Страница слушателя курсов

Мельник Виктория Олеговна

Курсы повышения квалификации


"Формирование универсальных учебных действий обучающихся в условиях информационно-образовательной среды школы".

 

Урок с применением ИКТ "Государственные преобразования Петра I"<

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_.docx34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. Государственные преобразования Петра I.

Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях

Уметь выделять  основное содержание проводимых Петром в 1695-1700 г.г.  Реформ, умение группировать основные черты, характеризующие развитие России и стран Западной Европы в конце 17 века.

Линия 3. Историческое мышление.

Выявить причины реформ быта, проводимых Петром I, а также определить их влияние на развитие страны.

Линия 4-5. Нравственное и гражданско–патриотическое самоопределение.

Дать возможность учащимся оценить личность нового царя, особенности его воспитания, образования.

Обязательный минимум:

  1. Пётр I (1682-1725): воспитание, образование и черты характера.
  2. Первые европейские реформы: календарь, внешний вид подданных, правила этикета.

Учебник: Пчелов Е.В. История России 17-18 века: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- 6-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2007.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

УУД

ИКТ

Создание проблемной ситуации

Слайды 1 - 14

Работа с  учебником

  • Назови тему раздела и глав
  • Как ты понимаешь, о чём пойдёт речь в разделе и главах?

«Государственные преобразования Петра I» (Реформы 1682 – 1725гг)

Преобразования  – значит изменение курса, направления движения. Речь в этой главе будет идти о тех изменениях, которые произошли с Россией в период правления Петра I.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

+

Запишите дату урока в тетрадь.

- Вспомните, кто и когда проводил реформы в России до прихода к власти Петра I.

- Реформы проводил Иван Грозный в 16 веке, Алексей Михайлович в 17 веке.

- Как относились к преобразованиям жители нашей страны? Одобряли или нет?

- Отношение  многих русских людей к реформам было  негативным.

Они говорили: «Какая страна обычаи переменит, та долго не простоит».

Документ

Прочти документы. Какие слухи распространились после возвращения Петра I  из Великого посольства? Изменилось ли отношение к реформам со стороны россиян? Чем они могли объяснить проводимые реформы?

- В народе по-прежнему плохо относились к реформам, про Петра говорили, что «он не царского колена, немецкой породы». Россияне могли объяснить проведение реформ личной прихотью царя. Необходимости в преобразованиях не видели.

Запись на доске: Реформы – прихоть царя.

- Прочитайте указ Петра I о реформе календаря и ответьте на вопрос: чем объясняет царь необходимость реформ?

- Пётр I считал, что необходимо провести реформу календаря для доброго и полезного дела, чтобы Россия  не отставала от Западной Европы.

Запись на доске:

Реформы – необходимость

Формулирование проблемы

Найди  противоречие?

 Какой возникает вопрос?

- Народ и царь совершенно по-разному воспринимали реформы.

Реформы Петра I – это «полезное дело»  или прихоть царя?

Полезное дело

Прихоть царя

Гипотезы

Варианты гипотез заложены в самом вопросе

Создание плана работы

Слайд 15

- Какая информация вам необходима для ответа на вопрос?

Надо узнать

1.   Особенности развития страны, была ли необходимость в реформах.

2.   Готовность российских государей проводить реформы.

3.   Цели и результаты первых реформ, их значение для развития страны.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Актуализация знаний (ответ на 1-й пункт плана)

Слайды 16 - 22

- Какие имеющиеся у вас знания могут помочь ответить на основной вопрос сегодняшнего урока?

- Надо вспомнить особенности развития страны  к концу 17 века; это позволит сделать вывод о том, нужно ли было проводить в России реформы или нет.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

Вспомним особенности развития России и Запада. Распределите по сферам и регионам факты.

Россия      Западная Европа

а. Участие граждан в управлении государством

б. Появление классов

в. Абсолютизм.

г. Сохранение сословий

д. Преобладание государственной собственности над частной

е. Формирование научной картины мира.

ж. Сохранение большого влияния религии.

з. Преобладание частной собственности.

Работа учащихся над заданием

Россия – вгжд;  

Западная Европа - абез

Актуализация знаний (1-й пункт плана)

Слайды 16 - 22

Чем отличалась Россия от Западной Европы?

В России преобладали черты аграрного общества, в то время как в Европе шло его разрушение.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Вспомните, какие азиатские страны оказались в таком же положении.

Китай,  Индия, Иран, Османская империя. (Покажите их на карте)

Как отставание от Западной Европы в процессе разрушения аграрного общества повлияло на судьбу азиатских стран к концу 17 века?

Они оказались в колониальной или полуколониальной зависимости от европейских стран.

Появились ли в России к концу 17 века элементы западной цивилизации? Если да, то какие?

Стали возникать признаки разрушения аграрного общества: появлялись мануфактуры, начал формироваться всероссийский рынок. Постепенно увеличивался интерес к науке и образованию

Сделайте вывод: существовала ли в России потребность в проведении реформ.

Да, в России была потребность в проведении реформ, для того, чтобы сократить отставание от стран Европы и сохранить свою независимость

Какие действия  необходимы для сокращения отставания России от стран Западной Европы?

Необходимо было налаживать контакты с европейскими государствами, узнавать новое, распространять образование.

Какой у нас основной вопрос урока?

Реформы Петра I – это «полезное дело»  или прихоть царя?

Какой вывод вы можете сделать по основному вопросу урока по первому пункту нашего плана?

Полезное дело

Прихоть царя

+

Поскольку реформы по ликвидации отставания России от Европы были необходимы, то реформы Петра I -  полезное дело.

Актуализация знаний (2-й пункт плана)

Слайды 23 - 32

- Теперь давайте определим, осознавали ли эту необходимость правители России в конце 17 века? Чтобы выяснить, кто стоял во главе государства, давайте обратимся к родословной правителей Российского государства (приложение в учебнике)

Главой государства был сын Алексея Михайловича – Фёдор Алексеевич

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

С помощью текста учебника  определите, мог ли царь Фёдор Алексеевич начать реформы, направленные на ликвидацию отставания России от Западной Европы?

- Нет, царь Фёдор  недолго был у власти, он отличался слабым здоровьем, не мог из-за долгих и частых болезней управлять государством.

С 1682 года  правителями были Софья, Иван V, Петр.

Когда в 1682 Федор умер, престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра.

Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт, во время которого десятилетний Петр стал свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. Эти события оставили в памяти мальчика неизгладимый след, отразившись и на его психическом здоровье, и на мировоззрении.

Результатом бунта был политический компромисс: на трон были возведены вместе Иван и Петр, а правительницей названа их старшая сестра царевна Софья Алексеевна.

Софья и её фаворит Голицын хотели сделать Россию великой Европейской державой — начали реформу армии, образования, борьбу за выход в Балтийское море.

Летом 1689 г. до Петра дошли слухи, что Софья послала в Преображенское стрельцов арестовать его.

Петр в страхе бежал в Троице-Сергиев монастырь. Вскоре туда стали переезжать бояре и Софья поняла, что проиграла. По приказу Петра ее заточили в Новодевичий монастырь. А стрельцов казнили.

С 1698 года у власти Пётр I. Петр I родился от 2-го брака Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной в 1672г.

У маленького Петра наставником стал Н. Зотов

Он научил мальчика читать, писать и считать и на всю жизнь привил ему интерес к учению.

Зотов, мастер на все руки обучил царевича работе на токарном станке, и  впоследствии тот  любил и умел работать.

Петр, находясь в Преображенском, создал из ровесников потешные полки, которые проходили военную подготовку под руководством иностранцев.

В 1686 г. на  р. Яузе он нашел полуразвалившийся ботик, на котором после ремонта начал ходить под парусом

- Чем отличалось воспитание и образование Петра и его братьев?

События детства Петра сформировали личность, отличающуюся от предыдущих правителей России.

1. Образование предыдущих российских правителей носило религиозный характер, Петр же интересовался науками, стремился всё увидеть и познать.

2. Пётр рос не во дворце, не в обстановке старорусских традиций царской власти, а   селе, среди простых мальчишек разных сословий.

3. Пётр был с детства окружён иноземными вещами, часто бывал в немецкой слободе, поэтому получил возможность познакомиться с европейскими обычаями, достижениями культуры, нравами.

- Какие события детства Петра могли повлиять на его характер, привычки, интересы?

События детства Петра сформировали личность, отличающуюся от предыдущих правителей России.

4. Трагическая гибель родственников во время стрелецкого бунта и другие события формировала неуравновешенный характер Петра.

5. Увлечённость военными играми способствовала тому, что Пётр вёл активную внешнюю политику.

6. Знакомство с европейской культурой подталкивала  к стремлению распространить её в России.

- Пётр больше или меньше других мог осознавать необходимость реформ, сближающих Россию с Западной Европой?

- Вероятно, да! Петр, став царем, получил возможность сравнить культуру и достижения России и Западной Европы.

Какой у нас основной вопрос урока?        

Реформы Петра I – это «полезное дело»  или прихоть царя?

Полезное дело

Прихоть царя

+ +

+

Какой вывод вы можете сделать по основному вопросу урока по второму пункту нашего плана?

С одной стороны, Петр по своему воспитанию будет стремиться к расширению образования, сближению с Европой.

С другой стороны, Петр был  увлекающимся человеком, часть его реформ может быть продиктована его личной прихотью, неожиданными интересами.

Открытие нового знания (3-й пункт плана)

Слайды 33 - 46

- Анализ   действий  (реформы, походы)  Петра  I  в начале своего правления.

Работа учащихся над заданием

(таблица – модельный ответ)

Время проведения

Цели

Содержание

Результаты

1695г

Получить выход к торговым морям

Первый Азовский поход, осада Азова

Неудача, Азов взять не удалось

1696г

Получить выход к торговым морям

Создание российского флота

Строительство 30 парусно-гребных галер

1696г

Получить выход к торговым морям

Второй Азовский поход

Крепость сдалась, Россия получила выход к Азовскому морю

1697 – 1698гг

Поиск союзников в войне с Турцией, обучение морскому и корабельному делу

Великое посольство

Изучение корабельного дела, знакомство с достижениями европейской культуры.

1698 – 1700гг

Приобщение России  к европейским ценностям

Запрет на ношение бород, введение европейского костюма, летоисчисление от Рождества Христова, а не от Сотворения мира

1.Приобщение  России к европейским ценностям

2.Раздражение и недовольство многих подданных – сторонников сохранения исконных традиций.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

ИКТ

Слайды 33 - 46

- Какой вывод по нашей проблеме мы можем сделать: реформы Петра I – это насущная необходимость или прихоть царя?

Наводящие  вопросы:

1.Создание флота, выход к морю – это личная прихоть царя или насущная необходимость? В чём?

2.Налаживание контактов с европейскими странами, восприятие их достижений – прихоть или необходимость?

3. Мешали ли напрямую восприятию европейских достижений, выходу к морю старорусские обычаи – носить бороду, традиционная одежда?

1.Для развития торговли необходимо было добиться выхода к морю, а это невозможно сделать без флота. В то же время Пётр I просто увлёкся морским делом,  и отчасти его стремление к морю было его и личной прихотью.(два + - полезное дело и прихоть царя)

2.Для развития страны необходимо было налаживать контакты с другими странами, знакомиться с достижениями европейской культуры, выходить из изоляции – этим объясняются реформы календаря, введение европейской одежды. (+ - полезное дело)

3.В то же время строгий запрет на традиционную русскую одежду, принудительная стрижка бороды можно рассматривать как прихоть царя. Эти обычаи напрямую не мешали проведению реформ. ( + - прихоть царя)

Полезное дело

Прихоть царя

+ + + +

+ + +

Применение нового знания

Слайды 46 - 49

- Как бы вы ответили на проблемный вопрос урока: Реформы Петра I – это «полезное дело»  или прихоть царя?

Реформы в основном были полезны для развития страны (хотя в отдельных действиях сказывалась личная прихоть царя). В результате первых действий Петра Россия получила выход в Азовское море, но это пока не способствовало развитию торговли, познакомилась с достижениями европейской культуры.

- Какие сферы общественной жизни затронули проводимые царем действия (реформы)?

В основном это коснулось знатных людей – европейская одежда, летоисчисление, запрет на ношение бороды.

- Как вы считаете, достаточно было проведения этих реформ? Свой ответ поясните.

Этих реформ было недостаточно, так как они не устранили отставание России от европейских государств. По-прежнему сохранялись признаки аграрного общества.

Рефлексия

Слайд 50

Задайте по изученной теме  вопросы своим товарищам с помощью  таблицы «тонких» и «толстых» вопросов.

Учащиеся задают вопросы

Дома: параграф 21, вопрос №3.