Экологические проекты как фактор социализации молодежи

Кривущенко Ирина Александровна

Проблема социализации учащихся в настоящее время ставится наиболее остро. Её актуальность определяется самой жизнью – особенностями и ведущими тенденциями современного общества.     Одним из направлений воспитания социально активной личности является проектная деятельность. Она формирует осознанное отношение к проблемам современности, повышает мыслительную активность, расширяет кругозор, а главное – воспитывает конкурентноспособную духовно-нравственную личность.

 

Презентация: https://yadi.sk/d/sMmddfzNV2qUN

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кривущенко И.А.

1.Проблема социализации учащихся в настоящее время ставится наиболее остро. Её актуальность определяется самой жизнью – особенностями и ведущими тенденциями современного общества.     Одним из направлений воспитания социально активной личности является проектная деятельность. Она формирует осознанное отношение к проблемам современности, повышает мыслительную активность, расширяет кругозор, а главное – воспитывает конкурентноспособную духовно-нравственную личность.

В Экологической доктрине Российской Федерации отмечается, что «преодоление экологического кризиса возможно только на основе формирования нового типа  взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды». «Одним из  факторов ухудшения состояния природной среды, - указывается в документе, - является низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения и страны».

   Задача работников педагогического образования – повысить эту культуру, а для этого необходимо самим быть экологически грамотными специалистами. Сущность обучения состоит в его ориентации на потенциальные возможности человека, их реализацию, а также в выработке умения жить в постоянно меняющемся мире. Поэтому в настоящее время наиболее действенным для развития умений добывать знания, для творческой самореализации, развития самостоятельности является реализация экологических проектов.

2.В буквальном переводе с латинского слово «проект» означает «брошенный вперед» и подразумевает замысел, идею, раскрытие его сущности и возможность практической реализации. Зная, «зачем это надо», учащиеся с большей самоотдачей изучают содержание материала, а возможность практического применения знаний стимулирует их к творчеству. Исходный лозунг основоположников проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни» – как нельзя лучше подходит для осуществления задач экологического образования.

         3 По охватываемому материалу проекты могут быть большие (макропроекты) и малые (минипроекты), по продолжительности - краткосрочные, средние и долгосрочные. Проекты различны по типологии и всегда можно выбрать тот вид проекта, который лучше раскроет содержание, ближе по доминирующей деятельности обучающимся. Они могут быть исследовательские и творческие, ролево-игровые и практикоориентированные. Но в любых случаях обязательным условием движущей силы проектной деятельности является постановка проблемно- поисковой задачи, ориентированной на достижение определенного конечного результата. А форма проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом реализации.

4.Анализ научных работ по вопросу проектного обучения позволил выделить основные черты проектного метода. Участники проекта:

подхватывают проектную идею из жизни;

определяют цель и задачи проекта;

развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;

организуют проектное дело, самореализуются в его осуществлении;

информируют друг друга о ходе работы осуществляют реализацию проекта в социуме;

проявляют инициативу и творчество.

Если учащиеся будут владеть методом проектов, то они смогут в дальнейшем применять его на практике, в процессе деятельности, разносторонняя проработка проблемы, ее практическая реализация формируют компетентность, научную грамотность поиска и обработки материала, исследовательские навыки, умения планировать результат и достигать его.

5.Для более эффективного использования метода проекта в обучении, необходимы условия:

  • Наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и проведения исследований;
  • Наличие у обучающихся умений осуществлять самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность по поиску информации, проведению опытов, экспериментов, наблюдений и т.д.
  • Структурирования проекта, выделение его частей с указанием поэтапных результатов и распределение сфер деятельности между участниками.
  • Генерирование идей, разработка технического решения, проведение совместного обсуждения  промежуточных и итоговых результатов.
  • Оформление и реализация проекта, его защита, оценка, приращение идей.

6.Однако при реализации проектной деятельности на уроках  встречаются значительные трудности:

Не все учащиеся характеризуются сформированностью познавательного интереса к проектной деятельности, существует «боязнь непонимания», когда нет четкого представления, что же нужно сделать.

Часто затрудняются в планировании работы, применении НОТ

Не у всех сформированы умения пользоваться информацией, часто работа  сводится к её копированию.

Отсутствуют умения  обрабатывать материал, сравнивать сведения, анализировать, строить графики,  диаграмм, делать выводы.

Существуют затруднения с практической реализацией проекта .

Вывод: этому нужно научить. И делать это в системе, начиная с начальных классов, хотя сделать это можно на любом этапе обучения

7.На первом этапе учащихся необходимо познакомить с особенностями проектной деятельности, заинтересовать их тематикой, предложить выбор: работать индивидуально, парой, группой. Или для всей группы цель может быть одна, а пути реализации – разные.

8.На втором этапе необходим цикл индивидуальных бесед, консультаций, советов по планированию и обработке материала. Очень важна тактичность и доброжелательность, создание «ситуаций успеха» в сочетании с требовательностью. Необходимо развивать самокритичность, умения видеть недочеты и устранять их.

9.На третьем этапе можно предложить различные варианты оформления проекта и предложить проявить творчество.

Очень важна защита проекта Нужно не только владеть материалом и уложиться во время, но и ответить на вопросы оппонентов. Это можно сделать на семинаре, обобщающем уроке или при раскрытии новой темы.

10. Деятельность  студентов может быть оценена по трем уровням:

Оформление и выполнение проекта

Актуальность темы, практическая значимость работы

Объем и полнота разработки, самостоятельность, структурированность

Уровень творчества, оригинальность решений, подходов и т. д.

Аргументированность выводов

Качество оформления

Процедура защиты

Соответствие теме, логическая последовательность изложения, аргументированность доводов.

Объем и глубина знаний по теме, владение материалом

Убедительность речи, культура речи, манера держаться перед аудиторией,  дружелюбие, чувство времени

Использование наглядных средств, удержание внимания, импровизация, готовность к дискуссии.

Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, стремление использовать ответы для лучшего раскрытия темы.

  Умение  слушать, задавать вопросы, комментировать выступление.

Практическая значимость

11. В ходе проведенной  пробной работы на первых курсах педколледжа (соответствуют 10кл.) можно дать рекомендации:

Организовывать первую работу лучше в небольших группах (3-4 чел), но в выступлении должны участвовать все.

Начинать работу лучше в классе в форме деловой игры с последующим анализом работы

  Необходимо держать под контролем подготовительную работу, не пуская её на самотек (студенты могут просто не выполнить задание)

Перед защитой необходимо создать атмосферу доброжелательности и    

     дисциплины.

В дальнейшем работа над проектом может усложняться. На старших курсах при подготовке проектов можно реализовывать межпредметные связи, осуществлять интегрирование предметов, делать проект все более социально значимым.

          12В качестве примера можно привести работу над экологическим проектом «Дыши свободно, город».

13Тема проекта была выбрана с учетом интереса студентов и социальной значимости для экологии города.

В начале работы была определена ее  актуальность, поставлены проблемные вопросы, определены цель и задачи проекта с учетом возможности их выполнения, а также выделены этапы проектной деятельности. Далее работа осуществлялась поэтапно.

Разработка проекта осуществлялась студентами 2 курса на основе межпредметных связей дисциплин «Естествознания» и «Экологии».

13На первом, информационно-исследовательском этапе студентами был собран информационный материал о загрязнении атмосферного воздуха, источниках загрязнения, загрязняющих веществах. Были получены консультации у преподавателей, специалистов, сделаны запросы в природоохранные организации, на предприятиях.

 14Был использован метод сравнительного анализа, составлены схемы, диаграммы, графики. По результатам работы был сделан вывод, характер загрязнения, предложены меры по сохранению чистоты атмосферного воздуха, намечены практические мероприятия, которые могут проводить студенты в ходе реализации проекта.

15.На втором, практико-проектированном этапе осуществлялось практическое решение проблемы по нескольким направлениям:

16 Техническое оснащение проекта (вычерчивание диаграмм, фотомонтаж )

17Опытно-экспериментальная работа – проведение экологического мониторинга воздуха в прилегающей к педколледжу зоне,

18 проведение опытов по выявлению влияния загрязнений на растения.

19.Социально-общественная работа – привлечение общественности и населения к проблеме, связь с молодежными организациями,

20.разработка и проведение классных часов, акций, пропаганда вреда курения, озеленения города.

21Практически – действенная работа - создание проекта озеленения,  

22.посадка деревьев, очистка участка Львовой рощи.

23На третьем, продуктивно – творческом этапе разрабатывалась презентация проекта, осуществлялось ее техническое оснащение.

Апробирование проекта проходило на семинаре «Наведем порядок в доме», где присутствовали представители молодежных организаций и учебных заведений города. В ходе работы над проектом решались воспитательные задачи: воспитание целостного экологического сознания на этом этапе профессионального предварительного становления, воспитание гражданской ответственности за экологическое состояние среды.

Формирование активной жизненной позиции, самореализации в решении экологических проблем.

Таким образом, метод экологических проектов предусматривает самостоятельную исследовательскую деятельность студентов, практическую реализацию идей и является наиболее действенным при подготовке будущих педагогов.24