Классное руководство
Информация по работе с детьми и родителями
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ – СОШ № 2 города Аркадака
Доклад на тему
«Алкоголизм в подростковой среде
и меры его профилактики»
Подготовила Визнер Н. Г.,
кл. руководитель 9 «А» класса
2017-2018 уч. год
Введение
В нашей области алкоголизм является третьей по распространению причиной смерти, уступая только злокачественным образованиям.
Более 40% пьющих жителей составляют люди от 20 до 30 лет.
Общепризнанно, что алкогольный психоз развивается у одного из 37 больных алкоголизмом. Таким образом, в нашей области проживают более 52,7 тысяч больных алкоголизмом, что составляет более 7% взрослого населения.
По данным той же неумолимой статистики на долю подросткового алкоголизма приходится примерно не менее 15% от числа взрослых алкоголиков.
Что же надо сделать для того, что бы алкоголизм, как социальное явление, исчез из жизни подростков? Как сохранить здоровье нации?
На эти вопросы я попытаюсь ответить в своей работе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Причины подросткового алкоголизма
Причины первого употребления алкоголя могут быть совершенно разными. Но можно проследить закономерность в их изменении при взросление подростка. В десятилетнем возрасте алкогольные напитки впервые пробуют либо случайно, либо алкоголь дают родители «для поднятия аппетита» или когда лечат вином, иногда дети и сами могут попробовать спиртное из интереса. В более позднем возрасте подростки употребляют алкоголь по достаточно традиционным поводам: «семейные праздники», «приход гостей» и другие. После 14-15 лет наиболее характерными становятся такие причины: «все пьют и я пил», «уговорили», «для смелости» и другие.
Это показывает, что приобщение к алкоголю в семье является одной из основных проблем. Дети, наблюдая за взрослыми на праздниках, начинают думать, что употребление алкоголя является нормой обязательной составляющей семейных «застолий».
Большую роль играет в приучении подростков к алкоголю оказывает телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, привязывая к весёлому «пивному» образу жизни.
Обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах и относительная её дешевизна так же подталкивают подростков к употреблению алкоголя. Разнообразные коктейли, которые якобы содержат настоящий ром или джин в смеси с натуральными соками, тоже не безопасны. После двух лет постоянного приёма таких малоалкогольных напитков человек настолько привыкает к алкоголю, что без него жить становится уже невозможно.
На фоне пропаганды образа жизни во имя получения удовольствия сегодня жизнь подростка развивается по схеме «удовольствие - деньги – удовольствие». Всё это приводит к духовному и демографическому кризису и в конечном итоге к алкоголизму.
Крылатое выражение «Пьяницы рождают пьяниц» всё ещё продолжает быть актуальным. Дети пьющих родителей отличаются повышенной склонностью к употреблению спиртных напитков, зачатки пьянства потомства закладываются ещё задолго до его рождения, т.е. свои пороки родители передают детям по наследству.
Ещё одной причиной развития подросткового алкоголизма можно считать взаимоотношения в семье ребёнка. Подтолкнуть подростка к алкоголизму могут:
- негативные межличностные отношения внутри семьи;
- чрезмерная опека со стороны родителей;
- насилие;
- поклонение и вседозволенность, потакание всем слабостям и желаниям ребёнка и т.д.
И в добавление к вышесказанному в нашей стране практически не работают законы, предусматривающие административную и уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство.
Статистки подросткового алкоголизма
Результаты опросов, проводившихся в школах, показали, что большая часть учащихся 6-го класса уже не только попробовали спиртные напитки, но и покупали различные спиртосодержащие напитки, а также вино, пиво и шампанское. Главным фактом является то, что детей «угощал» алкоголем отец, дедушка или кто-то из родственников. К 8-му классу количество подростков регулярно принимающих алкоголь возрастает: 54% учащихся принимают алкоголь раз в месяц, 7% – 2 раза в течение месяца, при этом 11% входят в группу риска по развитию алкоголизма. К 11 классу пристрастие подростков к алкоголю увеличивается: 45% принимают алкоголь один раз в месяц, 20,8% – раз в две недели, 29% – принимают алкоголь не менее одного раза в неделю. 39% подростков 8-11-х классов употребляют алкоголь еженедельно. Это серьезный повод для беспокойства, поскольку употребление алкогольных напитков с такой частотой вызывает развитие алкоголизма. Всего лишь 4% учащихся ни разу не пробовали алкоголя.
Приведем примеры статистики, связанной с употреблением алкоголя подростками:
Родители приобщают детей к алкоголю в 60,5% случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет, приобщение к выпивке среди друзей обычно происходит в более позднем возрасте.
Девочки пробуют спиртное в раннем возрасте в 4 раза реже, в сравнении с мальчиками. Приобщение к алкоголю девочек происходит не так быстро. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, пробуют алкоголь. Наибольшее приобщение к алкогольным напиткам происходит у девочек в более позднем возрасте – в 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет).
76,9% подростков, систематически принимающих алкоголь, учатся плохо, 23% учатся на среднем уровне и лишь около 1,5% показывают результаты немного лучше среднего уровня.
Примерно 50% подростков, употребляющих алкогольные напитки, мало читают, при этом 19% из них не читают книг вообще. И это в том возрасте, когда интенсивность чтения у человека самая большая.
В семьях подростков, часто принимающих алкоголь, примерно в 6% случаев алкоголь употребляют оба родителя, в 58% семей алкоголь употребляет только отец, и нет ни одной семьи, где алкогольные изделия бы не употреблялись вообще.
53% детей, принимающих спиртное, не имеют достаточного контроля и внимания со стороны родителей.
В 54,1% семей подростков, употребляющих спиртное, родители имеют только начальное или неполное среднее образование.
По данным науки, 51,7% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки.
В семьях подростков, употребляющих спиртные напитки, процент неполных семей или повторных браков отмечается в 27-50% случаев. Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у подростков, не потребляющих алкоголь.
91% семей, где подростки регулярно употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи.
Токсическое воздействие алкоголя на организм
Токсическое воздействие алкоголя на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого. В целом деятельность органов и систем организма в пубертатный период отличается функциональной неустойчивостью, а в связи с этим и повышением реактивности тканей ко многим факторам внешней среды, особенно вредным. Токсическое воздействие алкоголя прежде всего сказывается на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1 (единицу), то в печени оно будет равно 1,45 , а в головном мозге - 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя влияют на обмен в нервной ткани, передачу нервных импульсов. Одновременно нарушается работа сосудов головного мозга : происходит их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияние в ткань мозга.
В подростковом возрасте мозговая ткань беднее фосфором, богаче водой, находится в стадии структурного и функционального совершенствования, поэтому алкоголь особенно опасен для нее. Даже однократные употребления спиртного могут иметь самые серьезные последствия.
Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом задерживается не только развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий и эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется "тупеет" и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.
Второй "мишенью" алкоголя является печень. Именно здесь, под действием ферментов происходит его расщепление. Если скорость поступления алкоголя в клетки печени выше скорости его распада, то происходит накопление алкоголя, ведущее к поражению клеток печени. Алкоголь нарушает структуру клеток печени, приводя к перерождению ее тканей. При систематических употреблениях спиртных напитков жировые изменения в клетках печени приводят к омертвлению печеночной ткани - развивается цирроз печени, весьма грозное заболевание, почти всегда сопровождающее хронический алкоголизм.
Действие алкоголя на печень подростка еще более разрушительно, так как этот орган находится в стадии структурного и функционального формирования. Поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеродного обмена, синтеза витаминов и ферментов. Спиртные напитки, можно сказать, "разъедают" слизистую оболочку пищевода, желудка, нарушают секрецию и состав желудочного сока , что затрудняет процесс пищеварения и, в конечном счете, неблагоприятно сказывается на росте и развитии подростка.
Таким образом, алкоголь ослабляет организм, тормозит формирование и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях, например при злоупотреблении, и вовсе останавливает развитие некоторых функций высшей нервной системы. Чем моложе организм, тем губительнее действует на него алкоголь. Кроме того, употребление алкогольных напитков подростками значительно быстрее, чем у взрослых, ведет к формированию у них алкоголизма.
Организм человека устроен так, что ни в каком виде и ни в каком количестве алкоголь ему не нужен. Обменные процессы в организме не нуждаются в экзогенном (поступающем извне) алкоголе, а реакции, в результате которых вырабатываются микродозы эндогенного алкоголя, и реакции, использующие этот спирт, работают без нашего вмешательства. Даже наоборот, если периодически подливать в организм экзогенный алкоголь, то выработка внутреннего спирта прекращается (как защита от избыточных его количеств). В этом, по мнению ученых, суть появления алкогольной зависимости: отучив свой организм производить нужное количество спирта, мы вынуждены регулярно снабжать его путем возлияний.
Представим себе, что ни один подросток никогда не сможет попробовать спиртного, табака, наркотиков. Ведь миллионы людей, населяющих страны Ближнего и Среднего Востока живут долгой полноценной жизнью в полной свободе от алкоголя (это, кстати, еще одно доказательство, что алкоголь не требуется нашему организму и введение "сухого закона " не вызовет ухудшения здоровья, если он будет действовать, как мера разрешительная).
Изменение стиля жизни под влияние алкоголя и его
последствия
У подростков, впервые попробовавших алкоголь, устойчивость к алкоголю очень низка (50 – 100 мл водки), при этом, чем меньше возраст, в котором впервые произошло опьянение, тем она ниже. При постоянном приеме алкоголя (до 2 – 3 раз в течение месяца) устойчивость к воздействию алкоголя у подростка увеличивается. Образ жизни, характерный для «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается подростком как нормальный и естественный. Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, перед танцами и во время отдыха с друзьями. Вместо активной социальной жизни круг интересов сужается до проблем, обсуждаемых в «алкогольной» компании.
Статистика показывает, что подростки тратят свое свободное время на примитивные, бесцельные занятия: игры в карты, не редко на деньги, прослушивание музыки, бесцельные прогулки по улицам, просиживание в барах или кино. Прием алкогольных напитков принимает регулярный характер и становится непременным атрибутом времяпрепровождения, увеличивается число поводов и мотивов для пьянства: «пью для улучшения настроения», чтобы «расслабиться», «потому что нравиться пить» и другие. В результате этого употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни.
Последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно, приведет к ужасным результатам.
Отметим лишь некоторые из этих последствий:
Преждевременное начало половой жизни, которая истощает растущий организм, вызывая перенапряжение нервно-половой сферы, и как результат – раннее ослабление половых функций.
Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство.
Сексуальные контакты подростков без контрацепции приводят к ранним абортам, и дальнейшим серьезным осложнениям.
Возникает большая опасность заражения венерическими болезнями или инфекциями, передаваемыми половым путем, гепатитами В или С, ВИЧ-инфекцией.
Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта.
Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.
Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит).
Нарушение деятельности сердечнососудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.).
Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит).
Появление различных воспалительных заболеваний в легких, бронхах, гортани, носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, туберкулез легких).
Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям.
Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка.
Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета.
Изменение состава крови, анемия и т.д.
Наблюдаются разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере, падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдают здоровое честолюбие и нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность, внушаемость.
Профилактика подросткового алкоголизма
Личность формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности. Профилактика детского и подросткового алкоголизма должна проходить одновременно в нескольких направлениях:
Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п.
Профилактика алкоголизма на уровне школы: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т. п.
Профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00; предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приема несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т.п.
Проблеме подросткового алкоголизма нужно уделять особое внимание, не пускать все на самотек. Дети – наше будущее, и если не обратить на это внимание сегодня, завтра, возможно, будет уже поздно!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ анкетирования учащихся школы на тему «Алкоголь и
его употребления»
В течении сентября – ноября 2017 г. по этой теме среди 5-х – 11-х классов было проведено анкетирование. Его результаты следующие:
Анализ анкетирования на тему: «Алкоголь»
1.Ты когда-нибудь пробовал выпивать?
Да 44
Нет 13
2.Сколько тебе было лет, когда ты впервые попробовал алкогольный напиток?
5 лет 7 лет 1 9 лет 4 11 лет 4 13 лет 5
6 лет 8 лет 10 лет 8 12 лет 16 14 лет 6
Не пробовал 13
3.Кто впервые угостил тебя алкогольным напитком?
Друзья 18 Не пробовал 13
Знакомые 5 Не помню 3
Один из родителей 15 Сам купил 1
Взял сам у родителей 2
4.Если ты увлекаешься алкогольными напитками, опиши свои первые ощущения.
Не знаю 1
Не увлекаюсь 21
Понравилось 8
Не понравилось 25
Было плохо 1
Не помню 1
5.Как ты думаешь, по каким причинам подростки начинают выпивать?
Не знаю 5
Хотят казаться круче 35
Просто так
Из-за проблем дома или в школе 1
Ради интереса, хотят испытать новые ощущения 12
Казаться взрослее 1
Берут пример с родителей
Предложили друзья 2
Ради увлечения
Неуверенность в себе 1
6.Как ты относишься к алкоголикам?
Отрицательно 48 Безразлично 7
Нормально 1 Не знаю 1
Хорошо
7.Задумывался ли ты о том, что алкоголь вредит твоему здоровью?
Задумывался 39
Не задумывался 18
8.Знаешь ли ты вредные вещества, которые содержатся в алкогольных напитках?
Знаю 32
Не знаю 25
9.Какие заболевания считаются наиболее связанными с алкоголем?
Аллергия
Гастрит
Язва
Рак 4
Ожирение, воспаление и цирроз 1
Потеря голоса, алкогольная хрипота
Потеря зрения
Заболевания сердца
Острая почечная недостаточность
Невозможность иметь детей
Все перечисленные 52
Не знаю
10.Выпивают ли твои друзья?
Мои друзья не выпивают 14
Выпивают немногие 28
Все мои друзья выпивают 15
11.Совместимо ли понятие девушка и алкоголь?
Да 6
Нет 48
Мне безразлично 3
12.Совместимо ли понятие беременность и алкоголь?
Да 1 Мне безразлично 3
Нет 49 Не знаю 4
13.Рассказываешь ли ты своим друзьям о вреде алкоголя, если они выпивают?
Да 13
Нет 44
14.Беседуют ли родители с тобой на тему о вреде алкоголя?
Да 29 Иногда 1
Нет 27
15.Могут ли подростки стать алкоголиками?
Да 55
Нет 2
16.Часто ли выпивают ваши родители?
Да 5
Нет 52
17.Следует ли прятать алкогольные изделия от родителей?
Да 26 Мне безразлично 1 Не пьют 9
Нет 19 Не знаю 2
18.Следует ли тебе попросить его/её бросить пить ради тебя?
Да 43 Не знаю 1
Нет 4 Не пьют 9
Всего приняли участие в анкетировании: 57 человек
Исследуя вопрос об отношении подростков к проблеме алкоголизма, мы выяснили, что 84% отрицательно относятся к алкоголикам, 12% подростков безразлично относятся к людям, употребляющим алкоголь.
Выяснилось также, что основная масса опрошенных впервые попробовала алкоголь либо в семье (26%), либо в кругу друзей (32%).
Впервые алкоголь попробовали: в 7 лет-1,7% , 9 лет -7%, 10 лет – 14%; в 11 лет - 7%; в 12 лет – 28%, 13 лет - 9% , в 14 – 10,5%.
Впервые попробовав алкоголь - 44% не понравилось, 14% понравилось. Основные причины, по которым подростки принимают алкоголь это: из-за проблем 1,8%, предложили друзья – 3,5%; не знают – 9%; ради интереса – 21%, казаться круче – 61%.
При вопросе задумывались ли они, что каждый раз принимая алкоголь, он наносят вред организму, 68% ответили, что да, а 32% - об этом не задумывались.
Также нам было интересно узнать, какой вид борьбы с алкоголизмом, по мнению учеников нашей школы, необходимо применять в сложившихся условиях. Оказалось, что большинство старшеклассников считают, что наиболее действенный вид борьбы с алкоголизмом это «профилактика» (64%). И на втором месте ответ «запрет» Проблема алкоголизма – одна из актуальных для нашего общества. Нельзя мириться с прогрессирующим распространением пьянства, наносящего ущерб здоровью людей. Увеличение потребления спиртных напитков неизбежно ведет к росту числа больных алкоголизмом, что еще более увеличивает материальные и нравственные потери отдельных лиц. Растет угроза здоровью будущих поколений, так как дети, ослабленные умственно и физически, рождаются не только в семьях алкоголиков, но и во вполне благополучных семьях, обычаи которых допускают регулярное потребление алкоголя.
Вред алкоголя не осознается в полной мере широкими слоями населения. Вместе с тем антиалкогольная пропаганда не вполне достигает своих целей. Отсюда следует, что проблема алкоголизма нуждается в комплексном решении и требует осуществления широких социальных, педагогических, медицинских, правовых мер.
Центральное место в антиалкогольном воспитании занимает семья. Школа, медицинские, правоохранительные органы не достигнут цели, если в семье сохраняются алкогольные обычаи. Один из главных путей оздоровления – раннее антиалкогольное воспитание на современном научном уровне.
Сегодня как никогда встает вопрос о сохранении самого дорогого – здоровья детей, но не только физическое и психологическое, но и генетическое.
Вывод
1. У подростков интерес алкогольным напиткам имеет «исследовательскую» и «подражательную» природу.
2. Основная среда первой пробы и дальнейшего употребления (в широком смысле) – компания друзей (43,8% первая сигарета в кругу друзей, 31,6% первая проба алкогольных напитков)
3. Влияние семьи как положительное, так и отрицательное очень значительно, причем родители не всегда умеют использовать свое влияние на детей для профилактики вредных зависимостей: 63% родителей говорят о проблемах, связанных с курением, 52,6 % родителей говорят со своими детьми о проблеме алкоголя, но не обладают достаточной квалифицированной, специальной информацией по данной проблеме
4. Компания сверстников оказывает решающее влияние на решение подростка употреблять те или иные средства: подросток либо подражает другим, либо стремится самоутвердиться, либо просто не может противопоставить себя большинству, боясь оказаться вне компании.
5.Все опрашиваемые подростки негативно относятся к употреблению наркотических средств, никогда их не потребляли, и среди их друзей и знакомых таких нет.
Проведенное исследование для нас значимо не только потому, что получены интересные социологические результаты, но и то, что подобная исследовательская работа пробуждает сознательно отнестись к явлению употребления алкоголя и других веществ в своей среде, оценить собственную роль в решении данной проблемы, попытаться спрогнозировать тенденции и динамику их проявления.
Сравнительный анализ причин употребления и альтернатив
употребления наркотиков подростками.
Причины Альтернатива
Самовыражение Спорт, любовь, хобби
Любопытство Знание
Как все Индивидуальность характера
Слабо (не) Сила воли, характер
Проблемы с родителями Умения – навыки – опыт, убеждения
Проблемы с девушкой (юношей)
Интерес Расслабление («свой среди своих»);
Физические нагрузки;
Веселье
Нечего делать Театр, музей, библиотека, цирк, клуб, дискотека
-Поощрение веры в свои силы, признание уникальности.
-Формирование личной ответственности за своё поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодёжной среде.
-Сдерживание вовлечения детей и молодёжи в приём наркотических средств за счёт пропаганды здорового образа жизни.
-Формирование антинаркотических установок и профилактической работы.
-Тренинг навыков поведения в ситуациях, провоцирующих экспериментирование с ПАВ. Выработка полезных привычек.
-Проведение занятий в диалогической форме, с использованием активных групповых форм работы учащихся.
-Организация секций и спортивных кружков и соревнований.
-Выступление на общешкольном родительском собрании для ознакомления родителей с результатами нашего исследования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Волонтёрская (добровольческая) деятельность - форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению гражданина, осуществляемая на основе свободного выбора лично, в организациях или коллективно в гуманитарных целях (социализация, личностный и профессиональный рост, расширение круга общения, получение новых навыков и знаний и др.), направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг.
Первый опыт в роли волонтёров Участвовали в работе досуговых групп (лагерь с дневным пребыванием) «Солнечная страна» (совместно с сотрудниками ОГУ « Аркадакский центр «Семья ».
В 2016 году стали участниками волонтёрского движения «Надежда», действующего на базе Центра социального обслуживания населения Аркадакского района. С 2018 года также являемся волонтерами Аркадакского филиала социально-молодежного центра «Молодежь плюс».
ВОЛОНТЁРСКИЙ ОТРЯД «ЕДИНСТВО» ДЕВИЗ:« Единство мыслей, единство дела – вот наша сила!»
Основные формы и направления добровольческой деятельности волонтёрского отряда "Единство": - досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков, молодёжи); - профилактика здорового и безопасного образа жизни; - экологическая защита; - интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов ); - творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников); - информационное обеспечение; - помощь ветеранам ВОв и труда; - социальное краеведение ; - разовая деятельность (мероприятия, акции, проекты, конференции, круглые столы, фестивали, конкурсы, и т.д.)
Мотивация членов волонтёрского отряда "Единство": - общественные мотивы (высокая требовательность к себе, коллегам, результатам своего труда, чувство ответственности, долга, патриотизма, сострадания и др.) - реализация личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения должны стать ведущими мотивами участия человека в социально значимой деятельности; - ориентация в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки. - развитие таких навыков, как: развитие коммуникативных способностей, опыт ответственного взаимодействия, лидерские навыки, исполнительская дисциплина, защита и отстаивание прав и интересов, инициативность.
Сотрудничество с различными организациями города. ДЮСШ; Аркадакским музеем краеведения; Аркадакским филиалом социально-молодежного центра ГБУ РЦ «Молодежь плюс »; ДДТ; РШИ; РДК; Центром социального обслуживания населения Аркадакского района; « Аркадакской межпоселенческой центральной библиотекой» Аркадакского района
Основополагающие направления В здоровом теле – здоровый дух! Никто не забыт, ничто не забыто! Живёт на свете доброта.
В здоровом теле – здоровый дух!
В здоровом теле – здоровый дух! Участие в конкурсах спортивно – оздоровительной направленности (конкурс плакатов, посвящённый Дню борьбы со СПИДом «Помни: СПИД не спит»); участие в спортивных мероприятиях школы, города, (соревнования по плаванию, по самбо); участие в спортивных мероприятиях с привлечением родителей (спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!»; проведение внутришкольных мероприятий (выступление на тему «Мы выбираем здоровый образ жизни» для школьников 6-7 классов); участие в районных мероприятиях (Заседание клуба «Мы и право» на тему «В зоне особого риска. СПИД - приговор без надежды» для школьников городских школ) участие в специализированных акциях (Всероссийская антинаркотическая акция «Я выбираю жизнь» и акция «Мы говорим «нет» вредным привычкам ! » Распространение листовок, пропаганда ЗОЖ среди школьников)
Никто не забыт, ничто не забыто!
Никто не забыт, ничто не забыто! участие в конкурсах патриотической направленности (конкурс журналистов «Серебряное перо Губернии», конкурсы сочинений, посвящённые Космосу, школе, интеллектуальные викторины «Слава Отечества, гордость земли» и др.) проведение внутришкольных мероприятий (классный час «Морская слава России»); участие в районных мероприятиях (мероприятие «Рассказы о песнях военных лет», посвящённое годовщине великой Победы , православный лекторий «Пусть тревожится душа», встреча памяти «Афганистан – незаживающая рана» участие в специализированных акциях («Пожарные – мужество, честь, сила». Поздравление огнеборцев с профессиональным праздником)
Живёт на свете доброта.
Живёт на свете доброта. проведение внутришкольных мероприятий (выступление на тему «День доброты» для школьников 3 а класса: читали стихи, пели песни, загадывали загадки); участие в районных мероприятиях (Концерт «Загляните в мамины глаза», посвящённый Дню матери, на базе ДДТ, кукольный спектакль «Рождественская звезда» для учащихся начальных классов на базе музея) участие в специализированных акциях («Тропинка к школе»,, «Дарим детям радость», посвящённая Дню инвалида, «Милосердие» - помощь ветеранам войны и труда, «Посылка солдату»- помощь юношам - землякам, которые воспитываются без родителей и проходят военную службу)
Проекты успешно реализуются, его результатами является нравственное, интеллектуальное физическое, эмоциональное совершенствование волонтёров. Наличие сертификатов, Благодарственных писем, Почётных грамот показывает на качество работы волонтёрского отряда «Единство».
Предварительный просмотр:
МБОУ – СОШ № 2 города Аркадака Саратовской области
Путешествие в прошлое.
Литературно – музыкальная композиция
«Детство, опаленное войной»
( 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне посвящается…..)
Подготовилаи провела
Визнер Н. Г., классный руководитель
11 «А» класса,
Февраль, 2020
1.Часть
Видео «Ой, да ты Россия»
Россия. Русь. Какая же она большая и разная!
- На фоне музыки «С чего начинается Родина» К. Симонова.
Родина
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
Наша литературно-музыкальная композиция называется
«Помни, только не забывай». Она посвящена 75-летию Великой Победы.
Продолжим её в зале «ВОвойна».
2 часть
- Июнь… Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
2 Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось…
Звучат взрывы, выстрелы, вой самолетов.
Ранним утром 22 июня 1941 г. мирный сон советских людей был нарушен вероломным нападением фашистской Германии. Началась Великая Отечественная война.
Голос Левитана о начале войны.
Гитлеровская Германия хотела уничтожить Советское государство, истребить миллионы людей, поработить народы. Фашисты превратили в руины наши города и села, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях. На оккупированных территориях создавались лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы. Производились зверские расправы над людьми.
1.Пришла война негаданно – нежданно…
Дыханьем жарким судьбы опалила
Ворвавшись в жизнь бедою окаянной,
И волос сединой припорошила
2.И женский крик, взлетев, как птица, падал
Под шалью чёрной стёрлись с лиц улыбки…
Лишь с болью за немеркнущей лампадой
Глядят со стен икон святые лики.
3.Когда мужчин на битву провожали,
Просили об одном – живым вернуться!
А губы непослушные дрожали,
И слезы не давали улыбнуться.
4.И день за днем в тревожном ожиданье…
Гоня из сердца – прочь дурные мысли.
С надеждой на скорое свиданье
И с фронта весточки в коротких письмах.
- Великая Отечественная война самая страшная в истории человечества. Война, втянувшая в страшную бойню 61 государство, 110 млн. солдат.
-1418 дней и ночей длилась война, за годы которой полностью или частично разрушено и сожжено 1710 городов и посёлков, 70 тысяч сёл и деревень.
Годы ВОв стали великим испытанием для всего нашего народа.
Люди нашей страны в едином порыве встали на защиту своей Родины. В ВОв приняли участие12382 аркадакца, из них 174 офицера. За годы войны в дома жителей Аркадакского района пришло 4100 похоронок…
Ушедших на фронт мужчин заменили женщины и дети, отдавая все силы для победы. В результате был убран весь урожай практически без потерь, все работы делались вручную. Не прекратили работать, но даже укрепили производственную дисциплину труда на спиртзаводе, мельнице, на станции Аркадак и дистанции пути. В годы ВОв в районе было 3 эвакогоспиталя, один из которых находился в нашей школе (её открыли перед самой войной). На данной экспозиции «Аркадак – фронту» находятся фотографии и документы проходивших лечение бойцов, медицинского персонала.
Население нашего района повсеместно поддержало почин о сборе средств на строительство танков. Самолётов, К 23 февраля силами наших земляков было собрано 2 313 086 рублей. Аркадакская земля - родина 14 Героев Советского Союза, чьи имена мы помним и чтим.
3. Музыка из кинофильма «17 мгновений весны».
ИМЕНА 14 аркадакцев - Героев Советского Союза учащимися:
-ГСС Григорий СевастьяновичАгешин;
-ГСС Ефим Егорович Букоткин;
-ГСС Александр Яковлевич Гнусарёв;
-ГСС Илларион Степанович Зенин;
-ГСС Владимир Егорович Кабанов;
-ГСС Илья Макарович Каплунов;
-ГСС Алексей Константинович Каштанов;
-ГСС Николай Иванович Крылов;
-ГСС Анатолий Семёнович Лапушкин;
-ГСС Николай Гаврилович Лобачёв;
-ГСС Михаил Григорьевич Мачин;
-ГСС Пётр Васильевич Хохлов;
-ГСС Иван Иванович Шаталин;
-ГСС Николай ПрокофьевичШелухин.
Имена наших земляков – аркадакцев внесены во Всероссийскую Книгу Памяти.
Дети в нашем районе во время войны – активные участники тыловой жизни. Они помогали взрослым: собирали в поле колоски, собирали посылки и писали письма на фронт, выступали с концертом перед ранеными в эвакогоспиталях. Среди них была и девятилетняя Валентина Негодина.
-Война – это страшно. Гибли сыновья, дочери, братья, сёстры, мужья, жёны. Каждый четвёртый погибший – РЕБЁНОК. НА НАШЕМ МЕРОПРИЯТИИ МЫ ПОГОВОРИМ О ДЕТЯХ И ВОЙНЕ.
Часть 3. Под запись песни “Священная война” (сл. В. Лебедева – Кумача, муз.А. Александрова).
В войне особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства. Дети и война. Страшная картина мира.
Монтаж:
-Дети войны – и веет холодом,
Дети войны – и пахнет голодом,
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы…
- Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны – боль отчаянна,
И сколько надо им минут молчания!
Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях, трудились на колхозных полях.
Тогда нам было 10 лет
Мы помним ночь войны,
Ни огонька в окошках нет
Они затемнены.
Кто – прожил только 10 лет,
Запомнит навсегда
Как, потушив дрожащий свет,
Ходили поезда.
Во тьме на фронт везли войска
Детей - в далекий тыл
И поезд ночью без гудка
От станций отходил.
«Моя семья в годы войны»
Меня зовут Жукова Дарья. Мою прабабушку зовут Пашина В. А. Она жила в Ставропольском крае в с. Привольном. В 1941 году она училась в 4 классе. Ей было лет. Училась отлично, участвовала в самодеятельности: играла на гитаре, пела военные песни. В 1943 году училась и работала учётчицей на ферме. Когда пришли немцы и в их доме поселился большой начальник, бабушку и других детей прятали в подвале. Было очень страшно. Освободили станицу от фашистов в 1943 году. Взрослых было мало, и детям весь день приходилось работать в поле: сеять, пахать, а вечерами учиться. После Победы в 1946 году мою бабушку как одну из лучших учениц отправили в Ставрополь в высшую партийную школу, где она познакомилась с будущим мужем – ветераном войны старшим лейтенантом Василием Сергиенко. Бабушка прожила 67 лет.
-Вместе со взрослыми в партизанских отрядах, во вражеском подполье также сражались и юные герои.
Володя Дубинин
Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях вблизи Керчи. Оккупанты захватчики вели борьбу с отрядом каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами.Уже после освобождения Керчи Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин.Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени.
Валя Котик
Во время Великой Отечественной войны принимал активное участие в партизанском движении на Украине. Сначала был связным, затем участвовал в боях, был дважды ранен, погиб в бою за город Изяслав в Хмельницкой области. Был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью. В 1958 году Вале посмертно присвоено звание Героя СС
Марат Казей
Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях.
За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой.Звание Героя Советского Союза присвоено в 1965 году, через 21 год после гибели.
Лёня Голиков
Бригадный разведчик 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях.
Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. 24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».
Витя Коробков
Через Витю Коробкова поддерживалась связь между членами партизанских групп, скрывавшихся в старокрымском лесу. Он собирал сведения о враге, принимал участие в печати и распространении листовок. Позже стал разведчиком 3-ей бригады Восточного объединения партизан Крыма.
16 февраля 1944 года вместе с отцом был арестован гестаповцами. Более двух недель их допрашивали и пытали в гестапо, потом расстреляли.. За пять дней до казни Вите Коробкову исполнилось пятнадцать лет, посмертно был награждён медалью «За отвагу».
За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями. Многие посмертно!
И вот наступил он, этот великий долгожданный день - День Победы! Этого праздника люди ждали 1418дней.
Победе радовались и взрослые, и дети.
-Танец Ермоченко Ю. и Семёночкина А.
Более 20 миллионов советских людей погибло в той страшной войне – это значит, каждый восьмой житель нашей страны пал смертью храбрых. В память о погибших на войне, умерших от болезней и ран, пропавших без вести, объявляется минута молчания.
-Трудно найти слова, достойные того подвига, что совершили взрослые и дети. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно - в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах малышей по той земле, которую они отстояли.
--Благодарим, родные, вас.
– За жизнь,
– За детство,
– За весну,
– За тишину,
– За мирный дом
– За мир, в котором мы живем.
Все: Благодарим!
Четыре года шла война
За жизнь, грядущее планеты.
В Берлине нами кончена она
Советским флагом - символом Победы!
И нет печальной гордости конца,
Хоть стала та война уже легендой.
И память нам соединит сердца
В одну судьбу георгиевской лентой.
-Песня «Помни».
Предварительный просмотр:
МБОУ – СОШ № 2 г. Аркадака Саратовской области
Доклад на тему
«Формирование правового сознания учащихся как одной из компетенций, способствующей повышению качества образования»
Подготовила
руководитель ШМО
классных руководителей
Визнер Н. Г.
январь, 2019 год.
Концепция модернизации российского образования на период до 2019 года: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации.
Компетенции — это интегративная целостность, многомерность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность.
Одной из закономерностей зрелого общества является наличие совершенной системы правового регулирования. Основу такой системы составляет высокий уровень правовой культуры членов данного общества. Для построения в России правового государства, для успешного социально-экономического развития страны необходимо воспитать активного молодого человека с развитым правосознанием.
Вступая в жизнь молодежи необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой – к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм. В настоящее время у большей части современной российской молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени. Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня правовой культуры молодежи, что способствует формированию социально-активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми.
Актуальность данной темы определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности. В современном обществе правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека. В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.
Правовая культура учащихся – это совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности. Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными компонентами правовой культуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим.
Ученик, владеющий правовой культурой умеет:
- отстаивать свои права и права других людей;
- ставить цель и выбирать пути ее достижения на основе нравственных и нормативных требований;
- грамотно и осознанно действовать при столкновении с неправовыми реалиями мира.
Правовая культура личности включает правовые знания, умения, навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека. В структуре данного понятия выделяется систему взглядов и убеждений, нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества и исполнение правовых норм.
Под правовым образованием учащихся понимается процесс овладения системой правовых знаний, практических умений и навыков, повышения уровня правовой компетентности и соответственно уровня правовой культуры личности, которые в совокупности определяют ее социально-правовой облик. Правовая образованность является необходимой составной частью культурного облика человека и предпосылкой успешной жизнедеятельности в обществе.
Формирование правовой культуры в школе направлено на решение ряда конкретных задач. К ним относятся:
- вооружение учащихся системой правовых знаний, развитие умений и навыков сознательного, юридически правильного поведения в обществе;
- воспитание уважения к правам, свободам, обязанностям личности в обществе;
- воспитание чувства ответственности за свое поведение;
- формирование внутренней потребности в защите законности правопорядка.
Формирование правовой культуры в учебно-воспитательном процессе включает следующие этапы:
1 – целенаправленное формирование правовых знаний и понятий;
2 – выработку правовых убеждений;
3 – формирование этико-правовых установок;
4 – воспитание правовых чувств;
5 – формирование опыта законопослушного поведения;
В нашей школе ведётся большая работа по правовому воспитанию, воспитанию социально – адаптивной личности, ориентированной на духовно – патриотические ценности.
В 2018 – 2019 уч. годах были проведены такие мероприятия:
- Круглый стол на тему «Индивидуальная работа по воспитанию у школьников основных навыков культурного и правового поведения». (учитель Суслова Г. П.)
- - Классные часы «Я – гражданин России»» (Суслова Г.П.), Классный час «Милая моя, малая родина» ,
(отв. классный руководитель Борисов А. В.)
знакомящие с основополагающими документами РФ, способствующий воспитанию у школьников гражданских и патриотических чувств .
В ноябре 2018 – 2019 уч года был проведён Правовой час «Всеобщая декларация прав человека» (классный руководитель 11 б класса Ермакова Л.В.). Цель мероприятия – формирование правовой культуры и общечеловеческих ценностей у подростков. Эта цель была реализована посредством нескольких задач.
-ознакомление со статьями конвенции о правах ребёнка и способами реализации;
- обучение подростков основам юридических знаний
На мероприятии обучающиеся знакомились со статьями конвенции о правах ребёнка, говорили о государственных и негосударственных органах, которые ответственны за реализацию прав ребёнка в РОССИИ, о своей жизненной позиции в этом вопросе. Проблемные вопросы, поставленные в течение всего часа, способствовали развитию коммуникативных навыков, раскрытию творческих способностей ребёнка, воспитывали чувство сопричастности к международному правовому сообществу.
Что необходимо знать классным руководителям, чтобы мероприятия по правовому воспитанию были эффективными?
- отбирать изучаемый материал в соответствии с учётом возрастных особенностей школьников,
- проводить занятия по правовому воспитанию в системе, углубляя материал год от года, используя инновационные технологии, современные методы и приёмы работы.
- использовать ситуации, максимально приближенные к реальности;
- активно привлекать специалистов к работе со школьниками (Зенову Елену Владимировну, Зубрилину Наталию Ивановну)
Наша задача учителей – предметников и классных руководителей – сформировать представления обучающихся о необходимости соблюдать общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы.
Научить жить в гармонии с окружающим миром, способствовать формированию компетентной личности, способной к успешной социализации в обществе, конкурентоспособной на рынке труда, но в то же время духовной, культурной и толерантной.
Ни в коем случае не следует забывать, что формирование правового сознания несомненно способствует повышению качества образования
Литература
• Васильева З.И. Воспитание в процессе обучения // Советская педагогика. – 1983. - № 4. – С. 18-20
• Вербицкий А. Гуманизация, компетентность, контекст – поиски оснований интеграции // Вестник высшей школы. – 2006. - № 5. – С. 19-25
• Гриншпун С. Личностно-деловой потенциал школьника // Школа. – 1998. - № 5. – С. 25-31
• Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России - № 4, 2005. – С. 23-29
• Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
• Полищук В. Обучение и воспитание: комплексный подход // Высшее образование в России. – 2005. - № 4. – С. 62-68
• Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320с.
• Селеменев С., Ткаченко А. Диалог: культура и компетенция // Учитель. – 2005. - № 5. – С. 73-77
• Селиванова Н. Эффективные способы решения современных проблем воспитания // Учитель, № 6 – 2005. – С. 39-43
• Стрельцов В. Педагогические условия совершенствования процесса социализации учащихся в современных условиях // Учитель. – 2005. – № 1. – С. 30-36
• Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника // Учитель. – 2004. - № 5. – С. 12-17
• Ярмакеев И. Воспитательный потенциал учебных дисциплин // Высшее образование в России. – 2004. – № 9. – С. 64-70
Предварительный просмотр:
МБОУ-СОШ №2 г. Аркадака Саратовской области
Час общения
«Мы выступаем за здоровый образ жизни!»
Провела учитель русского языка и
литературы, классный руководитель
10 «А» класса Визнер Наталья
Геннадьевна
Аркадак, 2019
Тема: «Мы выступаем за здоровый образ жизни».
Цели: -формирование представлений о вредных привычках;
-показать, как алкоголь, наркотики, табакокурение влияют на
поведение и жизнь человека;
-формирование положительной «Я» – концепции у школьников.
Оборудование: плакаты с высказываниями о пьянстве, курении, таблицы «Вред алкоголя», «Вред курения», «Вред наркомании», муз. сопровождение, кроссворд.
Ход мероприятия:
1. Оргмомент.
2. Проведение: ***МОНТАЖ
Ученик 1: На пороге тысячелетия
Наступает такой момент,
Когда мы за всё бываем в ответе,
Перелистывая года.
Человек, покоривший небо,
Чудо техники изобретая,
Приобщаясь к вредным привычкам
О здоровье своём забывает.
Ученик 2: Низкие свинцовые тучи.
Ученик 3: Цветы без запаха.
Ученик 4: Спутанные мысли и чувства.
Ученик 5: Хочется спрятаться, укрыться от людей.
Ученик 1: На сегодняшний день самым страшным злом, захватывающим всё большее число совсем молодых людей, являются наркогенные вещества. Это зло, которое сначала приносит радость, а потом превращает жизнь в кошмар. Это зло, которое ломает здоровье человеку, его родным и близким. Это зло распространяется очень быстро, при этом поражает не только сердце, но и душу. К наркогенным средствам относятся алкоголь, наркотики, табакокурение.
Ученик 2: В наше врем в России в подростковой среде (16-17 лет) курит каждый второй мальчик и каждая четвертая девушка. Среди взрослых курят около 17 млн. мужчин и 5,5 млн. женщин.
Благодаря популярности сигареты с малых лет приобретают эту вредную привычку и дети. Но если человек начал курить в 15 лет, то продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. (Каждая сигарета сокращает жизнь человека в среднем на 12 минут). А сердце курильщиков сокращается в среднем в сутки лишних 20-25 тысяч раз! Начавшие курить до 15 лет в 5 раз чаще умирают от рака. Это страшная статистика.
Ученик 3: На протяжении веков алкоголь, как верный пес, сопровождал человека, выполняя разнообразные функции. По историческим справкам, в России к 1905 г. Употребляли 0, 57 ведра вина на человека в год; во Франции 4, 76 ведра, в Германии – 1, 78. Сейчас в мире выпиваю 25 млрд. бутылок вина в год (5 на человека),а в России – по 8,5 л.
Спаивание народа безудержным становится в конце 19 века, когда в Росии складывается своеобразная питейная процедура, согласно которой ни одно знаменательное событие, ни один день отдыха не проходит без вина.
Ученик 4: Этиловый спирт – одно из многочисленных веществ, которые всасываются уже в ротовой полости и в желудке, сразу начиная действовать. Попадая в межтканевую жидкость, он начинает забирать воду из клеток, так как концентрация веществ вне клеток резко увеличивается. Развиваются отёки. Клетки от недостатка воды стареют в 1,5 раза быстрее. Токсичный этанол тормозит работу нервных клеток, и тогда целые участки коры больших полушарий выключаются. Остаются только низшие потребности – поесть, поспать.
Ученик 5: В 1986 году мир впервые узнал о АСП – алкогольный синдром плода, а спустя 20 лет АСП занял первое место среди всех причин умственной отсталости у детей. Сейчас от 3 до 9 детей на 1000 рождаются с АСП. В пьющих семьях 40% детей оказываются больными. В таких семьях в 2 раза чаще дети рождаются мертвыми, а их смертность в раннем возрасте в 3 раза выше, чем в семьях непьющих родителей.
Из-за алкоголизма из активной жизни выключаются миллионы семей, распадаются семьи, увеличивается количество детей-сирот, пьянство перерастает в трагедию, в глобальную земную проблему.
Ученик 1: Наркотики – (от греческого Narkoo – оцепенеть, потерять чувствительность) – вещества различной природы, изменяющие состояние организма в целом, в том числе и сознания, способные вызвать зависимость. Выделяют несколько групп наркотических веществ: психостимуляторы, галлюциногены, снотворные препараты. Психостимуляторы вызывают эйфорию, сопровождающуюся двигательной активностью, болтливостью, учащенным сердцебиением. В его отсутствие у человека развивается подавленное состояние, часто с проявляющейся наклонностью к самоубийству. Галлюциногены способствуют глубоким изменениям психики, могут провоцировать возникновение или обострение течения шизофрении. Снотворные препараты могут развивать привыкание очень быстро, при этом сон не приносит отдыха, остаётся ощущение слабости, болит голова, подташнивает.
Ученик 2: Синдром «ломка» протекает очень тяжело, с угрозой переход в белую горячку. Ломка появляется, если наркотик в организме отсутствует 10–12 часов. Человек, хоть раз перенёсший ломку, готов пойти на любые преступления. Очень быстро, через 2-3 года, человека наркомания приводит психофизическому истощению. Кожа приобретает желтоватый оттенок, появляется ломкость костей и потеря волос, наступает преждевременное старение, с признаками слабоумия, естественной заботой становится проблема добычи наркотиков любой ценой.
Недостатки несут гибель от передозировки, общей дистрофии, сердечной недостаточности, от заражения инфекционными заболеваниями.
Ученик 3: Редкий наркоман доживает до 30 лет. Средний возраст наркомана в России составляет 13 – 15 лет. Официально зарегистрированных наркоманов в стране 39 млн. человек. Реальная же цифра в 10 раз больше. Число смертей от наркотиков среди несовершеннолетних за 8 лет выросла в 42 раза. Средняя продолжительность активного наркомана составляет 3 года. Дети, рождённые от наркоманов, умирают очень быстро, доживая максимум до 4 месяцев.
Ученик 4: Но мы не желаем видеть мир глазами людей, употребляющих наркогенные вещества.
Ученик 5: Я хочу видеть мир во всех его красках, во всём его многообразии.
Ученик 1: Я хочу заниматься спортом и укреплять своё здоровье.
Ученик 2: А я хочу помогать людям, не уверенным в себе.
Все: Поэтому мы выбираем здоровый образ жизни.
Ученик 3: И говорим НЕТ! табакокурению, наркомании, алкоголизму.
Ученик 4: Глаза свои открой! Смотри и повторяй!
Наркотики долой! Верность соблюдай!
Глаза свои открой»! Смотри и повторяй!
Курение долой и пить не начинай!
***ТАНЕЦ «НЕТ ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ!»
***КРОССВОРД «ЗНАТОКИ».
3. Итоги.
Учитель: Ребята, каждый из вас хочет подольше оставаться молодым и здоровым, хочет иметь крепкую семью и здоровых детей. Разрушением жизни человека являются вредные привычки.