Педагогика без педагогов
Предварительный просмотр:
Педагогика без педагогов.
Каким вы хотите видеть своего ребенка? Отвечая на этот вопрос, любой человек обязательно начнет со здоровья и счастья, потом видимо добавит, что хочет , чтобы ребенок вырос талантливым и умным, добрым и порядочным. Все правильно, все понятно.
Но как этого добиться? Жизнь показывает, что все эти качества не выигрыш в лотерее, все эти качества необходимо добывать с детства и добывать правильным воспитанием ребенка. Хорошо. Молодая семья: мама, папа и ребенок. Мама и папа работают( сегодня нельзя не работать),ребенок в детском саду. Повезло ? да. Как минимум ребенок в тепле, умыт, накормлен, а как максимум получает и воспитательные и образовательные навыки необходимые ему в этом возрасте.
Каждый д/сад имеет свою программу, обеспечивающую всестороннее развитие ребенка. Ребенок будет максимально подготовлен к поступлению в школу.
Но я сегодня хочу поговорить о тех детях, которые не ходят в д/сад по разным причинам. Как родителям или бабушке с дедушкой или няне организовать правильное, всестороннее воспитание и образование своего ребенка? Будучи в возрасте бабушки и много лет проработав воспитателем в д/саду, могу поделиться с вами своими мыслями на этот счет.
Как бы поступила я, какие правила и навыки прививала бы я своему ребенку сегодня, помимо тепла, ласки и любви?
Во первых это незыблемые: ХОРОШО И ПЛОХО. Никак без них в жизни не обойтись, опять же их понятия исходят из правил принятых в семье.
Во-вторых: МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НАДО. Тоже очень легко объяснить значения этих слов и опять же исходя из правил и норм семьи( кому-то можно ходить по лужам а кому-то нет.)
В-третьих: «моя фишка».
И четвертое: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (80%-русская,20%- иностранная).
Почему я рисую это в виде рыбы? Да просто, чтобы показать размеры и значение «хвоста» т.е. худ. Литературы. Да я отдаю огромную роль в образовании и воспитании наших детей худ. Литературе. Спросите вы: где математика, конструирование, ФИЗО, музыка, этика, патриотизм и т.д. Все есть в худ. Литературе. Сейчас я проанализирую р.-н. сказку: «Как мужик гусей делил», которая не так популярна, но из которой можно почерпнуть много полезного.
У одного бедного мужика не стало хлеба. (Сложная ситуация, которая и в наше время имеет быть, и мы с вами часто слышим о негативном решении такой проблемы.)
Вот он и решил попросить хлеба у барина. (Здесь и социализация, и безопасность, и ОБЖ.)
Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. (В современном мире это называется: что принес себе просить?) Здесь и социализация, и труд, и безопасность.
Барин принял гуся и говорит мужику:
-Спасибо мужик тебе за гуся, только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды? Здесь и познание (ФЭМП), и коммуникация.
Мужик говорит:
-Я разделю. Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:
-Ты всему дому голова, тебе голову.
Потом отрезал задок, подает барыне.
-Тебе дома сидеть, за домом смотреть, тебе задок.
Потом отрезал лапки и подает сыновьям.
-Вам – ножки - топтать отцовские дорожки.
А дочерям дал крылья.
-Вы скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А оста точки себе возьму! И взял себе всего гуся.
Здесь: безопасность, социализация, коммуникация, труд гендерная, семейная принадлежность.
Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег. (Результат)
Богатый мужик тоже захотел хлеба и денег, зажарил пять гусей и понес барину. Барин говорит:
-Спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочери, всех шестеро, как бы нам поровну разделить твоих гусей? Стал богатый мужик думать и ни чего не придумал. Послал барин за бедным мужиком. Бедный мужик взял одного гуся - дал барину с барыней и говорит:
-Вот вас трое с гусем.
Одного дал сыновьям.
-И вас трое.
Одного дал дочерям:
-И вас трое.
А себе взял двух гусей.
-Вот, -говорит, -и нас трое с гусями, -все поровну.(Результат)
Барин посмеялся и дал бедному мужику еще денег и хлеба, а богатого мужика прогнал.
все поровну.
Проанализируем еще: П. Воронько «Лучше нет родного края»
Жура – жура - журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!
Беседа с ребенком: Почему он облетал сто земель?
Потому, что осенью он улетает в теплые страны.
Почему улетает?
Становиться холодно и голодною.
А чем питается журавль?
И где его еда зимой?
А на юге нет холода и голода?
Тогда почему журавль не остается там навсегда?
Потому что у него есть свой дом (гнездо) он здесь родился и хочет чтобы его дети родились здесь и выросли, и увидели свою родину.
Вот вам и познание, и коммуникация, и социализация, и патриотизм. Конечно, если вы читаете ребенку сказку «Три медведя», то хорошо бы иметь деревянный конструктор, из которого можно построить разного размера и столы, и стулья, и кроватки и поиграть в сказку.
Нужно много ежедневно читать и анализировать прочитанное. Но желательно читать литературу соответствующую возрасту ребенка. Почему?
Однажды, ожидая лифт, а их у нас четыре, я заметила, что у одного лифта приоткрыты двери и висит предупреждение «ОПАСНО». Рядом со мной стоял мальчик с мамой. Мальчику три годика. Он громким голосом говорит мне: «Там красными буквами написано ОПАСНО!
Да, правильно.
А кто это написал?
Мальчик отвечает: Чуковский!
Мальчик уже умеет читать, хорошо разговаривает и «Выдал» правильный ответ на стандартный вопрос.
Если вы сможете привить своему ребенку интерес к художественной и познавательной литературе научите воспринимать конкретные поступки героев произведений, поможете ребенку осознать мотивы поведения этих героев, то с воспитанием и обучением вашего ребенка все будет в порядке.