Использование русских народных игр в логопедической практике
На современном этапе развития системы образования учебно-воспитательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Так, у детей дошкольного возраста (начиная с 3-го года жизни) ведущим видом деятельности становится игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие всех психических функций, в том числе и речи, физическое и социальное развитие. Поэтому образовательный процесс в дошкольных учреждениях, коррекционная и развивающая работа проводится в форме игр.
Даже в наш технический век педагоги, родители и дети, как и многие поколения их предшественников, часто отдают предпочтение народным играм. И это понятно, ведь в каждой народной игре решается целый комплекс задач. На протяжении веков русским народом отбирались, совершенствовались игры, которые нравились детям и позволяли развивать у них необходимые во взрослой жизни качества: физическая ловкость, выносливость, сила, произвольность, внимание, память, мышление, речевое развитие, эмоциональная устойчивость, коммуникативные навыки. Кроме того, народные игры имеют такое же воспитательное значение как народные сказки, были, традиции и культура, позволяя вырастить ребенка сознательным и полноценным представителем своего народа.
В данной статье народные игры рассматриваются как способ развития речи и коррекции речевых нарушений.
Гуси
цель: стимулирование речевой активности
Из группы детей выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живёт волк. Хозяин выпускает гусей в поле погулять. Через некоторое время хозяин зовёт гусей:
_ Гуси-гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да,да,да
- Ну летите!
- Нам нельзя! Серый волк под горой не пускает нас домой!
- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Самый быстрый и ловкий становится волком
Волосянка
Цель: дыхательное упражнение, тренирует продолжительность выдоха
Играющие садятся плотно друг к другу в кружок и поют:
Станемте ли, девушки
Волосяночку тянуть
А кто не дотянет,
Того за-а-а волосы.
Звук «а» тянется всеми, не переводя дыхания; кто раньше всех передохнет, тот подвергается заранее условленному наказанию.
Блошки
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Блошки – это разноцветные костяные кружочки, которые прыгают при нажатии на них. Их можно сделать и самим, взяв пуговицы и сточить у каждой одну сторону так, чтобы она стала плоской. Одна из блошек должна быть побольше. С помощью её мы и будем заставлять прыгать другие.
Звуки превращаются в разноцветные «блошки». Весь звуковой состав слога, слова «прыгает»:
а) в корзиночку;
б) за «ленточку – дорожку».
– Будем с блошками играть и слоги в слове мы считать.
- Сколько в слове слогов – столько будет прыжков.
Камень, ножницы, бумага
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Эта игра знакома всем, в нее, как правило, играют двое. Каждый из игроков на счет «три» изображает рукой какую-либо фигуру – камень (сжатый кулак), бумагу (открытая ладонь) или ножницы (два пальца, вытянутые буквой). Победитель определяется так: ножницы разрежут бумагу, бумага обернет камень, камень затупит ножницы. За каждую победу участник получает одно очко, выигрывает тот, кто набрал большее количество очков.
Испорченный телефон
Цель: развитие фонематического слуха.
Дети садятся в круг. Одному из игроков взрослый говорит какое-либо слово или предложение на ухо . Далее игрок шепчет на ухо соседу то, что он услышал, тот – следующему и так далее, по кругу. Последний игрок произносит предложение вслух, а потом ведущий озвучивает первоначальный вариант.
Литература
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор - М., 1957.
2. Танкеев И. Русские народные игры» - М., 1998.
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры - СП., 2006 г.