Воспитательный проект

Пакшаева Татьяна Петровна

Во вложении содержится описание элективного курса "Конституционное право"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_po_stranitsam_konstitutsionnogo_prava.docx61.42 КБ

Предварительный просмотр:

 «По страницам  российской Конституции  (Конституционное право)»

(пропедевтика вузовских  дисциплин)

Автор:                    

2012

Пояснительная записка

Элективный курс «По страницам  российской Конституции  (Конституционное право)»  предназначен для учащихся 10 класса  и имеет пропедевтический характер вузовских дисциплин юридического профиля. Дисциплина  «Конституционное (государственное)  право»   включена в учебные планы таких   направлений  профессиональной подготовки,  как  «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление», «Иностранные и русский языки», «Менеджмент», «Экономика»,  «Государственная и муниципальная служба»,  «Прикладная информатика» и др.      Объем часов по программе -  34  час.

Курс конституционного права является одной из наиболее сложных дисциплин, изучаемых в ВУЗе и СПО.  Освоение старшеклассниками на доступном уровне основ профессиональных дисциплин    положительно влияет на социальную адаптацию учащихся, сознательный выбор профессии, способствуют успешной реализации довузовских программ по профессиональной ориентации  молодежи.

Цели курса:

подготовить учащихся к освоению вузовской программы по  дисциплинам  юридической и  социальной направленности;  изучить  общие понятия и категорий науки Конституционного права;  сформировать навыки  необходимые в будущей профессиональной деятельности.

Планируемые образовательные результаты

По завершении элективного курса учащиеся:

  • получат  опыт изучения    дисциплины  высшей школы –конституционного(государственного ) права;
  • демонстрируют понимание  понятия и предмета конституционного права,  места российского конституционного права в системе права России, сущности формы правления,  избирательного  права в РФ, виды государственных органов в РФ, их систему и конституционно-правовой статус;
  • оперируют  юридическими понятиями и категориями из области конституционного права;
  • владеют специальной   методикой правового анализа норм Конституционного права и основанной на них деятельности государственных учреждений и общественных институтов;
  • анализируют конституционные основы общественного и государственного строя  РФ, основы правового положения граждан; нормативные правовые акты, практику Конституционного Суда РФ,
  • применяют  правовые решения жизненных проблем  на основе Конституции РФ и действующего законодательства;
  • оценивают сущность конституционных прав, свобод и обязанностей  российских граждан,  применяют механизм  их реализации  и защиты в конкретной ситуации.

Планируемый компетентностный образовательный результат.

Учащиеся

  • логически грамотно выражают и обосновывают  свою точку зрения по государственно-правовой и  политической проблематике,
  • используют, обобщают и анализируют  информацию, ставят цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества,  используют нормативные правовые документы в  своей деятельности ;
  • осуществляют коммуникации  в рамках проектных групп, презентуют результаты проектов;
  • выбирают необходимые для организации деятельности информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде;
  • способны готовить обзоры  правовой  литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для  своей  деятельности.

Описание  способов  оценки планируемых результатов

Оценивание промежуточных результатов курса   осуществляется в форме:

  1. Для  оценки  знаниевых  образовательных  результатов - тестирования , проверки эссе и  результатов практических работ, проверки решения правовых задач.  
  2. Для оценки  компетентностных результатов – отчетов по анализу деятельности участников  судебных заседаниях и в поселковой администрации,  защита проекта .

Итоговое оценивание   осуществляется по результатам выступления с итоговой(курсовой )работой  на  Конституционных слушаниях

Используется  система оценки («зачтено»/«не зачтено»). 

Критерии оценивания

Оценка  «Зачтено»   ставится при выполнении :

  • тестовых заданий  и правовых задач – на 50%  и выше;
  • эссе -  в соответствии с требованиями ЕГЭ по обществознанию;
  • защита проекта – 50% баллов и более - в соответствии с критериями проектной деятельности (см. Приложение);
  • оценка итоговой работы   - 50% баллов и более - в соответствии с требованиями к итоговой работе (см. Приложение).

Описание оснований для отбора содержания образования

При отборе содержания   учитывались  возрастные возможности обучающихся,    социальная  и личностно-ориентированная  направленность изучаемого материала. В основу был положен принцип  соответствия содержания образования уровню современной науки и основным требованиям развивающегося демократического общества.  В связи с этим в содержание программы   были  включены: основы  науки Конституционного право,  которая определяет  современную социальную картину мира, т. е. совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий, базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой;  основные области применения, приложения теоретического знания; сведения, необходимые для обеспечения всех или многих сфер человеческой деятельности; нерешенные,  но важные научные и социальные проблемы.

 Согласно  критерию целостного отражения основных компонентов социального опыта  включается в программу овладение способами деятельности по образцам; усвоение опыта творческой деятельности и формирование эмоционально-ценностных отношений.

Принцип  конкретности   обеспечивает   целевую направленность  программы  на  конкретную практику и результативность в достижении поставленной цели. Для  практического освоения сложного теоретического материала использовался краеведческий подход.  Современный  анализ   деятельности государственных служб на уровне региона и местного самоуправления позволил учащимся  увидеть конкретные  проблемы и  предложить пути решения.

Содержание программы опирается также  на межпредметные связи с такими разделами общественных дисциплин, как политология, право, социология;  и предметами  гуманитарного цикла:  история,  литература.

Изучение материала учащимися осуществляется от общего к частному:  в начале каждого занятия они  рассматриваются теоретические основы с использованием документов и текстов, проводят   преобразование информации в графические формы, затем выполняются практические работы .

Характеристика элективного курса в контексте самоопределения старшеклассника

 В современных условиях, когда Российской Конституции исполнилось 20 лет,  конституционное право приобрело особое  звучание. Оно стало востребованным не только для определенной профессии. Без овладения конституционным правом невозможно реально участвовать в управлении государством, депутатской деятельности, различных демократических процессах.

Данная  программа содержит сведения, которые  необходимы для подготовки специалистов  в области юриспруденции (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, юрисконсультов и др.). Нельзя стать юристом, не имея представления о правовых основах гражданского общества, конституционном статусе личности, государственном устройстве или системе государственных органов.

Чрезвычайно важное практическое значение изучение этого курса представляет для тех, кто хочет выбрать профессиональный путь  в сфере государственного управления и местного самоуправления, поскольку именно в нем концентрированно излагаются самые фундаментальные основы прав и свобод человека, статуса, компетенции и взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления.

Однако изучение курса конституционного права имеет немалое  практическое   значение для  любого  гражданина  нашей страны.

Часто граждане нашей страны многое теряют в своей жизни и практической деятельности только потому, что не знают или плохо знают свои права, свободы и обязанности, закрепленные  в Конституции РФ и других конституционно-правовых актах. Изучение курса конституционного права создает возможность более твердо и последовательно отстаивать законные права и интересы личности.

Сравнительный анализ конституционно-правового устройства разных стран учит выработке правильной политико-правовой ориентации, что особенно важно в будущем для тех специалистов, работа которых будет  проходить за рубежом или связана с выездами туда.           Воспитательное значение изучения курса состоит  в повышении политико-правовой культуры учащихся  и росте  гражданственности, демократического правосознания в нашей стране.

 Актуальность для нынешних старшеклассников подробного изучения конституционного права подчеркивает и тот факт, что  в рамках сдачи   ЕГЭ по обществознанию резко увеличено количество заданий на знание и интерпретацию  Конституции РФ  при   сохранении в общеобразовательной программе прежнего объема часов (всего 1 час на изучение  всей темы), что не позволяет  подготовиться к экзамену  на должном уровне.

Описание способов  организации освоения элективного курса учащимися

 Основные формы организации занятий при изучении курса:

деловые и ролевые игры;  разбор практических ситуаций с поиском путей решения (правовые задачи);  обучение в сотрудничестве (работа в малых группах);  разработка проектов;  практикумы, обучение через дискуссию;  ИКТ,   мозговой штурм.

    В рамках  изучения курса  предусмотрены встречи с представителями государственных и муниципальных органов, общественных организаций.

    Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, составляет более 80% процентов аудиторных занятий.

 

 Характеристика  ресурсов, необходимых для реализации курса

Для  реализации программы элективного  курса  используются следующие ресурсы:

  1. Нормативно-правовые акты:  Конституция РФ и Федеральные законы РФ.
  2. Учебные пособия  по конституционному праву
  3. Сборник задач по праву
  4. Методические пособия по деловым играм
  5. Сайты органов государственного и муниципального управления:

http://www.ombudsman63.ru/.

 http://www.president-sovet.ru/

http://www.samregion.ru/

           http://www.kremlin.ru/

http://open.gov.ru/

http://www.ksrf.ru/ru/Sessions/VisitTo/Pages/default.aspx

http://www.klvadm.ru/.

Подробный перечень   см. Литература.

Тематическое планирование

Тема

Содержание

1

Введение

(1 час.)

Предмет и наука «Конституционное право».  Зачем  изучать Конституционное (государственное) право?    Где изучают Конституционное право? Место предмета в учебном плане  специальных дисциплин ВУЗов и СПО

Практическая работа учащихся.

Диагностический  профориентационный  тест. Выявление профессиональных  склонностей.

2

История  Конститу-

ции.

Конститу-

ции зарубежных стран

 (1 час.)

Понятие и юридические свойства конституции. Сущность конституции. Истоки конституционализма. Первые попытки введения конституции. Советские конституции. Основные черты Конституции РФ.

Практическая  работа  учащихся.

  1. Работа с документами. Сравнительный анализ  конституций РФ, европейских стран и США.
  2. Составление  теста по теме

3

Конституционные права и свободы

(6 час.)

Гражданство. Понятие и классификация конституционных прав и свобод. Юридические свойства прав и свобод. Личные и политические права. Социально-экономические права. Культурные права. Обязанности Граждан РФ.

Практическая работа учащихся.

  1. Деловая  игра . ГРАЖДАНСТВО.  Фабула: прием в гражданство детей, изменение гражданства детей.
  2. Работа с документами.  Анализ Конституции РФ. Глава 2. Составление таблицы и плана.
  3. Система деятельности по защите  конституционных прав граждан в РФ. Работа с материалами сайта Уполномоченного по правам ребенка по Самарской области http://www.ombudsman63.ru/  и Совета по правам человека при Президенте РФ. http://www.president-sovet.ru/.   Ежегодный доклад «О проблемах в реализации конституционных прав и свобод человека на территории Самарской области
  4. Решение правовых задач
  5. Посещение судебного заседания районного суда по вопросу защиты прав граждан.
  6. Организация и проведение  Круглого  стола с представителями  районных судебных инстанций и

прокуратуры «Взаимосвязь прав и обязанностей граждан».

Самостоятельная работа учащихся. Разработка  сценария круглого стала. Подбор материала из местных СМИ, обобщение и систематизация собственного жизненного опыта по проблеме. Оформление тезисов и вопросов. Консультации

4

Федеративное устройство

(4 час.)

Разновидности субъектов. Конституционно-правовой статус субъектов РФ. Принципы разделения властей.

Практическая работа учащихся.

  1. Работа с документами. Анализ главы.3 Конституции РФ. Составление таблицы по разделению полномочий уровней власти.
  2. Анализ  деятельности  органов власти Самарской области. Работа с сайтом  Правительства СО http://www.samregion.ru/  Составление дорожной карты деятельности.
  3. Решение правовых задач по теме.
  4. Написание  эссе 

5

Избиратель-ная система РФ (3 ч.)

Избирательная система. Принципы избирательного права. Виды избирательных систем. Избирательный процесс.

Практическая работа учащихся.

  1. Анализ   отрывков политических текстов  по сравнению типов избирательных систем. Составление сравнительной  таблицы  и опорной схемы.
  2. Деловая игра  . Государственная регистрация молодежного общественного объединения.  Фабула: государственная регистрация молодежного общественного объединения.
  3. Деловая игра (ролевая) . Государственная регистрация политической партии.  Фабула игры: подгруппы готовят документы для регистрации политической партии

6

Президент РФ (4 ч.)

Становление института Президента РФ. Порядок выборов и вступление в должность. Правовой статус Президента. Полномочия Президента. Правовые акты Президента. Основания досрочного прекращения полномочий.

Практическая работа учащихся.

  1. Анализ документов. Глава 4. Президент РФ. Составление схемы и плана.
  2. Решение правовых задач по теме.
  3. Особенности деятельности Президента РФ. Анализ сайта http://www.kremlin.ru/
  4. Творческая  работа «Письмо Президенту»

7

Федераль-

ное собрание

 (4 ч.)

Федеральное собрание и его место в системе органов государства. Состав и порядок формирования Совета Федерации. Полномочия Совета Федерации. Компетенция Государственной Думы. Законодательный процесс.

Практическая работа учащихся.

1.  Работа с документами. Анализ главы 5 Конституции РФ.  Составление схемы «Структура законодательной власти РФ» и плана «Политические сдержки и противовесы по Конституции РФ»

    2. Деловая игра . Парламентские слушания.

Фабула: организация и проведение парламентских слушаний в Государственной Думе по проблемам российской молодежи.

  1. Дискуссия  «Зачем нужна Государственная Дума?»
  2. Решение правовых задач.

Самостоятельная работа учащихся. Подготовка к дискуссии:  просмотр, чтение  и анализ СМИ, составление тезисов и плана выступления. Консультации

8

Правитель-

ство РФ

(2 ч.)

Правительство РФ – исполнительный орган государственной власти. Состав и порядок формирования Правительства РФ. Полномочия Правительства РФ. Организация деятельности Правительства РФ.

Практическая работа учащихся.

  1. Работа с документами. Анализ главы 4 Конституции РФ.  Составление схемы «Структура исполнительной власти   РФ» и плана  « Исполнительная власть РФ»
  2. Творческий проект « Моя инициатива для открытого правительства» . Работа с сайтом http://open.gov.ru/
  3. Составление теста по теме.

 Самостоятельная работа учащихся.  Подбор материала к проекту. Консультации

9

Судебная власть в РФ (4  ч.)

Конституционные принципы осуществления судебной власти. Конституционный суд. Верховный суд. Система  арбитражных судов.

Практическая работа учащихся.

  1. Работа с документами. Анализ главы 7 Конституции РФ.  Составление схемы «Структура судебной власти РФ» и плана  « Принципы судопроизводства»
  2. Обсуждение правовых проблем: http://www.ksrf.ru/ru/Sessions/VisitTo/Pages/default.aspx

Прямая трансляция заседания КС РФ. Обращения в Конституционный Суд РФ.

«Мозговой штурм». Решение проблемы: Чем отличается Конституционный процесс от гражданского?

  1. Дискуссия «Зачем нужен уставной суд?»  http://sudact.ru/regular/?utm_campaign=sudact&utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_content=126104447

Закон Самарской области от 1 декабря 2006 г. N 145-ГД "Об Уставном суде Самарской области" (с изменениями и дополнениями)

  1. Решение правовых задач по теме.

Самостоятельная работа учащихся. Подготовка к дискуссии:  просмотр, чтение  и анализ СМИ, составление тезисов и плана выступления. Консультации

10

Местное самоуправ-

ление

(2  ч.)

Понятие о местном самоуправлении. Функции местного самоуправления. Органы местного самоуправления. Основы деятельности.

Практическая работа учащихся.

  1. Основные направления  деятельности органов местного самоуправления в отчетный период. Работа с сайтом администрации м.р. Клявлинский http://www.klvadm.ru/. Составление дорожной карты.
  2. Деловая встреча с представителями поселковой администрации.  Посещение  администрации сельского поселения «День открытых дверей». Обсуждение вопросов участия молодежи в жизни села.

Самостоятельная работа учащихся по проекту. Разработка проекта «Мы отвечаем за все» Консультации

11

Конституционные поправки и пересмотр Конституции (1 час)

Порядок пересмотра и внесение изменений в Конституцию. Полномочия органов власти по внесению изменений.

Практическая работа учащихся

  1. Работа с документами. Анализ главы 9 Конституции РФ.  Составление плана.
  2. Решение правовых задач  

Итоговое занятие

(2 час.)

 Конституционные слушания  

Учебно-тематическое планирование

Тема

количество часов:

Формы контроля

Всего

Аудитор

ных

Вне

аудиторных

В т.ч. на практическую деятельность

Введение

1

1

Диагностика

Тема1.

История  Конституции.  Конституции зарубежных стран

1

1

1

Проверка практич. работы

Тестирование

Тема2. Конституционные права и свободы

6

5

1

6

Проверка практич. работы

Отчет

Тема3.  Федеративное устройство

4

4

3

Проверка  эссе

Проверка практич. работы

Тема4. Избирательная система РФ

3

3

3

Проверка практич. работы

Проверка эссе

Тема 5. Президент РФ

4

4

3

Опрос

Проверка практич. и твор.работы

Тема 6. Федеральное собрание

4

4

3

Проверка практич. работы

Тема 7. Правительство РФ

2

2

2

Защита проекта

Тестирование

Тема 8. Судебная власть в РФ

4

4

3

Проверка практич. работы

Тема 9.            

Местное самоуправление

2

1

1

2

Отчет Проверка практич. работы

Тема10. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

1

1

1

Проверка практич. работы

Тема11. Конституционные слушания

2

2

2

Защита работ

Итого

34

32

2

29

Приложение

Темы итоговых  работ для Конституционных слушаний

  1. Выборы в Государственную Думу РФ - проблемы реализации конституционных прав граждан.
  2. Проблемы двойного гражданства в законодательстве РФ.
  3. Правовое положение гражданина РФ за границей.
  4. Проблемы российского федерализма.
  5.  Разделение властей как конституционный принцип.
  6.  Правовой статус субъектов РФ.
  7. Местное самоуправление в России: история и современность.
  8.  Права человека и государственные традиции.

Темы эссе

  1. Институт «почетного гражданства».
  2. Проблемы правовой регламентации и реализации института двойного гражданства.
  3. Проблемы национальной политики в России.
  4. Проблема явки избирателей при добровольном и свободном участии граждан в выборах.

Критерии оценивания проектов

Показатели проявления компетентности

Фамилии учащихся

Предметно-информационная составляющая (максимальное значение – 6)

1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта

2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения

3.Знание источников информации

Деятельностно-коммуникативная составляющая (максимальное значение –14)

4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность

5.Умение формулировать цель, задачи

6.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы

7.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами

8.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью

9.Умение находить требуемую информацию в различных источниках

10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью

Ценностно-ориентационная составляющая (максимальное значение – 8)

11.Понимание актуальности темы и практической значимости работы

12.Выражение собственной позиции, обоснование ее

13.Умение оценивать достоверность полученной информации

14.Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство

ИТОГО:

Максимально возможное количество баллов: 28

Система оценивания каждого критерия:    2 – повышенный   1 – средний    0 – низкий

Структура итоговой  (курсовой ) работы

  1. Тема курсовой работы, актуальность выбранной темы, цель и задачи работы
  2. Основные использованные источники
  3. Краткое содержание работы
  4. Результаты работы.

 

Критерии  оценки итоговой ( курсовой ) работы

  1. Качество содержания работы (достижение сформулированной цели и решение задач исследования, полнота раскрытия темы, системность подхода, отражение знаний литературы и различных точек зрения по теме, нормативно-правовых актов, аргументированное обоснование выводов и предложений).
  2. Актуальность выбранной темы.
  3. Соответствие содержания глав и параграфов их названию.
  4. логика, грамотность и стиль изложения.
  5. Внешний вид работы и ее оформление, аккуратность.
  6. Соблюдение заданного объема работы
  7. Наличие хорошо структурированного плана, раскрывающего содержание темы Наличие сносок и правильность цитирования
  8. Качество оформления рисунков, схем, таблиц
  9. Правильность оформления списка использованной литературы
  10. Достаточность и новизна изученной литературы
  11. Ответы на вопросы при публичной защите работы.

Система оценивания каждого критерия:     2 – повышенный  1 – средний    0 – низкий

Литература

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2011.

  1. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. С
  2.  Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принята Первым съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

Учебные и учебно-методические пособия:

  1.  Авакьян С.А. Конституционное право России: Практикум. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2009.
  2. Васильева С.В. Конституционное право России: Учебник / 
    С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. М.: Эксмо, 2010.
  3. Примерные варианты деловых игр по конституционному  праву России . Сост. Л.П.Кетова. М.: Эксмо, 2010.

Дополнительная литература:

  1. Атаян Г.Ю., Амвросова О.Н. Принципы правовой политики современного государства в сфере экономики // Право и политика. 2009. № 8.
  2. Борсова Ж.П. Понятие законотворчества в современном государстве // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 3.
  3. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2008.
  4. Несмеянова С.Э. Судебная практика Конституционного Суда РФ с комментариями. М., 2007.
  5. Черкасов К.В. Федеральные округа: сущность и место в федеративном устройстве России // Государство и право. 2008. № 12. .            
  6. Шарнина Л.А. Человек, его права и свободы как высшая ценность // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 11.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Официальный сайт Президента Российской Федерации – http://www.kremlin.ru
  2. Официальный сайт Федерального Собрания РФ – http://www.gov.ru/main/ page 7.html
  3. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ – http://www.duma.gov.ru/
  4. Официальный сайт Правительства Российской Федерации – http://www.government.ru/
  5. Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации – http://www.ksrf.ru
  6. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» – http://www.consultant.ru
  7. Справочная правовая система Гарант – http://www.garant.ru/
  8. Справочная правовая система «Право» – http: www.pravo.ru