Проект "Свой край люби и знай"
Предварительный просмотр:
Инновационный проект
На тему: «Свой край люби и знай»
2013 – 2014 гг
Инновационный проект на тему: «Свой край люби и знай».
Краткая аннотация проекта.
Как объяснить дошкольнику, что история – это наука о нем, о том, что происходило и происходит вокруг него и его родственников, его семьи? Претворение в жизнь проекта «Свой край люби и знай» позволит воспитателям обратить внимание детей на связь каждого человека с историей родного города. Выполняя данный проект, воспитатель имеет возможность показать ребятам связь настоящего с прошлым, познакомить детей с легендарной стройкой века, способствовать возникновению гордости у дошкольников за свой город, за доблестный труд строителей и железнодорожников.
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности ребенка, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие, как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.
Гипотеза.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Тип проекта: познавательный, групповой.
Цель проекта: формирование познавательных интересов детей через приобщение к культурному наследию города, знакомство с историей, местными достопримечательностями, воспитание чувства любви к своему городу, уважения и признательности к людям, прославившим город.
Реализация проекта осуществляется по трем направлениям: дети, родители, педагоги ДОУ. По каждому направлению определены задачи способствующие достижения единой, общей цели.
В проекте указаны принципы его успешной реализации, методы реализации.
Задачи проекта:
- Расширить и углубить знания детей и родителей о своем родном городе, его достопримечательностях;
- Учить узнавать по картинкам, фотографиям родной город и уметь рассказывать о его достопримечательностях;
- Поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться;
- Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;
- Расширить кругозор и обогатить словарный запас детей, развивать связную речь;
- Воспитывать уважение к труду людей, создающих современный город, любовь и бережное отношение к городу;
- Создание библиотеки по краеведению, патриотическому воспитанию и копилку тематических проектов;
- Провести мониторинг уровня сформированности знаний о родном городе;
- Разработать методические пособия по краеведению;
- Обеспечить взаимодействие участников проекта с помощью информационно-компьютерных технологий.
Участники проекта: дети подготовительных к школе групп, родители, воспитатели МБДОУ ЦРР – детского сада № 5 «Сказка».
Срок реализации: 1год, с сентября 2013года по май 2014года.
Основная проблема и её актуальность.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих наш детский сад, мы выяснили, что многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом – это составная часть формирования патриотизма. Наша задача – углубить это чувство, рассказать о родном городе так, чтобы вызвать у ребенка чувство восхищения своей родиной, гордости и любви.
Процесс приобщения дошкольников к гражданскому и патриотическому воспитанию достаточно сложный, требует продуманного отбора содержания знаний, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.
Метод проекта является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у старших дошкольников любви к родному городу.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Практическое значение проекта заключается в составлении перспективных планов, методических рекомендаций для воспитателей по краеведению и патриотическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с родным городом.
Новизна и оригинальность заключается в создании системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с городом Озёры, интеграция краеведческих знаний в системе воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др.
Кадровый потенциал:
- Старший воспитатель;
- Воспитатели;
- Родители;
- Дети;
- Музыкальный руководитель
- Инструктор по физической культуре;
- Учитель – логопед;
- Педагог – психолог.
Принципы:
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан центр краеведения в группах, подобран материал об Озёрском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Озёры.
Методы и средства реализации проекта:
1. Изучение инновационных подходов в работе по данному направлению, обобщение имеющегося опыта ДОУ.
2. Проведение мониторинговых исследований для выявления представлений детей о родном крае; компетентности родителей в области краеведения.
3. Формирование электронного банка методических разработок, справочных и наглядных материалов по природному и культурно-историческому краеведению.
4. Проектирование образовательного процесса на основе интеграции содержания образовательных областей, детских видов деятельности и вовлечения родителей воспитанников в педагогический процесс дошкольного учреждения.
5. Создание благоприятной атмосферы: доброжелательность со стороны воспитателя.
1. Методы, повышающие познавательную активность:
- экскурсии по культурным и историческим местам г. Озёры;
- сравнения по аналогии и по противоположности;
- обсуждение, постановка проблемных вопросов и поиск ответов на них;
- чтение художественной литературы;
- рассказы взрослых об Озёрах, выдающихся земляках, истории и культуре родного края;
- рассматриванием картин, иллюстраций к книгам, фотоальбомов;
- просмотр видео, слайд программ;
- разнообразная деятельность (трудовая, исследовательская, проектная, моделирование и др.).
2. Методы, стимулирующие эмоциональную активность детей:
- сюрпризные моменты и элементы новизны;
- придумывание сказок и рассказов;
- воображаемые ситуации;
- игры;
- сочетание разнообразных методов, видов деятельности детей и взрослых во время одной непосредственно образовательной деятельности;
3. Методы развития творчества:
- игровые приемы;
- мотивирование детской деятельности;
- обогащение предметно-игровой среды дошкольного учреждения;
- разнообразная художественно-творческая деятельность.
Прогнозируемый результат:
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработка методического и дидактического сопровождения по данному вопросу.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Озёры, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя озерчанами. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
- Подбор исторической литературы.
- Подбор произведений русского народного творчества.
- Наличие подробных конспектов теоретических и практических занятий.
- Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).
- Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
- Дидактические, сюжетно-ролевые игры.
- Наличие наглядно-дидактических пособий, созданных с помощью ИКТ.
- Выставки книг, рисунков, поделок.
- Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
- Наличие современных средств обучения (акустическая система,мультимедийное оборудование, программное обеспечение, видео и компьютерная техника).
- Наличие компьютерной, множительной оргтехники.
- Наличие цифрового оборудования (теле-, видео-, фотоаппаратура).
Информационно-коммуникационное оснащение:
· Подключение к Интернету.
· Создание локальной сети.
· Создание и поддержка сайта.
· Оснащение участников проекта портативной компьютерной техникой.
· Наличие лицензионного программного обеспечения.
· Наличие мест свободного доступа к сети Интернет.
Сроки и этапы реализации проекта:
сентябрь 2013г – май 2014г
№ п/п | Этапы реализации проекта | Сроки |
I.Аналитико-подготовительный этап | ||
1 | Изучение и структурирование методических материалов по краеведению. | Сентябрь 2013г |
2 | Разработка мониторинга сформированности знаний о родном городе. | Сентябрь 2013г |
3 | Проведение анкетирования родителей с целью определения: -установления приблизительного уровня информированности об истории и природе г. Озёры; -выявить образовательные запросы и готовность родителей участвовать в различных мероприятиях дошкольного учреждения. -выявить знания родителей о героях-земляках, о знатных людях нашего района. | Сентябрь 2013г |
4 | Разработать методические рекомендации по реализации проекта. | Сентябрь 2013г |
На данном этапе использовались следующие методы исследования:
- наблюдения за играми детей;
- диагностика представлений и отношения детей к родному городу;
- беседа с родителями,
- анкетирование родителей,
- беседа с воспитателями.
Данные анкетирования родителей показали, что они признают актуальность проблемы патриотического воспитания на основе краеведения, понимают важность и необходимость знакомства детей с родным городом («у детей возникает интерес к родным местам, желание беречь природу, появляется уважение и гордость к своему городу»).
Многие родители знакомят детей с достопримечательностями города, рассказывают о фабриках и заводах, какая продукция выпускается на этих заводах, посещают вместе с детьми музеи, выставки.
Родители удовлетворены работой детского сада по знакомству детей с родным краем и воспитанию патриотических чувств.
Из беседы с воспитателями выяснили, что работа по краеведению ведется с детьми согласно перспективных планов, которые предусматривают разные формы работы с детьми (экскурсии по городу, в музеи, тематические занятия, чтение художественной литературы и др.).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
В дошкольном учреждении ведется работа по ознакомлению детей с родным городом: имеются перспективные планы, систематически проводятся с детьми экскурсии по городу, в музеи, тематические занятия, чтение художественной литературы. Программное содержание занятий соответствует возрасту детей. Педагогами ставятся задачи по привитию чувства любви и интереса к своему городу, по воспитанию у детей патриотических чувств, желания трудиться для себя и для других.
Родители знакомят детей с родным городом и хотят, чтобы дети знали о нем больше, но у них не всегда хватает времени, а также знаний о том, какую информацию давать детям, как правильно воспитывать патриотические чувства.
В процессе работы над первым этапом нами были поставлены задачи:
Разработать и внедрить систему педагогических мероприятий по формированию у детей знаний о родном городе с опорой на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения и разные виды детской деятельности согласно возрастных особенностей детей.
№ п/п | Этапы реализации проекта | Сроки |
II. Проектно-преобразующий этап | ||
1 | Систематизация информации. | Октябрь 2013г |
2 | Планирование совместной деятельности с детьми и родителями. | Октябрь 2013г |
3 | Подобрать материалы, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Озёры и его достопримечательности». | В течение учебного года |
4 | Составить перспективный план мероприятий. | Октябрь 2013г |
5 | Обогащение предметно-развивающей среды в группе. | В течение учебного |
6 | Расширение взаимодействия с объединениями (объединение развитие творческих способностей «Паутинка», объединение подготовка к школе, Центр детского творчества, Станция юных техников), учреждениями культуры (краеведческий музей, библиотеки). | В течение учебного |
Работа с детьми:
Образовательная область | Формы и методы работы |
Социализация |
|
Познание |
|
Коммуникация |
|
Чтение художественной литературы |
|
Художественное творчество |
|
Музыка |
|
Физическая культура |
|
Безопасность |
|
Работа с родителями:
- Помощь в составлении проекта «Свой край люби и знай».
- Рассказ родителей о любимых местах города Озёры.
- Подбор фотографий о родном городе.
- Оформление фотостендов «Мой любимый уголок города», «Профессии наших родителей», «Интересные люди нашего города», «Уважаемые и почётные граждане нашего города».
На этом этапе допускается определенная вариативность в тематическом планировании, т.к. некоторые темы могут потребовать более детальной проработки, или, в случае успеха, вызовут дополнительный интерес детей и родителей, с последующим желанием организовать внеплановые мероприятия (выставки, беседы).
Этот этап включает в себя посещение музеев, выставок. А так же накопление дидактического материала в группах, оснащение экспериментального уголка, пополнение групповой библиотеки, проектная деятельность.
Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем основывается на воспитании у детей устойчивого интереса к краеведческому материалу и к своей «малой Родине». Для ребенка «малая Родина» это не только его дом, улица или детский сад. Это достопримечательности города, его музеи и выставки, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.
Поэтому содержание проекта будет реализовано в двух направлениях: природно-климатическое, культурно-историческое.
Природно-климатическое направление включает в себя знакомство с особенностями животного и растительного мира Озёрского района, и реализуется в течение года в качестве дополнения к Образовательной программе МБДОУ ЦРР - детского сада № 5 «Сказка» разработанной на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Наблюдение, Посещение Краеведческого музея в ДОУ, создание совместно с родителями альбомов; организация выставки рисунков «Эти удивительные растения» и т.п.
Культурно-историческое направление включает в себя знакомство с историей рождения и развития нашего города и области. Особенности культуры и быта народов, населяющих современную территорию Озёрского района. Так же мы поговорим о роли озерчан в Великой Отечественной войне. Познакомимся с памятниками и историческими местами города, с музеем, связанными с культурой и историей нашего города.
Чтобы обеспечить целостное восприятие детьми изучаемого материала, мы, старались учесть то, что оно должно:
- нести доступную информацию;
- вызывать эмоциональные чувства, отношения;
- побуждать к деятельности, поступкам.
Последовательность знакомства детей с определенными темами отразили в перспективном плане.
Работа велась одновременно по трем направлениям:
- с детьми - согласно разработанного плана,
- с родителями (пропаганда патриотического воспитания, повышение уровня знаний о родном городе, привлечение к совместной деятельности),
- обогащение предметно-развивающей среды в группе.
При ознакомлении детей с родным городом отдавали предпочтение тем методам и приемам, которые способствовали повышению познавательной и эмоциональной отзывчивости детей:
- каждый раз задавали детям вопросы на выражение отношения к окружающему (Любите ли вы свой город, за что? Что нравится в городе Озёры? Что бы вы хотели сделать, чтобы город стал еще лучше? и др.),
- постоянно любовались и восхищались красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др.,
- при каждом удобном случае старались вызвать у детей чувство сопереживания и сочувствия по поводу живого или неживого объекта, находящегося в неблагоприятном состоянии (разрушающийся дом, сломанная скамейка и др.)
-героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей;
- создавали ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми;
- старались так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя;
- приглашали родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов Великой отечественной войны, - на познавательные занятия),
- при знакомстве детей с трудом взрослых старались выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. В условиях города это может быть, например, труд строителя, милиционера и др. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей города,
- рассказывали, чем прославились в нашем городе, в детском саду родители детей,
- разучили русские, игры, пляски, традиции;
- участие в городских праздниках, с тем чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха). Различные фестивали народного творчества.
Создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности. Создавали условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др. Что позволяло осуществлять интеграцию образовательных областей, взаимопроникновение.
Параллельно проводили работу с родителями по пропаганде патриотического воспитания детей (беседы, консультации: «Музеи города Озёры», «Знакомим детей с родным городом» и др.).
Предметно-развивающая среда в группе пополнилась следующим материалом, используемым детьми в свободной деятельности: картами и макетами города; настольно-печатными, дидактическими играми; книгами, журналами, альбомами (из принесенных детьми старых фотографий), открытками, слайдами о городе Озёры; мини-музеем (где расположили принесенные детьми из дома старинные вещи: часы, посуду, предметы одежды, орудия труда); атрибутами к сюжетно-ролевым играм.
№ п/п | Этапы реализации проекта | Сроки |
III. Контрольно-обобщающий этап | ||
1 | Подведение и анализ итогов деятельности по разработке и внедрению в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края. | Январь 2014г |
2 | Презентация результатов проекта. | Февраль 2014г |
3 | Организация выставки методических и наглядных материалов, продуктов исследовательской и художественно-творческой деятельности детей. | Март 2014г |
4 | Распространение опыта среди педагогической общественности в рамках научно – практических конференций, мастер-классов, семинаров, публикаций в Интернет, участие в конкурсах. | Март 2014г |
5 | Мониторинг проектной деятельности детей. | Апрель 2014г |
6 | Повторное анкетирование родителей. | Апрель 2014г |
7 | Картотека игр по формированию у детей знаний о родном городе. | Май 2014г |
Мы убедились, что, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, необходимо строить свою работу в соответствии с местными условиями и индивидуальными особенностями детей группы. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников требует от педагога большой личной убежденности, вдохновения. Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания действенной любви к близким людям, к малой Родине, городу Озёры, к России. Составленное нами тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников требует от педагога большой личной убежденности, вдохновения. Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания действенной любви к близким людям, к малой Родине, к России.
Вывод:
Данный проект можно реализовать в условиях ДОУ. В результате реализации проекта дети приобретают знания об истории города, символики, достопримечательностях, узнают имена тех, кто основал и прославил край. Дети проявляют интерес к событиям городской жизни и отражают свои впечатления в продуктивной деятельности. Вовлечение родителей в педагогический процесс формирует правильное отношение к развитию своего ребенка, укрепляет заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Итоговым результатом будет являться мониторинг, где дети покажут свои знания по теме;
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности;
- Нравственно - патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края;
- Развитие связной речи, обогащение словаря (проведение экскурсий в мини- музее ДОУ).
Воспитатели:
- Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности;
- Практический материал по всем видам детской деятельности.
Старший воспитатель:
- Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников;
- Разработка анкет для родителей;
- Составление перспективного плана работы;
- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта;
- Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, досугов и т.п.
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.
Родители:
- Повышение интереса к работе ДОУ;
- Активное участие в конкурсах, выставках.
Предметно-развивающая среда:
- Краеведческий мини- музей в ДОУ;
- Уголки по краеведению в группах.
Предложения по возможному распространению проекта.
Проект можно использовать в любой подготовительной к школе группе детского сада, в кружковой работе.
Освещение реализации проекта на сайте учреждения.
Освещение реализации проекта в Публичном докладе.
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.