Коррекционное образование

Пельменева Елена Ивановна

в данном разделе размещены статьи по коррекционному образованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пельменева Е.И., заместитель директора по УМР

МБОУ СОШ сп «Село Новый Мир»

Тестовые задания по курсу «Методика преподавания русского языка и литературы (специальная)»

1. Выделите из представленных особенностей литературного развития ребенка те, которые характерны для  учащихся с интеллектуальной недостаточнотью

  • Узкий жизненный опыт
  • Небольшой словарный запас
  • Интересны все произведения, вне зависимости от жанра
  • Интересны отдельные детали произведения
  • Интересны яркие эпизоды в произведении
  • Способны к эстетическим переживаниям
  • Интерес к внутреннему миру героя
  • Прямолинейность в отношении оценок героя
  • Критикуют героев произведения
  • Анализ произведения подменяют анализом собственных переживаний
  • Легко определяют собственное отношение к произведению

2. Расположите в правильном порядке этапы работы над художественным произведением на уроках литературы в специальной (коррекционной) школе. 

_2_ первичное восприятие произведения;

_5_ вторичный синтез произведения;

_1_  подготовка к первичному восприятию;

_3_ проверка первичного восприятия;

_4_ вторичное чтение и анализ произведения.

3. Какие методические приемы работы используются учителем в ходе урока анализа содержания произведения? 

Объяснительно-иллюстративный, или информационно рецептивный;

  • выразительное (художественное) чтение учителя;
  • комментированное чтение;
  • беседа, активизирующие непосредственные впечатления учащихся;
  • постановка на уроках проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической);
  • творческие задания по тексту произведения.
  • иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;
  • отзывы о прочитанном;

4. Какие методы изучения литературы в специальной (коррекционной) школе являются наиболее эффективными? Какие из них не следует часто использовать на уроке? 

Метод творческого чтения – наиболее эффективный

Эвристический метод

Исследовательский метод

Репродуктивный метод

5. Раскройте особенности обучения грамоте детей с интеллектуальной недостаточностью

Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, в течение которого у них формируются первоначальные навыки чтения и письма.

Обучение грамоте учащихся с интеллектуальной недостаточностью является сложным и противоречивым процессом. Абстрактность языкового материала и особенности психофизического развития учащихся ориентируют на поиск оптимальных методических средств, позволяющих максимально ослабить данное противоречие.

Основные направления развития сенсомоторной сферы в процессе обучению грамоте:

  • Формирование слухового восприятия. У учащихся с интеллектуальной недостаточностью рекомендуется начинать с развития грубых дифференцировок, а именно умений различать неречевые (природные, бытовые и музыкальные) звуки окружающего мира; учить сопоставлять звуки, воспроизводимые предметами, со звуками речи ([з] – звенит комар, [в] – воет ветер, и т.п.). Формируются умение различать различные звукоподражания, дифференцировать слова, различающиеся по своей слоговой структуре. В процессе развития фонематического слуха у учащихся формируются умения: узнавать звук на фоне слова, определять место звука в слове, определять последовательность и количество звуков в слове и др.
  • Устранение недостатков произношения звуков и укрепление мышц артикуляционного аппарата тесно связаны с работой по развитию фонематического слуха. Работа по уточнению движений артикуляционного аппарата осуществляется в двух направлениях: закрепления правильной артикуляции (звук уже поставлен) и воспитания четкости произнесения каждого звука.
  • Развитие зрительно-пространственного восприятия предусматривает совершенствование у детей точности и объема зрительной памяти, формирование умения выделять части предмета и состав изучаемых букв, ориентироваться в пределах своего тела и на листе бумаги.

6. Раскройте методические принципы обучения русскому языку в школе для детей с интеллектуальной недостаточностью.

1. Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в условиях коррекционной школы является принцип коммуникативной направленности.

Речевое недоразвитие вызывают у умственно отсталых детей затруднения в общении с окружающими людьми.

Принцип коммуникативной направленности предполагает, что главным в обучении детей должно быть не столько сообщение о различных аспектах языка (фонетика, морфология, синтаксис), сколько формирование навыков практического использования различных языковых категорий в речи.

Реализация принципа коммуникативной направленности предполагает насыщенность процесса обучения речевыми упражнениями: ответы на вопросы; чтение диалогов с соответствующей интонацией, составление диалогов по образцу, на основе заданной ситуации; пересказ; обмен мнениями по поводу выполняемой работы; обсуждение диа- и кинофильмов; ролевые игры и др. Полученный в результате выполнения этих заданий речевой материал используется для решения лингвистических задач на уроках грамматики и правописания, на уроках развития устной речи и чтения.

2. Принцип единства развития речи и мышления опирается на психологическую закономерность, проявляющуюся во взаимодействии языка и мышления.

Внедрение в учебный процесс принципа единства развития речи и мышления осуществляется в двух направлениях.

Во-первых, речь умственно отсталого ребенка формируется на основе наблюдений за предметами и явлениями окружающего мира и осмысления характерных для них связей.

Вот почему необходимо, чтобы на специальных уроках развития речи темой беседы с детьми были предметы и явления, которые они или наблюдают в данный момент, или рассматривали ранее. Полученная таким образом информация и будет являться тем материалом, которым оперирует мышление и который одновременно используется как база для развития речи.

Во-вторых, принцип единства развития речи и мышления реализуется и с помощью методов и приемов обучения, активно влияющих на речевую и мыслительную деятельность детей. Прежде всего, это те методы и приемы, которые составляют суть мыслительных операций. К таковым относятся анализ и синтез, конкретизация и обобщение, сравнение и классификация.

3. Не менее значимым является принцип повышения языковой и речевой мотивации. Умственно отсталым детям свойственна речевая замкнутость.

Реализация данного принципа в учебном процессе обеспечивается содержанием урока русского языка, его структурой, подбором методов, приемов обучения, видов упражнений, а также поведением учителя.

4. Тесно связан с предыдущими принципами принцип формирования чувства языка и опоры на него. В условиях нормального развития ребенок в процессе общения со взрослыми бессознательно усваивает языковые нормы и использует их в коммуникативных целях. Воспитание языкового чутья осуществляется на всех уроках русского языка в младших классах. Специально организуется речевая практика, в процессе которой внимание детей сосредоточивается на семантике слова, предложения, на их формально-логических признаках, которые помогают объединять слова в определенные лексико-грамматические категории (названия предмета, действия, признака), на фонетических явлениях, на соотнесении грамматической формы слова с реальными логическими отношениями, которые обозначаются этой формой. 

5. В качестве методического принципа рассматривается также и взаимодействие работы над устной и письменной речью. Та и другая формы речи служат средством общения. Устная речь, как спонтанное образование, опережает письменную. Она выполняет функцию общения в процессе непосредственного взаимодействия собеседников и располагает различными выразительными средствами: интонацией, мимикой, жестами. Письменная речь формируется на базе устной и фактически кодирует ее.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тема: «Разбор слова по составу»

Цель: изучить части слова (морфемы), освоить алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор);

- развивать связную устную и письменную речь учащихся, логическое мышление, внимание, умения выделять главное, обобщать изученное;

- воспитывать у обучающихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; внимание, доброе отношение друг к другу, воспитывать самостоятельность.

Задачи:

1)каждый ученик должен запомнить символику морфемного разбора слов;

2)запомнить порядок (алгоритм) разбора слов по составу;

3)научиться подбирать однокоренные слова и выделять в них общую часть (корень).

Оборудование: карточки.

Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Прогноз учителя: осознание учащимися ценности изучаемого материала; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

разбирать слова по составу.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Начинаем урок русского языка! (эмоциональный настрой учащихся на урок!)

Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать.

Вы друг другу улыбнитесь

И …тихонечко садитесь.

II. Сообщение темы урока, постановка целей и задач: схема

- Определите тему урока. Это новая для нас тема? (спросить ученика с ЗПР).

- Какие задачи поставим? Поставьте цель урока (спросить ученика с сохранным интеллектом, повторят ученики с ЗПР - ВСЕ!).

- Чему мы будем учиться? (Будем учиться образовывать однокоренные слова, новые слова при помощи суффиксов и приставок, разбирать слова по составу).

- Что мы будем развивать? (Будем развивать речь, внимание, мышление) Что будем воспитывать? (Будем воспитывать усидчивость, умение слушать ответы товарищей, любовь к родному языку).

- Молодцы! Спасибо.

- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы закрепим знания о частях  слова (морфемах), потренируемся в выполнении разбора по составу.

А начнем урок с чтения стихов о частях слова.

Та слова часть, что изменяется,

Окончаньем называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

Корень слова – главная значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

За Корнем Суффикс

Обогрел местечко.

Не словом угодил,

А лишь словечком.

Река большая превратится в речку,

Лес – в лесника,

А печь – всего лишь в печку.

У корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая – приставка,

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

Школьник, при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

(Учащиеся подготовлены заранее, читают все учащиеся класса). Параллельно показывают символику обозначения морфем.

III. Актуализация опорных знаний:

1. Минутка чистописания:

лЛ ллЛ (показ соединений – ученик с ЗПР прописывает, учение с нормой называет соединения; потом меняются местами).

КОРАБЛЬ – прописываем слово (имитация движений рук как плывет кораблик по волнам).

- Чтобы наш кораблик поплыл, давайте подберем ему однокоренные слова (корабль, корабельный, корабел – специалист по кораблям, по их строительству, корабельщик). Докажите, что они однокоренные? (отвечает ученик с нормой, повторяет ученик с ЗПР)

2. Словарная работа: запишем ответы на мои вопросы одним словом из словаря:

Крупный населенный пункт                                         город

Край земли у водной поверхности                                берег

Наследственное семейное наименование  человека, прибавляемое к личному имени, переходящее от отца к детям                     фамилия

Однокоренное слово слову пообедать         обед                 Прием пищи в середине дня

Сидит девица в темнице, а коса на улице                        морковь

Всегда во рту, а не проглотишь                        язык (запись в тетрадь словарных слов.

IV. Закрепление о частях речи. Работа по карточке №1. (работа в парах – учащийся с нормой развития + учащийся с ЗПР). Затем пары меняются тетрадями и проверяют работы одноклассников.

Работа с памяткой!

V. Расскажите план разбора по составу.

VI. Проверка знаний умений и навыков. (Работа в парах!)

  1. Тест

1) Часть слова без окончания называется

Е – корень

У – основа

2) Чтобы  найти корень надо

Л – изменить форму слова

М – подобрать однокоренные слова

3) Окончание – это

Н – изменяемая часть слова

П – неизменяемая часть слова

4) Суффикс служит

И – для образования новых слов

Ы – для образования формы слова

5) Приставка стоит

Х – после корня

К – перед корнем

6) Приставка, корень, суффикс

И – образуют основу слова

Я – не образуют основу слова

Самопроверка. У кого получилось слово? Какое?

Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест выполнили верно.

Тест.

1. Часть, без которой слово не может существовать?

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

2. Родственные слова это:

У) слова, которые сходны по смыслу;

Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

3. Окончание служит для образования новых слов

А) нет;

Е) да.

4. Суффикс служит для связи слов в предложении

М) да;

Т) нет.

5. Корень – это:

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

6. Разбор слова по составу надо начинать с :

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

7. Приставка служит для образования новых слов.

И) да;

Н) нет.

Какое слово у вас получилось? (Знатоки).

VII. Физминутка. (карточка – блюдо с фруктами и… – развитие зрительного восприятия – работа по этой карточке может идти на протяжении всего урока, при каждой смене задания, помогает сформировать цвет, форму, вкус предмета, развивает мелкую моторику, ориентировку в пространстве, помогает расслабить и аккумулировать аккомодационную мышцу глаза).

VIII. Самостоятельная работа (на оценку!) (карточка №2)

Поход                         лесок                 кормушка

Ходики                 лесник                 покормил

Переход                 лесной

Заходил                лесистый

Выход

Записать слова, выделить корень, припишите ещё по 2 слова ( а ученикам с ЗПР по 1 слову).

РАБОТА В МИНИ ГРУППАХ:

После корня он стоит,

Перед окончанием,

Его если заменить,

Другое слово можно получить.

Обозначают уголком,

Называют - суффиксом.

Работа в группах «Восстанови слова»

Первая составляет слова                с                 -ушк-

Вторая                                                        - к -

Третья                                                        - ок –

Расскажите план разбора по составу. Каждой группе предоставляется возможность рассказать правило о какой – то из морфем и привести пример из своей группы слов – побеждает та группа, которая наиболее точно ответила и по праву может называться ЗНАТОКАМИ!!!

Каждая из 3х групп должна составить распространенное предложение – аписать на доске. Выделить главные члены предложения (Проверка).

Можете ли вы себя назвать знатоками после сегодняшнего урока?

IX. Итог урока: Какие цели ставили? Достигли их?

Выставление и комментирование оценок.

X. домашнее задание: сочинить сказку о частях слова, упр.



Предварительный просмотр:

Пельменева Е.И., заместитель директора по УМР

МБОУ СОШ сп «Село Новый Мир»

«Особенности развития памяти у обучающихся начальной школы с ОВЗ»

Содержание:

1.Особенности развития памяти у детей с ОВЗ.

2.Пути и средства педагогической поддержки детей с ослабленной памятью.

3.Игры и упражнения на развитие памяти.

4.Требование к играм.

5.Литература.

.Важную роль для ориентировки человека в жизни играет ПАМЯТЬ.

Умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многократных повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не имеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.

Замедленность и непрочность процесса запоминания проявляется прежде всего в том, что программу 4-х классов массовой школы умственно отсталые дети усваивают за 7-8 лет обучения. Для школьников с трудностями в обучении самостоятельное нахождение и использование приемов запоминания является сложны видом интеллектуальной деятельности. Им необходимо показать наиболее целесообразные приемы заучивания и припоминания учебного материала, помочь сформировать эти сложные навыки. Формировать память необходимо с раннего возраста. В дошкольном возрасте наиболее развитой является непроизвольная память. Достаточно высокого уровня развития достигает механическая память. Она является преобладающей и в самом начале обучения. Однако, в задачи обучения входит и формирование осмысленной логической памяти, которая значительно улучшается с помощью использования различных вспомогательных средств, приемов и способов запоминания.

При работе надо учитывать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, двигательная и др.). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на неучебном материале в различных жизненных ситуациях.

1.Особенности развития  памяти у детей с ОВЗ.

Особую актуальность приобретает развитие памяти у детей с физической патологией и интеллектуально-пассивных детей. Возможности памяти детей данной категории ограничены и отличаются качественным своеобразием: объем памяти ограничен, прочность запоминания снижена, информация быстро забывается, характерна неточность ее воспроизведения. Чтобы воспроизвести информацию, ребенку с ограниченными возможностями здоровья приходится прилагать специальные дополнительные усилия. Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрать для достижения этой цели эффективный вид деятельности, которым является игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, наиболее адаптивный вид деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе. Оптимизация развития памяти у детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем, с ограниченными возможностями здоровья привлекает внимание педагогов и специалистов на протяжении многих лет.

.У детей с ОВЗ отмечается:

  • значительное ослабление памяти (ограниченный объем запоминания);
  • продолжительность запоминания смысловой информации;
  • склонность к механическому бездушному заучиванию материала;
  • сложности с воспроизведением словесного материала;
  • сложности в самоорганизации мнемонической деятельности.

Следствия нарушения памяти

  • трудности в усвоении программы;
  • снижение продуктивного потенциала;
  • школьная дезадаптация.

2.Пути и средства педагогической поддержки детей с ослабленной памятью.

  • учет и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания вслух);
  • организация смыслового запоминания на основе выделения главного;
  • визуализация запоминаемой информации (на основе ярких и несложных мнемотаблиц, таблиц, схем);
  • многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию;
  • определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным  усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения);
  • обеспечение эмоционального богатства передаваемой  информации для привлечения резервов эмоциональной памяти. 

Комплекс игр направленных на развитие зрительной и слуховой памяти.

Обратимся к такой деятельности детей младшего школьного возраста, как игра Игра — это любимый вид деятельности детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста, в которой они воспроизводят все моменты человеческих отношений. Игра позволяет в непроизвольной, увлекательной форме осуществить сложные процессы ознакомления, отражения, закрепления, сохранения, и в дальнейшем воспроизведения информации. Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья в игровой форме позволит встать им на качественно новую ступень развития, новых возможностей и перспектив социализации в обществе. Несомненно, естественным и эффективным способом познания окружающего мира, развития памяти ребенка 7-8 летнего возраста остается игра. В целях решения образовательных и коррекционно-развивающих задач целесообразно использовать естественное желание ребенка играть и в младшем школьном возрасте. Игра — есть труд, серьезная форма развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки.

Огромное влияние оказывает игра на развитие памяти интеллектуально-пассивных детей, детей с ослабленным здоровьем. С одной стороны — игра — средство моделирования окружающей действительности, с другой — один из эффективных приемов развития памяти у детей. Взрослый создает игровую ситуацию, учитывая психофизические и интеллектуальные возможности ребенка. Игра может быть настольно-печатной, подвижной, музыкальной, но в каждом случае осуществляется в тесном контакте со взрослым. Центральным звеном в организации игры является создание активной творческой зоны, непосредственно развивающей игровой среды, в которой ребенок получит возможность выполнять игровые действия, осуществляя развитие различных видов памяти (двигательную, эмоциональную, слуховую, зрительную, тактильную). Обязательные элементы при организации игры с детьми школьного возраста 7-8лет с ослабленным здоровьем — это многократные повторения, частая смена деятельности. У детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает быстрая утомляемость, ослабленное развитие психических процессов, замедленное восприятие. Взрослому для успешной организации и качества игры необходимо учитывать: что запомнит ребенок и как запомнит. Соответственно создать творческую игровую ситуацию, вызвать у ребенка эмоциональный отклик, интерес, обеспечить ребенку в процессе игры поисковую ситуацию, объяснить ребенку игровые правила, обеспечить игру дидактическим наглядным игровым материалом. Отклик ребенка, интерес проявляется в мимике, жестах, движениях, речи, желании действовать и продолжать игру. Важно организовывать увлекательные и познавательные игры с ребенком целенаправленно и систематически! В игре создаются условия, когда ребенок может при многократных повторениях определенных действий, накапливать информационный багаж при эмоционально положительном отношении к поставленной учебной задаче. Игра включает в себя развивающую цель, игровые правила и действия. Игру организует взрослый и остается с ребенком полноправным участником, направляя игровые действия ребенка или группы детей. Взрослому необходимо проявить заинтересованность в игре, соучастие, чтобы вызвать эмоциональный отклик у ребенка, интерес, желание продолжать игру. Современные формы воспитания нацеливают на новые подходы к развитию ребенка — с новыми личностно-ориентированными отношениями, в которых отношения «взрослый — ребенок» приобретают новый статус.

3. Игры и упражнения по коррекции и  развитию  памяти.

«Слушай и исполняй

Цель: Развитие моторно-слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации. 

Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

«Чудесные слова.»

Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время ребенку повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти.

«Чего не стало

Цель: Развитие зрительной памяти.

На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает .

«Найди сам.»

Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек , поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки ребенок может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего школьного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти).

«Слушаем и рисуем»

Цель: развить слуховую память и внимание.

Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуйте предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра - вторая,

В жёлтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрешка -

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.

Цель: развить слуховую память и внимание.

Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точноотражающий его содержание.

В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепилих из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий -  совсем крохотный. Руки первого и второго -  снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.

«Прогулка в картинках»

Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.

Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно.

По возвращении в школу попросите ребенка нарисовать то, что запомнил.

На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др.

«Разрезанные картинки»

Цель: развить зрительную память, восприятие.

Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая - разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календари, открытки.

Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

«Какой игрушки не хватает?»

Цель: развить зрительную память и внимание детей.

Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем  попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: "Какой игрушки не хватает?"

игру можно усложнить.

- увеличив количество игрушек;

- ничего не убирая, только менять игрушки местами.

Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака.

Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

«Опиши игрушку!»

Цель: развить непроизвольную образную память.

Ход игры: предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства.

Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

«Игра на развитие слуховой памяти»

 Медленно и лишь один раз читают ряды слов.  Задача ребенка - запомнить их в каждом ряду в том же порядке, а затем произнести вместе лишь первые буквы из ряда слов. СЫН, ОБЛАКО, КОШКА - получается закодированное слово СОК.

-МАМА,  ИСКРА,  РОДИНА

-КРАСКА,  РОМАШКА,  ЕДА,  МОРЕ

-ГРАЧ, ОБЛАКО, РЕКА, АПЕЛЬСИН

-СОН, ВАТА, ЕЛЬ, ТЕМА

« Найди предмет»

В эту игру особенно хорошо играть на прогулке, но можно таким образом и скрасить время вынужденного ожидания: например, в очереди к врачу.

Задача – найти вокруг и назвать предметы какого-нибудь определенного цвета или формы. Например, круглые: колеса у машин, глаза у кошки, камешки на дороге…

«Забывчивый художник»

Забыл этот художник нарисовать одну важную деталь в своем рисунке. А рисовал он хорошо знакомый ребенку предмет. Человек на рисунке без носа… дом без окон… собака без хвоста. Остается только просить помощи у нашего малыша, чтобы понять, чего же не хватает на картинке. Пускай сам ребенок и нарисует недостающее. Со временем склероз у художника будет прогрессировать… он станет упускать в рисунке более мелкие детали, отсутствие которых труднее заметить.

« Непривычный предмет»

Заранее вносим в комнату какой-либо новый предмет из другого помещения. Для 7-8 летнего ребенка он должен быть крупный, хорошо видный: кастрюля, стул из соседней комнаты или полотенце из ванной. Разместим его на видном месте. Спросим малыша, что появилось в комнате и откуда этот предмет. Если размеры предмета это позволяют – попросим отнести его на положенное место.

А уже со временем можно усложнить игру. Предметы будем использовать уже менее заметные и разместим в укромных местах. Это может стать традиционной утренней забавой для ребенка – проснувшись, найти «гостей» в своей комнате. Родителям только останется вечером или до пробуждения ребенка помочь этим пришельцам проникнуть в детскую.

«Кто знает больше»

 Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, – 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

«Магазин»

 Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

                         

     4.  Требования к играм.

  • процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятие, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта как свет, форма, величина, пространственное расположение и т.д.;
  • процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции:  анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств предметов;
  • должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, в процессе игры необходимо обеспечивать рационально сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей;
  • необходимо обеспечивать развития самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализа ошибок;
  • игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэтому строится с учетом выделенных этапов этого процесса.

  7-8 летний возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Рассматривая вопрос о характеристике памяти, как познавательного процесса было установлено, что память можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни человека функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Очень важно при развитии психического процесса — памяти интеллектуально-пассивных детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья учитывать психологические факторы: поддерживать детей в игре, внушать им чувство уверенности в своих способностях, возможностях, развивать чувство лидерства, давать детям яркие игровые роли, помогать преодолевать коммуникативные трудности застенчивым, малоактивным детям.

В таких условиях, возможно  значительно улучшить показатели развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Не следует заниматься заучиванием с ребенком, механической тренировкой памяти, достаточно заинтересовать и организовать совместно с ребенком увлекательную игру. Ребенок с благодарностью вспоминает счастливые минуты, проведенные вместе со взрослым за увлекательной игрой. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувство радости. Рассматривая вопрос о методах и приемах развития памяти, было выявлено, что существует много путей и способов развития памяти детей дошкольного возраста, а также различные игры и упражнения. Таким образом, память представляет собой наиболее важный познавательный процесс, способствующий всестороннему развитию личности ребенка.

         5. Литература

  1. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и всопитание. – М.:Прсвещение,2003.
  2. Филичева Т.Б., Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. Программно-методические рекомендации. М.: 2009
  3. Ткаченко Т.А., Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет».М., 2008
  4. Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи С-Пб., 2003
  5. Маркова Л.С.Методическое пособие «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005
  6. Маркова Л.С., Организация коррекционно - развивающего обучения дошкольников с ЗПР. Практическое пособие. М, 2005
  7. . Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. – М.: Владос, 2001.
  8.  Рогов Е.И. Р59 Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1:
  9. 10. Жировина Л.Ф. Развиваем память детей// Ребенок в детском саду.- 2010