Готовимся к ЕГЭ
В этом учебном году каждому из вас предстоит сдавать трудный экзамен по русскому языку. Эту страницу сайта я специально отвожу вопросам, связанным с ЕГЭ, и начинаю размещать здесь самые различные материалы в помощь вам. Я расскажу, как правильно подготовиться к нему, как усвоить больше полезной информации. Изобретать велосипед не буду: воспользуюсь своим (уже немалым) имеющимся опытом, а также опытом и наработками своих коллег, конечно же, с их любезного разрешения. Существует много полезных для вас сайтов, я сделаю ссылки на них. А начнём с самого общего...
Для работы с файлами необходимо убедиться в наличии программы для просмотра и печати документов формата PDF. Если она у Вас отсутствует, рекомендую загрузить ее с сайта производителей>>
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Орфоэпические нормы | 124.5 КБ |
Слитное написание слов | 50.5 КБ |
Задание на соответствие ЕГЭ | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфоэпические нормы
(ударение)
Выберите один правильный ответ из четырех. |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) позвОним | 3) завИдно | ||
2) бантЫ | 4) рвАла |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) врУчишь | 3) довЕрху | ||
2) крАны | 4) налИла |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) вклЮчат | 3) донИзу | ||
2) квартАл | 4) послалА |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) бАловать | 3) тортЫ | ||
2) красивЕе | 4) клАла |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) оклеИть | 3) досУха | ||
2) шарфЫ | 4) лгалА |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) исчЕрпав | 3) бАловаться | ||
2) вклЮченный | 4) кухОнный |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) намЕрение | 3) бантЫ | ||
2) дАвнишний | 4) бАлуясь |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) создАвший | 3) нАчав | ||
2) катАлог | 4) тортЫ |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) прОцент | 3) занЯл | ||
2) экспЕрт | 4) Оптовый |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) углубИть | 3) отозвАлась | ||
2) кровотОчащий | 4) намерЕние |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) нАверх | 3) красивЕе | ||
2) бАловать | 4) тОрты |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) сливОвый | 3) квАртал | ||
2) бАловать | 4) начАв |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) низвЕден | 3) щАвель | ||
2) зАгодя | 4) облИлась |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) сливОвый | 3) вручИт | ||
2) значИмость | 4) квАртал |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) нАжился | 3) опошлИть | ||
2) позвОним | 4) вручИт |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) лгАла | 3) отозвАлась | ||
2) послАла | 4) намерЕние |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) значИмость | 3) опошлИть | ||
2) врУчим | 4) позвонИт |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) прибылА | 3) пролИла | ||
2) кровотОчащий | 4) порвАла |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) бралА | 3) бантЫ | ||
2) начАтый | 4) донельзЯ |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) цЕмент | 3) звОнит | ||
2) бАлованный | 4) прИняли |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) дОверху | 3) алфАвит | ||
2) дЕфис | 4) щАвель |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) зАгнутый | 3) красивЕе | ||
2) снЯла | 4) звОнит |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) обОстренный | 3) нАчать | ||
2) бАнты | 4) дОсуг |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) шОфер | 3) цЕпочка | ||
2) бАловать | 4) нАчали |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) упрочЕние | 3) красИвее | ||
2) промбИровать | 4) нАчавший |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) цЕмент | 3) звОнит | ||
2) клалА | 4) прИняли |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) звОнит | 3) пОртфель | ||
2) прИняли | 4) катАлог |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) начАли | 3) бралА | ||
2) килОметр | 4) алфАвит |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) квАртал | 3) местностЕй | ||
2) прОстыня | 4) оцененА |
| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? | ||
1) звОним | 3) нАчал | ||
2) Оптовый | 4) зАвидно |
Предварительный просмотр:
Слитное и раздельное написание слов
| В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? | ||
1) | Искусственный спутник Земли (В)ПЕРВЫЕ был выведен в космос в 1957 году, и (В)ТЕЧЕНИЕ последующих лет разработчики космической техники решали серьёзные задачи. | ||
2) | ЧТО(БЫ) идущую под парусом яхту при боковом ветре (С)РАЗУ не сносило в сторону, её корпус должен обладать большим боковым сопротивлением. | ||
3) | В старину корабли могли перевозить большие грузы только по рекам и озёрам, (ПО)ЭТОМУ (НА)ПРОТЯЖЕНИИ веков основным видом водного транспорта оставались черные суда. | ||
4) | Автомобильные заводы заинтересованы в создании гоночных машин, ПОТОМУ(ЧТО) новые инженерные решения, проверенные гонками, (СО)ВРЕМЕНЕМ используются при выпуске серийных моделей. |
| В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? | ||
1) | (НА)ПРОТЯЖЕНИИ многих веков из леса(В)ВИДЕ брёвен вывозятся лишь стволы деревьев, а пни остаются в земле. | ||
2) | Качество – это понятие многогранное, а ТАК(ЖЕ) динамичное: (СО)ВРЕМЕНЕМ требования к изделию меняются. | ||
3) | (И)ТАК, всё, что хранится в памяти компьютера, представлено (В)ВИДЕ чисел. | ||
4) | ЧТО(БЫ) стать преподавателем Загребского политехнического института и проработать в нём (В)ПОСЛЕДСТВИИ несколько лет, профессор в совершенстве овладел хорватским языком. |
| В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? | ||
1) | Проблема синонимии, привлекающая особое внимание исследователей (В)ТЕЧЕНИЕ последних двух десятилетий, актуальна для лексикографии, а ТАК(ЖЕ) для других областей языкознания. | ||
2) | Главная же беда была в том, что бобры обросли шерстью ещё только (НА)ПОЛОВИНУ и (ПО)ЭТОМУ неминуемо замерзли бы в пути. | ||
3) | В сумерках (НА)ВСТРЕЧУ нам шёл какой-то странный, КАК(БУДТО) чем-то испуганный человек. | ||
4) | Художественная правда создаётся писателем ТАК(ЖЕ), как пчелою создаётся мёд: от всех цветов (ПО)НЕМНОГУ берёт пчела, но берёт самое нужное. |
| В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? | ||
1) | Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын. | ||
2) | (В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе. | ||
3) | (В)СЛЕДСТВИЕ того, что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение. | ||
4) | В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка. |
Предварительный просмотр:
Задание №7 на ЕГЭ по русскому языку сформулировано следующим образом:
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Типы грамматических ошибок
1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
- Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:
благодаря (кому) другу
вопреки (чему) ожиданию
согласно (чему?) расписанию
- Предлог «ПО» управляет предложным падежом:
по приездЕ в Казань
по истечениИ срока
по прибытиИ домой
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- Большинство возражали против подобных изменений в плане работы верно: большинство возражало).
Запомните правила:
1. согласование сказуемого со словами: РЯД,БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО,МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, ЧАСТЬ.
А).Сказуемое ставится в единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов( меньшинство поддержало оратора).
Б).Единственное число и при неодушевлённых подлежащих( ряд школ ввёл в свои программы элективные курсы по праву).
В). Множественное число в остальных случаях:
- Ряд педагогов выступили за дополнительные часы по русскому языку (одушевлённое существительное).
- Часть вырученных средств пойдут на лечение больных детей ( если и подлежащем есть причастие или придаточное со словом КОТОРЫЙ).
- Несколько писателей и поэтов присутствовали на вечере (если несколько подлежащих или сказуемых).
- Множество предложений по поводу изменения структуры выступления было предложено коллегами (если между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения).
Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:
- Если подлежащее имеет только единственное число, например: молодёжь, крестьянство, народ, студенчество.
Например: Народ проголосовал аз принятие новой Конституции.
- Если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО.
Например: Много лет прошло со дня окончания школы.
- Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.
Например: Лишь небольшая часть читателей предпочитает классику.
- Если подлежащим является местоимение КТО и слова, образованные от него
( никто, кое-кто и д.т.)
Например: Кто встал на путь добра, не может не быть счастливым.
- Если в качестве подлежащего выступают составные числительные , последнее слово в котором - ОДИН + существительное.
Например: Двадцать один человек пришёл на собрание.
3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение - название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?
- Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:
Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» ( Им.п.)
Моя мама работает на фабрике « Заря».
- Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:
Я восхищаюсь « Войной и миром» ( Тв.п.)
Она работает на « Заре» ( П.п.)
Какая же бывает ошибка в задании № 7?
Пример:
Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).
Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»( верно: книгу « Война и мир»).
4.Ошибка в построении предложения с однородными членами
- Нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное:
Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)
- Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).
- Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
несовместимых :
Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.
- Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:
Настроение было НЕ ТОЛЬКЕО главным для создателя, НО И для читателей
( верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей).
Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).
- Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).
- Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:
На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов
(верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)
- Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив:
Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).
5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Сначала вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом- сказуемым.
Правильное употребление деепричастного оборота:
- Запомните, что в правильно построенном предложении субъект действия - подлежащее- может одновременно выполнять и основное действие (сказуемое), и добавочное (деепричастие). В таких предложениях деепричастие легко заменить глаголом.
Например:
Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)
- Правильным будет и односоставное определённо-личное, так как в нём подлежащее легко можно вставить в предложение.
Например:
Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).
- Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕСТЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ.
Например:
Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.
Примеры неправильного употребления деепричастного оборота:
- Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием).
- Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).
6.Нарушения в построении предложения с причастным оборотом
- Нарушение согласования между определяемым словом и причастным оборотом. Необходимо задать вопрос от определяемого слова к причастию, и по его окончанию определить, какое окончание будет у причастия.
Например:
Браконьерам, нарушающИХ закон, грозит серьёзный штраф (браконьерам каким? нарушающИМ).
- Нельзя определяемое слово употреблять внутри причастно оборота. Оно должно стоять либо ДО, либо ПОСЛЕ него.
Например:
Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение (верно: лодка, причалившая к берегу).
7.Неправильное построение предложения с косвенной речью
- Прямая речь - это чья-то речь, переданная без изменений. Косвенная речь - это передача чужой речи, её смысла в форме сложноподчинённого предложения. В предложениях с косвенной речью нельзя употреблять местоимения 1 и 2 лица, нужно только 3 лицо.
Примеры.
Неверно:
Некрасов писал, что « я лиру посвятил народу своему» (неправильное употребление 1 лица).
Верно:
Некрасов писал, что ОН «лиру посвятил народу своему»,
Таковы основные типы грамматических ошибок, примеры на которые предложены в демоверсии 2015 года. Конечно, ошибок подобного рода значительно больше. В следующей статье я напомню их вам. Пока учите данные правила, выполняйте побольше тестовых заданий.
Удачи вам!