обобщение опыта работы

Пашина Екатерина Валентиновна

Наши дети живут в обществе, где необходимо ежедневно получать информацию, оценивать  и перерабатывать её.Поэтому возникает необходимость научить детей компетентностному подходу к решению данной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

Наши дети живут в информационном обществе, где необходимо ежедневно получать информацию, оценивать и перерабатывать её. Поэтому возникает необходимость научить детей компетентностному подходу к решению  данной проблемы.

    Процесс обучения не может быть успешным без вооружения учащихся системой умений и навыков учебного труда.

В этом учебном году мы запланировали и провели различные мероприятия, где дети отрабатывали умения и навыки учебного труда. Вот несколько примеров:

  1. Наш класс принял участие в шествии «Бессмертного полка». Читая книги о войне, ребята задумались как жили их родственники в годы войны, стали искать информацию о них, нашли фото, узнали как зовут ….Возник интерес и как следствие появилась потребность рассказать о подвиге дедов.9 мая собрались на парад( 26 из класса с каждым родители)
  2.  Работали над проектом «Карта мира» изучали легенду карты, что есть на планете, постепенно собрали свою карту.
  3. Защита индивидуального проекта «Безопасный путь из дома в школу»
  4. Накопительные папки
  •       По программе предмета «Окружающий мир» теме «Зона лесов умеренного пояса» отведен всего 1час. Это, по моему мнению, непростительно мало. И в то же время я понимаю, что перегрузка детей – это тоже проблема современной школы. Решая множество проблем, я стала перестраивать программу по всем предметам, объединяя темы в одну.

Теперь  тему «Лесная зона» мои ребята изучали на русском языке (мы пишем диктанты о насекомых, животных, растениях). Знакомясь с темой «Безударные гласные в корне слова», мы работали с текстом о муравьях. Эта информация дополнялась на уроке окружающего мира, а затем на уроке литературного чтения ребята изучали текст «Муравьи-строители». Каждый ребенок имел возможность найти сведения о данных насекомых. Дети получали, например, такие  задания:

  • Рассмотри схему «Взаимосвязи рыжего лесного муравья с другими обитателями леса». Расскажи об экологических связях в зоне лесов.
  • Нарисуй одно животное леса, составь с ним 2-3 пищевых цепи.
  • Подумай, что дает лес человеку. Попытайся составить схему.

Затем ребята обсуждали, анализировали составленные схемы. Сравнивали со схемой учителя, дополняли или перерабатывали свою схему.   Выполняли  различные работы, посвященные теме «Лес», на уроках математики (например, решали задачи, используя данные о массе животных, количестве потомства…) На уроках ИЗО и труда также выполняли рисунки, поделки по данной теме.

Аналогичная работа ведется, например, по теме «Мы идем в гости». Она началась  на занятиях  внеурочной проектной деятельности. В  классе был объявлен  проект «Мы идем в гости». Каждый ребенок приглашал к себе в гости одноклассников, предварительно обсудив это с родителями. Дети приняли этот проект с восторгом,  ведь всякому хотелось показать себя, приоткрыть дверцу своего сокровенного мира, узнать о друге больше. Родители  немного настороженно приняли эту весть, почти все отнеслись к проекту очень ответственно, в итоге даже с удовольствием общались с одноклассниками своих детей. Во время проекта в классе прошли занятия по этикету, интеллектуальная игра, где ученики разрабатывали критерии оценки умений  приятного гостя. После  похода в гости мы обсудили впечатления от проекта, поделились собственными наблюдениями, постарались подвести итоги. Ребята готовили творческие стенгазеты, показывали интересные презентации, всем непременно хотелось рассказать, какие у него были замечательные гости. Эта тема поднималась и на уроках математики, где дети совершали покупки для праздничного стола, и на уроках русского, где ребята писали сочинения «Зачем люди ходят в гости», придумывали истории «Как я побывал в гостях», на уроках окружающего мира – побывали в гостях у народов Европы. Сейчас класс готовится пойти в гости к ребятам-сиротам из детского дома, для этого ученики готовят спектакль «Зайкина избушка», ведь в гости идти надо с подарком.

Во всем этом я вижу определенную пользу: дети стали более открыты,  общительны, многие подружились, научились выбирать необходимую информацию, а главное договариваться, слышать не только себя, но и товарища. Теперь у каждого ребенка имеется индивидуальная папка, в которой накапливаются различные работы по данной теме. Дети  самостоятельно ведут поиск информации, оформляют  страницы, т.е. являются составителями собственной энциклопедии. Часто ребята делятся друг с другом какой-либо идеей, обсуждают её, предлагают свои варианты работы с данными. А это уже выход за рамки предметных знаний. Следовательно, данная деятельность ведет к формированию универсальных учебных умений, способствует раскрытию творческих начал в ребенке.

Формируется личность, способная взаимодействовать с миром.

Пашина Екатерина Валентиновна

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

МАОУ «СОШ №12 с углубленным изучением немецкого языка города Перми»