УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ГБПОУ РО "Октябрьский аграрно-технологический техникум"

Задёра Марина Ивановна

Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. 

Проект – оригинальная практико-ориентированная работа интегративного, межпредметного и творческого содержания. В ней обучающийся  решает конкретные учебные, культурные, социальные задачи исследовательского и прикладного характера, наполняя работу открывающимся ему новым образовательным   содержанием и практическим смыслом.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Октябрьский аграрно-технологический  техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению и защите индивидуальных проектов по общеобразовательным дисциплинам

(для студентов 1 курса)

2021 год

Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с целью повышения качества подготовки студентов и формирования необходимых компетенций для дальнейшей профессиональной деятельности с учетом рекомендаций Минобрнауки России (письмо от 17.03.2015г. N 06-259) «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

В рекомендациях сформулированы основные требования к индивидуальным проектам, выполняемым в рамках дисциплин общеобразовательного цикла, определены цели и задачи выполнения проектов, описана процедура выбора темы, этапы работы над индивидуальным проектом. Представлены требования к объёму, структуре, оформлению, а также процедуре защиты.

Пособие предназначено для студентов, преподавателей, организаторов учебного процесса.

Разработчики: Степаненко О.Г. – заместитель директора по УР

                          Задёра М.И.- старший методист

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Общие положения

6

2.

Цели и задачи индивидуального проекта

6

3.

Организация разработки и реализация индивидуального проекта

8

4.

Выбор темы индивидуального проекта

9

5.

Типы индивидуальных проектов и виды их презентаций

9

6.

Этапы работы над индивидуальным проектом

10

7.

Требования        к        оформлению        результатов        работы        над индивидуальным проектом

11

8.

Защита индивидуального проекта

16

9.

Оценка индивидуального проекта

18

10.

Приложения

22

 

Уважаемые студенты!

Перед каждым из вас стоит важная и очень ответственная задача: разработать и защитить индивидуальный проект по одной из дисциплин, изучаемых на 1-ом курсе.

Проект – это самостоятельная творческая разработка по интересной и значимой теме.

Это деятельность, которая позволит проявить себя, попробовать свои силы, получить новые знания и применить жизненный опыт, освоить азы исследовательской деятельности и продемонстрировать публично достигнутый результат.

Проект – это возможность вашего профессионального становления через самостоятельную поисковую работу.

Вы сейчас знакомитесь с методическими рекомендациями, которые помогут вам в работе над индивидуальным проектом.

«Сделай первый шаг, и ты поймешь, что не всё так страшно» (Луций Анней Сенека).

С пожеланиями успеха, ваши преподаватели

  1. Общие положения

Обучение в техникуме организовано в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Это очень важные нормативные документы, в которых изложены требования к будущему специалисту.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (согласно требованиям этого документа студенты 1 курса, поступившие в техникум на базе 9-ти классов, изучают общеобразовательные (школьные) предметы) в учебных планах предусмотрено выполнение студентами индивидуального(ых) проекта (ов).

Учебный (индивидуальный) проект (далее по тексту сокращенно -проект) является частью общего образовательного процесса и включается в содержание изучаемых дисциплин, выполняется студентом как в период учебных аудиторных занятий, так и во внеаудиторное время.

Проект разрабатывается в течение одного учебного года в сроки, определяемые учебным планом, приказом директора техникума и указанные преподавателем – руководителем проекта.

Индивидуальный проект выполняется студентами самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Результаты работы над проектом могут быть представлены в виде завершенного учебного исследования по решению значимой проблемы или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. В процессе работы над проектом студентом выполняется целый комплекс поисковых, исследовательских, расчётных, графических и других видов работ.

Студенту необходимо помнить, что именно он отвечает за качество и оформление учебного проекта.

  1. Цели и задачи индивидуального проекта

Ещё Аристотель определял цель как «то, ради чего». Цель – это будущее состояние задуманного, к которому, в рамках проекта, стремятся, хотят достичь за счет выполнения активных действий, выполненных задач.

Цели отвечают на вопрос «что?». Что должны получить к концу проекта?

Что: написать, составить, выяснить, доказать, разработать? В чем убедить?

Задачи должны отвечать на вопрос «как?». Как мы должны действовать, чтобы достичь поставленных целей? Это шаги, которые необходимо сделать на пути к поставленной цели.

А теперь подумайте, чтобы достичь цели,   что   для   этого   вам предстоит сделать. Это будут ваши задачи. Например: изучить, описать, установить, выявить, сформулировать, привлечь, исследовать.

По мнению преподавателей, индивидуальный проект - это кропотливая и очень серьезная исследовательская и творческая деятельность, результатом работы над которым должны стать:

  • углубление, расширение и получение студентами новых знаний и умений в исследуемой области;
  • установление навыков обмена информацией (коммуникативных) и критического мышления;
  • развитие умений работы над проектом, самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных учебных задач.

А также развитие очень важных качеств, необходимых каждому человеку как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности:

  • интереса к обучению;
  • логически мыслить;
  • способностей к творческой и интеллектуальной деятельности;
  • исследовательских умений, проектного мышления;
  • навыков        саморазвития,        самообразования,        самоанализа        собственной деятельности;
  • практического опыта обобщать и систематизировать информацию.

Если тема выбранного вами проекта соответствует профилю специальности, которую вы осваиваете в техникуме, то вы сможете лучше и эффективнее освоить общие компетенции (компетенция – это способность применять знания, умения и успешно действовать на основе практического опыта):

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;
  • организовывать собственную деятельность;
  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии;
  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с людьми;
  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития.

Итак, каким же должен быть индивидуальный проект? Проект, выполненный студентом должен:

  • носить творческий характер;
  • отвечать требованиям логического и чёткого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;
  • отражать        умение        студента        пользоваться приёмами поиска, отбора, обработки и систематизации информации; способности работать с различными источниками информации;
  • соответствовать установленным правилам оформления работы: чёткая структура, логичность содержания, правильное оформление библиографических ссылок, библиографического списка, аккуратность выполнения работы.

  1. Организация разработки и реализация индивидуального проекта

Руководителем индивидуального проекта является преподаватель, который помогает студенту качественно выполнить проекта.

Выбор тем проектов осуществляется в течение первого месяца с момента изучения дисциплины. Каждый студент под руководством и контролем преподавателя составляет план работы над проектом.

Продукт индивидуального проекта обучающиеся предъявляют согласно плану-графику защиты проектов (см. приложение 1).

Студент должен:

  • выбрать тему индивидуального проекта;
  • согласовать с преподавателем в установленные сроки план-график выполнения и защиты проекта (сроки согласования определяет преподаватель или они устанавливаются приказом директора техникума);
  • посещать консультации в соответствии с планом-графиком и занятия по выполнению индивидуальных проектов согласно расписанию;
  • ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального проекта;
  • своевременно подготовить проект.

Основные правила, которые надо соблюдать, работая над индивидуальным проектом:

  1. Работа над проектом должна быть направлена на разрешение конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы (её поможет сформулировать преподаватель – руководитель проекта).
  2. Выполнение любой работы всегда начинается с планирования, то есть необходимо составить план – график работы над проектом. Если итог вашей работы – это документ (по типу реферата, доклада), то составляется содержание (план) выбранной темы. Если это, например, подготовленное вами мероприятие, то это – сценарий.
  3. Исследовательская работа, проводимая вами, является обязательным условием для каждого проекта.
  4. Отличительная черта индивидуального проекта – поиск информации.
  5. Результатом работы над индивидуальным проектом является продукт.
  6. Представление        индивидуального        проекта        проходит        в        виде

презентации и защиты проекта. Форму которых подскажет преподаватель

– руководитель проекта.

  1. Выбор темы индивидуального проекта

Тематика индивидуальных проектов по дисциплинам разрабатывается преподавателями, о которой студенты узнают на первых занятиях по дисциплине.

Студент может выбрать тему проекта из предлагаемого перечня тем,   либо, исходя из собственных научных и практических интересов, предложить свою тему исследования в рамках изучаемой дисциплины.

При выборе темы необходимо убедиться в доступности научного, теоретического, практического материала по выбранной теме проекта, выявить наличие неисследованных или мало исследованных проблем в выбранной области, определить уровень собственной подготовки по исследуемой теме при выборе вида исследования.

Выбранная тема после согласования с преподавателем закрепляется за студентом приказом директора техникума.  

  1. Типы индивидуальных проектов и виды их презентаций

Существуют        различные        классификации        проектов,        согласно        которым выделяют следующие типы проектов:

  1. по главенствующему (основному) методу или виду деятельности:
  • исследовательские;
  • творческие;
  • ролево-игровые;
  • информационные;
  • практико-ориентированные;
  • социальные;
  • инновационные;
  • конструкторские;
  1. по признаку предметно-содержательной области:
  • монопроекты (выполняется только по одной дисциплине);
  • межпредметные проекты (тема связана с разными учебными предметами);
  1. по количеству участников:
  • индивидуальные;

Индивидуальные        учебные        проекты могут быть представлены в следующих формах:

  • доклад;
  • видеоролик или видеофильм;
  • Web – сайт, мультимедийный продукт;
  • газета, журнал, статья;
  • социальный плакат;
  • выставка;
  • научно – исследовательская работа;
  • сценарий мероприятия;
  • анализ данных социологического опроса;
  • буклет и др.

Виды презентации (представления) индивидуальных учебных проектов:

  • деловая игра;
  • демонстрация видеофильма;
  • защита в студенческой аудитории;
  • иллюстрированное сопоставление фактов, документов;
  • инсценировка реального или вымышленного исторического события, литературного произведения;
  • студенческая конференция;
  • научный доклад;
  • отчёт об исследовательской экспедиции;
  • ролевая игра;
  • спектакль;
  • телепередача;
  • экскурсия.

  1. Этапы работы над индивидуальным проектом

В этом разделе последовательно перечислены все виды работ, которые необходимо осуществить, чтобы ваш продукт – индивидуальный проект получился таким, каким его задумали вы и ваш преподаватель-руководитель проекта. О некоторых из них уже говорилось в предыдущих разделах данных рекомендаций.

Подготовительный этап (начало работы)

1

Знакомство с темами индивидуальных проектов. Уточнение информации, обсуждение заданий.

Изучение        данных        методических        рекомендаций        по        выполнению индивидуальных проектов.

Осмысление целей и задач проектной деятельности.

2

Изучение тематики индивидуальных проектов.

3

Выбор и согласование с преподавателем темы индивидуального проекта.

Закрепление темы.

4

Получение рекомендаций, консультаций преподавателя (и не только на

данном этапе).

5

Определение целей и задач, постановка проблемы, выбор объектов

исследования.

6

Обсуждение идей индивидуальных проектов, составление плана работы. Определение содержание темы, в случае, если ваш будущий проект –

доклад.

7

Выбор и обоснование методов работы.

8

Окончательное закрепление тем индивидуальных проектов. Утверждение

индивидуальных планов работы над проектами.

Основной этап

1

Поиск, сбор и систематизация материалов для работы над проектом в соответствии с темой, целями и задачами, типом проекта.

Изучение        литературы        и        других        информационных        источников        по выбранной теме.

Выполнение исследований, проведение экспериментов, репетиций и т.д. (при необходимости).

2

Предоставление промежуточных отчётов преподавателю.

Обсуждение        возникающих        в        ходе        выполнения        проекта        вопросов, проблем.

Анализ проведённой работы.

3

Получение консультаций у преподавателя по содержанию проектов, помощи        в        систематизации        и        обобщении        изученного        материала,

формулировании выводов.

4

Консультации        по        выбору        варианта        оформления,        стилистического

решения проекта.

Заключительный этап

1

Оформление результатов работы над индивидуальным проектом.

2

Предоставление проекта преподавателю для предварительной проверки.

Получение отзыва (рецензии).

3

Определение сроков защиты проекта.

4

Подготовка к защите проекта (предзащита, доработка проекта).

5

Защита (презентация) проекта. Оценка проекта.

Сдача оформленных результатов работы над проектом преподавателю.

6

Анализ и самоанализ деятельности.

7. Требования к оформлению результатов работы над индивидуальным проектом

Оформление        итогового        продукта        индивидуального        проекта        должно содержать следующие структурные элементы:

  • титульный лист;
  • оглавление (содержание);
  • пояснительная записка (паспорт проекта);
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список информационных источников;
  • глоссарий (если требуется);
  • приложения;
  • рецензия руководителя индивидуального проекта.

Титульный лист - это первая страница оформленного индивидуального проекта, которая содержит следующие сведения: название образовательной организации; название проекта; информацию об авторе и руководителе проекта; место   и    год    выполнения    проекта.    Образец    оформления    представлен в приложении 2.

Название образовательной организации располагается по центру первого листа. Название проекта указывается без дополнительных слов «тема», «проект», должно быть кратким, лаконичным и соответствовать содержанию проекта. Пишется заглавными буквами.

Информация об авторе и руководителе проекта указывается в именительном падеже без слов «Выполнил», «Проверил». Место и год выполнения проекта указываются через запятую, без слова «год», на уровне нижнего поля, по центру.

Оглавление (содержание) – перечень структурных элементов индивидуального проекта с указанием страниц, с которых начинается их изложение (см. приложение 3).

Оглавление можно помещать в начале или в конце работы. В содержании приводятся заголовки и указываются страницы, на которых они находятся. Заголовки нумеруются арабскими цифрами, после цифры ставится точка, затем пробел. Все заголовки в содержании пишутся с большой буквы. Точки в конце заголовка не ставятся.

Пояснительная записка (паспорт проекта) (см. приложение 4). Важным результатом индивидуального проекта является написание пояснительной записки (или паспорта проекта), которая должен содержать следующие вопросы:

  • тему индивидуального проекта;
  • тип проекта (см. раздел 5 данных рекомендаций);
  • направление, в рамках которого ведётся работа по проекту (область деятельности или исследований);
  • учебные дисциплины, близкие к        теме проекта (межпредметные связи);
  • проблему (проблемный вопрос);
  • цель работы;
  • основные задачи;
  • аннотацию (актуальность, значимость проекта);
  • форму презентации проекта.

Введение должно отражать обоснование выбора темы исследования, проблему, цели и задачи (способы достижения цели) исследования, объект исследования, формулировку гипотезы, назначение и область применения, методы исследования (например, наблюдение, обработка информации, сравнительно – сопоставительный анализ и т.д.), практическую значимость проекта и прогнозируемые результаты.

Введение должно быть написано научным стилем речи, соответствовать принципам логичности, точности, краткости изложения. Ведение не пишется от первого лица, исключаются формулировки типа «Я рассмотрел», «Цель моей работы», «Я считаю» и т.д. Следует писать с применением нейтральных формулировок: «Можно сделать вывод», «Было проведено исследование».

Необходимо соблюдать единство стиля изложения, орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность в соответствии с нормами русского литературного языка.

Основная часть содержит теоретическое раскрытие темы, описание работы над проектом. Первая глава основной части работы обычно строится на основе анализа научной литературы. В проекте необходимо дать краткую характеристику того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении оно изучалось. Такая характеристика даётся в обзоре литературы по проблеме, который делается на основе анализа нескольких работ.

При написании основной части работы целесообразно каждый раздел (главу) завершать кратким выводом, обобщением изложенного материала, который служит логическим переходом к последующим разделам.

В главах работы, имеющих практический (исследовательский или опытно- экспериментальный характер), даётся обоснование выбора тех или иных методов исследования (эксперимента), приводятся сведения об этапах процедуры исследования (эксперимента).

Раздел практической части работы завершается интерпретацией (разъяснением) полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, отражая ключевые моменты исследования.

Анализ полученных данных (анализ по результатам исследования) завершается выводами, при написании которых необходимо учитывать следующее:

  • выводы должны соответствовать поставленным задачам;
  • выводы должны являться следствием данного исследования;
  • выводы должны формулироваться лаконично.

Описание того, что и как делал автор исследования в рамках индивидуального проекта для решения поставленной проблемы, представляет собой методику исследования, которая также должна быть описана в тексте работы.

Заключение должно содержать итоговые результаты исследования, оценку результата, эффективности выбранного метода, анализ перспективности исследования, отношение автора к проекту.

Список информационных (литературных и электронных) источников оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

Возможно использование сведений из Интернета, но они должны быть дозированы, а в самой работе обязательно нужно привести ссылки на сайты, с которых они взяты.

Для начала источники следует распределить по группам.

  1. Документация. Список литературы начинается с указания использованной документации. При их большом количестве, они также классифицируются.

В первую очередь указывают федеральные законы, затем по порядку идут указы президента, завершают список документов распоряжения правительства.

Например: Конституция, Трудовой Кодекс, Указ президента и так далее.

При перечислении документации указывается название документа, его тип, наименование государственного органа, который его принял, дата принятия и его номер. В конце описания документа указывается источник его публикации, например, это может быть газета и так далее.

  1. Книги. Далее идут литературные источники в виде книг. Описание книг идет по порядку, по фамилии автора. Если книгу писало более трех авторов, то последовательность оформления остается в том же порядке (по алфавиту) без указания фамилии и инициалов автора.

Список        литературных        источников        оформляется        в        следующей последовательности расположения информации о книге:

Автор – фамилия, инициалы, если более четырёх, то указывают лишь первого, а вместо остальных ставят «и др.».

Название – без сокращений и кавычек. Том, часть (с прописной буквы, сокращённо).

Место        издания        –        с        прописной        буквы:        Москва,        Санкт        –        Петербург.

Сокращённо: М., СПб. Все остальные города пишутся без сокращений. Наименование издательства – без кавычек, с прописной буквы. Год издания – слово год не ставят.

Страница – с прописной буквы, сокращённо (с.).

Список использованной литературы нумеруют, располагают в алфавитном порядке (по авторам).

Например:

  1. Глушков В. П., Цейтин Г. А., Ющенко Н. П. Алгебра. Языки. Программирование. – 3 – е изд., перераб. доп. Киев: Научная книга, 1989. 288 с.
  2. Система и средства информатики: Ежегодник. Вып. 1. М. Наука, 1999. 74 с.

  1. Статьи, журналы, периодические издания. Они оформляются в алфавитном порядке по фамилии авторов. Описание должно включать в себя фамилию автора//название статьи//сведения об ответственности//Название издания (газета, журнал и так далее)//год выпуска//номер периодического издания и страницу, на которой была размещена приведенная в пример статья.
  2. Электронные источники. Описание интернет-источников также установлены государственными стандартами. Источники с удаленного доступа (веб-сайты) указываются также в алфавитном порядке по названию статей.

Приложения могут быть представлены в виде таблиц, графиков, иллюстраций, рисунков, схем, фотографий, стендов, макетов устройств.

Способ оформления приложений к индивидуальному проекту должен обсуждаться с преподавателем – руководителем индивидуального проекта.

Все приложения должны быть пронумерованы в правом верхнем углу: Приложение 1 (2, 3…) без точки в конце. Приложения нумеруются в порядке их использования.

Номера иллюстраций и их заглавия пишутся внизу под изображением, обозначаются арабскими цифрами без знака номера после слова «Рис.».

Таблицы оформляются следующим образом: слово «Таблица 1 (2,3 …) располагается справа (с заглавной буквы, без точки в конце). Далее через пробел по центру указывается наименование таблицы с заглавной буквы, без точки в конце. Под наименованием через пробел размещается сама таблица. Нумерация таблиц по основному тексту сквозная. Допускается нумерация таблиц в каждом разделе, при этом используется двойная нумерация. Например, если таблица размещается в разделе 1, то её номер будет начинаться с 1 и иметь следующий вид: 1.1; 1.2 и т.д.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки. Например: по основному тексту - «Данные представлены в приложении 2.» или после текста в круглых скобках.

Приложения оформляются как продолжение основного материала на последующих за ним страницах, нумерация страниц приложений должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

При большом объеме приложения оформляют в виде отдельного блока после основного текста или в специальной папке. В этом случае нумерация страниц на приложениях не проставляется.

Структура и оформление проекта в целом, в зависимости от конечного продукта, может изменяться, дополняться и обязательно согласовывается с преподавателем.

Оформление работы. Текст работы должен быть напечатан на одной стороне листа белой бумаги формата, А 4 через одинарный интервал.

Кегль шрифта основного текста работы должен быть 14 пункта, ненаклонный. Для заголовка титульного листа разрешается использовать шрифты кеглем 16 пунктов. Гарнитура шрифта -Times New Roman.

Работы выполняются в текстовом редакторе   «Word», объем -   не более 20 страниц (без учета приложений).

Страницы        нумеруются        по порядку        арабскими        цифрами.

Номера страниц проставляются в правом нижнем углу страницы.

Все        материалы        проекта,        подлежащие        защите,        помещаются        в папку- скоросшиватель.

  1. Защита индивидуального проекта

Защита индивидуального проекта проходит в учебное время по согласованию с преподавателем – руководителем проекта.

Время, отведённое на защиту проекта, согласовывается с преподавателем. Как правило, если ваш продукт – это доклад, то не более 10 минут на каждого студента. До 5 минут – ответы на уточняющие вопросы преподавателя (экспертов).

Задача студента – за минимум времени выдать максимум информации. Студент должен отстоять, «защитить» свою работу, убедить преподавателя (или экспертную комиссию) в значимости индивидуального проекта, показать свою компетентность, раскрыть значение проекта. Защита проекта может проходить в форме конкурса, олимпиады, выставки проектов, показа спектакля, демонстрации макета и т.д.

Защита должна вестись свободно с элементами демонстрации, не рекомендуется зачитывать текст выступления. Важно подготовиться к защите и продумать заранее возможные вопросы, чтобы грамотно и быстро на них ответить.

При подготовке выступления важно учитывать основные правила:

  • Высказывайтесь просто и интересно.
  • Высказывайтесь прямо и утвердительно.
  • Будьте здравомыслящим.
  • Используйте наиболее важные аргументы.
  • Старайтесь привлечь и удержать внимание.
  • Обращайте выступление к личности (студентам, экспертам), а не в пустоту.

Рекомендуем следующий план защиты проекта:

  1. Объявление темы выполняемого проекта.
  2. Характеристика        причин,        побудивших        взяться        за        выполнение        данного проекта.
  3. Характеристика        поставленной        в        начале        работы        над        индивидуальным проектом проблемы, обозначение целей и задач.
  4. Обоснование        выбора        информации,        которая        изучалась        при        работе        над проектом.
  5. Перечень разделов (глав) проекта и характеристика процесса работы над индивидуальным проектом.
  6. Указание особенностей оформления проекта, в том числе сложностей, с которыми пришлось столкнуться.
  7. Рассказ о полученных знаниях и умениях, об использовании прогрессивных методов работы.
  8. Вывод        о        степени        достижения        целей и решении поставленных задач.

По данному плану необходимо составить текст выступления, взяв необходимую информацию из основного текста работы. Подготовленный текст выступления придаст вам уверенности во время защиты.

Защита проекта сопровождается презентацией.

Требования к презентации

Параметры составления презентации

Критерии оценивания

Композиция, ее монтаж

  • первый слайд соответствует титульному листу;
  • выделение в презентации главных событий проекта;
  • полное освещение хода проекта.

Содержание

  • содержание        раскрывает        цель        и задачи исследования.

Информация

  • достоверность        (соответствие        информации действительности, истинность информации);
  • полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса);
  • обоснования (наличие сведений о происхождении информации);
  • отсутствие неопределенности, неоднозначности;
  • современность источника;
  • разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников и детализации освещаемого вопроса).

Текст

  • логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями);
  • доступность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено);
  • научность (построение всех положений, определений и выводов на научной основе);
  • однозначность (единое толкование текста различными студентами);
  • лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально кратким и не содержать ничего лишнего);
  • завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);
  • отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок;
  • не читается студентом со слайда.

Оформление

  • заголовки привлекают внимание;
  • использование коротких слов и предложений;
  • наличие иллюстраций по заданной теме;
  • текст легко читается на фоне презентации;
  • анимационные        эффекты        используются        при

необходимости;

  • все ссылки, анимационные эффекты работают;
  • использование для фона слайда тона приятного для глаз зрителя;
  • соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;
  • использование единого стиля оформления;
  • использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);
  • анимационные эффекты не отвлекают внимание от содержания слайда;
  • «читаемость» шрифта с последнего ученического стола в аудитории, где будет проходить презентация;
  • расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней);
  • объем информации на слайде (не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации, так как   люди   могут   запомнить не более трех фактов, выводов, определений; наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде);
  • объем презентации (презентация в среднем должна содержать около 12 файлов).

  1. Оценка индивидуального проекта

Оценка индивидуального проекта производится как преподавателем (комиссией, экспертной группой), так и каждый студент самостоятельно оценивает свою работу.

Самооценка деятельности по работе над индивидуальным проектом предполагает осмысление собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.

Отметки по результатам проверки и оценки выполненных работ выставляются по пятибалльной оценочной шкале:

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если студент демонстрирует:

  • уверенное понимание учебного материала при его защите;
  • умение применять полученные знания в новой ситуации;
  • умение выделять главное, обобщать факты, приводить практические примеры, делать выводы, устанавливать междисциплинарные связи;
  • соблюдение правил оформления работы (требований к презентации).

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если студент демонстрирует:

  • понимание основного учебного материала;
  • умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и приводить практические примеры, делать выводы;
  • соблюдение правил оформления работы (требований к презентации);
  • отдельные недочёты при комментировании материала.

Отметка        «удовлетворительно»        (3        балла)        выставляется,        если        студент демонстрирует:

  • знание учебного материала на уровне минимальных требований;
  • умение воспроизводить изученный материал, но есть затруднения в ответе на вопросы в измененной формулировке;
  • наличие ошибок при комментировании материала;
  • несоблюдение        отдельных        правил        оформления        работы        (требований        к презентации).

Отметка        «неудовлетворительно»        (2        балла)        выставляется,        если обучающийся демонстрирует:

  • знание учебного материала на уровне ниже минимальных требований, фрагментарные представления об изученном материале;
  • отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;
  • несоблюдение        основных        правил        оформления        работы        (требований        к презентации).

или

  • полное незнание изученного материала;
  • отсутствие элементарных умений и навыков;
  • не выполненная работа.

При открытой защите проекта экспертами (комиссией, преподавателем) используются следующие оценочные шкалы.

Критерии оценивания индивидуального проекта при защите (оценка определяется на основании суждений по следующей таблице):

№ п/п

Показатели проявления компетенций

Количество баллов

Предметно – информационная составляющая

(максимально – 6 баллов)

1.

Знание основных   терминов   и   фактического   материала   по   теме

(максимально – 2 балла).

2.

Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов

её решения (максимально – 2 балла).

3.

Знание источников информации (максимально – 2 балла).

Деятельностно – коммуникативная составляющая

(максимально – 14 баллов)

4.

Умение        выделять        проблему        и        обосновывать        её        актуальность

(максимально – 2 балла).

5.

Умение формулировать цели и задачи (максимально – 2 балла).

6.

Умение        сравнивать,        сопоставлять,        обобщать        и        делать        выводы

(максимально – 2 балла).

7.

Умение        выявлять        причинно-следственные        связи,        приводить

аргументы, иллюстрировать примерами (максимально – 2 балла).

8.

Умение соотносить полученный результат – продукт индивидуального

проекта – с поставленной целью (максимально – 2 балла).

9.

Умение находить информацию в различных источниках (максимально

– 2 балла) (максимально – 2 балла).

10.

Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью (максимально

– 2 балла).

Ценностно – ориентированная составляющая

(максимально – 8 баллов)

11.

Понимание актуальности темы и практической значимости работы

(максимально – 2 балла).

12.

Выражение собственной позиции и её обоснование (максимально – 2

балла).

13.

Умение        оценивать        достоверность        полученной        информации

(максимально – 2 балла).

14.

Умение эффективно организовывать индивидуальное и временное

пространство (максимально – 2 балла).

Сформированность умений презентации материала

(максимально – 10 баллов)

1.

Умение выстроить композицию презентации (максимально – 2 балла).

2.

Содержание презентации соответствует установленным требованиям

(максимально – 2 балла).

3.

Информация,        представленная        в        презентации        соответствует

требованиям (максимально – 2 балла).

4.

Соблюдаются требования к тексту презентации (максимально – 2

балла).

5.

Соблюдаются требования к оформлению презентации (максимально –

2 балла).

Максимально возможное количество баллов – 38. Оценка «неудовлетворительно» - 16 баллов и менее. Оценка «удовлетворительно» - 17 - 25 баллов.

Оценка «хорошо» - 26 - 34 баллов. Оценка «отлично» - 35 - 38 баллов.

Самооценка        качества        индивидуального        проекта        может        проводиться        по следующей схеме:

№ п/п

Показатель

Отлично

Хорошо

Могу

1.

Чётко сформулированы тема и цель

индивидуального проекта

2.

Чётко определена и сформулирована проблема

проекта

3.

Разработка плана индивидуального проекта

4.

Описание методов исследования

5.

Аргументация выводов и заключений

6.

Подтверждение аргументов ссылками на

источники информации

7.

Изучение и использование разнообразных

источников информации: печатные издания, Интернет – источники, мнения экспертов

8.

Наличие приложений, иллюстрация данных

схемами, рисунками, графиками

9.

Подготовленная презентация продукта,

отражающая основные аспекты исследования

10.

Грамотность, эстетичность оформления материала

исследования

Приложение 1

План-график защиты проектов

Студент         Специальность/профессия         Группа         Тема               

№ п/п

Наименование этапов работы

Срок выполнения этапов работы

Дата выполнения

Подпись руководителя о выполнении

этапа

1.

Выбор и утверждение темы

индивидуального проекта.

2.

Определение целей и задач, постановка проблемы, выбор

объекта исследования.

3.

Утверждение плана –графика

работы над индивидуальным проектом.

4.

Сбор и систематизация материалов, изучение источников для работы над

проектом.

5.

Написание введения.

6.

Изучение литературы,

написание основной части проекта.

7.

Представление руководителю проекта

чернового варианта работы.

8.

Доработка, корректировка содержания индивидуального проекта в соответствии с замечаниями

руководителя проекта.

9.

Представление готового

варианта руководителю проекта.

10.

Подготовка к защите проекта (подготовка презентации,

текста защиты).

11.

Получение рецензии

руководителя проекта.

12.

Защита индивидуального

проекта.

Студент        /        /

Руководитель проекта        /        /

Приложение 2. Образец титульного листа

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Октябрьский аграрно-технологический  техникум»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

___________________________________________________

студент группы ___  _____________________

специальность/ профессия  

__________________

руководитель проекта:  

___________________

Дисциплина (предмет):

Октябрьский район, пос. Качкан 202_год

Приложение 3.

Оглавление (содержание)

стр.

Введение        3

  1. Основная часть        5
  1. Этапы любовной биографии И. А. Бунина        5
  2. Рассказ «Грамматика любви»        15
  3. Рассказ «Солнечный удар»        21
  4. Цикл рассказов «Тёмные аллеи»        29

Заключение        34

Приложения Список литературы

Приложение 4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ПАСПОРТ) ПРОЕКТА

Тема индивидуального проекта:

Тип проекта:

Направление,        в        рамках        которого        ведётся        работа        по        проекту        (область деятельности или исследований):

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта (межпредметные связи): Проблема (проблемный вопрос):

Аннотация (актуальность, значимость проекта): Цель работы:

Основные задачи:

Форма презентации проекта:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2023-11-26_15-27-29.png

1. Постановка проблемы

Проблема может идти от ребенка (например, проведя анкетирование в классе, можно узнать все волнующие учеников проблемы), а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации, отметим еще раз, проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка.

2. Тема проекта

Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Например, проект называется «Миллион алых роз». Дети рассказывают о том, что название взято из известной песни А. Пугачевой. Этим они объясняют правомерность выбора названия проекта. Проблема, которая сподвигла к разработке проекта, связана с тем, что один из самых чудесных цветов, преподносимых любимым женщинам, мамам, друзьям, погибает почти сразу. 

Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом – проблема, которая определила название проекта.

3. Цель проекта

После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.
Например, если появилось желание собрать в классе свою коллекцию чудес света, может возникнуть ряд проблемных вопросов:

– Какие архитектурные постройки можно воссоздать в условиях школы?
– Какой материал лучше использовать для конкретного сооружения?
– Какой материал наиболее оптимально подойдет для моделирования? – и т.д.

Выбрав наиболее значимый для вас, можно определить цель проекта: например, какой материал наиболее оптимально подойдет для моделирования архитектурных сооружений.

4. Задачи проекта

Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе: • задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию); • задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент); • задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).
При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше – с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.

5. Гипотеза

Гипотезу выдвигают исходя из цели. Возвращаясь к моделированию архитектурных сооружений, можно выдвинуть такую гипотезу: предположим, пластилин самый оптимальный материал, который можно использовать в условиях школы.

Исследуя свойства материала, можно подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.

6. План работы

Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:

  • подумать самостоятельно;
  • посмотреть книги;
  • спросить у взрослых;
  • обратиться к компьютеру;
  • понаблюдать;
  • проконсультироваться со специалистом;
  • провести эксперимент;
  • другие.

 

 

7. Продукт проекта

Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта – некой материальной (хотя и не всегда) субстанции, которая обязательно должна быть значимой и полезной. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, – все это должно найти свое отражение в продукте проекта.
Это может быть книга, в которой вы собрали самую важную и полезную информацию по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполения какой-то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного вами мероприятия, каталог, фильм и т.д. Но в любом случае все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для вас (как для создателей и разработчиков проекта), но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта.

8. Выводы (итог) проекта

Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.
Важно отметить, что этапы защиты проекта полностью совпадают с этапами разработки, отличаясь лишь сжатостью, точностью и лаконичностью.