«УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК: ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
В данной методической разработке представлены пути приобщения учащихся к творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_muz_obrazovaniya.docx | 15.52 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время система детского музыкального образования поступательно развивается. Проблема творческого развития подрастающего поколения всегда была актуальной, а сейчас жизнь требует к ней повышенного внимания. Это продиктовано необходимостью всестороннего развития творческих способностей личности всех детей в условиях современной музыкальной школы, и этим вызван широкий поиск новых путей, моделей и форм приобщения их к творческой деятельности.
В конце ХХ и в начале ХХI веков у нас в стране сильно изменились условия деятельности учреждений дополнительного образования детей. Социальные и экономические условия при возросших учебных нагрузках на детей привели к уменьшению, а порой и к отсутствию конкурсного отбора учащихся к нам. Это положение усугубляется ещё и недооценкой родителями роли искусства в развитии и формировании личности, снижением интереса к дополнительному образованию детей. Приём в контингент учащихся всех желающих без учёта индивидуальных способностей приводит к неоднородности его состава, – тем самым резко осложняется процесс освоения образовательной программы школ искусств. Усреднённость образовательного процесса тормозит внедрение новых перспективных методик, технологий и, в конечном результате, развитие учащихся.
А ведь именно эстетическое воспитание ребёнка является важным звеном его общего воспитания. Музыкальное воспитание способствует гармоничному развитию личности, его интеллектуальных возможностей, приучает к трудолюбию, самостоятельности, тренирует память учащегося, укрепляет волю. Интересно то, что, по мнению учёных,- стимулирующее действие музыки длится не менее пяти лет. Дети, которые играют на музыкальных инструментах обычно грамотнее других. Творчество повышает интерес учащихся к обучению, активно развивает их и даёт хорошие результаты, поэтому необходимо в школах искусств введение развивающих моделей обучения на основе активной творческой деятельности детей. Именно музыка способна активно эмоционально развивать способности детей, воспринимать «прекрасное». Музыка – это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность, формируя свою самооценку. Дети с раннего возраста, приученные слушать музыку, -проявляют интерес к другим видам искусства, например, живописи, танцам литературе, т.к. музыка развивает творческие навыки человека.
Задача педагога научить ученика понимать искусство и владеть им. Каждый урок музыки должен включать работу над техническими приёмами, пополнять исполнительские знания ученика в области трактовки музыкального произведения и способов работы над ним.
На начальном этапе обучения преподавателю бывает трудно подразделить учеников на «будущих профессионалов» и «любителей музыки», поэтому наряду с изучением основного репертуара с учащимися, освоением гамм и упражнений, - педагог должен читать с листа, заниматься транспонированием, подбором по слуху, развивать навыки самостоятельной работы над произведением и заниматься импровизацией, композицией с теми детьми,- у кого к этому есть способности. Группа «будущих профессионалов» должна заниматься по усложнённой программе. Система музыкального образования и внимание педагогов в методических разработках направлено на совершенствование комплексного эстетического воспитания подрастающего поколения. Образовательной программой предусматривается многообразие жанров и форм музыкальных произведений: пьесы, этюды, полифония, крупная форма. Уровень сложности определяет преподаватель соответственно музыкальным способностям и возможностям ученика. Повышенные исполнительские требования необходимо применять только к наиболее одарённым, профессионально сориентированным ученикам. Педагогика в современных условиях находится в поисках и экспериментах: новые программы, учебные планы, социальные проекты и т. д. Изучаются и обобщаются накопленный опыт прошлого и современные работы по творческому внедрению новых музыкально-воспитательных методов.
«Образ, образное мышление, воображение…». Эти слова мы часто слышим в разговорах о музыке и в процессе музыкального обучения. Искусство отражает мир в художественных образах. Музыкальное произведение, - одной из существенных сторон своего содержания, имеет эмоции. Всё бесконечное разнообразие музыки - есть средство выражения человеческого духовного мира и, как важные его части, - эмоции, чувства, настроения. В воображении музыкальные эмоции объединяются определённым порядком, логикой, правилами. Единство художественного образа и его воплощение в произведении – одна из главных проблем исполнительства. Работа над художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на музыкальном инструменте и освоением нотной грамоты, но нельзя говорить о музыкальном образе, содержании и настроении музыкального произведения, не добиваясь в исполнении ученика верного звукоизвлечения, правильной фразировки, нюансировки, совершенствования исполнительской техники.
Ученик, быстро показывающий хорошие результаты, как личность более развит по сравнению с его сверстниками. Он обладает более высокой эмоциональной восприимчивостью, у него более богатый духовный мир, он владеет, как правило, умением переводить обычные эмоции в музыкально – эстетические.
Часто детская музыкальная одарённость не проявляется так открыто, а раскрывается только с развитием личности в процессе обучения. Педагогу нужно целенаправленно и систематически развивать художественную активность (образное мышление), т.к. это и есть личностное творческое развитие, и если ученик менее развит, тем больше требуется разъяснений, тщательной и настойчивой работы.
Музыка воспитывает у ребёнка терпение, совершенствует эмоции, делает человека «коммуникабельнее», он учится находить контакт со слушателями и чувствовать настроение композитора. Развивая личность ребёнка, мы подталкиваем к зарождению, развитию его творчества. Замечено, что дети, которые слушают классическую музыку, способны к более глубоким эмоциям и обладают тонким восприятием мира. У них улучшаются память и способность к обучению, повышается умственная работоспособность.
Основная направленность школы – реализация образовательных программ музыкального инструментального исполнительства, которые ориентированы на пропаганду художественных ценностей, развитие творческих способностей и воспитание подрастающего поколения.
Форма и стиль проведения урока у всех преподавателей разнообразны, но основу музыкальной грамотности составляет хороший разбор произведения, навыки чтения с листа, а в дальнейшем начинается кропотливая работа над штрихами, аппликатурой, фразировкой и осмысленным отношением к нотному тексту, на концентрацию внимания и слухового контроля.
В последнее время всё реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей, считая, что ребёнку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни, но специалистами доказано, что музыка влияет на развитие интеллекта и учит не только слышать, но и видеть, чувствовать, а счастье человека как раз зависит от того, как он видит окружающее и какие эмоции испытывает.