Использование русских народных игр в логопедической практике

На современном этапе развития системы образования учебно-воспитательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Так, у детей дошкольного возраста (начиная с  3-го года жизни) ведущим видом деятельности становится игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие всех психических функций, в том числе и речи, физическое и социальное развитие. Поэтому образовательный процесс в дошкольных учреждениях, коррекционная и развивающая работа проводится в форме игр.

Даже в наш технический век педагоги, родители и дети,  как и многие поколения их предшественников, часто отдают предпочтение народным играм. И это понятно, ведь в каждой народной игре решается целый комплекс задач. На протяжении веков русским народом отбирались, совершенствовались игры, которые нравились детям и позволяли развивать у них необходимые во взрослой жизни качества: физическая ловкость, выносливость, сила, произвольность, внимание, память, мышление, речевое развитие, эмоциональная устойчивость, коммуникативные навыки. Кроме того, народные игры имеют такое же воспитательное значение как народные сказки, были, традиции и культура, позволяя вырастить ребенка сознательным и полноценным представителем своего народа.

В данной статье народные игры рассматриваются как способ развития речи и коррекции речевых нарушений.

Гуси

цель: стимулирование речевой активности

Из группы детей выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живёт волк. Хозяин выпускает гусей в поле погулять. Через некоторое время хозяин зовёт гусей:

_ Гуси-гуси!

- Га-га-га.

- Есть хотите?

- Да,да,да

- Ну летите!

- Нам нельзя! Серый волк под горой не пускает нас домой!

- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Самый быстрый и ловкий становится волком

Волосянка

Цель: дыхательное упражнение, тренирует продолжительность выдоха  

Играющие садятся плотно друг к другу в кружок и поют:

Станемте ли, девушки

Волосяночку тянуть

А кто не дотянет,

Того за-а-а волосы.

Звук «а» тянется всеми, не переводя дыхания; кто раньше всех передохнет, тот подвергается заранее условленному наказанию.

Блошки

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Блошки – это разноцветные костяные кружочки, которые прыгают при нажатии на них. Их можно сделать и самим, взяв пуговицы и сточить у каждой одну сторону так, чтобы она стала плоской. Одна из блошек должна быть побольше. С помощью её мы и будем заставлять прыгать другие.

 Звуки превращаются в разноцветные «блошки». Весь звуковой состав слога, слова «прыгает»:

а) в корзиночку;

б) за «ленточку – дорожку».

 – Будем с блошками играть и слоги в слове мы считать.

- Сколько в слове слогов – столько будет прыжков.

Камень, ножницы, бумага

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Эта игра знакома всем, в нее, как правило, играют двое. Каждый из игроков на счет «три» изображает рукой какую-либо фигуру – камень (сжатый кулак), бумагу (открытая ладонь) или ножницы (два пальца, вытянутые буквой).  Победитель определяется так: ножницы разрежут бумагу, бумага обернет камень, камень затупит ножницы.  За каждую победу участник получает одно очко, выигрывает тот, кто набрал большее количество очков.

Испорченный телефон

Цель: развитие фонематического слуха.

Дети садятся в круг. Одному из игроков взрослый говорит какое-либо слово или  предложение на ухо .  Далее игрок шепчет на ухо соседу то, что он услышал, тот – следующему и так далее, по кругу. Последний игрок произносит предложение вслух, а потом ведущий озвучивает первоначальный вариант. 

Литература

1.  Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор - М., 1957.

2.  Танкеев И. Русские народные игры» - М., 1998.

3.  Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры - СП., 2006 г.