Классное руководство

Бедункович Татьяна Александровна

 Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа воспитательной работы с учащимися 10-11 класса

«Путь к успеху»

                                                      классный руководитель Бедункович Т.А.

           

                                                          Три пути у человека, чтобы разумно

                                                        поступать: первый: самый

                                                            благородный, - размышление; второй,

                                                       самый легкий, - подражание; третий,

                                                       самый горький, - опыт.

                                                                                                              Конфуций

Пояснительная записка.

       Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу. Молодому человеку легко потеряться в мире существующих профессий, возможностей, ценностей. Юношам и девушкам нужна помощь для того, чтобы найти свой путь, сведя при этом количество ошибок к минимуму. Ошибка человека при выборе профессии – это ошибка в выборе стиля жизни, последствиями которой могут стать нарушенное физическое и психическое здоровье, общая неудовлетворенность, снижение энергетического тонуса. Для государства – это дополнительные материальные затраты на обучение, переобучение, лечение, ущерб от ошибок и снижение производительности и эффективности труда. С другой стороны, человек, совершивший ошибку в выборе профессии первоначально, может исправить ее в любой период своей жизни. Для этого он должен быть готов к постоянному образованию, саморазвитию и самореализации.

     Современная школа и родители должны взять на себя ответственность за предоставление ребенку широких возможностей в поиске себя, изучении и развитии своих способностей, склонностей, формировании адекватной самооценки и уровня притязаний, в развитии способности делать осознанный выбор и добиваться цели.

     Внутренний мир каждого ребенка уникален. Нет на свете двух одинаковых людей. Строя свои отношения с учащимися мы должны учитывать данное обстоятельство. Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:

интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;        

быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;        

инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми качествами делового человека;        

потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;        

умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;        

диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;        

высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).        

   По результатам тестирования в 9 классе только у 50% учащихся доминирует профессиональный тип мотивации, что свидетельствует о формировании профессиональных способностей, что в будущем приведёт к осознанному выбору профессии.

    Все вышесказанное привело меня к необходимости создания  программы воспитательной работы с учащимися 10-11 классов  «Путь к успеху», при разработке которой  основными приоритетами для меня стали:

развитие личностных качеств, являющихся основой для успешной самореализации в жизни;

формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;

 приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;

триединство «учитель - ребенок - семья», динамично развивающееся.

«Успех» - это ни что иное как естественный результат последовательного применения основных принципов успеха в жизни.

«Успех» - это постоянное вымеренное продвижение к цели, а также достижение цели.

«Успех» - это процесс поворота от чего то к чему-то лучшему, от бездеятельности к занятиям.

«Успех» - это ответ на призыв меняться, расти, развиваться и становиться, на призыв продвинуться на лучшее место.                  

Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

     С целью программы воспитательной работы связан девиз жизнедеятельности классного сообщества:

                                                           Лицо у каждой школы есть свое.

                                                          А нашу школу трудно не узнать .

                                                             Всегда быть первой – вот девиз ее!

                                           Всегда вперед, к успеху!

                     Так держать!

Задачи:

составить целостное представление  у учащихся о мире профессий;

исследование собственных познавательных интересов, склонностей, способностей;

создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закрепление этих норм в их повседневном поведении;

развитие творческой деятельности;

способствовать сплочению классного коллектива.

продолжить работу над портфолио   как средства самоорганизации и саморазвития       личности

Цель создания портфолио:

    помочь учащимся в самореализации  личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами.

    Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции и определению  профессиональных устремлений   учащихся. Прогнозируемый результат реализации программы:

- формирование мотивов осознанного и целенаправленного выбора

   будущей профессии;

- выявление  уровня готовности к обучению, уверенности в выборе

   профессии;

- выявление соотношения интересов, склонностей и способностей уч-ся;

 - формирование  навыков нахождения и использования информации о

    выборе профессии для обучения;

-  изучение  психолого-педагогическая литературы по данной проблеме;

-  ознакомление с различными видами профессий;

-  создание учащимися «профессионального  портфолио»,

Добиться таких результатов помогут различные формы работы с учащимися:

беседы и лекции;

разнообразные классные часы;

совместные с родителями мероприятия;

деловые и ролевые игры, викторины, конкурсы;

встречи с интересными людьми;

занятия-практикумы;

тестирование, анкетирование;

Этапы работы по профориентации учащихся

 1-й - пассивно-поисковый этап, или этап первичных профессиональных

         выборов ребенка охватывает период его обучения в 1-7-х классах.

2-й - активно-поисковый этап профориентации в основном проходит

      в 8-9-х классах.

3-й - этап профессионального самоопределения, которое с

       неизбежностью осуществляется после окончания подростком

      основной школы в 10-11-х классах.

     Срок реализации 3- го этапа– 2 года.

Программа  ориентирована  на старшеклассников  10, 11 классов и включает в себя 7 направлений:

 «Семья», «Интеллект»,  «Нравственность», «Профессиональное самоопределение», «Здоровье» «Гражданин», «Общение и досуг».  

Участники реализации программы:

 учащиеся

 родители

 классный руководитель

 учителя – предметники

 администрация школы

психолог школы

 социальный педагог школы

Направление «Семья»

Цель работы: обеспечение взаимодействия школы, классного руководителя, педагогов с родителями, привлечение их к воспитательному процессу, к участию в общешкольных и классных мероприятиях, помощь ребятам в определении с выбором профессии через семейные традиции.

Предполагаемый результат деятельности: понимание учащимися ценности  и важности семейных отношений и сохранение семейных традиций, воспитание справедливости, честности, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважение профессионального выбора своих родителей.

Этап реализации        

Содержание деятельности

класс        Выбор родительского комитета (на 10 -11 класс).Знакомство родителей с программами профильного обучения, с программой воспитания.

Родительские собрания:

«Права и обязанности ребенка: поиск равновесия»

«Родительский дом как фундамент счастья будущей жизни детей»

«Поможем детям выбрать профессию»

Дебаты «Трудные девочки: проблемы воспитания»

Психолого – педагогическое просвещение родителей.

Индивидуальные консультации, беседы, информирование о результатах воспитания, обучения.

Заседания родительского комитета.

"Дети и родители, узнать себя хотите вы?" совместное собрание

11 класс        Родительские собрания:

«Вечная проблема» (совместно с детьми)

«Агрессия и насилие в мире взрослых и детей»

«Как научить ребенка быть успешным»

«Как подготовиться к итоговой аттестации»

Общешкольные родительские собрания.

Заседания родительского комитета.

Помощь семье в правильной профессиональной ориентации ребенка (консультации психолога, педагогов)

Совместная деятельность родителей и учащихся (проектная деятельность, походы, посещение театров, музеев и т.п.)

Индивидуальные беседы, консультации

Вечер «Когда уйдем со школьного двора»

Организация праздников «Последний звонок», «Выпускной вечер»

Направление «Интеллект»

Ученье - лучшее богатство.

  Цель: Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей каждого ученика в меру его возможностей,  обеспечение развития познавательной активности учащихся.

   Задачи:

Создание ситуации успеха в учебе.

Научить самостоятельно получать знания, используя различные технические средства.

Обеспечить переход на более качественный уровень усвоения знаний.

Формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования и дальнейшего самоопределения.

Мероприятия по реализации данного направления работы

Этап реализации        

Содержание деятельности

10 класс        Классный час «Образование – путь к успеху»

Викторина «Читать – это не модно?»

Методика «Адаптация в 10 классе»

Участие в НПК, олимпиадах

Предметные недели

День дублера.

11 класс        Ток – шоу «Ученому и книги в руки»(о получении высшего образования).

День дублера

Психологический тренинг «Экзамены – это не страшно!»

Посещение музеев, выставок, способствующих интеллектуальному развитию.

Устный журнал «ЕГЭ. Как готовиться к экзамену»

Мониторинг знаний.

Предметные недели, участие в НПК,олимпиады  

Направление «Нравственность»

Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация», «субъектность». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.

Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

Цель работы в этом направлении: оказание помощи учащимся осознать нравственные нормы и правила, ценности человеческой жизни.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Этап реализации        

Содержание деятельности

10 класс        Классный час «О законах нравственности»

Дискуссия «Деньги и миф»

Акция «Спешите делать добро»

Клуб интересных встреч «Встречи с психологом, сексопатологом»

Ролевая игра «Супружество без брака»

Устный журнал «Сто советов мудрости»

Посещение музеев, выставок нравственно – эстетической направленности.

"Десять заповедей"- основа нравственности человечества

11 класс        

1  Акция «Спешите делать добро»

2  Классный час «Духовность – норма человеческой жизни»

3 "Еще раз про любовь"

4  Просмотр спектаклей, кинофильмов (коллективный просмотр и обсуждение).

5  Диагностика уровня развития нравственных качеств личности.

Направление  «Здоровье»

«Единственная красота, которую я знаю, это здоровье» Генрих Гейне

      Здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». В последние годы выявлены негативные изменения в физическом здоровье детей, в том числе из социально наиболее благополучных семей. Установлено, что при интенсификации учебного процесса, увеличении объема учебной нагрузки уже в первом классе у детей наблюдается не только отчетливый рост отклонений в нервно-психическом здоровье, но и нарушение зрения, заболевания органов пищеварения, нарушения осанки и стопы.

Цель работы: познакомить учащихся с важнейшими жизненными ценностями, убедить их в необходимости здорового образа жизни, показать глобальный  характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, показать необходимость здорового образа жизни для профессионального и карьерного роста.

     Предполагаемые результаты: осознание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, уважение выбора каждого человека.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Этап реализации        

Содержание деятельности

10 класс        Экологический праздник «День Земли»

Ситуативный практикум «Жизнь без вредных привычек»

Акция «Чистый берег»

Конкурсная программа «Школа выживания»

Классный час «Аксиомы алкоголя»

Товарищеские встречи по пионерболу, волейболу, баскетболу.

Диагностика по алкогольной и наркотической зависимости.

Для мальчиков (беседа школьного фельдшера)

Для девочек (беседа школьного фельдшера)

11 класс        Трудовой десант «Территория чистоты»

Организация школьного праздника «День здоровья»

Классный час «Мир без наркотиков»

Уроки безопасности.

Деловая игра «Я выбираю жизнь»

Видеолекторий «Здоровый образ жизни»

Интерактивная беседа «Есть ли будущее у российской семьи?»

Направление «Гражданин»

     Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя, формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, индивидуальность, личность, обладающую единством духовно-нравственного и правового долга.

Цель работы: формирование у учащихся соответствующих знаний о правах и свободах человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих осознанного выбора поведения и ответственности за него, воспитание чувства патриотизма, толерантности, гуманизма.

Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, уважение человеческого достоинства; формирование профессионально-нравственных качеств гражданина.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Этап реализации        

Содержание деятельности

10 класс        Классный час «Честь имею»

Устный журнал «Дни воинской славы»

Беседа – диалог «Безобидны ли современные молодежные течения и увлечения»

 «Вахта Памяти»

Встречи с участниками локальных воин.

Посещение театра, кинотеатра на соответствующую тематику.

11 класс        Беседа «Изменения в уставе РФ о несении воинской службы.

Диспут «Армия, какой она должна быть»

Акция «Мы с вами, ветераны»

Анкета «Анализ воспитания гражданских и патриотических чувств учащихся»

КТД «Вахта Памяти»

Встречи с участниками локальных воин.

Направление  «Профессиональное  самоопределение»

Целенаправленная организация трудовой и профориентационной деятельности  осуществляется по следующим направлениям:

Развитие работоспособности и укрепление здоровья выпускников школ.    

Формирование мотивов труда.

Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Развитие культуры труда.

Цель работы: оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, развитие потребности в образовании и самообразовании.

  Предполагаемый результат: формирование адекватных профессиональных притязаний, определение сферы самоутверждения учащихся, на основе формирования понятий «смысл жизни», «идеал», «счастье».

 Мероприятия по реализации данного направления работы.

Этап реализации        

Содержание деятельности

10 класс        Делова игра «Калейдоскоп профессий»

Выбор и работа органов самоуправления.

Выбор и посещение элективных курсов.

Классный час «Особенности трудоустройства несовершеннолетних»

Анкета «Мотивы выбора профессии»

Встречи с интересными людьми.

Построение профессионально личностных планов - практическое занятие

Профессиональная деятельность и социальный статус человека.        

11 класс        Посвящение в выпускники

Посещение элективных курсов

Классный час «Выпускнику об основах высшего профессионального образования и о правах студентов»

Информационно – правовой практикум «Как избежать конфликтных ситуаций в начале трудовой деятельности».

«Дни открытых дверей» (посещение ВУЗов)

Анкета «Готовность школьников к выбору профессий»

   Прогноз рынка труда на ближайшие годы.

Направление «Общение  и досуг»

Досуговая деятельность  - необходимый спутник обучения в школе. Внеклассные мероприятия нередко запоминаются больше, чем уроки. Отдых, шутки, веселье, совместные праздники, походы, экскурсии позволяют снять напряжение после учебного дня, дети становятся более раскрепощенными, активными. Именно на таких мероприятиях происходит сплочение коллектива, укрепляется дружба. Дети становятся более коммуникабельными.

Цель работы: Создание благоприятного воспитательного фона, развитие творческой деятельности, коммуникативных способностей учащихся, воспитание добрых, искренних отношений. Способствовать сплочению классного коллектива.

Предполагаемые результаты: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных качеств и толерантности, осознание учащимися необходимости доброго отношения друг к другу, понимание  ценности любви и дружбы.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Этап реализации        

Содержание деятельности

10 класс        Классный час "Семья в жизни человека"

Шоу талантов

Новогодний калейдоскоп

Конкурсно – игровая программа «А ну – ка, парни!»

Весенние поздравления

Посещение театров, музеев, выставок.

11 класс        Фотопрезентация «Школьные годы чудесные»

Заседание круглого стола «Молодежные субкультуры: за и против»

Шоу программа «Веселый девичник»(посвящен 8 Марта)

Театрализованное новогоднее представление

Диспут «Какая армия нам нужна»(Викторина – поздравление для юношей)

Посещение театров, кинотеатров, экскурсий.

«Детства последний звонок»(выпускной бал)

 Работа с «трудными» подростками

    Последнее время слышится много жалоб со стороны родителей и учителей в адрес подростков среднего и старшего возраста – стали неуправляемыми, непослушными, чересчур самостоятельными. Это связано как с особенностями данного возраста, физиологическими и психологическими, так и со своеобразием современной социальной ситуации, в которой происходит взросление подростков. А воспитание «трудных» подростков – всегда нелегкий процесс. Таким детям сложнее адаптироваться в современных жизненных условиях, поэтому возникают трудности при общении этих детей со сверстниками и взрослыми.

 

   Цель работы: воспитание чувства ответственности, порядочности, доброты у подростков, нравственное развитие учащихся.

 Предполагаемый результат: участие «трудных» подростков в общешкольных и классных мероприятиях, успешное окончание школы и получение документа об образовании, уважение прав, свобод и мнения других людей, гуманное отношение к окружающим людям, адаптация к социальной среде и жизненным условиям. Формирование навыков безконфликтного поведения.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

        

  1. Посещение подростков на дому, индивидуальные встречи с родителями        
  2. Вовлечение «трудных» подростков в классные и школьные мероприятия
  3. Диагностика агрессивного поведения (совместно с психологом)
  4. Определение уровня тревожности подростков
  5. Тренинг профилактики ассоциативного поведения «трудных» подростков
  6. Работа совместно с учителями, работающими в классе по ликвидации задолженностей по учебным предметам, неудовлетворительных оценок (если таковые будут).

  1. «Учимся разрешать конфликты»        
  2. Внеклассная деятельность



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему. Эта информация поможет совместно создать план подготовки: на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.

2. Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по некоторым темам, а вы задайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.


3. Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.


4. В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?


5. Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы он обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.


6. Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе "провалил" экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае «не повезло».

Желаю успешной сдачи экзаменов!



Предварительный просмотр:

Как запомнить большой объем информации

(рекомендации психолога)

Подготовка к сдаче экзаменов предполагает запоминание большого количества материала. Такого большого, что это может вызывать растерянность и  ощущение хаоса – «Не знаю, за что схватиться». Чтобы избежать неприятностей, стоит помнить «Принцип слона»

«…- Можно ли съесть слона?

      - Можно, если каждый день отрезать от него по маленькому кусочку. Тогда и слон будет съеден, и пищеварение не пострадает».

Итак, Ваш слон подан, давайте его приправим…

  1. Есть произвольная и непроизвольная память. Непроизвольная – информация запоминается сама, непроизвольно (обычно это эмоционально насыщенная информация), произвольная память предполагает волевое усилие. Но крайне сложно запоминать информацию, которая вызывает неприятные эмоции, раздражает (да, кому все это надо?!). Поэтому начинайте с собственной мотивации. МНЕ надо это запомнить, мне НАДО это запомнить…
  2. Очень сложно запоминать бессмысленную информацию. Постарайтесь, чтобы информация, которую необходимо заучить была, в первую очередь, понята. Тогда к механической памяти присоединится  логическая память, да и интерес осмысленная информация вызывает больше.
  3. Обычно любой материал подается в системе, поэтому начинайте учить с самого начала, чтобы понимать и сохранять эту самую систему. В этом случае, даже если Вы что-то забудете, сможете восстановить или даже самостоятельно сформулировать какие-то выводы.
  4. У каждого человека свое лучшее время для запоминания, стоит его использовать. Однако следует учитывать, что усталость (позднее время, долго сидел за компьютером и т.д.) усложняют усвоение информации.
  5. Отличайте запоминание от припоминания. Это ловушка для многих школьников и студентов: взглянул на параграф, УЗНАЛ его, возникла уверенность «Я это знаю». А на экзамене вспомнил не материал, а то, что это было просто…
  6. Информация редко запоминается надолго с первого раза. Если Вы не относитесь к гениям-мнемоникам, повторяйте материал, как минимум дважды. Идеальный вариант организации такой работы:  первый раз повторял вечером, второй раз – утром.
  7. У человека есть не только кратковременная и долговременная память, но еще и среднесрочная память. Она отвечает не только за сохранение, но и за категоризацию информации (помните «Утро вечера мудренее..»). Эта память работает, когда человек спит. Поэтому, если человеку необходимо запоминать большие объемы информации, у него увеличивается потребность во сне, это физиологическая необходимость. Только учитывайте, что категоризируется уже поступившая информация, поэтому если днем ничего не учил, то и категоризироваться ночью будет нечему .



Предварительный просмотр:

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

1. Для успешной сдачи экзаменов необходимо учитывать два фактора: теоретическую и психологическую подготовку студентов. Только в случае работы по всем этим двум направлениям вы можете рассчитывать, с одной стороны, на глубокие и прочные знания по изучаемому предмету, а, с другой, — на получение высокой оценки во время итоговой аттестации. Теоретическая подготовка к экзамену делится на два раздела, в течение всего учебного года и предэкзаменационная. Если вы хотите иметь глубокие и прочные знания, а кроме того облегчить себе жизнь перед экзаменом, то необходимо было заниматься с самого первого периода изучения предмета.

В период подготовки к экзаменам не следует радикально менять свой режим дня, так как резкая смена привычного образа жизни плохо «вписывается» в налаженные биологические ритмы человека и требует длительного периода адаптации. Поэтому во время подготовки к экзамену желательно сохранить привычный ритм сна и бодрствования, ограничившись минимальными изменениями режима дня. Эти изменения должны заключаться в следующем:

а) Режим сна и бодрствования: не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счет сна. Подобная рекомендация обусловлена тем, что нормальный сон не только снимает умственное утомление и обеспечивает восстановление потраченных сил организма, но и играет важнейшую роль в механизмах памяти. Как показали исследования ученых, именно во время сна происходит перевод информации, полученный за день из оперативной в долговременную память. Поэтому сокращение количества времени, отведенного на сон, не только будет приводить к плохому психическому самочувствию, вялости и апатии, но и снизит эффективность усвоения учебного материала. Во время подготовки к экзаменам помимо ночного сна желательно ввести в распорядок дня кратковременный (1—1,5 часа) дневной сон.

б) Чередование умственной и физической деятельности. Во время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для физкультпауз. Способ физической активности не имеет существенного значения — это может быть обычная физзарядка, аэробика, танцы и пр. При этом желательно задействовать все группы мышц для усиления кровообращения в организме. Особенно благоприятно такие паузы действуют на лимфообращение, которое практически прекращается при сидячей умственной работе и поэтому требует периодической активной стимуляции за счет работы мышц. Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть 1 —2 больших часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе. Прогулки летом желательно организовывать в парках, скверах и других местах, имеющих зеленые насаждения с тем, чтобы обеспечить активную вентиляцию легких и насыщение организма кислородом.

в. Питание. Во время интенсивной умственной работы рекомендуется 4-5 разовое питание. При более редком: питании поступление большого количества питательных веществ вызывает перенаполнение желудка, прилив крови к нему и, соответственно, нарушение кровоснабжения мозга, что вызывает вялость и сонливость. Более частое питание отвлекает от занятий и в сочетании с гиподинамией может приводить к повышению массы тела. Питание должно быть средней калорийности, в пищевом рационе должно быть достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Избыток животных жиров и крахмала нежелателен.

Очень важно наличие в пище свежих растительных продуктов - овощей и фруктов. Они не только являются источников витаминов, но и содержат клетчатку, обеспечивающую нормальное функционирование кишечника (в противном случае сидячая умственная работа и хронический нервный стресс, сопровождающийся активацией симпатической нервной системы, могут вызывать запоры). Помимо свежих овощей и фруктов, в качестве источника витаминов можно использовать ржаной хлеб, яйца, печень, а также применять поливитаминные комплексы с добавлением микроэлементов.

Психологическая подготовка к экзаменам

 заключается в создании оптимального функционального состояния, позволяющего учащемуся наилучшим образом продемонстрировать свои знания преподавателю, а также свести к минимуму вред здоровью, наносимому напряженной учебой во время сессий. Для нормализации своего физиологического и психологического состояния выпускники могут применять две группы приемов, одна из которых направлена на релаксацию, а вторая — на мобилизацию организма.

К первым методам относится метод медитации на дыхании и аутогенная тренировка, а ко второму — метод позитивного целеполагания.

Для занятий аутогенной тренировкой на первых порах желательно использовать уединенное место, чтобы исключить помехи со стороны других лиц, затем, по мере освоения этой методики, аутогенной тренировкой можно заниматься в любом месте, даже при большом скоплении народа. Для занятий AT нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и, насколько это возможно, расслабить мышцы. Наиболее эффективным способом усилить общее расслабление организма является координация формул самовнушения с ритмом собственного дыхания. На первом этапе занятий дыхание должно быть естественным и непринужденным — следует не вмешиваться в его ритм и глубину, а только следить за потоками воздуха, входящими в организм и покидающими его (прием, известный во многих восточных духовных практиках как «медитация на дыхании»). Обычно требуется несколько минут чтобы полностью сосредоточиться на дыхании — для этого рекомендуется рассматривать этот процесс как бы наблюдая себя «со стороны», что дает максимальный успокаивающий эффект.

Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавлять к ним формулы самовнушения: «Я — расслабляюсь — и — успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом своего дыхания. При этом слова «Я» и «И» следовало произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь» - на выдохе.

Очень часто предэкзаменационное волнение сопровождается значительным тремором рук, которое нервирует учащихся и мешает им успокоиться. Для устранения этого явления хорошо помогает проговаривание формулы самовнушения «Мои руки мягкие и теплые», сопровождая эту фразу соответственными мысленными представлениями. Для достижения большего эффекта можно мысленно представить себе, что поток выдыхаемого теплого воздуха проходит через руки. нагревая их. Тогда первая часть фразы «Мои руки...» произносится на вдохе, а вторая «...мягкие и теплые» — на выдохе, причем подкрепляется соответствующим мысленным представлением; потока теплого воздуха, выходящего из легкими «льющегося» по рукам. Все эти методы позволяют достаточно быстро снять излишнее нервно-мышечное напряжение и оптимизировать их функциональное состояние.

Интересно отметить, что помимо релаксации, аутогенная тренировка позволяет использовать еще один механизм, повышающий эффективность подготовки к экзамену - так называемый метод позитивного целеполагания. Его действенность основана на том, что подсознание человека, погруженного в легкое гипнотическое состояние более восприимчиво к голосу сознания. При создании формул цели необходимо руководствоваться следующими принципами: они должны быть по возможности краткими, иметь позитивный характер и должны соответствовать психологическому типу поведения лица, который будет их применять. Поэтому, после достижения желательного уровня расслабления и снятия первичной избыточной тревожности можно мысленного проговаривать формулу: «Я—спокоен— и уверен — в себе!», также синхронизированную с дыханием, но в этом случае в первой части формулы, в отличие от второго упражнения методики, вдох должен быть несколько продолжительнее выдоха. Последнюю часть формулы «— в себе!» рекомендуется произносить на форсированном выдохе с эмоциональным нажимом. На этом этапе можно использовать и другие формулы, например:

«Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие. Я уверен в себе»

«Моя память работает хорошо. Я все помню»

«Я ощущаю бодрость и уверенность в себе».

«Моя речь спокойная, уверенная, неторопливая»

Помимо аутогенной тренировки перед экзаменом можно использовать и другие методики, например, создать мысленную модель своей успешной сдачи экзамена и «проиграть» эту ситуацию в уме несколько раз. Можно создать в своем воображении образ спокойного, уверенного в себе человека, который берет билет, легко получает доступ к ресурсам памяти, пишет четкий конспект ответа на вопросы, после чего уверенно и со знанием дела отвечает преподавателю, получая за это желаемую оценку. Таким образом, создается своеобразная программа успешной деятельности, которой надо следовать на экзамене. Эта программа путем многократного повторения «закладывается» в подсознание человека и потом реализуется на деле.

Итак:

· Если Вы пришли в школу за знаниями, хотите поступить в колледж или ВУЗ и хотите вообще свести экзаменационное волнение к минимуму, то на протяжении всего предэкзаменационного времени следует планомерно и постепенно записывать краткие ответы на экзаменационные вопросы.

· Если же всё время обучения в школе вы весело проводили время, а экзамены нагрянули внезапно, как снег на Чукотке, то, прежде всего, вам следует четко распределить оставшееся время ( разделив его на количество вопросов + оставить резерв)

· Распланируйте свой режим дня (учеба + питание + сон + обязательная физическая активность). Не экономьте за счет сна!!!

· Сведите к минимуму кофе и сигареты, заменив их фиточаем и спортом.

· Питание должно быть дробным (4-5 раз в день). Больше овощей, фруктов, меда, орехов и растительного масла. Меньше жиров и углеводов.

· Научитесь расслабляться. Используйте формулы самовнушения и дыхательные упражнения.

· Настройтесь на победу! Чаще повторяйте позитивные формулы цели.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

        Беседа с учащимися на тему: «Всегда ли правы взрослые».

Учитель

Ученик

1.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть. Прежде, чем начать нашу с вами беседу, давайте познакомимся и получше узнаем друг друга.

Я – Бедункович Татьяна Александровна  – учитель физики и математики Безменовской школы.

Давайте сейчас по кругу представимся и назовём качество твоего характера, которое начинается на первую букву твоего имени.

Я – Татьяна Александровна. Терпеливая.

Учащиеся представляются и называют своё качество.

2.

Вы  сегодня для беседы выбрали тему «Всегда ли правы взрослые?»

- Почему вы остановились на этой теме?

-Потому что сейчас  тема «Отцов и детей» очень актуальна. Ведь не всегда взрослые понимают детей.

3.

Да, переходный возраст…Вы осознали себя как личности.

Сколько вам лет?

Вы хотите самоутвердиться, вы не слушаете советы взрослых.

Нет ни одной семьи, где не происходят конфликты.

-15-16 лет

  1. Давайте сначала выясним:  как вы ограничиваете, кто взрослый, а кто нет.

---Вы взрослые?

     ---Ваши старшие братья и сестры взрослые?

      ---Я взрослая?

Чем отличается взрослый человек от ребёнка?

Да, уровень знаний у взрослых больше, но вы всё равно считаете, что взрослые не всегда правы.

А может быть вы считаете, что они правы?

Итак, всегда ли правы взрослые?

---Нет.

---Нет.

---Да.

-уровень знаний у взрослых больше.

-

-Нет, не всегда.

-Разные поколения не всегда понимают друг друга.

-Взрослые и дети имеют разные взгдяды на жизнь.

-А я думаю, что они всегда правы.

-В чём-то правы, а в чём-то и нет…

5.

Мнения ваши разделились…

Итак, в каких ситуациях бывают неправы взрослые?

Проблемы

-школа

-друзья, ситуация с выбором друзей…

Еда, покупки (ситуация с выбором одежды…)

- не разрешают долго гулять

6.Почему происходит непонимание?

Что вам не нравится, когда вам говорят родители?

---Как вы думаете, когда взрослые с вами разговаривают, что они чувствуют?

---А что вы чувствуете по отношению к ним, когда они вам в чём-нибудь отказывают?

-разные взгляды на жизнь, на многие вещи… Например, маме одна юбка нравится, а мне другая.

Ответы учеников.

---правоту

---заботу

---раздражение

---несправедливость

---непонимание иногда

7.

Когда я была ребёнком, то мне родители не разрешали долго гулять на улице. Я их тогда не понимала. А сейчас я сама мама двоих детей, сын во 2 классе, а дочери  5 лет. И я не разрешаю им гулять до поздна…

Как вы думаете, почему?

Жизнь сейчас очень опасная. Вы понимаете, что мы, взрослые переживаем за своих детей.

8.

 А сейчас давайте разделимся на 2 команды: 1- девочки( они будут родителями), а 2 команда- мальчики ( в игре они будут детьми).

---Родители, почему вы не разрешаете детям гулять, сколько они хотят.

---Почему вы не хотите слушать музыку, которую мы любим слушать?

---Почему вы не разрешаете долго сидеть за компьютером?

А теперь, родители, задайте своим  детям вопросы.

-Видите, ребята, когда вы стали на позицию взрослых, вы стали говорить так же, как и они говорят!

--Потому что вы переживаете за неё.

-

--Потому что мы переживаем за вас и хотим для вас всего только хорошего.

---Ведь мы приходим с работы очень уставшие, хотим отдохнуть…

---Ведь надо помочь родителям по дому

---Надо учить уроки и соблюдать режим дня для наилучшего здоровья…

---Почему вы не хотите прислушиваться к нашим советам?

(---потому что вы не всегда понимаете нас)

---Почему даёте мало карманных денег?

(Ведь расходов за месяц много: надо и за квартиру заплатить, за услуги, на питание, необходимую одежду…)

9.

 Теперь, я думаю, вы лучше поймёте своих родителей, и будете искать с ними компромиссы.

Как вы ищите компромиссы с родителями?

Давайте сейчас возьмём стикеры и напишем, что мы можем сделать, чтобы не конфликтовать с родителями.

Учитель записывает на доске ответы учеников.

 

----Это с вашей стороны. А что мы посоветуем родителям, как вести себя в той или иной ситуации?

Давайте опять свои ответы запишем.

---Говорим с ними, какие они были в этом возрасте.

---Стараемся понять, почему родители не разрешают нам делать что-то, поговорив с мамой и папой «по душам».

Ученики зачитывают свои ответы.

Мы можем

---уходить от споров с родителями

--- помогать родителям

---чаще разговаривать с родителями

---обсуждать проблемы с родителями

---идти на контакт с родителями

---прислушиваться к советам родителей. Ведь они своим детям никогда плохого не пожелают…

---никогда не отвечать злом на зло…

Родители должны…

---провести родительские собрания совместно с детьми и понять проблемы своих детей.

---вспомнить своё детство и понять детей.

---диалог родителей и детей.

10.

Вот они наши правила, чтобы понимать друг друга…

11.

Ваши родители хотят уберечь вас от всего плохого…

Я согласна, что иногда, мы родители, проявляем чрезмерную заботу о вас…

Но это, потому, что мы вас очень любим.

Я думаю, вы знаете  притчу о бабочке…

Внимание на экран.

Просматривают видеоролик.

12.

Итак, мальчик раскрыл кокон, чтобы помочь бабочке, он чувствовал заботу, правоту, гордость.

А что из этого получилось?

---В результате: бабочка не могла летать и влачила жалкое существование.

---Давайте переведём притчу на вас и ваших родителей.

Дети – это кто?

---А мальчик?

---Почему вы так решили?

---Какой вывод можно сделать?

---Бабочка.

---Ваши родители.

---Родители заботятся о своих детях. И мальчик решил помочь бабочке.

---Наши родители хотят помочь нам, детям, но мы должны всего добиваться сами.

---Если бы бабочка проделала свой путь сама, Ио она бы была сильной.

13.

Да, но нельзя забывать то, что ваши родители хотят предотвратить вас от ошибок.

А сейчас посмотрите на слайды. Эта счастлива семья, где царят взаимопонимание, смех, улыбки.

На экране слайды «Счастливая семья»

14.

Итак, закончить нашу беседу я хочу словами древнегреческого философа: «Родители всегда правы!» , плохого они своим детям не посоветуют… Я хочу пожелать вам, чтобы у вас были замечательные взаимоотношения с родителями. И желаю вам, чтобы ваши дети через 20-30 лет вас понимали…

Любить – это значит прощать

Прощать - это значит понять

Понять – это значит знать

Знать – это приблизиться к порогу мудрости.

Родители мудры…

Спасибо за вашу работу. На этом наша беседа заканчивается.



Предварительный просмотр:

БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ

«Зачем я хожу в школу»

Без знаний в жизни не добьешься
Всего того, что хочется иметь.
А в школе опытом ты запасешься,
Чтоб в будущее смело мог смотреть.

- Важен ли этот разговор для каждого из вас? Почему?

- Сегодня нам предстоит выяснить, как каждый из вас относится к школе, какое значение она имеет для каждого. А, может быть, есть и такие ребята, кому она не нужна. Давайте выяснять.

 Для дальнейшей работы нужно распределиться на группы.

1. Игровое упражнение.

- Предлагаю всем встать в круг, взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами.

- Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить.

- Закройте глаза.

Детям на спины скотчем приклеиваются рисунки: солнышко – 3 человекам, сердечко – 3 человекам, цветок – 3 человекам, весёлая мордашка – 3человекам. На столы ставятся 4 символа: солнышко, сердечко, цветок, весёлая мордашка.

- У каждого из вас спине приклеен символ, который подскажет, за какой стол нужно сесть. Помните, что вы не одни, и можете обратиться за помощью друг к другу.

Дети должны подходить друг к другу.

- Посмотрите, все ли правильно расселись по своим местам.

- Почему у вас всё получилось?

- Смогли бы вы справиться с заданием, не общаясь друг с другом? Почему?

- Так, сформулируйте первую причину, зачем вы ходите в школу (общение).

В школе вы действительно учитесь общаться с одноклассниками, ребятами из других классов, взрослыми людьми.

1. Составление правил общения в школе.

- Конечно, общение общению рознь.

- Предлагаю вам, поработать в группе, выбрать из предложенных правил  три главных общих правила общения в школе.

  • отстаивай свою точку зрения любыми способами
  • будь всегда вежлив
  • умей выслушать другого, не перебивай
  • если тебе сказали грубо, ответь тем же
  • не конфликтуй

- Назовите правила, которые вы выбрали.

- Какие правила общения оставили без внимания? Почему?

- Скажите, названные правила общения следует применять только в школе? Почему?

- Конечно, школа – это место, где вы общаетесь. Но, есть и другие причины, зачем вы ходите в школу.

2. Анализ ситуации.

- Мне очень нравится одна история, послушайте её.

Лев Николаевич Толстой, когда был уже знаменитым писателем, открыл в своём имении Ясная Поляна школу и стал учить там крестьянских детей. Он говорил, что это – самое важное дело на свете.

- Обсудите, что же Л.Н. Толстой считал самым важным на свете. Подумайте, согласны ли вы с ним.

- Обсудите в группе, что для Толстого было самым важным на свете? Согласны ли вы с ним?

Конечно, это учёба в школе.

- Что подразумевается под словом учёба?

В школе вы получаете новые знания, изучаете новые предметы, становитесь умнее.

- Что нового вы узнали за время обучения в школе?

3. Просмотр фильма.

- Общение и получение новых знаний – это, наверное, одни из главнейших серьёзных сторон вопроса «Зачем я хожу в школу?», но есть причины менее серьёзные, а, в некотором смысле, даже смешные. Посмотрите фильм. Постарайтесь запомнить некоторые из них.

Для прикола, просто так, наряды показать, все новости узнать, из-за оценок, для уроков, чтобы учиться – мне это в жизни пригодиться.

4. Мне в жизни это пригодиться.

Зачем ребята ходят в школу?

- Какие из причин смешные?

- Какая важная?

- Как же учёба в школе может пригодиться? Подумайте, обсудите в группах.

- Хорошая учёба в школе – это залог успешного будущего. Не забывайте об этом.

5. Формулирование причин.

- Мы говорили много, а назвали только три причины «Зачем вы ходите в школу». Назовите их: общение, учёба, успешное будущее.

- А может быть есть другие причины, про которые мы не сказали? Назовите их.

6. Работа с пословицами.

- Люди давно стали подмечать ситуации, связанные с разными сторонами жизни человека, в том числе и со школой, учёбой. Они высказывали мудрые мысли, которые стали пословицами, поговорками. Предлагаю вам собрать две пословицы из разрезанных слов, выбрать, ту, которая соответствует теме разговора, объяснить её.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Своя земля и в горсти мила.

- Какая из пословиц соответствует теме разговора? Почему?

- О чём другая пословица?

- Предлагаю вам сообща в группе сочинить свою пословицу о школе...

7. Общий свод причин.

- Зачем человек ходит в школу?

  1. Общаться.
  2. Получать новые знания.
  3. Для успешного будущего.

- Распределите эти причины по степени значимости для себя на данный момент.

- Что для вас из перечисленного важнее всего?

8. Итог.

- Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов и, высоких результатов в вашей работе.