Артикуляционная гимнастика

Уважаемые родители!

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

 

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

 

  1. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?  Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  1. Гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут.

 

3.     Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.

 

4.     Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания. Не пытайтесь выполнить все упражнения за 1 раз. Это утомит ребенка и он потеряет интерес.

 

5.     Каждое упражнение выполняется по 5 раз. Статические упражнения выполняются по 5-10секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

 

6.     Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.

 

7.     После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию), без зеркала, ориентируясь на свои ощущения.

 

8.     Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

 

Необычная упражнения на развитие речевого аппарата.

Что нужно делать:

* жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

* жевать сырые овощи (редис, морковь);

* лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для того, чтобы сделать язычок широким);

* полоскать рот;

* жевать боковыми зубами;

* лизать эскимо.

 

Прилагаемая презентация поможет Вам в занятиях с Вашим малышом!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika2.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК ДЕЛАЕТ ЗАРЯДКУ Подготовила учитель-логопед ДОУ №907 Мургина Е.Е.

Слайд 2

УЛЫБКА Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.

Слайд 3

ЗАБОРЧИК Губы в улыбке, зубы сомкнуты и видны. Удерживать на счет. Широка Нева-река, и улыбка широка. Зубки все мои видны — от краёв и до десны

Слайд 4

ОКОШКО (БЕГЕМОТ) Губы в улыбке, рот открыт, зубы видны. Удерживать на счет. Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит.

Слайд 5

ТРУБОЧКА (ХОБОТОК) Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Удерживать на счет. Я слегка прикрою рот, губы – «хоботком» вперед. Далеко я их тяну, к ак при долгом звуке: У – у – у …

Слайд 6

БУБЛИК Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Удерживать на счет .

Слайд 7

ЧЕРЕДОВАНИЕ (улыбка, трубочка, окно) Улыбается ребёнок, Хобот вытянул слонёнок. Вот зевает бегемот, Широко открыв свой рот

Слайд 8

БЛИНЧИК (ЛОПАТКА) Немного приоткрыть рот, в улыбке. Спокойно положить язык на нижнюю губу. Удержать на счет. Поперёк улыбки лёг Отдыхает язычок.

Слайд 9

ЛОПАТКА КАПАЕТ Немного приоткрыть рот, в улыбке. Спокойно положить язык на нижнюю губу. Кончик языка то поднимать вверх, то опускать вниз.

Слайд 10

ВЕТЕРОК ДУЕТ С ЛОПАТКИ Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и спокойно подуть посередине языка. Дую, дую на «лопатку», Чтоб была широкой, гладкой

Слайд 11

МЕСИМ ТЕСТО Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя …

Слайд 12

НАКАЖЕМ ЯЗЫЧОК Положить широкий язык на нижнюю губу, продвигая его вперед и назад, прикусывать зубами. Выдвигаю свой язык, чтоб лениться не привык. И от кончика до корня я кусаю всё проворней.

Слайд 13

РАСЧЕСКА Улыбнуться Закусить язык зубами «Протаскивать» язык между зубами вперед – назад, как бы «причесывая» его. С волосами я дружу, их порядок привожу. Благодарна мне прическа, а зовут меня расческа.

Слайд 14

ЁЖИК (КАТУШКА) Кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперед и убирать вглубь рта. Серый ёжик весь в иголках, Словно он не зверь, а ёлка. Хоть колюч молчун лесной - Ёжик добрый, а не злой.

Слайд 15

ЧАСИКИ Рот приоткрыт в улыбке. Кончиком языка дотрагиваться то до одного уголка рта, то до другого. Тик-так, тик-так. Все часы идут вот так!

Слайд 16

КАЧЕЛИ / качели за зубами 1.Рот открыт. Языком тянуться к верхним и нижним резцам. 2. Рот открыт. Языком тянуться к носу и подбородку.

Слайд 17

ЧИСТИМ ЗУБЫ (нижние и верхние) Рот открыт в улыбке. Провести кончиком языка по внутренней поверхности верхних и нижних зубов.

Слайд 18

ПАРУС Широкий язык поднять вверх на альвеолы верхних зубов. Удерживать на счет.

Слайд 19

МОЛЯР Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. Язык — как кисточка моя, И ею нёбо крашу я.

Слайд 20

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Как будто варенье лежит на губе — Слижу побыстрее в ротик к себе.

Слайд 21

ГОРКА ( киска сердится) Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении на счет. Улыбаюсь, рот открыт — там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, горку нам изобразит.

Слайд 22

ВЕТЕР ДУЕТ С ГОРКИ С горки дует ветерок, И несёт он холодок.

Слайд 23

ЧАШЕЧКА Улыбнуться, открыть рот, немного выдвинуть язык вперед и приподнять кончик и края языка в виде чашечки. Улыбаюсь, рот открыт: там язык уже стоит. К зубкам подняты края — вот и «чашечка» моя

Слайд 24

ЛОШАДКА Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть неподвижна. ЦОКАЙ ГРОМЧЕ ЯЗЫЧОК, ЧТОБ НИКТО ДОГНАТЬ НЕ МОГ.

Слайд 25

ГРИБОК Рот открыт верхнюю поверхность языка присосать к небу. Удерживать на счет.

Слайд 26

ГАРМОШКА Рот открыт. Язык присосать к небу. Удерживая язык в таком положении открывать и закрывать рот. Присосу язык на нёбо, А теперь смотрите в оба: Ходит челюсть вверх и вниз — У неё такой круиз.

Слайд 27

КУЧЕР Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышится характерный звук «тпру». Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Язык будет вибрировать вместе с губами.