Страница тестов по истории
Предварительный просмотр:
ПЕТР I.
Часть 1
- Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Процессы (явления, события) | Факты |
А) реформы местного управления | 1) принятие указа о единонаследии |
Б) Преобразование центрального управления | 2) деятельность Великого посольства |
В) Закрепление дворянской собственности на землю | 3) создание Сената |
Г) Приглашение на службу иностранных специалистов | 4) учреждение губерний |
5) подписание Ништадстского мира |
- Что из перечисленного относится к политике протекционизма? Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
- принятие Таможенного тарифа
- введение хозрасчета на государственных предприятиях
- субсидии для производителей, выпускающий товары и услуги на внутренний рынок
- утверждение частной собственности на землю
- добровольные экспортные ограничения.
- Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списки данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Событие | Дата | Участники |
Битва при д. Лесная | А) _________________ | Меньшиков А.Д., Голицин М.М. |
Б) _____________ | 1722 год | Апраксин Ф.М. |
Великое посольство | 1697 – 1698 г.г. | В) ____________ |
Прутский поход | Г)________________ | П.П. Шафиров |
Пропущенные элементы:
- 28 сентября 1708 год
- Персидский поход
- 1689 год
- П.И. Ягужинский
- 27 июня 1709 год
- Азовский поход
- Ф.Я. Лефорт
- 1711 год
- Расположите в хронологической последовательности исторические события.
- Учреждение Сената
- Крымские походы
- Введение Табели о рангах
- Установите соответствие между событиями и годами:
События | Даты |
А) Вечный мир с речью Посполитой | 1) 1722г. |
Б) Азовские походы | 2) 1700 – 1721гг. |
В) Северная война | 3) 1686г. |
Г) учреждение коллегий | 4) 1695,1696гг. |
5) 1718 – 1721гг. |
- Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к правлению Петра I. 1) протекционизм; 2) сенат; 3) ассамблея; 4) кондиции; 5) фискал; 6) рекрутские наборы.
- Запишите термин, о котором идет речь.
Центральные государственные учреждения в России, созданные Петром I
Ответ_______________.
- Установите соответствие между событиями и участниками этих событий:
События | Участники |
А) Гангутское сражение | 1) А.Д. Меньшиков |
Б) составил «Духовный регламент» 1721 | 2) Ф.М. Апраксин |
В) восстание в Астрахани | 3) Э.И. Бирон |
Г) Полтавская битва | 4) Б.П. Шерементьев |
5) Феофан Прокопович |
- Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.
Фрагменты источников | |
А) | «Его королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное непрекословное вечное владение и собственность в сей войне, через его царское величество оружия от короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена. …Против того же его царское величество обещает в 4 недели по размене ратификацией о сем мирном трактате или прежде, ежели возможно, его королевскому величеству и короне Свейской возвратить… Великое княжество Финляндское…» |
Б) | «Такожде уговорили и постановили есмы, что всем городам и землям, в прошедшею войну от Короны Польской и Великаго Княжесва Литовскаго завоеванным, то есть Смоленск с городами и с уездами, которые от сего краю, от Витебскаго, от Полоцкаго и от Лютинскаго уездов к Смоленску належат, Дорогобужу, Белой, Красному с своими местами и с уездами и принадлежностями, как оныя обретаются до сего времени, по перемирному договору, быть в стороне Их Царскаго Величиства, а с другаго краю Рославлю и где суть Северские городы, Чернигову, Стародубу, Новугородску-Северскому, Почепу и иным, также и всей Малой России сея стороны Днепра городом Нежину, Переяславлю, Батурину, Полтаве, Переволочне и всем, того Малороссийскаго краю, городам и землям и местам, какими ни есть прозвищи и урочищи названные, со всеми своими уездами, селами и деревнями и в них живущими всяких чинов людьми и принадлежностями, как они по се время по перемирному договору в стороне Их Царскаго Величества обретались, так и ныне оставатися имеют в стороне Их Царскаго Величества на вечныя времена…» |
Характеристики
- Данный договор был подписан в Петербурге.
- По данному договору Россия получила выход в Балтийское море
- По данному договору Россия получила выход в Черное море
- Данный договор был подписан по результатам Северной войны.
- Государства, подписавшие данный договор обязались не подписывать сепаратный мир с Османской империей
- В данном договоре гарантировалась свобода вероисповедания для православных и признание за Россией права на их защиту.
- Прочитайте отрывок и укажите название документа, откуда он взят: «Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства не из дворян, то кода кто получит вышеписаный чин, оной суть дворянин и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах и не из дворян, оных дети не суть дворяне». Ответ___________________.
- Прочтите отрывок из статьи И.С. Аксакова. «Страна раздвоилась: в одном стане… обособленные от земли люди, т.е. вся служилая, в сущности, правящая сила, от дворян до последнего солдата и канцеляриста отрекшаяся от преданий, от народности, но ставшая орудием цивилизации и проводником образования, а впоследствии и самосознания. Все они были к тому же обязательно бритые, в немецких кафтанах и пудре. В другом стане: купцы, посадские, крестьяне, одним словом, народ со своим древним обычаем, с льготой: носить бороду и родную одежду».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.
- в тексте говорится о последствиях реформ Избранной рады
- автор считает одним из результатов преобразований отчуждение правящего меньшинства от народа
- реформы, приведшие к описанным в тексте последствиям, осуществлялись в конце XVII – начале XVIIIв.
- одной из реформ, последствия которых описаны в тексте, было учреждение ассамблей
- одной из причин преобразований, последствия которых описаны в тексте, стала отмена крепостного права в России
- одной из целей преобразований, последствия которых описаны в тексте, был постепенный отход от сословной системы
- Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристикам:
Памятник культуры | Характеристики |
А) «Юности честное зерцало» | 1) автор – И.Н. Никитин |
Б) портрет канцлера Головкина | 2) первый естественно-научный музей |
В) Кунсткамера | 3) свод правил хорошего тона |
Г) конная статуя Петра I | 4) автор – А. Нартов |
5) автор – Растрелли |
Рассмотрите изображение и выполните задания 13 – 14.
- Какие суждения о данном изображении являются верными. Выберите два суждения из пяти предложенных.
- Это прижизненный портрет правителя, автором которого был И.Н. Никитин.
- Период правления этого правителя вошел в историю как эпоха просвещенного абсолютизма.
- В годы правления этого монарха Россия стала империей.
- Правление изображенного монарха приходится на вторую половину XVIII века.
- Правление изображенного монарха вошло в историю России, как «бунташный» век.
- Какое из зданий, представленных ниже, не относится к периоду правления изображенного правителя.
1) | 2) |
3) | 4) |
Рассмотрите схему и выполните задания 15 – 18.
- Напишите имя правителя России, возглавлявшего страну в это время. Ответ___________________________.
- Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Ответ___________________________.
- Укажите название города, обозначенного на карте цифрой «2».
Ответ___________________________.
- Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
- Война продолжалась около 5 лет.
- Война продолжалась 20 лет.
- Война закончилась после сражения под городом (2).
- Военные действия велись не только на суше, но и на море.
- Одним из последствий этой войны было отвоевание выхода России к морю.
- В ходе войны Россия потеряла весь флот.
- Вов Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов:
А) План немцев по захвату СССР назывался __________ .
Б) Крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой произошло в ходе ___________.
В) Представитель литературы, писавший свои стихи в блокадном Ленинграде____________________.
Пропущенные элементы:
- «Тайфун»
- Московская битва
- О.Ф. Бергольц
- «Барбаросса»
- Сталинградская битва
- Курская битва
- К.М. Симонов
- «Цитадель»
- А.Т. Твардовский
Часть 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20 – 22
«Столетьем безумным и мудрым» назвал XVIII век А. Н. Радищев. Жизнь огромной страны, выведенной петровскими реформами из состояния равновесия, отличалась в это время какою-то всеобщей, небывалой дотоле стремительностью. На глазах одного-двух поколений родилось новое общество, утвердилось новое отношение к человеку. Отныне не порода, не «титлы» в первую очередь, а заслуги перед страной, реальная польза, приносимая на общественный алтарь отдельной личностью, определяли ее ценность. Люди сильные, энергичные, предприимчивые выдвигались на первые роли в государстве. Стремительно рушились старые привилегии боярства и духовенства. Стремительным было возвышение дворян, «служилых людей». Стремительно разворачивали свою деятельность промышленники, купцы и иные предприниматели. И не менее стремительно росло недовольство крепостных, чьим трудом и оплачивался этот общегосударственный энтузиазм.1
- О каком столетии идет речь в тексте? Кто был инициатором реформ, о которых говорит автор? Привлекая знания по истории, назовите не менее трех личностей, прославившихся в это столетие.
- В чем, по мнению автора, состояло отличие этого столетия от других во внутренней жизни России? Приведите не менее трех положений.
- Используя текст из источника и знания по истории, укажите, в чем состояло внешнее величие России в этом столетии. Укажите не менее трех положений.
- Первая четверть XVI 11 в. в России была ознаменована проведением широкомасштабных преобразований. Объясните, чем была вызвана необходимость проведения Петровских преобразований (приведите
три объяснения).
- В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Преобразования Петра I в области культуры и быта сводились лишь к насильственному приобщению России к культуре запада и привели к подавлению национальной культуры, разрыву между образом жизни простого народа и дворянства».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде:
Аргументы в подтверждение:
1)…
2)…
Аргументы в опровержение:
1)…
2)…
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов правления Петра I:
1) 1682 – 1696 гг. 2) 1700 – 1721гг. 3) 1721 – 1725гг.
Ключи
- А4, Б3, В1, Г2
- 1,3,5
- А1, Б2, В7, Г8
- 2,1,3
- А3, Б4, В2, Г5
- Кондиции
- Коллегии
- А2, Б5, В4, Г1
- 2,4,5,6
- Табель о рангах
- 2,3,4
- А3, Б1, В2, Г5
- 1,3
- 3
- Петр Первый
- Петербург
- Полтава
- 2,4,5
- А4, Б6, В3
- - XVIII столетие; - инициатор реформ – Петр I; - прославившиеся личности этого столетия: А.Д. Меньшиков, М.В. Ломоносов А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.
- - родилось новое общество, утвердилось новое отношение к человеку; - заслуги перед страной определяли ценность личности; - на первые роли в государстве выдвигались люди энергичные, сильные; - рушились старые привилегии боярства и духовенства; - стремительно возвышалось дворянство.
- Внешнее величие России состояло в том, что: - в конце XVIII века Россия стала великой и могущественной империей, с которой вынуждены были считаться другие страны; - её пределы расширились, в состав вошли новые народы на западе, юге, востоке; - Россия тала морской державой.
- - экономическое и военное отставание России от европейских стран нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету;
- служилое сословие ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны;
- бунташный характер XVII в. порождал необходимость укрепления и совершенствования государственного аппарата управления и армии;
- духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры.
- Аргументы в подтверждение:
- быт русского дворянства в значительной степени определялся западноевропейскими обычаями, следование которых стало принимать форму низкопоклонства перед западом; - многие новации в области культуры носили принудительный характер (бритье бород, ношение париков); - преобразования привели к углублению раскола общества.
Аргументы в опровержение: - реформы Петра I способствовали созданию системы учебных заведений, ориентированных на подготовку отечественных кадров (Навигационная, Инженерная, Медицинская школы, Морская академия); - благодаря петровским преобразованиям государственную поддержку получило развитие отечественной науки (научные экспедиции, открытие кунсткамеры, основание Академии наук); - процесс освоения достижений западноевропейской культуры сопровождался появлением новых стилей и направлений в искусстве.