Методические разработки


Предварительный просмотр:

"РАССМОТРЕНО"

"СОГЛАСОВАНО"

"УТВЕРЖДАЮ"

на заседании МО

Заместитель директора по УВР

Директор

МОУ "Прогимназия "Сообщество"

Руководитель МО

/______/

Приказ №

Протокол №

"____" __________2014г.

"____" __________2014г.

"____" августа 2014г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

предмет

математика

класс

2014 - 2015 учебный год

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:

Название программы:

Математика

Автор:

Э. И. Александрова

Год издания:

2011

Издательство:

ВИТА-ПРЕСС

Минобразования и науки РФ  (нужное подчеркнуть)

ДОПУЩЕНО  

РЕКОМЕНДОВАНО

Название учебника

Математика: Учебник для 4 класса начальной школы: В 2-х кн.

Автор учебника

Александрова Э. И.

Год издания

2014

Издательство

ВИТА-ПРЕСС

Минобразования и науки РФ  (нужное подчеркнуть)

ДОПУЩЕНО  

РЕКОМЕНДОВАНО

Количество часов в неделю по программе

4

Количество часов в неделю по учебному плану

4

Дополнительная программа

Программа

Уч.план

Внеурочная форма

1 четверть

Количество недель

9

Количество часов

36

36

6

2 четверть

Количество недель

7

Количество часов

28

28

7

3 четверть

Количество недель

10

Количество часов

40

40

21

4 четверть

Количество недель

8

Количество часов

32

32

6

год

Количество недель

34

Количество часов

136

136

40

Практическая часть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

 математический диктант

1

2

1

4

диагностических тестов:

1

4

5

проверочных работ:

5

1

6

практических работ:

2

2

6

10

самостоятельных работ

1

4

5

контрольных работ:

3

2

3

8

Тематическое планирование

Раздел/ Тема урока

Кол-во часов

Содержание

Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты освоения раздела, темы.

Тема 1. Многозначные числа и десятичные дроби как частный случай позиционных систематических дробей (64 часа)

(Учебник, книга 1)

Повторение материала 3 класса: действия с многозначными числами (12 часов)

Урок мира

1

Проверочная (стартовая работа)

1

Задания для определения стартовых возможностей по предмету

Демонстрация стартовых возможностей

Восстановление способа выполнения арифметических действий.

Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Использовать установленные правила в контроле способа решения.

Осуществлять взаимный контроль.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Договариваться  о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Анализ контрольной работы: составление справочника ошибок

Внеурочная деятельность: Презентация

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Составление плана ликвидации ошибок

Решение задач, уравнений, включающих действия с многозначными числами

2

Повторение изученного

в 3 классе, восстановление забытых знаний.

Восстановление алгоритма действий с многозначными числами и решения уравнений.

Повторение приёмов устных вычислений.

1

Сравнение приёмов для разных действий, способов решения уравнений. Внеурочная деятельность: Презентация

1

Признаки делимости.

1

Вычисления. Составление уравнений и задач по графическим моделям.

2

Контрольная работа по теме "Действия с многозначными числами"

1

Задания для определения результатов повторения

Демонстрация результатов повторения

Анализ результатов контрольной работы.

Внеурочная деятельность: Презентация

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1.2. Измерение величины (6 ч)

Анализ условий, при которых получается: однозначное число; многозначное число в различных системах счисления. Внеурочная деятельность: Практика

2

Понятие многозначного  числа в разных системах измерения

Измерение величин и их сравнение посредством чисел. Создание системы мерок.

Восстановление принципа «устройства» числа, в частности многозначного в новых изменившихся условиях. Усвоить общепринятый способ чтения и записи позиционных дробей. Освоить алгоритм построения величины по дроби.

Постановка задачи измерения величины меньшей, чем заданная исходная мерка. Построение системы мер. Запись и чтение новых чисел. Внеурочная деятельность: Практика

1

Воспроизведение величины меньшей, чем заданная исходная мерка. Понятие позиционной дроби. Запись и чтение новых чисел.

Записывают  и читают дроби в разных системах измерения. Строят величину по числу и основной мерке.

Обыкновенная дробь как другая форма записи позиционных дробей с одной цифрой после запятой.

1

Воспроизведение величины по числу и основной мерке.

1

Проверочная работа по теме "Измерение величин"

1

Задания для определения результатов усвоения темы.

Предъявление результатов усвоения темы.

1.3. Запись и чтение десятичных дробей (10 ч)

Запись и чтение десятичных дробей.

2

Понятие десятичные дроби. Названия разрядов после запятой.  Расположение чисел на числовой прямой.

Записывают и читают десятичные дроби, определяют место числа на числовой прямой. Составляют алгоритм чтения десятичной дроби.

Освоить чтение и запись конечных десятичных дробей по составленному алгоритму. Освоить способ сравнения десятичных дробей.

Освоить способы округления десятичных дробей.

Использовать установленные правила в контроле способа решения.

Место десятичной дроби на числовой прямой.

1

Сравнение десятичных дробей с помощью числовой прямой. Внеурочная деятельность: Практика

1

Определение места десятичной дроби на числовой прямой. Сравнение десятичных дробей.

Составляют в группах алгоритм сравнения десятичных дробей.

Проверочная работа по теме "Сравнение десятичных дробей с помощью числовой прямой".

1

Задания для определения результатов усвоения темы.

Предъявляют результаты усвоения темы.

Округление десятичных дробей. Проверочная работа

2

Способы округления с избытком и с недостатком многозначных чисел и дробей.

Выходят на необходимость преобразовать число с несколькими десятичными знаками после запятой. Осваивают способ округления десятичных дробей.

Сравнение десятичных дробей.

2

Определение места десятичной дроби на числовой прямой. Сравнение десятичных дробей. Принцип поразрядности.

Сравнивают десятичные дроби, работая по алгоритму. Осуществляют взаимопроверку. Составляют для соседа задания на сравнение дробей

Сравнение десятичных дробей. Проверочная работа.

1

1.4. Действия с многозначными числами и с десятичными дробями (26 ч)

Постановка задачи на конструирование действий с десятичными дробями.

1

Классификация примеров по составу использованных чисел.

Определяют границы своего знания.  Формулируют задачу, которую им предстоит решить

Выполнять любые арифметические действия с многозначными числами (без ограничения числа разрядов); сравнивать разные способы вычислений; выбирать рациональный способ действия.

Моделировать с помощью схемы отношения между компонентами арифметических действий в математических выражениях, определяя порядок действий на основе анализа этих отношений. Прогнозировать результат вычислений, используя калькулятор при проверке. 

Сложение и вычитание десятичных дробей.

1

Определение способа действий сложения и вычитания десятичных дробей. Переместительное и сочетательное действия сложения, выполняемые с десятичными дробями.

Изучают действия сложения и вычитания десятичных дробей.

Сложение и вычитание многозначных чисел и десятичных дробей. Вычисления. Математический диктант

1

Контрольная работа за 1 четверть. Анализ результатов контрольной работы.

2

Задания для определения результатов усвоения темы.

Предъявление результатов усвоения темы.

Проверочная работа. Анализ проверочной работы. Составление справочника ошибок.

1

Контрольная работа по теме "Сравнение десятичных дробей"

1

Анализ результатов контрольной работы. Внеурочная деятельность: Презентация.

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Осуществляют проверку своей работы по алгоритму. Подбирают задания на отработку навыка.

2 чет

Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.

1

Поиск и конструирование способа умножения и деления десятичной дроби. Анализ отношений между числами, записанными с помощью одних и тех же цифр, но с запятой в разных местах.

Исследуют действие умножения десятичных дробей. Составляют в группах алгоритм действия.

Конструирование способа умножения десятичных дробей. Внеурочная деятельность: исследование

Диагностическая работа

1

Умножение многозначных чисел и десятичных дробей. Решение задач, уравнений. Самостоятельная работа

3

Проверочная работа.

1

Задания для определения результатов усвоения темы.

Предъявление результатов усвоения темы.

Анализ проверочной работы. Конструирование способа деления десятичных дробей на натуральное число. Внеурочная деятельность: Практика.

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Составляют справочник ошибок.

Конструирование способа деления десятичных дробей на натуральное число. Проверочная работа.

1

Поиск и конструирование способа деления десятичной дроби.

Исследуют действие деления десятичных дробей. Составляют в группах алгоритм действия.

Анализ проверочной работы. Конструирование способа деления на десятичную дробь.

1

Конструирование способа деления на десятичную дробь. Внеурочная деятельность: исследование

1

Устные и письменные действия с многозначными числами и десятичными дробями, включая деление. Математический диктант.

2

Усвоение способа деления и умножения  многозначных чисел и десятичных дробей, когда это действие включено в уравнения и задачи.

Сопоставляют два способа деления

Микрокалькулятор и проверка результата действий с десятичными дробями с его помощью. Внеурочная деятельность: Практика.

1

Проверяют действия с различными видами чисел с помощью микрокалькулятора

Контрольная работа по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей".

1

Задания для определения результатов усвоения темы.

Предъявление результатов усвоения темы.

Анализ контрольной работы. Работа со справочником ошибок.

1

Анализ ошибок в контрольной работе.

Составляют справочник ошибок

Нахождение дроби от числа и числа по его дроби.

3

Отношения, связанные с нахождением дроби от числа (и наоборот).

Анализируют отношения, связанные с нахождением дроби от числа (и наоборот).

1.5. Стандартные системы мер. Действия с числовыми значениями величин (11 ч)

Десятичные дроби и стандартные системы мер. Перевод одних мер в другие. Меры длины, площади, объёма, массы.

2

Перевод из одних единиц измерения в другие, мелких в крупные меры и обратно

Конструируют способ перевода одних мер в другие.

Переводить одни единицы измерения в другие, мелкие в крупные и обратно. Выполнять действия с однородными величинами. Решать задачи, связанные с тройкой величин – цена, количество, стоимость. Использовать установленные правила в контроле способа решения.

Осуществлять взаимный контроль.

Проверочная работа.

1

Задания для определения результатов усвоения темы.

Предъявление результатов усвоения темы.

Действия с числовыми значениями величин

Самостоятельная работа

2

Отношения между стандартными мерами для измерения величин. Действия с однородными величинами

Конструируют действия с однородными величинами

Контрольная работа за 2 четверть

1

Задания для определения результатов усвоения темы.

Предъявление результатов усвоения темы.

Анализ результатов контрольной работы. Внеурочная деятельность: Презентация

1

Анализ ошибок в контрольной работе.

Составляют справочник ошибок

Деньги как мера стоимости.

Математический диктант

1

Предварительное знакомство с величиной «стоимость». Действия с однородными величинами

Конструируют действия с однородными величинами

Стандартные меры измерения времени. Внеурочная деятельность: Презентация

2

Предварительное знакомство с величиной «время». Действия с однородными величинами

Конструируют действия с однородными величинами

Стандартные меры измерения углов. Внеурочная деятельность: Презентация

1

Предварительное знакомство с величиной «угол». Действия с однородными величинами

Конструируют действия с однородными величинами

Тема 2. ПЕРИМЕТР, ПЛОЩАДЬ, ОБЪЁМ (34 Ч). (Учебник, книга2).

2.1. Периметры различных плоских фигур и способы их вычисления (12 ч)

3 четв

Периметр – длина границы плоской фигуры. Сравнение периметров различных фигур с помощью посредника. Внеурочная деятельность: Практика

Диагностическая работа

1

Восстановление понятия «периметр».  Сравнение периметров различных фигур.

Практическое измерение периметра различных фигур.

Осмыслить основные принципы, лежащие в основе способов нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур.

 Составлять формулы периметра и площади любого многоугольника (и прямоугольника в том числе) и использовать их при решении задач.

Вычислять периметры плоских фигур, описывать их свойства.

Использовать различные способы вычисления площади фигуры: прямоугольника, треугольника, и других многоугольников.

Применять общий способ нахождения периметра, площади и объёма геометрических фигур. Изготавливать модели геометрических тел.

Использовать различные инструменты и технические средства (линейка, угольник, транспортир, циркуль, калькулятор и др.).

Конструировать геометрическую фигуру (отрезок, ломаную, многоугольник, в том числе прямоугольник) с заданной величиной (длиной, в том числе периметром, площадью). Упорядочивать величины.

Моделировать и решать реальные ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, наклейка обоев и т. п.).

Освоить формулы площади прямоугольника и прямоугольного треугольника,  нахождение площади более сложных фигур с помощью разбиения.

Иметь представление:

-о признаках делимости;

- о многоугольниках и геометрических телах;

- о видах углов и треугольников.

Формирование познавательной мотивации, интереса к математическим заданиям повышенной трудности

 Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками  и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Умение выполнять задание на основе заданного алгоритма.

Умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом.

Умение оценивать свою работу по критериям, предложенным учителем или составленным в совместной работе.

Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками  и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Отличать известное от неизвестного в учебном материале.  

Измерение периметров различных фигур. Самостоятельная работа

1

Ознакомление с различными видами многоугольников и способами вычисления их периметров.

Классифицируют треугольники. Конструируют способы нахождения периметра.

Выделение основных элементов геометрической фигуры, с помощь которых можно находить периметр. Периметр треугольника, четырёхугольника и других многоугольников. Внеурочная деятельность: Практика

3

Решение задач.

Математический диктант

2

Задачи на нахождение периметра по известным сторонам и на нахождение сторон по периметру фигуры.

Решают  задачи  с практическим содержанием.

Вычисление периметров разных фигур, решение задач.

Самостоятельная работа

1

Вычисление периметров разных фигур, решение задач. Проверочная работа.

1

Задания для определения результатов усвоения темы

Анализ проверочной работы. Составление справочника ошибок. Внеурочная деятельность: Презентация.

1

Составляют справочник ошибок

Контрольная работа по теме «Действия с числовыми значениями величин».

1

Задания для определения результатов усвоения темы.

Предъявление результатов усвоения темы.

Анализ результатов контрольной работы. Внеурочная деятельность: Презентация.

1

Анализ ошибок в контрольной работе.

Составляют справочник ошибок

2.2. Площади геометрических фигур (16 ч)

Измерение площади прямоугольника путём непосредственного наложения меры – квадратного сантиметра. Формула площади прямоугольника и прямоугольного треугольника. Внеурочная деятельность: Практика

Диагностическая работа

1

Освоение формулы площади прямоугольника

Знакомство с единицами измерения площади прямоугольника.

Определение площади прямоугольника

Вычисление  площади прямоугольника

Определение в прямоугольном треугольнике тех сторон, измерение которых позволяет вычислять его площадь. Понятия катета и гипотенузы. Конструирование способа выделения прямоугольных треугольников среди прочих. Внеурочная деятельность: Практика

1

Формула нахождения площади прямоугольного треугольника. Способ выделения прямоугольных треугольников среди прочих.

Конструируют способ нахождения площади прямоугольного треугольника. Конструируют способ выделения прямоугольных треугольников среди прочих.

Классификация по углам. Постановка и решение задачи нахождения площадей непрямоугольных треугольников путём разбиения их на прямоугольные. Внеурочная деятельность: Практика

Самостоятельная работа

2

Виды треугольников: остроугольные и тупоугольные. Анализ соотношений между углами и стронами треугольников.

Классифицируют треугольники . Определяют границы своего знания.

Формула площади произвольного треугольника. Проверочная работа.

1

Выведение формулы площади любого непрямоугольного треугольника через практические действия.

Выводят формулу площади любого непрямоугольного треугольника.

Конструирование способа нахождения площади любой геометрической фигуры путём её разбиения (или дополнения), перекраивания. Поиск рациональных способов разбиения различных геометрических фигур. Внеурочная деятельность: Практика

2

Общий  способ нахождения площади любого многоугольника. Понятие «рациональный способ».

Конструируют общий  способ нахождения площади любого многоугольника, смысл которого в том, что если нужно вычислить площадь любой фигуры, её нужно разбить на фигуры или дополнить до фигур, площади которых мы умеем находить.

Выделение основных элементов, с помощью которых можно находить площади геометрических фигур. Сравнение наборов необходимых и достаточных элементов для вычисления периметра и площади одной и той же фигуры. Внеурочная деятельность: исследование

1

Основные элементы, с помощью которых можно находить площади геометрических фигур. Сравнение наборов необходимых и достаточных элементов для вычисления периметра и площади одной и той же фигуры.

Определяют набор необходимых и достаточных элементов для вычисления периметра и площади одной и той же фигуры.

Исследование зависимости изменения площади от изменения линейных параметров. Связь между периметром и площадью. Решение текстовых задач, включающих понятия площади и периметра. Внеурочная деятельность: исследование

1

Исследование зависимости между величинами (длиной стороны и ее площадью)

Решение задач с практическим содержанием.

Контрольная работа по теме «Периметры различных плоских фигур и способы их вычисления»

1

Задания для определения результатов усвоения темы.

Предъявление результатов усвоения темы.

Анализ контрольной работы

1

Анализ ошибок в контрольной работе.

Составляют справочник ошибок

Вычисление площадей различных фигур.

2

Задачи на нахождение площади по известным сторонам и на нахождение сторон по площади фигуры.

Решение задач с практическим содержанием.

Палетка. Работа с палеткой. Внеурочная деятельность: практика

1

Измерение площади различных геометрических фигур с помощью палетки

Изобретают палетку, изготавливают её и конструируют способ измерения площади различных геометрических фигур с помощью палетки

Решение задач и уравнений.

2

Задачи на нахождение площади по известным сторонам и на нахождение сторон по площади фигуры

Решение задач с практическим содержанием.

2.3. Объёмы геометрических тел (6 ч)

Знакомство с геометрическими телами. Стандартные меры объёма. Измерение объёма прямоугольного параллелепипеда. Внеурочная деятельность: исследование

Диагностическая работа

2

Геометрические тела. Стандартные меры объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда

Сравнивают и классифицируют геометрические тела. Конструируют способ измерения объёма прямоугольного параллелепипеда.

Решение задач, связанных с измерением периметров, площадей, объёмов. Самостоятельная работа.

2

Задачи на нахождение площади, периметра, объёма.

Применяют освоенные способы при решении задач.

Составление справочника ошибкоопасных мест. Внеурочная деятельность: презентация

1

Задания на определение причин ошибок в задачах на вычисление площади, периметра, объёма.

Составляют справочник ошибок

Контрольная работа за 3 четверть по теме «Периметры и площади геометрических фигур»

1

Задания для определения результатов усвоения темы.

Предъявляют результаты  усвоения темы.

Тема 3. АНАЛИЗ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ (38 ч).

3.1.Строение задач. Краткая запись задачи. Схемы. Уравнения (16 ч)

Анализ средств самоконтроля при вычислениях и решении задач. Внеурочная деятельность: исследование.

Диагностическая работа

2

Анализ ошибок в контрольной работе.

Составляют справочник ошибок

Анализировать строение задачи и схему как основание для классификации. Использовать новое средство моделирования условия задачи – краткую запись; составлять текст задачи по краткой записи; преобразовывать краткую запись и соответствующий ей текст (и наоборот). Представлять информацию в таблице и на диаграмме. Искать ошибки как при выполнении вычислений, так и при решении текстовых задач и уравнений; анализировать их причины. Выявлять задания с «ловушками», среди которых есть задания с недостающими данными, с лишними данными, софизмы и др. Выделять в тексте ключевые слова для решения задачи.

Использовать  разные формы моделирования для решения задач. Использовать знаково-символические средства представления информации (чертежи, формулы, схемы) при решении задачи.

Формулировать «умный» вопрос к действию другого ученика.

Вступать в коммуникацию, распределяя роли в малой группе.

Строение задачи. Краткая запись условия задачи как новое средство моделирования Самостоятельная работа

3

Осмысление того, что такое текстовая задача. Введение новой формулы моделирования – краткой записи.

Выделяют структуру задачи: условие и вопрос. Составляют краткую запись к задачам.

4 четв

Переход от текста к краткой записи и обратно

2

Преобразование краткой записи к виду, удобному для графического моделированияРешение текстовых задач с использованием краткой записи.

2

Краткая запись к задачам и другие виды моделирования (схема, чертёж)

Изменяют краткую запись задачи для последующего создания схемы

Анализ средств для самоконтроля при составлении краткой записи и решении задач Внеурочная деятельность: презентация.

1

Алгоритм самопроверки при решении задач.

Конструируют алгоритм самопроверки при решении задач.

Придумывание задач на тему «Экология Югры» детьми  и их решение. Внеурочная деятельность: презентация. 

1

Решение задач с использованием моделей разного вида.

Составляют и решают задачи с использованием моделей разного вида.

Решение уравнений, которые могли быть составлены к текстовой задаче. Формирование действия контроля за выполнением тождественных преобразований при решении уравнений.

3

Преобразование схемы. Переход от схемы к уравнению. Преобразование (решение) уравнения. Вычисление результата с последующим ответом на вопросы задачи.

Решают уравнения. Осуществляют самопроверку действий.

Проверочная работа

1

Задания для определения результатов усвоения темы.

Предъявляют результаты  усвоения темы.

Анализ результатов проверочной работы Внеурочная деятельность: презентация.

1

Анализ ошибок в проверочной работе.

Составляют справочник ошибок

Задачи на «процессы» (22 ч)

Время и его измерение

2

Процессы и переменные величины. События.

Ознакомление с новыми понятиями.

Выявлять связь между пропорциональными величинами: скоростью, временем,расстоянием; ценой, количеством, стоимостью и др. и использовать известную схему умножения (деления) для решения текстовых задач.
Научиться различать равномерные процессы по «быстроте» их протекания, описывать эти различия с помощью соответствующих производных величин: скорости,  производительности труда, цене.

Обнаруживать и устранять ошибки путём подбора или придумывания своих заданий (с их последующим выполнением), помогающих избавиться от выявленной ошибки.

Слушать друг друга. договариваться, объединять полученные результаты при совместной презентации решения.

Понятие о скорости

2

Процессы и переменные величины. События.

Ознакомление с новыми понятиями.

Работа над текстовыми задачами, в которых речь идёт о скорости различных процессов: движения, работы. Анализ текста, перевод текста на язык математики. Диагностическая работа.

2

Решение задач на равномерные и неравномерные процессы

Составляют и решают задачи на равномерные и неравномерные процессы.

Проверочная работа и её анализ.

1

Задания для определения результатов усвоения темы.

Предъявляют результаты  усвоения темы.

Составление краткой записи к задачам на движение. Самостоятельная работа.

2

Составление задачи по таблице, и наоборот. Решение задач.

Решение задач

Контрольная работа по теме «Строение задач. Краткая запись задач. Схемы. Уравнения». Анализ контрольной работы

2

Задания для определения результатов усвоения темы.

Предъявляют результаты  усвоения темы.

Скорость сближения. Скорость удаления. Задачи на совместную работу.

2

Составление задачи по таблице, и наоборот. Решение задач.

Решение задач

Решение задач.

Математический диктант

2

Составление задачи по таблице, и наоборот. Решение задач.

Решение задач

Решение задач. Составление справочника ошибок. Внеурочная деятельность: презентация

1

Анализ ошибкоопасных мест при решении задач на процессы.

Составляют справочник ошибок

Итоговая контрольная работа.

1

Задания для определения результатов усвоения изученного за год.

Предъявляют результаты  усвоения изученного за год.

Анализ результатов контрольной работы Внеурочная деятельность: презентация

1

Анализ ошибок в контрольной работе.

Составляют справочник ошибок

Решение задач, уравнений

4

Составление задачи по таблице, и наоборот. Решение задач.

Решение задач

Всего: 137 часов

Внеурочная 40 часов:

Практика - практическая работа

Пр.зад. – проектная задача

През. - презентация



Предварительный просмотр:

Жанры

Малые фольклорные жанры:

Литературные жанры:

  1. Поговорки;

Рассказ - небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека.

  1. Пословицы;

Повесть – это произведение, которое по охвату событий и героев больше, чем рассказ, но меньше, чем роман.

  1. Потешки;

Роман – большое произведение, где действует много героев, жизнь изображается в развитии.

  1. Небылицы

Басня – произведение поучительного характера, чаще всего в стихах. Действующими лицами басни часто выступают    животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.

  1. Загадки;

Стихотворение – небольшое произведение в стихах.

  1. Скороговорки;

Мифы – произведения, порожденные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления природы.

  1. Заклички;

Былины название своё получили от слов «быль», «было». В них неизвестные авторы рассказывали о событиях,           которые действительно были: о сражениях с врагами, о   победах русских воинов. Но авторы многое      придумывали и сами. Герои русских былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко, Еруслан Лазаревич, Василий Буслаевич…

  1. Считалки;

Сказка – занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.

  1. Колыбельные песни;

  1. Сказки;

  1. Побасёнки.

О сказках.

Сказки могут быть:

—народные;

— авторские (литературные).

 Типы сказок:

—волшебные,

—о животных,

—бытовые.

 Традиционные сказочные элементы.

—композиционный приём  (зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были старик со старухой…» и концовка: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Я там был мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»),

—троекратный повтор (н-р: три девицы, три ночи герой выходит на дозор, три желания, три пути и др.),

—присущ вымысел,

—волшебство,

—сказочные превращения,

—испытания,

—сказочные слова и выражения,

—добро побеждает зло.

                                   Настроение

—бодрое                                                   беспокойное

—волнующее                                            печальное

—восторженное                                      боязливое

—героическое                                         обиженное

—ликующее                                             грустное

—мечтательное                                       робкое

—весёлое                                                 скорбное

—выносливое                                          хвастливое

—светлое                                                  бурное

—сочувственное                                      мрачное

—мудрое                                                   печальное

—добродушное                                        загадочное

—нежное                                                   скрытное

—поучительное                                       таинственное

—шутливое                                                насмешливое

—задиристое                                            заносчивое                                

    капризное                                              сердитое

—тоскливое                                              сонное

—торжествующее                                    сопереживание

Виды художественных выразительных средств

 Олицетворение  - изображение неживых предметов в виде живых существ. Например: ветер вышел, вьюга злилась, берёзки плакали.

 Метафора (перенос) – это приём, с помощью которого один признак предмета переносится на другой предмет по какому-либо сходству.

 Например: «Рожь, качаясь,                                                                  

 Тянет в небо рыжие усы.                                            

 Море, зеленеющего хлеба,

 В бусинках росы…»

 Сравнение – изображение одного предмета путём сравнения его с другим. Используются  союзы и союзные слова: как, что, будто, словно, ровно, точно и др.

 Например:  «И ветви золотистые,

                      Что кудри завила…»

 

 «Лес, точно терем расписной,

 Лиловый, золотой, багряный…»

 Эпитет – определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему; определение-эпитет отвечает на вопрос- какой? Например: сахарные уста, белые рученьки, яблочное захолустье (предполагается глухое место с   яблоневыми садами). «Месяц величаво поднялся на небо…»

 Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты. Например:  лиса - хитрость, заяц – трусливость, осёл – глупость и упрямство.

 Ирония –  это такой литературный приём, который характеризует того или иного человека в противоположном прямому смыслу. Выражение насмешки, но доброго характера.

 Юмор  – изображение героев в смешном виде. Смех помогает освободиться от всего дурного, недоброго.

_________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Лицей № 1»

План  воспитательной работы

классного руководителя

4а класса

на 2018-2019 учебный год

Зименкова Л.П.

        Разработано на основе программы воспитания и социализации

учащихся 1-4 классов

        г. Нефтеюганск                                                                                                                        

                             

 Цели и задачи воспитания и социализации, обучающих в МБОУ «Лицей №1»:

 

 В Федеральном государственном стандарте общего образования развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».

   МБОУ «Лицей №1» - это уникальное образовательное пространство самоопределения, саморазвития, самосовершенствования каждого обучающегося, ориентированного на мир техники и технологий, готовящегося к жизни в инновационном обществе.

   Цель: создание воспитательно - образовательной среды и организация социально-педагогической поддержки, способствующей формированию (становлению) у учащихся гражданской идентичности, нравственных качеств, инициативности, культуры, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

        Задачи воспитания и социализации учащихся:

  • способствовать саморазвитию и самореализации, учащихся в процессе их участия в творческой, общественной жизни, в решении общественно значимых задач;

выстраивать у учащихся активной и ответственной гражданской позиции, готовности к духовно-нравственному развитию, способности действовать на благо Отечества;

  • осознанное усвоение учащимися культурных ценностей и духовных традиций своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
  • содействовать приобретению учащимися опыта нравственной, творческой социальной деятельности;  
  • формировать у учащихся профориентационно значимых компетенций;
  • сохранять   и укреплять физическое, психологическое и социальное здоровья, учащихся на всех уровнях образования как одной из ценностных составляющих личности обучающегося;  
  • формировать экологическое мышление, культуру и поведение учащихся.

        Портрет выпускника начальной ступени общего образования Лицея.

        Умеет:

  • ставить задачи и находить средства их разрешения,
  • анализировать и планировать свои действия,
  • принимать самостоятельные решения,
  • взаимодействовать с другими людьми для решения проблем разных видов, работать в группе, быть толерантным,
  • находить нужную информацию, используя современные информационные технологии.

     

 Проявляет:

  • познавательную активность и устойчивый познавательный интерес в учебной, поисково-исследовательской видах деятельности;
  • активность во внеурочной деятельности (желание овладевать различными способами применения своих знаний и умений, творческих способностей);
  • способность к анализу и критической оценке собственных действий и точки зрения партнеров, действующих иначе;
  • уважительное отношение к взрослым, сверстникам, членам своей семьи.

Осознает необходимость выполнения общепринятых правил в коллективе.                                                    

Участники реализации программы ВР

                                                                         

                                                                Кл.рук.                                                Учитель-предметник

                                 

                                                                                                ученик

   

                                                                         

                                                                                   Родитель       Другие   (администрация, библиотекарь, педагог доп.обр.)

 

Психолого – педагогическая характеристика класса.

В 4 «а» классе обучается 26 учащихся, из них - 13 мальчиков и 13 девочек. 23человека 2008 года рождения, 2 человек 2007 г , один человек 2009 года.

Все учащиеся воспитываются в полных семьях, кроме Ильина Демьяна. Многодетных семей - три (Томилов Я., Скопцова В., Сидоренко Е.). По результатам анкетирования материальное положение многие характеризуют как среднее.

        Все учащиеся класса заняты кружковой работой или посещают дополнительные образовательные учреждения: школа искусств, музыкальная школа, спортивные секции, ЦДОД «Поиск».

Уровень организованности и самостоятельности разный. Большая часть учащихся правильно реагируют на звонок, учителя, выполняют правило поднятой руки, готовятся к урокам на перемене, ориентируясь на расписание.

        Процесс обучения строится на основе принципов развивающего обучения.  При этом особое значение придается единству и равнозначности в развитии интеллектуальном, эмоциональном, волевом и нравственном, также осуществляется поддержка и развитие одарённых детей.

По усвоению учебного материала класс ровный, но по темпу и качеству выделяются Завальнюк Е., Данилин С., Светличная А., Синельщикова У., Идиятуллин Д., Пронин А., Орбу М. (высокий уровень); Мильтых А, Бочкарёва А., Томилов Я..(низкий уровень).

В состав класса входят дети, которые обладают неустойчивым вниманием: Мильтых А, Бочкарёва А., Томилов Я., Трухина А., Емельянова Е., Ильин Д., Сидоренко Е. Предметный материал трудно усваивают Мильтых А, Бочкарёва А., Томилов Я., Политова П., Ильин Д. Есть группа ребят, которая ещё не присвоила правила школьника (на уроке отвлекаются, разговаривают, на переменке не умеют распределить свое свободное время, часто бегают по коридору): Ильин Д., Томилов Я.

С родителями этих ребят проводились индивидуальные встречи, давались рекомендации по преодолению трудностей.

Во всех семьях класса занимаются воспитанием детей родители.  

В этом году в класс поступили новые ученики Бочкарёва А. и Сидоренко Е. С родителями детей   с начала учебного года организована работа по адаптации к новому коллективу, есть положительные результаты.  

Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя на 2016-2017 учебный год:

Цель: Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов воспитанников, развитие здоровой, творчески растущей личности с универсальными навыками и умениями.

Задачи:

1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону ближайшего развития в обучении и воспитании.

2. Формировать ценностное отношение  к учёбе  как виду творческой деятельности, развивать познавательную активность.

3.Учить устанавливать дружеские взаимоотношения  в коллективе, основанные на взаимопомощи,  взаимной поддержке, уважении.

4.Формировать коммуникативные навыки:

 -  слышать и слушать собеседника, задавать вопросы на уточнение;

 -  уметь договариваться друг с другом, соблюдать правила   договора;

 -  правильно (неагрессивно) реагировать на разные точки зрения, приводить аргументы  в пользу своего мнения.

5.Формировать контроль и оценку собственных действий в учебной и внеучебной деятельности (умение оценивать свои умения в соответствии с заданными критериями, умение оценивать своё поведение).

6.Формировать уважительное отношение  к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.

Воспитательные задачи на 1 четверть.

1. Учить  осознанно выполнять  правила:

  • соблюдать требования  к внешнему виду;
  • уступать место взрослым, младшим;
  • соблюдать тишину во время посещения музея, библиотеки.  

2 .Формировать активную позицию школьника, учить самостоятельно  применять знания и навыки  на практике.

3. Развивать познавательную активность,  интерес к изучению профессий родителей, жителей города.

4.Учить осознанно относиться к  выполнению домашних заданий, поручений.

Ожидаемый результат

1. Ученик:

  • выполняет требования  к внешнему виду;
  • встаёт, когда подходит и обращается взрослый;
  • уступает место в дверном проходе для взрослых.

2.Ученик имеет устойчивый интерес  к учению, принимает участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Ученик  проявляет познавательную активность к изучению истории города, страны, символике, уважительно относится к      людям труда.

  4. Ученик  ежедневно качественно выполняет заданные домашние задания, обращается  к учителю за консультацией, добросовестно выполняет  поручения.

Воспитательные задачи на 2 четверть.

1. Обучать решению задач, связанных с нормами и правилами  поведения , общения.

2. Учить оценить собственные действия, как правильные и неправильные в соответствии с общепринятыми  нормами.

3. Учить  сознательно, ответственно относиться к личной безопасности, безопасности других.

Ожидаемый результат

1. Ученик знает  и выполняет правила поведения, общения.

2.Ученик  может оценить собственные действия в соответствии с общепринятыми нормами.

3. Ученик знает и соблюдает правила безопасного поведения   в школе.

Воспитательные задачи на 3 четверть.

1.Включать ученика в жизнедеятельность класса, лицея с учётом потребностей, возможностей, способностей.

2. Учить различать хорошие и плохие поступки, осознанно выполнять принятые правила поведения в школе, общественных местах.

3.Формировать уважительное отношение  к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.

4.Учить устанавливать дружеские взаимоотношения  в коллективе, основанные на взаимопомощи,  взаимной поддержке.

Ожидаемый результат

1.Ученик  имеет устойчивый интерес к познанию, принимает участие в школьных олимпиадах, конференциях.        

2.Ученик умеет контролировать своё поведение в разных ситуациях, с уважением относится к сверстникам, взрослым.

Воспитательные задачи на 4 четверть.

1.Учить бережному отношению к своей школе, классу, имуществу.

2. Прививать навыки культурного поведения в местах отдыха.

3.Развивать чувство гордости за свою страну, уважение к людям старшего поколения, героям ВОВ.

Ожидаемый результат

1.Ученик бережно относится к школьному имуществу.

2.Знают и выполняют правила поведения  в общественных местах.

3.Уважительно относится к людям старшего поколения.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В программе воспитательной работы выделены основные направления, по которым строится вся воспитательная работа.

Направления

Ценности

1.

Воспитание основ гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

- любовь к своей малой родине;

- закон и правопорядок;

- свобода и ответственность;

2.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

- ответственность;

- честь, достоинство;  

-  уверенность в себе;

- самостоятельность  в суждениях,   оценках, действиях;

3.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

- целеустремленность, настойчивость в достижении целей, трудолюбие;

- исполнительность;

4.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

- активный, здоровый образ жизни;

5.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

-жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля;

6.

Воспитание семейных ценностей.

-семья, взаимопонимание, уважение, любовь к близким.

Организация деятельности с учащимися

Приемы работы: 

  • Учитель – наставник, помощник, защитник, друг.
  • Организация внеурочной занятости обучающихся.
  • Наделение постоянным или сменным поручением в классе.
  • Создавать ситуацию успеха!
  • Привлекать к участию во внеклассных делах, отмечать достижения.
  • Привлечение родителей к внеклассной деятельности.

  1. Работа с детьми высоких учебных возможностей.

Задачи

Содержание

Учащиеся

1.Выстроить траектории движения с учащимися высоких учебных возможностей

2.Способствовать интеллектуальному развитию личности

3.Развивать творческие способности

Индивидуальная работа с учащимися по  выстраиванию  траектории движения.

Участие в школьных конференциях.

Привлечение к участию в конкурсах, олимпиадах.

Включение учащихся в работу консультантов (по возможности и необходимости).

Консультации и коррекция исследовательской работы.

Консультации по русскому языку, математике, окружающему миру.

1.Идиятуллин Даниил

2.Завальнюк Ефим

3.Данилин Серафим

4.Синельщикова Ульяна

5.Светличная Анастасия

6.Орбу Михаил

7. Тимошенко А.

  1. Работа с детьми группы «резерва».

Задачи

Содержание

Учащиеся

1.Выстроить траектории движения с учащимися высоких учебных возможностей

2.Способствовать интеллектуальному развитию личности

3.Развивать творческие способности

Индивидуальная работа с учащимися по  выстраиванию  траектории движения.

Подготовка к олимпиадам по предметам.

Включение учащихся в организацию проведения классных часов, конференцию «Я познаю мир».

Консультации по русскому языку, математике, окружающему миру.

1.Стрелкова Полина

2.Богатырёв А.

3.Полякова С.

4.Черемных С.

3.Работа с детьми группы «риска».

Задачи

Содержание

Учащиеся

1. Анализ успеваемости за 3 класс. Постановка целей и задач на новый учебный год. Выстраивание траектории движения с учащимися, имеющими проблемы

а) в учебе; б) в воспитании.

2. Формирование учебной мотивации. Постановка промежуточных задач.

3.Учить различать хорошие и плохие поступки, осознанно выполнять принятые правила поведения в школе, общественных местах.

4.Формировать уважительное отношение  к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим .

4.Учить устанавливать дружеские взаимоотношения  в коллективе, основанные на взаимопомощи,  взаимной поддержке.

Организация учебной и внеучебной деятельности (анализ режима дня, доп. образование).
Индивидуальная работа с учащимися по  выстраиванию  траектории движения.

Индивидуальная работа с учащимися по выполнению правил школьника.

Индивидуальные беседы с родителями слабоуспевающих учащихся.  

Индивидуальные и групповые дополнительные занятия по проблемам.

Индивидуальные беседы о нравственной культуре человека. Систематическая связь с родителями. Cобеседование с родителями по проблемам ребёнка.

Информирование родителей о результатах успеваемости и поведения.

Консультации по русскому языку, математике, окружающему миру.

1.Томилов Я.

2.Политова П.

3.Трухина А.

4.Штейн Я.

5.Бочкарёва А.

6.Мильтых А.

7.Ильин Д.


Организация деятельности с родителями.

Цель: выстраивание сотрудничества и оказание помощи родителям в вопросах воспитания ребёнка.

Задачи

Средства

Содержание деятельности

Ожидаемый

результат

Исполнители

1. Организовать работу по опре-делению задач на учебный год и спланировать взаимодействие педагогов и родителей.

1.Организационное собрание «Совместное планирование взаимодействия семьи и школы в обучении и воспитании ребёнка».

2.Совместный договор по работе над Правилами школьника.

3.Советы родителям по формированию коммуникативных навыков.

1.Совместный план действий школы с учащимися и родителями.

2.Родители – активные участ-ники планирования, совмест-ных дел в воспитании детей.

Классный руководитель, родители

2.Систематически вести контроль за выполнением родителями своих прямых обязанностей, оказывать помощь.

1.Наблюдения за детьми, за взаимоотно-шением детей и родителей.

2.Беседы с детьми и родителями.

1.Родители осуществляют систематически контроль  за  успехами ребенок.

Классный руководитель, учителя – предметники

3.Организовывать просветительскую деятельность в вопросах воспитания.

1. Родительские собрания  

(по плану воспитательной работы, по ситуации, с привлечением специалистов и т.д.).

2.Консультации(групповые, инд.)

3.Информационные иллюстрированные стенды, раздаточные справочные материалы, рекомендации.

1.Родители просвещаются в вопросах воспитания, их знания отражаются на практике. Наблюдается динамика в развитии ребёнка.

Классный руководитель


Организация деятельности классного руководителя с педагогами

Задача

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

1

Систематическое  взаимодействие с учителями предметниками по результатам движения учащихся класса в предмете

-  Беседа о движении учащихся, результатах подготовки домашних заданий;

- Информирование родителей о «проблемах»;

- Организация индивидуальных и групповых встреч родителей, учащихся  и учителей –предметников.

- Учащиеся класса выполняют домашние задания своевременно и качественно;

- Родители информированы о «проблемах» ребёнка;

- Определены дальнейшие задачи работы с учащимися по выходу из «проблемы»

1

Педконсилиум по группе «риска»

- Информирование педагогов о результатах движения учащихся группы риска, выявление проблемных зон, определение задач по движению каждого ребёнка

- Определены дальнейшие задачи работы с учащимися по выходу из «проблемы»

- Отсутствие учащихся неуспевающих за четверть.


План – сетка воспитательной работы во 2 б классе на 2016-2017 учебный год.

I ПОЛУГОДИЕ

направления

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Духовно - нравственное развитие и воспитание

Единый классный час «Готов к труду и обороне».

Просмотр хореографического спектакля «Спящая красавица» на сцене КЦ «Обь»

Классный час «Что значит быть толерантным?» (План:18.11.2018,

Словарный урок, посвящённый дню рождения Владимира Даля. (План:25.11.2018,

Беседа "День рождения округа" (План:09.12.2018,

Социализация

Вовлечение учащихся в кружки и секции.

Выборы актива класса.

Беседа

«Школьный

дневник»

Классный час «Законы школьной жизни. Ученик – это наша работа!»

Всероссийский конкурс игра «Русский медвежонок».

Классный час, посвящённый Дню защиты прав ребенка. (План:02.12.2018

Викторина "День конституции" (План:16.12.2018,

Профессиональная  ориентация учащихся

Беседы о родителях, их профессиях.

Классный час «Профессия моих родителей ».

Формирование  экологической культуры

Конкурс рисунков «Земля  - наш   общий   дом».

Экскурсия в «Музей реки Оби». Практическое занятие «Мир под микроскопом». (План:11.11.2018

 

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Ролевая игра «Здоровье - это жизнь»

Классный час   «Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет».

Посещение городского аквапарка

Игра по станциям «Поиски клада» (План:23.12.2018,

Профилактика правонарушений, преступлений

ПДД

Беседа по ПДД

«Мой маршрут домой»

Классный час  «Остановочный путь и скорость движения».

Классный час  «Пешеходные переходы».

Классный час  «Нерегулируемые перекрестки».

Работа с семьей

Родительское собрание №1

Консультации для родителей по внеурочной деятельности школьников

Индивидуальные консультации

Индивидуальные консультации

Родительское собрание №2

II ПОЛУГОДИЕ

направления

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Духовно - нравственное развитие и воспитание

1.Беседа "Чего в другом не любишь, того не делай сам."

2.Занятие " Правила хорошего тона." (План:17.02.2017

Фотовыставка «Моя мама на работе»

Беседа – совет «Обман и его последствия». (План:28.04.2019

Конкурс чтецов  «День Победы!»

Социализация

Брейн-ринг "Воинская слава России". (План:03.03.2017

Классный час

Всероссийский конкурс – игра «Кенгуру»

«Откуда пришла книга в нашу жизнь?» (План:10.03.2017

Креатив-бой. (План:12.05.2019,

Профессиональная  ориентация учащихся

Классный час «Профессия моих родителей ». (План:13.01.2017,

Экскурсия в городскую пожарную часть (План:03.02.2017

Классный час «Трое суток не спать, трое суток шагать ради нескольких строчек в газете. Профессия – журналист (План:17.03.2019

Экскурсия на нефтеюганский хлебокомбинат. (План:21.04.2019,

Формирование  экологической культуры

«Путешествие по зоопарку» (беседа – размышление) (План:07.04.2019

« Чудо рядом с тобой» (беседа – диалог об экологии) (План:05.05.2019

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Классный час «Профилактика гриппа и ОРВИ». (План:20.01.2019,

Классный час «Чистое помещение – залог здоровья» (План:14.04.2019

Праздник прощания со 2 классом

Профилактика правонарушений, преступлений

ПДД

Игра-викторина "Светофорный ринг" (План:27.01.2019

ОБЖ в весенние каникулы. (План:24.03.2019

.Беседа "ОБЖ в летние каникулы."

.

Работа с семьей

Индивидуальные консультации

Родительское собрание №3

Индивидуальные консультации

Индивидуальные консультации

Родительское собрание №4


План профориентационной работы с учащимися и родителями 4а класса  на 2018-2019 учебный год.

Цель: создание условий для формирования представлений о профессиях.

Задачи:

  1. Формирование уважительного отношения к труду, к людям разных профессий.
  2. Расширять и углублять представления о различных профессиях.

Направление: Мир профессий

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Классный час, посвящённый Дню города и Дню нефтяника. Профессия нефтяника.

сентябрь

Кл.руководитель

Зименкова Л.П.

2.

Определение направления внеурочной деятельности «Ярмарка кружков»: «Информатика в играх и задачах», «Эврика», «Русское кружево», «Лепка».

сентябрь

Родители и ученики класса.

3.

Работа с родительским комитетом класса. Планирование профориентационных экскурсий.

сентябрь

Кл. руководитель и ученики класса.

Родительский комитет класса.

4.

Экскурсия в городскую пожарную часть.

октябрь

Кл. руководитель

Зименкова Л.П.

Родительский комитет

5.

Работа по проекту «Родословие». Профессии моих предков.

сентябрь

октябрь

ноябрь

Классный руководитель.

    6.

Экскурсия на свиноводческую ферму

январь-май

Ученики класса

7 .

Экскурсия на Нефтеюганский хлебозавод

февраль

апрель

Актив класса, классный руководитель

8.

Профессии нашего края. Знаменитые люди нашего города.

май

Кл. руководитель

Темы родительских собраний

Название мероприятия

сроки

ответственные

1.

«Совместное планирование взаимодействия семьи и школы по вопросам обучения  и воспитания ребёнка».

сентябрь

Кл. руководитель

 .

2.

«Самостоятельность и её границы. Контроль и оценка – залог успеха  в любой деятельности».

ноябрь

2 четверть

3.

«Предметные результаты.   Итоги 1 полугодия».

январь-декабрь

4.

«Развитие системы ценностей, как основа успешного обучения».

3 четверть

5.

«Учим работать с информацией».

4 четверть

6.

Индивидуальные встречи и консультации на тему: «Развитие системы ценностей, как основа успешного обучения».

в течение года

7.

Итоги года и перспективы развития. Внеурочная деятельность школьников. Презентация «Портфолио достижений»

май

4 четверть

Социальный паспорт    4а  класса

№п/п

Характеристика семьи(полная, неполная, многодетная, опекаема, неблагополучная)

Ф. И. О. детей

Дата рождения

Ф. И. О. родителей

Адрес

полная семья

Иванов

Алексей

Артёмович

22.05.08

Иванова

Ирина

Вячеславовна

Иванов

Артём

Петрович

16а-89-49

Работа с детьми льготных категорий:

  1. Организация льготного питания учащихся.
  2. Индивидуальная работа с учащимися по обеспечению учебниками.

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1.   Опираться на сильные стороны ребенка.

2.   Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3.   Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4.   Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5.   Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6.   Проводить больше времени с ребенком.

7.   Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8.   Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9.   Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, симпатию.

14. Демонстрировать оптимизм.

                                                                      ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА

Месяц, дата

Темы заседаний, рейдов

Сентябрь

1.План учебно-воспитательной работы на 1 полугодие. Сбор документов на льготное питание.

2. Внеурочная деятельность.

3.Социальный паспорт класса.

1.Выбор председателя РК

2.Утверждение поручений членов РК

Октябрь

1.Подготовка к семейному празднику. Ролевая игра «Здоровье - это жизнь»

2. Горячее питание детей.

3. Посещение спектакля в КЦ «Обь»

Ноябрь

1.Развитие творческих способностей учащихся. Участие в олимпиадах.

2. Портфолио школьника.

1.Экскурсия в краеведческий музей.

Декабрь

  1. Подготовка к Новому году.
  2. Коллективный выход на новогоднее представление.

1.Экскурсия в городскую библиотеку.

Январь

1.План учебно-воспитательной работы на 2 полугодие.

2.Правильное питание школьника.

Февраль

1. Подготовка к праздникам 23 февраля, 8 марта.

1.Проведение Дней именинника.

Март

1. Выработка правил безопасности детей во время каникул.

1.Поведение взрослых и детей при ЧС.

1.Отчёт членов РК.

Май

1.Подготовка к итоговому родительскому собранию. Летний отдых детей.

1.Совместные мероприятия детей и родителей по окончанию 2  класса.

Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.

Результат

Что требуется для достижения результата

1 уровень

приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта

2 уровень

получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы  Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

3 уровень

получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

ДИАГНОСТИКА УСПЕШНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса:

  • сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
  • развитость креативных способностей учащихся;
  • проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
  • сформированность классного коллектива.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса

Критерии

Показатели

Методики

1. Интеллектуальное развитие

1. Освоенность образовательной программы

2. Развитость познавательных процессов

3. Способность к проведению научного поиска

1. Анализ текущей и итоговой успеваемости

2. Уровень учебной мотивации (методика Лускановой Н. Г.)

2. Нравственное развитие

1. Сформированность основных нравственных качеств личности

2. Социальная активность учащихся

1. Оценка уровня воспитанности (методика Капустина И. И.)

2. Педагогическое наблюдение

3. Коммуникативное развитие

1. Коммуникабельность

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

1. «Я в глазах других» (анализ «Индивидуальной карты развития ребенка)

2. Педагогическое наблюдение

4. Развитость креативных способностей

1. Способность к оригинальному мышлению

2. Стремление к творчеству

1. Анкета для родителей «Способности вашего ребенка»

2. Педагогическое наблюдение

5.Сформированность классного коллектива

1. Состояние эмоционально – психологических отношений в коллективе

1. Социометрия

6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества

1. Комфортность, защищенность личности учащегося его отношение ко всем сторонам жизнедеятельности в классе

2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей.

1. Тест «Хорошо ли ребенку в школе?»

2. Изучение удовлетворенности школьной жизнью (методика Андреева А. А.)

Методика оценки уровня воспитанности ученика

(Н. П. Капустина)

         Основными показателями результатов учебно-воспитательного процесса является обученность и воспитанность учащихся. Предлагаемая методика оценки воспитанности является развитием идей, апробированных и проверенных в науке и практике, такими педагогами как Б. П. Битинас, О. С. Богданова, К. Я Вазина, Н. К. Голубев, А. В. Зосимовский, Н. И. Монахов, М. И. Шилова, Н. Е. Щуркова и др. В основе предлагаемой методики три категории:

  • Цели воспитания, выступающие в качестве критериев оценки;
  • Показатели воспитанности, выступающие как задачи воспитания;
  • Отношения как качества личности.

 Например, цель воспитания – развитие любознательности, следовательно, любознательность является критерием оценки. Совокупность показателей под данный критерий (мне интересно учиться, я люблю читать, мне интересно находить ответы на непонятные вопросы, мне нравится выполнять домашние задания, я стремлюсь получать хорошие отметки) характеризует образования (качества), которые проявляются в реальных отношениях с миром.

Цель измерений воспитанности заключается в том, что,

  1. Необходимо помочь каждому ученику установить постоянный диалог с самим собой и общим миром;
  2. Постоянно наблюдать за характером происходящих изменений;
  3. Выстраивать воспитательный процесс целенаправленно, то есть в соответствии с потребностями развития личности и социально-нравственными нормами.

Для каждого ученика с 1 по 11 класс разработаны анкеты. В анкетах содержатся критерии и показатели, по которым и оценивается результат. Учащимся не сообщается, что анкета служит для измерения уровня воспитанности. Педагог говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Предлагаемая анкета поможет сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают ее. Иногда классный руководитель тратит на это обсуждение 2- 3 и более классных часов. Главное в том, чтобы учащиеся поняли смысл того, о чем говорится в анкете.

Когда учащимся поняли содержание анкеты, классный руководитель объясняет правила оценивания.

Отметка

Правила оценивания: отношение или качество, отмеченное в анкете

Пять

Имеет место всегда

Четыре

Проявляется часто, но не всегда

Три

Проявляется редко

Два

Не проявляется никогда

Отметка «единица» не используется, но она обозначает, что учащийся имеет позицию, противоположную той, которая отражена в анкете.

Сама процедура оценивания состоит в том, что учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки показателям. Затем им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей провести оценивание. Предварительно на классном родительском собрании родителям сообщается методика оценивания. Далее отметки выставляет классный руководитель. В случае если родители или классный руководитель затрудняются оценить то или иное качество, отметка не ставится. Затем все отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл уже за каждый критерий. В результате получим шесть средних отметок. Сложив все средние баллы, получим общий средний балл ученика за данный год обучения. Ученик, набравший наибольшую сумму, в рейтинге классного коллектива занимает первое место, наименьшую сумму – последнее место. Все остальные располагаются между этими двумя показателями.

Средняя арифметическая оценка по каждому показателю и суммарный балл заносится в карту воспитанности. Наблюдения за процессом оценивания дают интересный материал для сравнения различных точек зрения и оценки уровня притязаний учащихся и родителей.

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества.

        Для выявления результатов   используются диагностические методики следующих авторов:

  • Н.Е. Щуркова «Классное руководство: рабочие диагностики» - М. Педагогическое общество России. 2002 .
  • Методика изучения мотивационной сферы учащихся – Смоленск, 1998 г.
  • Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников.- М.: ЦГЛ.- 2006г.


Карта воспитанности учащихся (1 – 4 классы).

№ п/п

Ф. И. ученика

Показатели

Суммарный балл, рейтинг

Любознательность, эрудиция

Трудолюбие, прилежание

Отношение к природе

Отношение к школе, обществу

Эстетический вкус

Я – отношение к себе

1

А

25

Я

Вторая часть карты воспитанности представляет собой график, в котором отмечаются уровни воспитанности:

  • Высокий (оптимальный) – от 4 до 5 баллов;
  • Средний (допустимый) – от 3 до 4 баллов;
  • Низкий (критический) – от 2 до 3 баллов;
  • Отрицательный (тревожный) – от 1 до 2 баллов.

Подсчет по каждому уровню осуществляется следующим образом: число учащихся, имеющих соответствующие баллы, делится на всех учащихся и умножается на 100%.

Методика определения уровня воспитанности позволяет педагогическому коллективу соотносить цели с результатами и в зависимости от этого вносить изменения в содержание, формы, методы работы с учащимися.

        

Оценка результатов реализации программы.

Уровень воспитанности в классе

Цель: Определить уровень воспитанности в классе.

Стержневые качества личности:

1.трудолюбие

2.эрудиция

3.прилежание

4.отношение к природе

5.эстетические вкусы

6.нравственные качества

7.самовоспитание.

Уровень воспитанности определяется бальной системе оценки:

«1» - качество не проявляется.

«2» - проявляется редко.

«3» - качество проявляется почти всегда, но под воздействием учителя, родителей.

«4» - качество проявляется почти всегда, но не стало потребностью учащихся, требуется контроль со стороны взрослых.

«5» - качество проявляется всегда, иначе учащийся поступить не может.

Карта воспитанности

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-vospitatelnoi-raboty-v-nachalnoi-shkole-dukhovno-nhttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-vospitatelnoi-raboty-v-nachalnoi-shkole-dukhovno-n

Структура взаимодействия участников воспитательного процесса

      Учитель-предметник

Учитель –

классный руководитель

Учитель – педагог дополнительного образования

  1. Охрана жизни и здоровья обучающихся
  1. Обеспечение безопасности учащихся  в образовательном процессе

- ответственность за жизнь и здоровье учащихся

- соблюдение санитарно-гигиенических требований в работе с детским коллективом

- проводит физкультминуток на уроке, смена  видов деятельности

- контролирует  безопасность используемых в процессе  обучения  оборудования, приборов, технических и наглядных средств

- осуществляет меры по предупреждению учебной перегрузки учащихся

- проводит необходимый инструктаж по соблюдению техники безопасности

- организует работу с классом по соблюдению санитарно-гигиенических требований

- организует и контролирует питания учащихся в школьной столовой

- обеспечивает посещение болеющих учащихся на дому, организация учебной помощи часто болеющим детям

-  в целях обеспечения двигательной активности и профилактики гиподинамии проводит занятия внеурочной деятельности  в активной форме

- обеспечивает соблюдение техники безопасности при проведении экскурсий, походов, поездок по городу и за его пределами

  1. Сотрудничество с медицинскими работниками школы

- изучение  медицинских показателей здоровья учащихся и их учет в образовательном  процессе

- привлечение медицинских работников  к просветительской работе с детьми

2. Организация и контроль образовательного (учебного и воспитательного) процесса  

- осуществляет обучение с учетом специфики требований новых ФГОС, проводит уроки  в соответствии с расписанием в указанных помещениях и обеспечивает соответствующий  уровень подготовки;

-  составляет тематические планы работы по учебным предметам  на учебную четверть и рабочий план на каждый урок

- своевременно в соответствии с графиком и планом проводит контрольные и самостоятельные работы и работу над ошибками

- ежедневно проверяет выполнение классных и домашних заданий в рабочих тетрадях, которые хранит в течение учебного года  

- использует эффективные методики и технологии обучения младших школьников

- обеспечивает контроль посещаемости учащимися учебных занятий, их текущей и итоговой успеваемости;

- осуществляет классное руководство обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС

- проводит классные часы по актуальным проблемам воспитания (не реже 1 раза в две недели)  

- регулярно проверяет дневники учащихся и контролирует их ведение  

- организует дежурство по классу

- проводит индивидуальную работу с учащимися по предупреждению неуспеваемости и деструктивного поведения

- проводит индивидуальную работу с учащимися в рамках программы «Одарённые дети»

- осуществляет целенаправленную работу по духовно-нравственному развитию учащихся: разрабатывает сам или использует программы внеурочной деятельности, рекомендованные методической службой, составляет тематическое планирование, проводит занятия, осуществляет   мониторинг эффективности внеурочной деятельности младших школьников

- осуществляет контроль за соблюдением учащимися правил пользования учебным кабинетом, его санитарным состоянием,  делового стиля одежды, требований к внешнему виду в соответствии с «Правилами для учащихся»

3.Формирование детского коллектива

- обеспечивает изучение и учет в процессе обучения познавательных потребностей и образовательных возможностей классного коллектива

- использует групповую, парную и коллективную формы организации познавательной деятельности младших школьников на уроке

- планирует воспитательную работу на основе изучения интересов и увлечений учащихся

- организует работу с активом класса с целью развития детского самоуправления

- организует проведение праздников, посещение музеев, театров, выставок

- обеспечивает участие учащихся в общешкольных мероприятиях

- регулярно проводит классные собрания

-  изучает систему ценностных ориентаций младших школьников и осуществляет их учет в процессе организации внеурочной деятельности

- использует разные формы воспитания (массовых, групповых, индивидуальных), направленные на формирование межличностных отношений и коммуникативных навыков учащихся

4. Сотрудничество с семьей

- информирует родителей по вопросам организации и усвоения школьниками государственных  образовательных стандартов и программ

- проводит выборы родительского комитета и организует его работы

- регулярно проводит родительские собрания

- выявляет малообеспеченные семьи и оказывает им  педагогическую поддержку

- осуществляет моральное поощрение семей, в которых уделяется должное внимание воспитанию ребёнка

- привлекает родителей к участию в делах класса, организация совместных мероприятий

- обеспечивает создание условий для  принятия младшими школьниками семьи как одной из базовых ценностей

- согласует с родителями содержание внеурочной деятельности, привлекает их к организации и проведению занятий

- анализирует личные дела учащихся в целью изучения бытовых условий семей учащихся, выявления малообеспеченных семей, а также семей, нуждающихся в привлечении общественных организаций, органов правопорядка к решению их проблем

- осуществляет популяризацию положительного опыта воспитания детей в семье в современных условиях

5. Сотрудничество с психологической службой школы

- на основе анализа результатов психологической диагностики различных аспектов развития личности ученика: адаптации к новому учебному коллективу, уровня тревожности учащихся класса, уровня интеллектуального развития учащихся, творческих способностей, уровня сформированности общеучебных умений и навыков – прогнозирует результаты обучения и воспитания и планирует работу по их достижению

- учитывает психологические особенности детей в процессе обучения

- обеспечивает участие психолога в родительских собраниях

- организует консультации психолога для учащихся

- организует взаимодействие учащихся с психологом для достижения целей внеурочной деятельности

6. Сотрудничество со школьной библиотекой



Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ 

ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП НОО

Л.П. Зименкова, учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №1»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Компоненты системы оценки

Вид оценки

Текущая 

Промежуточная 

Итоговая 

Цель

Оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД.

Направленность на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.

Объект

Процесс формирования

Уровень сформированности

личностных УУД: самоопределения, смыслообразования, нравственно-этической ориентации.

Процедуры

Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования.

Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся.

Диагностика сформированности личностных качеств ученика может осуществляться учителем (и/или педагогом-психологом). При этом учитывается, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку. 

Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

Технологии, методики,

методы, приемы

«Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).

«Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).

"Организация учебного процесса в начальной школе. Методические рекомендации." А.Б.Воронцов.

"Проектные задачи в начальной школе. ФГОС" (Воронцов А.Б., Егоркина С. В., Енжевская М. В.).
"Планируемые образовательные результаты и способы их оценивания в начальной школе. Пособие для учителя 1 класса." А.Б. Воронцов.

- «Диагностика и оценка сформированности учебной деятельности».   Методика  Г.В.Репкиной , Е.И.Заики.

  • оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие положительные качества личности обучающихся и их действия;
  • рефлексивные сочинения.

Инструментарий

КИМы

  • задания (вопросы) для выявления уровня сформированности личностных УУД (достижения планируемых личностных результатов);

- «Беседа о школе» 

(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б.Эльконина).

  • анкетирование - установление контекстных факторов, влияющих на качество образования;
  • - «Диагностика и оценка сформированности учебной деятельности».   Методика  Г.В.Репкиной , Е.И.Заики.
  • тесты (и т.п.) для изучения личностных сфер ученика (личностных результатов).
  • Анкеты по результатам проведения проектной задачи для самооценки мотивации и самоорганизации ("Проектные задачи в начальной школе. ФГОС" (Воронцов А.Б., Егоркина С. В., Енжевская М. В.).

Критерии

планируемые  личностные результаты:  Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –

М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). 

  • (действия учеников в ситуациях самоопределения, осмысления, оценивания усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающего личностный моральный выбор);
  • обобщенные критерии (критерии ценности): понимание смысла ЗУНов, их значимости, необходимости, целесообразности, полезности.

А. Б. Воронцов

"Сборник примерных программ для начальной школы. Пособие для учителя."

Шкала и вид отметки

  • определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих достижения и положительные качества личности обучающихся).

Формы фиксации

  • листы наблюдения за развитием личностных качеств обучающихся; 
  • экспертный лист по результатам решения проектной задачи или проведения читательской сессии;
  • дневник «Я учусь учиться: мои достижения»; 
  • портфолио «Мои достижения»; 
  • дневник ученика; 
  • диагностическая тетрадь учителя; 
  • электронное приложение к журналу учителя; 
  • портфолио «Оценочная деятельность учителя начальных классов»;