литературное чтение
Предварительный просмотр:
Тема. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Постойко» 3 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: создать условия для ознакомления с новым произведением, для развития умения выражать свои мысли и чувства о прочитанном, для развития навыков чтения.
Планируемые результаты (УУД):
Предметные: организовать деятельность учащихся по изучению нового произведения Д.Н.Мамина – Сибиряка; способствовать развитию связной речи, выразительного чтения; содействовать формированию представления об основной идее произведения.
Личностные: развитие интереса к урокам литературного чтения, эмоциональной отзывчивости на прочитанное, умение высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
Метопредметные:
Познавательные - развитие умения выделять главное, проводить анализ текста, делать выводы, обобщения; строить рассуждения; развитие умение выделять существенную информацию из текста;
Регулятивные–совершенствование умения принимать и сохранять учебную задачу, планирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей, оценивание своей деятельности.
Коммуникативные – формирование умения работать в группе, умение договариваться, приходить к общему мнению.
Оборудование: компьютер и проектор, презентация, учебная хрестоматияЛ.А.Ефросининой «Литературное чтение 3 класс», портрет писателя Д.Н.Мамина- Сибиряка, выставка книг автора, полоски для речевой разминки, карточки с заданиями для групп, карточки для голосования, письмо в конверте, карточки для физминутки, плакаты с афоризмами.
Ход урока
Название и цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс. | - Сегодня у нас необычный урок. Давайте познакомимся. К нам пришли гости, поприветствуйте их. - Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас! -Ребята, скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь на уроках чтения? Для чего это вам нужно? | Выполняют действия ,озвученные учителем. Узнать что-то новое! | Личностные Регулятивные |
II. Актуализация знаний 1.Речевая разминка Цель: умение чётко и правильно произносить слова, владеть своим дыханием и речевым аппаратом | - А чтобы читать правильно, бегло, выразительно мы проведём речевую разминку. 1) Дыхательная гимнастика: а) «Задуй свечу», «Задуй 3 свечи», «Задуй 5 свечей» б) Упражнение «Спокойное дыхание» (полосочки) 2) Артикуляционная разминка: а) «Почистить зубки» б) «Грибок» в) «Футбол» г) «Качели» д) Скороговорка: Два щенка щека к щеке. Щиплют щётку в уголке. ИГРА «ФОТОГЛАЗ» На доске горка из слов: Ёж Двор Петух Индюк Иголки Матрёна Не утаишь - Сколько слов запомнили? - Назовите их. - Из какого произведения взяты слова? Кто автор этого произведения? - Какие вы ещё читали произведения этого автора? | Повторяют за учителем «Умнее всех» Д.Н.Мамин- Сибиряк | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Регулятивные |
III. Физминутка | . | Выполняют физ.минутку | |
IV. Постановка цели урока Цель: сформировать и согласовать цели урока, организовать уточнение темы. Работа в группах Цель: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. | -А вот о ком или о чём мы сегодня будем читать, вы узнаете, послушав стихотворение. На свете множество собак- И на цепи и просто так: Собак служебных - пограничных, Дворовых «шариков» обычных, И молодых пугливых шавок, Что тявкать любят из-под лавок, И тех изнеженных болонок, Чей нос курнос, а голос тонок, И ни на что уже не годных- Бродячих псов всегда голодных. И наше произведение будет называться, прочитаем хором … Сегодня на уроке мы будем не только читать, но и обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать мнение других. - И так, кто же такой Постойко, и что именно о собаках хотел рассказать нам автор, вы узнаете, поработав в группах. У каждой группы будет свой отрывок из этого произведения и вопросы к нему. Вы должны прочитать свой отрывок по абзацам, подумать над вопросами по этому отрывку, выбрать из группы, кто будет отвечать. (Дети работают в группах) Вопросы 1 группы:
Какими ты их представляешь?
Вопрос для 2 и 3 группы:
Подведение итога этапа: Будем читать произведение о собаках, попавших в беду. | Выдвигают гипотезы Дети обсуждают прочитанное и отвечают на поставленные вопросы | Личностные Регулятивные Коммуникативные |
Работа с новым материалом
| - В ваших отрывках есть выделенные слова. Надо объяснить, как вы их понимаете. Если вам нужно, пользуйтесь словарями, которые лежат на ваших столах (кудлатый, аркан, фургон). | Работа со словарями | Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
Физминутка | |||
Первичное восприятие текста Цель: обеспечить восприятие, осмысление нового произведения. | - Ребята, а хотите узнать, куда повезли собак? - Тогда давайте откроем учебники хрестоматии на с. 90 и прочитаем 1 часть этого произведения. Я начну читать, а вы следите. В любой момент я могу остановиться, а вы продолжите | Чтение текста | Познавательные Регулятивные |
Проверка первичного восприятия Цель:проанализировать содержание текста Закрепление изученного материала Цель: закрепить, полученные на уроке сведения. | 1) Беседа -Понравился вам этот рассказ? - Что вы испытывали, когда читали этот рассказ? Поделитесь своими чувствами. 2) Выборочное чтение. - Найдите и прочитайте, зачем Постойко выбежал на улицу? - Кого он там встретил? - Что произошло с этими собаками на улице? - Кого поймали первым? - Прочитайте, как это произошло. -Что в это время чувствовал Постойко? (испугался) - Прочитайте, что он сделал? - Кого увидел Постойко в фургоне, прочитайте? - Что испытывали собаки, сидя в фургоне? (страх). Почему? - Найдите в тексте слова, подтверждающие, что собакам было страшно. 3) Работа по иллюстрации. 4) Подведение итога данного этапа. -Как вы думаете, ребята, вот это произведение Д.Н. Мамин – Сибиряк выдумал? - Какой жанр этого произведения? (рассказ) - А почему животные разговаривают? Какой прием использовал автор? (олицетворение). - А для чего он использовал такой прием? Как вы думаете, зачем автор наделил животных умением говорить? Что он этим хотел сказать? | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение Выборочно зачитывают отрывки, подтверждая свои ответы Высказывают своё мнение, рассуждают, доказывают Доказывают, почему такой жанр, для чего использован приём олицетворения . | Регулятивные Коммуникативные Регулятивные Коммуникативные Регулятивные Коммуникативные |
Создание проблемной ситуации и нахождение пути её решения Цель: мотивировать учащихся на решение данной проблемы | 1) Беседа - Автор этого рассказа жил много лет назад, но и в наше время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. ---Откуда они берутся? - Что же нужно делать, чтобы на улицах наших городов и сёл не было брошенных, бездомных собак? 2) Проектная деятельность - Ребята, а вы знаете, что такое Государственная Дума? Для чего она нужна? - Кого избирают в Думу? - Вот мы с вами сегодня на некоторое время станем депутатами Думы. К вам в Думу пришло письмо. Давайте его прочитаем. - Да, это проблема, которую мы должны решить. - Для этого мы с вами разделимся на 3 группы: Первая группа будет размышлять о том – нужна ли бродячим собакам помощь, может в их жизни не все так плохо? Вторая – будет думать о том, что же плохого в жизни бродячих собак? А вот у третьей группы будет самое ответственное задание – подумать обо всём сразу и сформулировать условия, при которых жизнь собак улучшится. То есть сформулировать статьи законопроекта. У вас на партах лежат листочки, на которых написано «ЗА», «ПРОТИВ» и «ВОЗДЕРЖАЛСЯ». Давайте проведем голосование. Решение принято (не принято) | Рассуждают, доказывают своё мнение Работа в группах Голосуют «За» проект или «Против» | Регулятивные Коммуникативные |
Итог урока, рефлексия. Цель: самооценка результатов своей деятельности, границ применения нового знания | - Наш урок подходит к концу. Понравился вам рассказ « Постойко»? - А чем он вам понравился? - Чему учит нас этот рассказ? (Быть добрыми, милосердными ) - Что ты понял для себя из этого рассказа? | Обобщают полученные знания. Высказывают личностное отношение к данной проблеме. | Познавательные Регулятивные Личностные |
Домашнее задание. | - Ребята, а хотите знать, как Постойко попал в город и стал бродячей собакой и что с ним дальше произошло? Тогда домашним задание будет: 1) всем прочитать 2 часть; 2) на выбор: а) нарисовать портрет Постойко; б) составить кроссворд о собаках; в) найти рассказ или сочинить свой о собаке, нуждающейся в помощи. | Познавательные Личностные |