"Учитель года Танды 2021"
материалы к конкурсу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе "Что я могу изменить в себе, чтобы изменить образование к лучшему" | 16.29 КБ |
Методическая мастерская | 876.5 КБ |
Классный час | 61 КБ |
Мастер-класс | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
на тему: «Что я могу изменить в себе, чтобы изменить образование к лучшему?»
Я рада и горда, что родилась, выросла в благодатной земле, в одном из красивейших регионов России – в Республике Тыва. В последнее время по проведенному рейтингу уровня благосостояния жителей все чаще говорят о бедности нашего региона. Я как патриот своей страны трепетно отношусь к такому решению, волнуюсь, переживаю. Ведь мы знаем, что наша Тува – богата своими природными ресурсами, полезными ископаемыми, культурной наследией страна, удивительна тем, что в маленькой Туве есть высокогорные яки, жители пустынных мест верблюды, обитатели тундр – олени. Вроде такого не должно быть, так как в своих недрах наша земля хранит почти всю таблицу Д.Менделеева. В голове рождаются много вопросов: Почему богатство нашей страны не влияет на наш уровень благосостояния? Что нужно сделать, чтобы выйти из такого состояния? Понимаю, государство находит все возможные пути решения, разрабатывают очень хорошие, приемлемые для уклада нашей жизни губернаторские проекты, создает условия для экономического развития страны. Но, мне кажется, работы одной власти мало. В связи с этим я часто задавала вопрос себе: Что я могу сделать для развития своей малой Родины? Перед тем как что то делать надо уметь. А что я умею делать? Считаю, что роль системы образовании в развитии страны велик. Будущее страны находится в руках учителей: дети воспитываются в детских садах, учатся в школах. Начинать нужно со школы и с себя. Как говорится: «завтра мы будем жить так, как мы учим и воспитываем сегодня» Поэтому от ежедневной работы учителя зависит будущее страны. В настоящее время государство ставит перед школой ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. Из школы должны выпускаться готовые к жизни, конкурентно-способные, целеустремленные, грамотные, стрессоустойчивые, умеющие ориентироваться во всех случаях жизни граждане. Чтобы достичь результатов, поставленных задач нужны умеющие высококвалифицированные специалисты, преданные своему делу учителя. Именно учитель должен помочь ученику проявить свои лучшие качества. Учитель сможет и должен увидеть ученика сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями и помочь раскрыть свои способности, талант, тягу к конкретным предметам, что может послужить залогом успешности в дальнейшей жизни. Я согласна со словами В.О.Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Чтобы зажечь свечу у ребенка, надо самой быть путеводною звездой, без любви, без желания учить учащихся достичь результатов будет сложно.
Чтобы ответить на вопрос «Что я могу изменить в себе, чтобы изменить образование к лучшему?» Думаю, моей школе еще нужны изменения, так как за последние годы школа преобразовывается, имеются современные кабинеты Цифровой образовательной среды, интернет, появляются возможности организации учебного процесса по-современному, в ногу со временем. Изменения нужны в каком плане? Все куда-то спешим, все на ходу –отчеты, цифры, рейтинги, а ученики, иногда остаются на стороне. Нужно остановиться и сосредоточиться на главном – учить учиться, вникая во все проблемы детей. Нехватка времени – это отговорка, мы уже потеряли многое в погоне за «качеством».
«Что я могу?», «Что мне делать?» Начинать нужно с себя. Уже по-другому начну строить диалоги с учащимися, буду помогать ребятам учиться самостоятельно принимать решения, учить их верить в себя, ведь каждый из них – одаренный ребенок, нужно только разглядеть этот дар. Главное – повысить их мотивацию, чтобы каждый понимал, для чего он учится, какого результата он сможет достичь. И еще я считаю, важно научить правильно работать в группах, т.к. эта форма работы развивает навыки мышления, речь, умение слышать и слушать. «Мотивация» и «Работа в группах» - это те направления в обучении, которые помогут и в развитии критического мышления, и в оценивании.
Основа системы образования – это учителя. Если мы изменим подход к обучению, измениться и система. Конечно, я рассчитываю на помощь и поддержку коллег, которых я буду стараться увлечь новыми подходами в обучении. Я уверена, поддержка и понимание будет. Есть у нас в школе талантливые педагоги, которые критически относятся к своей работе и понимают, что традиционные формы и методы преподавания уже не актуальны, они не отвечают и запросам современного общества, наши выпускники, если и знают, но не могут применить-вот главная наша проблема.
Я уверена, что у меня получится и я обязательно применю свои знания на практике, потому что все, о чем мы говорили на занятиях – правильно и направлено конкретно на ученика, которого нужно понимать, слышать, учить мыслить критически, а не предлагать ему готовые решения. И нужно учить по-другому – наблюдая, думая, рефлексируя.
А изменения в системе образования страны нужно начинать на местах, в школах, в себе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Атмосфера на занятии стимулирует творческое саморазвитие личности ребенка. Постулаты: - все способны; - каждый имеет право высказать свою точку зрения; - уважение мнения партнера; отсутствие официального оценивания; - важно не только то, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем Основная задача мастера – подарить ученику радость открытия. Как начинающий педагог русского языка большое внимание уделяю на построение уроков, на личностно-ориентированный подход к каждому ученику.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода уроки «открытия» нового знания; На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия. уроки рефлексии; На уроках рефлексии учащиеся закрепляют построенные надпредметные знания, вырабатывают практические умения и навыки их применения и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их . уроки общеметодологической направленности; Уроки построения системы знаний посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала. уроки развивающего контроля. Целью уроков развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Алгоритм конструирования урока выделить и сформулировать новое знание; смоделировать способ открытия нового знания; вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания; определить необходимые ЗУНы и способы их повторения; подобрать упражнения для этапа актуализации (согласно необходимых ЗУН и мыслительных операций); смоделировать затруднение и способ его фиксации; смоделировать диалог или проблемную ситуацию; составить самостоятельную работу и обоснованный эталон; определить приёмы организации первичного закрепления; подобрать задания на этапе повторения по уровням трудности; провести анализ урока по конспекту; внести коррективы в план-конспект.
Структура учебной деятельности Мотивы Учебная цель Планирование деятельности по достижению цели Учебные действия по «открытию» и освоению общих способов решения учебной цели и приемов определения условий их применения Контроль Оценка
Структура уроков введения нового знания в рамках деятельностного подхода Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог урока ).
Проводить УРОКИ-МАСТЕРСКИЕ: В мастерской исключается официальное оценивание работы ученика. Мастер его не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал. Происходит самооценка учащегося с последующей самокоррекцией через афиширование и работу в группах.
Проводить уроки, связанные с жизнью: Когда начинаешь урок с близкой для учащихся темой, пробуждается мотивация к уроку, тем самым создаешь условия ситуации успеха.
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ с.Кочетово
Классный час по теме:
«В дружбе – сила!»
5 класс
Учунак Орланмай Александровна,
учитель русского языка и литературы
Классный час "В дружбе – сила!"
Настоящий друг везде
Верен: в дружбе и в беде;
Грусть твоя тревожит.
Ты не спишь-он спать не может,
И во всём, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
В. Шекспир
Цели:
Расширить знания учащихся о взаимоотношениях людей, о дружбе.
Развивать мышление и речь учащихся.
Способствовать сплочению классного коллектива.
Воспитывать у учащихся умение дружить по-настоящему
Ход классного часа.
I.Тема нашего классного часа: «В дружбе – сила». (звучит песня «Дружба крепкая не сломается»).
Сегодня мы будем обсуждать несколько важных вопросов:
1.Как вы понимаете слово «дружба»? (Дружба – это отношения между людьми на основе доверия и уважения, общих интересов, духовной близости.)
2.Кто такой друг?
3.Кто может быть другом?
4. Что значит дружить?
5. Как вы думаете, есть ли определенные правила или законы дружбы (Да…)
Итак послушаем притчу о дружбе Гвозди. О чём идёт речь? - О дружбе и любви.
II. Работа с пословицами. (звучит песня «КОГДА МОИ ДРУЗЬЯ СО МНОЙ»)
Во все времена, у всех народов высоко ценились дружба, верность и преданность. “Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг”,- писал Шота Руставели в двенадцатом веке. Нет народа, у которого не было бы легенд и пословиц о дружбе. А вы, ребята, знаете пословицы о дружбе
(Дети рассказывают пословицы, поговорки)
( Друзья познаются в беде. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Хороший друг ближе брата. Все за одного, а один за всех. Один в поле не воин. Нет друга, так ищи, а нашел береги. Семеро одного не ждут).
Обратите внимание на доску. Здесь написаны пословицы. Но, по-моему, в них что-то перепутано. Помогите разобраться.
Кто старых друзей забывает, а товарища выручай.
Сам погибай, тот новых не наживёт.
Дружба крепка не лестью, лучше новых двух.
Старый друг а правдой и честью.
А как вы понимаете смысл пословиц, которые вы видите перед собой на доске.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг, лучше новых двух. (Дети высказываются )
В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу в дружбе. Нет народа, у которого бы не было легенд, поговорок, пословиц о дружбе. Во все времена очень высоко ценились дружба, верность, преданность. Вот и мы вспомнили пословицы и поговорки о дружбе.
III. Беседа.
- Что же такое дружба? (Дружба- это когда люди интересуют друг друга, доверяют друг другу)
- А кто может быть другом, настоящим другом? (Тот, кто способен поддержать в трудную минуту, дать совет, может вместе с тобой порадоваться удачам) .Давайте прочитаем 105-е наставление из “Книги о воспитании” Каюма Насыри и сформулируем качества, необходимые для настоящего друга. [1]
Сто пятое наставление.
“Один мудрец сказал сыну: “О, сын мой, дружи, общайся, развлекайся с кем хочешь, сторонись только пятерых. Прежде всего, не связывайся со лжецом-слово лжеца подобно записи на воде. Он ненадёжен, всегда может оттолкнуть тебя и приблизить другого. Избегай также дружбы глупца и невежды. Глупец вроде и хочет помочь тебе, но на деле от всех его стараний-один вред. Не сходись с алчным человеком, потому что он постоянно будет рассчитывать на твои деньги. Беги прочь от скряги, эта дружба ничего не даст, кроме разорения. А случится пойти к такому за помощью- испытаешь позор и унижение. Особенно опасно оказаться со скрягой в пути. Обходи стороной также разиню и труса ,-с подобными приятелями ты никогда не познаешь покоя и благополучия”.
(Настоящий друг должен быть честным, справедливым, щедрым, внимательным, щедрым.)
IV. Как вы, ребята, понимаете такое выражение: “До дружбы надо вырасти”?
Как вы считаете, почему знаменитый философ Вольтер считал, что “глаза дружбы редко ошибаются”? (Друзья видят друг в друге не только хорошее, но замечают и недостатки.)
Видите, какой большой смысл вкладывается великими людьми в понятие “дружба”. Давайте и мы с вами будем подходить к этому слову с высокой меркой. Послушаем Притчу про 2-х мальчиков. О чём она? О настоящей дружбе, о том ,что хорошее надо помнить , а плохое стараться забывать.
V. Правила дружбы.
Ребята! Мы с вами выяснили, что такое дружба, что значит дружить, кто такой друг, а сейчас давайте все вместе попробуем сформулировать правила, законы дружбы. Дети дают свои ответы ,затем открывается плакат
“Законы дружбы” Слайд 9,10,11,12
Один за всех и все за одного.
С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.
Не ябедничай, лучше помоги.
Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
Помоги другу в беде.
В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
Конечно, существует много законов дружбы, но это-основные. Если вы станете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.
YI. Послушаем Песню из м/ф «Тимка и Димка», 1976. Слова М. Пляцковского , музыка Б. Савельева.
VII. Ученики читают стихотворение “Друзья”.
Мы с соседом – Верные друзья.
Он получит двойку –Получаю я.
Вместе мяч гоняем,- Вместе лёд грызём,
На уроке пения - Громче всех поём.
Он залез в малину – Я малину рву.
Он порвёт штанину - Я свою порву.
Мы всегда весёлые, Мы навек друзья.
Потеряй он голову- Потеряю я.
Правильно ли мальчики понимают, что такое дружба?
А девочки покажут вам небольшую сценку. Посмотрите внимательно и попробуйте ответить на вопрос: “Какой закон дружбы нарушила Муся?”
VIII. Навестила (сценка исполняют 2 девочки)
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
- Пойди и узнай, что с ней. Может, она больна? Может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала Валю в постели, она лежала с завязанной щекой.
- Ох, Валечка! -сказала Муся, присаживаясь на стул .-У тебя, наверное, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв, и знаешь, бабушка как раз уехала, мама на работе...
Моя мама тоже на работе, -сказала Валя. - А мне надо полоскание...
Ох, Валечка, мне тоже давали полоскание, и мне стало лучше, как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая...
Валя оживилась и закивала головой.
Да, да, грелка... Муся, на кухне стоит чайник...
Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!- Муся вскочила и побежала к окну.
Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю ,долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе, обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму
(Муся нарушила закон “Помоги другу в беде”.)
Будем мы так поступать, навещая больного товарища?
IX. Закрепление темы .
Игра «Круг пожеланий!» (звучит песня Чирик чик чик)
Учащийся на листочке пишет пожелание, загибает полосочку листа (так, чтобы не было видно надписи) и передаёт другому учащемуся. В листочке должен каждый написать пожелание (листок передаётся). Когда лист возвращается хозяину, он зачитывает пожелания и оставляет себе на память.
Ребята, а теперь давайте поговорим о дружбе, об отношениях друг с другом, можно ли разрешать споры при помощи кулаков? (выступления детей) .Я считаю,- сказала одна девочка,-что нам в первую очередь надо говорить о внимательности друг к другу. Ведь это самое главное.
А что такое внимательность?-спросил учитель.
Это когда один человек помогает другому, когда замечают, плохо тебе или хорошо, проявляют чуткость.
А всегда ли мы заботливы к другим или только заботимся о своём благополучии? -снова задал вопрос учитель и попросил вспомнить какой-нибудь пример, когда в классе по отношению к нему проявили заботу и чуткое отношение.
Когда я получил двойку, меня поддержали одноклассники,-сказал один ученик.
Когда меня обозвали, за меня вступились,-сказал другой.
Кто-то вовсе не нуждается в поддержке одноклассников.
- Как видите, примеров внимательного отношения друг к другу вы привели немного. Значит, в нашем классе не хватает самого главного-заботы, доброты, чуткости по отношению друг к другу.
Почему же это происходит? Вы ответили, что причина в неумении считаться с другими, в том, что каждый их вас думает в первую очередь о себе. А если вы смогли это увидеть, значит, вас не совсем устраивают отношения в нашем коллективе.
Так что же делать , чтобы класс был дружный?
- Мы должны поддерживать друг друга в беде.
-Мы не должны обижать друг друга, а тем более бить.
-Мы должны понимать друг друга и уважать.
-Мы должны уметь слушать и слышать друг друга.
-Мы не должны смеяться над ошибками своих одноклассников, нужно помогать товарищам.
-Мы не должны предавать друг друга.
Если мы будем следовать эти правилам, мы будем сильными, непобедимыми. И все, глядя на вас, сделают вывод, что в дружбе- сила.
X. Заключительное слово.
Давайте, ребята ,вместе и каждый подумаем над всем сказанным и те предложения, которые вы внесли в конце нашего творческого рассказа, будем стараться воплощать в жизнь. И начнём мы с того, что улыбнёмся друг другу и скажем стоящему рядом с вами товарищу комплимент.
А подарки вы получать любите? Давайте подарим друг другу “Песню о дружбе” (сл. В. Потоцкого, муз. В. Иванова.) Исполнение «Песни о дружбе» .
XI. Подведение итогов урока.
Дружба – это когда люди хотят быть вместе друг с другом, когда они интересуют друг друга, доверяют. Дружба возможна при соблюдении определенных законов, важнейшими из которых являются уважение друг к другу, умение признавать свои ошибки, терпимость.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Всем нужны друзья.
1.Мне не нужно ни игрушек,
Ни цветных карандашей,
Потому что у кормушки
Поселился воробей.
Только слушался бы лучше
Этот хитрый озорник.
Я решил на всякий случай
Птичий выучить язык.
Припев:
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик,
Всем нужны друзья.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик,
Даже воробьям.
2.Очень трудная работа -
Дрессировка воробья
Сколько вкусных бутербродов
Искрошил в кормушку я.
Но зато в районе нашем
Удивляется народ -
Воробей вприсядку пляшет,
Бьёт в ладоши и поёт.
Припев.
3.С ним мы делимся обедом,
Как положено друзьям.
Расчирикал он об этом
Всем знакомым воробьям.
Я им крошек дам послаще.
И недели не пройдёт -
Все увидят настоящий
Воробьиный хоровод.
Припев.
Если с другом вышел в путь, Из кинофильма «По секрету всему свету». Слова М. Танича, музыка В. Шаинского.
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога!
Без друзей меня чуть-чуть,
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много!
Припев:
Что мне снег, что мне зной,
что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной?
Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной?
Там где трудно одному,
Там где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами.
Где чего-то не пойму,
Где чего-то не пойму,
Разберём с друзьями!
Припев:
Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной?
Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной?
На медведя я, друзья,
На медведя я, друзья,
Выйду без испуга,
Если с другом буду я,
Если с другом буду я,
А медведь без друга!
Припев: Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной?
Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной?
Повтор I куплета и припева (2 раза).
“Песню о дружбе” (сл. В. Потоцкого, муз. В. Иванова.)
Ты да я, да мы с тобой.
Ты да я, да мы с тобой.
Здорово, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы наверное Земля.
Ты да я, да мы с тобой.
Ты да я, да мы с тобой.
Землю обойдём, потом махнём на Марс.
Может у оранжевой речки
Там уже грустят человечки,
Оттого, что слишком долго нету нас.
Ты да я, да мы с тобой.
Ты да я, да мы с тобой.
Нас не разлучит никто и никогда.
Даже если мы расстаёмся,
Дружба всё равно остаётся,
Дружба с нами остаётся навсегда
Песня из м/ф «Тимка и Димка», 1976. Слова М. Пляцковского , музыка Б. Савельева.
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлить водой» – шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту –
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту –
Вот что значит настоящий верный друг.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«ОЧЕНЬ КРАСИВАЯ МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА ВЗОШЛА НА ПАЛУБУ ПАРОХОДА. ПАССАЖИРЫ ВСЕХ КЛАССОВ ЗАМЕРЛИ ОТ ВОСТОРГА И ВОСХИЩЕНИЯ, ГЛЯДЯ НА НЕЕ. МОЛОДЫЕ МУЖЧИНЫ ЖДАЛИ ЕЕ УЛЫБКИ И МОМЕНТА, КОГДА ОНА ЗАГОВОРИТ… И ОНА, ПОТЕРЕВ СПИНУ О КОСЯК ДВЕРИ, ВЫТЕРЕВ БЕЛОСНЕЖНЫМ ПЛАТКОМ ПРЕКРАСНОЕ РАЗГОРЯЧЕННОЕ ЛИЦО, ЗАГОВОРИЛА: - УФ, ЖАРИШША КАКАЯ! ДА ИШО КАРАСИНОМ ВАНЯИТ… ЛЮДИ, ВОСХИЩЕННЫЕ И ОДУХОТВОРЕННЫЕ КРАСОТОЙ ЖЕНЩИНЫ, ВДРУГ ПОНИКЛИ И, РАЗОЧАРОВАННЫЕ, ВЕРНУЛИСЬ К СВОИМ ДЕЛАМ.» М.ГОРЬКОГО
Экология языка - экология нравственности Экология – от греческого «дом», «жилище»
ЧТО ВХОДИТ В ПОНЯТИЕ « ХОРОШАЯ РЕЧЬ»? Почему кольца “Точность”, “Выразительность”, “Чистота”, опираются на кольца “Богатство” и “Уместность”, а не наоборот?
БОГАТОЙ СЧИТАЕТСЯ РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ОБЛАДАЕТ ОБШИРНЫМ СЛОВАРНЫМ ЗАПАСОМ, УМЕЕТ СОЕДИНЯТЬ СЛОВА, ПРИДАВАЯ ИМ ПРИ ЭТОМ РАЗЛИЧНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ОТТЕНКИ, ВЛАДЕЕТ ВСЕМ РАЗНООБРАЗИЕМ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ И В УСТНОЙ РЕЧИ УМЕЛО ИСПОЛЬЗУЕТ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТОНАЦИИ.
УПРАЖНЕНИЕ №2 «МЫСЛЕТВОРЧЕСТВО» (УПРАЖНЕНИЕ ФОРМИРУЕТ УМЕНИЕ ОБЛЕКАТЬ СВОИ МЫСЛИ В СЛОВА, РАЗВИВАЕТ МЫШЛЕНИЕ, В ДАННОМ СЛУЧАЕ ПРОЦЕССЫ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.)
УПРАЖНЕНИЕ № 5 «УМЕСТНО, НЕУМЕСТНО » ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД Я СПАС УТОПАЮЩЕГО. ВЫТАЩИЛ ЕГО НА БЕРЕГ ЧЕРНОГО МОРЯ. ЖИЛИ МЫ ТОГДА В УНИВЕРСИТЕТСКОМ СПОРТИВНОМ ЛАГЕРЕ. КО МНЕ ПОДОШЕЛ ТРЕНЕР И ГОВОРИТ: “Я О ТЕБЕ, ДОВЛАТОВ, СКАЖУ НА ВЕЧЕРНЕЙ ЛИНЕЙКЕ.” Я ОБРАДОВАЛСЯ. МНЕ НРАВИЛАСЬ ГИМНАСТКА ПО ИМЕНИ ЛЮДА. И НЕ БЫЛО ПОВОДА С НЕЙ ЗАГОВОРИТЬ. ВДРУГ ТАКАЯ УДАЧА. СТОИМ МЫ НА ВЕЧЕРНЕЙ ЛИНЕЙКЕ. ТРЕНЕР ГОВОРИТ: “ДОВЛАТОВ, ШАГ ВПЕРЕД!” Я ВЫХОЖУ. ВСЕ НА МЕНЯ СМОТРЯТ. И ЛЮДА В ТОМ ЧИСЛЕ. А ТРЕНЕР ПРОДОЛЖАЕТ: “ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! ЖИВОТ ВЫПИРАЕТ, ШЕЯ НЕРАЗВИТАЯ, ПЛАВАЕТ КАК УТЮГ, А ТОВАРИЩА СПАС!..” ПОСЛЕ ЭТОГО Я НА ЛЮДУ И СМОТРЕТЬ БОЯЛСЯ. (С. ДОВЛАТОВ )
РЕЧЬ – НЕ ГЕРБАРИЙ, А ЛУГ ВО ВСЕМ ЕГО МНОГОЦВЕТИИ И ЗАПАХАХ. И.А.ЕФИМОВ.