивающего образования; Взаимодействие с родителями. Одним из важных требований являются требования к развивающей предметно-пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; двигательную активность; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.
Содержание уголков развития для сюжетно – ролевых игр Ранний возраст (3-ий год жизни) «Кухня» (приготовить еду, накормить, вымыть посуду): посуда (чайная и столовая, кастрюли, ложки); раковина; плита; полотенце, прихватки, скатерти, салфетки; предметы – заместители (кубик вместо мыла, палочка вместо ложки); куклы, другие игрушки (зайцы, мишки). «Стирка и глаженье» тазики; предметы – заместители; вещи и предметы для стирки; прищепки, веревка для сушки белья; утюги; гладильная доска. «Комната» (уложи спать – подними; собери на прогулку – погуляй; наряди – напои чаем): кровать с постельным бельем, подушкой, покрывалом, одеялом; шкаф для одежды; дидактическая кукла (одежда на все сезоны, пижама или ночная сорочка, обувь, бантики, нарядная одежда); стол, стулья; скатерть, салфетки; посуда чайная; вазочка с цветами на стол. «Лечение» (2 – ая половина года): ширма, кровать; градусник; фонендоскоп; лекарства Дополнительно: картотеки текстов для игр – имитаций /движения и звукоподражания/; кассеты с музыкальным сопровождением; маски – шапочки животных.
Младший возраст (4 – ый год жизни) «Семья» («Дом», «Дочки – матери»): посуда (чайная и столовая, кастрюли, ложки); раковина; плита; стол, стулья, шкаф; кровать с постельным бельем, подушкой, покрывалом, одеялом; полотенце, прихватки, скатерти, салфетки; предметы – заместители; куклы, другие игрушки; тазики; вещи и предметы для стирки; прищепки, веревка для сушки белья; утюги; гладильная доска; дидактическая кукла /одежда на все сезоны, пижама или ночная сорочка, обувь, бантики, нарядная одежда/; скатерть, салфетки; вазочка с цветами на стол; телефоны настольные и прикрепленные; торшеры, лампы, проигрыватели, магнитофоны, телевизоры «Магазин» /овощи – фрукты/, /магазин игрушек/: мелкие игрушки; сетки, сумочки; наборы овощей и фруктов; стеллаж для овощей; полки в магазине, а также продающиеся товары с эталонами цвета и формы; деньги /геометрические фигуры разного цвета/; детали костюма для продавца; предметы - заместители «Доктор» шапочка, халат; фонендоскоп, шприц, градусник, бинт, шпатель, баночки с мазями; баночки с витаминами; предметы – заместители. «Парикмахерская» зеркало /трюмо/; расчески, бигуди, ножницы; накидка на плечи; лак, мусс, гель, шампунь для волос; ленты, банты; образцы причесок; предметы – заместители «Шофер», «Пароход» штурвал, руль; складные рамы для обозначения условного игрового пространства; фуражка капитана; якорь; крупный строитель; бинокль; сумка кондуктора; билеты; предметы – заместители /бумага – деньги/ Дополнительно: маски – шапочки животных, сказочных персонажей; игрушки – самоделки; простейшие модели; игровые модули; коробки.
Средний возраст (5 – ый год жизни) То же, что и в младшей группе, но с середины года 50 % игровых ситуаций свернуто. Используется 40 % предметов – заместителей. Многоперсонажные сюжеты, где одна роль непосредственно связана со всеми остальными, персонажей больше, чем участников игры. «Салон красоты» зеркало, модели причесок /нарисованные лица, к ним разные прически, которые можно менять/, шампуни, кремы, муссы, грим, лак, расчески, фен, маникюрный набор, лак для ногтей, накидки, подиум. «Поликлиника» то же, что в младшей группе + таблица для проверки зрения и буквы, и картинки/, лопаточка для того, чтобы закрыть глаз, оправы очков, капли для глаз, пипетка /предмет - заместитель/ «Универсам» то же, что в младшей группе, + отдел игрушек /игрушки с ценами/, отдел овощи – фрукты /муляжи овощей и фруктов с ценами, сумочки, сетки/, отдел бакалейный / хлебо – булочные изделия из соленого теста, крупы, макаронные изделия/, отдел кондитерский /конфеты из пластилина в обертках, конфеты из соленого теста в коробках, сахар – рафинад в коробке из пенопласта, пирожные, торты и др./, цены цифрами, деньги, надписи /слово – образ/. «Экскурсия» модели /правила поведения, правила дорожного движения/, светофор, зебра, макет улицы, детского сада, участка детского сада, экологическая тропа детского сада Дополнительно: наборы игрушек для режиссерской игры, костюмы, маски для игр – имитаций, хороводных игр, пиктограммы, кукольная мебель более мелкого размера, считалки, модели; игровые модули; коробки, игрушки - самоделки. «Зоопарк» крупный напольный строитель; силуэты кустарников, деревьев; игрушки – животные /взрослые и животные/; инвентарь /миски, ведерки, метелки, совочки, тряпочки/; фартучки, косынки, береты; машины; корм для животных; таблички на клетки /с названием и рисунком животного или модели/; план – схема расположения животных; афиша, билеты, деньги, табличка «Зоопарк», «кассир», «начало осмотра».
Старший дошкольный возраст /6-7 – ой год жизни/ То же, что в средней группе, но уход от бытовых сюжетов к социализации. «Библиотека» формуляры, каталоги, читательские билеты, библиотечка книжек – малюток, наборы картинок, иллюстрации для выставок / с видами Петербурга, цветов, животных, портреты писателей, поэтов, художников и т.д./ «Школа» куклы, мебель /парты/, тетради – самоделки, учебники, школьные принадлежности, указка, доска «Экскурсия» по городу / карта города, руль, указка, картинки с видами Петербурга, модели описательных рассказов о достопримечательностях Петербурга, мнемо таблицы, коллажи, правила дорожного движения, правила поведения на улицах города, в общественных местах/, в Русский музей /репродукции картин, находящихся в Русском музее/, в ботанический сад /комнатные растения, модели рассказов о растениях/. «Мы – артисты» набор игрушек животных, героев сказки, элементов костюмов, декораций, музыкальных инструментов или их заместителей; ширма, занавес, афиши, билеты, программки, костюмы и их элементы, декорации; Атрибуты для организации кафе: вывеска, меню, ценники, муляжи продуктов, подносы, посуда, передник, косынка. «Конкурс красоты» куклы разного размера с комплектами разнообразной одежды; игровая мебель; журналы мод для мальчиков и девочек; журналы образцов причесок, рекламные проспекты косметических и гигиенических средств; правила ухода за кожей, волосами; стол парикмахера /фен, ножницы, расчески, бигуди, гель, лак, шампунь/; стол визажиста / тени, лаки для ногтей, тушь, помада, карандаши для глаз, тональный крем, пудра, блеск, туалетная вода, духи/; «Аптека» Игры по сюжетам любимых литературных произведений, конкурс красоты, карнавал, игра – фантазирование /полет в космос, путешествие на дно океана/.
Целевые ориентиры ДО Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров ДО, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры (ЦО) не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. ЦО не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач (аттестацию педагогических кадров, оценку качества образования, оценку уровня развития детей, оценку выполнения государственного задания, распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников организации). ЦО Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Настоящие ЦО предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.