Проект "Свой край люби и знай"

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_svoy_kray_lyubi_i_znay.docx53.15 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект

На тему: «Свой край люби и знай»

2013 – 2014 гг

Инновационный проект на тему: «Свой край люби и знай».

Краткая аннотация проекта.

     Как объяснить дошкольнику, что история – это наука о нем, о том, что происходило и происходит вокруг него и его родственников, его семьи? Претворение в жизнь проекта «Свой край люби и знай» позволит воспитателям обратить внимание детей на связь каждого человека с историей родного города. Выполняя данный проект, воспитатель имеет возможность показать ребятам связь настоящего с прошлым, познакомить детей с легендарной стройкой века, способствовать возникновению гордости у дошкольников за свой город, за доблестный труд строителей и железнодорожников.

     Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности ребенка, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

     Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие, как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.

Гипотеза.

     Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

     Тип проекта: познавательный, групповой.

     Цель проекта:   формирование познавательных интересов детей через приобщение к культурному наследию города, знакомство с историей, местными достопримечательностями, воспитание чувства любви к своему городу, уважения и признательности к людям, прославившим город.

     Реализация проекта осуществляется по трем направлениям: дети, родители, педагоги ДОУ. По каждому направлению определены задачи способствующие достижения единой, общей цели.

     В проекте указаны принципы его успешной реализации, методы реализации.

     Задачи проекта:

  • Расширить и углубить знания детей и родителей о своем родном городе, его достопримечательностях;
  • Учить узнавать по картинкам, фотографиям родной город и уметь рассказывать о его достопримечательностях;
  • Поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться;
  • Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;
  • Расширить кругозор и обогатить словарный запас детей, развивать связную речь;
  • Воспитывать уважение к труду людей, создающих современный город, любовь и бережное отношение к городу;
  • Создание библиотеки по краеведению, патриотическому воспитанию и копилку тематических проектов;
  • Провести мониторинг уровня сформированности    знаний о  родном городе;
  • Разработать методические пособия по краеведению;
  • Обеспечить взаимодействие участников проекта с помощью информационно-компьютерных технологий.

     Участники проекта:  дети подготовительных к школе групп, родители, воспитатели МБДОУ ЦРР – детского сада № 5 «Сказка».

     Срок реализации: 1год, с сентября 2013года по май 2014года.

Основная проблема и её актуальность.

     Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

     Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих наш детский сад, мы выяснили, что многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

     Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом – это составная часть формирования патриотизма. Наша задача – углубить это чувство, рассказать о родном городе так, чтобы вызвать у ребенка чувство восхищения своей родиной, гордости и любви.

     Процесс приобщения дошкольников к гражданскому и патриотическому воспитанию достаточно сложный, требует продуманного отбора содержания знаний, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.

     Метод проекта является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у старших дошкольников любви к родному городу.

    Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

    Практическое значение  проекта заключается в составлении перспективных планов, методических рекомендаций для воспитателей по краеведению и  патриотическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления  с родным городом.

     Новизна и оригинальность заключается в создании системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления  с  городом Озёры, интеграция краеведческих знаний в системе воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др.

     Кадровый потенциал:

  • Старший воспитатель;
  • Воспитатели;
  • Родители;
  • Дети;
  • Музыкальный руководитель  
  • Инструктор по физической культуре;
  • Учитель – логопед;
  • Педагог – психолог.

     Принципы:

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

     Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан центр краеведения в группах, подобран материал об Озёрском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

     Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

     Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

     Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Озёры.


     Методы  и средства реализации проекта:

1. Изучение инновационных подходов в работе по данному направлению, обобщение имеющегося опыта ДОУ.

2. Проведение мониторинговых исследований для выявления представлений детей о родном крае; компетентности родителей в области краеведения.

3. Формирование электронного банка методических разработок, справочных и наглядных материалов по природному и культурно-историческому краеведению.

4. Проектирование образовательного процесса на основе интеграции содержания образовательных областей, детских видов деятельности и вовлечения родителей воспитанников в педагогический процесс дошкольного учреждения.

5. Создание благоприятной атмосферы: доброжелательность со стороны воспитателя.

1. Методы, повышающие познавательную активность:

- экскурсии по культурным и историческим местам г. Озёры;

- сравнения по аналогии и по противоположности;

- обсуждение, постановка проблемных вопросов и поиск ответов на них;

- чтение художественной литературы;

- рассказы взрослых об Озёрах, выдающихся земляках, истории и культуре родного края;

- рассматриванием картин, иллюстраций к книгам, фотоальбомов;

- просмотр видео, слайд программ;

- разнообразная деятельность (трудовая, исследовательская, проектная, моделирование и др.).

2. Методы, стимулирующие эмоциональную активность детей:

- сюрпризные моменты и элементы новизны;

- придумывание сказок и рассказов;

- воображаемые ситуации;

- игры;

- сочетание разнообразных методов, видов деятельности детей и взрослых во время одной непосредственно образовательной деятельности;

3. Методы развития творчества:

- игровые приемы;

- мотивирование детской деятельности;

- обогащение предметно-игровой среды дошкольного учреждения;

- разнообразная художественно-творческая деятельность.

     Прогнозируемый результат:

  1. Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы.
  2. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  3. Разработка методического и дидактического сопровождения по данному вопросу.

     Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Озёры, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя озерчанами. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

     Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

  1. Подбор исторической литературы.
  2. Подбор произведений русского народного творчества.
  3. Наличие подробных конспектов теоретических и практических занятий.
  4. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).
  5. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
  6. Дидактические, сюжетно-ролевые игры.
  7. Наличие наглядно-дидактических пособий, созданных с помощью ИКТ.
  8. Выставки книг, рисунков, поделок.
  9. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
  10. Наличие современных средств обучения (акустическая система,мультимедийное оборудование, программное обеспечение, видео и компьютерная техника).
  11. Наличие компьютерной, множительной оргтехники.
  12. Наличие цифрового оборудования (теле-, видео-, фотоаппаратура).

     Информационно-коммуникационное оснащение:

· Подключение к Интернету.

· Создание локальной сети.

· Создание и поддержка сайта.

· Оснащение участников проекта портативной компьютерной техникой.

· Наличие лицензионного программного обеспечения.

· Наличие мест свободного доступа к сети Интернет.

Сроки и этапы реализации проекта:

сентябрь 2013г – май 2014г

  № п/п

                   Этапы реализации проекта

       Сроки

                                      I.Аналитико-подготовительный этап

        1

Изучение и структурирование методических

материалов по краеведению.

Сентябрь 2013г

        2

Разработка мониторинга  сформированности    знаний о

 родном городе.

Сентябрь 2013г

        3

Проведение анкетирования родителей с целью определения:

-установления приблизительного уровня информированности об истории и природе г. Озёры;

-выявить образовательные запросы и готовность родителей участвовать в различных мероприятиях дошкольного учреждения.

-выявить знания родителей о героях-земляках, о знатных людях нашего района.

Сентябрь 2013г

       4

Разработать методические рекомендации по реализации проекта.

Сентябрь 2013г

     На данном этапе использовались следующие методы исследования:

-  наблюдения  за играми детей;

- диагностика представлений и отношения детей к родному городу;

- беседа с родителями,

- анкетирование  родителей,

- беседа с воспитателями.

     Данные анкетирования родителей показали, что они признают актуальность проблемы патриотического воспитания на основе краеведения, понимают важность и необходимость знакомства детей с родным городом («у детей возникает интерес к родным местам, желание беречь природу, появляется уважение и гордость к своему городу»).

     Многие родители  знакомят детей с достопримечательностями города, рассказывают о фабриках и заводах,  какая продукция выпускается на этих заводах, посещают вместе с детьми музеи, выставки.

     Родители удовлетворены работой детского сада по знакомству детей с родным краем и воспитанию патриотических чувств.

     Из беседы с воспитателями выяснили, что работа по краеведению ведется с детьми согласно перспективных планов, которые предусматривают разные формы работы с детьми (экскурсии по городу,  в музеи, тематические занятия, чтение художественной литературы и др.).

     Таким образом, можно сделать следующие выводы:

     В дошкольном учреждении ведется работа по ознакомлению детей с родным городом: имеются перспективные планы, систематически проводятся с детьми экскурсии по городу,  в музеи, тематические занятия, чтение художественной литературы.      Программное содержание занятий соответствует возрасту детей. Педагогами  ставятся задачи по привитию чувства любви и интереса к своему городу, по воспитанию у детей патриотических чувств, желания трудиться для себя и для других. 

     Родители знакомят детей с родным городом и хотят, чтобы дети знали о нем больше, но у них не всегда хватает времени, а также знаний о том, какую информацию давать детям, как правильно воспитывать патриотические чувства.

     В процессе работы над первым этапом нами были поставлены задачи:

     Разработать и внедрить систему педагогических мероприятий по формированию у детей  знаний о родном городе с опорой на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения  и разные виды детской  деятельности согласно возрастных особенностей детей.

  № п/п

                   Этапы реализации проекта

       Сроки

                                         II. Проектно-преобразующий этап

         1

Систематизация информации.

Октябрь 2013г

         2

Планирование совместной деятельности с детьми и родителями.

Октябрь 2013г

         3

Подобрать материалы, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Озёры и его достопримечательности».

В течение учебного года

        4

Составить перспективный план мероприятий.

Октябрь 2013г

        5

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

В течение учебного

        6

Расширение взаимодействия с объединениями (объединение развитие творческих способностей «Паутинка», объединение подготовка к школе, Центр детского творчества, Станция юных техников), учреждениями культуры (краеведческий музей, библиотеки).

В течение учебного

     Работа с детьми:

Образовательная область

Формы и методы работы

Социализация

  • Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница».
  • Дидактические игры «Кем быть».
  • Строительные игры «Мой город».

Познание

  • Составление творческих рассказов на темы: «Как я люблю Озёры», «Что мы знаем о городе Озёры».
  • Создание альбомов «Моя семья», «Мой город», «Природа родных Озёр».
  • «Символика города Озёры».
  • Рассматривание альбомов:
  • «Памятники героям и замечательным людям».
  • «Все работы хороши».
  • Экскурсии по городу к памятным местам.

Коммуникация

  • Составление творческих рассказов на тему «Мой город», «Моя любимая улица в городе Озёры», «Живописные уголки города».
  • Рассказы детей о своих прадедушках, прабабушках, защищавших нашу Родину.
  • Чтение рассказов, сказок, стихов.
  • Заучивание пословиц, поговорок.

Чтение художественной литературы

  • В.Степанов «Моя Россия».
  • П.Воронько «Лучше нет родного края».
  • Д.Тарджеманов «Наша улица».

Художественное творчество

  • Рисование на темы «Мой город», «Природа родных Озёр», «Город будущего».

Музыка

  • Знакомство с гимном города Озёры.
  • Национальные и общегородские праздники в нашем городе.

Физическая культура

  • Подвижные русские народные игры.

Безопасность

  • Непосредственно образовательная деятельность «Безопасность в городе».
  • Беседы: «На улицах нашего города», «О чем рассказывают знаки на улицах», «Правила поведения в транспорте», «Безопасная дорога в детский сад».

     Работа с родителями:

  • Помощь в составлении проекта «Свой край люби и знай».
  • Рассказ родителей о любимых местах города Озёры.
  • Подбор фотографий о родном городе.
  • Оформление фотостендов «Мой любимый уголок города», «Профессии наших родителей», «Интересные люди нашего города», «Уважаемые и почётные граждане нашего города».

     На этом этапе допускается определенная вариативность в тематическом планировании, т.к. некоторые темы могут потребовать более детальной проработки, или, в случае успеха, вызовут дополнительный интерес детей и родителей, с последующим желанием организовать внеплановые мероприятия (выставки, беседы).

     Этот этап включает в себя посещение музеев, выставок. А так же накопление дидактического материала в группах, оснащение экспериментального уголка, пополнение групповой библиотеки, проектная деятельность.

     Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем основывается на воспитании у детей устойчивого интереса к краеведческому материалу и к своей «малой Родине». Для ребенка «малая Родина» это не только его дом, улица или детский сад. Это достопримечательности города, его музеи и выставки, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.

     Поэтому содержание проекта будет реализовано в двух направлениях: природно-климатическое, культурно-историческое.

     Природно-климатическое направление включает в себя знакомство с особенностями животного и растительного мира Озёрского района, и реализуется в течение года в качестве дополнения к Образовательной программе МБДОУ ЦРР  - детского сада № 5 «Сказка» разработанной на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

     Наблюдение, Посещение Краеведческого музея в ДОУ, создание совместно с родителями альбомов; организация выставки рисунков «Эти удивительные растения» и т.п.

     Культурно-историческое направление включает в себя знакомство с историей рождения и развития нашего города и области. Особенности культуры и быта народов, населяющих современную территорию Озёрского района. Так же мы поговорим о роли озерчан в Великой Отечественной войне. Познакомимся с памятниками и историческими местами города, с музеем, связанными с культурой и историей нашего города.

     Чтобы обеспечить целостное восприятие детьми изучаемого материала, мы, старались  учесть то, что оно должно:

- нести доступную информацию;

- вызывать эмоциональные чувства, отношения;

- побуждать к деятельности, поступкам.

     Последовательность знакомства детей с определенными темами отразили в перспективном плане.

     Работа велась одновременно по трем направлениям:

- с детьми - согласно разработанного плана,

- с родителями (пропаганда патриотического воспитания, повышение уровня знаний о родном городе, привлечение к совместной деятельности),

- обогащение предметно-развивающей среды в группе.

     При ознакомлении детей с родным городом отдавали предпочтение тем методам и приемам, которые способствовали повышению познавательной и эмоциональной отзывчивости детей:

- каждый раз задавали детям вопросы на выражение отношения к окружающему (Любите ли вы свой город, за что? Что нравится в городе Озёры? Что бы вы хотели сделать, чтобы город стал еще лучше? и др.),

- постоянно любовались и восхищались красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др.,

- при каждом удобном случае старались вызвать у детей чувство сопереживания и сочувствия по поводу живого или неживого объекта, находящегося в неблагоприятном состоянии (разрушающийся дом, сломанная скамейка и др.)

-героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей;

- создавали ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми;

-  старались так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя;

- приглашали родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов Великой отечественной войны, - на познавательные занятия),

- при знакомстве детей с трудом взрослых старались выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. В условиях города это может быть, например, труд строителя, милиционера и др.  Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей  города,

- рассказывали, чем  прославились в нашем городе, в детском саду  родители детей,

- разучили  русские,  игры, пляски, традиции;

-  участие  в городских праздниках,  с тем чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха). Различные фестивали народного творчества.

     Создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности. Создавали условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др.   Что позволяло осуществлять интеграцию образовательных областей, взаимопроникновение.

     Параллельно проводили работу с родителями по пропаганде патриотического воспитания детей  (беседы, консультации:  «Музеи города Озёры», «Знакомим детей с родным городом» и др.).

     Предметно-развивающая среда в группе пополнилась следующим материалом, используемым детьми в свободной деятельности:   картами и макетами города; настольно-печатными, дидактическими играми; книгами, журналами, альбомами (из принесенных детьми старых фотографий), открытками, слайдами о городе Озёры; мини-музеем (где расположили принесенные детьми  из дома старинные вещи: часы, посуду, предметы одежды, орудия труда); атрибутами к сюжетно-ролевым играм.

  № п/п

                   Этапы реализации проекта

       Сроки

                                         III. Контрольно-обобщающий этап

         1

Подведение и анализ итогов деятельности по разработке и внедрению в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края.

Январь 2014г

         2

Презентация результатов проекта.

Февраль 2014г

         3

Организация выставки методических и наглядных материалов, продуктов исследовательской и художественно-творческой деятельности детей.

Март 2014г

        4

Распространение опыта среди педагогической общественности в рамках научно – практических конференций, мастер-классов, семинаров, публикаций в Интернет, участие в конкурсах.

Март 2014г

        5

Мониторинг проектной деятельности детей.

Апрель 2014г

        6

Повторное анкетирование родителей.

Апрель 2014г

        7

Картотека игр по формированию у детей знаний о родном городе.

Май 2014г

     Мы убедились, что, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, необходимо строить свою работу в соответствии с местными условиями и индивидуальными особенностями детей группы. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников требует от педагога большой личной убежденности, вдохновения.  Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания  действенной любви к близким людям, к малой Родине, городу Озёры, к России. Составленное нами тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников требует от педагога большой личной убежденности, вдохновения.  Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания  действенной любви к близким людям, к малой Родине, к России.

     Вывод:

     Данный проект можно реализовать в условиях ДОУ. В результате реализации проекта дети приобретают знания об истории города, символики, достопримечательностях, узнают имена тех, кто основал и прославил край. Дети проявляют интерес к событиям городской жизни и отражают свои впечатления в продуктивной деятельности. Вовлечение родителей в педагогический процесс формирует правильное отношение к развитию своего ребенка, укрепляет заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ.

     Предполагаемые результаты:

     Дети:

- Итоговым результатом будет являться мониторинг, где дети покажут свои знания по теме;

- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности;

- Нравственно - патриотические чувства к  истории, культуре, природе родного края;

- Развитие связной речи, обогащение словаря (проведение экскурсий в мини- музее ДОУ).

     Воспитатели:

- Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности;

- Практический материал по всем видам детской деятельности.  

     Старший воспитатель:

- Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников;

- Разработка анкет для родителей;

- Составление перспективного плана работы;  

- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта;

- Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, досугов и т.п.

- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.

     Родители:

- Повышение интереса к работе ДОУ;

- Активное участие в конкурсах, выставках.

     Предметно-развивающая среда:

- Краеведческий мини- музей в ДОУ;

- Уголки по краеведению в группах.

     Предложения по возможному распространению проекта.

     Проект можно использовать в любой подготовительной к школе группе детского сада, в кружковой работе.

     Освещение реализации проекта на сайте учреждения.

     Освещение реализации проекта в Публичном докладе.

     Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.