Внеурочная деятельность
Программы по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса Школа здоровья | 233 КБ |
Программа курса Умники и умницы | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Лазурненская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено на заседании ШМО» Руководитель МО ___________________________ Протокол № ___ от «__» __________________2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Лазурненская СОШ» Курбатова Г.П.___________ «__»________________2016 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Лазурненская СОШ» Приказ № ___ от «__»________________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Школа здоровья
(физкультурно- спортивное и оздоровительное)
1-4 классы
2016 – 2020 учебные годы
Разработана ШМО начальных классов
2016 – 2020 учебный год
В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования курс «Школа докторов природы» изучается с 1-го по 4-й класс. Курс «Школа докторов природы» составляет в 1 классе – 33 часа, во 2-4 классах 34 часа (1 час в неделю). Программа курса включает в себя 135 занятий и рассчитана на четыре года обучения.
Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности
Физкультурно- спортивное и оздоровительное направление «Школа здоровья»
Предметом обучения физической культуре является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Учитывая эти особенности, целью является формирование у учащихся готовности и способности к саморазвитию развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья;
- овладение школой движения;
- развитие координационных и кондиционных способностей;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене;
- выработка представлений о видах спорта.
Формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности
Физкультурно-спортивное и оздоровительное
1.Занятия в спортивных секциях.
2.Беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, Днях Здоровья, динамических паузах.
3.Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции.
Духовно-нравственное
1.Этические беседы.
2. Часы общения.
3. Просмотр и обсуждение фильмов.
4. Экскурсии.
5. Ролевые игры.
6. Турпоходы.
7. Встречи.
8. Праздники
9. КТД.
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности
Каждая программа внеурочной деятельности содержит планируемые результаты освоения той или иной программы, все они отражают результаты усвоения основной образовательной программы учащимися, на что и направлена вся внеурочная деятельность. Отсюда и вытекают ожидаемые результаты внеурочной деятельности по следующим видам результатов
Личностные результаты | Метапредметные результаты | |
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию. 2.Сформированность мотивации к обучению и познанию. 3. Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции. 4. Социальные компетенции, личностные качества. 5. Сформированность основ гражданской идентичности. | Освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. | |
Данные результаты должны отражать | ||
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; 12) адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 15) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования |
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, селу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение обучащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор
В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор.
Программа представляет собой комплексную образовательную программу, которая предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
Дети научатся:
- различать полезные и вредные для здоровья поступки; привычки, укрепляющие здоровье;
- познавать самого себя и свои возможности; черты характера людей; причины неуверенности в себе; интересные и безопасные способы времяпрепровождения; качества, достойные уважения; качества важные для дружбы;
- рассуждать о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и последствия их употребления.
Дети получат возможность научиться:
- принимать решения в опасных ситуациях;
- избегать неприятных чувств;
- оценивать себя;
- неагрессивно отстаивать свои позиции;
- проявлять дружбу;
- говорить «нет» в опасных ситуациях;
- критически относится к употреблению табака, алкоголя.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс
Тема 1. Дружи с водой. (2 ч.)
Словесные: рассказ, беседа по теме, заучивание слов «От простой воды и мыла у микробов тают силы», анализ сказки
Наглядные: демонстрация, «Сказка о микробах»
Практические: анализ игровой ситуации, стадии мытья и вытирания рук, оздоровительная минутка
Тема 2. Забота о глазах. (1 ч.)
Словесные: беседа по теме, заучивание слов «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
Наглядные: наблюдение опыта
Практические: игра «Полезно-вредно», оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»
Тема 3. Уход за ушами. (1 час)
Словесные: беседа по теме, рассказ
Наглядные: наблюдение опыта, наблюдение
самомассажа ушей
Практические: проведение опыта, оздоровительная минутка «Самомассаж ушей»
Тема 4. Уход за зубами.. (3 ч.)
Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, разучивание стихотворения
Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Как у нашей Любы…», стихотворение «Как поел, почистил зубки…»
Практические: рисование, практикум «Чистка зубов», упражнения, оздоровительная минутка «Держи осанку», «Сотвори солнце в себе»
Тема 5. Уход за руками и ногами. (1 ч.)
Словесные: беседа по теме
Наглядные: наблюдение
Практические: упражнения, игра-соревнование, оздоровительная минутка
Тема 6. Забота о коже. (3 ч.)
Словесные: беседа по теме, рассказ
Наглядные: наблюдение, плакат «Кожа»
практические: проведение опыта, игра, упражнения, этюд, оздоровительная минутка
Тема 7. Как следует питаться. (2 ч.)
Словесные: заучивание слов «Рано утром просыпайся…», беседа по теме, продолжение сказки
Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», наблюдение
Практические: упражнения, игра, опыт, оздоровительная минутка
Тема 8 . Как сделать сон полезным? (1 ч.)
Словесные: беседа, анализ стихотворения
Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Не спать», плакат «Режим дня школьника»
Практические: игра, оздоровительная минутка
Тема 9 . Настроение в школе. (1 час)
Словесные: беседа по теме
Наглядные: наблюдение
Практические: упражнения по теме, оздоровительная минутка
Тема 10. Настроение после школы. (1час)
Словесные: беседа по теме, анализ ситуации,
Наглядные: демонстрация и наблюдение сценки
Практические: выполнение заданий, игра, тест, рисование, анкетирование, оздоровительная минутка
Тема 11. Поведение в школе. (2 ч.)
Словесные: беседа, анализ ситуации
Наглядные: стихотворение Б. Заходера «Перемена», рассказ «Федя на перемене», рассказ М. Куниной «В гардеробе»
Практические: оздоровительная минутка, игра
Тема 12. Вредные привычки. (2 ч.)
Словесные: беседа по теме, анализ ситуации, рассказ, заучивание слов
Наглядные: демонстрация и наблюдение сценки
Практические: решение задач, оздоровительная минутка, разыгрывание ситуации
Тема 13 Мышцы, кости и суставы. (2 ч.)
Словесные: беседа по теме, анализ ситуации
Наглядные: плакат «Скелет человека»,
Практические: упражнения по теме, оздоровительная минутка
Тема 14. Как закаляться. Обтирание и обливание. (1час).
Словесные: беседа по теме, объяснение
Наглядные: выставка рисунков
Практические: рисунки по теме, выполнение заданий, оздоровительная минутка
Тема 15. Как правильно вести себя на воде. (1 ч.)
Словесные: беседа по теме
Наглядные: плакаты по теме
Практические: выполнение заданий, оздоровительная минутка
Тема 16. Чтобы душа была здорова (5 ч.)
Словесные: объяснение, беседа по теме
Наглядные: карточки «Эмоции»
Практические: тренинг, упражнения, этюды
Тема 17. Народные игры. (1 ч.)
Словесные: беседа по теме
Наглядные: разучивание игры «Городки»
Практические: игра «Городки»
Тема 18. Подвижные игры. (1 ч.)
Словесные: беседа по теме
Наглядные: разучивание подвижных игр
Практические: подвижные игры
Тема 19. Доктора природы (обобщающие) (2 ч.)
2 класс
Тема 1. Почему мы болеем. (3 ч.)
Слово учителя. Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов.
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»
Игра - соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье», Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам».
Тема 2. Кто и как предохраняет нас от болезней. (2 ч.)
Повторение причин болезни. Рассказ учителя. Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки».
Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации. Игра «Вставь словечко». Оздоровительная минутка. Мудрые слова доктора Свежий Воздух.
Тема 3. Кто нас лечит. (1 час)
Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.
Тема 4. Прививка от болезней. (2 ч.)
Слово учителя. Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…»
Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно».
Тема 5. Что нужно знать о лекарствах. (2 ч.)
Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова.
Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека…» Аптека дома. Оздоровительная минутка. Это полезно знать!
Тема 6. Как избежать отравлений. (2 ч.)
Беседа по теме. Игра – соревнование «Кто больше?» Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа.
Повторение признаков лекарственного отравления. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях.
Тема 7. Безопасность при любой погоде. (2 ч.)
Повторение правил поведения при пищевом отравлении. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед…» Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!»
Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!
Тема 8 . Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. (2 ч.)
Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».
Рассказ учителя. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте.
Тема 9 . Правила поведения на воде. (1 час)
Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом.
Тема 10. Правила обращения с огнём. (1час)
Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».
Тема 11. Как уберечься от поражения электрическим током. (1 час)
Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».
Тема 12. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. (1час)
Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов.
Тема 13 Как защититься от насекомых. (1час)
Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. Заучивание слов.
Тема 14. Предосторожности при обращении с животными (1час).
Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно!
Тема 15. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. (2 ч.)
Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях.
Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом. Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова».
Тема 16. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении (2 ч.)
Рассказ учителя. Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья».
Тема 17. Первая помощь при травмах. (3 ч.)
«Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Оздоровительная минутка. Практическая работа в группах.
Виды переломов. Знакомство с правилами. Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах.
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая работа в парах.
Тема 18. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. (1час)
Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы».
Тема 19. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек. (1час)
Рассказ учителя. Признаки укусы змеи. Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда.
Тема 20. Сегодняшние заботы медицины. (3 ч.)
Рассказ учителя о неизлечимых болезнях века. Оздоровительная минутка. Решение задач.
Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка.
Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»
3 класс
Тема 1. Чего не надо бояться.(1час)
Беседа по теме «Как воспитывать уверенность и бесстрашие». Работа по стихотворению Э. Успенского «Академик Иванов». Анализ ситуации по стихотворению И. Токмаковой «Не буду бояться». Игра «Давайте разберемся», практическое занятие.
Тема 2. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. (2 ч.)
Беседа по теме занятия. Заучивание слов. Игра «Почему это произошло?». Беседа «Свое мнение».
Игра «продолжи сказку». Беседа по теме. Заучивание пословицы. Игра в пословицы. Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».
Тема 3. Почему мы говорим неправду. (2 ч.)
Беседа «Что такое ложь?». Игра «Продолжите рассказы». Творческая работа.
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Беседа по прочитанному. Заучивание слов. Заучивание пословиц о правде и лжи.
Тема 4. Почему мы не слушаемся родителей? (2 ч.)
Беседа по теме. Анализ ситуаций на примере стихотворения С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать». Творческая работа «Портрет родителей». Пожелание себе. Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Е. Чарушина «Курочка».
Беседа по теме. Анализ рассказа М. Горького «Воробышек». Оздоровительная минутка. Игра «Почему нам запрещают?».
Тема 5. Надо уметь сдерживать себя. (2 ч.)
Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворениях «Две сестрички дружно жили» и А. Барто «Девочка - рёвушка. Толкование пословиц и крылатых выражений.
Беседа «Что такое каприз?». Игра «Проверь себя». Оздоровительная минутка. Работа с толковым словарем. Толкование пословиц.
Тема 6. Не грызи ногти, не ковыряй в носу (2часа)
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Составление памятки «Это полезно знать!». Повторение основного девиза. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья…». Заучивание слов. Игра «Давай поговорим». Чтение стихотворений на тему занятия.
Тема 7. Как относиться к подаркам. (2 ч.)
Беседа по теме. Игра «Закончите предложение». Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «Если ты пришел на елку…» и Н. Носова «Письмо Незнайки». Составление памятки «Это полезно помнить!». Игра «Подбери слова благодарности».
Беседа по теме. Анализ ситуации из песни Э. Успенского «У нашей мамы праздник» и стихотворении Г Остера «Если друг на день рожденья…». Ввод понятия «эмоция» и его происхождение. Игра «Выбери ответ». Составление памятки «Это полезно знать!».
Тема 8. Как следует относиться к наказаниям. (1 час)
Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении «Мальчик нарядный в гости идет» и стихотворении Э. Мошковской «Я ушел в свою обиду». Творческая работа.
Тема 9. Как нужно одеваться. (1час)
Беседа по теме. Игра «Кто больше знает?». Игра «Закончи фразу». Толкование пословицы. Игра «Найди правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Смотрите, в каком я платьице!». Обсуждение высказывания А. П. Чехова.
Тема 10. Как вести себя с незнакомыми людьми. (1час)
Беседа по теме. Игра «Закончите высказывание». Составление памятки «Правила поведения с незнакомыми людьми». Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал».
Тема 11. Как вести себя, когда что-то болит. (1час)
Разгадывание кроссворда. Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении О. Дриза «Шип в мою ладонь впился…». Игра «Закончите фразу».
Тема 12. Как вести себя за столом. (2 ч.)
Беседа по теме. Разгадывание кроссворда. Работа над правильным правописанием и произношением слова «аппетит». Беседа «Как правильно накрыть стол». Практическая работа по этой теме. Беседа «Мы идем в кафе».
Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении З. Александровой «Ложкою мешая, сердится Танюшка…» Работа над правилами поведения за столом. Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «От знакомых уходя…»
Тема 13. Как вести себя в гостях (1час)
Анализ ситуаций. Беседа по теме. Составление приглашений. Составление памятки «В гости надо приходить…»
Тема 14. Как вести себя в общественных местах. (2 ч.)
Беседа по теме. Составление памятки «О правилах поведения в транспорте, на улице». Чтение стихотворений «Азбука поведения». Игра «Выбери правильный ответ».
Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении А. Барто «В театре». Игра «Найди правильный ответ». Беседа «Правила поведения в общественных местах, школе, в детском саду, на игровой площадке».
Тема 15. «Нехорошие слова». Недобрые шутки. (2 ч.)
Беседа по теме. Игра «Комплимент». Анализ ситуации. Беседа «Умей правильно отказаться от предложения». Чтение стихотворений о «волшебных» словах.
Беседа по теме. Игра «Телефон». Составление памятки «Правила ведения телефонного разговора». Игра «Комплимент».
Тема 16. Что делать, если не хочется в школу. (1час)
Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Работа с мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение и анализ стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «Если друг твой самый лучший…» Игра «Закончи предложения».
Тема 17. Чем заняться после школы. (1час)
Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в потешных сказках (по мотивам русского фольклора).
Тема 18. Как выбрать друзей. (2 ч.)
Беседа по теме. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть». Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».
Беседа по теме. Чтение и анализ отрывка из рассказа В. Осеевой «Долг». Игра «Продолжи предложение». Анализ ситуации в стихотворении А. Шалыгина «Настроение упало». Игра «Любит - не любит». Анализ выражения А. Экзюпери «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…»
Тема 19. Как помочь родителям. (1час)
Чтение отрывков из стихотворений детских писателей. Беседа по теме. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих…» Игра «Комплимент».
Тема 20. Как помочь больным и беспомощным. (2 ч.)
Беседа по теме. Игра «Выбери правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Е. Благининой «Наш дедушка». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».
Беседа по теме. Толкование пословиц. Игра «Кто больше знает?» Высказывания великих людей о доброте. Инсценировка отрывка из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Чтение стихотворений о доброте.
Тема 32. Повторение. (3 ч.)
Беседа по теме Театральная постановка «Доктор Айболит». Викторина «Будь здоров!» Работа над пословицами о здоровье.
Игра - путешествие «В страну здоровья». Станция «Мойдодыр» (о личной гигиене). Станция «Неосторожность» (оказание первой помощи при несчастных случаев). Станция «Не болей» (профилактика инфекционных заболеваний). Станция «Опрятность» (уход за одеждой). Станция «Долой грязь» (гигиена жилища) и т. д.
Урок - соревнование. Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели детям.
4 класс
Тема 1. Наше здоровье (4 ч.)
Слово учителя. Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…»
Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя».
Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Творческая работа в тетради.
Рассказ учителя. Словарная работа. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов.
Тема 2. Как помочь сохранить себе здоровье. (3 ч.)
Повторение. Чтение и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?»
Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?»
Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент».
Тема 3. Что зависит от моего решения. (2 ч.)
Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?»
Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение».
Тема 4. Злой волшебник - табак. (1час)
Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа.
Тема 5. Почему некоторые привычки называются вредными. (5 ч.)
Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим».
Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?».
Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг.
Робота со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Рассказ учителя. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа.
Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа.
Тема 6. Помоги себе сам. (1час)
Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг.
Тема 7. Злой волшебник - алкоголь (3 ч.)
Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это интересно! Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить!
Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Психологический тренинг.
Беседа по теме. Игра «Список проблем». Оздоровительная минутка. Творческая работа с деревом решений. Психологический тренинг.
Тема 8. Злой волшебник - наркотик. (2 ч.)
Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим».
Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг.
Тема 9. Мы одна семья. (2 ч.)
Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа.
Защита рисунков. Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право». Оздоровительная минутка. Чтение и анализ стихотворения. Игра «Продолжи предложение».
Тема 10. Повторение (11 ч.)
Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций.
Открытие праздника. Игры и соревнования.
Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом.
Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай - ка», «Затейники». Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» Игра «Угадай сказку».
Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения».
Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить! Работа со стихотворением.
Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Оздоровительная минутка. Работа со стихотворениями.
Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтение и анализ стихотворений.
Посещение медицинского кабинета. Игра «Письма». Практическая работа «Выпуск стенной газеты».
3. Тематическое планирование курса
1 класс(1 ч/нед., 33 ч/год)
№ п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Аудито-рные | Внеауди-торные | ||
1 | Дружи с водой | 2 | 1 | 1 |
2 | Забота о глазах | 1 | 1 | |
3 | Уход за ушами | 1 | 1 | |
4 | Уход за зубами | 3 | 1 | 2 |
5 | Уход за руками и ногами | 1 | 1 | |
6 | Забота о коже | 3 | 1 | 2 |
7 | Как следует питаться | 2 | 1 | 1 |
8 | Как сделать сон полезным? | 1 | 1 | |
9 | Настроение в школе | 1 | 1 | |
10 | Настроение после школы | 1 | 1 | |
11 | Поведение в школе | 2 | 2 | |
12 | Вредные привычки | 2 | 1 | 1 |
13 | Мышцы, кости и суставы | 2 | 1 | 1 |
14 | Как закаляться. Обтирание и обливание | 1 | 1 | |
15 | Как правильно вести себя на воде | 1 | 1 | |
16 | Чтобы душа была здорова | 5 | 2 | 3 |
17 | Народные игры | 1 | 1 | |
18 | Подвижные игры | 1 | 1 | |
19 | Доктора природы (обобщающие) | 2 | 1 | 1 |
Итого | 33 | 12 | 11 |
2 класс (1 ч/нед., 34 ч/год)
№ п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Аудито-рные | Внеауди-торные | ||
1 | Почему мы болеем | 3 | 1 | 2 |
2 | Кто и как предохраняет нас от болезней | 2 | 1 | 1 |
3 | Кто нас лечит | 1 |
| 1 |
4 | Прививки от болезней | 2 | 1 | 1 |
5 | Что нужно знать о лекарствах | 2 | 1 | 1 |
6 | Как избежать отравлений | 2 | 1 | 1 |
7 | Безопасность при любой погоде | 2 | 1 | 1 |
8 | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте | 2 | 1 | 1 |
9 | Правила безопасного поведения на воде | 1 | 1 | |
10 | Правила общения с огнем | 1 | 1 | |
11 | Как уберечься от поражения электрическим током | 1 |
| 1 |
12 | Как уберечься от порезов, ушибов, переломов | 1 | 1 | |
13 | Как защититься от насекомых | 1 |
| 1 |
14 | Предосторожности при обращении с животными | 1 |
| 1 |
15 | Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом | 2 | 1 | 1 |
16 | Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении | 2 | 1 | 1 |
17 | Первая помощь при травмах | 3 | 1 | 2 |
18 | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос | 1 | 1 | |
19 | Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек | 1 | 1 | |
20 | Сегодняшние заботы медицины | 3 | 3 | |
Итого | 34 | 16 | 18 |
3 класс(1 ч/нед., 34 ч/год)
№ п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Аудито-рные | Внеауди-торные | ||
1 | Чего не надо бояться | 1 | 1 | |
2 | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным | 2 | 1 | 1 |
3 | Почему мы говорим не правду | 2 | 2 | |
4 | Почему мы не слушаемся родителей? | 2 | 1 | 1 |
5 | Надо уметь сдерживать себя | 2 | 2 | |
6 | Не грызи ногти, не ковыряй в носу | 2 | 1 | 1 |
7 | Как относиться к подаркам | 2 | 1 | 1 |
8 | Как следует относиться к наказаниям | 1 | 1 | |
9 | Как нужно одеваться | 1 | 1 | |
10 | Как вести себя с незнакомыми людьми | 1 | 1 | |
11 | Как вести себя, когда что-то болит | 1 | 1 | |
12 | Как вести себя за столом | 2 | 1 | 1 |
13 | Как вести себя в гостях | 1 | 1 | |
14 | Как вести себя в общественных местах | 2 | 1 | 1 |
15 | «Нехорошие слова». Недобрые шутки | 2 | 1 | 1 |
16 | Что делать, если не хочется в школу | 1 | 1 | |
17 | Чем заняться после школы | 1 | 1 | |
18 | Как выбрать друзей | 2 | 1 | 1 |
19 | Как помочь родителям | 1 | 1 | |
20 | Как помочь больным и беспомощным | 2 | 1 | 1 |
21 | Повторение | 3 | 1 | 2 |
Итого | 34 | 11 | 23 |
4 класс (1 ч/нед., 34 ч/год)
№ п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Аудито-рные | Внеауди-торные | ||
1 | Наше здоровье | 4 | 2 | 2 |
2 | Как помочь сохранить себе здоровье | 3 | 1 | 2 |
3 | Что зависит от моего решения | 2 | 2 | |
4 | Злой волшебник табак | 1 |
| 1 |
5 | Почему некоторые привычки называются вредными | 5 | 2 | 3 |
6 | Помоги себе сам | 1 | 1 | |
7 | Злой волшебник алкоголь | 3 | 1 | 2 |
8 | Злой волшебник наркотик | 2 | 1 | 1 |
9 | Мы одна семья | 2 | 1 | 1 |
10 | Повторение | 11 | 11 | |
Итого | 34 | 8 | 26 |
Данная рабочая программа составлена на основе авторской «135 уроков здоровья, или ШКОЛА ДОКТОРОВ ПРИРОДЫ» Л.Я. Обуховой, Н.А.Лемяскиной, О.Е. Жиренко - М., ВАКО, 2014 г.
Количество часов и темы курса совпадают полностью.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лазурненская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено на заседании ШМО» Руководитель МО ______________ Протокол № ___ от «__»___________20 -- г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Лазурненская СОШ» ____________________ от «__»___________20 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Лазурненская СОШ» Фриз Л.П._______________ Приказ №___ от «__»____________20 г. |
ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
«Умники и умницы»
срок реализации рабочей программы – 4 года
Разработана ШМО начальных классов
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010) и программы курса «Юным умникам и умницам» автора О.А. Холодовой (Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Программа курса «РПС». – М.: Москва РОСТ, 2014).
1.Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности
Общеинтеллектуальное направление «Умники и умницы».
Основной целью курса является освоение обучающимися познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Данный курс должен привить навыки самостоятельного поиска решений, побуждать к самостоятельным выводам. Курс предполагает формировать у младшего школьника навык смыслового чтения текстов, готовность слушать собеседника и вести диалог, решать математические задачи повышенной трудности.
Формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности
Общеинтелектуальное
1.Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады.
2.Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?».
3.Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. П.).
4.Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок.
5.Туристский поход, краеведческий клуб.
6. Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.
Общекультурное
1.Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, галерею.
2.Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы.
3.Занятия объединений художественного творчества.
4.Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности Каждая программа внеурочной деятельности содержит планируемые результаты освоения той или иной программы, все они отражают результаты усвоения основной образовательной программы учащимися, на что и направлена вся внеурочная деятельность. Отсюда и вытекают ожидаемые результаты внеурочной деятельности по следующим видам результатов
Личностные результаты | Метапредметные результаты |
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию. 2.Сформированность мотивации к обучению и познанию. 3. Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции. 4. Социальные компетенции, личностные качества. 5. Сформированность основ гражданской идентичности. | Освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. |
Данные результаты должны отражать | |
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; 12) адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 15) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования |
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, селу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение обучащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор
В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор.
Программа представляет собой комплексную образовательную программу, которая предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Предполагаемые результаты:
- повышение качества образования;
- участие в школьных и районных олимпиадах;
- создание условий поверить в собственный талант и неповторимость;
- повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце курса начальной школы
2. Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Материал занятия в 1 классе рассчитан на 35 минут, во 2-4 классах на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Модель занятия курса такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, МЫШЛЕНИЯ (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
2.Тематическое планирование
1 класс 66 часов
№ занятия | Развиваемые способности | Количество часов | Дата | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | |||
2 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | 1 | |||
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |||
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |||
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |||
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |||
7 | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | |||
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | |||
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |||
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |||
11 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |||
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |||
13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |||
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | |||
15 | Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | |||
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1 | |||
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |||
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |||
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графический диктант. | 1 | |||
20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |||
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | |||
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | |||
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |||
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |||
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |||
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |||
27 | Развитие аналитических способностей. Графический диктант | 1 | |||
28 | Совершенствование воображения. Рисуем по образцу | 1 | |||
29 | Развитие логического мышления. Графический диктант | 1 | |||
30 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |||
31 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты | 1 | |||
32 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |||
33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец | 1 | |||
Итого | 66 часов |
2 класс 68 часов
№ занятия | Развиваемые способности | Количество часов | |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | 1 | |
4 | Тренировка слуховой памяти.Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
6 | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | |
7 | Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. . | 1 | |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
23 | Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | 1 | |
24 | Тренировка внимания. Развитие способности рассуждать | 1 | |
25 | Тренировка слуховой памяти.. Развитие аналитических способностей. | 1 | |
26 | Тренировка зрительной памяти. й. Развитие способности рассуждать | 1 | |
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей | 1 | |
28 | Совершенствование воображения. Ребусы. | 1 | |
29 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
30 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
33 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 | |
Итого | 68 часов |
3 класс 68 часов
№ занятия | Развиваемые способности | Количество часов | |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
3 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
4 | Тренировка слуховой памяти . Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. З | 1 | |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
23 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | |
29 | Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
30 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
33 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 | |
Итого | 68ч. |
4 класс 68 часов
№ занятия | Развиваемые способности | Количество часов | |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
4 | Тренировка слуховой памяти . Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
23 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
29 | Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
30 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
33 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 | |
Итого | 68ч |