Воспитательный проект
Во вложении содержится описание элективного курса "Конституционное право"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_stranitsam_konstitutsionnogo_prava.docx | 61.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«По страницам российской Конституции (Конституционное право)»
(пропедевтика вузовских дисциплин)
Автор:
2012
Пояснительная записка
Элективный курс «По страницам российской Конституции (Конституционное право)» предназначен для учащихся 10 класса и имеет пропедевтический характер вузовских дисциплин юридического профиля. Дисциплина «Конституционное (государственное) право» включена в учебные планы таких направлений профессиональной подготовки, как «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление», «Иностранные и русский языки», «Менеджмент», «Экономика», «Государственная и муниципальная служба», «Прикладная информатика» и др. Объем часов по программе - 34 час.
Курс конституционного права является одной из наиболее сложных дисциплин, изучаемых в ВУЗе и СПО. Освоение старшеклассниками на доступном уровне основ профессиональных дисциплин положительно влияет на социальную адаптацию учащихся, сознательный выбор профессии, способствуют успешной реализации довузовских программ по профессиональной ориентации молодежи.
Цели курса:
подготовить учащихся к освоению вузовской программы по дисциплинам юридической и социальной направленности; изучить общие понятия и категорий науки Конституционного права; сформировать навыки необходимые в будущей профессиональной деятельности.
Планируемые образовательные результаты
По завершении элективного курса учащиеся:
- получат опыт изучения дисциплины высшей школы –конституционного(государственного ) права;
- демонстрируют понимание понятия и предмета конституционного права, места российского конституционного права в системе права России, сущности формы правления, избирательного права в РФ, виды государственных органов в РФ, их систему и конституционно-правовой статус;
- оперируют юридическими понятиями и категориями из области конституционного права;
- владеют специальной методикой правового анализа норм Конституционного права и основанной на них деятельности государственных учреждений и общественных институтов;
- анализируют конституционные основы общественного и государственного строя РФ, основы правового положения граждан; нормативные правовые акты, практику Конституционного Суда РФ,
- применяют правовые решения жизненных проблем на основе Конституции РФ и действующего законодательства;
- оценивают сущность конституционных прав, свобод и обязанностей российских граждан, применяют механизм их реализации и защиты в конкретной ситуации.
Планируемый компетентностный образовательный результат.
Учащиеся
- логически грамотно выражают и обосновывают свою точку зрения по государственно-правовой и политической проблематике,
- используют, обобщают и анализируют информацию, ставят цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества, используют нормативные правовые документы в своей деятельности ;
- осуществляют коммуникации в рамках проектных групп, презентуют результаты проектов;
- выбирают необходимые для организации деятельности информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде;
- способны готовить обзоры правовой литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для своей деятельности.
Описание способов оценки планируемых результатов
Оценивание промежуточных результатов курса осуществляется в форме:
- Для оценки знаниевых образовательных результатов - тестирования , проверки эссе и результатов практических работ, проверки решения правовых задач.
- Для оценки компетентностных результатов – отчетов по анализу деятельности участников судебных заседаниях и в поселковой администрации, защита проекта .
Итоговое оценивание осуществляется по результатам выступления с итоговой(курсовой )работой на Конституционных слушаниях
Используется система оценки («зачтено»/«не зачтено»).
Критерии оценивания
Оценка «Зачтено» ставится при выполнении :
- тестовых заданий и правовых задач – на 50% и выше;
- эссе - в соответствии с требованиями ЕГЭ по обществознанию;
- защита проекта – 50% баллов и более - в соответствии с критериями проектной деятельности (см. Приложение);
- оценка итоговой работы - 50% баллов и более - в соответствии с требованиями к итоговой работе (см. Приложение).
Описание оснований для отбора содержания образования
При отборе содержания учитывались возрастные возможности обучающихся, социальная и личностно-ориентированная направленность изучаемого материала. В основу был положен принцип соответствия содержания образования уровню современной науки и основным требованиям развивающегося демократического общества. В связи с этим в содержание программы были включены: основы науки Конституционного право, которая определяет современную социальную картину мира, т. е. совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий, базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой; основные области применения, приложения теоретического знания; сведения, необходимые для обеспечения всех или многих сфер человеческой деятельности; нерешенные, но важные научные и социальные проблемы.
Согласно критерию целостного отражения основных компонентов социального опыта включается в программу овладение способами деятельности по образцам; усвоение опыта творческой деятельности и формирование эмоционально-ценностных отношений.
Принцип конкретности обеспечивает целевую направленность программы на конкретную практику и результативность в достижении поставленной цели. Для практического освоения сложного теоретического материала использовался краеведческий подход. Современный анализ деятельности государственных служб на уровне региона и местного самоуправления позволил учащимся увидеть конкретные проблемы и предложить пути решения.
Содержание программы опирается также на межпредметные связи с такими разделами общественных дисциплин, как политология, право, социология; и предметами гуманитарного цикла: история, литература.
Изучение материала учащимися осуществляется от общего к частному: в начале каждого занятия они рассматриваются теоретические основы с использованием документов и текстов, проводят преобразование информации в графические формы, затем выполняются практические работы .
Характеристика элективного курса в контексте самоопределения старшеклассника
В современных условиях, когда Российской Конституции исполнилось 20 лет, конституционное право приобрело особое звучание. Оно стало востребованным не только для определенной профессии. Без овладения конституционным правом невозможно реально участвовать в управлении государством, депутатской деятельности, различных демократических процессах.
Данная программа содержит сведения, которые необходимы для подготовки специалистов в области юриспруденции (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, юрисконсультов и др.). Нельзя стать юристом, не имея представления о правовых основах гражданского общества, конституционном статусе личности, государственном устройстве или системе государственных органов.
Чрезвычайно важное практическое значение изучение этого курса представляет для тех, кто хочет выбрать профессиональный путь в сфере государственного управления и местного самоуправления, поскольку именно в нем концентрированно излагаются самые фундаментальные основы прав и свобод человека, статуса, компетенции и взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления.
Однако изучение курса конституционного права имеет немалое практическое значение для любого гражданина нашей страны.
Часто граждане нашей страны многое теряют в своей жизни и практической деятельности только потому, что не знают или плохо знают свои права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и других конституционно-правовых актах. Изучение курса конституционного права создает возможность более твердо и последовательно отстаивать законные права и интересы личности.
Сравнительный анализ конституционно-правового устройства разных стран учит выработке правильной политико-правовой ориентации, что особенно важно в будущем для тех специалистов, работа которых будет проходить за рубежом или связана с выездами туда. Воспитательное значение изучения курса состоит в повышении политико-правовой культуры учащихся и росте гражданственности, демократического правосознания в нашей стране.
Актуальность для нынешних старшеклассников подробного изучения конституционного права подчеркивает и тот факт, что в рамках сдачи ЕГЭ по обществознанию резко увеличено количество заданий на знание и интерпретацию Конституции РФ при сохранении в общеобразовательной программе прежнего объема часов (всего 1 час на изучение всей темы), что не позволяет подготовиться к экзамену на должном уровне.
Описание способов организации освоения элективного курса учащимися
Основные формы организации занятий при изучении курса:
деловые и ролевые игры; разбор практических ситуаций с поиском путей решения (правовые задачи); обучение в сотрудничестве (работа в малых группах); разработка проектов; практикумы, обучение через дискуссию; ИКТ, мозговой штурм.
В рамках изучения курса предусмотрены встречи с представителями государственных и муниципальных органов, общественных организаций.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, составляет более 80% процентов аудиторных занятий.
Характеристика ресурсов, необходимых для реализации курса
Для реализации программы элективного курса используются следующие ресурсы:
- Нормативно-правовые акты: Конституция РФ и Федеральные законы РФ.
- Учебные пособия по конституционному праву
- Сборник задач по праву
- Методические пособия по деловым играм
- Сайты органов государственного и муниципального управления:
http://www.president-sovet.ru/
http://www.ksrf.ru/ru/Sessions/VisitTo/Pages/default.aspx
Подробный перечень см. Литература.
Тематическое планирование
№ | Тема | Содержание |
1 | Введение (1 час.) | Предмет и наука «Конституционное право». Зачем изучать Конституционное (государственное) право? Где изучают Конституционное право? Место предмета в учебном плане специальных дисциплин ВУЗов и СПО Практическая работа учащихся. Диагностический профориентационный тест. Выявление профессиональных склонностей. |
2 | История Конститу- ции. Конститу- ции зарубежных стран (1 час.) | Понятие и юридические свойства конституции. Сущность конституции. Истоки конституционализма. Первые попытки введения конституции. Советские конституции. Основные черты Конституции РФ. Практическая работа учащихся.
|
3 | Конституционные права и свободы (6 час.) | Гражданство. Понятие и классификация конституционных прав и свобод. Юридические свойства прав и свобод. Личные и политические права. Социально-экономические права. Культурные права. Обязанности Граждан РФ. Практическая работа учащихся.
прокуратуры «Взаимосвязь прав и обязанностей граждан». Самостоятельная работа учащихся. Разработка сценария круглого стала. Подбор материала из местных СМИ, обобщение и систематизация собственного жизненного опыта по проблеме. Оформление тезисов и вопросов. Консультации |
4 | Федеративное устройство (4 час.) | Разновидности субъектов. Конституционно-правовой статус субъектов РФ. Принципы разделения властей. Практическая работа учащихся.
|
5 | Избиратель-ная система РФ (3 ч.) | Избирательная система. Принципы избирательного права. Виды избирательных систем. Избирательный процесс. Практическая работа учащихся.
|
6 | Президент РФ (4 ч.) | Становление института Президента РФ. Порядок выборов и вступление в должность. Правовой статус Президента. Полномочия Президента. Правовые акты Президента. Основания досрочного прекращения полномочий. Практическая работа учащихся.
|
7 | Федераль- ное собрание (4 ч.) | Федеральное собрание и его место в системе органов государства. Состав и порядок формирования Совета Федерации. Полномочия Совета Федерации. Компетенция Государственной Думы. Законодательный процесс. Практическая работа учащихся. 1. Работа с документами. Анализ главы 5 Конституции РФ. Составление схемы «Структура законодательной власти РФ» и плана «Политические сдержки и противовесы по Конституции РФ» 2. Деловая игра . Парламентские слушания. Фабула: организация и проведение парламентских слушаний в Государственной Думе по проблемам российской молодежи.
Самостоятельная работа учащихся. Подготовка к дискуссии: просмотр, чтение и анализ СМИ, составление тезисов и плана выступления. Консультации |
8 | Правитель- ство РФ (2 ч.) | Правительство РФ – исполнительный орган государственной власти. Состав и порядок формирования Правительства РФ. Полномочия Правительства РФ. Организация деятельности Правительства РФ. Практическая работа учащихся.
Самостоятельная работа учащихся. Подбор материала к проекту. Консультации |
9 | Судебная власть в РФ (4 ч.) | Конституционные принципы осуществления судебной власти. Конституционный суд. Верховный суд. Система арбитражных судов. Практическая работа учащихся.
Прямая трансляция заседания КС РФ. Обращения в Конституционный Суд РФ. «Мозговой штурм». Решение проблемы: Чем отличается Конституционный процесс от гражданского?
Закон Самарской области от 1 декабря 2006 г. N 145-ГД "Об Уставном суде Самарской области" (с изменениями и дополнениями)
Самостоятельная работа учащихся. Подготовка к дискуссии: просмотр, чтение и анализ СМИ, составление тезисов и плана выступления. Консультации |
10 | Местное самоуправ- ление (2 ч.) | Понятие о местном самоуправлении. Функции местного самоуправления. Органы местного самоуправления. Основы деятельности. Практическая работа учащихся.
Самостоятельная работа учащихся по проекту. Разработка проекта «Мы отвечаем за все» Консультации |
11 | Конституционные поправки и пересмотр Конституции (1 час) | Порядок пересмотра и внесение изменений в Конституцию. Полномочия органов власти по внесению изменений. Практическая работа учащихся
|
Итоговое занятие (2 час.) | Конституционные слушания |
Учебно-тематическое планирование
Тема | количество часов: | Формы контроля | |||
Всего | Аудитор ных | Вне аудиторных | В т.ч. на практическую деятельность | ||
Введение | 1 | 1 | Диагностика | ||
Тема1. История Конституции. Конституции зарубежных стран | 1 | 1 | 1 | Проверка практич. работы Тестирование | |
Тема2. Конституционные права и свободы | 6 | 5 | 1 | 6 | Проверка практич. работы Отчет |
Тема3. Федеративное устройство | 4 | 4 | 3 | Проверка эссе Проверка практич. работы | |
Тема4. Избирательная система РФ | 3 | 3 | 3 | Проверка практич. работы Проверка эссе | |
Тема 5. Президент РФ | 4 | 4 | 3 | Опрос Проверка практич. и твор.работы | |
Тема 6. Федеральное собрание | 4 | 4 | 3 | Проверка практич. работы | |
Тема 7. Правительство РФ | 2 | 2 | 2 | Защита проекта Тестирование | |
Тема 8. Судебная власть в РФ | 4 | 4 | 3 | Проверка практич. работы | |
Тема 9. Местное самоуправление | 2 | 1 | 1 | 2 | Отчет Проверка практич. работы |
Тема10. Конституционные поправки и пересмотр Конституции | 1 | 1 | 1 | Проверка практич. работы | |
Тема11. Конституционные слушания | 2 | 2 | 2 | Защита работ | |
Итого | 34 | 32 | 2 | 29 |
Приложение
Темы итоговых работ для Конституционных слушаний
- Выборы в Государственную Думу РФ - проблемы реализации конституционных прав граждан.
- Проблемы двойного гражданства в законодательстве РФ.
- Правовое положение гражданина РФ за границей.
- Проблемы российского федерализма.
- Разделение властей как конституционный принцип.
- Правовой статус субъектов РФ.
- Местное самоуправление в России: история и современность.
- Права человека и государственные традиции.
Темы эссе
- Институт «почетного гражданства».
- Проблемы правовой регламентации и реализации института двойного гражданства.
- Проблемы национальной политики в России.
- Проблема явки избирателей при добровольном и свободном участии граждан в выборах.
Структура итоговой (курсовой ) работы
- Тема курсовой работы, актуальность выбранной темы, цель и задачи работы
- Основные использованные источники
- Краткое содержание работы
- Результаты работы.
Критерии оценки итоговой ( курсовой ) работы
- Качество содержания работы (достижение сформулированной цели и решение задач исследования, полнота раскрытия темы, системность подхода, отражение знаний литературы и различных точек зрения по теме, нормативно-правовых актов, аргументированное обоснование выводов и предложений).
- Актуальность выбранной темы.
- Соответствие содержания глав и параграфов их названию.
- логика, грамотность и стиль изложения.
- Внешний вид работы и ее оформление, аккуратность.
- Соблюдение заданного объема работы
- Наличие хорошо структурированного плана, раскрывающего содержание темы Наличие сносок и правильность цитирования
- Качество оформления рисунков, схем, таблиц
- Правильность оформления списка использованной литературы
- Достаточность и новизна изученной литературы
- Ответы на вопросы при публичной защите работы.
Система оценивания каждого критерия: 2 – повышенный 1 – средний 0 – низкий
Литература
Нормативные правовые акты:
- Конституция Российской Федерации. М., 2011.
- Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. С
- Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принята Первым съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.
Учебные и учебно-методические пособия:
- Авакьян С.А. Конституционное право России: Практикум. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2009.
- Васильева С.В. Конституционное право России: Учебник /
С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. М.: Эксмо, 2010. - Примерные варианты деловых игр по конституционному праву России . Сост. Л.П.Кетова. М.: Эксмо, 2010.
Дополнительная литература:
- Атаян Г.Ю., Амвросова О.Н. Принципы правовой политики современного государства в сфере экономики // Право и политика. 2009. № 8.
- Борсова Ж.П. Понятие законотворчества в современном государстве // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 3.
- Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2008.
- Несмеянова С.Э. Судебная практика Конституционного Суда РФ с комментариями. М., 2007.
- Черкасов К.В. Федеральные округа: сущность и место в федеративном устройстве России // Государство и право. 2008. № 12. .
- Шарнина Л.А. Человек, его права и свободы как высшая ценность // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 11.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- Официальный сайт Президента Российской Федерации – http://www.kremlin.ru
- Официальный сайт Федерального Собрания РФ – http://www.gov.ru/main/ page 7.html
- Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ – http://www.duma.gov.ru/
- Официальный сайт Правительства Российской Федерации – http://www.government.ru/
- Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации – http://www.ksrf.ru
- Справочная правовая система «КонсультантПлюс» – http://www.consultant.ru
- Справочная правовая система Гарант – http://www.garant.ru/
- Справочная правовая система «Право» – http: www.pravo.ru