Выступление на ГМО

Кабанцова Татьяна Федоровна

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_mentalnyh_kart.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Кабанцова Татьяна Федоровна

учитель биологии

МБОУ «СШ № 7»

Метод ментальных карт как инструмент личностного развития учащихся

Одна из важнейших методических задач образования —  развитие и воспитание всесторонне развитого человека. Поэтому развитие логического мышления учащихся является одним из приоритетных направлений работы учителя.

Одним из методов развития логического мышления могут выступить ментальные-карты.

Известно, что каждый преподаватель использует на своих уроках различные средства, формы и методы, для повышения эффективности обучения и обученности, улучшения качества образования, повышения мотивации учащихся.

Это достигается созданием определенного стереотипа деятельности учащихся, основу всего этого составляют известные нам всем: схемы, таблицы, плакаты, опорные схемы,  в котором находится закодированный учебный материал. Не секрет, что все учащиеся с разной мотивацией, темпераментом, характером, логическим мышлением, памятью, воображением. Для некоторых учащихся тяжело даются "сухие, сложные" тексты параграфа, им трудно выявить главное, пересказать изучаемый материал. Для учителя главное, чтобы каждый ребенок, уходя  с урока что-то усвоил, понял о чем шла речь на уроке, смог воспроизвести материл, анализировать, делать выводы, смог четко определить цели и задачи.

(слайд) Ментальная карта – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Ментальные карты – это не просто набор рисунков и символов, они позволяют классифицировать материал, отделять главное и второстепенное, это способ универсального моделирования. Метод ментальных карт заставляет работать оба полушария головного мозга.

(слайд) Идею создания ментальных карт предложил в 1974 году английский психолог Тони Бьюзен.

(слайд) У ментальных карт есть много разных названий:

  1. Ассоциативная карта
  2. Карта знаний
  3. Диаграмма связи
  4. Интеллектуальная карта
  5. Карта мыслей
  6. Карта решений
  7. Карта памяти и т.д

(слайд) Ментальные карты помогают учащимся:

  1. Адаптироваться к условиям экзаменов
  2. Задействовать оба полушария головного мозга
  3. Повышать работоспособность
  4. Учиться самостоятельно
  5. Обогащать словарный запас
  6. Повышать качество знаний и т.д.

Для создания ментальной карты используют групповую работу по два, четыре человека, индивидуальную работу. Ребята с разным уровнем подготовки, учатся работать в паре, анализировать, составлять логические цепочки, делать выводы, находить взаимосвязи, выявлять главное.

(слайд) Как создать ментальную карту?

1. Центральный образ, символизирующий основную идею, рисуется в середине листа. Лист располагается горизонтально (альбомный разворот).

2. К центральному образу добавляются ветви первого уровня, на которых записываются слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.

3. К ветвям первого уровня при необходимости добаляются ветви 2-го уровня со словами -ассоциациями, раскрывающими идеи ветвей 1-го уровня.

4. При построении ментальной карты используется максимальное количество разных цветов, отображающих разнообразие идей. 

5.  По возможности, добавляются рисунки, символы, смайлы, ассоциирующиеся со словами на ветвях.

6. С помощью двухсторонних пунктирных стрелок устанавливаются объективные связи между понятиями, расположенными на разных ветвях. 

7.  Иерархия идей отображается нумерацией веток. Зрительное выделение информационных блоков осуществляется за счёт введения цветных ореолов.

(слайд) Области применения ментальных карт:

  • проведение презентаций;  
  • принятие решений;  
  • планирование своего времени;
  • запоминание больших объемов информации;  
  • проведение мозговых штурмов;
  • самоанализ;  
  • разработка сложных проектов;
  • собственное обучение, развитие.

Данный метод составления ментальных - карт можно использовать на уроках:

- изучение нового материала

- закрепление материала

- обобщение материала

- написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы

- подготовка проекта, презентации

            - комбинированных уроках;

-  обобщающих уроках;

- уроках - семинарах и практикумах.

Главным критерием хорошей ментальной карты является ее востребованность, многоразовое использование. Она позволяет разделить изучаемый материал на составляющие, использовать не только материал учебника, но дополнять новыми фактами.

Исходя из всего сказанного, использование ментальных карт является одним из важных способов достижения поставленных целей и задач на уроке, а также способствует развитию умений и навыков правильно добывать информацию и использовать полученные знания.

Список использованной литературы и интернет источников

1. Бьюзен, Т., Научите себя думать / Т. Бьюзен – М., 2014.

2. Константинов, В.М., Рязанова, А.П. Общая биология. Учебное пособие для СПО / В.М. Константинова, А.П. Рязанова – М., 2012.

3. Пономарева, И.Н., Корнилов, О.А., Лощилина, Е.Н. Общая биология 10 кл. Учебник / Пономарева, И.Н., Корнилов, О.А., Лощилина, Е.Н – М., 2013.

4. Пономарева, И.Н., Корнилов, О.А., Лощилина, Е.Н. Общая биология 11 кл. Учебник / Пономарева, И.Н., Корнилов, О.А., Лощилина, Е.Н. – М., 2012.

5. http://kolesnik.ru/methods/mindmaps/

6. http://start-for.ru/mentalnaya-karta-primery-sostavleniya/

7. http://constructorus.ru/uspex/intellekt-karty.html