Материалы на муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эссе «Мое педагогическое кредо»
Мы ничему не можем научить человека.
Мы можем только помочь ему открыть это в себе.
Галилео Галилей
Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо – означает «верю». Я верю, что каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему и моя задача как педагога помочь каждому ребенку осознать свои возможности, поверить в себя, раскрыть свой талант, самореализоваться. Еще Сократ более двух тысяч лет назад писал: «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить».
У каждого человека есть свой путь, который он выбирает и идет по нему, то радуясь, то огорчаясь своим взлетам и падениям. Я считаю, что не напрасно пришла в этот мир, а пришла, чтобы нести добро, любовь, красоту и радость окружающим. Именно эти качества помогают мне идти по моей дороге жизни.
Моя история проста. Родители не были связаны с творчеством. Папа - профессиональный водитель, мама - фармацевт. Жизнь в школе проходила бурно и интересно. Как многие дети я посещала кружок по изобразительному искусству. Мир детства и творчества удивительный мир, где каждый день не похож на предыдущий. Уже у самого маленького человека заложено стремление узнать и создать. Для того чтобы творческая деятельность детей была удачной, необходимо вооружить их знаниями.
Уже девять лет я преподаю изобразительное искусство.
Известно, какую роль в жизни ребенка занимает творчество. Изобразительная деятельность – образное познание действительности. Великому французскому энциклопедисту и просветителю Дени Дидро принадлежит изречение: «Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусства и ремесел». И хоть сказано это два столетия назад, к мудрым словам стоит прислушиваться и сегодня.
Изобразительное искусство – одно из самых многоцветных и прекрасных явлений на земле. Занятия искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, научится видеть красоту окружающей природы.
Умение увлечь учащихся своим предметом, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Настоящий педагог тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение.
Важно, чтобы занятия были для учащихся не пыткой, а интересным увлечением, связанное с самостоятельным трудом под руководством педагога. Когда со мною дети, и они увлечены общим делом, чувствую себя счастливой. У каждого в глазах свой мир, такой хрупкий и этому миру надо помочь раскрыться. Для успешного достижения этой цели необходимо доверие, опора на имеющийся у ребенка потенциал, поиск и раскрытие его дарований. Необходимо – увидеть победу, пусть самую маленькую, уметь удивляться, восхищаться и сопереживать. Для педагога необходим жизнерадостный и веселый характер, умение не сердиться на ребенка, избегать монотонности, скуки, дети оптимистичны по натуре и очень ценят эти качества в своем педагоге и стараются ему подражать.
Цель моей педагогической деятельности – видеть в каждом ребенке личность, развивать в нем то ценное, что заложено природой.
Свою задачу вижу в том, чтобы не переделывать или перевоспитывать ребенка, а понять и принять его таким, какой он есть, развить, обогатить личность ребенка знаниями, умениями, эмоциями, жизненным опытом. Необходимо формирование стойкой мотивации ребенка к развитию, пытаться каждому на примерах объяснить как ему в жизни пригодятся знания, полученные на занятиях. Педагог не навязывает учащемуся единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним».
Приятно видеть, что дети участвуют во многих творческих конкурсах.
Задачи педагога:
- создать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка;
- воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
- оставаться интересным всегда, не переставая удивлять;
- стать для детей другом, раскрыть богатство их душ.
Педагогический опыт приходит поэтапно – вместе с опытом формируется и педагогическое кредо, в основе которого положено любовь к детям.
Я твердо усвоила, что мастерство педагога – это не счастливая находка, не случайная удача, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, полный тревожных раздумий и открытий. Именно педагог зажигает в сердцах детей огонь желаний познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №2 г. Ворсма
Тема:
«Развитие художественных способностей учащихся посредством занятий изобразительной деятельностью на пленэре»
Кузнецова Татьяна Илгизовна
учитель изобразительного искусства
г. Ворсма
2019 г.
Тема «Развитие художественных способностей учащихся посредством занятий изобразительной деятельностью на пленэре».
Я преподаю изобразительное искусство в школе, которую окружают прекрасные виды – красивые озера, маленькие деревянные домики, тихие улицы – такая обстановка способствует наблюдению и изучению окружающего мира.
Реалистическая живопись, будучи особой образной формой познания и осмысления действительности, эмоционального воздействия на человека развивает его интеллект, формирует его чувства, учит видеть и познавать жизнь.
К сожалению, в наш современный век «скоростей» наблюдается дефицит чувств.
Именно мы, учителя изобразительного искусства, музыки, литературы должны научит ребят ярче чувствовать и воспринимать все, что нас окружает. Это делает их добрее, внимательнее, отзывчивее.
Даже самый гениальный художник формируется под воздействием своей эпохи, общества, в котором живет, родителей, учителей, друзей и недругов.
Его дом, город, деревня, ароматы трав и цветов, закаты и восходы, неотделимы от первых впечатлений, - все это ведет к творчеству, формирует его чувства, учит видеть и познавать мир.
Понятие пленэр – термин, означающий передачу в картине всего богатства изменений цвета.
Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе, а не в мастерской.
Проводниками пленэра в середине 19 века выступают мастера импрессионизма, барбизонской школы.
В России значительных успехов в пленэрной живописи добиваются Поленов, Левитан, Серов, Грабарь.
Рисование на воздухе воспитывает любовь к природе, развивает внимание, наблюдательность, трудолюбие, делает ученика пусть на 45 минут, но счастливее.
Основная цель – дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
К задачам относятся научить детей правильно воспринимать произведения искусств, работать на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности.
Работа на основе наблюдений является важным условием освоения учащимися программного материала, поэтому считаю пленэрные занятия необходимыми.
Программа 5 класса посвящена изучению группы декоративных искусств. Осуществление программы этого года предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Первое занятие на пленэре помогает понять отражение картины мира.
Второй урок – наброски наличников выявляют в работе символическое значение элементов народного орнамента, единство пользы и красоты, конструкции и декора.
Третий урок – этюды, которые учащиеся будут использовать в работе над темой «Народные праздничные обряды».
4 и 5 уроки – зарисовки, которые затем перерастают в декоративную работу, предполагающую стилизацию цвета и формы.
6-й урок – этюд неба, изучение техники аля-прима – письмо по сырой бумаге.
В 6 классе уроки посвящены формированию основ грамотности художественного изображения, пониманию основ изобразительного языка.
На занятиях дети учатся чувствовать линию, знать ее выразительные средства, лучше понимать основы цветоведения.
Происходит знакомство с линейной и воздушной перспективой.
Ребята изображают пейзаж-настроение, что помогает увидеть изменчивость в природе, понять роль колорита в пейзаже.
В 7 классе ряд тем отводится изображению фигуры человека. Программа содержит изучение языка двух видов конструктивных искусств – архитектуры и дизайн.
Пленэрные занятия помогут овладеть первичными навыками изображения фигуры человека и передачи движений. На пленэрных занятиях учащиеся осваивают использование вертикальных и горизонтальных линий, передают объем и пространство, отрабатывают технику штриха. С 5 по 8-й уроки – изображение каменного зодчества. Зарисовки церкви, находящейся недалеко от школы.
В 8 классе программа посвящена изучению синтетических видов искусства. С детьми изучается основа операторского мастерства, грамота фотокомпозиции и съемки, умение видеть и выбирать, искусство фотопейзажа.
В 9 классе программа направлена на изучение искусства в жизни современного человека. Из пленэрных занятий узнаем, что окружающий нас мир и отношение человека к нему, мысли и чувства, идеи и представления передаются человеком в художественных образах.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты учащегося с искусством на каждом этапе обучения.
Я считаю, что занятия на пленэре помогают детям обрести способность видеть и уважать окружающую действительность.
Данные занятия могут использовать в своей профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства, стремящиеся научить обращать внимание на знакомые предметы, и явления и верно воспроизвести свое отношение к увиденному в рисунке.
Результатами пленэрных занятий являются мини-выставки работ учащихся, а также участие в художественных конкурсах районного и областного уровней. Я часто повторяю ребятам: Работая, вы подарите себе радость. Ведь труд рождает вдохновенье. Не становитесь равнодушными! Рассмотрите лучше нашу планету – на ней все интересно от детского рисунка до творений Микеланджело. Искусство обогащает наши знания о мире.